Как добавить вид разрешенного использования земельного участка. Смена вида разрешенного использования земельного участка

Не редки случаи, когда у собственников или арендаторов земельных участков появляется необходимость провести процедуру изменения вида допустимого использования земельного ресурса. Однако граждане сразу сталкиваются с трудностями, так как не знают, где оформлять изменение ВРИ, куда подавать документы, что представляет собой смена ВРИ участка земли. Знайте, что нельзя путать понятия категория землепользования и вид разрешенного использования земельного участка.

После внедрения нового классификатора земельных участков в 2015 году вся территория земельного фонда распределена между 12 базовыми видами допустимого применения земли и 81 дополнительными видами, служащими для уточнения базовых ВРИ.

Запомните основные виды эксплуатации участков земли гражданами России и организациями:

  • 1 вид, к которому относятся участки земли для сельскохозяйственной деятельности;
  • 2 вид, территория участка при котором применяется для возведения капитального строения для индивидуального проживания граждан;
  • 4 вид, который позволяет организовывать виды деятельности, которые предполагают получение прибыли;
  • 6 вид, к которому законодатель отнес земли для обустраивания производственных процессов в пределах участков;
  • 13 вид, к которому относятся несколько подвидов:
    • Занятие огороднической деятельностью по выращиванию культурных растений для личного пользования;
    • Ведение садоводческой деятельности;
    • Осуществление деятельности по содержанию личного подсобного хозяйства на участке земли.

Кроме базовых видов и дополнительных, которые более детально разграничивают участки земли по назначению, существуют и условно-разрешенные виды эксплуатации земельного ресурса.

Запомните, что отличие базовых ВРИ от условно-разрешенных заключается в том, что при базовых ВРИ собственник не должен получать дополнительных разрешений на целевое применение земельного участка. Чтобы применять земли по назначению со статусом условно-разрешенного участка земли, необходимо согласовать планируемую деятельность и получить соответствующее разрешение на ее осуществление в уполномоченных органах. В качестве таких разрешительных органов выступает администрация муниципального образования или иные уполномоченные органы исполнительной власти на местах.

Как изменить ВРИ земельного участка

Сразу отметьте, что сменить базовый ВРИ, разъясняющий или условно-допустимый можно различными методами.

При этом процедура в отношении каждого варианта, указанного выше, индивидуальна:

