Закон рф о временной регистрации. Положение закона о временной регистрации Закон по прописке

Временная регистрация по месту пребывания была введена законодательством для учета граждан, проживающих на территории РФ. Временная регистрация не является обязательной процедурой, т.к. закон наделил ее уведомительным характером.

Рассмотрим, при каких ситуациях может потребоваться временная регистрация и как проходит порядок оформления данной процедуры.

Регистрация по месту пребывания

Оформление временной регистрации по месту пребывания рекомендовано гражданам, которые находятся вне места своего постоянного проживания более 90 суток. При этом местом пребывание может являться как жилье (например, арендуемое по договору социального или коммерческого найма), так и государственные или частные учреждения – гостиницы, дома отдыха, больницы, дома престарелых, учреждения социального типа и т.д.

Согласно правилам предоставления государственных услуг, временная регистрация оформляется в течение 3-8 рабочих дней. Кроме того, закон обозначает время, в течение которого заявитель должен получить свидетельство о регистрации. Например, при личной подаче документов в отдел ФАС время ожидания очереди не должно превышать 30-ти минут, а при подаче по предварительной записи – 15-ти минут. Процесс получения документов, а также подача недостающих позиций не должен превышать 10-ти минут. Если же гражданин желает обратиться к должностным лицам для получения консультации, то время ожидания в очереди не должно превышать 30-ти минут.

Воспользоваться правом регистрации по месту пребывания может абсолютно любой гражданин России. При этом за регистрацию не взимается госпошлина.

Обратите внимание, что временная регистрация необходима даже в том случае, если гражданин зарегистрирован по одному адресу населенного пункта, а проживает по иному.

Процесс оформления временной регистрации в 2019 году

Оформить временную регистрацию по месту пребывания можно тремя способами:

1. Личная подача документов в регистрационные органы;

2. По почте;

3. С помощью единого портала государственных услуг.

Порядок оформления временной регистрации зависит от формы подачи документов. При личном визите в регистрационные органы заявитель должен предоставить следующий набор документов:

Заявление;

Документ, удостоверяющий личность;

Документ, подтверждающий основание для оформления временной регистрации (например, договор о коммерческом найме);

Согласие собственника жилого объекта на вселение заявителя (указывается в заявлении).

Документы рассматриваются в течение трех рабочих дней, после чего ФАС выдает заявителю свидетельство о регистрации по месту пребывания. Продолжительность рассмотрения документов может быть увеличена до 8-ми рабочих дней в том случае, если заявитель не предоставил какой-либо необходимый документ, например, договор о коммерческом найме.

Однако если речь идет о временной регистрации в арендуемом жилье, вместо заявителя подать документы может и собственник жилого объекта. Для этого ему необходимо взять документы регистрирующегося гражданина и обратиться с ними к уполномоченному участковому полиции. После получения одобрения собственник жилья должен передать документы в отдел ФМС, где в течение трех рабочих дней будет оформлено свидетельство о регистрации.

Если документы подаются через отделение почтовой связи, то пакет обязательных позиций дополняется адресным листком прибытия и листком статистического учета прибытия (в том случае, если регистрация оформляется на срок, превышающий 9 месяцев). После получения документов уполномоченный сотрудник органов ФМС осуществляет проверку предоставленных данных. Если документы оформлены в соответствии с действующим законодательством, заявителю направляется уведомление с указанием, что в течение трех дней он должен явиться в орган ФМС с документом, удостоверяющим личность. Свидетельство о временной регистрации выдается заявителю в течение одного часа. После выдачи свидетельства о временной регистрации орган ФМС обязан уведомить собственника жилого помещения о завершении процедуры.

Если заявитель решил подать документы через единый портал государственных услуг, для начала ему необходимо зарегистрироваться. Подтверждение регистрации осуществляется через личную почту пользователя или в отделении связи путем выдачи уникального логина и пароля. Чтобы подать заявку на оформление временной регистрации необходимо зайти в личный кабинет и выбрать соответствующую услугу. В данном случае пакет необходимых документов состоит из следующих позиций:

Заявление;

Копия документа, подтверждающего основание для проживания в помещении;

Адресный листок прибытия;

Листок статистического учета прибытия (если срок регистрации составляет 9 и более месяцев).

