Праздники. День Мабо в Австралии

Ученые и исследователи считают, что до высадки европейцев на австралийский берег в 1788 году, коренные народы, в том числе и жители островов находящихся в проливе Торреса, жили на Зеленом континенте и окружающих его островах приблизительно 70 тысяч лет. Аборигены вели кочевой образ жизни. Мужчины охотились на больших животных, а дети и женщины собирали плоды и по возможности охотились на мелких млекопитающих. Живя в единении с природой, люди не только пользовались её плодами, но и искали в ней духовные составляющие своего бытия, гармонию души и окружающего мира. Считалось, что умершие предки участвуют во всех процессах, проходящих на вокруг жителей всей земли. В то время превалировало понятие земли, как объекта общественного, где право собственности переплеталось с ответственностью за "ритуальное владение" и за весь находящийся на ней животный мир. Территории граничили друг с другом по естественным природным рельефам, рекам, озерам. Земля не продавалась и не покупалась. Не допускалась передача земли и в качестве подарка. Аборигены Австралии не обладали навыками письма, все законы и традиции передавались посредством танцев, песен и устных рассказов. По законам 18 века, если в обществе, проживающем на определенной территории, отсутствовало политико-социальная система, то земля признавалась ничейной и переходила в подчинение государства, которое эту землю "открыло". Англичане никогда не отрицали право на проживание в Австралии местных жителей, однако они считали населяющие эти земли народы слишком примитивными для владения землей в цивилизованном контексте этого слова. Ко всему этому добавилось полное отсутствие каких-либо органов, с которыми бы возможно было вести переговоры о покупке земель. И хотя аборигены отступили под напором европейских болезней и огнестрельного оружия, однако вот уже 200 лет они продолжают отстаивать права на свою самобытную культуру. Пиком этой борьбы ознаменовался иск Эдди Мабо, Давида Пасси и Джеймса Райса поданного в Верховный Суд Австралии в 1982 году. В качестве ответчика выступил отобравший в свою пользу в 1879 году эти острова штат Квинсленд. Главной целью истцов было определение реальных владельцев островов Вейэр, Мер и Даур на которых спокон веков обитает племя Мериам. Революционное решение Верховного Суда 3 июля 1992 года положило конец всем спорам. Было принято решение, по которому народы владеющие землей с доколониальных времен, имеют полное право владеть ей и сегодня. Таким образом, был полностью разрушен миф о том, что территории Австралии не имеют законных хозяев. Теперь компании заинтересованные в разработке и добыче природных ресурсов должны выплачивать традиционным владельцам земель компенсации согласно праву Native Title. В честь этого события, восстановившего справедливость, было принято решение объявить 3 июня Днем Мабо. Праздник в основном отмечается коренным населением. На островах Торесса этот день объявлен выходным. В возрасте 56 лет Эдди Мабо покинул этот мир, но в памяти миллионов он останется истинным сыном своей земли и достойным примером для подражания.

Сегодня, 3 июня, в Австралии выходной по случаю дня Мабо. Кто такой Мабо и почему его именем назван целый национальный континентальный праздник — расскажу прямо сейчас.

К моменту Первого английского флота, приставшего к австралийскому берегу, земли этого континента на протяжении 70 тыс. лет населяли местные племена аборигенов. Скажу больше: они не только населяли эти земли, но и полноправно ими владели.

Ведя традиционный кочевой образ жизни охотников-собирателей, мужчины промышляли охотой на крупных животных, женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае и охотой на мелких животных.

Как и для многих других коренных народов, живших в гармонии с природой, земля не только обеспечивала аборигенам средства к существованию, но и являлась центром их духовной жизни и источником идентичности.

Не имея письменности, аборигены передавали законы и традиции последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы. Я представляю себе, как если бы американцы, например, не имея письменности, передавали бы из поколения в поколение Декларацию независимости при помощи нижнего брейка или, там, русский дедушка передавал бы своему внуку Конституцию Российской Федерации через «Яблочко».

