Основные правила гимс на реке. Порядок эксплуатации маломерных судов

Довелось как-то в прошлом году посетить южный берег Финского залива. Немного западнее дамбы, примерно напротив поселка Большая Ижора и чуть дальше в сторону Лебяжьего с целью «погонять» судака.

Места, понятное дело, всем отлично известные. И, если благоприятная погода, то на относительно небольшом пятачке, где сосредоточена основная часть рыбы, уже за пару часов до захода солнца сосредотачивается не один десяток, а то и пара сотен лодок. Причем лодок самых разных. Начиная от катеров, длиной 17-20 футов и до небольших надувных лодок, оснащенных небольшими 2-5 сильными моторами. Совсем небольшое удаление от берега в условиях тихой погоды, делает такую рыбалку комфортной и относительно безопасной, поэтому и собирается такой количество лодок в одном месте. Понятно, что подавляющее большинство судов на этой акватории, регистрации не подлежит и, естественно, номеров на борту не несет.

Всё бы ничего, но попадая в подобное скопление, начинаешь очень нервозно себя чувствовать. Дело в том, что, к сожалению, для довольно многих владельцев «нерегистратов» никакие правила поведения на воде и расхождения со встречными и попутными судами не писаны. За один лишь вечер мне примерно раз десять «приехали» в левый борт шкиперы, которые и не догадывались, что правило – «ПРОПУСТИ ПОМЕХУ СПРАВА» действует также и на воде. Что пересекать курс под самым форштевнем также со своего правого борта – это не просто нарушение, а реальная подстава, которая чревата не только порчей собственных снастей и потерей приманок, но и повреждением, иногда и очень серьезным, мотора судна, курс которого пересекают. Попадание и намотка рыболовного шнура под винт на гребной вал, почти в 100% случаев приводит к выходу из строя сальников, со всеми, что называется, вытекающими последствиями – повреждением шестерней редуктора. А если особо «повезет», то и вертикального вала и возможно, что и маховика. Таких случаев в истории любого сервис-центра в Питере, было вполне достаточно, чтобы об этом еще раз сказать.

Я не думаю, что купивший велосипед или не подлежащее регистрации моторное средство передвижения по дорогам, при выезде на городские магистрали не откроет Правила Дорожного Движение. Хотя бы, чтоб ознакомиться с ними в общих чертах. А вот на воде вновь появившаяся и, причем, довольно значительная часть водно-моторной публики ознакомиться хотя бы в общих чертах с Правилами поведения при управлении маломерным судном не удосужилась.

В связи с этим хочется напомнить, что у любого шкипера, оказавшегося за румпелем или за штурвалом маломерного судна не подлежащего регистрации (при управлении зарегистрированным судном в кармане должны лежать Права, полученные по окончании курсов судовождения и их это касается лишь в минимальной степени), кроме прав, есть и обязанности, и, если хотите, ряд ограничений. Часть из них определена производителями судов, которые устанавливают максимальную загрузку судна, максимальную мощность мотора, который может оказаться на транце судна. А также — максимальное удаление от берега или от места укрытия и максимальную высоту волны, при которой эксплуатация этого судна разрешается. Нарушение этих требований, понятное дело, останется на совести шкипера, но… лишь до поры, до времени. Если произошла драма или, не дай Бог, трагедия, то отвечать придется, уже невзирая на не «зарегистрированность судна».

Итак, какими же нормами Права, ограничено на воде поведение шкипера. Речь пойдет пока только об административных нарушения, за которые может быть наложено ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ или АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ.

Открываем КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Хочу начать со статьи 1.5. Презумпция невиновности.

Вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

О каких случаях может идти речь? Они отражены в, пожалуй, единственной статье, которая в полной мере относится к шкиперам как зарегистрированных МС, так и «нерегистратов» —

КоАП РФ, Статья 11.7. Нарушение правил плавания.

  1. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости , несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков — влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

На большинстве федеральных водоемов и акваторий субъектов Федерации никаких ограничений не вводится. Но, на отдельных из них, ряд ограничений вводит

Приказ Минтранса России от 10.07.2013 N 235 «Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2013 N 29961)

Нас, водномоторников, касается пункт второй этого документа. Он гласит:

  1. Движение судов габаритной длиной менее 20 метров, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12 км/час, а в акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населенных пунктов, рейдов, в районах стоянок судов — со скоростью не более 15 км/час.

Для большинства рыбаков любителей, предпочитающих рыбалку на юге Ладоги или Онеги, такими искусственными каналами будут обводные каналы Ладоги (причем, как новый, так и старый) и Онеги. Контроль за соблюдением скоростного режима на этих водных артериях возложен на ГИМС МЧС.

В этом же пункте КоАПа упоминаются «ОГНИ» и «ЗНАКИ».

С этого года введено новое требование. Все зарегистрированные суда либо на флагштоке, либо на бортах должны нести Национальный Флаг.

С огнями все несколько сложнее. Пользование ими регламентируют Правила Плавания по Внутренним Водным Путям (ППВВП) России.