Обратите внимание, что копия документа, подтверждающего основание для проживания в помещении, должна быть заверена нотариусом или должностным лицом регистрационного органа. Но во время визита в отдел ФМС для получения свидетельства о регистрации заявитель должен предоставить этот документ в оригинальном виде. До отправки заявления на временную регистрацию гражданин, используя сервисы портала, подтверждает согласие собственника на вселение. При этом ответственность за предоставленные сведения ложится на заявителя. После завершения подачи документов и заявления на оформление временной регистрации предоставленные данные отправляются должностным лицам органа ФМС. В течение трех рабочих дней документы будут проверены, после чего заявитель получит уведомление о том, что он должен явиться за свидетельством о регистрации. Во время визита в отдел ФМС необходимо иметь при себе паспорт, а также документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Если заявитель не сможет подойти в отдел ФМС в указанные сроки, оформление временной регистрации не будет считаться завершенным, и оказание государственной услуги прекратится. При этом заявитель получит соответствующее уведомление.

Выдача свидетельства подтверждает завершение процесса регистрации, после чего орган ФМС должен уведомить об этом собственника жилого помещения в течение трех дней.

Читайте также:

Регистрация несовершеннолетнего по месту пребывания

Если несовершеннолетний регистрируется по месту пребывания родителей, согласие собственника жилого помещения не требуется. Это правило относится также и к договорам найма в государственном и муниципальном фонде. Соответственно, список обязательных документов для оформления временной регистрации ребенка сокращается на документ, подтверждающий основание для вселения. Данный документ не требуется, поскольку основанием для регистрации несовершеннолетнего является факт регистрации в жилом помещении его родителей или законный представителей.

Но обратите внимание, что при оформлении временной регистрации ребенка необходимо личное присутствие собственника помещения, данные и подпись которого вносятся в заявление.

Нюансы оформления временной регистрации в 2019 году

Гражданин сможет оформить временную регистрацию в жилом помещении только при согласии следующих лиц:

1. Нанимателя и всех совершеннолетних граждан, проживающих в помещении (если речь идет о государственном или муниципальном жилищном фонде). При этом наймодатель обязательно уведомляется о новом временном жильце (статья 80 Жилищного кодекса РФ). В жилищном фонде данного типа срок временной регистрации не может превышать 6-ти месяцев подряд. Обратите внимание, что наймодатель имеет право запретить оформление временной регистрации в связи с тем, что при въезде нового жильца нормы жилья на одного человека сократятся;

2. Юридических лиц, являющихся владельцами жилого фонда;

3. Собственников помещения;

4. Правления жилищного кооператива (если член кооператива не является собственником помещения).

Согласно общему правилу, дети, не достигшие совершеннолетия, регистрируются по месту пребывания родителей без согласия вышеназванных лиц.

Согласие на временную регистрацию оформляется в письменном виде, после чего заверяется нотариально или у органа, ответственного за временную регистрацию. После оформления согласия обе стороны договариваются о сроке нахождения гражданина в жилом объекте (данный срок не может превышать 5-ти лет).

В настоящее время любое лицо, которое находиться на территории страны, должно иметь сведения в документе о месте регистрационного учета.

Закон о прописке в РФ

В настоящее время в стране действует закон прописке № 5242 – 1 от 25.06.1993 года с недавно внесенными изменениями.

Этот нормативный документ обязывает осуществлять регистрацию в уполномоченном органе по месту своего проживания или фактического проживания.

Новый закон о прописке содержит перечень объектов, в которых лицо может быть зарегистрировано:

  1. Жилая комната;
  2. Квартира;
  3. Дом, имеющий статус жилого;
  4. Другое помещение, имеющее статус жилого, включенное в федеральный или местный жилой фонд.

Проживание должно осуществляться лицом, на основании наличия:

  • Права собственности;
  • Соглашения о социальном найме жилого помещения;
  • Соглашения об аренде объекта, являющегося жилым.

Процедура внесения сведений в специальные реестры осуществляется на безвозмездной основе.

Выполняют функции по постановке на миграционный учет Управление МВД по вопросам миграции, а также его территориальные отделы.

Документ разрешает не осуществлять регистрацию в следующих случаях:

  1. Лицо пребывает в жилом помещении, расположенном в том же населенном пункте или области, в котором осуществлена его постоянная регистрация;
  2. В городах федерального значения допускается не регистрироваться, в случаях, когда постоянная постановка на учет осуществлена в городах Московской и Ленинградской области.

