Категорирование объектов негативного воздействия на окружающую среду. Категории объектов нвос

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).

Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

  • I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);
  • II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются (п. 2 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Во исполнение указанных требований, принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029 утверждающее Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Критерии) и вступившее в силу 11 октября 2015 года.

Для того, что бы вам было удобнее и проще определить категорию эксплуатируемого объекта и понять какие требования к вашему объекту будут предъявляться в дальнейшем, экспертами проведен анализ изменений нормативно-правового регулирования природоохранной деятельности. В итоге подготовлены материалы, обобщающие критерии и требования в отношении деятельности по эксплуатации объектов НВОС в зависимости от их категорий.

К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности (подробнее см. п.1 Критериев).

1) Объекты наибольшего негативного воздействия:

По добыче сырой нефти и природного газа, в т.ч. переработке природного газа;

По производству нефтепродуктов;

По добыче и подготовке руд цветных металлов;

По производству химических веществ, по обработке и утилизации отходов и т.д.

2) Объекты негативного воздействия определяемые в зависимости от объемов производства и проектных мощностей:

Производство стекла с проектной производительностью от 20 т/сутки;

Захоронение отходов IV и V классов опасности, включая ТКО от 20 т/сутки;

Производство кожи и изделий из неё с проектной мощностью от 12 т/сутки и т.д.

С 1 января 2015 г.:

1) Производственный экологический контроль.

Разрабатывается и утверждается программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК

(п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Применение НДТ.

Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п. 2 ст. 28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

1) Автоматические средства измерения и учета . Стационарные источники (из перечня, установленного Правительством РФ), оснащаются автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи такой информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (п.9 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Государственная экологическая экспертиза. Проектная документация объектов капитального строительства будет подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня, за исключением проектной документации входящей в состав материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (п.п. 7_5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ)).

1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.

При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Разработка технологических нормативов (п.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) Получение комплексного экологического разрешения (п.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

4) Программа повышения экологической эффективности.

В обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, если невозможно соблюдение данных нормативов (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

5) Разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ).

6) Комплексное экологическое разрешение устанавливает:

- НООЛР (п.3 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ);

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.9 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ)).

Плата за НВОС.

Оплата в полной мере (коэффициент 100 ) - за превышение установленных для данных объектов объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Комплексное экологическое разрешение.

Обращение в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения (п.6 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).


К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории (подробнее см. п.2 Критериев).

Согласно п.3 Критериев в данную категорию входят следующие объекты:

  • порты морского и внутреннего сообщения;
  • объекты приема и отправки воздушных судов;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примеры хозяйственной деятельности Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС
1) Объекты умеренного негативного воздействия:

Эксплуатация ядерных установок;

Транспортирование по трубопроводам газа, нефти и продуктов их переработки;

Хранение отходов производства и потребления I-III классов опасности и т.д.

2) Объекты, негативного воздействия определяемых в зависимости от объемов производства и проектных мощностей:

Производство чугуна или стали менее 2,5 т/час;

Сбор и обработка сточных вод (систем канализации) менее 20 тыс. м(3)/сутки;

Производство мяса и мясопродуктов с проектной производительностью менее 50 т/сутки и т.д

С 1 января 2015 г.:

1) Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Применение НДТ.

Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п.2 ст.28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п.2 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Комплексное экологическое разрешение.

Право получения комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) Представляется декларация о воздействии на окружающую среду (п.1 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

4) План мероприятий по охране окружающей среды.

Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

5) Разрабатываются НООЛР (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ).

6) Учет образовавшихся и размещенных отходов.

Информация об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду (п.4 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ);

7) Выбросы загрязняющих веществ.

Осуществляют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании декларации о воздействии на окружающую среду (за исключением радиоактивных выбросов) (п.10 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ);

Плата за НВОС.

Оплата в полной мере (коэффициент 100) - за превышение указанных в декларации о воздействии на окружающую среду объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

К категории незначительного НВОС, относятся объекты эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности или радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий (п.4 Критериев).

Так же, согласно п.5 Критериев, к данной категории принадлежат объекты НВОС, не отнесенные к I, II и IV категориям.

Примеры хозяйственной деятельности Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС
Объекты, на которых оборудование используется для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов. С 1 января 2015 г.

Производственный экологический контроль.

Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

1) Плата за НВОС.

Платой облагаются только радиоактивные веществ, высокотоксичные веществ, вещества, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I, II классов опасности). Нормативы объемов или масс выбросов и сбросов прочих веществ устанавливаются в соответствии с данными учета, следовательно, платой они не облагаются (п. 8 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.

Не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности)

(п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) План мероприятий по охране окружающей среды.

Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п. 1 ст. 67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

4) Отчетность по деятельности в области обращения с отходами.

Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ), т.е. разработка ПНООЛР не требуется.

5) Отчетность о выбросах.

Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при отсутствии радиоактивных выбросов получение комплексного экологического разрешения или заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются

(п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ).

Объекты НВОС относятся к категории минимального негативного воздействия по одному из 3 критериев:

1) Одновременное действия следующих условий:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды;

б) масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год;

в) в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества;

г) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся при водопользовании для бытовых нужд);

д) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

(подробнее см. п.6 Критериев).

2) Осуществление деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, при условиях:

а) использование оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (если тепловая мощность при потреблении газообразного топлива более 2 Гкал/час, объектотносится к III категории);

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ

(подробнее см. п.7 Критериев).