  • Смена основного ВРИ. Учтите, что выбрать вид использования земельного участка может самостоятельно каждый собственник. Учтите только тот факт, что перечень ВРИ для конкретной территории существует в согласованном виде с администрацией, поэтому выбирать можно только из возможных ВРИ в соответствии с градостроительными нормами и схемами территориального планирования. Все эти нормы заранее согласовываются при проектировании плана генеральной застройки территории муниципального образования и прилегающих земель. Узнайте для начала, какие ВРИ разрешены в отношении указанного земельного участка, как части территории муниципалитета, затем выберите на свое усмотрение Вариант применения земли и произведите смену ВРИ с действующего на выбранный;
  • Смена вспомогательного ВРИ участка земли. Процесс полностью аналогичен предыдущему с той разницей, что при выборе дополнительных ВРИ убедитесь, что они являются допустимыми в отношении конкретного участка и соответствуют базовому ВРИ. Например, если приобретаете участок земли для ИЖС, то дополнительно можете выбрать вспомогательный ВРИ для осуществления садоводческой деятельности. Однако, возводить здание все равно придется, вместо него все засадить яблонями не получится, так как основным ВРИ является ИЖС;
  • Для детальной проработки данного вопроса обратитесь за помощью к профессиональным юристам, но учтите последовательность действий:
    • Составьте заявление с помощью специалистов;
    • Соберите необходимые бумаги и прикрепите их к заявлению;
    • В тексте заявления укажите следующие данные:
      • Номер участка и его адрес;
      • Личные и паспортные данные владельца или собственника;
      • Перечень налоговых или иных обременений на участок земли;
      • Перечислить действующие базовые и дополнительные ВРИ, которые разрешены для данной категории земли в конкретном муниципальном образовании с учетом нормативных документов земельного права по региону;
      • Детально опишите причины того, что потребовалось сменить ВРИ;
    • В течение месяца ожидайте ответ, если все разрешено в пользу заявителя, то отправляйтесь с документами и разрешением в Росреестр и регистрируйте все новые данные, получайте новый кадастровый паспорт с внесенными корректировками;
  • Смена условно-разрешенного вида эксплуатации земельного участка предполагает, что необходимо заранее обратиться владельцу земли в администрацию поселения, чтобы узнать требование региональной земельной политики для смены ВРИ на условно-разрешенный:
    • Подготовьте бумаги, которые относятся к земельному участку, составьте заявление на смену ВРИ и привезите все в администрацию поселения;
    • В течение 2 недель принимается решение о рассмотрении заявления и в случае положительного решения администрация объявляет о проведении общественного процесса в СМИ и на официальном информационном портале администрации;
    • В назначенное время осуществляется процесс обсуждения смены ВРИ на условно-разрешенный вид в присутствии соседних владельцев участков, предпринимателей и собственников недвижимых объектов, которые располагаются удаленно, но имеют отношение к участку земли, который рассматривается на повестке слушаний. Указанные лица обладают правом аргументировано высказать мнение о смене ВРИ. Для того чтобы такой процесс прошел предсказуемо, переговорите заранее с соседями и придите к соглашению, чтобы на общественных слушаниях никаких неожиданных реакций соседей не было;
    • Комитет по земельным вопросам оформляет протокол проведения общественного диалога, затем материал передается главе администрации на рассмотрение и принятие решения. Только глава администрации окончательно визирует документ и определяет, разрешено или нет провести смену ВРИ.

Документы для смены вида разрешенного использования земельного участка

Полный перечень документов необходимо получить в администрации поселения, к которому относится участок земли и территория земли, на которой расположен участок. Документы необходимо подготовить с учетом категории землепользования, присвоенной участку, правоустанавливающие документы, на основании которых владелец является собственником или арендатором.

Базовая документация представляет собой следующий список:

  • Удостоверение личности гражданина России;
  • Если вместо собственника участка земли выступает его представитель или арендатор, то предоставьте доверенность, заверенную нотариально;
  • Кадастровый паспорт на земельный участок;
  • Оригинал и копию договора аренды, дополнительно составьте и подпишите с собственником земли согласие на смену ВРИ;
  • Составьте заявление, учтите, что в тексте нужно указать просьбу о смене ВРИ. Это актуально в том случае, если нет необходимости изменять категорию земли;
  • Документы на объект недвижимости и иные объекты, возведенные в пределах территории участка, на основании которых можно определить права собственника и фактического владельца земли;
  • Если присутствуют права сособственников, то необходимо письменное согласие от каждого на смену ВРИ;
  • Подготовьте и утвердите проект схематического расположения объектов на территории земли, обозначьте планировку схематически;
  • Предоставьте выкопировку с изображением участка земли и располагающихся рядом территорий. Материал можно взять с кадастровой карты в интернете;
  • Дополнительный перечень документов объявляется в качестве необходимого в индивидуальном порядке.

Знайте, что дополнительные документы могут быть востребованы администрацией не в отношении участка земли, а, например, может понадобиться выписка из ЕГРН, если на земле располагается объект недвижимости.

Обязательно убедитесь в том, что получили на руки кадастровую выписку о внесении изменений в отношении земли после смены ВРИ участка.

Для функционирования единой системы учета кадастровых изменений необходимо представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • Бумаги, доказывающие право собственности в отношении земельного участка конкретного гражданина или организации;
  • Паспорт гражданина, составившего обращение;
  • План осуществленного межевания территории участка земли;
  • Положительное решение главы администрации поселения на смену ВРИ участка;
  • Составьте заявление по образцу и на бланке, который предоставляется желающим в отделениях ЕГРН.

