Правовые основы российского гражданства. Понятие и принципы российского гражданства

Введение

§ 2. Принципы гражданства РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Существование человека в современном мире без связи с обществом невозможно себе представить. Одной из самых важных связей является связь личности и государства. Ее выражением является институт гражданства. Личность передает часть своих свобод государству, взамен же получает определенные права и гарантии безопасного существования. Отношения между государством и личностью оформлены юридически, закреплены законодательно.

Вопросы гражданства РФ регулируются в рамках закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 года, Конституции РФ, и прочих нормативно-правовых актов.

Исследований по данной теме создано немного. В основном это объясняется четким формулированием норм права, связанных с гражданством, поэтому спорных и проблемных мест в этой сфере практически не наблюдается.

Цель данной работы: определить особенности российского гражданства.

Заявленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:

Раскрытие понятия, содержания и принципов гражданства РФ;

Характеристика пути приобретения и прекращения гражданства РФ;

Раскрытие компетенции органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Структура данной работы строится в соответствии с заявленной целью и задачами.


Глава I. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ

§ 1. Понятие и содержание гражданства РФ

Одним из основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие трактуется по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к государству; другие как членство в нем; третьи – как состояние, связь с ним; другие – как юридическое отношение. В соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года, в соответствии с которым оно приобретается или прекращается, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

По Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Гражданство – это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого человека, закрепленное также в международных актах. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство.

Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.


§ 2. Принципы гражданства РФ

Принципы гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Они сформулированы в статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также в Конституции РФ.

Важнейшим принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что ограничение граждан в правах или привилегии по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же положение прописано и в части 2 статьи 19 Конституции РФ.

Не менее важными принципами гражданства РФ являются единое и равное гражданство, независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство, поэтому единое гражданство – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в некоторых республиках были приняты свои законы о гражданстве. Единое гражданство в связи с этим трактуется разными исследователями по-разному. Одни ученые считают, что в РФ существует два гражданства: федеральное и гражданство субъектов. Другие же считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает суверенитет и федерации, и республик

Принцип равного гражданства означает, что в России не существует деления граждан на природных и натурализованных. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Поэтому в законе о гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое ущемление прав и свобод человека.

Еще одним важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения гражданства, следует заметить, что государство не может расторгнуть гражданскую связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах.

Неотъемлемость гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или выдачу иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно лишь в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения при въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным гражданством, одно из которых - гражданство России, в отношении его действует запрет на выдачу другому государству.

Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и неграждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому одним из самых важных принципов российского гражданства является поощрение приобретения гражданства лицами, его не имеющими. Для них вводится упрощенный порядок приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства, приобретают статус гражданина России.

Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании на основании законодательных актов этих государств, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное.

Таким образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.


Глава II. Приобретение и прекращение гражданства РФ

§ 1. Основания приобретения гражданства РФ

Согласно статье 11 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 выделяется как минимум четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:

По рождению;

В результате приема в гражданство РФ;

В результате восстановления в гражданстве РФ;

По иным основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ.

Основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства в силу рождения, поскольку по современным нормам международного права, ребенок ни при каких условиях не должен остаться апатридом. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если гражданство родителей различно, то вопрос о гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это действие так называемого «права крови» - приобретение гражданства с учетом гражданства родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают гражданство РФ.

Вторым основанием приобретения гражданства является натурализация – т.е. прием в гражданство. Он связан со свободным выбором лицом гражданства и согласием государства признать данное лицо своим гражданином. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России (в общей сложности пять или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством). Порядок оформления заявлений о приеме в российское гражданство разъясняется в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 2001.

Что касается приобретения гражданства путем восстановления в гражданстве, то подобное основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо причинам его утратили. Существуют различные формы восстановления в гражданстве:

В порядке регистрации;

Признание факта восстановления;

По ходатайству лица.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация, а также усыновление ребенка.

Оптация как форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства в состав РФ все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России.

При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение.

§ 2. Прекращение гражданства РФ

В статье 6 Конституции РФ закреплено право на изменение, прекращение гражданства, а также положение о том, что никто не может быть лишен российского гражданства по волеизъявлению государства.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям:

В результате выхода из гражданства с учетом волеизъявления и по инициативе самого гражданина;

На основании международного договора (оптация);

По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ (усыновление, удочерение ребенка иностранными гражданами).

Выход из гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую связь лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Основанием утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории РФ отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла территория России.

Однако существуют обстоятельства, при которых выход из гражданства невозможен. Это происходит в случаях, предусмотренных статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:

Если гражданин имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом (например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ);

Если гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

Если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения, т.е. ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.


