Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения.

Важнейшая и главнейшая функция права -- поддерживать субъектов земельных правоотношений в русле правомерного поведения, и важным рычагом, обеспечивающим это поддержание, является ответствейность.

Понятие «ответственность» (от слова «отвечать») может рассматриваться как в правовом, так и в неправовом смысле.

Ответственность в правовом смысле предполагает обязательное наличие неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Например, если гражданин использует земельный участок, предоставленный ему для йгородни-чества, под строительство жилого помещения, то за это наступает ответственность в виде прекращения права пользования участком.

Ответственность в неправовом смысле лишена юридических мер воздействия и обычно носит характер морального внушения лицу, совершившему противоречащий нравственным ценностям проступок. Это лицо подвергается осуждению со стороны окружающих людей, хотя оно и не нарушило закон. Например, строительство увеселительного заведения на месте кладбища жертв репрессий даже с разрешения уполномоченных на то государственных органов является аморальным.

Необходимо также разграничивать правомерное и неправомерное поведение участников земельных правоотношений. Например, выращивание зерновых культур на пашне влечет за собой расход почвенного плодородия. Несмотря на снижение плодородия почвы, данная земледельческая деятельность правомерна, а неправомерной она становится лишь тогда, когда землепользователь не повышает почвенного плодородия, а резко снижаетего.

Любому виду юридической ответственности присущи следующие признаки.

  • 1. Юридическая ответственность представляет собой охранительную функцию государства, а поэтому критерием ее формирования служит степень общественной опасности того или иного нарушения. Так, дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства применяется к виновным работникам лишь в необходимых случаях (ст. 128 КЗоТ). Если общественная опасность дисциплинарного проступка невелика, то наказывать виновного не обязательно; закон предусматривает освобождение от административной и уголовной ответственности лица, совершившего малозначительное административное или уголовное правонарушение (ст. 22 КоАП; ч. 2 ст. 14 УК).
  • 2. Юридическая ответственность не самоцель; она предназначена не только для наказания за совершенное правонарушение, но и для его предупреждения в будущем. Главная ее цель -- исправление и перевоспитание нарушителей.
  • 3. Юридическая ответственность призвана воздействовать прежде всего на сознание нарушителей, поскольку безмотивного правонарушения не бывает и прежде чем быть объективно совершенным, оно формируется в мозгу правонарушителя. Поэтому применение ответственности осуществляется с соблюдением требования субъективного вменения. Например, недопустимо применять административные и уголовные наказания к лицам, совершившим административный проступок или преступление в состоянии невменяемости (ст. 20 КоАП; ст. 21 УК); в состоянии крайней необходимости (ст. 18 КоАП); необходимой обороны (ст. 37 УК).
  • 4. Юридическая ответственность действенна только тогда, когда она применена своевременно. Опоздание снижает эффективность наказания, а поэтому законом установлен срок давности применения юридических мер. Так, дисциплинарная ответственность не наступает в отношении виновного, если со дня обнаружения проступка прошло свыше месяца (ст. 136 КЗоТ); административное наказание не применяется после двух месяцев со дня обнаружения правонарушения (ст. 38 КоАП), а сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений.
  • 5. Юридическая ответственность является всеобъемлющим институтом права; она обеспечивает исполнение практически всех правовых норм, поскольку обязательным элементом любой правовой нормы является санкция -- мера воздействия за совершенное нарушение, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение требования закона.

Жизнь бесконечно сложна, а это обусловливает потребность в специализации лиц, занимающихся в соответствии с законом применением правовых норм. Например, применение земельно-правовой ответственности, предусмотренной ЗК, распределено между Госкомземом и Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды; государственный орган специализируется на применении ответственности за экономические правонарушения (самовольный захват земли, самовольное строительство, нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земли и т. п.), а второй -- на применении ответственности за экологические правонарушения (загрязнение земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы, размещение объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и т. п.).

6. Юридическая ответственность наступает за конкретное нарушение закона. Например, формулировка ст. 50 КоАП «бесхозяйственное использование земель» не позволяет применить предусмотренное данной статьей наказание, поскольку она абстрактна.

В силу этого основанием ответственности за нарушение земельного законодательства обязательно является полный состав проступка, правонарушения или преступления.