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Выделю лишь то, что непосредственно касается. Во- первых, это интервал, когда они должны быть включены.

  1. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью). При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.

……………………………..

  1. Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства.

…………………….

  1. Самоходное маломерное судно должно нести:

— топовый огонь;

— бортовые огни;

— кормовой огонь.

Бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части.

И если в судовом билете регистрируемого комплекта это всё указано, то для не регистрируемого – это обязательное требование, установленное Законодателем. Скорее всего, на владельца «нерегистрата» не будет наложен штраф, но его на совершенно законных основаниях могут просто попросить «покинуть тусовку любителей ночной ловли судака». А ведь топовый — круговой белый огонь мог бы легко решить все проблемы…

Владимир Колгин

К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда , зарегистрированные в установленном порядке. Каждое судно (кроме эксплуатирующегося без экипажа) должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию, именуемым в дальнейшем судоводителем, который несет всю полноту ответственности за соблюдение ППВВП в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для предотвращения непосредственно угрожающей опасности или ее возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость до минимальной и принять все меры, которые диктуются хорошей практикой судовождения или особыми обстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих Правил. В случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т.п.) судоводитель должен уменьшить ход или прекратить движение до выяснения ситуации.

не должна нарушать остойчивости, прочности корпуса судна и обеспечивать круговой обзор с поста управления. Суда, предназначенные для перевозки пассажиров, не должны иметь на борту большее количество пассажиров, чем это предусмотрено судовыми документами.

Маломерные суда должны иметь официальные регистрационные знаки, содержащие название или номер, наименование и местонахождение владельца судна. ребования Правил, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью), к знакам - от восхода до захода солнца (днем). Днем, в условиях ограниченной видимости, судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для ночи. Расположение огней должно соответствовать требованиям приложения № 2, а дальность видимости - не менее указанных в приложении № 3 к Правилам.

Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести (п.69 Правил): топовый огонь, бортовые и кормовой огни, при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части. Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.

Парусное судно должно нести:

    длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым;

    длиной от 7 до 20 метров - бортовые огни, кормовой огонь. Огни могут быть
    объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

    длиной менее 7 метров - белый круговой огонь на мачте; с приближением других
    судов парус должен освещаться белым огнем. Парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором, должно нести огни как одиночное самоходное судно.

Парусное судно , идущее под парусом и под мотором днем несет черный конус вершиной вниз на видном месте.

Одиночное самоходное судно и несамоходное длиной до 50 м на стоянке ночью должно нести один белый круговой огонь.Судно, стоящее на якоре, днем несет черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон. Кстати, п. 258 Правил требует, чтобы владельцы маломерных судов обеспечивали круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.

Суда органов надзора могут показывать ночью и днем проблесковый синий огонь. Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

Если два маломерных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

    маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;

    маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

Если два парусных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то одно из них должно уступать дорогу согласно следующим правилам:

    когда суда идут разными галсами, идущее левым галсом должно уступить дорогу другому судну;

    когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

    если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это судно, то оно должно уступить ему дорогу.

При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны. При обгоне какого-либо судна парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны. аломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход, а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов. Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок.

Маломерным и парусным судам запрещается:

    маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

    останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения), а также у плавучих навигационных знаков;

    выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования (п.191 Правил). Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением. С момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители. спользование водных лыж и гидроциклов разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных местах (п. 227 КВВТ). На буксировщике должно быть лицо, обслуживающее буксир и наблюдающее за лыжником. Буксирующее судно и воднолыжник должны находиться на расстоянии не менее 50 м от других судов, берега и от купающихся.

При движении и стоянке в условиях ограниченной видимости судами подаются следующие звуковые сигналы:

    один продолжительный звук - одиночные суда в движении;

    один короткий, один продолжительный и один короткий звуки - одиночные суда или составы на якоре или на мели в пределах судового хода;

    частые удары в колокол или в металлический предмет - несамоходное судно с экипажем на якоре или на мели в пределах судового хода.

Судно, получив сигнал "Предупреждение" (серия коротких звуков) с земснаряда или водолазного бота должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения на проход без повторного запроса.

Издание третье, переработанное и дополненное

Глава XVII . ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

§ 76. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В целях безопасности плавания маломерных судов Советами Министров союзных и автономных республик, краевыми и областными Советами депутатов трудящихся устанавливаются «Правила пользования маломерными судами». Они действуют соответственно на территории этих республик, краев, областей.

В правилах устанавливается порядок эксплуатации маломерных судов, принадлежащих гражданам и организациям, не поднадзорных Регистру СССР и Речному Регистру.

В дополнение к «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и «Правилам предупреждения для столкновения судов в море» действие «Правил пользования маломерными судами» распространяется не только на судоходные пути и прибрежные зоны морей, но и на несудоходные водоемы, и на участки рек, озера и боковые речки, где нет движения транспортного или какого-либо другого флота, выполняющего народнохозяйственные задачи. По этим несудоходным водоемам обычно плавают только маломерные суда, предназначенные в основном для отдыха, туризма, спорта и других индивидуальных целей. Этими правилами регламентируется не только плавание или движение маломерных судов, но и устанавливается порядок эксплуатации баз-стоянок маломерных судов.