Глава III. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ

§ 1. Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ

Согласно федеральному закону «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются Президент, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Согласно статье 89 Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В соответствии со статьей 29 закона «О гражданстве» президент обладает рядом полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится решение вопросов приема в гражданство, выхода из гражданства, отмены решений по вопросам гражданства. Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в котором детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства. Глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе ведающих делами о гражданстве. Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.

Законом предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях отказано (эти люди должны быть совершеннолетними и дееспособными, иметь ценз оседлости, дать обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, иметь законный источник средств к существованию, отказаться от уже имеющегося у него гражданства другой страны, владеть русским языком).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства.

Таким образом, Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

§ 2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ

Закон «О гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. Причем органы эти двух видов: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с иностранными государствами.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Оно полномочно принимать заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих в России, составлять на основании органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемые вместе с заявлениями документов взаимодействовать с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Они также решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Решения, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомом ложных сведений.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и учреждений, находящихся за пределами РФ является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. В компетенцию Министерства иностранных дел входит составление на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений на заявления об изменении гражданства в общем порядке, установление формы учета обратившихся с заявлениями РФ лиц. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих за рубежом и имеющих гражданство РФ для поддержания связи с соотечественниками.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом принимают заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на заявления на об изменении гражданства в общем порядке, принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие гражданства РФ, осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ.

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством являются весьма серьёзными, поскольку ими занимается такая разветвленная структура ведомств и учреждений.

Функции координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более широкие полномочия по сравнению с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое государство, поэтому все полномочия не могут быть сосредоточены в одних руках. К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

Принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.

Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.

Говоря об органах, полномочных решать вопросы, связанные с приобретением и утратой гражданства, стоит отметить следующее. Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения.

2. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года // Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003;

3. Конституция Российской Федерации. СПб. 2006;

4. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986;

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997;

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003;

7. Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8;

8. Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2003.


Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 100.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 14.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 103.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 202.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 203.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 16-17.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 209.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23-24.

Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8, С. 21-22.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 25.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 212.

Там же. С. 210

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 27-29.

Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986, С. 10.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 76.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.41.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.70.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 75.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 89.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 28.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 93.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.


Гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом. 2. Двойное гражданство и многогражданство Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, ...

60-х годов двадцатого столетия. На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют. Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них...

Содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Закон закрепляет следующие принципы гражданства: 1. Единство и равенство гражданства Российской Федерации. Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному принципу...

И 160 тысяч. Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, ...

Принципы - основные положения, регулирующие конкретные правоотношения в конкретной области, отрасли науки.

Под принципами российского гражданства понимаются исходные положения, общие правила, лежащие в основе российского гражданства, как институты конституционного права.

Основополагающая роль принципов российского гражданства заключается в том, что все другие нормы данной отрасли должны находиться в соответствии с ними. Принципы важны как основания для их практического применения. Они выступают как руководящее начало для практики, являясь первоосновой. Однако в настоящее время практическая реализация принципов российского гражданства, обеспечивается не в полной мере, что связано с политической и экономической ситуацией в нашей стране.

Если гражданство является основным элементом правового статуса личности, показателем взаимоотношений личности и государства, условием полной правосубъектности лица, то и принципы российского гражданства базируются на основных принципах правового статуса личности, последние ориентированы на все институты правового статуса и лежат в их основе. 115 Воеводин Л.Д. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в обществе, М., Издательство МГУ, 1987, стр46 5

Так, в основу положены такие принципы, как:

  • · равенство прав и свобод человека и гражданина;
  • · обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы;
  • · гарантированность прав и свобод;
  • · неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина;
  • · приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
  • · и другие…

Важность принципов российского гражданства подтверждается тем, что они закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном Законе « О гражданстве Российской Федерации».

Значение принципов российского гражданства проявляется в следующем:

  • – принципы отражают суть института гражданства;
  • – являются исходными началами;
  • – действуют непосредственно;
  • – установлены Конституцией РФ;
  • – выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства;
  • – отражают поведение личности, степень ее свободы;
  • – являются показателем демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.

Принципы российского гражданства, как и другие принципы, образуют конкретную систему, которая представляет целостность и единство этого явления, с одной стороны, и внутренюю структуру ее составных частей - с другой. 116 Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, М., 1972, стр.28-29, 30-33 6

Для принципов характерна тесная взаимосвязь, проявляющаяся в следующем: во-первых,осуществление одних принципов является основанием для реализации других. Во-вторых, нарушение государством одних принципов, не может не повлечь за собой тех или иных последствий по отношению к другим.