  • 7. Юридическая ответственность обязательно наступает за правонарушение, которое доказано. Например, доказательством самовольного занятия земли является протокол об этом нарушении (ст. 234 КоАП), показания свидетеля (ст. 251 КоАП), иные доказательства (ст. 231 КоАП).
  • 8. Юридическая ответственность применяется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по данному проступку (ст. 136 КЗоТ РСФСР); применение административных наказаний осуществляется с соблюдением процедуры, закрепленной ст. 225--276 КоАП; применение уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ и т. п.
  • 9. Лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Например, лицо, подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию (ст. 137 КЗоТ); такое же положение предусмотрено для лиц, наказанных в административном порядке (ст. 39 КоАП); предусмотрено погашение судимости для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию (ст. 83 УК РФ).
  • 10. Юридическая ответственность может не применяться за нарушения земельного законодательства, если потребность в ней отпала и лицо либо может быть исправлено без применения наказания, либо наказание, понесенное данным лицом, оказалось достаточным для его исправления. Например, нарушитель, уничтоживший межевой знак землепользования, с учетом его личности и характера совершенного проступка, может быть освобожден от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение трудового коллектива (ст. 21 КоАП); дисциплинарное наказание, наложенное на работника за нарушение земельного законодательства, может быть досрочно снято, если работник добросовестным трудом доказал обратное и не допустил дальнейших нарушений (ст. 137 КЗоТ).

Таковы общие признаки юридической ответственности.

Юридическая же ответственность за нарушения земельного законодательства имеет ряд специфических признаков.

  • 1. Нарушения, за которые применяется данный вид ответственности, всегда связаны с землей. Например, строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
  • 2. Связь с землей имеет различные формы. Например, потрава посевов (ст. 96 КоАП), непринятие мер по борьбе с сорняками (ст. 99 КоАП), нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (ст. 97 КоАП), самовольное сенокошение и пастьба скота на землях гослесфонда (ст. 68 КоАП) и др.
  • 3. Нарушения только тогда можно считать земельно-правовыми, когда связь с землей является непосредственной. Например, нельзя считать земельным нарушением несоблюдение водителями транспортных средств разметки проезжей части дорог (ст. 115 КоАП), но следует отнести к числу земельных правонарушений умышленное повреждение дорог (ст. 131 КоАП), нарушение участков, прилегающих к полосе отвода автомобильных дорог (ст. 131 КоАП), нарушение правил содержания дорог (ст. 134 КоАП) и др.
  • 4. Юридическую ответственность можно подразделить на традиционную и специальную.

К традиционным видам ответственности относится дисциплинарная, административная, имущественная (гражданско-правовая и материальная) и уголовная ответственность.

К специальной юридической ответственности следует отнести меры правового воздействия на нарушителей земельного законодательства, предусмотренные ЗК и дополняющим его земельным законодательством.

Такое подразделение видов ответственности имеет практическое значение. Так, согласно ст. 25 КоАП за одно административное земельное правонарушение может быть назначено одно административное наказание (либо основное и дополнительное взыскание). Однако закон не запрещает применять наряду с административными иные специальные наказания (лишение права пользования земельным участком, обязанность снести самовольно возведенное строение и т. п.).

Обоснованием любого из видов наказаний за нарушения земельного законодательства является наличие состава правонарушения, отсутствие которого в поведении виновного лица исключает применение к нему юридической ответственности.

Состав правонарушения включает в себя четыре основных элемента, которые в свою очередь имеют сложное содержание. Рассмотрим их по отдельности.

Первым элементом состава правонарушения является объект, на который совершено посягательство. В понятие «объект» земельного правонарушения входят:

земельный участок, на который совершено посягательство. Например: в качестве объекта правонарушения участок выступает при самовольном его захвате, захламлении, заражении карантинйыми организмами и т. п.;

имущественные объекты, связанные с землей. К ним относятся, к примеру, строения и сооружения на земельных участках; посевы; дорожные покрытия и т.п. (ст. 96, 143, 131 КоАП);

правила использования земель. Например, порядок исполнения проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53 КоАП), порядок возврата временно занимаемых земель (ст. 52 КоАП), обязательные мероприятия по охране земель (ст. 50 КоАП) и др.;

охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.

В состав преступления входят только те элементы объекта, которые находятся под охраной закона, предусматривающего уголовную ответственность по конкретному составу правонарушения. Например, уголовным законом караются корыстные злоупотребления должностных лиц, принимающих те или иные решения по поводу земли.

Вторым элементом состава правонарушения является субъект данного правонарушения, т.е. то лицо, которое его совершило и должно за это нести ответственность.

Субъект правонарушения, как правило, лицо физическое либо юридическое. Например, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (ст. 17 КоАП).

