Особенности употребления деепричастий. Явление третье - снегурочка


Красавица, не хочешь ли на волю?

С людьми пожить?

Снегурочка

Хочу, хочу, пустите!

Мороз

А что манит тебя покинуть терем

Родительский, и что у берендеев

Завидного нашла?

Снегурочка

Людские песни.

Бывало я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,

С подружками по алую малину,

По черную смородину ходить,

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, – вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец! Когда, зимой холодной,

Вернешься ты в свою лесную глушь,

В сумеречки тебя утешу, песню

Под наигрыш метели запою

Веселую. У Леля перейму

И выучусь скорехонько.

Мороз

Узнала ты откуда?

Снегурочка

Из кусточка

Ракитова; пасет в лесу коровок

Да песенки поет.

Мороз

Почем же знаешь,

Что это Лель?

Снегурочка

К нему девицы ходят

Красавицы, и по головке гладят,

В глаза глядят, ласкают и целуют.

И Лелюшком и Лелем называют,

Пригоженьким и миленьким.

Весна

Пригожий Лель горазд на песни?

Снегурочка

Слыхала я на жаворонков пенье,

Дрожащее над нивами, лебяжий

Печальный клич над тихими водами,

И громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых; песни Леля

Милее мне. И дни и ночи слушать

Готова я его пастушьи песни.

И слушаешь, и таешь…

Мороз (Весне)

Слышишь: таешь!

Ужасный смысл таится в этом слове.

Из разных слов, придуманных людьми,

Страшней всего Морозу слово: таять.

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь. В полдневный зной,

Когда бежит от Солнца все живое

В тени искать прохлады, гордо, нагло

На припеке лежит пастух ленивый,

В истоме чувств дремотной подбирает

Лукавые заманчивые речи,

Коварные обманы замышляет

Для девушек невинных. Песни Леля

И речь его – обман, личина, правды

И чувства нет под ними, то лишь в звуки

Одетые палящие лучи.

Снегурочка, беги от Леля! Солнца

Любимый сын-пастух, и так же ясно,

Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,

И так же зол, как Солнце.

Снегурочка

Послушное дитя; но ты уж очень

Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,

Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.

Весна

Снегурочка, когда тебе взгрустнется,

Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,

О ленточке, о перстенечке плакать

Серебряном готовы, – ты приди

На озеро, в Ярилину долину,

Покличь меня. Чего б ни попросила,

Отказу нет тебе.

Снегурочка

Спасибо, мама,

Красавица.

Мороз

Вечернею порой

Гуляючи, держися ближе к лесу,

А я отдам приказ тебя беречь.

Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!

Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь

Из сухого дупла вылезает Леший , лениво дотягиваясь и зевая.

Леший

Мороз

Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,

Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет

Без отступа, аль силой взять захочет,

Чего умом не может: заступись.

Мани его, толкай его, запутай

В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,

Иль по пояс в болото втисни.

Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)

Весна

Валит толпа веселых берендеев.

Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!

Живи, дитя, счастливо!

Снегурочка

Мама, счастья

Найду иль нет, а поищу.

Мороз

Снегурочка, дочурка! Не успеют

С полей убрать снопов, а я вернусь.

Увидимся.

Весна

Пора бы гнев на милость

Переменить. Уйми метель! Народом

Везут ее, толпами провожают

Широкую…

(Уходит.)

Вдали крики: "честная Масленица!" Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в начале действия. Толпы берендеев: одни подвигают к лесу сани с чучелой Масленицы, другие стоят поодаль.

Явление третье

Весна , Мороз , Снегурочка , потом Леший .


Весна

Ах, бедная Снегурочка, дикарка,

Поди ко мне, тебя я приголублю.

(Ласкает Снегурочку.)

Красавица, не хочешь ли на волю?

С людьми пожить?


Снегурочка

Хочу, хочу, пустите!


Мороз

А что манит тебя покинуть терем

Родительский, и что у берендеев

Завидного нашла?


Снегурочка

Людские песни.

Бывало я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,

С подружками по алую малину,

По черную смородину ходить,

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, – вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец! Когда, зимой холодной,

Вернешься ты в свою лесную глушь,

В сумеречки тебя утешу, песню

Под наигрыш метели запою

Веселую. У Леля перейму

И выучусь скорехонько.