Гражданин, обратившийся с пакетом документов для постановки на регистрационный учет, должен быть зарегистрирован ответственным органом в срок, который не может превышать 3 дня.

Допускается подача сведений, имеющих электронный вид - в этом случае, регистрация происходит в срок не более 8 дней.

Лицо, изменившее постоянный адрес проживания обязан осуществить регистрацию это новому адресу.

Перерегистрация должна быть осуществлена не позднее недели с момента изменения места проживания.

Обратите внимание на то, что зарегистрироваться и проживать можно только в том недвижимом объекте, который имеет статус жилого. Например, не допускается регистрация в недвижимом объекте, имеющем статус апартаментов, поскольку такой вид недвижимости считается коммерческим.

Процедура регистрации лиц, которые не достигли возраста 14 лет, регулируется гражданским законодательством. Так, когда ребенку не исполнилось 14 лет, его регистрация осуществляется по месту регистрации одного или обоих родителей.

В отношении новорожденных должна быть осуществлена аналогичная процедура сразу после получения документа о рождении малыша. Нарушение недельного срока обращения с заявлением о постановке на учет, влечет наложение административной отнесенности, на основании норм КоАП РФ.

Закон, устанавливает основания, при наличии которых лицо может быть снято с учета. К таким основаниям отнесены:

  1. Вынесение решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим;
  2. Решение суда о том, что лицо признано умершим;
  3. Смерть лица;
  4. Решение уполномоченного органа о выселении;
  5. Выявление органами факта представления ложных документов или отражения в заявлении недействительных сведений.

Закон о постоянной регистрации по месту жительства

Закон о регистрации по месту жительства на территории страны не принят. Однако в настоящее время действует Постановление Правительства № 713 от 17.07.1995 года, которое регулирует порядок внесения сведений о проживании лица в конкретном жилом помещении.

В соответствии с этим документом, постановка на учет осуществляется в течение недели, после получения права на проживание на новом месте.

Документы подаются по месту нахождения недвижимого жилого объекта.

Допускается представление документов представителем лица. В этом случае представитель обязан предъявить сотруднику органа доверенность, которая заверена нотариусом в установленном порядке, в которой указано полномочие по регистрации лица.

В случаях, когда сведения направляются в электронном виде, документы должны иметь электронную цифровую подпись.

Сотрудник, принявший документы, по требованию заявителя, должен выдать расписку с указанием даты и перечня принятых документов.

Специалистами органа принимается документ, удостоверяющий личность, в котором после внесения данных о месте проживания ставится печать и указанием адреса регистрации.

Закон о временной регистрации по месту пребывания

Закон о временной регистрации в стране отсутствует. Административный порядок регламентируется, указанным ранее Постановлением Правительства РФ № 713.

Документ обязывает лиц, которые по месту своего пребывания находятся более 90 дней, обратиться в государственный орган с заявлением о постановке на временный учет.

Бланк заявления имеет установленную форму 1, Приказом ФМС № 288 от 11.09.2012 года. В документе следует указать:

  1. Название органа;
  2. Сведение о заявителе;
  3. Персональные и паспортные данные;
  4. Информацию о месте расположения жилого помещения;
  5. Сведения о документе, который позволяет проживать заявителю в недвижимом объекте.

Помимо заполненного бланка следует подать:

  • Паспорт;
  • Документ, подтверждающий право проживания в жилом помещении.

Регистрация по месту пребывания осуществляется после представления документов:

  • Лично;
  • Посредством представителя;
  • В электронном виде;
  • С помощью сервиса «Госусслуги»;
  • Почтовым отправлением.

Срок, на который ставится на учет лицо, определяется на основании:

  1. Решения, согласованного с собственником и членами его семьи;
  2. Решения, выданного муниципальным органом.

В течение 3 дней со дня обращения, сотрудник должен установить наличие оснований для регистрации лица. По их истечению специалистом выдается свидетельство о постановке на временный учет.

Обратите внимание на то, что постановка на временный регистрационный учет не требует снятия с постоянного учета.

Заявление, куда подавать, образец

Для того чтобы федеральный орган осуществил запись о регистрационном учете, заявителю необходимо предоставить, установленные законом о передвижении граждан сведения.