Субъект должен отвечать признакам, без наличия которых он не может считаться таковым. Это, например, достижение необходимого возраста (ст. 13, 14 КоАП; ст. 87 УК); вменяемость (ст. 20 КоАП; ст. 21 УК); по занимаемому положению подпадение под действие норм об ответственности. К примеру, недолжностное лицо не может нести ответственность за должностные правонарушения, а должностное лицо ответственно как за общие, так и за должностные правонарушения, совершенные виновно.

Третьим элементом состава правонарушения является объективная сторона, которая включает в себя:

  • а) противоправное деяние субъекта как обязательный элемент, выражающееся в действии, бездействии или ненадлежащем действии. Например, неправомерным действием считается самовольное строительство на земельном участке (ст. 143 КоАП); неправомерным бездействием -- невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от ветровой эрозии (ст. 50 КоАП); неправомерным ненадлежащим действием -- несвоевременный возврат временно занимаемых земель (ст. 52 КоАП);
  • б) факультативные элементы объектиййой стороны:

место правонарушения. Так, использование участков земель лесного фонда для возведения построек является квалифицирующим обстоятельством для привлечения к ответственности по специальной статье 61 КоАП; самовольное сенокошение наказуемо в административном порядке, если оно совершено на названных землях (ст. 68 КоАП);

способ совершения нарушений. Например, использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, является основанием для изъятия этого земельного угодья;

обстановка совершения правонарушения. Так, неправомерное землепользование, ведущее к ухудшению экологической обстановки, дает право прекратить такое землепользование;

средство, с помощью которых совершено правонарушение. Если, например, самовольное занятие земельного участка сопровождалось высеванием на нем наркотикосодержащих культур (конопли, опийного мака), запрещенных к возделыванию;

причинная связь между деянием и вредными последствиями. Четвертым элементом состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, имеющая также обязательные и факультативные признаки.

Обязательным признаком является вина субъекта правонарушения в совершенном им деянии, выражающаяся в умысле или неосторожности (ст. 11,12 КоАП, ст. 25, 26 УК). Например, использование земельного участка не по целевому назначению совершается умышленно, нерациональное же использование земли совершается, как правило, по неосторожности вследствие недостаточных земледельческих знаний, из-за неумения организовать работу земледельческого предприятия, из-за несвоевременного проведения земледельческих мероприятий и т. п.

К числу факультативных признаков состава правонарушения относятся:

цель совершения данного деяния. Например, ответственность за внесение должностным лицом в Земельно-кадастровую книгу предприятия заведомо ложных сведений образует состав преступления лишь при наличии корыстных целей или иных побуждений;

мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. Например, уничтожение межевых знаков землепользования, совершенное из хулиганских побуждений, загрязнение земель под влиянием этих мотивов следует квалифицировать как хулиганство. При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, оно не подлежит юридической ответственности. Так, виновного нельзя привлечь к ответственности по ст. 541 КоАП (самовольный захват земли), если он самовольно занял брошенный кем-то жилой дом (отсутствует объект правонарушения); нельзя привлечь за потраву естественных угодий (отсутствует объективная сторона правонарушения, предусматривающая потраву посевов в хозяйстве, т.е. искусственно созданных произрастаний); нельзя привлечь рабочего полеводства за невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий (отсутствует субъект правонарушения по данному составу, каковым должно быть должностное лицо); нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке (отсутствие вины субъекта).

Состав правонарушения отсутствует, если нет хотя бы части одного из перечисленных четырех элементов. Например, нельзя привлечь за самовольное сенокошение на землях сельскохозяйственного назначения по ст. 68 КоАП РСФСР, поскольку отсутствует такой элемент объективной стороны правонарушения, как место его совершения, а именно: леса или земли лесного фонда. Подводя итог изложенному. Можно сделать выводы:

  • 1. Ответственность за нарушения в отношении земли может быть юридической и неюридической (моральной).
  • 2. Юридическая ответственность наступает за нарушения земельного

законодательства, и ей присущи такие признаки, как охранительная функция государства, предназначенная для устранения нарушений, применяемая за виновное нарушение земельного законодательства, своевременно, дифференцированно, за конкретное нарушение закона, которое доказано с соблюдением установленной процедуры; и наконец, примененное наказание числится за нарушителем определенный промежуток времени, давая ему возможность исправиться.

  • 3. Специфика земельной ответственности выражается в том, что нарушения, за которые она применяется, всегда связаны с землей, эти связи многообразны, но всем им присуща непосредственность (производность от земли).
  • 4. По степени связи нарушений с землей, юридическую ответственность можно подразделить на традиционно применяемую и специальную.
  • 5. Для привлечения к юридической ответственности за нарушения земельного законодательства необходимо, чтобы нарушение содержало состав правонарушения.
  • 6. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава правонарушения или даже части элемента, состав правонарушения считается отсутствующим, и наказание применять нельзя.