Мороз

Узнала ты откуда?


Снегурочка

Из кусточка

Ракитова; пасет в лесу коровок

Да песенки поет.


Мороз

Почем же знаешь,

Что это Лель?


Снегурочка

К нему девицы ходят

Красавицы, и по головке гладят,

В глаза глядят, ласкают и целуют.

И Лелюшком и Лелем называют,

Пригоженьким и миленьким.


Весна

Пригожий Лель горазд на песни?


Снегурочка

Слыхала я на жаворонков пенье,

Дрожащее над нивами, лебяжий

Печальный клич над тихими водами,

И громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых; песни Леля

Милее мне. И дни и ночи слушать

Готова я его пастушьи песни.

И слушаешь, и таешь…


Мороз (Весне)

Слышишь: таешь!

Ужасный смысл таится в этом слове.

Из разных слов, придуманных людьми,

Страшней всего Морозу слово: таять.

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь. В полдневный зной,

Когда бежит от Солнца все живое

В тени искать прохлады, гордо, нагло

На припеке лежит пастух ленивый,

В истоме чувств дремотной подбирает

Лукавые заманчивые речи,

Коварные обманы замышляет

Для девушек невинных. Песни Леля

И речь его – обман, личина, правды

И чувства нет под ними, то лишь в звуки

Одетые палящие лучи.

Снегурочка, беги от Леля! Солнца

Любимый сын-пастух, и так же ясно,

Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,

И так же зол, как Солнце.


Снегурочка

Послушное дитя; но ты уж очень

Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,

Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.


Весна

Снегурочка, когда тебе взгрустнется,

Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,

О ленточке, о перстенечке плакать

Серебряном готовы, – ты приди

На озеро, в Ярилину долину,

Покличь меня. Чего б ни попросила,

Отказу нет тебе.


Снегурочка

Спасибо, мама,

Красавица.


Мороз

Вечернею порой

Гуляючи, держися ближе к лесу,

А я отдам приказ тебя беречь.

Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!

Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь


Из сухого дупла вылезает Леший , лениво дотягиваясь и зевая.


Леший


Мороз

Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,

Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет

Без отступа, аль силой взять захочет,

Чего умом не может: заступись.

Мани его, толкай его, запутай

В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,

Иль по пояс в болото втисни.


Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)


Весна

Валит толпа веселых берендеев.

Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!

Живи, дитя, счастливо!

* * *

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Лица

Весна-Красна.

Дед-Мороз.

Девушка-Снегурочка.

Леший.

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула.

Бобылиха, его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея; дворцы, дома, избы, все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами, – Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Леший


Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)

Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.

Весна-Красна


В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев,
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, – в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые, нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами стеснились
Холодные потемки; ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе
Как жар горит луна и звезды блещут
Усиленным сиянием. Земля,
Покрытая пуховою порошей,
В ответ на их привет холодный кажет
Такой же блеск, такие же алмазы
С вершин дерёв и гор, с полей пологих,
Из выбоин дороги прилощенной.
И в воздухе повисли те же искры,
Колеблются, не падая, мерцают.
И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,
И нет тепла. Не так меня встречают
Счастливые долины юга, там
Ковры лугов, акаций ароматы,
И теплый пар возделанных садов,
И млечное, ленивое сиянье
От матовой луны на минаретах,
На тополях и кипарисах черных.
Но я люблю полунощные страны
Мне любо их могучую природу
Будить от сна и звать из недр земных
Родящую, таинственную силу,
Несущую беспечным берендеям
Обилье жит неприхотливых. Любо
Обогревать для радостей любви,
Для частых игр и празднеств убирать
Укромные кустарники и рощи
Шелко́выми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)


Товарищи: сороки-белобоки,
Веселые болтушки-щекотуньи,
Угрюмые грачи, и жаворо́нки,
Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы-лебедушки, и гуси
Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, – вы озябли?
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков, немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лединах возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому – знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце
Ревнивое, на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,
Согреетесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.

