Что такое воевода. Отмена воеводского правления

Затем воеводами стали называть и наместников государя в городах .

В России

Воеводы на Руси делились на ратных и местных воевод (наместник), иногда совмещавший административную и военную функции в управлении государства и вооружённых сил (в войске).

Воевода у обоза

Назначались начальниками при войсковом обозе.

Воевода у бежа

То есть бежать, отойти, отступать. Для отступления войска назначалось место, при котором назначался воевода у бежа с некоторым войском, к которому все отступающие должны были собираться и являться.

Опричный воевода

Главный начальник войск или стражи, учреждённой царём Иваном Васильевичем под названием Опричны . Воеводы особо отделялись от других воевод, однако с ними считались степеньем.

Годовые и сроковые (срочные) воеводы Приписные и провинциальные воеводы

Позже в ведении воевод остался только сбор податей и судопроизводство.

Воеводам запрещалось заниматься торговлей и участвовать в торговых складчинах. В XVII веке воеводы вмешивались в деятельность посадских общин : разгоняли торги, арестовывали по ложным доносам торговцев, вымогали взятки и так далее. Поэтому в 1620 году воеводам запретили что-либо покупать у посадских, даже продовольствие. Торговый устав 1667 года передал всех торговцев в ведение отдельного приказа . Приказ должен был защищать торговцев от «воеводских налогов» .

В Соликамске сохранился дом воеводы 1688 года постройки, в настоящее время - музей и памятник архитектуры .

Воеводские знамёна

Воеводские знамёна выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги , в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных . Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими.

Отмена воеводского правления

В других странах

Этот термин использовался также в средневековых Чехии , Боснии , Болгарии , Венгрии , Литве , Лужице , балтийском славянском Поморье , землях полабских славян , Хорватии , Сербии , Молдавии , Валахии и Трансильвании в качестве титула военачальника, или правителя земли. Из славянских языков слово заимствовано в румынский, венгерский и некоторые другие.

То же самое в верхнелужицком (одном из языков лужицких сербов - слово Wójwoda , помимо собственно «воевода» , означает также «герцог» , то есть правитель определённой земли. А словом Wójwodstwo обозначается «герцогство» , то есть отдельная область, земля.

В Новое и Новейшее время

Македония и Болгария

В Македонии , Болгарии и Сербии командующие повстанцами во время османского владычества также назывались воеводами (макед. војвода ; болг. войвода ).

Сербия

На майской Ассамблее в Сремских Карловцах (13 - 15 мая 1848), ссылаясь на привилегию 1691 года, сербы провозгласили создание Сербской Воеводины и избрали Стевана Шупликаца воеводой сербским. Эти действия были позже признаны австрийским императором, и Шупликац был признан в качестве воеводы. Решением австрийского императора, в ноябре 1849 года, новая провинция была создана как политический наследник сербского воеводства. Новое воеводство существовало с 1849 года по 1860 год и титул великого воеводы (Grosswojwod) принадлежал императору Францу Иосифу I. После ликвидации воеводства в 1860 году, Франц-Иосиф I сохранил титул великого воеводы воеводства Сербии вплоть до своей смерти в 1916 году. Его преемник император Карл I, также сохранил титул великого воеводы до конца Австро-Венгерской монархии в 1918 году.

Во время Балканских войн и Первой мировой войны этот термин использовался для обозначения высшего воинского звания в сербской армии (выше генералов - как эквивалент фельдмаршала в других армиях). Это звание официально присваивалось только шести людям.

В этот же период в сербской военизированной организации четников использовали этот термин для обозначения её высших командиров - Войин Попович, Воя Танкосич и Коста Печанац. Вновь он был использован в этой качестве четниками во время Второй мировой войны.

В России

В 1922 году, на завершающем этапе Гражданской войны в России в «белом» Приамурье были установлены должности земского воеводы (командующего Приамурской земской ратью) и воевод групп (командиров корпусов).

В Польше

В Польше наиболее крупные административные округа до сих пор называются воеводствами . Воеводы, назначаемые Советом министров, являются представителями центральных властей в воеводствах.