Исходя из общепризнанных в теории государства и права положений, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения, принудительных мер (санкций). Основанием для применения этих санкций является совершение противоправных деяний, которые могут проявляться в виде действия или бездействия. На земельные отношения распространяется принцип противоправности вреда, не санкционированного законом (ст. 1064 ГК РФ).

Юридическая ответственность как самостоятельный институт земельного права является комплексным правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством земельные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся в уголовном, административном, трудовом, гражданском и земельном законодательстве. Независимо от форм юридической ответственности решающим обстоятельством их применения выступает совершение земельного правонарушения.

Формы юридической ответственности определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием земельного нарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объемами и размерами причиненного ущерба, потерь, убытков, упущенной выгоды, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение.

Формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Если расположить все формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения по возрастающей степени социально-общественной опасности, целей применения ответственности, сложности правового механизма применения той или иной формы ответственности, общую и содержательную характеристику форм и видов юридической ответственности, можно начать с дисциплинарной ответственности .

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Дисциплинарная ответственность наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными уставами, положениями, правилами внутреннего трудового распорядка, регулирующими дисциплину труда и порядок применения дисциплинарных взысканий.

Объектом такого охранительного отношения и правонарушения выступает совокупность трудовых и земельных отношений. Следовательно, субъектом земельного правонарушения может быть лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации использования и охраны земельных ресурсов (проведение мероприятий по мелиорации и рекультивации земель).

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

В ст. 75 ЗК РФ устанавливаются дополнительные основания для применения мер дисциплинарной ответственности в случаях, если в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами и работниками своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами.

Как вытекает из перечня противоправных деяний, они предполагают наличие специального субъекта правонарушения, должностного лица, наделенного полномочиями по проектированию, либо правом по размещению того или иного объекта, либо правомочиями по вводу в эксплуатацию объектов строительства, проведению землеустройства и т. п.

Материальная ответственность за земельные правонарушения

Объектом земельных правонарушений, влекущих материальную ответственность , также выступает совокупность земельных и трудовых общественных отношений, повлекших причинение вреда. Общие основания возмещения вреда предусмотрены в ТК РФ. Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана его возместить.

Общие представления о материальной ответственности, ее особенностях и видах сформулированы в ст. 238-244 ТК РФ.

В основе его лежит обязанность работника возместить причиненный работодателю неправомерным поведением вред, связанный одновременно и с нанесением ущерба земельным ресурсам.

Особенность материальной ответственности по трудовому законодательству выражается прежде всего в том, что взысканию при этом подлежит только прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также имущества третьих лиц, например, арендатора земельного участка, если работодатель по условиям договора аренды несет ответственность за сохранность данного земельного участка, а также обязан произвести затраты, связанные с загрязнением, засорением земельного участка, либо выплаты на приобретение нового земельного участка или на проведение его рекультивации или мелиорации.

Размер ущерба, причиненного работодателю порчей земельного участка и другими противоправными действиями или бездействиями, определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен на землю, действующих в данной местности на день причинения ущерба.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за ущерб, причиненный земельными правонарушениями

  • предупреждение;
  • административный штраф ;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставляемого физическому лицу ;
  • административный арест ;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Самым распространенным видом административного наказания за земельные правонарушения является административный штраф. Административные санкции в виде штрафа установлены за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и уничтожение специальных (межевых) знаков границ земельных участков (ст. 7.2 КоАП). Административная ответственность предусмотрена за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта (ст. 7.8 КоАП),

а также незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Объектами многих административных правонарушений выступает совокупность земельных и экологических общественных отношений, перечень которых содержится в гл. 8 КоАП. К числу таких комплексных правонарушений относятся, в частности:

  • несоблюдение экологических требований при планировании и технико-экономическом обосновании проектов, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий или иных объектов (ст. 8.1);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • порча земли, в том числе и путем снятия плодородного слоя почвы или ее перемещения или нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.6);
  • использование земли не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Составы уголовно-наказуемых деяний, представляющих общественную опасность, причиняющих вред установленному земельному правопорядку, закреплены в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) 1. В соответствии со ст. 170 УК РФ преступлением, направленным против установленного земельного правопорядка, признается регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости , а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Совершение этих уголовно-наказуемых деяний влечет за собой наказание штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Следует отметить, что жесткость и размеры уголовных санкций далеко не соответствуют уровню общественно опасных последствий преступлений и тяжести причинения вреда. Выявление таких уголовно наказуемых деяний представляется трудно доказуемым. Этим обстоятельством, по всей вероятности, объясняется фактическое отсутствие уголовных дел данной категории в судах общей юрисдикции.

Более строгие меры уголовного наказания предусматриваются за порчу земли (ст. 254 УК РФ).

Состав правонарушения под общим обозначением «порча земли» излагается следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, или принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 254 УК РФ). Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 3 ст. 254).

Должностные лица (постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти , административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждениях) могут быть привлечены к уголовной ответственности за использование своих правомочий из корыстной и иной личной заинтересованности, если они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Примерами таких злоупотреблений являются:

  • незаконное прекращение права собственности на земельный участок, отводимый для индивидуального жилищного строительства;
  • незаконное предоставление земельного участка для строительства коттеджей и приватизация этого земельного участка в пределах особо охраняемых территорий и объектов, либо водоохранных зон и прибрежных защитных полос, либо в пределах залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли или создают угрозу причинения ущерба.

Уголовная ответственность за перечисленные общественно опасные деяния может наступить по ст. 285 УК РФ.

Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства

Земельно-правовая ответственность является особым видом юридической ответственности. В юридической литературе ее называют специальной земельно-правовой ответственностью, которая представляет собой принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и других правообладателей земельного участка за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее неадекватные последствия. Эта ответственность может применяться как самостоятельная и как дополнительная мера воздействия к другим видам юридической ответственности.

Принудительное изъятие земельных участков может осуществляться только по решению суда в соответствии с нормами земельного (ст. 44--38, 50, 51, 54 ЗК РФ) и гражданского законодательства (ст. 235 ГК РФ).

Законодательство разграничивает основания и порядок земельноправовой ответственности собственников земельного участка и других правообладателей земельного участка.

  • 1. Изъятие земельного участка у собственника за земельные правонарушения осуществляется в случаях:
    • - обращение взыскания на земельный участок по обязательствам. Это является санкцией за невыполнение обязательств по договору залога земельного участка. В этом случае право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга;
    • - отчуждения земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности (ст. 238 ГК РФ).

Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной собственности на землю. Так, не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особо охраняемые территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона влечет:

  • конфискацию земельного участка, т.е. безвозмездное изъятие его у собственника в виде санкции за совершение преступления. Она может быть произведена только по решению суда;
  • изъятие земельного участка, используемого с нарушением земельного законодательства.
  • 2. Принудительное изъятие земельного участка у других правообладателей земельных участков (этот вопрос был изложен при рассмотрении оснований прекращения прав на земельный участок).

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов надлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля липу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

Данное предупреждение должно содержать:

  • - указание на допущенное земельное правонарушение;
  • - срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  • - указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  • - разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  • - иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Когда указанное в предупреждении земельное правонарушение в установленный срок обязанной стороной не устраняется, исполнительный орган государственной власти, вынесший его, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или орган муниципального самоуправления, уполномоченный принимать решения. Этот орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения судом о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган муниципального самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в суде.

Важнейшая и главнейшая функция земельного права – поддерживать субъекты земельных правоотношений в русле правомерного поведения, и важным рычагом, обеспечивающим эту поддержку, является ответственность.

Понятие "ответственность" может рассматриваться как в правовом, так и неправовом смысле.

Ответственность в правовом смысле предполагает обязательное наличие неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Скажем, если гражданин использует земельный участок, предоставленный ему для огородничества, под строительство жилого помещения, то за это наступает ответственность в виде прекращения права пользования участком.

Ответственность в неправовом смысле лишена юридических мер воздействия и обычно носит характер морального внушения лицу, совершившему противоречащий нравственным ценностям проступок. Это лицо подвергается осуждению со стороны окружающих людей, хотя оно и не нарушило закон. Например, возведение рядом с воинским братским кладбищем торгово-развлекательного центра.

Необходимо также разграничивать правомерное и неправомерное поведение участников земельных правоотношений. Так, выращивание зерновых культур на пашне влечет за собой расход почвенного плодородия. Несмотря на снижение плодородия почвы, данная земледельческая деятельность правомерна, а неправомерной она становится лишь тогда, когда землепользователь не повышает почвенного плодородия, а резко снижает его.

Любому виду юридической ответственности присущи следующие признаки.

  • 1. Юридическая ответственность представляет собой охранительную функцию государства, а поэтому критерием ее формирования служит степень общественной опасности того или иного нарушения. Так, дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства применяется к виновным работникам лишь в необходимых случаях. Если общественная опасность дисциплинарного проступка невелика, то наказывать виновного не обязательно; закон предусматривает освобождение от административной и уголовной ответственности лица, совершившего малозначительное административное или уголовное правонарушение (ст. 2.9 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14 УК РФ).
  • 2. Юридическая ответственность не самоцель ; она предназначена не только для наказания за совершенное правонарушение, но и его предупреждения в будущем, профилактики правонарушений.
  • 3. Юридическая ответственность призвана воздействовать прежде всего на сознание нарушителей, поскольку безмотивного правонарушения не бывает и, прежде чем быть объективно совершенным, оно формируется у правонарушителя. Поэтому применение ответственности осуществляется с соблюдением требования субъективного вменения. Например, недопустимо применять административные и уголовные наказания к лицам, совершившим административный проступок или преступление в состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ, ст. 21 УК РФ); в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ); необходимой обороны (ст. 37 УК РФ).
  • 4. Юридическая ответственность действенна только тогда, когда она применена своевременно. Привлечение к ответственности должно быть своевременным и неотвратимым, поэтому законом установлены сроки применения юридических мер. Так, к дисциплинарной ответственности виновный должен быть привлечен в течение месяца со дня обнаружения проступка (ст. 193 ТК РФ); административное наказание применяется в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ); сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений.
  • 5. Юридическая ответственность является всеобъемлющим институтом права: она обеспечивает исполнение практически всех правовых норм, поскольку обязательным элементом любой правовой нормы является санкция – мера воздействия за совершенное нарушение, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение требования закона. Это предполагает наличие специально уполномоченных государственных органов, специализирующихся в применении земельно-правовой ответственности в пределах своей компетенции. Например, применение земельно-правовой ответственности, предусмотренной ЗК РФ в части осуществления государственного земельного надзора, распределено между Росреестром, Росприроднадзором и Россельхознадзором. Россреестр специализируется на применении ответственности за экономические правонарушения (самовольное занятие земельных участков, самовольный обмен земельными участками, использование земель не по целевому назначению и т.п.), Росприроднадзор – за экологические правонарушения (загрязнение и порча земель, уничтожение плодородного слоя почвы, размещение объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и т.п.), Россельхознадзор – за нарушение требований земельного законодательства по использованию земель сельскохозяйственного назначения.
  • 6. Юридическая ответственность наступает за конкретное нарушение закона. В силу этого основанием ответственности за нарушение земельного законодательства обязательно является полный состав проступка, правонарушения или преступления.
  • 7. Юридическая ответственность обязательно наступает за правонарушение, которое доказано. Например, доказательством самовольного занятия земельного участка является протокол об этом нарушении (ст. 27.4 КоАП РФ), показания владельцев соседних участков, свидетелей, иные доказательства.
  • 8. Юридическая ответственность применяется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по данному проступку; применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ; применение уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ, и т.п.
  • 9. Лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Например, лицо, подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию (ст. 194 ТК РФ); такое же положение предусмотрено для лиц, наказанных в административном порядке (ст. 4.5 КоАП РФ); предусмотрено погашение судимости для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию (ст. 83 УК РФ).
  • 10. Юридическая ответственность может не применяться за нарушения земельного законодательства, если потребность в ней отпала (выявленное нарушение было в кратчайшие сроки устранено), либо наказание, понесенное данным лицом, оказало на него позитивное воздействие. Скажем, нарушитель, уничтоживший межевой знак землепользования, но восстановивший его в кратчайший срок после обнаружения проступка, может быть освобожден от административной ответственности или она может быть смягчена; дисциплинарное наказание, наложенное на работника за нарушение земельного законодательства, может быть досрочно снято по инициативе работодателя, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников, если работник не допустил других нарушений.

Таковы общие признаки юридической ответственности.

Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства имеет ряд специфических признаков:

  • 1) нарушения, за которые применяется данный вид ответственности, всегда связаны с землей. Скажем, строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • 2) связь с землей имеет различные формы. Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы; использование земель не по целевому назначению; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий и др.;
  • 3) нарушения только тогда можно считать земельно-правовыми, когда связь с землей является непосредственной.

Так, самовольное занятие земельного участка, невыполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых и др.

Юридическую ответственность за нарушения земельного законодательства можно подразделить на традиционную и специальную.

К традиционным видам ответственности относится дисциплинарная, административная, имущественная (гражданско-правовая и материальная) и уголовная ответственность.

