Восприятие без привязок. Как тревога искажает восприятие действительности

Человеческий организм - удивительное сочетание множества органов, тканей, функций, химических реакций, электрических импульсов, позволяющих человеку жить, узнавать и познавать окружающий его мир. Познание происходит при помощи воздействий на органы чувств человека - свет, звук, вкус, запах, тактильные и пространственные восприятия. Все это - база познания и существования человека в окружающем его мире. И расстройства восприятия, какими бы они ни были и по каким бы причинам ни происходили, - серьезная проблема.

Восприятие: реальность плюс воображение

В том, что человек может воспринимать окружающий его мир, участвуют органы чувств и воображение. Те знания, которые получаются при помощи зрения, слуха, вкуса, тактильного воздействия, обоняния и определения положения тела в пространстве, обрабатываются специальными отделами мозга и при помощи воображения и полученного ранее опыта становятся представлениями об окружающем мире. Расстройства восприятия в какой-либо области не позволяют человеку получать целостную картину.

Далеко и близко

И восприятия полученных данных тесно взаимосвязаны. Рецепторы, которые получают информацию об окружающей действительности, передают нервные импульсы в мозг, где происходит анализ, переработка полученных сведений и возникает ответная реакция в виде представления о предмете или явлении, воздействующем на рецепторы. Причем такое воздействие некоторые из рецепторов должны получать при непосредственном контакте с объектом, а некоторые - через пространство. Так, к примеру, вкусовые ощущения возникают при попадании пищи в полость рта и на язык. А вот зрение позволяет видеть объекты на расстоянии. Восприятие полученных сведений через различные органы чувств и рецепторы - основной механизм познания мира человеком. Расстройства восприятия - сложная физиологическая и психологическая проблема.

Органы чувств и рецепторы

Помимо всем известных со школьной скамьи шести органов чувств организм человека воспринимает гораздо больше раздражителей. Так, есть рецепторы, отвечающие за восприятие тепла - холода, боли, а также ощущения своего тела. Так что наукой выделяются не шесть, а 9 видов ощущений:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • эквибриоцепция - чувство равновесия;
  • вкус;
  • ноцицепция - восприятие боли;
  • термоцепция - чувство тепла;
  • проприоцепция - пространственное ощущение своего тела.

Получая сведения об окружающем мире при помощи различных рецепторов, мозг перерабатывает их в восприятия окружающей действительности.

Восприятия и медицинская практика

Если происходят какие-либо нарушения в организме человека, может возникнуть большая проблема - расстройства восприятия. Психиатрия как научная и практическая область медицины изучает эти нарушения и по мере возможности помогает исправлять их. Врачи-психиатры уже не одно столетие изучают расстройства восприятия, помогая не только самим пациентам, но и людям, окружающим их, жить с такими проблемами. Нарушения работы одного или нескольких органов чувств - это не всегда расстройства комплексного анализа окружающего мира. Человек, лишившийся зрения, знает, как выглядят предметы и цвета в действительности и при помощи работы остальных органов чувств может представить реальную картину окружающего его мира. В психиатрии расстройства процесса восприятия - это целый комплекс нарушений, вызванных не столько проблемами в работе рецепторов, сколько изменениями в процессах обработки полученной информации и получения окончательного результата.

Как проявляются расстройства восприятия?

Область психиатрии - особая сфера медицины, изучающая различные расстройства психики и их проявления. Это очень специфическая область человеческих знаний, которая оперирует понятиями "болезнь", "здоровье", "норма" и "патология" в отношении психического состояния. Одна из областей работы врача-психиатра - расстройства восприятия. Психиатрия подобные проблемы считает психическими патологиями. Расстройства ощущений и восприятия проявляются несколькими состояниями:

  • Анестезия проявляется неспособностью восприятия тактильных ощущений, вкуса и запаха. По своим проявлениям схожа с медицинской анестезией, вызываемой для отключения чувствительности болевых рецепторов у пациентов во время медицинских вмешательств.
  • Гиперестезия - расстройство чувствительности, обусловленное кажущимся усилением запаха, света, звука. Очень часто гиперестезия проявляется у больных, перенесших черепно-мозговую травму.
  • Гипостезия - обратное гиперестезии изменение чувствительности. Сенсорное восприятие уменьшает естественные раздражители. Страдают гипостезией больные депрессивными расстройствами, которым мир кажется тусклым, скучным.
  • Парестезии выражаются в ощущениях зуда, жжения, покалывания, "мурашек", обусловленных нарушениями кровоснабжения и иннервации. Зачастую парестезии возникают в зонах Захарьина-Геда: проблемы внутренних органов проявляются в виде неприятных, болезненных ощущений на определенных участках поверхности тела человека.
  • Сенестопатии - неприятные ощущения, возникающие внутри тела человека, их сложно описать словами, чаще всего больной использует яркие сравнительные образы, чтобы рассказать об этих ощущениях.

"Неправильные" ощущения иногда совпадают с клиническими проявлениями какой-либо болезни, причем не только из психиатрической практики. Грамотный или состояния - вот основа качественного лечения.

Основные расстройства восприятия

Психиатрия как область клинической медицины оперирует понятиями методологии, диагностики, лечения и профилактики. Для постановки диагноза необходимо четко знать проявления заболевания, в этом помогают клинические анализы, сбор анамнеза, лабораторные и инструментальные исследования. Категорийность суждений позволяет правильно интерпретировать полученные данные, чтобы поставить адекватный диагноз. Для обозначения определенных проблем психического здоровья в психиатрии выделяются две основные категории расстройства восприятия:

  • иллюзии;
  • галлюцинации.

Оба понятия у большинства людей вызывают достаточно негативные чувства, но сам больной не властен над ними, хотя во многих случаях подобные расстройства происходят из-за состояний, в которые человек загонят себя сам, например, наркотическое или алкогольное отравление. Некоторые виды расстройств восприятия могут возникать у совершенно здоровых в плане психиатрии людей.

Синяя гусеница из Страны чудес

"То, что ты видишь, но чего нет на самом деле" - вот она, галлюцинация. Проблемы в восприятии действительности такой, какая она есть на самом деле, проявляются возникновением псевдореальных образов. Психиатрия, изучая расстройства восприятия, галлюцинации определяет как образ, появившийся в сознании и определяемый как реально существующий, но без внешнего раздражителя, воздействующего на рецепторы человека. Эти образы появляются на пустом месте, если можно так сказать, из-за расстройства восприятия. Галлюцинации психиатрами делятся на несколько разновидностей:

  • - представляют собой яркие образы, для больного имеющие определенные формы, цвет, запах, издающие конкретные звуки. Истинные галлюцинации воспринимаются больным как проявление реальности через его органы чувств, он пытается ими манипулировать, как будто бы видимые им явления или предметы существуют в реальности. К тому же, по мнению больного, испытывающего истинные галлюцинации, все окружающие люди должны воспринимать их точно так же, как и он.
  • Псевдогаллюцинации воспринимаются больным как нечто неестественное, но реально существующее, оно лишено яркости, часто бестелесно, может происходить или из тела самого больного, или из областей, не подвластных его рецепторам. Зачастую ложные галлюцинации считаются больным насильственно вложенными в его организм при помощи специальных устройств, аппаратов, машин или из-за оказанного на него психического воздействия.

Помимо этих двух видов галлюцинации подразделяются также по тем органам чувств, которыми они могут быть вызваны:

  • висцеральные;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • тактильные.

Каждый такой вид галлюцинации имеет свое научное определение и может быть разложен на несколько подвидов, что важно для клинической психиатрии.

Кстати, галлюцинации могут быть внушенные и вызванные. Одна из методик психиатрии использует симптом Ашаффенбурга, когда больному дают послушать заранее отключенный телефон, таким образом проверяя его готовность к слуховым галлюцинациям. Или же симптом Рейхардта - симптом чистого листа: больному дается абсолютно белый лист бумаги и предлагается рассказать о том, что на нем изображено. Галлюцинации могут быть и функциональными, возникающими на фоне раздражения тех или иных рецепторов и исчезающими после удаления раздражителя. Кстати, образ Синей гусеницы, покуривающей кальян на шляпке гриба, из сказки Льюса Керролла "Алиса в Стране чудес" многими расценивается как классическая галлюцинация.

Такая красивая иллюзия

В психиатрии выделяется еще один вид расстройства восприятия - иллюзии. С этим понятием знакомы все, даже те, кто не страдает расстройствами восприятия в психиатрическом плане. Люди часто употребляют выражение "красивая иллюзия, ужасная иллюзия". Так что же это такое? Научное определение одного из видов расстройства восприятия звучит как неправильное, ошибочное восприятие объектов, существующих в реальности. Обман чувств - вот что такое иллюзия. Например, иллюзия может возникать при недостаточном уровне раздражителя - в темноте очень легко принять очертания куста за фигуру человека. Так что возникновение иллюзий - это совсем не всегда область психиатрии. Характерными признаками иллюзии являются:

  • объект или явление, подвергающееся сенсорному искажению: фигура, голос, тактильное или пространственное ощущение;
  • искажение, неправильное восприятие и оценка реального объекта;
  • иллюзия основана на сенсорном восприятии, то есть на рецепторы человека на самом деле оказывается воздействие, но воспринимается оно несколько иначе, чем есть на самом деле;
  • ощущение ложного как реально существующего.

Расстройство зрительного восприятия - одна из частых иллюзий здоровых людей. Причем такая ошибка может иметь физический или физиологический характер. Физическая природа иллюзий к психиатрии не имеет никакого отношения, тому же миражу в пустыне есть пусть и не слишком простое, но доказанное точной наукой физикой логическое обоснование. Клиническая психиатрия рассматривает психопатологические иллюзии:

  • аффективные, возникающие на фоне страха или нервной возбудимости о грозящей опасности;
  • вербальные, т. е. словесные, иллюзии - отдельные слова или фразы, которые слышатся человеку;
  • парейдолические иллюзии - зрительные иллюзии, возникающие на фоне реального изображения домысливанием образов, например, рисунок на обоях может стать иллюзией устрашающего содержания картины; чаще всего такие иллюзии наблюдаются у творческих личностей, например, учеными установлено, что Леонардо да Винчи страдал от парейдолий.

Основа иллюзий - расстройства восприятий и представлений об окружающем мире. Они не всегда носят патологический характер. Часто они вызваны искажением восприятия на фоне неправильной оценки работы рецепторов.

Мышление и память при расстройствах восприятия

Что отличает человека разумного от всех других живых существ? Способность мыслить. Мышление - основной познавательный процесс, который объединяет в логическую картину окружающий человека мир. Мышление неразрывно связано с восприятием и памятью. Все процессы, которые характеризуют человека как существо разумное, тысячелетиями изменялись, развивались и трансформировались. И если для начала нужно было только лишь приложить физическую силу, чтобы удовлетворить свои естественные потребности (еда, размножение и самосохранение), то с течением времени человек научился выстраивать логические цепочки - мыслить, чтобы получить необходимый результат с приложением меньших физических усилий и вреда своему здоровью и жизни. Для закрепления полученного благоприятного результата стала развиваться память - краткосрочная, долговременная, а также другие психические функции, свойственные людям, - воображение, умение видеть перспективу, самоосознание. Симбиоз расстройства восприятия и мышления - психосенсорные расстройства. В психиатрии эти расстройства делятся на два основных вида:

  • деперсонализация может проявляться и неверными ощущениями своего тела, так называемая психическая деперсонализация, и искаженными понятиями своего собственного "я" - психическая деперсонализация;
  • дереализация проявляется в искаженном восприятии окружающего мира - пространство, время, размеры, формы окружающей действительности воспринимаются больным как искаженные, хотя он абсолютно уверен в правильности именно своего видения.

Мышление - особенность человека. Разумное мышление подвергается опровержению с нарушениями восприятия. Психиатрия как область клинической медицины старается найти способы устранения разногласий, вызываемых нарушениями восприятия у психических больных. При расстройствах восприятия больные проявляют и расстройство мышления - бред, навязчивые или которые становятся смыслом жизни такого человека.

Психиатрия - сложная наука о психических заболеваниях человека, областью которой являются и расстройства восприятия, и памяти, и мышления, а также других психических функций. Причем любые проблемы с психическим здоровьем чаще всего связаны целым комплексом психических функций - от работы органов чувств до краткосрочной или долгосрочной памяти.

Почему нарушается восприятие действительности?

При столкновении с проблемами психиатрического характера возникает вопрос: в чем причины расстройств восприятия? Их может быть целый комплекс: от алкогольного и наркотического отравления до патологического состояния психики человека. Психические болезни достаточно сложно диагностируются, часто это связано с тем, что человек не может точно описать свои ощущения, события, которые с ним происходили или происходят, а начальные этапы болезни не всегда заметны окружающим. Нарушения восприятия могут развиться как следствие каких-либо заболеваний внутренних органов или систем, а также из-за нарушения процессов обработки полученной информации, ее анализа и получения конкретного результата. Психиатрическая практика на данный момент не может абсолютно точно определить причины развития расстройства восприятия, кроме интоксикаций, когда механизм патологии точно определяется отравляющим веществом. Нарушения восприятия действительности могут и должны вызывать настороженность у окружающих людей, так как зачастую сами больные не спешат обращаться к специалистам, не считая эти нарушения чем-то патологическим. Вовремя выявленная проблема с восприятием окружающей действительности может помочь больному избежать серьезных проблем. Искаженная реальность - огромная проблема как для больного, так и для окружающих его людей и в психическом, и в физическом плане.

Детские фантазии и расстройства восприятия

Детская психиатрия и психология - особый вид медицины. Дети - большие фантазеры и выдумщики, а повышенная реактивность детской психики и незначительный жизненный опыт не дают ребенку возможности вовремя самостоятельно скорректировать ненастоящие ощущения. Именно поэтому расстройства восприятия у детей - это особая сфера педагогики, психологии и психиатрии. Зрительные и слуховые иллюзии - одна из составляющих детства каждого человека. Рассказанная на ночь страшная сказка становится для малыша реальным кошмаром, прячущимся под кроваткой или в шкафу. Чаще всего такие расстройства возникают в вечернее время, сказываются усталость и сонливость ребенка. Страшные сказки и истории, особенно рассказанные малышу на ночь, могут стать основой для развития невротического состояния. Галлюцинации возникают у детей чаще всего на фоне заболеваний соматического и инфекционного характера как следствие повышения температуры тела. Возраст наиболее частого проявления таких нарушений - 5-7 лет. Галлюцинации подобного характера элементарны - искры, контуры или образы людей, животных, а из звуков детям слышатся окрики, стук, голоса птиц или животных. Все эти видения воспринимаются ребенком как сказка.

Дети разного возраста могут страдать и от проявлений шизофрении. В этом случае все галлюцинации приобретают сложный, зачастую зловещий характер. Сюжет галлюцинаций сложный, часто несущий опасность для здоровья или даже жизни малыша. Для детей более старшего подросткового возраста, а это 12-14 лет, характерно развитие вкусовых и тактильных галлюцинаций, ребенок начинает отказываться от ранее любимой еды, меняются его характер и поведение.

В особую группу педиатрия и детская психиатрия выделяет детей с врожденными нарушениями восприятия. В этих случаях ребенок растет и учится компенсировать недостаток одних ощущений усилением развития других сенсорных способностей. Классический пример - ребенок с врожденной тугоухостью отличается отменным зрением, подмечает мельчайшие детали, обращает большее внимание на незначительные подробности окружающей действительности.

Восприятие - основа познания окружающего мира во всех его проявлениях. Для того чтобы чувствовать, человеку даны шесть органов чувств и девять разновидностей рецепторов. Но помимо ощущений, полученная информация должна быть передана в соответствующие отделы головного мозга, там пройти процесс переработки и анализа, составления общей картины действительности на основании комплекса ощущений и жизненного опыта. Результат восприятия - картина окружающей действительности. Нарушения хотя бы в одном звене цепочки получения картины мира ведут к искажению реальности. Психиатрия как область клинической медицины изучает причины появления, ступени развития, признаки и симптомы, способы лечения и профилактики расстройств восприятия как отдельных явлений, так и компонентов общих проблем со здоровьем человека.

Обрушивающиеся на человека с самого раннего детства впечатления влияют на его отношение к окружающему миру. Отношение ребенка к жизни проявляется уже в первые месяцы после его рождения. Младенец ярко проявляет поведенческие установки, которые по мере взросления становятся лишь более выраженными.

То что человек существо социальное ярко прослеживается в поведении малыша, который в своем поиске любви стремится быть рядом со взрослыми. Желание быть среди людей сохраняется в течение всей жизни.

Когда ребенок впервые без посторонней помощи поднимается на ноги, он вступает в новый для себя мир и может ощущать враждебность этого мира. Учась ходить, он испытывает различные трудности, которые укрепляют или разрушают его надежды на лучшее будущее. Окружающий его мир производит на него впечатления, оказывающее огромное влияние на его психику, формируя его взгляды на жизнь.

Очень большое значение в познании мира и установлении взаимоотношений с ним имеют органы чувств. При помощи различных органов чувств человек создает свою картинку мира, свой внутренний космос.

Окружающий мир воспринимается, прежде всего, т.к. вниманием человека в первую очередь завладевает визуальный мир. Поэтому основной опыт складывается из зрительных впечатлений. Происходит это потому, что визуальная картина мира состоит из стабильных образов, в отличие от картин, которые человек рисует другими органами чувств – ухом, кожей, носом, языком.

Человек, ведущей системой восприятия, которого является , создает запас информации на основе акустических впечатлений. Есть люди, у которых ведущим органом чувств является обоняние или мышцы. В мировосприятии каждого есть свой ведущий орган чувств, который служит основным источником получения впечатлений из окружающей действительности.

Понять человека можно тогда, когда мы знаем его ведущий орган чувств, через который он воспринимает окружающий мир, т.к. это восприятие накладывает отпечаток на все его взаимоотношения.

Необходимость приспосабливаться к окружающей среде приводит к тому, что психика человека приобретает способность воспринимать большое количество впечатлений из внешнего мира. Психика воспринимает и объясняет мир так же и через усвоенные человеком в детстве поведенческие установки.

Для развития личности необходима цель. Умение ставить цели предполагает способность меняться.

Психологическая цель определяет выбор степени развития и функционирования тех способностей, которые придают смысл нашему восприятию мира. Этим объясняется то, что каждый человек познает через свой опыт лишь только ограниченную часть действительности или окружающего мира. Человек ценит то, что соответствует его цели и игнорирует целое, поэтому не может понять причины поступков других людей, если не понимает их цели и не осознает, что вся их деятельность подчинена этой цели.

На восприятие мира влияют индивидуальные особенности и качества личности. Два человека воспринимают одну и ту же картину по-разному. Большая часть людей воспринимает действительность посредством зрения, другая посредством слуха. Воспринятая таким образом информация не обязательно будет соответствовать реальности.

Каждый человек индивидуален в своем восприятии и способен устанавливать такие контакты с окружающим миром, которые соответствуют его жизненным установкам.

На основе оставленных впечатлениями и раздражителями, полученными через органы чувств, отпечатками возникает мир воображения и памяти.

Человеку необходимо не просто осознавать мир, но и развивать те способности, которые имеют значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память. Без воспоминаний прошлого опыта невозможно было бы предпринимать меры предосторожности в будущем. Можно сказать, что воспоминания несут либо поощрительную, либо предостерегающую информацию. Нет случайных или бессмысленных воспоминаний, но оценить воспоминание мы можем только тогда, когда понимаем его цель и назначение.

Человек помнит важные для себя события по конкретной психологической причине, т.к. эти воспоминания способствуют чему-то важному, хотя и не всегда понятном и забывает о тех событиях, которые отвлекают его от выполнения какой-то цели.

Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное, может возникнуть в подсознании человека и предстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.

Можно сказать, что и восприятие, и память, являются очень важными психологическими процессами, которые с самого рождения служат цели самосохранения и развития личности.

Дереализация, также называемая аллопсихической , это патологическое состояние, при котором нарушается психосенсорное восприятие реальности окружающего мира.

При этом расстройстве человек искаженно воспринимает окружающую действительность, она может казаться как будто отдаленной, нереальной, обесцвеченной. Реальность воспринимается призрачной. Знакомая обстановка, предметы, явления ощущаются чуждыми, неестественными, видоизмененными. Либо, наоборот, у индивида наблюдается дежавю (dejavu – уже виденное).

У человека создаются ощущения сходные со сновидением, с нахождением внутри компьютерной игры, мир кажется нереальным.

Дереализация это невротическое расстройство. Зачастую при этом больной сохраняет полный контроль над своими действиями, демонстрирует адекватное поведение и полностью вменяем. Индивид дает себе отчет в нелогичности, нереальности своего состояния. Синдром дереализации может проявляться короткое и продолжительное время, может происходить эпизодически, а может повторяться часто.

Связь дереализации и деперсонализации

Дереализация часто возникает вместе с расстройством самовосприятия личности – . При деперсонализации индивид воспринимает свое тело и собственные действия, как сторонний наблюдатель, который не имеет возможности управлять.

Международная классификация болезней не разделяет эти два состояния и обозначает их как «Синдром деперсонализации-дереализации» (F 48.1). Часто под термином «дереализация» понимают группу расстройств со сходными симптомами, которые выражаются в искаженном восприятии окружающей действительности.

Комплекс провоцирующих причин

Дереализацию считают достаточно распространенным расстройством, оно наблюдается у более чем 4% людей, и количество больных все время растет. Она часто выступает как защитный механизм человека в , при различных потрясениях, переживаниях. Наиболее часто это расстройство восприятия встречается у индивидов обоих полов в возрасте до 25 лет, то есть в период становления и самоопределения.

Расстройство чаще всего наблюдается у экстравертов, которые обладают чрезмерной впечатлительностью и эмоциональностью. Высок риск появления приступов расстройства у индивидов склонных к перфекционизму, и имеющих завышенный уровень притязаний.

Среди основных причин, вызывающих развитие дереализации называют:

  1. Биохимические причины . В организме больного вырабатывается недостаточное количество дофамина, серотонина, норадреналина, которые регулируют работу психоэмоциональной сферы, отвечают за ощущение удовольствия, положительный настрой. Также причиной может быть недостаток гамма-аминомасляной кислоты, сниженная функция нейронной опиатной системы. Наследственность. Склонность к патологической тревожности может быть генетически заложена, и быть неким «семейным» способом реакции на стрессовые ситуации.
  2. Личностно-психологические причины . К развитию расстройства может приводить наличие таких индивидуальных черт человека как впечатлительность, мнительность, повышенные требования к самому себе, ранимость, перфекционизм, педантизм, склонность фиксироваться на негативных ситуациях.
  3. Соматические причины . Развитие дереализации может быть спровоцировано наличием у индивида следующих заболеваний: гипогликемии (пониженный уровень глюкозы в крови); некоторых заболеваний внутренних органов; патологических процессов во внутренних органах; гипертироидизма (избыточной функции щитовидной железы); болезней дыхательной системы; феохромоцитомы (гормонально-активной опухоли, чаще расположенной в мозговом слое надпочечников); пролапса митрального клапана.
  4. Социальные причины . Расстройство может развиваться вследствие неблагоприятной семейной ситуации, детских психологических травм, конфликтной обстановки в учебном или трудовом коллективе, смерти близких, наличия затяжной или неизлечимой болезни, развода, отсутствия эмоциональной поддержки.
  5. Зависимости . Факторами риска развития синдрома являются наркотическая, алкогольная зависимости, табакокурение, употребление психоактивных веществ.
  6. Отсутствие здорового образа жизни . Нехватка сна, некачественный сон, отсутствие полноценного отдыха, неправильный режим работы, умственные и физические перегрузки также являются благоприятной средой для развития расстройства.

Симптомы и клиника дереализации

При дереализации у больных появляется ощущение, что действительность, объекты, социум являются не естественными, фантастическими, чуждыми, при этом больной не может найти объяснения тому, как это произошло.

Действительность воспринимается как сквозь сон, будто сквозь стекло, непрозрачную пленку, туман. Окружающее может восприниматься как декорации. Все вокруг кажется не имеющим объема, нечетким, неярким, не имеющим перспективы.

При приступах расстройства искажается восприятие времени. У некоторых больных возникает ощущение, что процессы вокруг замедлились, остановились. У других пациентов наоборот появляется ощущение ускорения временных процессов, стремительности событий. В редких случаях пропадает восприятие прошлого, настоящего и будущего, и все воспринимается как настоящее.

Самыми распространенными симптомами дереализации являются зрительные нарушения. Окружающее может восприниматься однотонным, серым, расплывчатым. Все вокруг может напоминать рисунок карандашом.

В редких случаях может происходить обратное – все вокруг кажется очень ярким, похожим на мультфильмы. Зрительные искажения проявляются также в «туннельном» зрении, когда все, кроме объекта фокусировки, сливается. Также мир вокруг может восприниматься перевернутым на 180°, либо как зеркальное отражение.

Слуховые нарушения выражаются в восприятии речи других людей как замедленной, обостренном восприятии отдельных звуков, звоне в ушах. Звуки могут восприниматься как отдаленные.

При аллопсихической деперсонализации возникают нарушения тактильного восприятия: больной не может определить на ощупь физические параметры предмета (температуру, материал, текстуру).

Искажение восприятия пространства выражается в том, что индивид не может оценить расстояние: далекое кажется близким, близкое — далеким.

Диагностика и тест на расстройство

Необходимо проводить дифференциальную диагностику, чтобы поставить диагно. Это нужно для того, чтобы исключить наличие более серьезных психопатологических синдромов. Для этого психотерапевтами используется опрос по шкале Нуллера и Генкиной.

  • (бензодиазепиновый ряд) – ;
  • – Кломипрамин;
  • – Кветиапин.

Также пациентам рекомендован прием калия, магния, витаминов группы В, а также поливитаминов.

В случае, если у пациента выявлена склонность к депрессивным состояниям, то рекомендовано назначать лечебную диету, гимнастику и сеансы групповой терапии. Если синдром возник на фоне уже существующего депрессивного расстройства, то назначается медикаментозная терапия с применением антидепрессантов селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) – Флуоксетин, антиконвульсантов – Ламотриджин.

На втором этапе внимание акцентируют на причинах возникновения дереализации. В этом помогают психотерапевтические сеансы. Они направлены на выявление и устранение причин, которые оказали влияние на состояние пациента. Эффективными считаются когнитивно-поведенческие техники, методы самовнушения. Рекомендуется также .

Профилактика дереализации должна быть направлена на устранение из жизни стрессовых ситуаций, которые провоцируют расстройство.

Необходимо уделить внимание режиму труда и отдыха, привести в порядок количество и качество сна. Предупредить появление синдрома можно, отказавшись от пагубных привычек. Рекомендуется уделять внимание состоянию здоровья: вести активный образ жизни, получать полноценный отдых, полноценно питаться, заниматься спортом, иметь ежедневные физические нагрузки. Для уменьшения количества рекомендован контрастный душ, дыхательная гимнастика, ароматерапия.

Приступы дереализации не только ухудшают качество жизни, но и могут быть опасны, так как могут случиться за рулем автомобиля, на улице, в ситуации, когда жизнь человека зависит от его концентрации на событиях.

Если не начать терапию данного расстройства, то последствия могут быть достаточно тяжелыми. Приступы могут привести к изменениям в психике, и к развитию серьезных патологий центральной нервной системы.


Окружающий мир – один, но для любого из 6 млрд. человек, в настоящее время проживающих на планете, этот мир – индивидуален. Потому что у каждого из этих людей восприятие окружающего мира происходит по — своему. Кому-то мир кажется агрессивным и враждебным, а кому-то – спокойным и дружелюбным. Кто-то ищет любую возможность для развития собственного дела, а кому-то кажется, что все шансы уже давно исчерпаны. Какие-то неприятности в жизни одного человека, могут быть несоизмеримыми с проблемами в жизни другого и т.д. Но какой, же мир на самом деле, и какова вообще жизнь в нём, в любом человеке обязательно должно присутствовать чувство реальности ?

На этот вопрос есть множество разных ответов, и они обязательно будут противоречить друг другу. Это вполне закономерно, потому что сколько людей – столько и мнений. И здесь не будет абсолютно верного или неверного убеждения. Во что бы человек ни верил и как бы он ни воспринимал окружающую его действительность – это будет правильно. Но как же, в таком случае, найти единственно истинное утверждение? Для этого нужно попытаться взглянуть на реальность совсем по-другому, отбросив всё кажущееся и видимое, важное и несущественное, и постараться отрешиться от своего взгляда на жизненные события.

Жизнь переменчива и динамична. Порой, её проявления настолько таинственны, что о них можно было даже не подозревать. Она настолько же разнообразна, насколько различны взгляды людей. Но жизнь не существует сама по себе. Она полностью зависит он человека, который является своим собственным творческим законом. Его внутренние убеждения и есть тот «магнит», который притягивает огромное количество жизненных испытаний. И какими они будут – трудными или легко преодолимыми – зависит только от того, какое восприятие окружающего мира у человека.

Каждому человеку присуще быть уверенным, что он видит жизнь такой, какая она есть фактически, т.е. с объективной точки зрения. На самом деле, всё обстоит несколько иначе. Человек воспринимает окружающую действительность через «линзу» собственного опыта, взглядов и убеждений. Говорить об объективном восприятии жизни нельзя, поскольку взгляд каждого окрашен только его ожиданиями и личным мнением. Заставить человека полностью пренебречь своими убеждениями, отложив в сторону накопившийся опыт, нельзя. Единственное, что может помочь правильно воспринимать окружающий мир – это попробовать иногда менять «линзы» для рассмотрения одной и той же проблемы с разных сторон, перед тем, как принимать окончательное решение.

Этот процесс чем-то схож с проверкой зрения у офтальмолога (окулиста). Если случается так, что зрение начинает ухудшаться, и очертания предметов становятся плохо видимыми, никто не будет обвинять в этом окружающий мир, а начнёт пробовать подкорректировать своё зрение. Специалист будет подбирать линзы до тех пор, пока не найдётся та, которая идеально подойдёт для устранения проблемы.

То же самое происходит и в жизни. Человек сам является источником неприятностей и препятствий, возникающих у него на пути. Если он смотрит на них, используя только одну «линзу», которая может совсем не подходить, то они
кажутся непреодолимыми. Но стоит испробовать другую, как решение появляется само собой. Выход существует из любых ситуаций – нужно только увидеть его.

Чтобы всегда добиваться успеха и с оптимизмом верить в будущее, нужно уметь смотреть по сторонам и оценивать реальность с разных точек зрения. Человек сам является излучателем мощной энергии, которая притягивает различные события в жизни. И какие они будут – удачные или нет – зависит только от него самого. Жизнь переменчива, и нужно уметь меняться вместе с ней, чтобы удача всегда шла рядом.

Этот последний раздел нашего курса, посвящен изучению того, как мы воспринимаем окружающую нас действительность и как это отражается на нашей торговле. Каждый человек обладает уникальным мировоззрением, что делает его поведение несколько отличным от остальных. Кому-то нравится проводить свое время на природе, а кто - то предпочтет город. Но при всех этих отличиях у нас есть много общего. И если следовать принципам теории вероятности, которая постулирует, что поведение с виду отдельно различных элементов, в их большом количестве может дать одно закономерно выстроенное движение (структуру), то можно найти много общего и в поведении толпы. Вам наверное приходилось наблюдать и не раз, что когда вы поздно выходите на улицу, то по тротуарам не гуляет прохожих, улицы пусты и лишь только изредка появляется человек. Что заставляет миллионную массу людей вести себя именно таким образом? Система, в которой живет каждый из нас, порождает в нас определенный набор убеждений, которые не заметны для нас, но управляют нами и которые, возможно, образуют определенную, не видимую глазу структуру. Именно об этих убеждениях и пойдет речь в данном разделе курса.

В названии курса «Как поменять взгляд на Forex» слово «взгляд» играет не последнюю роль. Когда у человека меняются взгляды и убеждения у него начинает формироваться абсолютно другое понимание и восприятие окружающей действительности. Цель фракталов не отыскать 10 точек входа на рынок за день, они преследуют гораздо более важную и существенную цель, а именно изменить вас внутренне. Фрактальная теория - это система, которая открывает ваше сознание для понимания и восприятия рынка. Есть одна очень хорошая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Давайте и мы с вами рассмотрим примеры, которые сразу дадут вам понять, что дает фрактальная теория на рынке.

Ваш первый взгляд на изображения представленные ниже будет соответствовать Вашему пониманию рынка Forex сегодня, когда Вы увидите то, что было скрыто в изображениях - это можно будет сравнить с применением фрактальной теории на валютном рынке. Если человек знает, что искать, рано или поздно он это находит.

Обнаженная пара

Большинство из нас (просто потому, что нас большинство) увидит любовников, женщину и обнимающего ее сзади мужчину. Такие мы, наше сознание уже искривлено увиденным в жизни или на фотографии. Другое дело дети, они еще чисты и совершенно невинны, для них нет ничего прекраснее чем мультики и фильмы про природу... Поэтому, именно дети в первую очередь увидят на этой чаше дельфинов (здесь их 8-9 штук). А вот теперь, обладая этой информацией, мозг взрослого человека тоже сможет адаптироваться и увидеть дельфинов... Что происходит с трейдером, который приходит на рынок? Ему забивают голову различного рода информацией и за всем этим массивом данных очень трудно увидеть истину. Человек, который воспринимает рынок не так как 90% трейдеров вполне способен увидеть в нем гораздо большее...

Рис. 225

Используя модели предложенные в нашем курсе, вы можете изменить свое понятие о цене и о рынке в целом. Мандельброту потребовалось 50 лет для открытия и внедрения теории фракталов в жизнь. Вам, для того, чтобы успешно торговать, теперь требуется только увидеть те структуры, что получаются в результате данной формулы и которые достаточно подробно описываются в курсе.

Посмотрите на рис. при кажущейся очевидности они скрывают удивительные комбинации скрытых в них элементов.

Что вы видите здесь мини вен или спортивный автомобиль?

Рис. 226

Многие быстро замечают, что спортивный автомобиль нарисован на мини вене. Однако, даже после этого не перестаешь удивляться иллюзии человеческого восприятия.

Интересно кого вы увидили старика или ковбоя?

Рис. 227

После данных примеров вам должно стать уже более понятно, о чем идет речь. Также можно всматриваться и в рынок, но ничего не видеть, пока кто-то вам не скажет, что нужно найти!

Почему вы сами не могли найти закономерно выстроенные структуры? Потому как в вашей голове рынок - это хаос , беспорядочное движение цен. Пока вы признаете данное утверждение, вы никогда не сможете отыскать в нем порядка. Все главы данного курса были посвящены только одной цели, найти порядок в пугающем хаосе и показать вам ту невидимую для вашего понимания структуру. С помощью программы, которая использовалась для получения всех моделей, вы сможете открыть для себя поистине удивительный мир сложности структур, изучая их, вы поймете, как движется рынок и чего от него можно ожидать.

Давайте рассмотрим еще один пример, чтобы вам стало ясно, что именно мешает вам увидеть сущность процесса, а не его искаженную голограмму.