Правилами устанавливается порядок: регистрации маломерных судов; получения судовых билетов; номерных знаков; прохождения ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию; выдачи технических билетов. Могут указываться пункты технического осмотра. Правилами вводится в действие ряд нормативных документов по безопасности плавания и эксплуатации маломерных судов. Устанавливается порядок ответственности судоводителей этих судов за нарушение правил и порядок контроля за выполнением этих правил.

Правила предусматривают ответственность организаций и лиц, выдавших разрешение на выход маломерных судов с баз, в том случае, если судоводителями этих плавсредств не были выполнены все требования, обеспечивающие безопасность плавания. Причем каждый выход маломерного судна в плавание, планируемое время возврата на базу и фактическое время возвращения его должны отмечаться в специальном журнале по месту базирования.

Устанавливается порядок несения сигнальных огней на судах мощностью менее 25 л. с.; движения маломерных судов в местах, где большая интенсивность и плотность движения и т. д, порядок выдачи удостоверений на право управления маломерными судами и порядок прохождения судоводителями маломерных судов очередных проверок знаний.

§ 77. ДВИЖЕНИЕ И СТОЯНКА МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

Правила пользования маломерными судами накладывают дополнительно ряд требований и устанавливают порядок эксплуатация маломерных судов, которые судоводитель маломерного судна во время движения и стоянки должен выполнять.

Правила предусматривают, что во всех случаях маломерные суда - катера, моторные и гребные лодки, парусные яхты и байдарки - не должны мешать движению транспортного флота, обязаны держаться ближе к кромке судового хода, во всех случаях заранее уходить в безопасную для них сторону, а где позволят условия - за кромку судового хода.

Этими правилами запрещается:

Выход в плавание и эксплуатация маломерных моторных, парусных и моторно-парусных судов при отсутствии у судоводителей этих судов следующих действительных документов: удостоверения на право управления судном с талонами нарушений и судового билета с техническим талоном о прохождении очередного ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию;

Движение моторных, парусных и гребных судов в тумане или других неблагоприятных метеорологических условиях, когда из-за отсутствия видимости ориентирование невозможно;

Пользоваться моторными, парусными, гребными и другими маломерными судами при нарушении требований и норм, установленных «Правилами навигационно-технического надзора за маломерными судами», внесенных в судовой билет и технический талон и обязательных для выполнения организациями и гражданами, эксплуатирующими маломерные суда;

Подходить гребным, парусным и моторным судам к транспортному и техническому флоту, пересекать им курс или следовать рядом;

Самовольная подбуксировка моторных, парусных, гребных лодок и катеров к транспортному, техническому и вспомогательному флоту (баржам), шаландам, земснарядам и т. д.;

Стоянка маломерных судов у пассажирских судов и дебаркадеров и около других транспортных и технических судов и подход к ним;

Запрещается или ограничивается движение академических гребных судов, парусных и моторных гоночных судов, гребных прокатных судов на судовых ходах;

Управлять маломерными судами лицам в нетрезвом состоянии, а также перевозить на судах лиц в нетрезвом виде;

Устанавливать паруса на гребных лодках при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

Выходить на гребных лодках в темное время суток без сигнального белого фонаря при работе под мотором любой мощности без сигналов, записанных в судовом билете;

Заходить моторным, парусным и гребным судам на акватории, отведенные для купания и пляжей, огражденных поплавками, буйками, а также подходить к плавучим знакам судоходной обстановки и навигационного оборудования и швартоваться за них;

Передоверять управление судном лицу, не имеющему на это права;

Движение на больших скоростях у пляжей и мест, отведенных для купания, и заход на их акватории;

Создавать аварийную обстановку и осложнять маневрирование и движение транспортных судов и другого крупного флота;

Заниматься браконьерством и перевозным промыслом;

Купаться с катеров, лодок и яхт и раскачивать их;

Лежать в маломерном судне, оставляя без наблюдения окружающую акваторию;

Транспортировка и вывоз маломерных судов, принадлежащих организациям и гражданам, к водоемам без опознавательных знаков, без постановки их на учет при отсутствии судовых билетов и действительных технических талонов;

Пересаживаться с одного маломерного судна на другое во время нахождения их на акватории;

Остановка под мостами или около них;

Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, заградворот, паромных переправ, а также в пролетах мостов и в подходных каналах при подходе к шлюзам.

Нельзя выходить в плавание:

При течи в корпусе, неисправности водонепроницаемых переборок или палубы;

При перегрузке судна сверх установленных норм;

При неисправном рулевом и якорном устройстве;

При несоответствии якорей, противопожарного, водоотливного, сигнального, штурманского и других средств и оборудования нормам или при неудовлетворительном их состоянии;

Применять два мотора вместо одного и слишком мощный двигатель, не соответствующий нормам, записанным в судовом билете.