К таким сведениям относятся:

  1. Заполненное заявление, установленной формы. Бланк заявления утвержден Приказом ФМС России № 288. В тексте формы необходимо указать:
  • Наименование органа;
  • Персональные данные заявителя;
  • Сведения о предыдущем месте проживания;
  • Информацию о собственнике и о документе, подтверждающие права на жилой объект;
  • Данные документа, подтверждающего личность;
  • Номер СНИЛСа;
  • Сведение о лице, которое предоставляет право проживать в жилом объекте, его паспортные данные.
  1. Документ, подтверждающий личность.
  2. Документ, который подтверждает наличие права заявителем вселиться в указанный жилой объект. Таким документом может быть свидетельство о собственности на объект, соглашение о социальном найме помещения, соглашение об аренде. Допускается представление копии документа, которая удостоверена нотариусом. Обратите внимание на то, что в случае, когда информация об основаниях вселение имеется в реестрах государственных или местных органов, предоставлять документ не обязательно.

Допускается представление документов в электронной форме.

Скачать форму для заполнения заявления можно . ⇐

Представление данных должно быть осуществлено в местное отделение МВД, занимающееся вопросами миграции. Закон не запрещает подачу документов с помощью сервиса «Госсуслуги».

Госрегистрация сделок с недвижимостью - какими законами регулируется

Госрегистрация сделок с недвижимостью регулируется ФЗ № 218 от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

  • Получения права собсвтенности;
  • Перехода права;
  • Его изменения;
  • Прекращения.

Осуществляется регистрация сделок, касающихся прав на недвижимые объекты Россреестром РФ.

Все сведения об объектах и правах на них вносятся сотрудниками регистрирующего органа в ЕГРН – специальный реестр, отражающий факты перехода прав на объекты.

Основаниями внесения сведений об объектах признаются:

  • Документы, выданные государственными или местными органами власти, на основании которых возникают и прекращаются права на недвижимые объекты;
  • Соглашения, заключенные между физическими и юридическими лицами;
  • Решения о приватизации объектов;
  • Решения судебных органов, получившие юридическую силу;
  • Свидетельства о наличии права наследовать объект.

Регистрация прав должна быть осуществлена в следующие сроки:

  1. Неделя (в случае личного обращения в территориальный орган);
  2. 9 дней (в случае представления документов в МФЦ).

За осуществление внесения сведений в реестр, заинтересованное лицо должно внести обязательный государственный сбор. Размер пошлины зависит от статуса лица. Для физических – 2 000 рублей, для юридических – 22 000 рублей.

Для регистрации права следует представить:

  1. Заполненное заявление;
  2. Документ, подтверждающий наличие права на объект;
  3. Квитанцию об оплате пошлины.

После внесения информации в реестр, лицу выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая его права на объект.

Новые правила, ужесточения

В 2017-м году были внесены изменения, актуальны они и в 2019-м:

  • Права регистрируется в едином реестре (ЕГРН), представляющем собой табличную информацию и графическую часть.
  • Собственник получил право обратиться с заявлением о запрете любых юридически – значимых действий без его присутствия.
  • Обязательным нотариальным способом должны быть оформлены соглашения об отчуждении доли в общедолевой собственности, соглашения по передаче прав, принадлежащих несовершеннолетнему ребенку, соглашения, в которых стороной является опекун лица.
  • Допускается обращение и регистрации в любом отделении органа, то есть не только по месту нахождения объекта.

Ответственность и наказания

Закон устанавливает перечень обстоятельств, при которых уполномоченное лицо органа может быть привлечено к ответственности.

К таким обстоятельствам отнесены:

  • Утрата или искажение сведений, отраженных в представленной документации;
  • Неполнота или недостоверность внесенной информации в реестр;
  • Необоснованный отказ в предоставлении услуги;
  • Невнесение или несвоевременное внесение информации.

В случае совершения вышеуказанных действий, виновные лица должны возместить убытки, которые понес заявитель в полном размере.

В случае, когда собственник утратил право на свое единственное жилье или приобретатель потерял право в результате истребования жилого помещения, орган обязан возместить им потерянное жилье. Размер компенсации не должен превышать 1 000 000 рублей.

Заключение

Таким образом, каждый из граждан, проживающих в РФ, должен быть зарегистрирован постоянно или временно по месту нахождения. Порядок регистрации определен государством на федеральном уровне и должен быть исполнен.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, а также другие особенности миграции и смены места проживания, предусматривается Федеральным законом № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:

  • Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
  • Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
  • Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
  • Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.

Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:

  • Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.

В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ № 181

Сроки

Согласно законодательству № 5242-1, регистрационные органы службы миграции обязаны в течение трёх дней произвести регистрацию гражданина на новом месте и выдать в течение этого срока его паспорт с соответствующей пометкой о месте прописки.

Для регистрации можно обратиться в следующие учреждения:

  • Отделение Федеральной миграционной службы;
  • Отделение МВД, которое осуществляет функции ФМС, если она отсутствует в населённом пункте;
  • Паспортный стол;
  • Многофункциональный центр;

В соответствии с законом о прописке, граждане вправе выбирать на своё усмотрение организацию для осуществления прописки.

В соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ, проживание без временной или постоянной регистрации — недопустимо. Прописка является обязательной для всех.

При выявлении отсутствия регистрации, административным кодексом предусматриваются следующие штрафные санкции:

  • 3 тысячи рублей для проживающего;
  • 5 тысяч рублей для хозяина жилой площади;
  • в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 5 и 7 тысяч рублей соответственно.

В соответствии со статьёй 322.2 УК РФ, в случае фиктивной прописки гражданина РФ или иностранца, для владельца квартиры или другого лица, совершившего правонарушение, устанавливаются следующие меры наказания:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или трёхгодичной заработной платы;
  • исправительные работы на протяжении до трёх лет с ограничениями на отдельные виды деятельности;
  • заключение на срок до 3 лет.

Если правонарушитель самолично сообщает о фиктивной регистрации, он может быть освобождён от штрафных санкций.

Проживание без прописки допускается только в случае, если жилец является близким родственником хозяина квартиры или зарегистрирован в том же городе.

Список документов

Перечень документов, необходимых для регистрации по новому месту жительства, устанавливается статьёй 6 настоящего законодательства.

Список требуемых бумаг:

  • Удостоверение личности;
  • Заявление;
  • Листки о выбытии и прибытии;
  • Документы, которые подтверждают право прописки (договор аренды или собственности).
  • Разрешение на регистрацию, если гражданин не является собственником жилья.

В заявлении на регистрацию необходимо указать следующую информацию:

  • Полное название организации, в которую оно подаётся;
  • Контактные данные заявителя и собственника жилья (фамилия, имя, отчество, номер телефона);
  • Адрес квартиры или дома;
  • Основания для прописки;
  • Сведения о выселении с предыдущего жилья;
  • Подпись владельца жилого помещения.

Образец заявления (форма № 6) можно скачать .

Скачать действующую редакцию закона

Для детального ознакомления с положениями закона № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” можно скачать актуальную редакцию документа

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют нормы права относительно возможности для граждан государства свободно перемещаться по его территории и выбирать себе самостоятельно место для проживания или временного пребывания, то есть отличающегося от места со сроком нахождения в нем более девяноста дней. Каким образом можно встать на миграционный учет в случае нахождения по месту пребывания и какие права такая регистрация дает?

Оформление временной регистрации осуществляется чаще всего у близких родственников или тех жилых помещений, которые сдают свое жилье с использованием услуг специальных с заключением соответствующих соглашений со своими нанимателями.

Нормативная база

Несмотря на то, что в 2016 году была полностью реструктуризирована система миграционных органов путем ликвидации Федеральной миграционной службы и образования Главного Управления по вопросам миграции внутри Министерства внутренних дел, нормативная основа получения временной регистрации гражданами Российской Федерации не изменилась.

К числу основных нормативных актов, действующих в данной сфере, на сегодняшний день относятся:

  • Конституция Российской Федерации в рамках ее статьи 27 (является основным нормативным актом, во исполнение положений которого приняты остальные нормативные акты);
  • Закон Российской Федерации за номером 5242-1, принятый 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации» (следует рассматривать, как основной нормативный акт, позволивший проживать в течение определенного срока всем гражданам РФ по их усмотрению, но с обязательной постановкой на регистрационный учет по месту такого пребывания);
  • Постановление Правительства Российской Федерации за номером 713, принятое 17 июля 1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (выступает в качестве нормативного акта, регламентирующего процедуру проведения постановки на регистрационный учет для граждан РФ);
  • Приказ МВД России за номером 984 от 31 декабря 2017 года «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации» (принят во исполнение указанного выше Постановления Правительства, так как использование аналогичного регламента, утвержденного для Федеральной миграционной службы, стало неприемлемо из-за изменений в правовом статусе регистрирующего миграционного органа).