Если рассмотреть процесс обучения художника новичка в профессионала, то станет понятно, что данный переход осуществляется с помощью открытия новых убеждений и восприятия окружающей действительности. Тренируясь, новичок сначала не обращает внимания на детали, которые увеличивают реалистичность объекта, чем дольше он занимается, тем все более детализированными становятся его рисунки.

Изменяя свои убеждения о ходе и структуре цены, вы можете увеличить точность вашего прогноза, с каждым разом все более и более совершенствуя его.

Процесс совершенствования вашего восприятия представлен на рис.228:


Рис. 228

Здесь изображено 3 стадии формирования вашего восприятия. Первая соответствует вашему первому пониманию рынка. Вторая, когда вы понимаете то, что рынок можно представить в виде структуры, но из-за того, что плохо знаете ее, не можете делать прогноз постоянно, а лишь только выборочно находите похожие ситуации. Третья стадия - этап профессионала, когда не возникает вопроса: что дальше? А есть всегда готовый ответ, благодаря наличию подробных структур.

Как вы думаете, чем отличается профессионал от новичка? Нет, не размером депозита, так как новичка и это не спасет, а набором убеждений. У профессионала четко сформирована стратегия поведения на рынке, он ПО ДРУГОМУ СМОТРИТ на рынок. Когда новичок начинает знакомится с Forex у него только одно в голове, что он будет успешен, что ему нужно пройти только то, что уже написано умными людьми и все перед ним откроется, однако это далеко не так. Когда он начинает сталкиваться с первым проигрышем, наступает разочарование, потому как, это не соответствовало его убеждениям о данном виде деятельности.

Но как поменять свои взгляды так, чтобы не было разочарований по мере достижения профессионального уровня, а была гармония в развитии. Все просто, оказывается те торговые стратегии, которые предлагаются сегодня новичкам не имеют дальнейшего развития и представляют жестко сформировавшийся набор правил и убеждений. Например: возьмем стандартный индикатор RSI, хороший индикатор, который имеет свои сигналы для входа в рынок и соответственно выхода из него. Мы имеем законченную систему. Когда данные сигналы не срабатывают, мы приходим в состояние агрессии от БЕЗЫСХОДНОСТИ. Начинаем бросаться на книги, в надежде найти хоть какой - то инструмент для анализа Forex, однако везде нас ждет провал, потому как все книги основаны на системах, которые не способны быть гибкими в ходе анализа. Получаем самое страшное, что ни наесть для трейдера - ТУПИК.

Фракталы - это теория в которой нет законченных путей решения проблемы, она направлена на постоянно совершенствование вашего внутреннего развития, а применение данной теории с индикаторами и фундаментальным анализом, делает ее гибкой и не замкнутой системой, а нам уже очень хорошо известно, что для того чтобы система развивалась и смогла выжить она должна быть открытой и нелинейной.

Фрактальная теория открыта для любого вида анализа, это значит, что вы можете использовать ее параллельно вместе с ними, не исказив ее основной идее и сущности построения.

Стандартные индикаторы, с присущими им сигналами, можно сравнить, как если бы мы играли на гитаре, зная ограниченное количество аккордов. Музыкант который играет на гитаре с помощью аккордов, как правило, является самоучкой (их еще называют уличные музыканты), однако музыкант, который занимался изучением большого многообразия комбинаций нот, имеет больше шансов стать профессионалом. Все дело в том, что если мы будем знать только несколько аккордов, мы не сможем играть на гитаре на 100%, что то будет получаться, а что - то нет (знакомо неправда ли), зная ноты мы сможем подобрать любую мелодию, придумать свою, так как все музыкальные композиции в основном пишутся и представляются в виде нот, а для людей попроще есть аккорды.

Когда я открыл нотоносец, без понимания нот и СТРУКТУРЫ их записи, просто поражаешься, как человек может не только понять их, но еще и с ОДНОГО ВЗГЛЯДА прочитать столь сложное многообразие отдельных элементов. То же самое происходит и с новичком, который в первый раз открыл график цены. Сначала графики отбрасывают, затем становятся более дружелюбными, но как правило до их изучения дело не доходит, так как все книги пестрят индикаторами (аккордами) для того, чтобы облегчить судьбу новичка - бедолаги, и как можно БЫСТРЕЕ ввести его в курс дела, чтобы он начал торговать, а там все само собой приложится. Но изучив индикаторы (аккорды), новичок забывает, что есть еще и сама цена (ноты) и не понимает, почему он никак не может достичь профессионального прогнозирования. Поверьте, структура рынка являет собой не более сложную систему, чем ноты. Миф о том, что рынок не предсказуем и являет собой случайное поведение, распространен только потому, что изучение его требует совсем другого подхода, явно не выгодного тем, кто хочет чтобы вы, мой дорогой читатель, не изучали его определенный период времени, им нужно сейчас и сразу, а так получается только тогда, когда мы делаем ошибку. Изучая ноты, вы можете сыграть любую мелодию. Изучая структуру, вы сможете прогнозировать любой вид рынка и для этого вам будет требоваться всего несколько минут.


(Материалы приведены на основании: А. Алмазов. Фрактальная теория. Как поменять взгляд на рынки)