  • Один из островов (англ.) русск. Аляски , в своё время открытой и освоенной русскими , называется Воеводский (Woewodski, 56°33′22″ с. ш. 133°00′22″ з. д.  /  56.55611° с. ш. 133.00611° з. д.  / 56.55611; -133.00611 (G) (Я) ).
  • Под названием «Воевода» известна одна из модификаций стратегических ракет , стоящих на вооружении в Российской Федерации.

См. также

Напишите отзыв о статье "Воевода"

Примечания

Литература

  • Успенский, Гаврила. Опыт повествования о древностях русских. Харьков, 1818.
  • Алексушин Г. В. Во главе Самары. Самара: Самарский дом печати, 1999.
  • Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV - первой половине XVII в. Екатеринбург, 2006.
  • Наказы Сибирским воеводам в XVII веке. Исторический очерк. Составил преподаватель Ташкентской женской гимназии Кулешов В. Издание второе, иждивением Г. В. Юдина . Типография Я. А. Иванченко. Болград. 1894.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Воевода

– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

Обобщенно - военачальник.

Этот общеславянский термин в старой Руси обозначал 3 должности: начальника войска, высшего местного администратора и одного из подчиненных органов местного управления; первое значение принадлежит древнейшей истории и дожило до XVII в.; второе появляется в XV ст., заменяя прежнего наместника, и существовало на протяжении всего XVII ст. и, наконец, третье возникло только при Петре Великом, исчезая с введением учреждения о губерниях в 1775 г.

отдаче под суд Воевод за противызаконные поступки и самоуправство". ПСЗ, т. IV. № 1760.

По источникам XV-XVII вв. - командир военного соединения (); с середины XVI в. по 1775 год термин приобретает второе значение - представитель центральной администрации на местах (см. ).

Впервые упоминается в летописном рассказе о походах князя Святослава (960-е); на протяжении XI-XIV вв. почти выходит из употребления, что связано с распадом единой армии киевских князей на мелкие княжеские дружины. В летописных источниках этого периода употребляется скорей в порядке исключения: Воеводой , например, назван русскими войсками в Куликовской битве князь Боброк-Волынец.

Кроме того, иногда назначался еще Воевода для командования особой подвижной крепостью – Гуляй -городом.

Часто памятники дают указания еще на , которые посылались из Москвы для усиления командного состава действующей армии.

На подчинение одних Воевод другим до начала XVII ст. нет никаких указаний, и они должны были действовать по старине "за един муж». Эта форма коллегиальности командного состава не имела никакой юридической определенности, предъявлялось только требование ладить все мирно "без розни за один, чтобы государеву и земскому делу от того порухи не было».

В Русско-польскую войну 1631–34 гг. Большой Воевода является уже , которому подчинялись Воеводы действовавших полков, кроме одного (Еропкина), получившего особую задачу.

Большой Воевода , командуя всей ратью, командовал одновременно и одним из полков, обыкновенно Большим; ему давался, как и Воеводе подчиненных ему полков, один товарищ с обычной компетенцией и сверх того еще в товарищи , которому поручался особый выборный от 100 до 1 т. ч.

Обязанности Воеводы стоят в тесной зависимости от особенностей формирования русской армии XVI-1-й половины XVII века, т.к. Воевода был не только старшим офицером воинского соединения (), но и лицом, проводящим мобилизацию. Назначение Воеводы оформлялось царской грамотой или приговором Боярской Думы в случае начала войны (в XVI веке также в случае возможной войны - "по вестям»). Грамота обычно содержала "наказ» - указывала место сбора будущего , район будущих боевых действий и небольшой оперативный план будущей кампании (чаще всего он исчерпывался формулой "а промышлять о ней (войне) как Бог вразумит»).

Из Разрядного приказа Воевода получал именные списки служилых людей его , и ему придавали штат дьяков и подьячих для ведения делопроизводства.

По прибытии на место сбора Воевода был обязан собрать по спискам свой , переписать явившихся и "нетчиков» и отправить списки к государю (в 1-й половине XVII века широкое распространение получила служба по половинам, когда половина находилась под ружьем, а другая половина - на отдыхе в поместьях), известить о своем прибытии командиров соединений, стоящих в этом районе, а также воевод украинских городов, "выставить сторожей» (организовать наблюдение за противником) и организовать службу связи. После этого административные обязанности Воеводы заканчивались и начинались собственно военные.