В конституционном праве не существует единого исчерпывающего количества принципов российского гражданства и их классификации. Поэтому, к числу принципов можно отнести основные положения данного института:

  • 1. Самостоятельное решение лицом вопросов гражданства. Под этим понимается свобода и добровольность выбора гражданства и недопустимость его лишения.
  • 2. Равенство гражданства независимо от оснований его приобретения.
  • 3. Единство гражданства.
  • 4. Сохранение гражданства в пространстве.
  • 5. Сохранение гражданства в различных ситуациях:
    • – при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в гражданстве другого государства;
    • – при усыновлении;
  • 6. Защита и покровительство государством граждан Российской Федерации за границей. Невозможность выдачи и высылки.
  • 7. Приоритет норм международного права и международных договоров РФ по вопросам гражданства над национальным законодательством.
  • 8. Возможность иметь гражданство другого государства(двойное гражданство).

Некоторые ученые выделяют право каждого человека на приобретение гражданства и его прекращение в самостоятельный принцип. 117 Дмитриев Ю.А. « Гражданство РФ», Учебное пособие «Государственное право РФ», М., 1993, стр.173

Это считается неверным, потому что данное право лишь характеризует сущность гражданства как субъективного права и входит в качестве элемента в принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. Открытый и свободный характер гражданства Российской Федерации тоже нельзя назвать принципом. Скорее, это свойство данного явления, характеризующее принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. 118 Козлова Е.И. «Гражданство РФ», учебник «Конституционное право России», М., Юрист, 1995, стр. 162 8

Межпарламентская Ассамблея СНГ в акте « О согласованных принципах регулирования гражданства» от 29.12.92года признала нормативное значение таких принципов как:

  • – право каждого человека на гражданство и его изменение;
  • – равенство гражданства;
  • – недопустимость лишения гражданства по признакам социального происхождения, имущественного положения, нации и расовой принадлежности, пола, образования, языка, религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий. 119 Информационный бюллетень. 1993, №2, стр.20-21 9

Проанализируем каждый принцип.

Принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. Гражданство является субъективным правом человека и, соответственно, решение вопроса о выборе гражданства является правом самого человека. Никто не вправе принудить полностью дееспособное лицо к принятию гражданства другого государства или выходу из гражданства своего государства. В статье 6 части 3 Конституции РФ устанавливается, что: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или лишен права изменить его». А Закон «О гражданстве РФ» гласит: «никто в РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»(ст.1,ч.2).

Хочется отметить, что в Конституции РФ речь идет только о гражданах Российской Федерации, а в Законе сказано, что « никто» не может быть лишен гражданства в РФ, т.е. охватывается широкий круг лиц: как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Поскольку гражданство является естественным состоянием человека, то лишение гражданства нельзя признать правомерным. Положение об этом было установлено в 1991 году в законе « О гражданстве РФ». Хотя, ранее действующие нормативные акты (при СССР), предусматривали такую возможность, причем, основания для лишения зависели от политической ситуации в стране.

Революция 1917 года, Первая Мировая война просто потребовали создания таких нормативных актов в связи с бурной антисоветской деятельностью эмигрантов, формально сохранившим советское гражданство.

В Законе о гражданстве СССР 1938 года не установлено таких оснований, но из содержания видно, что лишение гражданства - это чрезвычайная мера, направленная против лиц, недостойных носить гражданство СССР. Данная формулировка повлекла произвол среди должностных лиц на поведение граждан.

Законы 1978 и 1990 годов тоже предусматривали такую меру, как исключительную, в отношении лиц, которые наносят существенный ущерб государственным интересам и государственной безопасности СССР. 18 Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, №49, ст.861

Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №23, ст.435

Практика лишения гражданства существовала до принятия Закона « О гражданстве РФ» от 1991 года, где гражданство РФ было закреплено как естественное право.

Международная практика также регулирует сей вопрос. Ст.15 Всеобщей декларации прав человека гласит: « Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». 221 Гражданство и свобода передвижения. Издательство « Юридическая литература», М., 1994, стр. 9 1

В США, Канаде, Аргентине и ряде других стран Существует практика лишения гражданства. В Российской Федерации же институт лишения гражданства отсутствует. Однако, фактически существует скрытое лишение гражданства при отмене решения о приеме в российское гражданство.

Практика иностранных государств показывает, что лишение лица гражданства возможно, но в исключительных случаях, при строгом соответствии закону, за серьезные правонарушения и только уполномоченным на то государственным органом.

Принцип равного гражданства.

