Федеральный закон “О пожарной безопасности”. Федеральный закон “О пожарной безопасности” 69 фз от 25.12 1994

руководители федеральных органов исполнительной власти;

Руководители органов местного самоуправления;

Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

Должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Судебная практика по статье 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ

    Определение от 20 июня 2019 г. по делу № А76-6404/2016

    Верховный Суд Российской Федерации

    2015 № 5 и 6 аренды нежилых помещений, руководствуясь статьями 15, 309, 328, 393, 401, 432, 606, 607, 614, 616, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 ...

    Решение от 14 января 2019 г. по делу № А32-33904/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ; Не обеспечивается наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек, чем нарушен пункт 38 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; Отсутствует эвакуационное освещение, которое должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, чем нарушен пункт 43 Правил противопожарного режима в Российской...

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А39-5947/2018

    Арбитражный суд Республики Мордовия (АС Республики Мордовия)

    Или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона №69-ФЗ). Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. В соответствии со статьей...

    Решение № 21-729/2018 от 28 декабря 2018 г. по делу № 21-729/2018

    Саратовский областной суд (Саратовская область) - Административные правонарушения

    26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе...

    Решение от 28 декабря 2018 г. по делу № А72-16787/2018

    Арбитражный суд Ульяновской области (АС Ульяновской области)

    Или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Из приведенных норм права следует, что управляющая организация, принимая на себя функции по управлению общим...

    Решение № 21-566/2018 от 26 декабря 2018 г. по делу № 21-566/2018

    Оренбургский областной суд (Оренбургская область) - Административные правонарушения

    Установлено, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен. В соответствии со ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, ...

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А40-204711/2018

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Предмету лизинга. В силу статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе...

    Решение № 7-1649/2018 от 25 декабря 2018 г. по делу № 7-1649/2018

    Нижегородский областной суд (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители...

    Омский областной суд (Омская область) - Административные правонарушения

    Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие правила поведения людей, порядок...

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

Проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

Устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

Получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

Разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

Проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

Включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

Предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

Обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

Предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

Незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

Содействовать деятельности добровольных пожарных;

Обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.


Судебная практика по статье 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ

    Решение от 14 января 2019 г. по делу № А76-31811/2018

    Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области)

    Представил в материалы дела письменный мотивированный отзыв на исковое заявление (л. д. 38), в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что требования ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ исполняется им в полном объеме. Кроме того, ни один из абзацев данной статьи не предусматривает обязанность учреждения возмещать «затраты, ...

    Решение от 14 января 2019 г. по делу № А32-33904/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты. Согласно требованиям статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Статьей 38 Закона № 69-ФЗ...

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А39-5947/2018

    Арбитражный суд Республики Мордовия (АС Республики Мордовия)

    Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 №372, оспариваемое предписание выдано должностным лицом уполномоченного надзорного органа в пределах предоставленной компетенции. Согласно статье 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по...

    Пожары и возгорания могут быть опасны для жизни и здоровья граждан, поэтому они обязаны соблюдать меры безопасности для сохранения собственной жизни. Лица обязаны во всем содействовать бригадам, приезжающим тушить здание или помещение, но при этом самостоятельно тушить сильный огонь не должны, это запрещено, так как опасно для здоровья. Все эти аспекты регулируются Федеральным законом о пожарной безопасности.

    Общие положения 69 ФЗ

    Федеральный закон о пожарной безопасности был принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 69 содержит 6 глав и 42 статьи. Этот закон регулирует основополагающие действия и процессы по мерам пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Он контролирует правоотношения между государственными органами, гражданами и организациями в сфере пожарной безопасности.

    Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №116. Подробнее

    • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны основные понятия и термины, даны их определения. Оформлено количество и список законов и актов, регулирующих противопожарную безопасность и совокупность принципов, мер и действий осуществления операций и мероприятий по предупреждению и предотвращению пожаров;
    • Вторая глава описывает цели и задачи пожарных систем безопасности. Среди категорий систем Государственная служба, Федеральный противопожарный надзор, Муниципальная пожарная охрана. Оформлен список личного состава службы и надзора, их социальная защита, права и обязанности, обеспечение их специальной техникой и финансирование. Описаны способы открытия и регистрации, а также требования и условия к частным и добровольным пожарным службам;
    • Согласно третьей гл., федеральные, государственные и муниципальные органы в сфере пожарной безопасности обладают большим количеством полномочий, так как от них зависит жизнь и здоровье граждан. В четырех статьях этой главы подробно описаны полномочия каждой службы и органа отдельно в сфере пожарной безопасности;
    • В четвертой гл. описаны процессы, операции, мероприятия и действия по предупреждению, предотвращению и тушению пожаров. Специальные органы при помощи научно-исследовательских организаций разрабатывают новые меры, способы и технические системы для предотвращения пожаров. Описан процесс реализации новых мер, способы тушения и способы спасения граждан из пожаров;
    • Согласно пятой гл., граждане и организации имеют права и обязанности в случае возникновения пожара и обязанности по его предотвращению и предупреждению. Лица, нарушающие условия и требования мер безопасности, избегающие предупреждение и предотвращение пожара, являющиеся соучастниками или организаторами возникновения возгорания несут ответственность за поступок;
    • В шестой главе описаны заключительные положения и дополнительные сведения, условия и требования описываемого закона.

    Кроме ФЗ 69, пожарную безопасность регулирует Конституция Российской Федерации и другие правовые муниципальные или региональные акты и законы.

    Какие были внесены изменения?

    Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Статья 19 регулирует и контролирует полномочия в области пожаров и возгораний органов местного самоуправления. Среди полномочий любые способы организации добровольных групп и обучение граждан первой помощи при возникновении возгораний. Контроль и помощь в устройстве технического оснащения зданий и помещений, установка схем и маршрутов, оснащение районов городов системами воды или водонапорными башнями, совершение неотложных мер по спасению граждан в случаях, если возгорание произошло.

    Ст. 20 регулирует и контролирует создание и принятие органами государственной власти и федеральными органами актов и законов, помогающих спасать и предупреждать граждан в случаях возникновения возгораний. Правовые акты и законы создаются и принимаются при соглашении с Правительством Российской Федерации. Единственные территории - это инновационные научно-технологические центры, в которых действует не ФЗ 69, а закон об инновационных научно-технологических центрах.

    22 статья регулирует и контролирует процессы и действия по тушению пожаров и проведению противопожарных работ. Аварийно-спасательные работы включают в себя меры по спасению граждан, имущества, детей и домашних питомцев и проведение операций по устранению очага возгорания, доведение пожара до минимума во избежание появления чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти контролируют установку и создание технических средств по вызову пожарных бригад. Выезды пожарных бригад являются безусловными, сотрудники не имеют права отказаться. Работники бригад имеют право на запрещение и ограничение доступа для окружающих лиц внутрь помещения и приостановку работы организации.

    Согласно 25 статье пожарные бригады, государственные, муниципальные и федеральные органы, работающие в описываемой сфере, обязаны проводить обучение и пропаганду защиты и спасения во время возникновения возгорания. В организациях проводится инструктаж и описывается и рассказывается пожарно-технический минимум. Порядок обучения сотрудников организаций, компаний и фирм определяется Федеральным органом исполнительной власти. Обучение происходит непосредственно на территории организации.

    Статья 28 утратила силу 22 августа 2004 года при принятии Федерального закона номер 122.

    30 описывает особый режим, включаемый при возникновении возгораний и чрезвычайных ситуаций. Если органы местного самоуправления или государственные и федеральные органы установили на определенной территории особый противопожарный режим, меры предосторожности усиливаются в разы. Совершаются дополнительные действия по предотвращению возгораний, гражданам запрещено посещать леса, создаются условия по локализации уже возникших пожаров и т. д.

    Согласно 34 статье, граждане в сфере противопожарной безопасности имеют право на:

    • Защиту собственной жизни, здоровья и имущества;
    • Получение ответов на интересующие вопросы по защите жизни и здоровья и ответы на вопросы об эффективности определенных действий во время возгорания;
    • Получение денежных сумм, согласно законам РФ, по возмещению ущерба;
    • Участие в расследовании и выявлении причин возникновения пожара;
    • Сбор в добровольные группы по осуществлению мер для тушения пожара и защиты граждан.

    Однако гражданин обязан соблюдать меры пожарной безопасности, по первой надобности вызвать бригаду и не пытаться потушить сильный огонь самостоятельно, иметь в помещениях или зданиях системы или технические оснащения для тушения возгораний, содействовать бригаде, федеральным, государственным и муниципальным органам и органам, проводящим расследования.

    Скачать новую редакцию закона

    Закон о пожарной охране создан и принят государством для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. Лица, проживающие или находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать меры защиты и предосторожности. Лица и организации, не соблюдающие описанные меры, либо бездействуют при возникновении возгораний будут нести ответственность по всей строгости закона, так как это угрожает жизни и здоровью окружающих людей.