Усложнение структуры русской армии привело к выделению из общей массы Воевод своеобразных командующих "родами войск». Первыми отделились артиллеристы - в разряде похода на Литву 1534 года Воеводы "у наряда» указаны как самостоятельная должность. В разряде похода на Казань 1551 года как отдельные должностные лица названы ертаулъные воеводы - командиры легкой конницы. Во 2-й половине XVI века появляется должность "гулявого воеводы », или воеводы - командующего . В начала XVI века начинается процесс разделения Воеводы на "полковых» и "годовых», т.е. воевод, которые назначались военными комендантами в пограничной крепости (впервые роспись Воевода "по городам» в разрядах появилась в 1516 году). Годовые воеводы в отличие от действовавших в XVI веке наместников сочетали военное и административное управление территориями.

Назначение на должность Воеводы носило характер разового поручения и не являлось ни чином, ни званием. Назначение Большим воеводой (см. Воевода большого ) было честью, отличием, но не меняло социального статуса человека, занимавшего эту должность - после сложения с себя обязанностей Воеводы он возвращался на ту же ступень чиновной лестницы, с какой был назначен Воевода (хотя за успешное выполнение обязанностей Воеводы (царь) мог произвести из окольничих в бояре, пожаловать в ближние бояре и т.п.).

Появление Воевод в качестве высшего органов местного управления хотя и относится к моменту упразднения кормлений, но Воеводы уже XV ст. стояли рядом с наместником и именовались Воеводами местными или годовыми, а позже городовыми в отличие от ратных или полковых. Появление этих воевод был вызвано построением со стратегическими целями новых городов на окраинах, где военные задачи выступали на первый план, почему и само население их являлось почти сплошь обязанным службою, а также присоединением новых населенных инородцами областей, где все отрасли управления сосредоточивались в военных руках.

О Воеводах XVI-XVII вв. еще нельзя говорить как о замкнутой служилой корпорации, наподобие офицерского корпуса XVIII-XX вв. Теоретически назначение в Воеводы мог получить любой русский ; ограничение осуществлялось только за счет существования внутрисословных преград (т.н. местнический счет). Представители отдельных фамилий получали назначение в Воеводы постоянно, другие привлекались по мере необходимости; на наиболее ответственные посты обычно назначались лица из ближайшего царского окружения.

Законодательство XVI-XVII вв. не рассматривало Воеводу как отдельную армейскую структуру; на них распространялся корпус законов, охватывающих службу вообще. О личной ответственности Воеводы перед великими князьями (царями) нам известно из сообщения Г. Котошихина: "А иным... полковым воеводам за их службы о жаловании бывает указ: на площади, перед Посольским приказом, бьют кнутьем, а иных казнят смертию, а у иных отнимают честь, и поместья, и вотчины, и ссылают в ссылку в Сибирь, на вечное житье, з женой и з детми, в или в казаки, или в какую службу годятся». Первый русский общевоинский устав (т.н. Воинская книга, 1607-1621 гг.) - "Устав ратных, пушечных и др. дел» о должности Воевод ничего существенного не сообщает.

Во 2-й половины XVII века, по мере широкого внедрения в армию полков иноземного строя, полки во главе с Воеводами, называемые разрядными, теряют прежнее значение и фактически превращаются в разновидность ополчения. Последние крупные операции с участием разрядных полков - походы на Крым кн. В.В. Голицина 1687-1689 гг., видимо, это последний случай назначения Воеводы . Дворянское ополчение участвовало в осаде Нарвы осенью 1700 года и в военных действиях Б.С. Шереметева в Прибалтике 1701-1703 гг., но с офицерами, имевшими общеевропейские командирские чины.

Отслуживший в полках Воевода назначался городовым обыкновенно под старость для отдохновения и не на продолжительные сроки, – на 2 – 3 г. военный обязанности городских Воевод состояли в принятии предупредительных мер относительно нападения неприятеля и в собирании войск и в командовании ими.