На основании перечисленных нормативных актов не только осуществляется регистрация граждан по месту пребывания, но также и лица, получившие такую регистрацию, наделяются определенными правами и обязанностями.

Права и обязанности лиц с временной регистрацией

Временная регистрация для граждан РФ необходима не только для того, чтобы не получить штраф за длительное пребывание на каком-либо месте без соответствующих документов, но также и для того, чтобы обладать определенными правами.

В частности, лица с временной регистрацией обладают следующими правами:

  • возможность оформлять различные документы в уполномоченных органах по месту временной регистрации (наиболее часто такая возможность используется в тех случаях, когда речь идет о необходимости оформления документов, а территориальное подразделение уполномоченного органа по месту постоянной регистрации находится на существенном удалении от места временного пребывания);
  • получение различного рода , в том числе в офисах банков (человек без временной и постоянной регистрации может получить займ в основном только в микрофинансовых организациях, так как крупные банки предпочитают видеть среди своих клиентов лиц, у которых есть постоянная или временная регистрация);
  • возможность получения необходимых и пособий , для оформления которых необходимо наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания;
  • трудоустройство на постоянной основе или с заключением срочного трудового договора на срок, превышающий три месяца (наличие регистрации, в том числе временной, является обязательным условием для большинства работодателей, так как может возникнуть вопрос о наличии у сотрудника места проживания в регионе трудоустройства, особенно в тех случаях, когда в паспорте в штампе о прописке указан адрес другого региона);
  • получение качественного бесплатного медицинского обслуживания , особенно в тех случаях, когда речь идет об обследовании с выделением региональных или территориальных квот у специалистов узкого профиля;
  • в некоторых случаях, например, при осуществлении , возможно принять участие в этой процедуре, если речь идет о неприватизированном жилье , а сама временная регистрация оформлена по легальному механизму.

Однако, несмотря на широкий круг прав, обязанности у лица, получившего временную регистрацию, также присутствуют, так как лица с постоянной и временной регистрацией по своему правовому положению равны между собой. К числу основных обязанностей относятся:

  • необходимость оплаты и услуг по содержанию общедомового имущества в том помещении, где человек получил временную регистрацию;
  • срок регистрации может составлять максимум пять лет , после чего ее необходимо продлять, в противном случае отсутствие регистрации может грозить штрафом;
  • для оформления временной регистрации необходимо получить согласие собственника помещения (однако если речь идет о регистрации в том же помещении, в котором зарегистрирован его родитель, то согласие собственника уже не потребуется);
  • в случае если человек не просто зарегистрирован, но и проживает в конкретном жилом помещении, необходимо также следить за состоянием помещения и поддерживать его в состоянии, которое будет считаться безопасным не только для лиц, проживающих в этом помещении, но и для соседей, если таковые имеются.
Если речь идет о регистрации в жилом помещении, арендованном на основании , то другие обязанности для получившего временную регистрацию в помещении гражданина Российской Федерации будут зафиксированы дополнительно в договоре найма.

Получение временной регистрации для граждан РФ на сегодняшний день является обязательным в тех случаях, когда речь идет о проживании в месте, отличном от места постоянной прописки, сроком более девяноста дней. Этот же срок устанавливается в качестве временных рамок, в течение которых временная регистрация должна быть оформлена. Оформление такого вида регистрации необходимо не только для того, чтобы избежать наложения различного рода штрафных санкций, но также и для того, чтобы у зарегистрированного человека появилась возможность получать различные социальные услуги и обладать определенными правами. Однако, оформление временной регистрации влечет не только появление определенных прав, но и формирует перечень специальных обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством.

1. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Администрации учреждений, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Основания для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями одиннадцатой - тринадцатой настоящей статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

2. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 05.02.2016)

"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

II. Регистрация граждан по месту пребывания

Основное содержание правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
    документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 10 настоящих Правил.

Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

III. Формы документов: Временная регистрация граждан РФ - Форма 3

Регистрация по месту жительства


Согласно законам РФ (выше указан), местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

К таким местам относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В законодательстве РФ под местом жительства подразумевается жилой объект, в котором человек проживает постоянно. Как правило, это его квартира или дом. Гражданин РФ может оформить там регистрацию по месту жительства или, если говорить неофициально, «прописку». В ряде случаев он это делать обязан - например, если переезжает в другой город на постоянное место жительства. По законодательству РФ оформлять прописку в этом случае нужно в течение 7 дней с момента переезда.