К специальной юридической ответственности следует отнести меры правового воздействия на нарушителей земельного законодательства, предусмотренные ЗК РФ и дополняющим его земельным законодательством.

Такое подразделение видов ответственности имеет практическое значение. За одно административное земельное правонарушение может быть назначено одно административное наказание (либо основное и дополнительное взыскание). Однако закон не запрещает применять наряду с административными иные специальные наказания (лишение права пользования земельным участком, обязанность снести самовольно возведенное строение и т.п.).

Обоснованием любого из видов наказаний за нарушения земельного законодательства является наличие состава правонарушения, отсутствие которого в поведении виновного лица исключает применение к нему юридической ответственности.

Состав правонарушения включает в себя четыре основных элемента, которые, в свою очередь, имеют сложное содержание.

Первым элементом состава правонарушения является объект, на который совершено посягательство. В понятие "объект" земельного правонарушения входят:

  • – земельный участок, на который совершено посягательство. Скажем, в качестве объекта правонарушения участок выступает при самовольном его захвате, захламлении, заражении карантинными организмами и т.п.;
  • – имущественные объекты, связанные с землей. К ним относятся, к примеру, строения и сооружения на земельных участках; посевы; дорожные покрытия и т.п.;
  • – правила использования земель, например порядок исполнения проектов внутрихозяйственного землеустройства, порядок возврата временно занимаемых земель, обязательные мероприятия по охране земель и др.;
  • – охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.

В состав преступления входят только те элементы объекта, которые находятся под охраной закона, предусматривающего уголовную ответственность по конкретному составу правонарушения. Так, уголовным законом караются корыстные злоупотребления должностных лиц, принимающих те или иные решения по поводу земли.

Вторым элементом состава правонарушения является субъект данного правонарушения, т.е. то лицо, которое его совершило и должно за это нести ответственность.

Субъект правонарушения, как правило, либо физическое, либо юридическое лицо. Например, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации (ст. 2.6 КоАП РФ).

Субъект должен отвечать признакам, без наличия которых он не может считаться таковым. Это, например, достижение необходимого возраста (ст. 2.3 КоАП РФ, ст. 87 УК РФ); вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ, ст. 21 УК РФ); подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому положению. К примеру, недолжностное лицо не может нести ответственность за должностные правонарушения, а должностное лицо ответственно как за общие, так и за должностные правонарушения.

Третьим элементом состава правонарушения является объективная сторона правонарушения, которая включает в себя:

  • а) противоправное деяние субъекта как обязательный элемент, выражающееся в действии, бездействии или ненадлежащем действии. В частности, неправомерным действием считается самовольное строительство па земельном участке; неправомерным бездействием – невыполнение обязательных мероприятий по охране почв; неправомерным ненадлежащим действием – несвоевременный возврат временно занимаемых земель;
  • б) факультативные элементы объективной стороны правонарушения:
    • – место правонарушения. Так, использование участков земель лесного фонда для возведения построек является квалифицирующим обстоятельством для привлечения к ответственности по специальной статье; самовольное сенокошение наказуемо в административном порядке, если оно совершено на названных землях;
    • – способ совершения нарушений. Например, использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, является основанием для изъятия этого земельного угодья;
    • – обстановка совершения правонарушения. Скажем, неправомерное землепользование, ведущее к ухудшению экологической обстановки, даст право прекратить такое землепользование;
    • – средства, с помощью которых совершено правонарушение. Если, например, самовольное занятие земельного участка сопровождалось высеванием на нем наркосодержащих культур (конопли, опийного мака), запрещенных к возделыванию;
    • – причинная связь между деянием и вредными последствиями.

Четвертым элементом состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, имеющая также обязательные и факультативные признаки.

Обязательным признаком является вина субъекта правонарушения в совершенном им деянии, выражающаяся в умысле или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ, ст. 25, 26 УК РФ). Например, использование земельного участка не по целевому назначению совершается умышленно, нерациональное же использование земли совершается, как правило, по неосторожности вследствие недостаточных земледельческих знаний, из-за неумения организовать работу земледельческого предприятия, из-за несвоевременного проведения земледельческих мероприятий и т.п.

Факультативные признаки состава правонарушения включают в себя:

  • – цель совершения данного деяния. Так, ответственность за внесение должностным лицом в государственный кадастр недвижимости заведомо ложных сведений о земельном участке образует состав преступления лишь при наличии корыстных целей или иных побуждений;
  • – мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. Скажем, уничтожение межевых знаков землепользования, совершенное из хулиганских побуждений, загрязнение земель под влиянием этих мотивов следует квалифицировать как хулиганство.