В ведении его тоже находился острог (крепостца) и засеки, и он являлся главным руководителем их обороны.

На обязанности городского Воеводы возлагался также сбор и учет служилых людей его уезда, которым он вел книжки "приездов и отпусков». Всецело в ведении городского Воеводы находились "приборные» , – стрельцы, городские казаки, пушкари и др. воротники, на его же обязанности лежал и призыв на службу охочих людей и сбор даточных людей.

В половине XVII в., с образованием местных разрядов или полков, в каждом из них стали различаться главный город и города приписные, при чем Воеводы городов приписных находились в подчинении Воеводе главного города.

Наместник и воевода в Московском государстве

Правовое положение и компетенция.

История местного управления Московского государства делится на три периода:

время действия системы кормления; (до середины 16 века)

время действия самоуправления; (от середины 16 века)

время действия приказно-воеводского управления (17 век)

1. Наместники.

При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Назначение наместником называлось “пожалованием”. Такое пожалование могли получить в своем бывшем уделе и прежние местные князья (например, ростовские). Точно также татарские служилые цари получали свои провинции (в Кашире и Касимове). Пожалование, как правило, было краткосрочным (до 3 лет). Волостью или городом управляя, как правило, несколько наместников. Цель назначения наместника:

частная - кормление;

государственная - управление;

Но кормления были ограничены определенной таксой в установленных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. Корм состоял из “въезжего корма” (при въезде наместника на кормление), периодических (на Рождество, Пасху, Петров день), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных брачных (“выводной кузницы”). За превышение таксы полагалось наказание.

Наместник отправлял суд через холопов - тиунов и доводчиков. Наместник делил между ними станы и деревни уезда. Ответственность за деятельность тиунов и доводчиков лежала на наместнике. Число тиунов и доводчиков определялось уставной грамотой.

Наместники обладали разной компетенцией: некоторые были наместники “с боярским судом” и “без боярского суда”. Первые сами решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные дела, вторые отправляли их к докладу в Москву. Власть наместников не распространялась на служилых, церковные учреждения, “слободы” и дворцовые вотчины. Лишь с уничтожением тарханов в 16 веке их власть расширилась.

Цель введения наместничества - осуществление связи государство с провинцией. Внутреннее управление провинцией было второстепенной задачей. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления: сотские и старосты. Управление налогами и полицией находилось как раз в руках выборных. Они также участвуют в суде вместе с наместником. В подразделениях провинции были также выборные подчиненные органы (50-кие, десятские)

Воеводы.

В некоторые города еще при наместниках назначались воеводы с властью военного управления, а также дьяки для управления финансового. Они остались и в эпоху земского самоуправления. Воеводы не кормились, они ведали управлением на государя. Всеобщее введение воевод относится к Смутному времени. Причина появления воевод - необходимость иметь в каждом городе власть военную и кроме того такой орган управления, который связывал бы провинцию с центром и простирал свою власть на все классы провинциального общества. Во время смут население собирало общесословные собрания и само избирало воевод. Цель назначения воевод - не кормления, а управлении на государя. Воеводы жили не поборами, а государственным жалованием. Власть воеводы была срочной и краткосрочной (1-2 года). Количество воевод в городах и уездах:

В больших городах управляло несколько воевод (в Астрахани - 3-4, в Пскове - 2-3). Один из них был главный.

В маленьких городах был один воевода.

При воеводах находились в товарищах дьяки или подьячие “с приписью”. Они образовывали приказную избу, которая делилась на повытья. Управление здесь не было коллегиальным. Компетенция воевод определялась наказами, которые давались каждый раз, но потом были сведены в общую форму для каждого города.

Компетенция воевод по наказам:

произвести ревизию управления предшественника

ведать “городам” - укреплениями и другими военными сооружениями и средствами обороны.

ведать полицией, то есть охранять безопасность и “благочиние” (меры против пожаров, пресечение преступлений, охранение общественной нравственности)

вести иностранные сношения (в Астрахани).

