Понятие права право в системе социальных норм. Страницы истории

Пока общество не было строго разделено на бедных и богатых, для всех его членов существовали единые правила поведения: ритуалы, обряды, обычаи, религиозные и другие нормы, в рамках которых были созданы свои устойчивые правила человеческого поведения. Они помогали людям выжить и регулировали повторяющиеся типичные ситуации, последствия которых человеку были уже известны. Создавая эти нормы, наши предки пытались предотвратить опасность, защитить себя и других, научить чему-то своих детей.

Социальные нормы — это общепринятые правила поведения людей, их объединений в обществе, которые регулируют взаимоотношения сторон.

Социальные нормы (общественные правила поведения) должны быть четкими, непротиворечивыми, понятными и справедливыми с точки зрения уважаемых в обществе общечеловеческих ценностей. Они нужны для того, чтобы предотвратить хаос, внести организованность в совместную жизнь людей.

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые, правовые и другие нормы. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят, таким образом, в привычку поведения людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения. Долгое время обычаи регулировали самые важные стороны жизни народов, пока на смену им не пришло право. Тем не менее свое первоначальное значение обычаи не утратили во многих регионах мира. В России они продолжают оставаться важными образцами поведения у народов Севера, Кавказа и ряда других регионов. Сегодня обычаи являются не только правилами поведения, но и способом сохранения самобытности и культуры народов.

Религиозные нормы устанавливаются различными религиозными объединениями и имеют обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру.

Религиозные нормы — это правила, согласно которым устанавливаются модели поведения представителей той или иной веры.

В отличие от обычаев, которые существуют в устной форме, религиозные нормы могут фиксироваться в так называемых «священных книгах» — Библии, Коране, Ведах, Торе и т. п. За их нарушения предусмотрены особые санкции, например отлучение от церкви.

Моральные нормы регулируют большинство общественных отношений. Моральные нормы — правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, правде и лжи.

Нормы морали не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Они передаются из поколение в поколение.

Групповые нормы регулируют поведение между членами группы. Выделяют большие и малые социальные группы. Большие социальные группы складываются в ходе исторического развития общества. К ним относятся: социальные классы, этнические группы, в том числе нации и народности, профессиональные и половозрастные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены совместной деятельностью, общими целями, интересами и находятся в непосредственном личном общении. Малыми группами являются: семья, община, трудовой коллектив, школьный класс, спортивная команда и т. п.

Групповые нормы — это общеобязательные правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для ее членов обязательными для исполнения.

В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют свое действие не на все общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — это правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятий, партий, профсоюзов, добровольных обществ и т. п.), имеющие обязательное значение только для членов этих организаций (объединений).

Они закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях. С усложнением общественных отношений и увеличением численности объединений людей роль корпоративных норм заметно возрастает.

С разделением общества изменялись и правила человеческого поведения, в которых все больше и больше стала проявляться несправедливость по отношению к тем, кто не имел власти и денег. Ученые считают, что в цивилизованном обществе социальные нормы должны быть единообразными, став одинаково значимыми для всех людей. Необходимость в универсальном регулировании отношений между людьми привела к появлению правовых норм.

Правовые нормы — общеобязательные правила поведения в обществе, закрепляемые государственной силой, выраженные в источниках, носящие системный характер, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

Ваши родители имеют право на ежегодный отпуск, а дедушки и бабушки по достижении определенного возраста (обычно с 60 лет для мужчин и с 55 для женщин) получают право на материальное обеспечение со стороны государства (пенсию). Кроме того, у каждого человека есть право на жизнь, обладание собственностью, защиту собственного достоинства, свободу слова, участие в общественной и политической жизни, жилище, медицинскую помощь, образование и т. д. Они перечислены в главе 2 Конституции РФ, а также закрепляются в международных документах и конституциях других стран. Юристы называют это субъективным правом . С другой стороны, правом называется совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством и охраняемых его силой. Такое право называется объективным.

Говоря о праве, мы выделяем два его признака . Во-первых, это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых. Во-вторых, право — это то, чем мы владеем от рождения.

Рассмотрим некоторые важные принципы права .