Гражданство приобретается лицами по различным основаниям и различными способами: по рождению, в порядке признания, регистрации, приема, восстановления. Данный принцип означает, что все граждане России независимо от оснований, сроков и условий приобретения гражданства, обладают равными правами и обязанностями. Т.е. становясь российским гражданином, человек имеет такой же объем прав и обязанностей, как и другие граждане РФ. Этот принцип закреплен в Конституции РФ(ст.6) и Законе о гражданстве РФ(ст.2, ч.1).

Благодаря принципу равного гражданства, в РФ нет деления граждан на «природных граждан»(получивших гражданство в силу рождения) и «натурализованных»(принятых в гражданство), а для всех установлен единый статус российского гражданина.

В некоторых странах существует тенденция, что связь гражданства, установленного в силу натурализации, менее устойчивая, чем связь государства с гражданином по рождению. Это приводит к появлению нескольких категорий граждан, различных по своей работоспособности.

Как было отмечено, российское законодательство о гражданстве не устанавливает никаких отличий особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям, не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Принцип единства российского гражданства.

Российская Федерация - Федеративное государство. В ее составе из 89 субъектов 21 - республики, являются государствами.

Федеративная природа отражается в принципе единства российского гражданства. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над всем населением федерации, в следствии чего в ней имеется единое российское гражданство, которым обладают все граждане России.

В условиях федерации, единое гражданство не исключает гражданства республик, которые являясь субъектами, одновременно являются и государствами, имеющими свои высшие органы власти, Конституцию, территорию и граждан, ее населяющих.

Принцип единства гражданства начал складываться еще в годы Советской власти при создании РСФСР. Он характеризовался равенством правового положения граждан РСФСР на всей территории Федерации.

Законодательное закрепление единое гражданство нашло в договоре об образовании СССР, в котором указывалось, что для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство. Данный принцип приемствовался последующими Конституциями СССР. Теперь, в связи с распадом СССР, принцип единого гражданства применяется к Российской Федерации. Он закреплен в ст.6 К РФ и Законе о гражданстве РФ: « Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики,»- ст.2, ч. 2 Закона о гражданстве РФ. Конституциями республик в составе РФ закреплен и обратный порядок действия той же нормы: граждане республик являются одновременно гражданами Российской Федерации.

РФ регулирует свое федеративное гражданство и устанавливает общие правила, относительно гражданства, обязательные для республик, входящих в состав РФ. В Конституции РФ указано, что в ее ведении находится гражданство в РФ(ст.71, п «в»). Но в Конституции РФ, в отличии от Закона о гражданстве РФ, не содержится упоминания о гражданстве республик. Несмотря на это, Конституции ряда республик содержат нормы о своем гражданстве, в соответствии с которыми они могут принимать законодательные акты по вопросам гражданства. Такие законы приняты в 6 республиках - Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Коми, Удмуртии и Якутии. В их законах подчеркивается, что гражданство является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета республик.

Гражданство республик не должно носить формальный характер в демократическом государстве, раз уж они создали свои законы о гражданстве и нормы, регулирующие вопросы гражданства, содержатся в их Конституциях. Но это не дает права республиканскому законодательству расходиться с федеральным законодательством. Некоторые республики, например, не являются национальными и, издание законодательных актов республиками о гражданстве, будет в той или иной мере ущемлять права человека, а такого быть не должно.

Профессор Ржевский В.А., вообще против гражданства республик. Он объясняет это тем, что республики, входящие в состав РФ, не являются суверенными, и, следовательно, не могут обладать своим гражданством. Регулирование вопроса гражданства республиканским законодательством нарушает разграничение компетенции между РФ и ее субъектами и влечет различие в правовом статусе граждан республик в составе РФ. 222 Ржевский В.А. Гражданство и федерализм. Материалы научно-практической конференции по проблеме гражданства. М., 1995, стр.70-72 2

Подписание 31марта 1992 года Федеративного договора, в котором республики были признаны суверенными, послужило стимулом к изданию собственных законов о гражданстве.

Если игнорировать гражданство республик - это может привести к определенным конфликтам в отношениях между Федерацией и ее субъектами, принести вред межнациональным отношениям.

Единый характер гражданства РФ имеет внутреннюю и внешнюю сторону.

Внутри страны его роль заключается в обеспечении прав и интересов граждан России. Гражданином, какой бы республики ни было лицо, на него распространяются законы РФ, установленные ими права и гарантии. А также, лицо несет все обязанности, возложенные на него Конституцией и другими законами.

За пределами РФ, в отношениях российских граждан с иностранными государствами, гражданин РФ может прибегать к содействию, помощи консульского, дипломатического,иного государственного органа за границей, т.е. защита и покровительство Российского государства обеспечивается гражданину РФ независимо от того, гражданином какой республики он является.