Обе формы самоуправления (губные и земские учреждения) продолжали существовать рядом и в 17 веке при воеводской системе самоуправления. По отношению к обоим воеводе принадлежит право контроля без вмешательства с сферу их деятельности. Это соблюдалось в начале 17 века. Но вскоре различие надзора и управления утратилось: воеводы начали вмешиваться в управление губное и земское.

По отношению к губным властям воевода становится начальником, а губные старосты - его товарищами. Фактически таким образом власть губных старость распространилась на вес ветви управления, поэтому государство иногда колебалось в выборе предпочтения одной из них. В 1661 году воеводы были отменены и все управление поручено губным старостам; в 1679 вновь введено воеводское самоуправление, а губное полностью отменено, с 1684 обе власти опять были сопоставлены, что держалось до Петра, когда он упразднил губное управление.

По отношению к земским учреждениям воевода стал начальником в их полицейской деятельности. В финансовой и экономическом управлении земские учреждения оставались независимы.

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989. Лекции Исаева М.А. Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

Материал из ЭНЭ

Воевода, в России

Славянское слово, соответствующее латинскому dux и немецкому Herzog , «предводитель войска». - У древних славян, как и у других племен, преобладал быт военный, и утвердился обычай с голоса племенного веча (см. это слово) выбирать воевод, или предводителей на случай войны: с окончанием ее власть В. прекращалась. В конце VIII века, когда самобытности балтийских и вообще западных славян стала угрожать опасность с разных сторон, народное правление у них несколько преобразовалось. Воеводы соединили в своих руках власть военную, гражданскую и духовную. Явились начальники племен, владавцы , господари, то есть «верховные воеводы», которые в то же время были главными судьями и верховными жрецами. Впоследствии у большинства славян название В. перешло в название князь . В России после призвания варяжских князей старшие дружинники назывались княжескими В. Знатнейшие из них пребывали в Киеве, при князе; в главных областных городах при наместниках княжеских также находились В. с отрядами княжеской дружины для удержания туземцев в покорности. Во времена удельного периода каждый князь имел свое войско и своих В., которые в военное время начальствовали ратными людьми, а в мирное исполняли разные гражданские должности. С утверждением единодержавия назначение полковых В. осталось за одними лишь московскими государями. Русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой рука и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел в своей главе одного или нескольких В. Кроме полковых В., при русской рати состояли еще: 1) В. ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) В. от снаряда , начальник артиллерии, и 3) В. гулявый , начальник гуляй-города (см. это слово).

Главным между всеми ними считался В. большого полка; но точно определить отношения к нему прочих В. нельзя по неимению исторических данных. Известно только, что каждый В. был самостоятельным начальником; все они непосредственно сносились с разрядным приказом и имели право писать государю. В некоторых случаях они получали царский указ быть «в сходнех» с В. большого полка, и тогда определялись известные условия подчиненности, хотя во всех отписках своих В. большого полка прибавлял, что решения и распоряжения сделаны им и сходными В. При В. состояли дьяки для переписки и ведения денежных расчетов, так называемые съезжие избы с судьями, дьяками, подьячими для производства суда и расправы в войске. Обязанности В. после наступления военного времени состояли в том, чтобы пересмотреть всех ратных людей по спискам и составить свои списки для правильной раздачи денежного жалованья. Затем уже, согласно общему предначертанию военных действий, установленному в царской думе, В. начинал «промысл над врагом». При Петре Великом звание военных В. было уничтожено; остались лишь гражданские В.

В качестве местных правителей В. первоначально являлись в виде исключения. Уже в княжеской Руси в некоторые (преимущественно пограничные) города посадники , а затем - наместники, посылались иногда с войском, и тогда они назывались воеводами , также местными воеводами в отличие от ратных воевод , назначаемых с исключительной целью предводительства в известном походе. В XVI стол. правительство проводит различие между воеводами полковыми и местными; последние стали именоваться годовыми , потому что отпускались для управления данной местностью на год, а впоследствии - городовыми. Всеобщее введение В. относится к началу XVII в. Смутное время обнаружило необходимость иметь в каждом городе военную власть и сверх того такой орган управления, который связывал бы провинцию с Москвой и простирал бы свою власть на все классы провинциальная общества (а не на одних тяглых людей). В города обыкновенно посылался не один В., а с товарищами (вторые и третьи воеводы) или с дьяками и подьячими; последние в отличие от подьячих, занимавшихся только письмоводством, назывались подьячими с приписью, потому что доношения в Москву посылались за их приписью. Отношения главного (первого) В. к его товарищам не отличались определенностью; им предписывалось все дела ведать вместе, без всякой розни. Если они не могли согласиться и жили во вражде, то имелось одно средство - наказывать за ссоры, что правительство и делало. В. жили на воеводском дворе, который строился жителями управляемого ими уезда. Присутственным местом была съезжая или приказная изба , которая в знатных городах называлась палатою . Учреждение это, иногда весьма сложное по составу, разделялось на повытья или столы. В уездах, которые обнимали собою несколько городов с их уездами, различались воеводы главных городов и воеводы приписных городов . В приписных городах были иногда одни В., без дьяков и без подьячих. Посылались они обыкновенно центральным правительством, но в некоторых местах назначались воеводами главных городов. В. приписных городов иногда являлись совершенно самостоятельными правителями, иногда были лишены всякой власти, и дела приписных округов ведались непосредственно главными В. Наконец, дворцовые села и слободы обыкновенно выделялись в самостоятельные округа, которыми заведовали особые дворцовые воеводы . Все В. при назначении своем получали наказ , в котором определялись их обязанности. Степень власти В. не была одинакова. В., при которых были дьяки, имели сравнительно больше власти. Принимались во внимание также величина города и грамотность воеводы. В. ведали почти все отрасли местного управления. Им поручался набор войска, раздача денежного и хлебного жалованья, разверстание службы между служилыми людьми; они обязаны были ловить воров, разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, заразительных болезней, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ, корчемства; они должны были искоренять раскол, заботиться о том, чтобы духовенство исполняло свои обязанности, чтобы прихожане посещали церковь и говели своевременно. Далее В. были судьями. В больших городах, куда В. посылались с товарищами, им предоставлялось решать гражданские дела до 100 и далее до 500 руб. По Уложению В., при которых не было дьяков, вовсе не могли судить вотчинных, поместных и холопьих дел, а в остальных делах давали суд только до 10 или до 20 руб. Все дела, превышавшие власть В., поступали прямо в Москву ; между Москвою и всеми городами, как бы они ни были малы, не было посредствующих инстанций. Дела «разбойные, татебные и убийственные» подлежали ведению губных старост , за которыми В. должны были иметь надзор, но скоро сделались их начальниками и вместе с ними сами стали ведать уголовные дела. Большинство воевод не имели права приговаривать к смертной казни, но некоторым предоставлялось и это право - напр., воеводам отдаленных городов, куда она обыкновенно назначались с товарищами. Подчинив себе губные учреждения , воеводы наложили свою руку и на самоуправление земское и сделались начальниками земских старост и целовальников в их полицейской деятельности; но в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы, подчиняясь только надзору В. Равным образом устранены были В. и от заведования другими отраслями финансового управления, от «сборов таможенных и кабацких», которые ведались особыми головами. Вообще В. не пользовались доверием центрального правительства. Средства контроля (ежегодное представление сметных и пометных , или счетных , списков были ничтожны, имели почти исключительно финансовую цель и так же мало достигали ее, как и общая отчетность при смене В. Воевода считался начальником всех приказных людей в уезде, разного рода приказчиков и голов; ему поручалось «смотреть» за теми старостами, которые непосредственно и не были ему подчинены, но и старостам под рукою рекомендовалось «смотреть» за воеводою. Нередко центральное правительство, недовольное воеводским управлением или не доверяя ему, присылало «просильных людей из Москвы», на которых возлагались отдельные поручения. Таковы были сыщики по губным делам, сыщики беглых, горододельцы, сборщики хлебного и денежного сбора и др. Почти бессильные для служения местным интересам, для удовлетворения нуждам местности и частных лиц, В. не были удовлетворительны и как исполнительные органы центрального правительства. Воевода всякий раз приводился, так сказать, в движение указом из Москвы; в противном случае он бездействовал. Малоуспешности воеводского управления способствовало и то, что В. состоял в ведении того областного приказа , который ведал его город; предписаний других приказов без послушной грамоты из своего приказа он мог и не исполнять. Законные требования других воевод. В. нередко отказывались исполнять под тем предлогом, что «у них о том от великого государя указа нет». Злоупотребления В. (они задерживали жалованье служилых людей, покровительствовали корчемству и контрабанде , сами производили их в больших размерах, вступали в союзы с ворами и разбойниками, брали непомерные поборы с людей тяглых) находили некоторую опору во взгляде самого правительства на воеводскую должность. Кормление (см. это сл.) местных правителей было отменено еще при Иоанне Грозном , но оно продолжало жить в нравах. Правительство не только знало, что воеводы получают приношения, но и считало это в порядке вещей; оно преследовало только вымогательства, когда об этом поступали к нему жалобы. Воеводская служба недаром считалась очень выгодною, «корыстною», службою. Этим обусловливалась ее краткосрочность: воеводы назначались на непродолжительный срок - на год, два, иногда на три года. Реформа г., положившая начало разделению империи на губернии , мало коснулась существа воеводской должности. Во главе губерний стали губернаторы и вице-губернаторы, которые, однако, ограничивались общим надзором преимущественно за военно-финансовой стороной управления; действительное же управление осталось со прежнему в руках В., только переименованы они были в комендантов и обер-комендантов. Более крупное преобразование совершилось в 1718-1720 гг. Губернии поделены были на провинции, которые управлялись В. или вице-губернаторами. В. дана подробная инструкция («Полное Собр. Законов» № 3294), которою им вверена власть полицейская в обширном смысле. Из власти губернаторов и воевод выделены две самостоятельные ветви управления: финансы и суд. Сбор податей передан в руки земских комиссаров (существовавших и прежде) из выборных от дворян, действовавших под надзором губернаторов и воевод и под отчетностью пред своими избирателями. Отделение суда от администрации было проведено далеко не последовательно: губернаторы и В., не вмешиваясь в производство суда, могли своим протестом останавливать исполнение решений, отвечая, впрочем, за неосновательный протест. В г. суд вновь соединен с администрацией; в судах судит воевода с двумя асессорами. В г. все новые должности и учреждения местного управления были упразднены; вместо того назначены были В. во все те города, где они были в московском периоде. Число воевод возросло: появились воеводы пригородные, городовые и провинциальные, которые вместе с губернаторами сосредоточивали в своих руках все отрасли управления и суда. Старые порядки приводили к прежним злоупотреблениям. В г. повелено было В. назначать на два года, по истечении которых они должны были являться в сенат с росписными и счетными книгами. В г. сенат предписал сменять их через пять лет, но жителям предоставлено ходатайствовать о продлении этого срока. Учреждением о губерниях г. звание В. было упразднено и состоявшие при них (со времен Петра) воеводские канцелярии были закрыты.

  • Б. Чичерин, «Областные учреждения в XVII веке» (М., 1856);
  • И. Андреевский, «О наместниках, воеводах и губернаторах» (СПб., 1864; рецензия Н. Калачова в XXXIV Присуждении Демидовских наград и отдельно, СПб., 1867);
  • А. Градовский, «История местного управления в России» (СПб., 1868, гл. V);
  • его же, «Системы местного управления» (в «Сборнике Государственных Знаний» В. Безобразова, т. VI, СПб., 1878).
  • Художественный рассказ о воеводских злоупотреблениях у Костомарова, «Бунт Стеньки Разина» (в введении).
  • О бытовой истории воеводского управления см. «

Воевода - это сложное понятие, составленное из двух частей: "вой" - "войско", а также "вода" - "вождь, водитель". Буквально мы получаем "водитель войска".

Слово "воевода" - славянское, в латинском языке ему соответствует dux, а в немецком - Herzog. В те времена у древних славян быт был в основном военный, и существовал обычай выбирать предводителей на племенном вече на случай военной угрозы. Когда она заканчивалась, власть воеводы прекращалась.

Расширение полномочий

В 17-м веке появилась угроза самобытности славян балтийских и западных, так как опасность подстерегала с разных сторон, поэтому народное правление немного изменилось.

