Социальная помощь малообеспеченным семьям. Льготы малоимущих семей в россии

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Меры социальной поддержки

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 .

Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в дальнейшем по тексту - Федеральный закон N 178-ФЗ), рядом других федеральных и региональных нормативно-правовых актов, которыми предусмотрены:

  • Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг
    • предоставляется малообеспеченным гражданам и членам их семей по месту постоянного жительства в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
  • Субсидия родителям на оплату детского сада
    • 20% среднего размера родительской платы на 1-го ребенка;
    • 50% - на 2-го ребенка;
    • 70 % - на 3-го и последующих детей в семье.
  • Государственная социальная стипендия
    • устанавливается студентам, доход на одного члена семьи которых меньше установленного прожиточного минимума в среднем по РФ.
  • Социальная доплата к пенсии
    • назначается пенсионерам, у которых общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания.
  • Социальная материальная помощь
    • предоставляется отдельным категориям малоимущих граждан.
  • Ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет
    • назначаются и выплачиваются в соответствии с региональным законодательством в размере величины прожиточного минимума для детей.

Предоставление мер социальной поддержки и льгот малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) осуществляются в целях:

  • поддержания их уровня жизни;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона N 178-ФЗ в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, имеют возможность заключить социальный контракт с органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания на срок от трех месяцев до одного года в зависимости от содержания программы социальной адаптации, в рамках которого средства государственной поддержки могут быть направлены на улучшение социального статуса семьи.

С региональными льготами и мерами социальной поддержки малоимущих семей можно ознакомиться в разделе " Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах " по своему региону проживания.

  • Меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС

На сегодняшний день рассматривается вопрос предоставления адресной социальной помощи тем категориям населения, которые в этом нуждаются. Но пока это не применяется на практике по причине отсутствия критериев отнесения людей к подобным группам. Сегодня нуждающимися являются малообеспеченные семьи, доход которых не позволяет вести нормальную жизнь. Поэтому в стране власти разрабатывают льготы и вводят пособия для малоимущих семей.

Какая семья признается малоимущей

В России утвержден Федеральный закон №134 от 24.10.1997 г., регулирующий расчет прожиточного минимума и его применение к жителям страны. Согласно статье 6 , используется понятие малообеспеченной семьи, которая признается таковой в ситуации, когда среднедушевой доход всех членов не достигает величины прожиточного минимума (ПМ) по региону.

Величина ПМ зависит от стоимости потребительской корзины на уровне субъекта. Она может быть меньше или больше общероссийского минимума. Когда рассчитанные доходы на одного члена семьи будут меньше ПМ, присуждается статус малоимущих.

При учете денежных поступлений берутся во внимание доходы всех родственников, проживающих совместно и занимающихся одним хозяйством:

  • мать, отец;
  • бабушка, дедушка;
  • дети;
  • внуки;
  • отчим, мачеха, усыновленные дети.

ВНИМАНИЕ! Не исключается вариант получения статуса малоимущего для одиноких родителей, воспитывающих в одиночку ребенка.

Для малообеспеченных семей характерно присуждение особого положения для назначения льгот при возникновении причин, не зависящих от самих родственников. Например, помощь не оказывается тунеядцам, обладающим хорошим здоровьем и не желающим трудоустраиваться официально.

Особенности расчета среднедушевого дохода семьи

При расчете дохода на одну душу учитывается заработок трудоспособных членов и иные выплаты, пополняющие бюджет:

  • компенсации, назначаемые некоторым членам семьи при выполнении государственных обязанностей;
  • или выдаваемое по причине отставки работника;
  • социальное пособие в виде детских поступлений, пенсии, стипендиального поощрения, выплаты при нахождении на учете службы занятости (включены алименты);
  • личные доходы, получаемые от сдачи недвижимости, автомобиля и иного имущества;
  • прибыль, которая имеется с продажи продуктов собственного хозяйства;
  • денежные средства, образующие доходы от оплаты труда по договору гражданско-правового характера, авторского написания книг, текстов, статей, участия в долевом владении фирмой (акции).

Данные статьи доходов описаны подробно в Постановлении Правительства №512 , предусматривающем оказание социальной помощи в случае занижения суммы денежных поступлений в сравнении с прожиточным минимумом.

Чтобы узнать величину ежемесячного дохода, следует суммировать общие денежные выплаты каждого члена семьи за 3 месяца и разделить на три. В результате выходит сумма на всю семью за 1 месяц. При делении ее на число человек, получается среднедушевой доход.

Прожиточный минимум в субъекте РФ пересчитывается каждый квартал. Он характеризуется разной величиной для трудоспособных лиц, пенсионеров и детей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При нахождении в гражданском браке семья получит отказ в предоставлении статуса малоимущих. Это правило распространено и на те ячейки, где родители зарегистрировали брак, но проживают на разных территориях.

Какие льготы положены малоимущим семьям

При получении статуса полагаются федеральные и региональные льготы и выплаты. Федеральной помощью являются:

  • общие денежные выплаты в случае беременности, рождения и воспитания детей до 3 лет;
  • при отсутствии жилья или наличии квартиры в аварийном доме, выделение жилой площади на основании договора социального найма;
  • ежемесячный .

Кроме этого, социальные льготы малоимущих существуют в сфере медицинского обслуживания, а именно предоставление бесплатных лекарств для детей. Также данные категории населения имеют право на получение юридической консультации на бесплатной основе.

В последнее время распространена социальная ипотека, когда даются скидки при внесении платежей за недвижимость в первые годы воспитания ребенка или предлагаются льготные условия кредитования для малоимущих.

При подтверждении факта многодетности предусмотрены дополнительные льготы для малоимущих родителей.

Кроме федеральной поддержки, региональные власти вводят собственные программы по выплатам пособий в случае бедности и разрабатывают местные льготы для малоимущих семей.

Субсидирование оплаты ЖКХ

Малоимущие семьи имеют льготы при оплате коммунальных платежей, если их расходы по данной статье превышают максимально допустимую сумму, положенную для этого. Федеральным законодательством принято, что размер скидки для имеющих статус малой обеспеченности составляет 22%. Но региональные власти могут изменять данную величину и правила предоставления субсидии.

Порядок оформления предусматривает подачу пакета документации, подтверждающего факт увеличения доли расходов и установления статуса малоимущих. Субсидированные средства рассчитаны на возмещение 6 месяцев оплаты ЖКХ услуг малоимущими. По прошествии этого срока пользоваться льготами можно повторно при удовлетворении всех условий.

Денежные выплаты в регионах

В регионах предусмотрена выплата пособия на детей в малоимущих семьях. Его размер различен исходя из разработанных в субъекте и его населенных пунктах нормативных актах.

Например, на уровне московского региона оказывается следующая поддержка:

  • В Москве выделяется ежемесячно 2500 руб. на детей в возрасте 0-1,5 лет и 1500 руб. до достижения им 18 лет. Если дополнительно , то выплата увеличивается до 2500 руб.
  • При проживании в Московской области мать уже может рассчитывать на меньшую сумму – 1115 руб. при воспитании детей в возрасте до 7 лет и 558 руб. до достижения совершеннолетия. Матери-одиночки в Московской области получают пособие в размере 2228 руб. на ребенка в возрасте 3-7 лет и 1114 руб. до возраста 18 лет в случае признания семьи малообеспеченной.

В других субъектах РФ социальная помощь в виде выплат малоимущим снижена по причине установки уменьшенного прожиточного минимума. Так как основным источником финансирования пособий малообеспеченным семьям является бюджет региона, то власти могут самостоятельно прерывать процедуру оформления и устанавливать сроки перечисления.

СПРАВКА! В большинстве областей после достижения ребенком 1,5-летнего ежемесячное пособие малоимущим не превышает 500 руб. В некоторых областях назначается 100-200 руб.

Кроме детских пособий, малоимущие могут оформить ежемесячную выплату на полноценное питание (не во всех регионах). Правом получения обладают:

  • беременные женщины;
  • матери или отцы, занимающиеся воспитание детей до 3 лет без посещения детского сада.

Например, в Воронеже размер выплаты колеблется в пределах 1916-4310 руб. в зависимости от возраста детей. В Ростове-на-Дону беременным женщинам полагается 454 руб., а при воспитании ребенка до 1 года 231 руб.

Социальные выплачиваемые пособия могут быть заменены натуральным обеспечением. В результате местные власти предоставляют продуктовую корзину, стоимость которой равна величине денежного возмещения.

Пособия при рождении 3 и более детей

Такая поддержка используется в регионах, где ухудшается демографическая ситуация. При наличии 3 и более детей можно оформить пособие для малоимущих, выделяемого на третьего и следующих детей при подтверждении статуса. Но оно выдается до достижения возраста 3 лет.

К регионам, реализующим данную программу, относятся:

  • Санкт-Петербург.
  • Екатеринбург.
  • Сахалин.
  • Белгород.
  • Тамбов.
  • Вологда.
  • Воронеж.

До 2017 г. подобные пособия на ребенка для многодетных малоимущих семей действовали в Крыму. Но после повышения рождаемости программа приостановилась.

ВНИМАНИЕ! При обращении нельзя получить выплату по задолженности за период более 6 предыдущих месяцев. Поэтому стоит еще до полугодовалого возраста ребенка начать оформлять денежное пособие.

Ежемесячное пособие на ребенка в семье, где рождается двойня/тройня, предусмотрено в однократном размере. В конкретной ситуации малоимущим при установлении факта рождаемости 3 и последующих детей.

Кроме ежемесячных выплат может быть оказана единовременная денежная помощь при сложном заболевании, неисполнении взыскания алиментов, смерти члена семьи и нуждаемости в уходе третьим лицом. Регулирование данного вопроса оказания денежной помощи нуждающимся осуществляется органами социальной поддержки.

Льготы для малоимущих без детей

В некоторых областях РФ существует поддержка в виде выделения пособия для одиноких людей и малоимущих семейств без детей. Выплачивать ежемесячные выплаты будут в случае, когда трудоспособный человек потерял работу и на него не зарегистрировано имущество.

Например, в Вологодской области на протяжении 6 месяцев возможно начисление компенсации в размере 150-200 руб. Более подробную информацию о получении пособия малоимущие могут получить в органах соцзащиты.

Льготы детям из малоимущих семей

В семьях с низким достатком часто дети получают социальную поддержку в сфере образования. Предусмотрены следующие льготы для малоимущих семей с детьми:

  • бесплатное питание детей в школе;
  • обеспечение школьной формой;
  • скидки или возмещение проезда до школы.

В большинстве регионов школьники получают двухразовое питание в школе. Для этого следует подтвердить статус в органах социальной защиты и обратиться к соответствующему работнику образовательного учреждения.

В ситуации, когда до школы необходимо добираться на транспорте по причине отсутствия общеобразовательного учреждения по месту проживания, малоимущие могут оформить денежную компенсацию или детям предоставляется бесплатный проезд при предъявлении ученического билета.

Кроме этого, дети из малоимущих семей, получают следующие льготы:

  • 1 раз в месяц бесплатный вход в музей;
  • посещение санатория-профилактория 1 раз в год при наличии медицинских показаний.

Для многодетных предусмотрена сниженная оплата пребывания ребенка в саду и первоочередное поступление в дошкольные учреждения.

Для студентов, проходящих обучение в колледжах, лицеях, ВУЗах, возможно оформление социальной стипендии при признании его семьи малоимущей. Она выделяется из соответствующего фонда и назначается, если фактически государство присвоило данный статус с последующим оказанием помощи.

Дополнительно студенты могут претендовать на единовременную выплату в своем образовательном учреждении, если это предусмотрено уставом организации. При написании заявления в деканат и предоставления справки о наличии статуса малообеспеченной семьи выделяется материальная помощь.

СПРАВКА! Некоторые субъекты, например, Санкт-Петербург, выплачивают социальное пособие семьям со статусом малоимущих, где ребенок стал студентом.

Как оформить государственную социальную помощь

Большинство льгот и пособий оформляется через органы социальной защиты, куда пишется заявление о получении льгот и денежных выплат. В некоторых городах и селах возможна подача обращения через МФЦ и Госуслуги. Срок рассмотрения заявки составляет 10 дней.

Питание и социальные стипендии полагаются после написания заявления в школу или деканат образовательного учреждения.

Документы для получения выплат

Для получения каких-либо пособий или предоставления льгот каждая малоимущая семья должна собрать документы:

  • паспорт заявляющего лица и его копия;
  • копия паспорта другого родителя и копии документов иных членов семьи;
  • справка о составе семьи;
  • справка 2-НДФЛ или иные формы справок, свидетельствующие о доходах;
  • копия свидетельства о заключении брачных уз;
  • копии трудовых книжек всех работающих членов семьи;
  • банковский счет.

Исходя из вида пособия и льготы, основной пакет документов дополняется другими бумаги, обуславливающими предоставление льгот малоимущим:

  • выплаты по беременности и родам: медицинские справки;
  • материальная помощь: документы, подтверждающие нуждаемость семьи или ее членов в дополнительных средствах (медицинские справки, справки из службы занятости, суда);
  • выплаты учащимся: справки из школы о поступлении в первый класс (обеспечение формой), бумаги из органов образования об отсутствии мест в ближайшей школе;
  • пособие на питание: медицинская справка от врача-гинеколога о предоставлении полноценного питания, копия страховых полисов, справка от врача-педиатра о надобности расширенной продуктовой корзины ребенка;
  • возмещение оплаченных ЖКХ-услуг: квитанции об оплате, справки, свидетельствующие об отсутствии задолженности по платежам.

Льготы многодетным предоставляются после предъявления справки о составе семьи, которая обуславливает выдачу соответствующего удостоверения.

Действующие программы помощи малоимущим направлены на экономию бюджета слабо защищенных ячеек общества. При сборе необходимых документов и подаче в органы социальной защиты многие могут получить выплаты, позволяющие повысить свои доходы до величины прожиточного минимума.