За невыполнение установленного порядка плавания маломерных судов, за нарушение положений, регламентирующих безопасность судоходства и мореплавания, работники контрольных органов на воде имеют право оштрафовать виновных в зависимости от тяжести нарушения, исключая случаи, когда нарушение влечет за собой уголовную ответственность. Если нарушитель не уплатит штраф, то штраф взыскивают через суд.

Работники контрольных на воде органов могут приостановить плавание судна или вообще запретить выход судна в плавание, если дальнейшая эксплуатация судна опасна. Это может быть произведено отбором судовых документов и удостоверений на право управления судном, постановкой судна на близлежащей базе с опломбированием рулевого устройства и т. д.

За нарушение правил судоводители могут временно лишаться прав на управление мотолодками и катерами.

Перечень нарушений, за которые плавательский талон, выданный к удостоверению судоводителя маломерного судна, просекается компостером или отбирается один или вместе с правами:

Неправильное расхождение при встрече и обгоне, пересечение курса, несвоевременный уход с фарватера при встрече с транспортными судами, неподача отмашки;

Выход в плавание с техническими нарушениями и без гостехосмотра или в район, где судно не имеет права плавать, за удаление от берега сверх установленного расстояния;

Превышение пассажировместимости и грузоподъемности;

Нарушение зрительной или звуковой сигнализации;

Неоказание помощи терпящим бедствие. Оставление без наблюдения своего судна в положении «на ходу»;

Другие нарушения правил плавания, местных правил и правил пользования маломерными судами.

За управление судном в нетрезвом виде, за передачу управления судном лицу, не имеющему на это права, занятие перевозным промыслом судоводитель-любитель лишается удостоверения на право управления маломерным судном.

По истечении срока лишения прав на управление и перед возвращением их нарушителю производится проверка знаний судоводителя, если эти знания неудовлетворительны, может быть назначен новый срок для прохождения проверки знаний.

§ 78. СИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

Правилами пользования маломерными судами, введенными в отдельных областях, краях, автономных и союзных республиках, требуется на маломерных судах мощностью до 25 л. с. иметь сигнализацию по аналогии с требованиями «Правил плавания на внутренних судоходных путях».

В этих случаях сигнальное устройство маломерного судна должно быть герметично. Сигнальные огни должны быть расположены так, чтобы при ходовом кормовом дифференте была обеспечена их видимость не только транспортным судам, но и идущим навстречу маломерным судам.

На судах, выходящих в прибрежные зоны морей и районы плавания разрядов М и О, должно иметься для подачи сигналов бедствия светосигнальное зеркало и, кроме того, пиротехнические сигнальные средства дневного и ночного действия (фальшфейер красного огня, дымовые шашки, шлюпочная парашютная ракета и т. д.).

Таблица 9

НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ СИГНАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ МОЩНОСТЬЮ ДО 25 Л. С.

Тины судов

Топовый белый огонь, ходовой

Огонь гаковый

Отличительные огни: правый - зеленый, левый - красный

Огонь отмашка белый

Флаг отмашка белый 70x70 мм

Огонь круговой белый

Звуковой сигнал

1. Катера и мотолодки

2. Парусные суда

3. Гребные суда

Примечания: 1. На судах длиной до 5 м разрешается иметь один ручной электрический фонарь для использования в качестве отмашки. Ручной аварийный фонарь должен иметь независимый источник питания.

2. На судах длиной до 5 л топовый, клотиковый, гаковый огни могут совмещаться в одном белом огне с круговым освещением, установленным на флагштоке на 20 см выше голов сидящих на банках людей.

3. Допускается установка на носу (вместо двух бортовых отличительных огней) спаренного зеленого и красного огней, исключающих создание смешанного ореола освещения.

На всех судах независимо от мощности, кроме гребных судов, сигнальные огни должны быть электрические. В целях подачи сигналов при выходе из строя источников питания электроэнергии на судах должен быть ручной аварийный фонарь с независимым источником питания. Аварийный фонарь должен находиться в постоянной готовности к действию.


§ 79. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

1. Техническая эксплуатация

Техническая эксплуатация маломерных судов, как и любых других судов, может регламентироваться специальными правилами.

Судовладелец и судоводитель во время эксплуатации маломерного судна обязаны:

Перед выходом в плавание производить осмотр судна и подготовить двигатель к эксплуатации, а во время плавания периодически проверять судно и двигатель, при обнаружении неисправностей немедленно их устранять;

Иметь на борту людей не больше установленной нормы;

Правильно размещать и закреплять груз и емкости с топливом, не затрудняя управление судном и двигателем;

Знать навигационные качества и маневренные характеристики своего судна и т. д.