IV. Место пребывания, место жительства, место регистрации - чем отличаются

Прописки, как слова в законодательстве РФ не существует с 1993 года. Бывает регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Фактически гражданин может проживать где угодно. В законодательстве РФ выделены такие юридические категории, как место жительства и место пребывания. Чем отличается место жительства от места пребывания - читайте ниже.

Место пребывания - регистрация по месту пребывания (временная):

Место пребывания – это то место, где вы живете временно.

В законодательстве РФ под местом пребывания подразумевается жилой объект, в котором человек находится временно - гостиница, туристическая база, съемная квартира. Гражданин в ряде случаев обязан там регистрироваться самостоятельно. Это нужно сделать, если он находится на территории населенного пункта в течение более чем 90 дней. Сотрудники гостиниц и санаториев могут регистрировать постояльцев и клиентов сразу после их прибытия.

Так написано в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г.

Регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия.

Для регистрации по месту пребывания у человека должны быть юридические основания на нахождение в жилом помещении - например, договор аренды или согласие собственника на осуществление данной процедуры. В принципе, человек вправе зарегистрироваться по месту пребывания и в своей квартире - если она располагается в другом городе и у гражданина есть необходимость находиться там в течение более чем 90 дней.

Регистрация по адресу жилого объекта, являющегося местом временного пребывания гражданина, может действовать до 5 лет. После этого нужно ее продлевать. Конкретные сроки регистрации выбирает собственник помещения. Они также могут определяться периодом действия договора аренды жилья, но в любом случае должно быть заявление в УФМС (МФЦ) от собственника.

Временная регистрация подтверждается свидетельством о временной регистрации (форма 3), в которой отображаются данные гражданина, а также сведения о жилом помещении, где он проживает.

Зарегистрироваться в домиках, расположенных на садовом или огородном земельном участке, невозможно, поскольку на этих землях строить жилой дом с правом регистрации в нем нельзя. Но если на дачном участке разрешено строительство жилого дома, гражданин имеет право быть там зарегистрированным как временно, так и на постоянной основе.

Как и в случае с временной регистрацией, оформление прописки должно осуществляться на основании неких официальных документов. В данном случае таковыми могут быть свидетельство о праве собственности (либо акт приемки жилья - если речь идет о новостройке) или, - согласие владельца жилого помещения (заявление) на оформление прописки на другого человека.

Однажды оформленная регистрация по адресу, который соответствует месту жительства гражданина, как правило, не имеет ограничений по сроку действия - если только не будет аннулирована в силу законных причин.

Постоянная регистрация (прописка) подтверждается обычно штампом в паспорте гражданина.

Разница между местом жительства и местом пребывания.

Главное отличие места жительства от места пребывания в том, что первое соответствует жилому объекту, в котором человек проживает постоянно, второе - факт временного проживания гражданина в таком-то жилом помещении.

В обоих случаях человек может зарегистрироваться по адресу жилого помещения - оформив, соответственно, постоянную регистрацию (штамп в паспорте) или временную регистрацию (форма 3).

Если человек оформляет постоянную регистрацию, то она действует постоянно, но существует так же вариант временного действия штампа в паспорте. Регистрация в жилом помещении, в котором гражданин проживает временно, действует в течение срока, определенного собственником - но не более 5 лет.

Регистрация детей

Регистрация детей по месту пребывания или по месту жительства родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия собственников, нанимателей и членов их семей.

Таким образом, если на вашей жилплощади временно зарегистрирован гражданин РФ, то своего ребенка он может зарегистрировать к вам, не спрашивая вашего согласия. Документы, которые нужны для временной регистрации несовершеннолетнего ребенка до 16 лет к родителю: удостоверение личности родителя; свидетельство о рождении ребенка.

Обратите внимание, несмотря на то, что у ребенка 14-16 лет уже есть паспорт, правила гласят, что регистрация по месту пребывания к родителям осуществляется на основании свидетельства о рождении ребенка. Свидетельство о рождении доказывает родство. Эти же документы необходимо предоставить для регистрации ребенка по месту жительства.