При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных четырех элементов состава правонарушения оно не подлежит юридической ответственности. В частности, нельзя привлечь к ответственности:

  • – виновного (самовольный захват земли), если он самовольно занял брошенный кем-то жилой дом (отсутствует объект правонарушения);
  • – работника сельхозпредприятия за невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий (отсутствует субъект правонарушения но данному составу, каковым должно быть должностное лицо этого предприятия);
  • – за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке (отсутствие вины субъекта);
  • – за самовольное сенокошение на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку отсутствует такой элемент объективной стороны правонарушения, как место его совершения, а именно: леса или земли лесного фонда.

Таково общее понятие ответственности за земельные правонарушения. Юридическая ответственность имеет несколько видов. Каждому из них соответствует свой режим применения. Их изучению и посвящен следующий параграф учебника.

Юридическая ответственность сочетается с государственным и общественным осуждением, порицанием поведения правонарушителя и всегда связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий личного, материального или организационного характера.

Основная функция юридической ответственности - ее штрафное назначение. Вместе с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, она служит восстановлению прав личности и государства.

Юридическая ответственность – это регулируемая правом обязанность дать отчет в своих действиях. В широком понимании юридическая ответственность - это правовой институт, совокупность материальных и процессуальных норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них обязанностей либо договорных обязательств, либо нарушают установленный правопорядок. 7

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства наступает только в случае совершения земельного правонарушения. Конкретные составы земельных правонарушений (преступлений и проступков) закрепляются в уголовном и административном законодательстве. За их совершение виновные лица могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, кроме этого, к ним могут быть применены одновременно меры ответственности, предусмотренные гражданским и земельным законодательством (например, за порчу земель). В структуре норм действующего законодательства можно выделить некоторые составы земельных правонарушений:

Регистрация незаконных сделок с землей, порча земли; 8

Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

* отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

* нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

* систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

* систематическая неуплата земельного налога; 9

Юридическая ответственность за земельные нарушения имеет несколько видов: уголовная или административная ответственность, так же предусматривается ответственность за причинение убытков и вреда, связанная с нарушением земельного законодательства, дисциплинарная ответственность. Таким образом, в Земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) ряд мер ответственности за земельные правонарушения предусматривается прямо в земельном законодательстве. Это специальная ответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличие от традиционных видов она называется земельно-правовой.

Дисциплинарная ответственность.

Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией того предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение. 10

Административная ответственность.

Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается повышенная ответственность. Административная ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. 11

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при:

Изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

Ограничении прав собственников земли, землепользователей, арендаторов;

Ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций, учреждений, граждан;

При размещении отходов и других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.

За правомерный вред наступает экономическая ответственность. Противоправный вред наступает по факту совершения следующих правонарушений:

Загрязнение, захламление земель;

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы;

Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

Проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

Вред несет в себе экологическую и экономическую нагрузку. Структура вреда состоит из двух элементов:

Вреда экологического (нарушает экологические интересы общества, обменные процессы в биосфере);

Вреда экономического (посягает на интересы конкретного собственника и выражается в причинении ему вреда).

Экологический вред, как правило, длителен в своем проявлении во времени и пространстве. Экологический вред органически связан с экономическим, оба они имеют один источник нанесения такого вреда, одни и те же способы его причинения: загрязнение, разрушение, истощение земель. И тот и другой вред рассматриваются в денежном выражении.

Экономический вред включает в себя:

Ущерб – реальные потери (снижение плодородия почв, уничтожение посевов, насаждений, строений);

Убытки – предполагаемые потери (расходы на восстановление земель, посевов, неполученные доходы).

Гражданское законодательство предусматривает два варианта компенсации вреда – денежный и натуральный (в натуре). Однако не всегда имеется возможность возместить вред в натуре. Возможен также смешанный вариант. Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности:

Всеобщая обязанность возмещения причиненного вреда;

Полное возмещение причиненного вреда;

Ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками;

Солидарная ответственность при совместном причинении вреда;

Вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда.

Что касается механизма возмещения вреда, то гражданская ответственность предусматривает три способа возмещения вреда:

Признание совершенной сделки недействительной;

Взыскание убытков в связи с неисполнением договора;

Возмещение вреда, вытекающего из внедоговорных отношений (в силу факта правонарушения, в силу ограничения прав пользования землей, изъятие участка для государственных нужд). Может быть также использован негаторный иск, но практики пока такой нет. 12