  1. Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой. Это юридическое равенство обеспечено основополагающими законами страны, в том числе и основным законом нашего государства — Конституцией РФ. Никто не имеет права умалять, унижать права и свободы людей, демонстрировать неравенство в зависимости от имущественного положения, расы, пола, вероисповедания и проч.
  2. Принцип гуманизма показывает, что право, выражаясь, в том числе, и в нормативных правовых актах, должно быть направлено на обеспечение безопасности человека. Даже подвергая наказанию того, кто совершил преступление, человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство.
  3. Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем. Такой принцип применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты. Это позволяет избежать односторонней оценки поведения людей.
  4. Принцип взаимности применяется в области международного, торгового права. Он позволяет предоставлять иностранцам права и льготы в государстве при условии, что его граждане, организации, которые находятся в соответствующем государстве, пользуются аналогичными льготами, правами.
  5. Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушенном праве, обязано восстановить положение, существовавшее до этого, а при невозможности — компенсировать причиненный вред.
  6. Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо, переступившее закон, обязано отвечать за содеянное.
  7. Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей: например, человек может быть подвергнут уголовной ответственности лишь тогда, когда установлена его вина.

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе. Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами. Право и иные социальные нормы взаимосвязаны.

Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе.

Нормы права являются основными, ведущими элементами в юридическом содержании права. Они обладают общими признаками, характерными для нормативно-правовых предписаний и права в целом. Однако в отличие от иных нормативно-правовых предписаний они носят представительно обязывающий характер, выступают в виде правил, эталонов, образцов поведения, имеют специфическую структуру, что позволяет им занимать своеобразное место в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

Норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой основе конкретно регулятивного воздействия права на общественные отношения.

Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.

В свою очередь норма имеет сложную структуру, прежде всего ядро - правило поведения, вокруг которого «вращаются» ее элементы, появляются ее признаки. Норма права может видоизменяться, делиться, укрупняться.

Норма права - это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения. .

Социальные нормы образуют единую систему, а нормы права - особую подсистему в ней. Будучи разновидностью социальных норм, нормы права имеют с ними много общего и в то же время отличаются от них специфическими свойствами. Общее в правовых и социальных нормах проявляется в следующем:

  • 1) нередко социальные нормы содержат одинаковые предписания. Например, кража расценивается правом как преступление, религией - как грех, моралью - как дурной поступок. Причинение вреда в результате самообороны оправдывается и правом,и моралью;
  • 2) нормы морали, религиозные и корпоративные нормы могут приобрести правовое оформление. Например, оскорбительные приставания к прохожим, нецензурная брань в общественном месте (нарушение норм морали) расцениваются как административное правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве такового наказываются. Некоторые религиозные праздники (например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреплены законодательством;
  • 3) подобно корпоративным нормам и нормам религии, нормы права зафиксированы документально. Например, корпоративные нормы содержатся в уставе коммерческой организации, нормы религии - в священных книга (Библия, Коран, Веды), нормы права - в законе или подзаконном акте;
  • 4) социальные нормы обладают единством цели. Они направлены на урегулирование общественных отношений. Нормы религии, морали, права имеют также огромный воспитательный потенциал, они оказывают влияние на формирование человеческой личности.

Место норм права среди социальных норм не исчерпывается сходством - есть и различия, которые определяют специфику права в системе социального регулирования:

  • 1. Нормы права связаны с государством. Государство устанавливает, изменяет, отменяет или официально признаёт правовые нормы;
  • 2. Нарушение нормы права влечёт негативную реакцию государства в виде юридической ответственности. Нарушение же норм морали влечёт лишь общественное осуждение, нарушение корпоративных норм - реакцию со стороны организации, в которой действуют эти нормы, а нарушение религиозной нормы - санкции со стороны церкви;
  • 3. Действие норм права распространяется на всех людей, а не только на приверженцев той или иной религии или членов корпорации.

Вместе с тем норма права - это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности, новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т.п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и, - что, может быть, самое главное, - возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.

Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности. Обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения. Норма права - это правило не только для единичного случая, но и для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.

Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и социально важных процессов общественного бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому-то нормативное содержание права - это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации.

Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов труда и их распределения, норма права распространила свое действие и на политические, социальные структуры общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал формирования и осуществления государственной власти и т. п.

Норма права еще и потому создает социально-равновесное состояние, что у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, то есть предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свое отношение к другому члену общества.

И социальная ценность нормы права заключается как раз в том, что создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами. Норма права еще и потому завоевала культурное развитие человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения.

Норма права - это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний.

Право и мораль

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на развитие и совершенствование.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

Общие и отличительные черты права и морали.

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально - экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Общее между правом и моралью:

  • 1. и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
  • 2. имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
  • 3. им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
  • 4. они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю, то есть направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
  • 5. имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
  • 6. представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;

Право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали. .

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права.

Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.

Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.

Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.

Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.

Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.

Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.

С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и морали:

  • 1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
  • 2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах - законах, указах, и т.д.
  • 3. По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения.
  • 4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. .
Социальные нормы - это правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

Виды социальных норм по механизмам регулирования:


-обычай
-мораль
-норма права
-нормы общественных организаций.Также социальные нормы можно поделить на:
правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

По строгости исполнения социальные нормы делят на:

  • обычаи (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство),
  • манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты),
  • этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах),
  • традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников),
  • привычки (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; может быть групповой, например, спать лёжа, и индивидуальной, например, пить кофе утром, Быть вредной, например, пьянство и курение и полезной (бегать по утрам)
  • нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин),
  • законы (о них позже)
  • табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, каннибализм).

Остановимся подробнее на некоторых из них:

Обычаи - унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или группе, являясь привычными для их членов.

Этикет - принятая в особых кругах система правил поведения.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. (Этика - наука о морали)

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Признаки морали:

1. всеобщность
2. добровольность

Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:
моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
моральные ценности (ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.)

Существует 7 фундаментальных ценностей:
1. польза - экономика
2. господство-политика
3. справедливость - социальная сфера
4. истина
5. красота
6. добро- духовная сфера
7. свобода - все сферы

Основные категории морали:

1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним - зло.
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним - порок.
1. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
2. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
3. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) - поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Право, его признаки, функции

Право - это система общеобязательных, формально определённых, гарантированных государством правил поведения (норм), регулирующих общественные отношения.

Право - единственный государственный регулятор общественных отношений.
Право упорядочивает общественные отношения, устанавливая границы свободы и обязанности участников общественной жизни, запрещая определённые действия.
Право защищает (охраняет) существующие общественные отношения.
Право формирует у граждан уважительное отношение к законам, понимание необходимости их соблюдения.
Право устанавливает жёсткие критерии оценки поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности, а также меры юридической ответственности правонарушителей, механизм восстановления нарушенных прав.

Основные принципы права :

– справедливость;
– равенство всех граждан перед законом;
– гуманизм;
– законность.

Признаки права:
1.

Социальность - право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе
2.
Нормативность (нормативный характер) Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несёт информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы
3.
Общеобязательный характер Нормы права адресованы неопределённо большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими
4.
Государственно-волевой характер - Право - это проявление воли государства, так как в нём определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоёв населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли
5.
Системность - Система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих её элементов
6.
Формальная определённость - Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные правовые акты, судебные решения ит.д.), выбор которой в итоге зависит от государства
7.
Обеспеченность государством - Государство как издаёт нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

Функции права

- регулятивная (способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений)
-
охранительная (способность охранять основы существующего строя при помощи различных средств)
-
гуманистическая (способность смягчать возникающие в обществе противоречия и конфликты, защищать права и свободы личности, ограждать её от давления государства и других лиц, создавать условия для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества)
-
идеологическая (способность права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения)
-
воспитательная (развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности)
-
культурно-историческая (вбирает в себя все духовные ценности и достижения народа, общества, передаёт их из одного поколения в другое)
-
социального контроля (определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения)

Источники права.

Формы (источники) права - это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его деи

̆ ствие.

Основными источниками права являются:

правовои ̆ обычай ;
судебныи ̆ прецедент ;
нормативно-правовой акт ;
нормативно-правовои ̆ договор .

Также выделяется:
судебная практика (деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов)
правовая доктрина (изложение правовых принципов представителями власти, юридической науки и практики, которым придаётся общеобязательное значение)
священные книги (сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус (Коран, Библия)

Подробнее об источниках права:
Правовой обычай - Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантировано его принудительной силой.

Юридический (судебный и административный) прецедент - решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при последующем рассмотрении аналогичных дел

Нормативный договор (соглашение, договорённость) - совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающихся субъектов

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - официальныи ̆ письменный документ, в котором содержатся общеобязательные правовые нормы, установленные и обеспеченные государством.

Делится на:

  • Законы
  • Подзаконные акты
Закон – это нормативныи ̆ акт, принятыи ̆ в особом порядке органом законодательнои ̆ власти, обладающии ̆ высшеи ̆ юридическои ̆ силои ̆ и регулирующии ̆ наиболее важные общественные отношения.

По юридическои

̆ силе законы разделяются на:

1) Конституция – основнои

̆ закон государства, закрепляющии ̆ конституционныи ̆ строи ̆ , права и свободы человека и гражданина, определяющии ̆ форму правления и государ- ственного устрои ̆ ства.
2) Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, связанным с Конституциеи
̆ (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебнои ̆ системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).
3) Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные раз- личным сторонам социально-экономическои
̆ , политическои ̆ и духовнои ̆ жизни общества (например, Гражданскии ̆ кодекс РФ, Уголовныи ̆ кодекс РФ, Семеи ̆ ныи ̆ кодекс РФ и пр.).
4) Законы субъектов Федерации – издаются представительными органами и распро- страняются только на соответствующую территорию (например, закон Калининградскои
̆ области о муниципальнои ̆ службе в Калининградскои ̆ области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты – это основанные на законе и не противоречат ему правотворческие акты.
Подзаконные акты обладают меньшеи

̆ юридическои ̆ силои ̆ , чем законы, базируются на них.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1) Указы и распоряжения Президента РФ . Они обязательны для исполнения на всеи

̆ территории России ̆ скои ̆ Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главои ̆ государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Распоряжения – это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ . Акты, имеющие особое значение, издаются в форме постановлении
̆ . Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжении ̆ . Все акты Правительства РФ обязательны для исполнения в России ̆ скои ̆ Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов России ̆ скои ̆ Федерации, а также указов Президента России ̆ скои ̆ Федерации.
3) Приказы, инструкции, положения министерств . Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами России
̆ скои ̆ Федерации, указами и распоряжениями Президента России ̆ скои ̆ Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России ̆ скои ̆ Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции даннои ̆ исполнительнои ̆ структуры.

4) Решения и постановления местных органов государственнои

̆ власти .
5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления .

Правоотношения, субъекты, объекты, содержание.

Правоотношение – отношения, урегулированные нормами права.
Структура правоотношения:
1) субъект
2) объект
3) содержание.
Субъекты правоотношения – это индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство.
Объектами правоотношений являются различные социальные блага (материальные, интеллектуальные, экономические и др.).
Содержание правоотношения составляют субъективные права (меры возможного поведения) и юридические обязанности (меры должного поведения субъекта правоотношения), объем, и пределы которых определяются нормои ̆ права.

Для возникновения правоотношения необходимо не только наличие нормы права, но и наступление определенных

юридических фактов.

Юридическии ̆ факт – это жизненные обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношении ̆ .

Делятся на:
  • События – это юридические факты, происходящие независимо от воли субъектов правоотношения (например, рождение, смерть человека, достижение совершеннолетия, стихийные явления).
  • Дей ствия – это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

Право в системе социальных норм.

Отличия правовых норм от других видов социальных норм.

1) Нормы права устанавливаются и охраняются от нарушений только государством, а другие виды норм могут создаваться социальными группами или организациями (например, корпоративные нормы), обществом в целом (например, моральные, эстетические нормы).
2) Нормы права закрепляются в официальных документах государства, а другие виды норм могут существовать только в сознании людей (например, моральные или эстетические нормы). Правовые нормы также являются наиболее конкретными, детализированными правилами поведения.
Норма права - общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и закреплено в официальных правовых актах.

Взаимодействие социальных норм и права.

  1. Обычаи. Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
  2. Мораль. Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
  3. Религия . В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на неё никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
  4. Нормы общественных организаций: фондов, политических партий, профсоюзов, добровольных обществ и др. (корпоративные нормы). По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые текстуально закреплены в уставах или других документах, принимаются по определённой процедуре (на общих собраниях, конференциях, съездах), систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предмет регулирования норм общественных организаций - отношения, не урегулированные юридически

Правосознание и правовая культура.

Правосознание – это совокупность взглядов на деи ̆ ствующее право, на существующие правовые нормы.

Виды правосознания:
– общественное (массовое);
– групповое;
– индивидуальное;
– профессиональное.

Функции правосознания:
– познавательная;
– оценочная;
– регулятивная.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также деи ̆ ствия в соответствии с ним.

Структура правовои

̆ культуры:
– деи ̆ ствующее законодательство;
– источники права;
– правооотношения;
– законность и правопорядок;
– реализация права;
– государственныи
̆ аппарат;
– правосознание.

Виды правовой

культуры:
– обыденная;
– профессионально-юридическая;
– доктринальная – научная.

Функции правовой

культуры:
– познавательно-преобразовательная;
– праворегулятивная;
– ценностно-нормативная;
– правосоциализаторскую;
– коммуникативная;
– прогностическая.

Правовая культура личности тесно связана с правосознанием , опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Социальные и технические нормы.(37)

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;
  2. религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;
  3. корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;
  4. политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;
  5. организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

  1. предметом регулирования являются общественные отношения;
  2. субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

  1. предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
  2. субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

Технико-юридические приемы.(38)

Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия(39)

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.

Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права - common law.

Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы - человеческой культуры.

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

  • в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
  • у норм нрава и морали единый обьект регулирования - общественные отношения;
  • как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;
  • нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
  • нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

Влияние права на религию в известной мере специфично. Так, конституция Российской Федерации, федеральный закон «О свободе совести» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие концессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время, сегодня становится очевидным, что право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путём зомбирования превращающим её в слепого исполнителя воли «гуру», «учителя» и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой ситуации должно быть настороже, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». 20 век возродил религиозные движения, содержащие в себе основания для своеобразного понимания справедливости.

Право и государство.(40)

Право и государство имеют как общие черты, так и различия. Общими для них являются следующие: 1) они имеют одну цель, которая выражается в создании организованного общества, функционирующего как единое целое; 2) они обеспечивают взаимосогласованную деятельность структур общества – государственных органов разных уровней, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, других формирований и отдельных граждан по единым правилам; 3) их деятельность направлена на обеспечение мира и согласия в обществе, разрешение конфликтов судебными и иными органами на основе закона, недопущения насилия, противостояния и вооруженных конфликтов, нарушения прав граждан; 4) обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической ответственности, восстанавливают законность и правопорядок; 5) на международной арене государство и право данной страны выступают как единое национальное образование, защищают ее независимость и суверенитет, обеспечивают самостоятельное существование и развитие собственной нации, ее культуры и языка.

Государство и право различаются также по нескольким характеристикам: 1) государство – это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения, установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством; 2) основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами, и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов; 3) государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение; 4) государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения.

Право и политика (41)

Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее время она понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства.

Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования.

Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у власти группы людей, слоя, клана или большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают.

В современных демократических государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные органы формируются непосредственно народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности.

И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений.

Право в политике, как и в экономике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д.

В этом случае эффективность правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению с регулированием их с помощью норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.

Право и экономика (42)

Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права.

Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики:

1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;

2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность;

3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;

4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные;

5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов;

6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства.

Правовые ценности.(44)

Право является ценностью в обществе, т.е. социальным благом, соответствующим интересам и идеалам определенных классов, общества, личности.