Запрещается:

Эксплуатация судна на волнении и при удалении от берега на расстояниях более, чем это предусмотрено нормами;

Осматривать и производить различные работы с подводной частью при работающем двигателе;

Плавание с разбитыми или имеющими трещины ветровыми стеклами или стеклами иллюминаторов в корпусе и надстройках;

Крепление тента к ветровому стеклу, не имеющему сверху прочной окантовки;

Запрещается использование прядей распущенных стальных канатов для штуртросной проводки;

Использовать для штуртросной проводки растительные и синтетические тросы;

Использование якорного троса для каких-либо хозяйственных нужд;

Выход в плавание, независимо от продолжительности, с неисправным рулевым и якорным устройствами;

Крепление швартового и буксирного устройства к обшивке корпуса;

Использование швартовых кнехтов в качестве буксирных, если они не приспособлены к этому по прочности и способу крепления к корпусу;

Размещать какой-либо груз на тенте, за исключением спаспринадлежностей, багров и весел;

Использовать леерные стойки и поручни не по прямому назначению;

Выходить в плавание без полного комплекта осушительных средств или использовать их не по назначению.

2. Судовое снабжение

Команда и пассажиры судов должны быть снабжены индивидуальными спасательными средствами, к которым относятся: спасательные круги, спасательные жилеты, нагрудники или куртки промышленного изготовления. Все указанные спасательные средства должны быть прочными, исправными и готовыми к немедленному использованию и отвечать требованиям действующих ГОСТов.

Для подачи помощи терпящим бедствие на воде в числе штатных спасательных средств на каждом судне необходимо, как правило, иметь не менее одного спасательного круга с линем, На судне должны находиться:

1. Комплект инструментов аварийного имущества;

2. Комплект запасных частей для механической установки;

3. Ремонтные материалы для корпуса.

На каждом судне необходимо иметь медицинскую аптечку со средствами первой помощи, состоящей как минимум из запаса: бинтов марлевых стерильных - не менее 3 штук, настойки йода - 1 флакон, ваты гигроскопической - 100 г, а также и других медикаментов.

В качестве аварийного средства движения на каждом маломерном судне должно быть не менее двух весел.

Штурманское вооружение судов, плавающих в прибрежных зонах морей и на внутренних судоходных путях разрядов М и О по Речному Регистру, должно состоять из катерного или шлюпочного компаса.

Каждое судно должно быть снабжено швартовыми концами и одним бросательным, а также не менее чем одним кранцем.

Кроме перечисленного, на каждом маломерном судне необходимо иметь снабжение его осушительными, противопожарными, спасательными средствами по установленным нормам.

Таблица 10

НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ ОСУШИТЕЛЬНЫМИ, ПРОТИВОПОЖАРНЫМИ И СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Типы судов

Осушительные средства

Противопожарные средства

Спасательные средства

насос ручной ведро, черпак плавающий, лейка брезент 1
1, 5 х 1,5 или 1,0x1,0 м
огнетушитель № 5 топор багор 4 ящик с песком, совок спасательный круг с линем 4 длиной 27 м спасательные жилеты или нагрудники

Мотолодки и катера длиной более 10 м

Из расчета 1 шт. на человека по числу людей

Мотолодки и катера длиной от 7 до 10 м

Мотолодки и катера длиной до 7 м

Примечания: 1. Размер брезента 1,5x1,5 м для судов длиной от 10 м и более и 1,0X1,0 м для судов длиной от 7 до 10 м и менее. Брезент может быть заменен плотной тканью тех же размеров.

2. Только для судов со стационарными двигателями.

3. Ведро может быть заменено другой емкостью не менее 2 л.

4. На спасательном круге контрастной краской наносится номер судна.

Движение судов

Если навстречу судну, идущему снизу по течению, движется несколько судов (в кильватере), необходимо с каждым из них обменяться сигналами на расхождение.

При движении судов и составов в одном направлении между ними должны выдерживаться интервалы не менее 500 м, при движении плотов - не менее 2 км.

На участках пути с ограниченными габаритами судового хода, на каналах, на рейдах около стоящих судов, а также мимо земснарядов, водолазных ботов и других плавучих средств и в затонах движение судов должно осуществляться на пониженных скоростях - до малого хода.

На несамоходных судах, идущих на буксире на протяжении всего пути следования, управление осуществляется имеющимися на них рулевыми устройствами. В этих целях лица, управляющие судном, выполняют все указания вахтенного начальника с буксировщика.

При выполнении маневра, а также во время движения, суда не имеют права пересекать курс другим судам.

Суда, выходящие с боковых трасс (из притоков, заливов, а также от берега, причалов), обязаны пропускать суда, идущие по основным трассам и главным рекам.

Категорически запрещается: одновременный обгон и расхождение судов, расхождение и обгон в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, паромных переправ, в пролетах мостов. Обгон запрещается также в подходных каналах к шлюзам, при тумане и других неблагоприятных метеорологических условиях, когда отсутствует возможность ориентировки судов, не имеющих радиолокационных станций, при подходе к гребным и моторным лодкам, катерам, яхтам, к транспортным судам. Пересекать им курс, производить катание на гребных и моторных лодках вблизи идущих судов запрещается. Гребные и моторные лодки, спортивные яхты, моторные катера II не должны мешать, движению судов.