Хор птиц


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Меньшие, меньшие?
Орел – воевода,
Перепел – подьячий,
Подьячий, подьячий.
Сова – воеводша,
Желтые сапожки,
Сапожки, сапожки.
Гуси – бояре,
Утята – дворяне,
Дворяне, дворяне,
Чирята – крестьяне,
Воробьи – холопы,
Холопы, холопы.
Журавль у нас – сотник
С долгими ногами,
Ногами, ногами.
Петух – целовальник,
Чечет – гость торговый,
Торговый, торговый
Ласточки-молодки -
Касатки девицы,
Девицы, девицы.
Дятел у нас – плотник,
Рыболов – харчевник,
Харчевник, харчевник.
Блинница цапля,
Кукушка – кликуша.
Кликуша, кликуша.
Красная рожа
Ворона пригожа,
Пригожа, пригожа.
Зимой по дорогам,
Летом по застрехам,
Застрехам, застрехам.
Ворона в рогоже,
Нет ее дороже,
Дороже, дороже.

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, – набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Весна-Красна (птицам)


В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал
Старик Мороз. До утра подождите,
А завтра вам растают на полях
Проталинки, на речке полыньи.
Погреетесь на солнышке немного,
И гнездышки начнете завивать.

Птицы уходят в кусты, из леса выходит Мороз .

Явление второе

Весна-Красна, Дед-Мороз.

Мороз


Весна-Красна, здорово ли вернулась?

Весна


И ты здоров ли, Дед-Мороз?

Мороз


Спасибо,
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Веселая была; плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то-то мне раздолье и простор.
По богатым посадским домам
Колотить по углам,
У ворот вереями скрипеть,
Под полозьями петь
Любо мне,
Любо, любо, любо.
Из леску по дорожке за возом воз,
На ночлег поспешает скрипучий обоз.
Я обоз стерегу,
Я вперед забегу,
По край-поля, вдали,
На морозной пыли
Лягу маревом,
Средь полночных небес встану заревом.
Разольюсь я, Мороз,
В девяносто полос,
Разбегуся столбами, лучами несметными,
Разноцветными.
И толкутся столбы и спираются,
А под ними снега загораются.
Море свету-огня, яркого,
Жаркого,
Пышного;
Там синё, там красно, а там вишнево.
Любо мне.
Любо, любо, любо.
Еще злей я о ранней поре,
На румяной заре.
Потянуся к жильям из оврагов полянами,
Подкрадусь, подползу я туманами.
Над деревней дымок завивается,
В одну сторону погибается;
Я туманом седым
Заморожу дым.
Как он тянется,
Так останется,
По-над по́лем, по-над лесом
Перевесом,
Любо мне,
Любо, любо, любо.

Весна


Не дурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север.

Мороз


Не гони,
И сам уйду. Не рада старику,
Про старое скоренько забываешь,
Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна


У всякого свой норов и обычай.

Мороз


Уйду, уйду, на утренней заре,
По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
Я соболий треух на уши,
Я оленью доху на плечи,
Побрякушками пояс увешаю;
По чумам, по юртам кочевников,
По зимовкам зверовщиков
Захожу, заброжу, зашаманствую,
Будут мне в пояс кланяться.
Владычество мое в Сибири вечно,
Конца ему не будет. Здесь Ярило
Мешает мне, и ты меня меняешь
На глупую породу празднолюбцев.
Лишь праздники считать да браги парить
Корчажные, да ва́ри ведер в сорок
Заваривать медовые умеют.
Весеннего тепла у солнца просят.
Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмется,
Не лажена соха. Кануны править,
Да бражничать, веснянки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари, -
Одна у них забота.

Весна


На кого же
Снегурочку оставишь?

Мороз


Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терём. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

Весна


Тоска возьмет меж филинов и леших
Одной сидеть.

Мороз


А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Весна


Да все ж тоска, подумай, дед!

Мороз


Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай.
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Весна


Эх, старый! Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точеный,
Ни соболи, бобры, ни рукавички
Строченые не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Веселые, да игры до полночи,
Весенние гулянки да горелки
С ребятами, покуда…

Мороз

Весна


Покуда ей забавно, что ребята
Наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз

Весна


А там полюбится один.

