Об осуществлении федерального государственного. Государственный энергетический надзор в современных условиях Федеральный энергетический надзор
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О федеральном государственном энергетическом надзоре
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемые:
Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
П О Л О Ж Е Н И Е
об осуществлении федерального государственного энергетического надзора
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее — государственный надзор).
2. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.
3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:
а) руководители органов государственного надзора;
б) заместители руководителей органов государственного надзора; 2
в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;
е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — проверки).
5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и надежности объектов электроэнергетики, а также предотвращению таких нарушений;
в) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;
г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Государственный надзор осуществляется при:
а) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики;
б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, не являющихся объектами капитального строительства.
9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики обязательных требований, в том числе:
а) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;
в) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт;
д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
е) выполнение субъектами электроэнергетики иных обязательных требований.
10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В пункте 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5525), слова «федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,».
2. Пункт 41 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 7, ст. 774; 2009, № 11, ст. 1304; 2011, № 18, ст. 2645; 2012, № 7, ст. 864), после слов «требованиям промышленной безопасности,» дополнить словами «требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,».
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
В настоящее время (вплоть до утверждения Правительством РФ перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти) указанный контроль находится в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).
При проведении контрольно-надзорных мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону.
Основной задачей надзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки (далее - топливно-энергетические ресурсы) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от формы собственности.
Органы и учреждения энергонадзора осуществляют надзор:
- за проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;
- обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
- соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
- организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- проведением организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
- эффективностью использования средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения.
Работникам энергетического надзора предоставляется право:
- давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;
- требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
- осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
- давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
- принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепло-использующих установок;
- осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок;
- давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
- проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Органы и учреждения энергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
- участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг;
- участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использования нефтепродуктов в пределах полномочий, предоставляемых Министерством промышленности и энергетики РФ;
- организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
- заключают договоры с юридическими и физическими лицами;
- осуществляют научно-техническую и информационную деятельность;
- разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.
Органы и учреждения энергонадзора имеют право:
- запрашивать у организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора;
- привлекать по согласованию с руководителями организаций специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора, и составления экспертных заключений.
Еще по теме Государственный энергетический надзор:
- Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
- 4. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций
1. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного энергетического надзора (кроме бытовых установок и сетей), является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике).
Надзорно-контрольная деятельность Ростехнадзора регулируется Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Полномочия по принятию соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере деятельности находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ (п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (в ред. от 24.03.2011)*(563)).
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии осуществляется согласно Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 08.03.2011)*(564), применяющемуся в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также Федерального закона "О техническом регулировании".
4. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения страны. Целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В состав мер контроля и надзора в электроэнергетике входит принятие технических регламентов, а также осуществление контроля по следующим вопросам:
- техническая и технологическая безопасность в электроэнергетике;
- качество электрической и тепловой энергии;
- устройство электрических и тепловых установок;
- деятельность, связанная с эксплуатацией электрического и теплового оборудования;
- деятельность, связанная с эксплуатацией электрических и тепловых сетей;
- обеспечения ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной энергетики.
Одной из основных задач государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
5. В рамках осуществления своих полномочий Ростехнадзор вправе:
- направлять юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством РФ об электроэнергетике, о прекращении нарушений законодательства РФ об электроэнергетике, в том числе об устранении их последствий;
- направлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства РФ об электроэнергетике;
- запрашивать у субъектов электроэнергетики информацию о возникновении аварий, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан и юридических лиц;
- применять меры ответственности за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике и осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях;
- обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением законодательства РФ об электроэнергетике.
Государственный энергетический надзор
деятельность по контролю за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности. Входит в систему Минтопэнерго России, объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасной эксплуатации энергетических установок.
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое "Государственный энергетический надзор" в других словарях:
Государственный энергетический надзор - входящий в систему Министерства топлива и энергетики РФ, объединяет действующие в топливно энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасной… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Административный надзор - вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, призванный обеспечить соблюдение всеми организациям и гражданами специальных правовых норм и общеобязательных правил, установленных законами и иными … Административное право. Словарь-справочник
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАДЗОРЫ - (РОСТЕХНАДЗОР) специально уполномоченные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах. Федеральный горный и промышленный надзор России… … Российская энциклопедия по охране труда
НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть пятая - (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия
Охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические,… … Википедия
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Система технических, санитарно гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда. В СССР и др. социалистических странах охрана здоровья трудящихся,… … Большая советская энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия
Государственное производственное объединение «Белэнерго» Тип ПО Год основания 2006 Расположение … Википедия
При проведении указанных в части первой
настоящей статьи мероприятий работники
специального органа, ведающего вопросами
энергетического надзора, независимы и
подчиняются только закону.