Заявление допустимо подать лично в отделениях Росреестра или через услуги информационного портала. На изготовление выписки чаще всего тратится более двух недель.

Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка

Изучите период принятия решения или оформления отказа с учетом допустимого срока рассмотрения заявления:

  • Для органов местной исполнительной власти период принятия решения, включая время рассмотрения заявления, проведения слушания и принятия окончательного решения на уровне главы администрации, составляет 80 суток;
  • Период принятия решения на уровне областных министерств и ведомств ограничен 17 рабочими днями;
  • Для отправки документов между структурами и подразделениями нельзя тратить более 3 суток;
  • Предельный срок назначается периодом в 4 месяца с момента подачи заявления.

Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка

Чтобы сменить ВРИ участка земли на интересующий собственника, владелец потратит определенную сумму денег на процедуру. Знайте, что стоимость смены ВРИ участка формируется из нескольких составляющих, однако, основную роль играет разница между кадастровой стоимостью земли действующего ВРИ и предполагаемого вида допустимого применения земли.

Чаще всего написанное выше правило применяется для участков земли города Москвы и Московской области.

Учтите, что потратить деньги придется на подготовку или восстановление документации, если часть необходимых бумаг отсутствует.

Как выбрать вид разрешенного использования земельного участка

Чтобы выбрать ВРИ для конкретного участка земли, изучите градостроительный регламент и правила застройки территории, которые официально размещены на сайтах администрации поселения. Если документ в электронном виде не представлен на общественное обозрение в СМИ и на сайте администрации, то это является прямым нарушением, можете обратиться в администрацию с требованием предоставить сведения о правилах землепользования и застройки в пределах территории муниципального образования.

Если на сайте информацию найти получилось, обратите внимание на раздел, в котором содержится информация о градостроительных регламентах для территориальных зон. Именно в таком разделе существует информация о том, какие ВРИ допустимы для каждого участка в пределах территории муниципального образования.

Для начала найдите раздел с наглядными материалами и фотографиями участков, схемами, благодаря которым можете определить, к какой категории относится интересующий земельный участок, какие ВРИ в отношении территории, где расположен участок, действуют.

Перечень видов допустимого применения земли нужно сопоставлять с новым классификатором земель. Однако, учтите, что решения по целевому назначению земель, которые принимались до 2015 года не теряют юридическую силу. Учтите, что названия разрешенных вариантов применения земельных участков могут не совпадать, так как новый классификатор включает несколько новых терминов, которые ранее не употреблялись в земельном праве.

Обратите внимание, что в тексте градостроительного регламента обязательно указываются пределы максимально разрешенных размеров территории участка и минимальные площади территории, кроме этого, определяется на законодательном уровне допустимый процент для застройки от общей территории муниципалитета. При этом ограничения формируются индивидуально для каждого региона страны.

Зачем менять вид разрешенного использования земельного участка

Государственные органы распределили все территории и земли в их пределах по соответствующим категориям землепользования и видам разрешенной деятельности по эксплуатации земельных участков для того, чтобы все земли применялись строго по целевому назначению, а эффективность применения земельного ресурса страны выросла.

Существуют случаи, когда собственнику земли выгодно осуществить смену ВРИ участка, изучите их:

  • Если есть возможность перевести землю из любого действующего ВРИ в категорию земель поселения, то потом перепродать такую землю выгодно;
  • Применить собственную землю под оборудование производственного процесса для изготовления и реализации продукции;
  • Возвести многоэтажное жилое помещение с последующей продажей жилья;
  • На территории для сельскохозяйственной деятельности возвести множество жилых домов, сформировать поселение.

Применение участка земли не по его прямому назначению влечет наложение штрафа и ответных мер со стороны представителей государственных уполномоченных структур.

Поэтому необходимо осуществлять смену ВРИ до того, как начнете вести деятельность, несоответствующую заявленным целям.