Воеводы русские имели теперь власть не только военную, но и гражданскую и духовную. Появились начальники племени, "владавцы", так называемые "верховные воеводы", они же выполняли обязанности главных судей и верховных жрецов. С течением времени у многих славян название "воевода" преобразовалось в понятие "князь". В удельный период у каждого из них было собственное войско и воевода. Это был человек, выполняющий в военное время ратные функции, а в мирное ведающий различными гражданскими делами.

Когда утвердилось единодержавие, полковых воевод назначали только московские государи. Рать делилась на 5 полков, во главе которых стояли один или несколько командующих. Главным считался руководитель большого полка. Помогали воеводам дьяки, которые выполняли перепись и вели денежные расчеты. После начала военных действий нужно было проверить всех ратных людей в списках, а также составить новые для корректной выдачи денежного жалованья. Звание военных воевод было упразднено при Петре Великом, оставлены были лишь гражданские.

Трансформация понятия

В 16-м веке произошла небольшая реформа. Местные воеводы стали называться годовыми, так как назначались на год, впоследствии - городовыми. В 17-м веке произошло всеобщее введение этой должности. В Смутное время назрела необходимость в военной власти для каждого города, а также в связующем органе управления для Москвы и провинций, который имел бы власть над всеми общественными классами. Посылался обычно не один воевода, а несколько (вторые и третьи воеводы), дьяки и подьячие. В распоряжении воевод находилась большая часть отраслей местного управления. В их обязанности входил набор войска, выдача жалованья деньгами или хлебом, поимка воров и разбойников, беглых. Они должны были принимать меры защиты от пожаров, эпидемий, отслеживать запрещенные игры и зрелища, искоренять раскол, следить за духовенством и посещением церкви прихожанами. Воевода - это, кроме всего прочего, судья. Он решал гражданские дела до 100, а впоследствии до 500 руб. Те из них, над которыми воеводы не имели власти, направлялись в Москву. чаще всего не входила в их полномочия, однако некоторым было предоставлено и это право. Воеводская служба была очень выгодной, "корыстной". Этим объяснялась ее краткосрочность: служба длилась год, два, иногда три.

Упразднение воевод

В 1775 году должность воеводы была ликвидирована. Воеводские канцелярии, состоявшие при них со времен правления Петра, были закрыты. Однако в Польше эта должность существовала до конца 18-го века.

Воевода Михаил Иванович Воротынский

С 1543 года Воротынского назначили воеводой в город Белев. Он отличился во время нападения Сагиб-Гирея, крымского хана. Это случилось в 1541 году. Битва произошла на окском рубеже. Все попытки переправы на противоположный берег были тщетными, так как он хорошо охранялся русскими войсками. Сагиб-Гирей все же решил попробовать прорваться с помощью подошедшей турецкой артиллерии. Татары открыли пушечный огонь и стали переправляться через реку, но их остановили русские полки, которые прибыли чуть позже, и крымский хан был вынужден прекратить наступление. Сагиб-Гирей изменил направление удара и двинул войска на Пронск. Штурм начался 3 августа. Город подвергли артиллерийскому обстрелу, но его удалось отстоять. На следующий день хан отошел в степь. Его преследовал Михаил Воротынский с братьями Владимиром и Александром. Результатом их похода стало 45 захваченных языков - лазутчиков, присланных в Москву. В 1551 году Михаил Иванович получает чин "царского слуги", а на следующий год сыграет огромную роль в завоевании В мае 1566 г. Иван Грозный жалует Воротынскому чин боярина.

Претич

Еще одним известным древнерусским представителем этой должности является воевода Претич. Он стоял во главе дружины, оказавшей помощь во время осады Киева в 968 году. Именно Претич заключил мир с печенежским ханом.

В заключение стоит подвести итог всему сказанному. Итак, воевода - это начальник, правитель у славянских народов. История знала много мудрых и самоотверженных представителей этой должности. Само слово "воевода", синоним которого - "правитель", ассоциируется у нас с чем-то властным и мужественным. Впоследствии эта должность была упразднена, и сегодня мы можем говорить об этом понятии лишь в историческом аспекте.