Но вернемся в Австралию. Из-за отсутствия письменных документов на владение землей территория, на которой проживали аборигены, была объявлена ничейной. И вот в 1982 г. инициативная группа австралийских аборигенов во главе с Эдди Мабо подала иск в Верховный Суд Австралии. Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр — мест традиционного обитания племени Мериам.

В течение 10 лет аборигены настойчиво боролись за справедливость, которая была восстановлена таки 3 июня 1992 года. Эта дата и стала новым государственным праздником Австралии - Днем Мабо. О борьбе австралийских аборигенов за свои острова поют мои любимые антиподы из группы "Midnight Oil".

Первый эскиз парашюта, как вы знаете, нарисовал Леонардо да Винчи в 1483 г. «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, - писал гениальный ученый, - то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Парашют Леонардо был похож на современный, однако из-за отсутствия практической надобности развитие парашютного дела законсервировалось на 200 лет.

Впервые построил и испытал такое устройство французский физик Ленорман, который и дал ему название - «парашют», от греческого «пара» - против и французского «шюте» - падение. И вот 3 июня 1785 года французский воздухоплаватель Франсуа Бланшар продемонстрировал в Лондоне сконструированный им парашют для прыжков с воздушного шара. Сам Бланшар опробовать свое изобретение не решился и с высоты 300 м скинул, на фиг, на парашюте собаку… какую-то, мимо пробегала.

Животное приземлилось благополучно. Спустя год в немецком Гамбурге Бланшар провел следующий эксперимент. На этот раз с неба на землю спустился баран, хотя несколько минут назад это еще был симпатичный белокурый юноша из соседней пивоварни.

3 июня 1943 г. в Алжире, который к тому времени еще был французской колонией, под руководством Шарля де Голля был создан Французский комитет национального освобождения. Однако борьбу с фашизмом было единодушно начать с борьбы против голода. Именно поэтому на этой встрече было выпито 64 бутылки Бордо, съедено 12 кг фуа-гра и подчистую уничтожено более 150 хрустящих багетов.

3 июня 1965 г. американский астронавт Эдвард Уайт стал первым американцем и вторым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. Как известно, сейчас любой современный космонавт ежедневно выходит в открытый космос, один раз - надолго и 3-4 раза - на чуть-чуть.

3 июня в разные годы родились: основоположник российской нейрохирургии Николай Бурденко, чьим именем в Москве назван знаменитый госпиталь; также в этот день появился на свет советский археолог академик Борис Рыбаков, автор потрясающе интересных книг о русском и славянском язычестве.

3 июня родился король Англии Георг Y, внешне, кстати, очень похожий на своего двоюродного брата - русского царя Николая II. По иронии судьбы, похожий только внешне, потому что Георг Y был значительно одареннее своего слабоумного родственника.

Автор книги «Жизнь растений», русский ученый-естествоиспытатель Климент Тимирязев появился 3 июня и, наконец, сегодня родилась - неважно, в каком году - русская чемпионка дагестанского розлива, замечательная прыгунья с шестом Елена Исинбаева. Наши поздравления Елене. Помимо дня рождения, у Елены сегодня, кс тати, еще и именины. Так что - даешь новые рекорды и новые рекламные контракты.

День Мабо в Австралии

По мнению ученых, к моменту прибытия Первого флота (1788), коренные народы (аборигены и жители островов пролива Торреса) населяли австралийский континент и прилегающие к нему острова около 70 тысяч лет.

Ведя традиционный кочевой образ жизни охотников-собирателей, мужчины промышляли охотой на крупных животных, женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае и охотой на мелких животных.

Как и для многих других коренных народов, живших в гармонии с природой, земля не только обеспечивала аборигенам средства к существованию, но и являлась центром их духовной жизни, источником идентичности. Считалось, что через землю мир живущих неразрывно связан с миром предков.

На бытовом уровне, земля находилась не в индивидуальной, а в общественной собственности, где под правом собственности в первую очередь подразумевалось не право проживания или использования с целью получения экономической выгоды, сколько ответственность за свое «ритуальное владение» и за все живое на нем. Границами таких владений служили естественные ориентиры — реки, озера и горы. Считалось, что земля не может быть продана, куплена или подарена.