Имейте в виду, суммы штрафов могут быть различны за нарушение целевого применения земли:

  • 1% от стоимости земли по кадастровой оценке, при этом сумма не может быть меньше 1000 рублей. Такие штрафы применяются в случае нарушения использования приусадебных участков;
  • 0,5% от кадастровой стоимости, при этом сумма не может быть менее 3000 рублей. Такие штрафы получают владельцы с\х земель, на которых не ведут сельскохозяйственную деятельность;
  • 1,5% от стоимости земли по кадастровой оценке, но не менее 20.000 рублей. Такая мера применяется в случае отсутствия строительных работ на участке, который предусматривает ИЖС.

Отказ в смене вида разрешенного использования земельного участка

Сразу обратите внимание на то, что заявки на смену ВРИ, чаще всего, оставляют неудовлетворенными по разным причинам. Происходит так, потому что осуществлять корректировку информации в отношении каждого участка сложно, необходимо вносить изменения в генеральный план застройки территории муниципалитета, провести огромный объем работ по изменению схематического отображения участков земли в специальных документах. Такая работа обременительна для государственных органов, но отказать из-за этого сотрудники администрации не могут. Всегда подыскивают завуалированные причины отказа.

Строже всего дело обстоит с переводом с\х земель в иные виды допустимого эксплуатирования земельных участков.

Чтобы перевести с\х земли в иной ВРИ, необходимы следующие причины:

  • Осуществлена консервация с\х земель;
  • Территория относится к природоохранной зоне, территории присвоен статус особого объекта или земли переведены в ведение лесного или водного фонда;
  • Граница муниципального образования расширяется за счет земель с\х назначения, автоматически переоформляя их в земли поселения;
  • Если размещены на земле производственные мощности, при этом стоимость земли по кадастровой оценке не должна превышать среднюю кадастровую стоимость земли в регионе. При этом знайте, что перед тем, как разместить производство на с\х землях, обязательно проводится проверка на поиск соответствующей территории не с\х назначения. Если такая земля не найдена, только тогда происходит изменение ВРИ в отношении участка;
  • Если с\х земли более не пригодны для использования по прямому назначению, при этом переведены в лесной фонд или в земли запаса;
  • Если предусматривается возведение инфраструктурных объектов федерального или местного значения: дороги, ЛЭП, ж\д пути, газопровод, трубопровод и иные глобальные сооружения;
  • В случае применения территории в федеральных целях для нужд страны;
  • В случае обнаружения полезных ископаемых, для разработки которых проект утвердили на федеральном уровне;
  • По причине расположения на территории социальных объектов, помещений здравоохранения, образования, культурного наследия страны.

К заявлению прилагается заполненная декларация о смене разрешенного использования земельного участка. Она, как и заявление, составляется в свободной форме .

Вносимые сведения частично повторяются. Но декларация выполняет иную функцию.

Заявление является запросом на рассмотрение смены разрешенного использования земельного участка, а декларация утверждает готовность заявителя на регистрацию разрешения внесения изменений в кадастровые записи Росреестра, после утверждения таковых специальной комиссией.

Поэтому, кроме указанных сведений об участке и его собственнике, здесь требуется внести формулировку с просьбой о передаче сведений об изменении разрешённого использования земельного участка в регистрирующий орган населённого пункта.

Предварительно в тексте указывается просьба о замене основного вида разрешённого использования на условно разрешённый, с указанием причин. В завершение так же ставится дата и подпись заявителя.

Документы

Перед тем как изменить вид разрешенного использования земельного участка необходимо приложить:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Разрешение от совладельцев и соседей (при необходимости).

Обозначенные документы подаются в виде копий . Исходя из нюансов ситуации, могут потребоваться справки или акты:

  • из отдела градостроительства и архитектуры;
  • из Росреестра;
  • от экспертов и иных уполномоченных инстанций.

Перечень пакета документации перечисляется в заявлении. Если застройка затрагивает историческую часть населённого пункта, могут потребоваться дополнительные справки из отдела охраны памятников.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Заявление рассматривается в течение 5 дней , после чего принимается решение о его отклонении или принятии к рассмотрению запроса заявителя. В случае отклонения составляется мотивированная выписка, в которой перечисляются основания отказа, с опорой на нормы законодательства.

Решение по запросу принимается административной комиссией на публичных слушаниях . Предварительно в СМИ публикуется дата слушаний, на которых рассматривается установление разрешенного использования земельного участка. Здесь же указывается повестка дня, с указанием тематики рассматриваемых заявлений.

При подготовке к слушаниям уполномоченные инстанции и общественные организации вправе подготовить обоснования, которые могут послужить отказом заявителю.

При положительном исходе слушания по вопросу, правообладатель ЗУ получает административный акт , в котором указывается вынесенное решение, с указанием законодательных постановлений, на которые таковое опиралось. Этот акт прилагается к собранному ранее пакету документации, для обращения в регистрирующий орган на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 27.07.97 г.

После получения выписки из протокола о разрешении переоформления вида использования, удостоверенного администрацией, требуется внести изменения в Росреестр . Для регистрации требуется обращение в отделение многофункционального центра по месту расположения ЗУ с заявлением и документальным приложением.

Процедура слушаний занимает период от 1 до 1,5 месяцев. Регистрация внесения изменений в Росреестр занимает не более 1 месяца.

Узнав, как сменить вид разрешенного использования земельного участка следует рассмотреть финансовые затраты и причины отказа.

Оплата пошлины

Все административные услуги исполняются безвозмездно и не требуют оплаты пошлины . Однако некоторые виды документов, требующиеся для приложения к заявлению, могут выполняться за соразмерную плату.

При регистрации в службе одного окна следует оплатить пошлину в размере 350 рублей . Квитанция об оплате прилагается к пакету документации, подаваемой регистратору.

Основания для отказа

Наличие нарушений регламента земельного или градостроительного законодательства, а также административных актов и нормативов – послужат причиной отказа . В иных случаях отказать могут на основании официальных заявлений, сделанных представителями организаций, на публичных слушаниях.

Иногда заявление возвращается до принятия в производство, с требованием переоформить его или внести дополнительные сведения. Также допускается требование дооформления поданного пакета документации или замены того или иного документа. В этом случае допускается повторная подача документации.

Главными основаниями для отказа являются :

  1. С обращением обратилось неправоспособное лицо.
  2. Сособственники или соседи заявителя высказали претензию.
  3. Недостаток документации.
  4. Документ имеет неправоспособный (испорченный) вид.

В целом основания отказа делятся на два типа :

  • исправимые , подлежащие восстановлению правоспособности;
  • категоричные , не допускающие получения разрешения.

В первом случае допускается переоформление заявления, с учётом указанных в мотивированной выписке недочётов. Во втором случае допускается апелляция отказа в суде, если законодательные положения, принятые за основу отказа, нарушили права заявителя.

Теперь вам известно, как изменить . Как показано в статье, изменение допускается, при соблюдении норм законодательства и алгоритма обращения к уполномоченным должностным лицам.

Разрешенное использование – это особенности земельных участков, которые определяют их правовой режим. В свою очередь, он должен соответствовать разграничению территорий. Правовым режимом будет являться уже утвержденный вид использования, а территориальная зона будет главным понятием ВРИ.

Другими словами, разграничение территорий – это выделение её части, которая имеет особенность – правовой режим. Границы такого использования определены законодательством РФ (ЗК РФ, Федеральные законы по налогам и сборам, лесное, водное законодательство и т. д.) и, если оно не противоречит основному законодательству РФ, то законами и нормативными актами субъектов РФ.

Пошаговая процедура изменения ВРИ земельного участка

Когда требуется получить решение на перевод в другую категорию, к примеру, под капитальную застройку жилыми объектами в определенной области, то здесь будет заниматься таким вопросом Инвестсовет при Губернаторе данной области.

Инвестору в таком случае необходимо:

  1. Подать соответствующее ходатайство.
  2. Сдать необходимый пакет документов.
  3. После регистрации , в течение одного рабочего дня, документы уходят в областное министерство по инвестиционной политике.
  4. В течение 14 дней такое министерство собирает заключения от исполнительной власти и задействованных компаний, министерства госимущества, министерства с/х, департамента градостроительного развития территорий области, местном органе самоуправления муниципалитета, Роспотребнадзоре РФ, и других структур, чтобы рассмотреть возможность такого перевода в другую категорию.
  5. Затем, министерство приступает к подготовке проекта решения инвестсовета при Губернаторе определенной области и вносит прошение на рассмотрение.
  6. По его рассмотрению , а также рассмотрению всех заключений, инвестсовет принимает соответствующее решение.

Необходимый пакет документов:

  1. Заявление на изменение ВРИ.
  2. Копия паспорта гражданина РФ.
  3. Заверенные надлежащим образом копии правоустанавливающих документов на участок земли.
  4. Согласие собственника участка на изменение ВРИ.
  5. Заключение результатов проведения публичных слушаний (если их проведение обязательно).
  6. Фотографии земельного участка.
  7. Акты проверок муниципального земельного контроля (зависит от конкретной ситуации).
  8. Иллюстрации границ участка со всеми прилегающими территориями.
  9. Государственная экспертиза по охране природных ресурсов и экологии.

Сроки рассмотрения и принятия решения:

  1. На стадии местных органов самоуправления: регламентированы определенным субъектом Федерации и местным самоуправлением. В подавляющем большинстве областей (субъектов РФ), срок рассмотрения заявления составляет до 80 рабочих дней – включая публичные слушания.
  2. На стадии министерства областного имущества: 17 рабочих дней.
  3. Пересылка пакета документов из одной структуры , в другую: 3 рабочих дня.
  4. Максимальный срок рассмотрения составит до 4 месяцев.

Способы изменения ВРИ

Вопрос перевода с/х земель в земли поселений, ввиду нехватки земли под индивидуальное строительство стоит особенно остро. К тому же, стоимость данных категорий земель, значительно отличается.

Также, сегодня земельное законодательство РФ предусматривает возможность построить хорошее капитальное жилье, не беспокоясь о хлопотах .

Получить разрешение на строительство большого дома на сельскохозяйственной земле, с возможностью получить прописку и постоянно проживать в нем можно 2 способами:

  • N172-ФЗ (03.12.2004 г.) – о переводе в другую категорию.
  • N191-ФЗ (29.12.2004 г.) – о введении в действие ГрК РФ.

Внутри одной категории

Второй вариант наиболее распространен, он проще, но у него тоже имеется определенная процедура:

  1. Изменить ВРИ земли можно , исходя из схем освоения территории муниципалитета, генпланов поселений, городов и градостроительным регламентом, при соблюдении технических регламентов.
  2. Заявление об изменении ВРИ относят в орган самоуправления.
  3. Требуется проведение публичных слушаний , где участниками будут граждане, проживающие в рамках территориальной и смежной зонах.
  4. Существует требование обязательной публикации результатов указанных слушаний.
  5. Комиссия по организации слушаний делает заключение и выносит рекомендации, на основании которых глава местного органа самоуправления принимает соответствующее решение.

При переводе участка из одной категории в другую

Имеется определенный список, регламентирующий возможность перевода из одной категории земельного надела, в другую:

  1. Находящиеся в Федеральной собственности – решается Правительством Российской Федерации.
  2. В собственности субъектов РФ – органом власти конкретного субъекта Российской Федерации.
  3. Сельскохозяйственные земельные территории , находящиеся в собственности муниципалитетов – решается органом власти данного субъекта Российской Федерации.
  4. Земли частных собственников / сельскохозяйственного направления – исполнительная власть конкретного субъекта РФ.
  5. Земли иных назначений – местным органом самоуправления.

Основные виды разрешённого использования земельных участков


Исчерпывающий список всех ВРИ закреплен в классификаторе, который призван упорядочить и выделить наиболее значимые виды жизнедеятельности человека и общества на участках земли.

Зачастую, территориальная определенная зона включает ряд земельных участков и ВРИ на конкретный участок, что способствует развитию всей территории в целом. Кроме того, он определяет рыночную цену исходя из направления использования земли, отсюда и выходит размер налоговой ставки на неё.

Условно-разрешенные виды пользования

К основным данные ВРИ относиться не будут, но их введение градостроительный регламент допускает, только в границах определенной территории. Требуется дополнительное утверждение в комиссии по землепользованию муниципалитета. Также, необходимо проведение слушаний.

Вспомогательные виды пользования

Дополняют остальные ВРИ . Не являются преимущественными, могут существовать только совместно. Выбрать такие виды без основного будет незаконно. Например, направление земельного участка под гаражную застройку либо объекты инфраструктуры.

ВРИ земельных участков определяются классификатором. Он имеет свои отличия:

  1. Всем ВРИ земельного участка присвоен свой код (обозначается числом). В содержании указывается список возможной деятельности, позволенной вести на конкретном участке, разрешенные к размещению объекты.
  2. В содержании предусмотрены 12 обобщенных и 81 уточненный вид. Если дальнейшее развитие территории ещё не известно, устанавливают обобщенный без уточнений ВРИ. Если он установлен как основной, то в этом случае на участке можно заниматься всеми видами хозяйственной деятельности, главное, чтобы он был предусмотрен уточненным ВРИ.
  3. Некоторые ВРИ описываются достаточно полно и развернуто. В классификаторе нет подразделения на условные, вспомогательные или основные ВРИ. Например, жилищное строительство допускает посадку и выращивание определенных сельскохозяйственных культур. Более того, для размещения линии ЛЭП, системы водопровода и похожих объектов, призванных обеспечивать жизнедеятельность человека, установление дополнительных или основных ВРИ не требуется.

Основные виды пользования

  1. Сельскохозяйственное: выращивание лекарственных культур, звероводство, птицеводство, рыбоводство, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства и прочее.
  2. Жилая застройка: среднеэтажная жилая застройка, передвижное жилье и т. д.
  3. Использование объектов строительства: здравоохранение, религиозное использование, культурное развитие и прочее.
  4. Предпринимательство: рынки, гостиничный сервис, банковская и страховая деятельность, сервис автотранспорта и т. д.
  5. Рекреация: спортивная охота и рыбалка, поля для конных прогулок, пирсы для маломерных судов и т. п.
  6. Производственная деятельность: энергетика, связь, тяжелая и легкая промышленность, нефтяная промышленность и т. д.
  7. Транспорт: авто, железнодорожный транспорт и прочий.
  8. Безопасность и оборона: охрана гос. границ Российской Федерации, деятельность в области исполнения наказаний и далее по списку.
  9. Охрана и изучение природных объектов: охрана территорий природных объектов, курортный сервис, историческая деятельность.
  10. Лесное использование: заготавливание лесного ресурса, древесины, лесной резерв.
  11. Объекты на воде: общее пользование объектами на воде, гидротехнические конструкции.
  12. Общее пользование территории: ритуальная деятельность, специальная, запас.

Для каких целей проводится процедура?

В постановлениях и приказах исполнительной власти о наделении участками, в договорах и других документах, где подтверждается получение права владения, всегда описывается категория, которая имеет свой ВРИ. Например, индивидуальная застройка и ведение сельского хозяйства и т. д.

Сегодня, зачастую приходится сталкиваться с переводом участков земли, предназначенных под садоводство – в дачный участок земли, так как на последних разрешено возведение здания с правом регистрации проживания в них, и многие владельцы коттеджей желают получить официальную прописку.