V. Временная регистрация - штрафы и ответственность

Регламентирующие законодательные акты РФ:

  • КоАП РФ (ч. 1 ст. 19.15.1, ч. 2 ст. 19.15.1, ч. 1 ст. 18.8)
  • Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156;
  • Закон от 25.06.1993 N 5242-1;
  • УК РФ (ст. 322.2)

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета - территориальном органе МВД России. Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов.

1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков.

Москва и Санкт-Петербург.

За указанные правонарушения, совершенные в городах Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность, а именно штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5000 до 7000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если:

Непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней;

Если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

Если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

2. Административная ответственность нанимателя и собственника жилого помещения (физического лица) за нарушение правил регистрации

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) - в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.;
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц), совершивших это правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 5000 до 7000 руб.

3. Административная ответственность нанимателя или собственника, предоставившего жилое помещение гражданину РФ

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили в территориальный орган МВД России заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина РФ (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа:

Суммы штрафов:

  • для граждан - в размере от 2000 до 3000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.

4. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

Фиктивная регистрация - временная или постоянная, - настоящая, официальная регистрация гражданина РФ или иностранного гражданина. При условии, что гражданин фактически не имеет отношения (не проживает) по указанным в документах адресах. За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина.

Кроме того:

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5000 до 7000 руб. с административным выдворением за пределы РФ. По усмотрению суда наказание в виде административного выдворения может не назначаться в случае однократного нарушения иностранным гражданином требования о ежегодном уведомлении территориального органа МВД России о подтверждении своего проживания в РФ.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

Статья 322.2 УК РФ. Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.

Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.

  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания. Возможно выдворение за пределы РФ. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ. Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем:

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем:

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

VI. Риски для собственника

Многие владельцы беспокоятся о том, сможет ли зарегистрированный гражданин претендовать на часть жилого помещения.

Сразу отвечаем - нет, это надуманный слух из разряда страшных историй, может быть истории эти имели место быть, но пересказаны не верно или о многом рассказчики умолчали.

Закон гласит, что собственность не может перейти к гражданину только из-за его прописки. Переход прав собственности происходит только при заключении договора дарения, договора купли-продажи. Основной риск для собственника при регистрации на свей жилплощади жильцов заключается в увеличении платы за коммунальные услуги, если в квартире отсутствуют соответствующие счётчики. Всё же хозяин квартиры должен быть в курсе последних дополнений к закону. Процедуру временной регистрации теперь можно пройти удалённо с помощью интернета. Остаётся лишь ввести адрес собственника жилья и его полное имя. После этого владелец получает уведомление о новоприбывших жильцах.

Если собственник против регистрации, то он просто обращается в соответствующие органы с прошением об аннулировании - временную регистрацию гражданина сразу же аннулируют. Владелец по своему усмотрению имеет право даже принудительно выписать временно проживающих граждан ещё до окончания срока прописки, но уже через суд.

Частые причины обращения в суд по вопросам временной регистрации:

  • оформление временной прописки без согласия на то владельца или отсутствие окончательной даты срока регистрации в документах;
  • отказ в добровольном выселении;
  • аморальное поведение временных жильцов или нежелание оплачивать коммунальные.

Риски при прописке детей

Временно зарегистрированные жильцы могут прописать в данной квартире своих детей без согласия собственника. Временная прописка несовершеннолетних детей жильцов ни чем не опасна для собственника, так как те не могут претендовать на жилплощадь хозяина. Вместе с тем в ряде случаев могут возникнуть трудности при выселении детей из квартиры. Иногда детей регистрируют на более длительный срок, чем родителя. Тогда взрослый имеет право обратиться в суд вновь с требованием о его прописке по адресу нахождения ребёнка.

Однако существует и практика прекращения временной постановки на учет несовершеннолетнего, которая приводит к вышеописанным последствиям. Обычно решение о снятии с регистрационного учета принимается судом после изучения предоставленных доказательств.

В исковом заявлении в обязательном порядке указываются причины для выселения и/или снятия с регистрационного учёта:

  • использование помещения не по назначению;
  • сдача в субаренду без согласия владельца;
  • ухудшение состояния жильца;
  • отказ оплачивать коммунальные услуги.

В любом случае - если вы собственник - не бойтесь подавать в суд, здесь обычно никаких проблем не бывает и мировой суд быстро решает такие вопросы.