Маломерные суда в случаях, когда имеется опасность их повреждения или затопления, имеют право давать сигнал транспортным судам об уменьшении ими хода.

Суда на участках пути со сложными и опасными условиями проводятся независимо от вахты и времени старшими лицами (капитанами, старшинами, шкиперами и т. п.).

При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам, паромным переправам, перекатам и т. п. право прохода первым принадлежит судну, идущему сверху по течению реки. Судно, идущее снизу по течению реки, обязано заранее уменьшить ход или остановиться, чтобы пропустить судно, идущее сверху по течению реки.

Следование судов под мостами разрешается в обозначенные опознавательными знаками пролеты, установленные правилами сигнализации.

На временно закрытых участках пути устанавливается следующая очередность пропуска: пассажирские, грузо-пассажирские, грузовые суда, суда с огнеопасными грузами, с сухогрузами и плотоставы. Суда, идущие на ликвидацию аварий и устранение причин, вызвавших закрытие участка, пропускаются вне очереди.

Количество разводок и время пропуска судов через направные и подъемные мосты, расположенные в областных центрах и крупных промышленных городах, устанавливаются их владельцами по согласованию с пароходствами. В остальных пунктах разводка наплавных мостов производится круглосуточно по мере приближения к ним судов и подачи ими соответствующих сигналов.

Вход судна в камеру шлюза и выход из нее может быть осуществлен при наличии разрешительных сигналов на светофоре.

Ошвартовка судна в камере за подвижные рымы осуществляется вахтенным экипажем судна. В период шлюзования вахтенный состав обязан находиться на своих местах. Главные и вспомогательные двигатели должны быть готовы к немедленному действию.

Шлюзование судов с огнеопасными грузами 1-го и 2-го классов, а также взрывчатыми и отравляющими веществами и легко воспламеняющимися грузами (хлопок и др.) совместно с другими судами запрещается.

Буксировка судов в озерах и водохранилищах допускается только в кильватер, при этом длина буксирных тросов между буксировщиком и буксируемыми судами должна быть не менее 150-250 м, а между буксируемыми судами - 30-100 м. Запрещается буксировка составов, счаленных пыжами (бортами). В тихую погоду разрешается буксировка и способом толкания.

Запрещается выход судов в водохранилища, озера и прибрежно-морские районы при отсутствии разрешения Речного Регистра и при штормовой погоде с силой ветра, превышающей установленные Речным Регистром ограничения, а также без общего и рейсового прогнозов. При этом при отправлении судов в рейс в районы водохранилищ, озер и прибрежно-морских участков диспетчеры и другие владельцы флота обязаны проверить пригодность судов для безопасного плавания в этих районах. В зависимости от погоды устанавливают ограничения, вручают общий и рейсовый прогнозы погоды.

Капитан судна, получив штормовое предупреждение в пути, обязан: с учетом конкретной обстановки принять решение, которое обеспечило бы безопасную проводку судна, состава до ближайшего убежища; при принятом решении и о своем местонахождении сообщает диспетчеру, одновременно обеспечивает постоянное несение вахты радистом для приема сигналов.

С прибытием в убежище держит судно в состоянии готовности оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие.

Флот- принадлежащий государственным учреждениям, организациям и предприятиям, а также советским торговым, кооперативный, общественным организациям и отдельным гражданам, в ведении которых находится флот и другие плавучие средства, перед началом навигации проверяется Речным Регистром для проверки технического состояния и установления пригодности судов к плаванию по водохранилищам, озерам и прибрежно-морским участкам.

Суда, не подведомственные контролю Речного Регистра МРФ, но плавающие по водохранилищу и озеру, осматриваются специальными комиссиями при исполкомах городских и районных Советов депутатов трудящихся, в организациях и на предприятиях.

Доступ к люкам, трапам, противопожарным и водоотливным системам, а также к спасательному и противопожарному инвентарю должен быть свободным на всех судах независимо от района их плавания.

Введены в действие постановлением правительства Москвы от 24.06.97 Э 474

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯНА МАЛОМЕРНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХИ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ВОДЕВ ГОРОДЕ МОСКВЕ

В целях поддержания правопорядка на водных объектах города Москвы, обеспечения безопасности плавания маломерных плавательных средств и населения на водоемах Правительство Москвы постановляет:

Утвердить:

1. Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в городе Москве (приложение 1). 1.2. Правила охраны жизни людей на воде в городе Москве (приложение 2).

2. Государственной инспекции по маломерным судам г. Москвы обеспечить контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами на водных объектах настоящих правил.

3. Префектам административных округов довести утвержденные правила до сведения всех должностных лиц и граждан, имеющих маломерные плавательные средства, базы (сооружения) для их стоянок, пляжи.

4. Пресс - центру Мэрии и Правительства опубликовать в "Вестнике Мэрии Москвы" приложения 1 и 2 к настоящему постановлению.