Сущность гражданства Российской Федерации заключается в принадлежности к народу, а не к отдельной нации или народности. Отсюда и исходит принцип единства российского гражданства.

Принцип сохранения гражданства РФ за пределами России.

Изменения во внешней политике нашей страны, развитие международных связей и сотрудничества, привело к увеличению числа граждан, выезжающих из России на время - в командировку, по контрактам… Согласно Конституции РФ: « Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ»(ст.27, ч.2).

Некоторые российские граждане постоянно проживают в другой стране, имея российское гражданство, состоя на консульском учете. Российский Закон о гражданстве четко сформулировал, что: «проживание граждан РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства»(ст.4). Т.е. в Законе о гражданстве закреплен принцип, в соответствии с которым сам факт проживания гражданина России за границей не влечет за собой утрату гражданства РФ, тем самым сохраняя возможность его возвращения.

Советским законодательством данный принцип нарушался, т.е. был формален. Длительное время в СССР действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года « О выходе из гражданства СССР лиц, переселявшихся в Израиль». Согласно ему, лица, переехавшие на постоянное место жительства в Израиль, считались выбывшими из гражданства СССР с момента их выезда из страны. 223 Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1991, №8 3 Указ был отменен постановлением Верховного Совета СССР 20.05.91 « О введении в действие Закона СССР « О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР». 224 Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1991, №24 4

Теперь российские граждане, не утрачивали гражданства, а лица, утратившие его, восстанавливались в российском гражданстве на основании Закона о гражданстве РФ 1991 года.

Сохранение российского гражданства в различных ситуациях: при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в гражданстве другого государства, при усыновлении ребенка - гражданина РФ.

Закон о гражданстве РФ обеспечивает правовые гарантии сохранения лицом российского гражданства в различных ситуациях.

Им предусматривается, что: « заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащем к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов, не влечет за собой изменения гражданства другим супругом»(ст.6).

Подобные нормы были введены еще в 1918 году и в последующих нормативных актах советского законодательства, которое устанавливало принцип равноправия супругов. Эти нормы продействовали вплоть до 1990 года.

В данном принципе выражается стабильность гражданства, стремление государства обеспечить возможность лицу сохранить свое гражданство, правовые связи со своим государством. Он отражает индивидуальный характер связи лица с государством, недопустимость прекращения гражданства без волеизъявления лица.

Российское гражданство сохраняется при усыновлении детей граждан РФ. « Ребенок, являющийся гражданином РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители или один из них имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство РФ у усыновителя ребенка прекращается, при условии, что ему будет присвоено иное гражданство»,- ст.29, ч.1 З-на о гражданстве РФ.

Впервые норма о сохранении гражданства ребенком была введена в 1928 году Постановлением ЦИК и СНК СССР « Об усыновлении иностранными гражданами детей граждан СССР». В нем указывалось, что усыновленный ребенок сохраняет гражданство СССР, а по достижению совершеннолетия имеет право выхода из советского гражданства в упрощенном порядке.

Данная норма, закрепленная также в Законе о гражданстве РФ, указывает на неотъемлемость гражданства, недопустимость увеличения количества лиц без гражданства.

Принцип защиты и покровительства государством гражданам Российской Федерации за границей. Невозможность выдачи или высылки.

Россия постоянно обеспечивает поддержку своих граждан находящихся за ее пределами. Это закреплено конституционной нормой:

  • 1. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству;
  • 2. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами(ст.61)

Государство охраняет личные и имущественные права граждан РФ, оказывает содействие в удовлетворении их законных интересов.

Государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательство государства их пребывания, международными договорами РФ, защищать их права и охранять законные интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан РФ - сказано в ст.5 закона о гражданстве.

Гражданин РФ в случае нарушения его прав может обратиться за содействием в вышеперечисленные органы.

30 ноября 1992 года Президент РФ издал распоряжение, в соответствии с которым МИД России поручалось активнее защищать российских граждан и их интересов за пределами РФ.

В случае совершения преступления гражданином РФ за границей, он подлежит уголовной ответственности, и консул имеет право посещать задержанных, выяснять условия их содержания, содействовать соблюдению международных договоров. Но, если гражданину удалось покинуть страну после совершения преступления и вернуться в Российскую Федерацию, то он не будет выдан другому государству.

Под выдачей понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству, на территории которого было совершено преступление, в целях привлечения его к уголовной ответственности. Выдача возможна, конечно, но если это оговорено международными и двусторонними соглашениями, которые предусматривают такую выдачу. В противном случае, государство, на территории которого находится преступник, действует по своему усмотрению.