Если рассматривать право с той стороны его сущности, которая характеризует его как орудие классово-политического господства, то ценность права является однопорядковой с ценностью других социально-политических институтов и учреждений, существующих в данной системе классовых отношений. Ценность права в этой плоскости состоит в служении определенным классовым интересам. В обеспечении экономических, политических, идеологических интересов господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе) и заключается высшая социальная ценность права как политического классового явления.

Понятие «источник права».(45)

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

Виды источников права. Общая характеристика (46)

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

  • правовой обычай;
  • нормативный правовой акт;
  • юридический прецедент;
  • договор нормативного содержания;
  • юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай - представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании.

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, какюридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

В некоторых случаях источником права может бытьдоговор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права - правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Обычное право и правовой обычай.(47)

Нормативный правовой акт: понятие и система (49)

Понятие нормы права.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.

Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой “если - то - иначе”. “Если” -- это условие действия нормы права, “то” - само правило поведения, “иначе” -- это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя. Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично. Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению. Эта структура выделяется в практических целях -- для четкого определения адресатом нормы, что от него требует правовое предписание. Наконец, о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами, но определяется в социологических понятиях - смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации. Норма права всегда “упакована” в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача.

Теория права помогает этому процессу, рассматривая способы изложения нормы права и отличие нормы права от индивидуальных предписаний.

3. Классификация норм права.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

  1. гражданского;
  2. административного;
  3. финансового;
  4. конституционного;
  5. семейного;
  6. трудового;
  7. уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят:

  1. на императивные;
  2. рекомендательные;
  3. диспозитивные;
  4. поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также:

  1. общезакрепительные;
  2. декларативные;
  3. дефинитивные;
  4. коллизионные;
  5. оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют:

  1. региональные, действующие на территории субъектов РФ;
  2. общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
  3. локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

4.Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

Логический анализ рассмотренных элементов нормы права, их отыскание в нормативных правовых актах иногда может вызывать трудности, поэтому, выработаны следующие способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов:


  • одна статья нормативного правового акта содержит одну норму;

  • одна статья нормативного правового акта состоит из двух или более норм права;

  • норма права располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или в разных нормативных правовых актах;

  • в статьях нормативных правовых актов гипотеза или диспозиция опускается, если из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.

Соответственно, существуют следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах : прямой способ (все структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта), отсылочный способ (в статье нормативного акта излагается часть нормы, отдельные ее структурные элементы и делается отсылка к тексту другой статьи этого же нормативного акта), бланкетный способ (в статье одного нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту другой статьи другого нормативного акта).

Разные варианты изложения норм помогают законодателю создавать нормативные акты лаконичными, избегать повторений, обеспечивать единообразное прочтение текстов.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Их следует отличать от технических норм, определяющих правила пользования приборами и механизмами (пылесосом, автомобилем), веществами (прием лекарств) и осуществления технологических процессов (приготовление пищи).

Первоначально поведение людей регулировалось мононормами - едиными, нерасчлененными социальными нормами, которые содержали в себе и религиозные нормы, и запреты (табу), и мифологические представления первобытного человека.

Виды социальных норм:

1. Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Могут быть полезными для общества (обычай воспитывать ребенка матерью) и вредными (обычай кровной мести).

2. Нормы морали - правила поведения, регулирующие поведение человека, исходя из представлений о добре и зле, справедливости, понятий «хорошо» и «плохо» (уважение старших, защита слабых).

3. Религиозные нормы - регулируют поведение верующих исходя из догм религии (отправление религиозных таинств - крещения, причащения, венчания; соблюдение поста).

4. Корпоративные нормы - нормы, принятые внутри организации и распространяющиеся только на ее членов (устав партии, обязанность носить униформу).

5. Традиции - исторически сложившиеся правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения (застолье по поводу заключения брака, празднование Нового года).

6. Обряды - правила поведения, имеющие символическое значение и особый смысл (обряд похорон).

7. Нормы права - исходящие от государства общеобязательные, неперсонифицированные (обращенные ко всем), формально-определенные правила поведения.

С появлением государства на первое место в системе социального регулирования вышли нормы права как самые эффективные и обеспеченные силой государственного принуждения.

Еще по теме 29. Право в системе социальных норм:

  1. § 2. Правовое сознание в реализации норм орава нправоотношениях