5. Признать утратившими силу Правила пользования маломерными судами организациями и гражданами г. Москвы, введенные в действие решением исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 02.06.86 N 1177 "Об обеспечении безопасности и охраны жизни людей на водоемах города и загородных зонах отдыха".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Приложение 1. к постановлению Правительства Москвы от 24 июня 1997 г. N 474

ПРАВИЛАПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯНА МАЛОМЕРНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ), устанавливают порядок использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок в пределах административных границ г. Москвы и являются обязательными для граждан и юридических лиц.

1.2. Под маломерными плавательными средствами в настоящих Правилах понимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства (моторные, гребные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажиров - вместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности (далее - маломерные суда).

1.3. Водные объекты могут использоваться для плавания на маломерных судах гражданами для собственных нужд и для предпринимательской деятельности. Использование водных объектов юридическими лицами и гражданами для предпринимательской деятельности разрешается только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено законодательством.

1.4. Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в порядке, установленном законодательством, о чем население должно оповещаться органом, установившим запрет или ограничение, через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иным способом.

1.5. Руководители предприятий, учреждений и организаций, имеющих маломерные суда, перечисленные в п. 1.2 настоящих Правил, и базы (сооружения) для их стоянок, назначают должностных лиц, ответственных за безопасность эксплуатации этих судов и баз (сооружений).

1.6. Проведение на водоемах соревнований (регат), водных праздников, экскурсий и других массовых мероприятий с использованием маломерных судов разрешается в местах, устанавливаемых Правительством Москвы (или органом местного самоуправления) по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам г. Москвы (далее - Государственная инспекция) и Центром Госсанэпиднадзора по г. Москве.

1.7. Контроль за выполнением требований настоящих Правил владельцами и судоводителями маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок, а также надзор за их правильным пользованием на водных объектах осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам г. Москвы.

2. Порядок эксплуатации маломерных судов

2.1. Эксплуатация на водных объектах маломерных судов разрешается после их регистрации в судовой книге (реестре), нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных для них условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району (разряду бассейна) плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

2.2. Регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование маломерных судов, указанных в п. 1.2 настоящих Правил (кроме маломерных судов, принадлежащих войсковым частям, и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов), осуществляет Государственная инспекция, а маломерных судов, принадлежащих войсковым частям, и спортивных судов - уполномоченные на то органы соответствующих министерств и ведомств.

Примечание.

Под спортивными судами в настоящих Правилах понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках).

2.3. Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные (безмоторные) суда - менее 225 килограммов допускаются к эксплуатации без регистрации и технического освидетельствования в органах Государственной инспекции с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами, настоящих Правил, других нормативов и требований, обеспечивающих безопасность плавания, охрану жизни людей на воде и окружающей среды.

2.4. Управлять маломерными моторными, парусно - моторными и парусными судами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклы и др.) разрешается лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями Государственной инспекции и имеющим действительные удостоверения на право управления.

2.5. Правила регистрации и учета маломерных судов, технического надзора за ними и аттестации граждан на право управления этими судами утверждаются уполномоченным на то Правительством Российской Федерации органом федеральной исполнительной власти.

2.6. Использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава.

2.7. На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

2.8. На акваториях в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде - не более 15 км/час.

2.9. Разрешения на плавание маломерных судов во временно или постоянно закрытых районах, а также в период паводка выдаются Государственной инспекцией в порядке, согласованном с Правительством Москвы.

2.10. При эксплуатации маломерных судов запрещается:

Управлять маломерным судном: не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация (приложение 1 к настоящим Правилам); с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; без права управления маломерным судном; в состоянии опьянения; - передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;- превышать установленные скорости движения;- нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;- наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;- заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;- заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;- приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;- перевозить на судне детей без спасательных жилетов и без сопровождения взрослых (по одному на каждого ребенка), умеющих плавать;- швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов речного флота, пересекать им курс на расстоянии менее 0,5 км, создавая своими действиями помехи судоходству; - сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;- устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;- использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;- пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах во время движения, раскачивать суда и купаться с них;- заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить при этом;- выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от кромки судового хода;- осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно - ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;- двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;- нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов; - выпускать в плавание маломерные суда, не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие технического освидетельствования (осмотра), или имеющие неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, или не укомплектованные снаряжением, или переоборудованные без соответствующего разрешения, а также допускать к управлению маломерными судами лиц, не имеющих права управления этими судами или находящихся в состоянии опьянения.

3. Обязанности судоводителей и ответственность

3.1. Лица, управляющие маломерными судами (далее - судоводители) на водных объектах, должны иметь при себе и передавать для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы:

Удостоверение на право управления маломерным судном (моторным, парусно - моторным, гидроциклом) с талоном к нему; - судовой билет маломерного судна (кроме судов, указанных в п. 2.3 настоящих Правил) с отметкой о ежегодном техническом освидетельствовании и годности к плаванию;- оформленную в установленном порядке доверенность (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца); - судовую роль (на судах с экипажем не менее 2 человек); - лицензию на осуществление предпринимательской деятельности (при использовании судна в этих целях).