Не имея письменности, аборигены передавали законы и традиции последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы.

В то же самое время, по международным законам XVIII века, при отсутствии очевидных социальных и политических систем вновь «открытые» земли признавались terra nullius («ничейными») и переходили в собственность государства, «открывшего» эти земли.

Хотя британское правительство и не отрицало присутствия на территории Австралии коренных народов, считалось, что аборигены и жители островов Торесса были слишком примитивны, чтобы владеть землей в европейском понимании этого слова. К тому же, первопоселенцы не обнаружили у туземцев привычных для европейцев органов управления, с которыми британское правительство могло бы вести переговоры о приобретении земли.

В конце концов, аборигены оказались бессильны против огнестрельного оружия и европейских болезней, хотя и продолжали в той или иной степени отстаивать свои права на протяжении последующих 200 лет.

Вершиной этой борьбы стал иск, поданный Эдди Мабо (Eddie Koiki Mabo), Давидом Пасси и Джеймсом Райсом из племени Мериам с острова Марэй в проливе Торесса в Верховный Суд Австралии в 1982 году. Ответчиком по иску выступил штат Квинсленд, аннексировавший эти острова в 1879 году. Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр — мест традиционного обитания племени Мериам.

В своем решении от 3 июня 1992 года Верховный Суд установил, что в доколониальные времена коренные народы владели землей согласно традиционному праву, фактически существующему и по сей день. Миф о «ничейности» австралийских территорий был окончательно разрушен.

Верховный Суд подтвердил право аборигенов и жителей островов пролива Торесса владеть и пользоваться землей в местах их традиционного обитания. Это право получило название Native Title, по которому правительства штатов, заинтересованные в приобретении прав на разработку природных ресурсов, обязаны были выплатить традиционным владельцам компенсацию.

В ознаменование этого события 3 июня был обьявлен Днем Мабо (Mabo Day). Наиболее широко День Мабо отмечается в местах традиционного проживания коренного населения, а на островах Торесса этот день является выходным. К сожалению, Эдди Мабо не дожил до этого момента. В январе 1992 года он умер в возрасте 56 лет.

Каждый год 3 июня в Австралии отмечают День Мабо (Mabo Day), который наиболее широко празднуется в местах традиционного проживания коренного населения, а на островах Торесса этот день является выходным. В 2010 году в стране была запущена кампания, цель которой - добиться присвоения празднику статуса общенационального.

По мнению ученых, к моменту прибытия Первого флота (1788), коренные народы (аборигены и жители островов пролива Торреса) населяли австралийский континент и прилегающие к нему острова около 70 тысяч лет.

Ведя традиционный кочевой образ жизни охотников-собирателей, мужчины промышляли охотой на крупных животных, женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае и охотой на мелких животных.

Как и для многих других коренных народов, живших в гармонии с природой, земля не только обеспечивала аборигенам средства к существованию, но и являлась центром их духовной жизни, источником идентичности. Считалось, что через землю мир живущих неразрывно связан с миром предков.

На бытовом уровне, земля находилась не в индивидуальной, а в общественной собственности, где под правом собственности в первую очередь подразумевалось не право проживания или использования с целью получения экономической выгоды, сколько ответственность за свое «ритуальное владение» и за все живое на нем. Границами таких владений служили естественные ориентиры - реки, озера и горы. Считалось, что земля не может быть продана, куплена или подарена.

Не имея письменности, аборигены передавали законы и традиции последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы.

В то же самое время, по международным законам 18 века, при отсутствии очевидных социальных и политических систем, вновь «открытые» земли признавались terra nullius («ничейными») и переходили в собственность государства, «открывшего» эти земли.

Хотя британское правительство и не отрицало присутствия на территории Австралии коренных народов, считалось, что аборигены и жители островов Торесса были слишком примитивны, чтобы владеть землей в европейском понимании этого слова. К тому же, первопоселенцы не обнаружили у туземцев привычных для европейцев органов управления, с которыми британское правительство могло бы вести переговоры о приобретении земли.