Мороз


Вот то-то мне и нелюбо.

Весна


Безумный
И злой старик! На свете все живое
Должно любить. Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.

Мороз


Вот то-то ты некстати горяча,
Без разума болтлива. Ты послушай!
Возьми на миг рассудка! Злой Ярило,
Палящий бог ленивых берендеев,
В угоду им поклялся страшной клятвой
Губить меня, где встретит. Топит, плавит
Дворцы мои, киоски, галереи,
Изящную работу украшений,
Подробностей мельчайшую резьбу,
Плоды трудов и замыслов. Поверишь,
Слеза проймет. Трудись, корпи художник,
Над лепкою едва заметных звезд -
И прахом все пойдет. А вот вчера
Из-за моря вернулась птица-баба,
Уселася на полынье широкой
И плачется на холод диким уткам,
Ругательски бранит меня. А разве
Моя вина, что больно тороплива,
Что с теплых вод, не заглянувши в святцы,
Без времени пускается на север.
Плела-плела, а утки гоготали,
Ни дать ни взять в торговых банях бабы;
И что же я подслушал? Между сплетень
Такую речь сболтнула птица-баба, -
Что плавая в заливе Ленкоранском,
В Гилянских ли озерах, уж не помню,
У пьяного оборвыша факира
И солнышка горячий разговор
Услышала о том, что будто Солнце
Сбирается сгубить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке.

Весна


Полно!
Поверил ты рассказам глупой птицы!
Не даром же ей кличка – баба.

Мороз


Знаю
Без бабы я, что зло Ярило мыслит.

Весна


Отдай мою Снегурочку!

Мороз


Не дам!
С чего взяла, чтоб я такой вертушке
Поверил дочь?

Весна


Да что ж ты, красноносый,
Ругаешься!

Мороз


Послушай, помиримся!
Для девушки присмотр всего нужнее
И строгий глаз, да не один, а десять.
И некогда тебе и неохота
За дочерью приглядывать, так лучше
Отдать ее в слободку Бобылю,
Бездетному, на место дочки. Будет
Заботы ей по горло, да и парням
Корысти нет на бобылеву дочку
Закидывать глаза. Согласна ты?

Весна


Согласна, пусть живет в семье бобыльской;
Лишь только бы на воле.

Мороз


Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;
И знать любви не будет, если ты
Весеннего тепла томящей неги,
Ласкающей, разымчивой…

Весна


Довольно!
Покличь ко мне Снегурочку!

Мороз


Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!

(выглядывает из лесу)

(Подходит к отцу.)

Явление третье

Весна, Мороз, Снегурочка , потом Леший .

Весна


Ах, бедная Снегурочка, дикарка,
Поди ко мне, тебя я приголублю.

(Ласкает Снегурочку.)


Красавица, не хочешь ли на волю?
С людьми пожить?

Хочу, хочу, пустите!

Мороз


А что манит тебя покинуть терем
Родительский, и что у берендеев
Завидного нашла?

Людские песни.
Бывало, я, прижавшись за кустами
Колючими, гляжу не нагляжуся
На девичьи забавы. Одинокой
Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,
С подружками по алую малину,
По черную смородину ходить,
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, – вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.
Пусти, отец! Когда, зимой холодной,
Вернешься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу, песню
Под наигрыш метели запою
Веселую. У Леля перейму
И выучусь скорехонько.

Мороз


А Леля
Узнала ты откуда?

Из кусточка
Ракитова; пасет в лесу коровок
Да песенки поет.

Мороз


Почем же знаешь,
Что это Лель?

К нему девицы ходят,
Красавицы, и по головке гладят,
В глаза глядят, ласкают и целуют,
И Лелюшком и Лелем называют,
Пригоженьким и миленьким.

Весна


А разве
Пригожий Лель горазд на песни?

Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
Дрожащее над нивами, лебяжий
Печальный клич над тихими водами,
И громкие раскаты соловьев,
Певцов твоих любимых; песни Леля
Милее мне. И дни и ночи слушать
Готова я его пастушьи песни.
И слушаешь, и таешь…

Мороз (Весне)


Слышишь: таешь!
Ужасный смысл таится в этом слове.
Из разных слов, придуманных людьми,
Страшней всего Морозу слово: таять.
Снегурочка, беги от Леля, бойся
Речей его и песен. Ярым солнцем
Пронизан он насквозь. В полдневный зной,
Когда бежит от Солнца все живое
В тени искать прохлады, гордо, нагло
На при́пеке лежит пастух ленивый,
В истоме чувств дремотной подбирает
Лукавые заманчивые речи,
Коварные обманы замышляет
Для девушек невинных. Песни Леля
И речь его – обман, личина, правды
И чувства нет под ними, то лишь в звуки
Одетые палящие лучи.
Снегурочка, беги от Леля! Солнца
Любимый сын-пастух, и так же ясно,
Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,
И так же зол, как Солнце.

Я, отец,
Послушное дитя; но ты уж очень
Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.

Весна


Снегурочка, когда тебе взгрустнется,
Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,
О ленточке, о перстенечке плакать
Серебряном готовы, – ты приди
На озеро, в Ярилину долину,
Покличь меня. Чего б ни попросила,
Отказу нет тебе.

Спасибо, мама,
Красавица.

Мороз


Вечернею порой
Гуляючи, держися ближе к лесу,
А я отдам приказ тебя беречь.
Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!
Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь
На голос мой!

Из сухого дупла вылезает Леший , лениво потягиваясь и зевая.

Леший

Мороз


Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,
Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет
Без отступа, аль силой взять захочет,
Чего умом не может; заступись,
Мани его, толкай его, запутай
В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,
Иль по пояс в болото втисни.

Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)

Весна


Валит толпа веселых берендеев.
Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!
Живи, дитя, счастливо!

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Мороз


Прощай,
Снегурочка, дочурка! Не успеют
С полей убрать снопов, а я вернусь.
Увидимся.

Весна


Пора бы гнев на милость
Переменить. Уйми метель! Народом
Везут ее, толпами провожают
Широкую…

(Уходит.)

Вдали крики: «честная Масленица!» Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в начале действия. Толпы берендеев : одни подвигают к лесу сани с чучелой Масленицы , другие стоят поодаль.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сокольская средняя общеобразовательная школа

Сокольского района Нижегородской области

КОНСПЕКТ

УРОКА МУЗЫКИ

В 3 КЛАССЕ

Тема: «Снегурочка».

Волшебное дитя природы

По программе «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Учитель начальных классов

Муравьева Т.Ю .

п. Сокольское

2014 г.

Н. Римский-Корсаков.

«Снегурочка».

Волшебное дитя природы.

Урок 2

Цели:

    познакомить учеников с оперой «Снегурочка»;

    ощутить красоту музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе.

Задачи:

    формирование у учащихся умения следить за развитием образа Снегурочки;

    развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

    воспитание духовности, нравственности, интереса к музыке, литературе, театру, любви к искусству.

Ход урока:

Слайд №1

У.: Здравствуйте ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.

На уроках музыки и чтения вы не раз отправлялись в удивительную страну сказок. Мы говорили, что источник сказок - сама жизнь, мечты человека, окружающая природа.

Сегодня мы снова проникнем в сказочную страну, созданную в пьесе «Снегурочка», А.Н. Островским в 1873 г. И в опере «Снегурочка» написанной по сюжету этой пьесы в 1881 г. Н.А. Римским – Корсаковым.

Мы услышим, как проявилась неисчерпаемая фантазия композитора в создании сказочного персонажа и волшебных картин природы в жанре оперы. Посмотрим, как в литературе и в музыке показан образ Снегурочки превращение её из существа волшебного в земное.

Сюжет вам известен, события происходят в Берендеевом царстве.

Слайд №2: природа, Берендеева слобода.

В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны – Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы – Солнца. Но вот однажды весенним утром в слободке берендеев появилась юная красавица, нежная и хрупкая Снегурочка. Её давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми.

Давайте прослушаем одну из песен Леля, которая называется «Туча со громом сговаривалась»

Слайд №3

У.: Какова роль Леля в судьбе Снегурочки?

