I. Правовые мероприятия

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно . При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятия Темы
Тематические классные часы 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» (Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч 1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Занятие 1 «Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»

Учебные вопросы:

1. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

2. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности.

3. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Первый учебный вопрос

. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

Под защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях понимается комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий, проводимых с целью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба, нанесенного пострадавшим территориям при угрозе возникновения или возникновении ЧС различного характера в мирное и военное время.

При этом под населением понимается все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а под территорией – все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ или ее части, включая объекты производственной или социальной сферы, а также окружающая среда.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС – это совокупность организационных действий, направленных на решение какой-либо задачи по предупреждению или ликвидации ЧС, выполняемых органами управления, силами и средствами РСЧС различных уровней и подсистем. Они проводятся как в условиях повседневной деятельности, так и при угрозе ЧС и их возникновении.

Мероприятия, проводимые в процессе повседневной деятельности объектов экономики и территорий, имеют целью предупреждение ЧС и максимальное снижение ущерба и потерь при их возникновении. Заблаговременное их проведение позволяет компенсировать внезапность и скоротечность развития большинства ЧС, а отсюда – и крайне ограниченное время на организацию защиты населения.



С возникновением ЧС организуются и проводятся мероприятия по защите населения, территорий и ликвидации ЧС, объем и содержание которых определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении соответствующих органов управления РСЧС сил и средств.

Риск и степень опасности могут быть существенно уменьшены за счет заблаговременного проведения комплекса организационных, инженерно-технических и медико-профилактических мероприятий, разработка которых осуществляется на основе данных Государственной экологической экспертизы и прогнозирования ЧС для конкретного региона.

Мероприятия по защите населения и территорий и ликвидация ЧС при их возникновении (в чрезвычайном режиме) организуется и проводится на основе выводов из оценки фактической обстановки в очаге ЧС и прогнозирования ее развития.

Второй учебный вопрос

. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности

I. Правовые мероприятия

Одним из важнейших условий обеспечения безопасности жизнедеятельности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих производственную, хозяйственную или иную деятельности общества.

Правовые мероприятия включают разработку, принятие таких документов и руководство ими в своей деятельности органами исполнительной власти, органами управления РСЧС и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий.

К правовым документам относятся : 1. Законы РФ (субъектов РФ); 2. Указы Президента; 3. Постановления Правительства. 4. Руководящие документы территориальных органов исполнительной власти

Законы РФ: в первую очередь, такие важнейшие, как Законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», Кодексы законов по охране окружающей среды; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, директивы и указания в области защиты населения региональных, территориальных и местных органов РСЧС.

К нормативно-техническим документам , регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в ЧС (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанП и Н), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СН и П).

Санитарные нормы содержат требования по различным видам производственной и хозяйственной деятельности, требования к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почве), к качеству питания. В них оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать на людей.

Нормы радиационной безопасности регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергнуться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на загрязненной радиоактивными веществами местности и в быту.

Строительные нормы и правила устанавливают требования к строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность зданий и сооружений для людей и природной среды.

В целях заблаговременной подготовки населения и обеспечения его активного участия в действиях в условиях различных ЧС в «Законе о защите населения и территорий от ЧС» разработаны права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ст. 18 Граждане имеют право:

Ø на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

Ø в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти (органов местного самоуправления и организаций), предназначенное для защиты от ЧС;

Ø быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Ø обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Ø участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

Ø на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

Ø на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

Ø на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

Ø на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

Ø на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.

Винницкая общеобразовательная школа

" Права и обязанности"

(для учащихся 5 класса)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.

Мартыненко Лариса Викторовна,

учитель географии

2014 г.

Правовая игра с применением ИКТ

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

    Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

    формировать систему правовых знаний;

    способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

    развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

    на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

    помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

    развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

    формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

    Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

    Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

    Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

Для команд:

    чистые листы бумаги,

    ручки, карандаши,

    отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

    карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Ход мероприятия:

    Организационный момент - 2 мин.

    Объяснение нового материала – 10 минут.

    Проведение круглого стола -22 мин.

    Просмотр ролика «Реализация прав и обязанностей в нашей жизни»-6 мин

    Подведение итогов урока- 5 мин.

Актуальность мероприятия:

    В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.

    Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:

    «Изучаем Декларацию прав человека»; 5 класс

    «Права ребенка»; 5 класс

    «Твои права и сказочная страна»; 6 класс

    «Права и обязанности» « Прогулка по ПРАВОГРАДУ» 7 класс

Расстановка парт на классный час.

Ход мероприятия:

На доске

Памятка «Важные правила» (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Организационный момент.

Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

(слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Что такое, например, право на жизнь?

У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

(слайд 4)

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы (слайд 5)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)

Что я делал(а) сегодня

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Завтракал, обедал

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Лечил зубы

право на отдых и досуг

Ответы детей.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

Сходил в школу

Право на образование

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение


Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос . Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. (слайд 9)

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.

Вопрос . Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 6. (слайд 11)

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос . Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

Правильный ответ:

    Жизнь

    образование

    отдых

    досуг

    индивидуальность

    уважение

    заботу


Ситуация 7.
(слайд 13)

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос . Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Ситуация 8. (слайд 14)

В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.

Вопрос . Нарушается ли право на получение информации?

Правильный ответ:

НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью

Станция 10. Задание для болельщиков:

придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах

1группа – право на развитие, учёбу,

2 группа – право на защиту,

3группа – право на семью.

Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).

Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни (ролик был создан учеником 9 класса, герои фильма – учащиеся школы №12).- 1 место в областном конкурсе творческих работ учащихся, номинация – видеоролик (государственно – правовой департамент Нижегородской области).

Игра. Я уважаю твое право…

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Подведение итогов.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили»)

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

“Нет прав без обязанностей,
нет обязанностей без прав”.
К.Маркс

  1. Познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, историей создания.
  2. На примере литературных произведений показать права детей, обсудить поведение и поступки персонажей.
  3. Формировать у детей представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в жизни каждого.
  4. Воспитывать правовое самосознание учащихся.

Ход проведения

Учитель: Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга “Всеобщая декларация прав человека”, в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и в согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

Однажды, в 1989 году взрослые приняли Конвенцию о правах детей. Правительства разных стран подписало это соглашение и обещало его выполнять.

Основной идеей данного документа является мысль о том, что дети имеют право на особую защиту и помощь, что семье для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей должны быть предоставлены защита и содействие, а ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семье, в атмосфере любви и понимания.

Конвенция признает тот факт, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, очень важно учитывать особенности культуры и традиций каждого народа.

Вы, возможно удивитесь: какие права могут быть у ребенка? Да, дети имеют права! Право на самом деле нечто такое, что вам положено. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Затем ребенку дается право на получение имени и гражданства. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  • Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям.
  • Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству.
  • Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой причине.
  • Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются “неделимыми”

Давайте мы с вами узнаем о правах ребенка на примере литературных произведений.

1. “Папа Карло купил “Азбуку” и отправил сына в школу. А он вместо того, чтобы идти в школу продал свою азбуку и пошел в театр. Правильно он поступил?

Все дети имеют право на бесплатное обучение и должны учиться, чтобы стать грамотными.

2.
“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
Ну, а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!”

Каждый ребенок имеет право на медицинский уход.

3. “Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры”.

Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Учитель: В нескольких статьях Конвенции идет речь о праве на собственное мнение и на свободное мышление. Также есть статья, которая запрещает все формы физического и психологического насилия, грубого обращения.

Человек растет, обретает жизненный опыт. Но помимо прав существуют и обязанности. Так обязанность родителей состоит в том, чтобы воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, дать образование. Также и у вас, ребята есть обязанности. И ваша главная обязанность – учиться, чтобы стать грамотными, получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

К сожалению, права детей очень часто нарушаются. Дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Но государство позаботилось о том, чтобы таких взрослых наказывали по закону.

А как же это происходит, ученики 4класса на примере русской народной сказки “Гуси-Лебеди” вам это покажут.

Суд над нарушителями “Гусями…”

Действующие лица:

  • Баба Яга – ответчица
  • Сестрица Аленушка
  • – свидетель
  • Яблонька
  • – свидетель
  • Молочная речка с кисельными берегами
  • – свидетель
  • 1-2-3
  • – гуси
  • 1-2-3
  • – присяжные
  • Судья
  • Адвокат Бабы Яги
  • Прокурор

Судья: Слушается дело о похищении Бабой Ягой маленького мальчика. Похищение совершили по ее поручению Гуси-Лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.

Сестрица Аленочка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть к подружкам и забыла про все. Я была уверена, что с братцем Иванушкой ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.

Родители: Мы слышали, что Гуси-Лебеди пошаливают, детей, оставленных без присмотра крадут. Мы надеялись, что Аленушка не оставит братца без присмотра. Мы и предположить не могли, что Баба Яга осмелится на такое преступление.

Печка: Я много раз видела, как Гуси-Лебеди, пролетая надо мной, уносили из других деревень то девочку, то мальчика. Что потом случилось дальше, я не знаю.

Яблонька: Я тоже видела, что Гуси-Лебеди крали детей.

Судья: А почему вы не сказали Аленушке, в какую сторону понесли Гуси ее братца?

Печка: Я и не знала, просто мне было приятно, что Аленочка съела мой ржаной пирожок.

Яблонька: Благодаря своим высоким ветвям я проследила, куда полетели Гуси и где опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливее, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-Лебедей.

Молочная речка с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают до самой избушки, где живет Баба Яга, и я знала, что пока туда не прибежит Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе Яге.

Судья: И все-таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о преступлении, особенно по отношению к маленьким детям, нужно не ждать, когда вас вежливо попросят, а самим спешить на помощь.

1-й Гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка.

2-й Гусь: Первый Гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, что ничего плохого Иванушке мы не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки, старались, чтобы ему было удобно лететь.

3-й Гусь: Хотя мы народ и подневольный, но все же мы не позволили бы Бабе Яге съесть Иванушку. Мы думали, что он нужен ей, чтобы скрасить свою жизнь.

Судья: Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси-Лебеди, и раньше детей уносили.

Гуси-Лебеди: Это не мы, это прежние гуси, а нас только наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе Яге. Корма для нас в лесу не стало - экологическая обстановка стала неблагоприятной.

Баба Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только помогают. Где мне, дремучей старухе, знать, что я нарушаю закон тем, прошу утащить маленького мальчишку или девчушку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила среди хищных зверей и птиц, а у них свои законы, свои обычаи. Вот по этим законам я и живу. И не к лицу каким-то маленьким школьникам учить меня уму-разуму. Старость надо уважать.

Адвокат Бабы Яги: Баба-Яга – законопослушная лесная жительница. Один из лесных законов: кто успел, тот и съел. Возможно по человеческим законам Баба Яга ведет себя жестоко. Но, может быть она просто хотела попугать безответственных родителей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра? К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. А потому и нет никакого преступления. На нет и суда нет.

1-й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с ее родителями, если бы к их приезду она не нашла братца?

2-й присяжный: Не могу согласиться с адвокатом. Незнание законов не освобождает человека от ответственности, в том числе и Бабу Ягу.

3-й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу Ягу, но и Гусей-Лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горстки зерен заниматься такими преступными делами. Они – соучастники преступления.

Прокурор: Баба-Яга к счастью, не успела довершить свой замысел. Поэтому и нам не стоит лишать ее жизни, приговаривать к высшей степени наказания. Попробуем ее перевоспитать – придумаем для нее доброе дело, чтобы она могла себя проявить с хорошей стороны. Какие будут предложения? (Ответы детей)

Заключительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка. Этот документ имеет очень большое значение в жизни ребенка. Конвенция призвана защищать детей от обид и произвола со стороны взрослых. Мы должны сплотиться. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, то они бы сделали больше к осуществлению прав ребенка.

(Учащиеся читают стихи)

1-й учащийся.

Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2-й учащийся.

Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

3-й учащийся.

Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.

4-й учащийся.

Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.

5-й учащийся.

Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!

6-й учащийся.

Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

7-й учащийся.

Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей –
Помогут они, держись веселей.

8-й учащийся.

До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?

9-й учащийся.

В общем – да!

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча.

Конспект мероприятия по правовому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Права и обязанности детей».

Подготовила Самойленко Наталия Михайловна,

Воспитатель высшей квалификационной категории.

г. Будённовск 2017

Цель: Развивать интерес дошкольников к изучению правовых вопросов, показать единство прав и обязанностей.

Задачи: продолжать знакомить детей с содержанием «Конвенции о правах ребёнка». Обобщать знания детей об их правах и обязанностях. Учить уважать достоинство и права других людей. Способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства, справедливости и взаимопонимания.

Ход мероприятия.

Ребёнок . (Читает книгу «Конвенция о правах ребёнка»). Ребята, вот это да! Оказывается у нас, детей, тоже есть права.

Едва на свете появился и приоткрыл свои глаза,

Немного миру подивился - ты получил свои права:

Права на счастье и улыбки, права на новый светлый день,

Права на глупости, ошибки, права на озорных друзей.

Права на игры и желанья, права на знание и смех,

Права на то, чтоб быть ребенком и отличаться ото всех.

Права на улице гулять, права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев, права заботиться о всех.

Но есть один большой урок - во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой и уважать права других! (Матюхина Рината)

(Входит Баба Яга).

Баба Яга. Дай – ка, посмотреть. (Читает по слогам) Кон – вен –ци – я о пра – вах ре – бён – ка. Ой –ой –ой! Выросли, умные какие стали. Маленькие ещё такие книги читать и о правах своих заявлять!

Воспитатель. Бабушка Яга, мы с тобой не согласны. В «Конвенции о правах ребёнка», сказано, что каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие. А еще прописано, что уже при рождении ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Баба Яга. Имя? Зачем малышам имя? Все дети маленькие, их и отличить – то сложно.

Воспитатель. С именем человек рождается, оно даёт ключик к его характеру, приносит удачу. «По имени – и житие» - гласит пословица. Каждое имя что – то обозначает. Давай поближе познакомимся с нашими ребятами.

Игра «Моё имя».

( Дети передают по кругу мяч. Тот у кого мяч, называет своё имя, рассказывает, что оно обозначает. Александр – защитник, Галина – спокойная, Ирина – несущая мир, Марина – морская, Юрий – земледелец, Юлия – пушистая и т.д.)

Баба Яга. Так и быть, согласна. Есть такое право у детей – право на имя!

Будь всегда достоин имени своего.

Будь справедлив и спокоен, с честью носи его!

Ох и проголодалась же я. Сейчас выберу самого толстого, самого упитанного ребёночка и съем.

Воспитатель. Хитрая ты, бабушка, сначала попробуй догнать ребят.

Подвижная игра «Бабка Ешка, костяная ножка».

Воспитатель. Бабушка Яга, право на полноценное питание есть у всех, только не нужно кушать наших ребят. Коль ты проголодалась, мы тебя угостим.

Хороводная игра «К нам гости пришли».

Баба Яга. Такие маленькие, а уже столько прав.

Воспитатель. И все эти права записаны вот в этом документе «Конвенция о правах ребенка». Ребята, расскажем бабушке, какие еще права у нас есть.

(Ответы детей). Молодцы! У детей есть право на воспитание в семье, право на личную жизнь, право на образование, право на отдых и досуг.

Баба Яга. (Падает). Ой, довели старуху. Голова моя заболела и вся я заболела.

Воспитатель. Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач!

Мы тебе поможем. Все люди имеют право на охрану здоровья, на бесплатную медицинскую помощь. (Зовём на помощь медицинского работника детского сада, он проводит осмотр бабушки. По окончании осмотра выносит решение – бабушка абсолютно здорова).

Медсестра. Здоровье нужно беречь. Солнце воздух и вода – наши верные друзья! Необходимо обязательно соблюдать режим, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Баба Яга. Я хочу здоровой быть – буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой, с обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой. Буду сильной, крепкой!

Ритмическая гимнастика.

(По выбору музыкального работника).

Воспитатель. А ещё наши дети имеют право жить и воспитываться в семье, право на любовь и защиту своих близких. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Зачем люди создают семью? (Ответы детей). Правильно люди создают семью, чтобы вместе жить, поддерживать друг друга, растить детей.

Ребёнок . Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Мы все очень разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей. Вот почему ты, бабушка, такая злая бываешь? Наверное, никто тебя не любит. Никто о тебе не заботится. Отныне мы будем о тебе заботится. Мы принимаем тебя в члены нашей большой, дружной семьи. Давайте подарим бабушке теплоту своих сердец.

Песня про доброту.

(По выбору музыкального руководителя).

Ребёнок.

В жизни можно по-разному жить, в горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя спать, вовремя делать гадости.

А можно и так - на рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям.

(Сергей Островой).

Воспитатель . И главное, у ребят есть много разных прав, но не бывает прав без обязанностей. У каждого человека есть обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные - дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Баба Яга. А ну – ка, назовите мне свои обязанности.

Игра «Права - обязанности».

(Ребята находят с помощью сюжетных картинок соотношение прав и обязанностей. Свой выбор аргументируют. Право на медицинскую помощь порождает обязанность вести здоровый образ жизни, право на любовь и заботу близких – порождает обязанность заботиться о них, и т.д.)

Воспитатель. Ребята, запомните основные правила:

    Недостаточно написать права на бумаге, надо, чтобы сам человек научился их защищать.

    Права действительны только в том случае, если они не нарушают права других.

    Каждое право порождает обязанность.

Баба Яга.

Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте, хорошими людьми вырастайте!

Воспитатель. Ребята, давайте создадим книгу о правах и обязанностях, бабушке Яге её подарим.

(Ребята с помощью рисунка изображают права и обязанности. Листы скрепляют. Полученную книгу дарят бабушке Яге).

Баба Яга.

Ох и загостилась я в детском саду. Хорошо у вас! А у меня избушка не убрана, не топлена. Пора мне домой.

(Ребята прощаются с бабушкой Ягой, возвращаются в группу).

Литература.

    Антонов В. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.

    Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М., Сфера, 2009.

    Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.

    Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.

    Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.

    Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. – М., Сфера, 2009

Интернет – ресурсы.

    http://talovskijdetskijsad4.uxp.ru/user-images/Слайд2_3.JPG .