    Скачать закон «О пожарной безопасности» номер 69 можно

    Федеральный закон под номером 69 регулирует вопросы пожарной безопасности и меры, направленные на устранение угрозы возгораний. Данные аспекты являются одними из наиболее приоритетных в обеспечении жизнедеятельности физических и юридических лиц. Поэтому в изучении данного закона актуальна не только изначальная редакция, но и последние изменения.

    Федеральный закон под номером 69 был принят 18 ноября 1994 и вступил в силу на момент опубликования — 21 декабря того же года. По своей структуре ФЗ 69 состоит из нескольких глав, тематически объединяющих в себе следующие положения:

    • общие положения, регламентирующие понятия и противопожарную систему;
    • вопросы, относящиеся к понятию пожарной охраны, видам, службам и соответствующим органам;
    • полномочия органов государственной власти и местной администрации в области противопожарной защиты;
    • положения об обеспечении пожарной безопасности, процедура информирования и техника безопасности;
    • права и обязанности граждан, а также ответственность за нарушения закона.

    Основное назначение ФЗ 69 — обеспечить пожарную безопасность и исключить возможности возгорания. Приоритет ставится на превентивных мерах. В соответствии с данным аспектом закон постоянно дорабатывается для решения актуальных угроз в обеспечении пожарной безопасности. Последние изменения были внесены 28 мая 2017 года.

    Текст ФЗ 69

    Для ознакомления с последней редакцией, скачать Закон “О пожарной безопасности” можно по актуальной . Приведенный текст содержит все изменения и поправки, актуальные на 2017 год. Для изучения законодательства в области пожарной безопасности необходимо рассматривать ФЗ 69 в актуальной редакции с учетом последних изменений.ъ

    Не будет лишним знать нормы закона и положения .

    Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

    Последние поправки в ФЗ 69 были внесены 28 мая 2017 года. Они коснулись следующих положений:

    • в новой редакции была исправлена преамбула к Закону “О пожарной безопасности”, перечисление отдельных видов учреждений и организаций было упразднено — подразумевается, что ответственность за принятие мер противопожарной защиты по ФЗ 69 лежит на всех юридических и физических лицах;
    • были изменены отдельные формулировки в статьях 1, 6, 6.1, 25 и 34 — в ряде случаев положения были частично дополнены уточняющими аспектами, в иных статьях текст был отредактирован в соответствии с изменениями в текущем законе и иных законодательных актах;
    • статья 1 ФЗ 69 была дополнена тремя новыми абзацами, регламентирующими проведение независимой оценки пожарных рисков, полномочия экспертов в проведении подобного анализа и положение о заведомо ложном заключении по угрозе возгорания;
    • статья 24 ФЗ 69 также была дополнена четвертой частью, регулирующей порядок определения минимального перечня оборудования, средств пожарной безопасности и иных технических приспособлений для организации противопожарной защиты.

    Отдельные изменения в закон были внесены в ранние периоды. Для наглядности следует рассмотреть редакцию отдельных статей.

    Ст 19 ФЗ 69 регламентирует полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В текст положения в ноябре 2015 были внесены изменения по формулировкам для приведения его к актуальному состоянию. Иных поправок в данную статью не вносилось.

    Статья 20 ФЗ 69 регулирует нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности. Последние поправки были внесены в июне 2015 года и коснулись особенностей обеспечения мер противопожарной защиты в международном медицинском кластере.

    Статья 22 Федерального закона “О пожарной безопасности” регулирует аспекты, связанные с тушением пожаров и проведением спасательных работ. Последние изменения были внесены в декабре 2015 года. Коснулись они формулировок отдельных частей и введением абзаца о приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне воздействия опасных для жизни и здоровья факторов пожара.

    Ст 25 ФЗ 69 подразумевает правовое регулирование проведения противопожарной пропаганды и соответствующее обучение. В 2017 году изменения коснулись формулировок отдельных частей. Иные поправки не вносились.

    Статья 28 ФЗ 69 утратила силу согласно внесенным изменениям в августе 2004. В текущей редакции она не актуальна.

    Ст 30 Федерального закона регламентирует установление особого противопожарного режима безопасности по решению государственных органов или местной администрацией. Актуальные изменения были внесены в формулировку второй части в декабре 2010 года, после чего редакция законоположения не менялась.

    Статья 34 ФЗ 69 подразумевает регламентирование прав и обязанностей граждан. Изменения были внесены поправками 2017 года и коснулись формулировки “работников организаций ”, которая была изменена на “лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, ”.

    Последние изменения в Закон “О пожарной безопасности” в 2017 году были введены через . Для наглядности данный закон можно скачать .