Комментарий к
ст. 367
1. В связи с реорганизацией
федеральных органов исполнительной власти
функции Госэнергонадзора поручены Указом
Президента Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 314 Федеральной службе по
технологическому надзору Министерства
промышленности и энергетики Российской
Федерации. Ему переподчинены региональные
управления (территориальные органы)
Госэнергонадзора; управления
Госэнергонадзора в субъектах Российской
Федерации (государственные учреждения).
Положение об этом федеральном
энергетическом надзоре пока не утверждено.
Деятельность органов Госэнергонадзора
подчинена общим правилам контроля (надзора)
в отношении юридических лиц (см. п. 3
комментария к ст. 353).
Указом Президента
от 20 мая 2004 г. N 649 указанная служба совместно
с Федеральной службой по атомному надзору
преобразована в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и
атомному надзору, руководство которой
осуществляет Правительство Российской
Федерации.
2. Территориальные органы
Госэнергонадзора осуществляют надзор за
электроустановками воинских частей, за
исключением тех, в отношении которых
энергонадзор проводится ведомственными
органами надзора. Допуск государственных
инспекторов Госэнергонадзора в воинскую
часть и предоставление им необходимой
документации в целях их служебной
деятельности производятся с соблюдением
установленного режима секретности, с
разрешения вышестоящего командира
(начальника) и в присутствии лица,
ответственного за электрохозяйство части.
В Вооруженных Силах Российской Федерации
функции органов энергонадзора выполняют:
- Управление начальника инженерных войск
Министерства обороны Российской Федерации
(УНИВ МО) через инспекцию энергонадзора.
Этим органам предоставлено право
осуществлять энергонадзор в отношении
электроустановок общевойскового
назначения, по которым оно является
генеральным заказчиком: переносных и
передвижных силовых, осветительных,
зарядных и инженерных электроагрегатов
питания, преобразовательно-выпрямительной
техники;
- виды Вооруженных Сил, рода
войск, главные и центральные управления
Министерства обороны Российской Федерации
через инспекции (группы) по энергонадзору,
штатных и нештатных инспекторов по
энергонадзору видов Вооруженных Сил, родов
войск, управлений, объединений, соединений
(гарнизонов). Они осуществляют энергонадзор
в отношении специализированных
электроустановок, по которым они являются
генеральным заказчиком: систем и средств
электроснабжения, передвижных
электростанций и электроагрегатов питания,
передвижных и перевозимых
трансформаторных подстанций,
распределительно-преобразовательных
кабин, силовых кабельных сетей и др.;
-
органы квартирно-эксплуатационной службы
Министерства обороны Российской Федерации,
которые осуществляют контроль за
электроустановками казарменно-жилищного
фонда и коммунальных сооружений, за
рациональным и экономным использованием
электроэнергии на этих объектах воинских
частей.
Положение об энергонадзоре в
Вооруженных Силах Российской Федерации по
согласованию с Главным государственным
инспектором по энергонадзору Российской
Федерации утверждено Приказом Министра
обороны Российской Федерации от 12 января 1997
г. N 10.
3. Основными задачами
энергонадзора в Вооруженных Силах
Российской Федерации являются:
осуществление надзора за техническим
состоянием электроустановок и проведением
мероприятий, обеспечивающих их безопасную
эксплуатацию; проверка правильности
допуска личного состава к эксплуатации
электроустановок; оказание помощи воинским
частям в организации их безопасной
эксплуатации; разработка руководящих
документов, определяющих требования к
техническому состоянию, порядок
эксплуатации и хранения электроустановок,
правила безопасности при их эксплуатации,
порядок допуска личного состава к
эксплуатации электроустановок и
организацию надзора за ними.
Инспекторы по энергонадзору вправе: с
ведома командира воинской части и в
присутствии должностного лица этой части
произвести техническое
освидетельствование электроустановок;
проверить у обслуживающего ее личного
состава знания устройства
электроустановок, правил их эксплуатации,
хранения и техники безопасности; требовать
от командира воинской части немедленного
запрещения эксплуатации электроустановок,
если их состояние явно угрожает аварией,
пожаром или опасно для жизни личного
состава, а также отстранения от их
обслуживания лиц, имеющих
неудовлетворительные знания или не
выполняющих правил эксплуатации и техники
безопасности; вносить командиру части
обязательные для исполнения предложения и
предписания по устранению нарушений этих
правил.
Удостоверение инспектора по
энергонадзору, акт проверки состояния
эксплуатации и хранения электроустановок в
войсковой части и форма предписания
утверждены вышеуказанным Приказом
Министра обороны Российской Федерации.