Если Конституция РФ однозначно отрицает возможность выдачи гражданина РФ, то Закон о гражданстве РФ допускает такую возможность, но не иначе как на основании закона или международного договора (ст.1, ч.3).

Таким образом, гражданин, совершивший преступление за границей и вернувшийся в РФ не будет выдан другому государству, а будет отвечать за совершенное преступление по российским законам, в Российской Федерации.

В прежние годы существовала практика высылки «неугодных» лиц из страны с одновременным лишением гражданства.

Конституция РФ вводит норму, непредусмотренную Законом о гражданстве РФ, в соответствии с которой запрещена возможность высылки из страны граждан РФ. Необходимость установления такой нормы вызвана желанием избежать возможности возникновения этих предпосылок в будущем.

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров над национальным законодательством.

Закрепляя многолетнюю практику, Конституция РФ содержит важное правило об уважении норм международного права во взаимоотношениях между государствами.

Общепризнанные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. « Если международный договор РФ устанавлитвает иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», - указывается в ст.15, ч.4 Конституции РФ.

Согласно ст.9 Закона о гражданстве РФ, при решении вопросов гражданства наряду с настоящим законом подлежат применению международные договора РФ, регулирующие эти вопросы: « Если международный договор РФ предусматривает иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются правила этого договора.

Тем самым, РФ придерживается принципов и норм международного права и относится к ним с уважением.

гражданство право регулирование государство

Под принципами гражданства понимается фундаментальные начала, которые заложены в основу правового регулирования этой сферы общественных отношений. Присутствие этих принципов способствует правильному применению правовых норм, влияет на содержание нормативных правовых актов и позволяет обнаружить правовые нормы, которые не входят в систему действующего законодательства государства.

Основные принципы гражданства содержатся в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Можно выделить следующие принципы гражданства:

    Право человека на гражданство.

В основе этого принципа лежит право человека на гражданство, которое дает каждому разрешение реализовать свое желание иметь гражданство и пользоваться конституционными правами и свободами, а также защитой государства.

2. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его.

Этот принцип содержится в ч. 2 ст.6 Конституции РФ и в ч.4 ст.4 Закона «О гражданстве». Он означает, что государство гарантирует человеку свободу выбора гражданства, которая выражается в недопустимости лишения права изменить свое гражданство. Таким образом, в Законе о гражданстве установлен закрытый перечень оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Лишение гражданства заключается в прекращении гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (в основном) вопреки желанию этого лица.

Этот принцип позволяет гражданам свободно осуществлять свои права и свободы, не боясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Он также акцентирует внимание на концепции, о том, что устойчивость связей человека и государства не означает принудительного удержания человека в гражданстве этого государства.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Такой принцип закреплен в статье 61 Конституции РФ и в ч.3 ст.4 Федеральный закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Данный принцип следует отнести к правовым нормам, которые обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина от другого государства.

    Принцип равного гражданства.

Он обозначает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях независимо от оснований приобретения гражданства. Российское законодательство не разграничивает статус лиц, являющихся гражданами Российской Федерации как по основаниям (например, по рождению или восстановлением гражданства), так и по времени приобретения гражданства.

Также, принцип равного гражданства не допускает ограничения прав граждан по отношению вопросов гражданства по признакам расовой, национальной, языковой, социальной, или религиозной принадлежности.

    Принцип единого гражданства.

Принцип единого гражданства закреплен в части 1 статьи 6 Конституции и в части 2 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Его сущность заключается в том, что каждый гражданин республики в составе России одновременно является и гражданином Российского государства. Этот принцип определен федеративным характером государственного устройства России, при котором в единстве с гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Прекращение гражданства влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.

    Принцип допущения двойного гражданства.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Приобретение гражданином России гражданства иностранного государства не предусматривает прекращения у него гражданства Российской Федерации. 5

    Принцип гарантии покровительства.

Данный принцип устанавливает государственные обязательства по оказанию защиты своих граждан, которые находятся за пределами территории России и покровительствуют им. Органы государственной власти Российской Федерации, а так же дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, которые находятся за пределами России, кроме того должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны способствовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. 6

Основной смысл гражданства заключается в том, что нормы этого института должны соответствовать рассмотренным принципам.

Характер отношений человека и государства во многом зависит от тех основных идей, которые лежат в основе института гражданства. Таким образом, соблюдение или не соблюдение принципов гражданства является одним из оснований демократичности государства, его отношения к правам человека.

Стоит отметить, что рассмотренные принципы берут свое начало от общих принципов существующей в России правовой системы. К ним относятся: демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д.

Государство не должно допускать нарушения закрепленных демократических принципов, и тех принципов, которые непосредственно связаны с гражданством, так как они затрагивают демократическую основу политической жизни общества. С целью исправления сложившейся ситуации, государству необходимо проводить политику, которая направлена на поддержание принципов гражданства, закрепленных законодательно.

Подробное решение параграф § 22 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Кто может быть гражданином России?

Гражданами России, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются: лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года, и в последующем не прекратившие гражданства России; лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года.

Есть ли различия в положении иностранного гражданина, живущего и работающего в России, и гражданина России?

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством или международными договорами Российской Федерации.

Кому может быть отказано в приобретении российского гражданства?

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Вопросы и задания к документу

1. Опираясь на основной текст параграфа и приведённые фрагменты документа, сформулируйте условия, определяющие гражданство детей в нашей стране.

Гражданство детей определяется по гражданству его родителей. Если у его родителей разное гражданство, то по заявлению родителя с гражданством РФ, по заявлению опекуна.

2. Выскажите своё мнение: можно ли утверждать, что при решении вопроса гражданства детей законодательство Российской Федерации стремится максимально учесть интересы ребёнка? В своём ответе приведите не менее трёх аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Я думаю, что нет, т.к. гос-ву невыгодно, если дети получают иностранное гражданство: во-первых, в будущем они могут уехать. Во-вторых, эти страны могут быть в конфликте и т.д. К примеру, гражданам США запретили усыновлять детей из России. А если учесть, что ребенку лучше, если его усыновят, чем он будет в детдоме, то становится ясна причина появления этого закона: его сделали, как ответ на закон Магницкого. А не из заботы об интересах детей.

Вопросы

1. Что такое гражданство? Каковы принципы российского гражданства?

В юридической литературе под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. Он не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Назовите основания приобретения гражданства.

Во-первых, приобретение гражданства по рождению. Согласно нормам Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ребёнок является гражданином РФ, если на день его рождения:

а) оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (место рождения ребёнка значения не имеет);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (место рождения ребёнка значения не имеет);

в) один из его родителей - гражданин России, а другой - иностранный гражданин, при условии, что ребёнок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребёнку своё гражданство.

Во-вторых, приём в гражданство, или натурализация. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью, имеет право обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ, если оно проживает на территории России в течение пяти лет непрерывно.

2. В отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощённая процедура приёма в российское гражданство?

Законодательство предусматривает упрощённую процедуру приёма в гражданство для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. В первую очередь речь идёт о выдающихся деятелях науки, техники и культуры; высококвалифицированных специалистах; лицах, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ, а также о тех, кого в установленном порядке признали беженцами.

Кроме того, закон учитывает интересы ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории РФ; лиц, состоящих в браке с гражданами России, а также тех, кто имеет хотя бы одного родителя - российского гражданина, проживающего на территории Российской Федерации. В упрощённом порядке получить российское гражданство могут те, кто родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР.

Лица, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили, имеют право восстановиться в нём.

3. В чём отличия прав гражданина от прав человека? Каковы права гражданина РФ? Назовите конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет. К их числу относят право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь и другие права, которые создают условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения её независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его гражданства.

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Гражданам Российской Федерации принадлежит право участвовать в управлении делами государства. Оно подразумевает право граждан на участие в проведении референдумов и свободу выборов, право быть избранными в органы государственной власти. Российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, работниками органов безопасности, таможенной службы, военнослужащими, капитанами морских кораблей и воздушных судов, арбитражными управляющими при банкротстве. Только гражданин России может быть избран Президентом.

Государство формулирует свои требования к индивидам через систему обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Конституция РФ предусматривает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

4. Что такое воинская обязанность?

Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Напомним, что воинская обязанность гражданина РФ включает: воинский учёт, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы, а также пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

5. Что такое альтернативная гражданская служба? Кто имеет право на замену военной службы по призыву АГС?

Это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. АТС может осуществляться в медицинских и иных государственных учреждениях, а также в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Она регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Право на альтернативную гражданскую службу (АГС) есть у каждого гражданина, имеющего религиозные верования или убеждения, несовместимые с несением военной службы. Путь к реализации этого права лежит через подачу в военкомат заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

6. Каковы основные права и обязанности налогоплательщика?

Налогоплательщики должны встать на учёт в органах Федеральной налоговой службы, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения также в случаях, предусмотренных указанным законодательством. Они не имеют права препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщики имеют право: получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Они могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством, и получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит. Налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, и др.

Задания

1. В конституциях стран мира, следуя установившейся в между-народно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишён...», «все», «личность». Когда же речь идёт о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется чёткая формулировка «граждане имеют право». Познакомьтесь с главой 2 Конституции РФ. В каких статьях говорится о правах гражданина? Что это за права? Чем они отличаются от других прав, сформулированных в этой же главе?

О правах гражданина говорится в статье 19, 20, 27,32,33,36. Эти статьи говорят о равенстве всех граждан перед законом, о том, что никто не имеет права лишать человека жизни, что никто не может быть подвергнут пыткам, что граждане могут без ограничений передвигаться по стране и выезжать заграницу, также каждому гарантируются свобода слова и печати, также граждане имеют право участвовать в управлении государством, имеют право избирать и быть избранным, могут отправлять жалобы, как коллективно, так и индивидуально. В этой главе представлены не только гражданские права гражданина, но и политические, экономические и культурные.

2. Почему защита Отечества названа в Конституции РФ и долгом, и обязанностью гражданина? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом?

Прежде всего это обусловлено тем, что ты являешься гражданином той или иной страны, а долг всегда подразумевает обязанность и наоборот, т.е. ты обязан исполнить свой долг, или твой долг исполнять свои обязанности. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.

3. Молодой человек должен быть призван на военную службу осенью. Он решил воспользоваться правом на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и подал заявление в военкомат за несколько дней до начала осеннего призыва. Как вы думаете, будет ли удовлетворена его просьба? Ответ поясните.

Его просьба не будет удовлетворена.

Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

До 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

До 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

4. В 2010 г. «Левада-центр» провёл опрос 1600 россиян. Один из вопросов звучал так: «Как Вы лично относитесь к службе в армии?» Результаты опроса вместе с данными аналогичных исследований, проведённых ранее, представлены в виде диаграммы (в % от числа отвечавших).

Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы? А как бы вы ответили на этот вопрос? Своё мнение обоснуйте.

Мнение россиян не сильно поменялось за 13 лет. Я бы ответил: «Служба в армии - бессмысленное и опасное занятие, и нужно любыми средствами стараться избежать её».

5. Подберите в периодической печати примеры, иллюстрирующие налоговые правонарушения в России. Проанализируйте их и сформулируйте наиболее общие причины налоговых правонарушений.

Компания решила открыть филиал в г. Переславле-Залесском. С этой целью она провела подготовительные мероприятия. В частности, в марте были наняты директор и бухгалтер. В июне фирма подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на налоговый учет. Налоговики посчитали, что датой создания филиала является день назначения на должность директора филиала. На этом основании они оштрафовали фирму на 5000 руб. Фирма обратилась в суд. Арбитры признали решение инспекции незаконным, поскольку филиал считается созданным, если там оборудованы стационарные рабочие места.

Предприниматель Шаламова Т.М. открыла в филиале Сбербанка РФ расчетный счет, но не сообщила об этом в инспекцию. Налоговики вынесли решение о привлечении Шаламовой к ответственности за нарушение срока представления в налоговой орган информации об открытии счета в виде штрафа, равного 5000 рублей. Предприниматель штраф не уплатила. Инспекторы обратились в суд. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Шаламова Т.М. долгое время находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем не могла сообщить об открытии банковского счета. Кроме того, в ее жизни на тот момент имели место сложные семейные обстоятельства. Суд признал эти причины смягчающими ответственность и снизил размер штрафа до 500 руб.

Причины возникновения налоговых правонарушений в России можно разделить на три условных категории: правовые; экономические; моральные.

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков.

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Эта связь длится в течение всей жизни человека, возникает с момента рождения при приобретении гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке.

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала.

Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции) означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Единое российское гражданство может быть не единственным (например для лиц с двойным гражданством).

2. Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 6 Конституции и п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ.

3. Гражданство РФ экстерриториально (проживание или пребывание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства) – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве. Гражданин РФ вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на территории РФ.

4. Российское гражданство имеет свободных характер . (ч. 3 ст. 6 Конституции) Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

5. Конституция РФ и Закон о гражданстве запрещают лишать человека гражданства РФ . Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за государственные преступления.

6.В основе изменения гражданства лежит волеизъявление лица. Автоматически характер приобретения и утраты гражданства исключается. Вступление в брак с иностранным гражданином или расторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся от гражданина РФ ребенок автоматически получает гражданство РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следуют за ними.


7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами РФ (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства.

8. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 63 Конституции). За преступления, совершенные за пределами РФ, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в РФ также считаются преступлениями). Однако административную ответственность гражданин РФ может нести и за границей.

9. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этом необходимо доказывать факт «без гражданства», как и иностранное гражданство). Получение гражданства человеком без гражданства лучше обеспечивает защиту его прав.