Нюансы проведения публичных слушаний

При отсутствии публичных слушаний

Целесообразность проведения таких слушаний при переводе земельных участков (например, для инвестора) решается комиссией по проектированию застройки (землепользования).

Кроме того, комиссия решает вопрос – насколько проведенные слушания отвечают реальному порядку вещей, и возможно ли обратить внимание на результаты проведения (заключение) данных слушаний. Утверждается главой администрации.

Если проведение публичных слушаний необходимо

Общие правила регламентирует ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ и Устав муниципалитета:

  1. Участниками слушаний могут быть только собственники земельных участков либо арендаторы расположенных в границах этой территории участков, где запрашивается разрешение.
  2. Участники могут представлять свои замечания и предложения относительно предмета слушаний, что обязательно заносится в протокол данных слушаний.
  3. Результаты проведенных слушаний подлежат обязательной публикации в сети интернет на официальном ресурсе муниципалитета.
  4. Срок от начала сообщения участникам о проведении слушаний , и до опубликования заключения – не может составлять больше одного месяца.
  5. При положительном решении комиссия представляет рекомендации, при отказе указывает причины такого решения. Указанные документы направляются главе администрации.
  6. Лицо, заинтересованное в проведении публичных слушаний и получении решения , берет на себя все расходы, связанные с проведением такого слушания.

Как узнать вид разрешенного использования по кадастровому номеру

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать вид разрешенного использования быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через - так вы получите документ в течение часа. Стоимость та же - 250 рублей, данные официальные - из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через

На какой вид разрешенного использования можно изменить существующий

Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:

  1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
  2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
  3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.

Как изменить вид разрешенного использования под ИЖС на коммерческий

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий - начинаем.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий , можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

С 2015 года МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе. Но имейте ввиду, что не удастся изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса.

Как изменить вид разрешенного использования под ЛПХ и СНТ на ИЖС

Если участок расположен на землях населенных пунктов, то перевод участка из ЛПХ или СНТ в ИЖС выполняется бесплатно по заявлению собственника в РосРеестре (МФЦ). Если участок расположен на землях сельхозназначения, то переходите к пункту ниже.

В случае отказа в изменении ВРИ с огородничества или садоводства на ИЖС, придется довольствоваться условно-разрешенными видами (например «Садоводство»), строить дом и регистрировать его по дачной амнистии.

Обратите внимание, что изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после .

Как изменить вид разрешенного использования с ИЖС на многоквартирный

Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.

Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил - вашего субъекта.

Документы примерно следующие:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
  3. кадастровый план (паспорт) земельного участка;
  4. копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
  5. план границ земельного участка с координатами характерных точек;
  6. санитарно-эпидемиологическое заключение;
  7. сведения о заявителе: для физических лиц - документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, - свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации юридического лица»

Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в аренде

Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.

Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает - то вас известят о решении в письменном виде.

С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.

Обрати внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.

Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ - в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки - маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.

Изменение целевого назначения (ЦН)

Как изменить земли сельхозназначения на земли населенных пунктов

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. , подтверждающая право владения земельным участком.

Как изменить земли лесного фонда на земли промышленности

Законодательная регламентация перевода ЗУ Лесного фонда в иную категорию закреплена в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ., в редакции от 29.07.2017 г. Обратите внимание на ст. 11 вышеупомянутого Федерального Закона, которая устанавливает условия и особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. В статье 11 Закона дается исчерпывающий перечень оснований изменения целевого назначения земель лесного фонда, а также определяются условия, при которых эти основания могут быть реализованы.

Как изменить рекреационные земли на земли населенных пунктов

Изменение рекреационных земель, например водоохранной зоны, проблематично, но не невозможно, так как территории, относящиеся к рекреационным и не признанные особо охраняемыми, могут быть переведены в категорию земель поселений и использоваться для ИЖС.