3.2. Судоводитель маломерного судна обязан:

Выполнять требования настоящих Правил, Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС), обязательных постановлений капитанов портов, Правил плавания по внутренним водным путям (РСФСР), местных (бассейновых) правил плавания, Правил пропуска судов, составов и плотов через шлюзы, внутренних судоходных путей РСФСР и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;- проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами (приложение 2);- лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;- осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих разряду судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;- останавливать движение судна вне судового хода при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и по требованию передавать судовые, судоводительские и грузовые документы для проверки; - оказывать помощь терпящим бедствие на воде, доставлять пострадавших в лечебное учреждение, сообщать в Государственную инспекцию обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;- проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование для подтверждения годности по состоянию здоровья управлять маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения;- выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;- сообщать в органы Государственной инспекции и природоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов, а также браконьерства;- выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок судов.

3.3. Владельцы маломерных судов должны в соответствии с действующим законодательством уплачивать налоги на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами.

3.4. Судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие этими судами, и должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, за нарушение настоящих Правил несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении административных взысканий на нарушителей производится должностными лицами органов Государственной инспекции по маломерным судам в соответствии с административным законодательством.

4. Особенности эксплуатации маломерных судов на отдельных участках водоемов

4.1. Движение маломерных моторных судов должно осуществляться с безопасной скоростью.

4.2. Движение маломерных моторных судов по Химкинскому водохранилищу должно осуществляться вдоль западного берега, пересекая основной судовой ход только против входа в шлюз N 7 и в 100 метрах ниже моста Ленинградского шоссе.

4.3. Плавание гребных и парусных судов, гидроциклов на Химкинском водохранилище разрешается только в южной части до левобережного (зеленого) опознавательного знака, стоящего у входа в шлюз N 7. Буксировка яхт по искусственной части канала разрешается только одним буксиром в кильватер не более пяти единиц.

Плавание на прокатных гребных судах, парусных судах, гидроциклах вне акваторий, разрешенных для этого, и в нарушение маршрутов (схем) движения;- плавание гребных и парусных судов в городском бьефе реки Москвы (между шлюзами N 9 и 10) и на искусственной части канала им. Москвы;- плавание на моторных судах и их базирование на внутренних несудоходных водоемах без согласования с Государственной инспекцией;- нахождение на борту маломерного судна во время шлюзования, прохождения акватории порта без спасательных жилетов;- плавание на бескорпусных (моторных, парусных и др.) плавательных средствах без спасательных жилетов.

5. Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов

5.1. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (далее - базы) размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового воздействия и ледохода.Места размещения баз устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с Государственной инспекцией, Московским городским отделом комплексного использования водных ресурсов, Москомприродой и Центром Госсанэпиднадзора по г. Москве. Границы баз располагаются на расстоянии не менее 200 метров выше (ниже) дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линий жилой застройки.

5.2. Территория базы должна обеспечивать строительство на ней предусмотренных проектом причалов, пирсов, служебных помещений и других сооружений, их техническую устойчивость при длительной эксплуатации, а дороги и подъездные пути - подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу.Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно - эпидемиологического надзора и охраны природы.

5.3. В зависимости от разрядности и местных условий базы оборудуются, имеют постройки, помещения, стенды и обеспечиваются имуществом и документацией в соответствии с требованиями, утвержденными Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.

5.4. На базах запрещается:

Стоянка не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов;- нарушение установленных норм, условий и технических требований для безопасной эксплуатации базы и судов;- нарушение установленного на базе выпускного режима.

5.5. Все приписанные к базе маломерные суда вносятся в журнал приписного флота этой базы с указанием бортового номера, типа судна, владельца судна, его адреса и телефона, места стоянки судна на базе, времени прохождения технического освидетельствования на годность к плаванию в текущую навигацию.

5.6. Руководитель базы по согласованию с Государственной инспекцией устанавливает выпускной режим, который должен предусматривать контроль за выходом и возвращением маломерных судов, их исправностью, наличием обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.

5.7. При выходе судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: номер судна, фамилия и инициалы его владельца, время получения и выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, ориентировочное время возвращения, фактическое время возвращения на базу.

5.8. Выпуск маломерных судов с базы запрещается в случаях:

Непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном (в т.ч. гидроциклом) и талона к нему, судового билета с отметкой в нем о прохождении ежегодного технического освидетельствования, документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек - дополнительно судовой роли;

Несоответствия бортового номера судна записям в судовом билете;

Отсутствия у судоводителя доверенности на право управления судном (при отсутствии судовладельца);

Обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация;

Отсутствия на судне установленных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

Нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности, неправильного размещения грузов (пассажиров), вызывающего крен или дифферент;

Наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если оно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;

Если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судов данного типа.

5.9. Суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в Государственную инспекцию.

5.10. Должностные лица, ответственные за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с административным законодательством РФ.