3) Одновременное действия следующих условий:

а) использование оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;

б) соответствие их требованиям вышеизложенного критерия 1.

(подробнее см. п.8 Критериев).

Примеры хозяйственной деятельности Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС
1) Социально значимые сферы деятельности (производства, услуг).

2) Некоторые предприятия:

Опытного производства;

Научно-исследовательские институты;

Опытно-конструкторские бюро.

С 1 января 2015 г.

Производственный экологический контроль.

(п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Плата за НВОС не вносится (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.

2) Не предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду (п. 12 ст. 31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) Государственный экологический надзор.

Объекты данной категории не подлежат плановым проверкам государственного экологического надзора осуществляемого в рамках государственного строительного надзора (п. 9 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Не требуется разработка НООЛР или представление в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

К IV категории относятся объекты, не имеющие источников сбросов в окружающую среду, но имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют вещества I-II класса опасности и радиоактивные вещества. Государственный учёт объектов НВОС проводится, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, порядок которого регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 №274-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Плановые проверки, обычно, проводятся с периодичностью раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» объекты IV категории относятся к категории низкого риска, и плановые проверки, на данных объектах, не проводятся. Постановка на госучёт и получение категории для объекта вносит ясность в права и обязанности природопользователя. Это идеальное решение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Для других объектов также выгодно встать на государственный учёт и получить IV категорию. Это привнесёт ещё ряд преимуществ, и главный плюс этого шага - отмена платы за НВОС для объектов IV категории, согласно ст.16.1 Закона №7-ФЗ. На объектах IV категории отсутствует необходимость разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК), представление отчёта об организации и результатах осуществления ПЭК (ст.67 Закона №7-ФЗ). Следующая привилегия - это отмена расчётов нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов для объектов IV категории с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для объектов IV категории отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Владельцы объектов IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ). Отсутствие необходимости разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности - ещё одна льгота для объектов IV категории.

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ - ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное - бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!

    Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах .

    Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

    Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дает нам такое определение:
    объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

    Фраза "и (или) другой объект" фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая "мутная" формулировка? И зачем надо было тогда указывать "объект капитального строительства"?

    А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы "оказывающий негативное воздействие на окружающую среду". А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.

    Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.

    Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
    "негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды".

    И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.

    Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

    Категория объекта устанавливается на основании "Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

    Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

    Любопытно, что "Критерии" составлены так, что объекты, не имеющие "стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год" попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

    Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими "рекомендациями" в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
    "Таким образом, при соответствии подпункту "б" пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС " .

    А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
    "Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется .
    Постановка объектов , не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена ."

    Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад - это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?

    Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и "притягивать за уши" различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

    Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

    Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно "Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

    При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

    Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".

    Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).

    Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя ("Модуль природопользователя"), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора , либо с помощью размещенного в сети Интернет "Личного кабинета" природопользователя .

    Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.

    Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию .

    Масленников А.Ю.

1. Производство кокса

2. Добыча сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа

3. Производство нефтепродуктов

4. Добыча и обогащение железных руд

5. Добыча и подготовка руд цветных металлов, руд драгоценных металлов , за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях

6. Обеспечение электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более твердого/жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива)

7. Металлургическое производство с использованием специализированного оборудования: чугуна и стали с производительностью 2,5 тонны в час и более; обработки черных металлов с производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более и другое (подробнее в Постановлении №1029.)

8. Производство неметаллической минеральной продукции: стекло и изделие из стекла (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более), огнеупорные керамические изделия (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более), фарфоровые изделия, цементный клинкер и известь; и другие

9. Производство химических веществ и химических продуктов основных органических химических веществ

10. Производство химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ : газы, кислоты, основания, соли, неметаллы, неорганические химикаты, оксид магния

11. Производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений

12. Производство фармацевтических субстанций

13. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок

14. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более)

15. Захоронение отходов производства и потребления I-III классов опасности , IV-V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более)

16. Сбор и обработка сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более)

17. Производство целлюлозы и древесной массы

18. Производство бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более)

19. Производство текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более)

20. Производство кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более)

21. Производство таких пищевых продуктов , как: мясо и мясопродукты (50 тонн готовой продукции в сутки и более); растительные и животные масла и жиры (75 тонн готовой продукции в сутки и более); продукция из картофеля, фруктов и овощей (300 тонн готовой продукции в сутки и более); молочная продукция (200 тонн в сутки и более)

22. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более)

23. Выращивание и разведение свиней (мощностью 2000 мест и более), свиноматок (мощностью 750 мест и более)

24. Переработка и консервирование мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях

2 5. Добыча угля , включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита).

26. Обрабатывающее производство производством, на котором выполняются работы: поверхностная обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более); обработка поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

Перечень экологических услуг для предприятий I категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР), состоит оно из нормативов допустимых выбросов; нормативов допустимых сбросов; нормативов образования отходов.
Выдается:
На один объект сроком на семь лет. Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что относится к объектам негативного воздействия?

Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.

Категории объектов

Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.

В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:

  • I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.

При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:

  • масштабы деятельности;
  • уровень загрязнения;
  • опасность отходов, выбрасываемых объектом;
  • сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.

Постановка на учет

Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.

В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.

Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.

Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.

Плата за НВОС

Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде . Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.

Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.

Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию , в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.

Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.