В конце концов, аборигены оказались бессильны против огнестрельного оружия и европейских болезней, хотя и продолжали в той или иной степени отстаивать свои права на протяжении последующих 200 лет.

Вершиной этой борьбы стал иск, поданный Эдди Мабо (Eddie Koiki Mabo), Давидом Пасси и Джеймсом Райсом из племени Мериам с острова Марэй в проливе Торесса в Верховный Суд Австралии в 1982 году. Ответчиком по иску выступил штат Квинсленд, аннексировавший эти острова в 1879 году. Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр - мест традиционного обитания племени Мериам.

В своем эпохальном решении от 3 июня 1992 года Верховный Суд установил, что в доколониальные времена коренные народы владели землей согласно традиционному праву, фактически существующему и по сей день . Миф о «ничейности» австралийских территорий был окончательно разрушен.

Верховный Суд подтвердил право аборигенов и жителей островов пролива Торесса владеть и пользоваться землей в местах их традиционного обитания. Это право получило название Native Title, по которому правительства штатов, заинтересованные в приобретении прав на разработку природных ресурсов, обязаны были выплатить традиционным владельцам компенсацию. К сожалению, Эдди Мабо не дожил до этого момента. В январе 1992 года он умер в возрасте 56 лет.

В ознаменование же этого события 3 июня был объявлен Днем Мабо. И по мнению сторонников этого решения, данный праздник очень важен для австралийцев, так как в этот день потомки британских переселенцев получили возможность компенсировать ущерб, причиненный аборигенному населению процессом колонизации.

Сегодня 12 мая


  • Второе воскресенье мая - День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь. Этот государственный праздник отмечается в стране ежегодно в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года. Символами Республики Беларусь... поздравить

  • Ежегодно во второе воскресенье мая во многих европейских странах, США, Канаде, Китае и Японии отмечается один из самых светлых и добрых праздников - День матери (Mother"s Day). Этому празднику уже более ста лет. Хотя истоки празднования Дня матери, возможно, следует искать в праздниках... поздравить

  • Сегодня, 12 мая, во всём мире отмечается профессиональный праздник медицинской сестры - International Nurses Day . Профессия медицинской сестры очень важная и нужная, ведь именно они являются незаменимы помощниками докторов, связующим звеном между врачами и пациентами. Профессиональный... поздравить

  • 12 мая Россия и страны бывшего СССР отмечают День экологического образования. Праздник, цель которого – актуализация экологических знаний во всех науках и всех сферах человеческой деятельности, был учрежден в 1991 году. В этот день в городах и поселках проводятся различные экологические... поздравить

  • День поминовения просветителя Грузии святого апостола Андрея Первозванного отмечается дважды - 13 декабря, а с 2003 года - еще и 12 мая (этот день объявлен в Грузии выходным на государственном уровне). Такое решение было принято постановлением Святого Синода Грузинской Православной Церкви... поздравить

  • 12 мая в Финляндии отмечается «День Снелльмана» или «День финского самосознания» (фин. Suomalaisuuden päivä). В этот день над Финляндией ежегодно поднимается государственный флаг, и в стране это официальный выходной. Йохан Вильгельм Снелльман (Johan Vilhelm Snellman, 12 мая... поздравить

  • Ежегодно 12 мая в Республике Сербской отмечают День армии. 12 мая 1992 года на своем очередном заседании тогдашняя Скупщина сербского народа в Боснии и Герцеговине на заседании в Баня-Луке приняла решение о формировании армии Республики Сербской БиГ, как тогда называлась РС, и об основании... поздравить

  • В конце 3 века в городе Кизик (Малая Азия) были замучены и убиты за веру и проповедование девять мучеников. Их нетленные мощи исцеляют от болезней. Считается, что это самый благополучный день для лечения. Над тяжело больным читают специальный заговор, в котором соединились языческие верования...