Д.: Песни Леля привлекли Снегурочку, ее потянуло к людям.

У .: Если Римский – Корсаков создавал оперу по сказке Островского, может быть поэтические строки подскажут вам суть характера Снегурочки, её интонационный строй? Вслушайтесь!

Слайд №4 текст читает учитель

Мороз: Снегурка, Снегурушка, дитя моё!

Снегурочка (выглядывает из лесу)

Ау! (подходит к отцу)

Бывало, я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнётся мне. И плачу. Ах, отец!

С подружками по алую малину,

По чёрную смородину ходить.

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, вот что мило

Снегурочке.

Без песен жизнь не в радость.

У.: Каков же портрет Снегурочки? Какой предстаёт она при первой встрече?

Д.: она весёлая, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды.

У.: А когда ей бывает грустно?

Д.: Когда она одинока.

У.: Снегурочка персонаж сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней должны звенеть хрусталинки, льдинки холода.

У.: Возможно ли это создать голосом или оркестром?

Д.: Да, могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта, голос тоже должен быть высо ким и звонким…

У.: Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. Ария это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля.

Слайд №5 звучит ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».

У.: В музыке высокий голос называется сопрано. Снегурочка пела голосом колоратурным сопрано . Колоратура (от латинского слова, означающего раскраска) – это всевозможные виды виртуозных украшений (орнаментов), колоратурное пение – пение, украшенное блестящими пассажами.

У.: Зовут Снегурочку, и вот – аукается из леса, выходит из – за деревьев снежная красавица. Она с радостью пойдёт к людям! Какое настроение передано в музыке?

Д.: Лёгкое, беззаботное, игривое.

У.: Интонации арии близки к народным песням, близки к русским хороводным песням.

Вывод: мы увидели волшебную, снежно – холодную девочку, прелестную дочь Весны и Мороза, не ведающую ни любви, ни горя.

Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной – Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается!

Слайд №6. (текст)

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зелёный лес оделся!

Берегами и озером нельзя налюбоваться,

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами Колышется…

У: Изменился внутренний мир Снегурочки.

У: Чем наделила ее Мать-Весна?

Д: Мать наделила ее силой любви и она увидела вдруг все по-другому.

Её переполняют чувства, которые ей неизвестны. Это живые человеческие чувства.

У: Что она увидела?

Д: Зленый лес, озеро, небо.

У.: Снегурочка 15 лет все это видела изо дня в день, но влюбленный человек все видит по-другому, но какая опасность подстерегала Снегурочку в ее новом состоянии души?

Д.: Могла растаять.

У.: И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.

У.: Чем объяснить поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для Снегурочки?

Д.: Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне.

У.: Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. К сцене таяния Снегурочки.

Мы услышим превращение Снегурочки из существа волшебного в земное, из снежно – холодной девочки в страстно любящую, тончайшее движение её души. Наивное и резвое дитя, не ведающее ни любви, ни горя, в финале она гибнет от вспыхнувшей в ней любви.

Слайд №7 звучит Сцена таяния

У.: Снегурочка исчезла «как вешний снег, растаяла она».

Итог урока: мы услышали превращение Снегурочки наивного, не ведающею ни любви, ни горя в любящую, для которой открылась красота мира. Соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ.

Мудрость А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше - светлого или темного.

Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.

И закончить сегодняшний урок мне хочется радостной, светлой песней о весне, о солнце, о звонких ручьях композитора Степана Соснина «Солнечная капель».

На дворе сосульки плакали,

Под лучами солнца таяли,

Голубые слезки капали

И проталинку оставили.

Припев:

Динь-дон, динь-дон, динь-дон.

(3 раза)

Динь-дон, динь-дон!

Пляшут капельки-горошинки

И на мартовской проталинке

Протянул ладоши к солнышку

Голубой цветочек маленький.

Припев:...

И звенят сосульки весело,

И поет капель весенняя,

Это мартовская песенка –

Нашим мамам поздравление!

Припев:..

Ребята, у меня на столе лежат картинки с изображением бабочек. Если урок вам понравился возьмите себе на память розовую бабочку, если нет – зеленую.

У.: На этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания!