Определение правильного статуса дороги. Классификация и категория автомобильных дорог

Дороги по всему миру настолько пестрят своим разнообразием, что принято их классифицировать на различные категории. Строительство новых дорог, а также ремонт старых финансируется из разноуровневой казны, в зависимости от того, какое назначение для неё планируется. Но это не должно пагубно сказываться на выполняемых работах, все дороги должны строиться на высоком уровне. Ведь от качества выполнения и использованных материалов непосредственно зависит комфорт граждан и эксплуатационный срок транспортных средств.

Определение дороги

Автомобильная дорога выступает своеобразным комплексом инженерных сооружений, предназначенным для обеспечения безопасного передвижения автомобильного и другого вида транспорта нерельсового типа, а также пешеходов при любой погоде. Дорога и сооружения, относящиеся к ней, размещаются в пределах отводной полосы. Автотранспорт движется по дорожной полосе, которая называется проезжей частью. К ней примыкают обочины по обеим сторонам.

Интересно знать! Первая дорожная появилась в 1911 году в США в Детройте на Вудвард Авеню. Она представляла собой центральную разделительную линию для определения полос движения. Это предложил сделать Эдвард Н. Хайнз – член мичиганской дорожной комиссии.

Она размещается на специальном земляном полотне, сооружаемом для того, чтобы обеспечить хорошую устойчивость и сгладить разного рода рельефные неровности. Чтобы вода, попадающая на дорогу, не скапливалась на ней, сооружают специальные водоотводные каналы и лотковые сооружения в пониженных местах.

Если дорожную основу пересекает вода, притекающая с нагорной стороны, тогда при строительстве дороги обустраиваются специальные сооружения, пропускающие воду. Если прокладываемая автомобильная дорога пересекается с другой дорогой либо железнодорожными путями, земляное полотно либо выравнивается, либо выводится на другой уровень относительно пересекаемого объекта.

Во втором случае для обеспечения пропуска движения устраиваются специальные тоннели, путепроводы и эстакады. Если автомобильная дорога пересекается с ж/д путями, то для обеспечения её повышенной безопасности и пропускной способности, она прокладывается на разных уровнях с другими, а также с железнодорожной инфраструктурой. Когда автомобильная дорога не переполнена движущимся транспортом, а по путям редко движутся поезда, тогда допускается их пересечение на одном уровне с оборудованием железнодорожного переезда.

Обслуживание автомобильных дорог, а также их содержание возлагается на дорожную службу, в имении которой находятся комплексы линейных сооружений, размещённых в населённых пунктах вблизи от проходящей дороги. Вдоль дорожного полотна высаживаются деревья. Это предохраняет его от занесения снегом и создания искусственного ландшафта около дороги, а также повышает безопасность передвижения автотранспорта.

Для того чтобы по обеим сторонам дороги могли возводиться специальные сооружения, а также проводиться специальные дорожные работы по ремонту либо строительству, отводятся полосы земли, которые относятся к ведомству дорожной администрации. Ширина таких полос регулируется в зависимости от категории дорожного полотна и конструкции земельной подложки.

При строительстве дорог на данных полосах обустраивают специальные пути, которые необходимы для проведения строительных работ и впоследствии используются как летние тракторные пути. На отводных линиях также располагаются дорожки для пешеходов и велосипедистов. Чтобы обеспечить нормальную деятельность дорожно-эксплуатационной службы, по всей длине дороги прокладывается линия связи.

Классификация

Автодороги принято классифицировать по различным видам. По административному подчинению, экономическому и культурному значению российские автомобильные дороги подразделяются на следующие:

Общегосударственные магистральные дороги федерального значения. Они предназначаются для дальних поездок и соединяют между собой столицы республик, входящих в состав РФ, большие промышленные и культурные центры и дорожную сеть России с магистралями соседних стран.

Дороги областного и краевого значения , которые играют роль соединяющего звена между центром и другими областями с общей дорожной сетью и важными пунктами прибытия и пристанями.

Дороги районного значения , которые соединяют райцентры или отдельные сёла между собой и с железнодорожными станциями, общесетевыми дорогами и пристанями.

Курортные дороги , которые служат для передвижения, в основном, пассажирского транспорта между курортными районами.

Подъездные пути , связывающие мегаполисы и промышленные центры с находящимися поблизости районами.

Дороги городов и населённых пунктов.

Дороги, проходящие по промышленным предприятиям, совхозам, колхозам и лесхозам , через которые производятся внутрихозяйственные транспортировки.

В зависимости от значения

По своему значению автомобильные дороги подразделяются следующим образом:

Федерального значения. Они являются наиболее важными в России. Данные дороги находятся в собственности Российской Федерации, а их финансирование происходит из государственной казны.

Регионального или межмуниципального значения – это дороги, которые находятся в собственности государственных субъектов, а их финансирование происходит из их бюджетных средств. В зависимости от того, какой вид они имеют, им назначается префикс Р, А или К, а также номер.

Автомобильные дороги местного значения – это дорожные пути, находящиеся в общем пользовании и пролегающие в границах населённых пунктов.

Частные автомобильные дороги, принадлежащие различным физическим и юридическим лицам. Они не оборудуются сооружениями, которые ограничивают проезд для разных кругов лиц. Остальные частные автомобильные дороги не предоставляются для общего пользования.

В зависимости от вида разрешенного использования

В данном случае выделяются дороги общего и необщего пользования. К первому виду относятся те, по которым имеют право передвигаться все лица, которые пожелают. Ко второму виду – дороги, которые находятся во владении или пользовании исполнительных государственных органов, местных администраций, физических и юридических лиц, которые используются только для того, чтобы обеспечивать собственные, государственные или муниципальные нужды.

Это интересно! Званием "Самой плохой дороги во всём мире" можно по праву наградить дорогу, которая находится в Ломмеле в Бельгии. Она была специально построена на территории тестового центра компании Форд. Там проходят испытания всех моделей производителя, поступающих на европейский рынок.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся следующие:

Соединяющие Москву со столицами других определённых государств и с другими столицами Российской Федерации.

Те, что включены в перечень международных автомобильных дорог соответственно международному соглашению РФ.

К автомобильным дорогам федерального значения , находящихся в общем пользовании, относятся следующие:

Те, что соединяют столицы российских республик.

Являющиеся подъездными дорогами, соединяющими федеральные трассы общего значения, и имеющие крупные транспортные узлы вместе со специальными федеральными объектами.

Подъездные дороги, которые связывают административные центры России, лишённые дорог общего пользования и объединяющие их с Москвой, а также ближайшими портами, аэропортами и железнодорожными станциями.

Классы автомобильных дорог

Автомобильные дороги можно подразделить на три класса:

1. Автомагистраль.

2. Скоростная трасса.

3. Нескоростная трасса или дорога обычного типа.

К автомагистралям относятся следующие дороги:

1. На протяжении которых имеется с разделительной полосой, пролегающей по центру.

2.

3. Доступ к которым возможен только через разноуровневые пересечения, которые устроены с частотой не менее чем каждые пять километров.

Интересно знать! В Америке в штате Юта через высохшее озеро Бонневилл пролегает дорога, на которую не распространяются действующие скоростные ограничения, которые установлены властями штата на отметке 130 км/ч.

К скоростным трассам можно отнести следующие:

1. На протяжении которых имеется многополосная проезжая часть, разделённая центральной полосой.

2. Не имеющие одноуровневых пересечений с другими автомобильными дорогами, железнодорожными и трамвайными путями, а также местами для пешеходов и велосипедными дорожками.

3. Доступ к которым возможен только через разноуровневые пересечения, которые устроены с частотой не менее чем каждые три километра.

К обычным дорогам относятся все те, что не вошли в два предыдущих класса:

1. Те, что имеют только одну проезжую часть или разделённые центральной полосой.

2. Выехать на которые можно через разноуровневые и одноуровневые примыкания и пересечения не чаще чем через каждые 600 метров для дорог, имеющих категорию IB, II,III, категорию IV – не чаще 100 метров и категорию V – не чаще 50 метров друг от друга.

Категории автомобильных дорог

Автомобильные дороги подразделяются на несколько категорий в зависимости от потребительских свойств и транспортных качеств. Зависит это от следующего:

1. Количества полос движения и их ширины.

2. Наличия центральной разделительной разметки.

3. Типов пересечений с другими автомобильными дорогами, рельсовыми путями и дорожками, оборудованными для пешеходов и велосипедистов.

4. Условий доступа к дороге с примыканием на одном уровне.

Подписывайтесь на наши ленты в

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

Автотранспорта. Она может иметь различную поверхность и включает в себя пешеходные дороги , дорожные знаки, обочину, трамвайные пути. Дорога может иметь асфальтное, бетоноцементное, грунтовое, земляное покрытие.

Дороги первой и второй категории имеют самое интенсивное движение, асфальтовое покрытие, несколько полос движения в каждом направлении. Полосы движения широкие, имею большую пропускную способность, увеличенные радиусы поворотов, низкую уклонность, развитую дорожную инфраструктуру. Движение по таким дорогам осуществляется круглосуточно, проводится приоритетная уборка снега и борьба с обледенением.

Дороги третьей категории рассчитаны на менее интенсивное движение транспорта. Покрытие у таких дорог асфальтовое, но без дополнительного усиления. Ширина может быть сокращена до 3,5 м, а уклон может достигать 6%. Такие дороги е имеют ограничения для движения автотранспорта с нагрузкой более 6 тонн.

Дороги четвертой категории имеют ограничения для движения автотранспорта. В первую очередь это касается большегрузных машин. Связано это с тем, что покрытие дороги слабое, имеет множество дефектов. Проезд по дороге тяжелого транспорта ведет к ее дальнейшему разрушению и деформации, особенно в период.

Дороги пятой категории не имеют твердого покрытия, поэтому круглогодичное движение на них может быть затруднено. На таких дорогах могут быть места с провалом грунта, поэтому необходимо соблюдать скоростной и осторожность. Может иметься сильная уклонность и много «слепых» поворотов с ограниченным радиусом движения.

Все земли РФ разделены на 7 категорий (статья № 7 ЗК РФ). При образовании земельного участка категория земли и ее целевое назначение вносятся в единый реестр кадастра и ФУГРЦ на основании определения той категории, из которой данный участок был образован.

Вам понадобится

  • - заявление в ФУЗКК;
  • - заявление в ФУГРЦ;
  • - заявление в местные органы самоуправления.

Инструкция

Если вы хотите узнать категорию земли и вид целевого назначения уже созданного участка, то можете посмотреть эти сведения в своем свидетельстве о собственности или обратиться в Федеральное Управление по единому учету земли , кадастра и картографии и сделать запрос выписки из единого реестра учета.

Также узнать категорию земли и вид разрешенного использования вы сможете, если обратитесь в Федеральное Управление государственного регистрационного центра и напишите заявку о получении выписки из единого реестра регистрации.

Если вы планируете зарегистрировать вновь образованный земельный участок, то категория земли будет вписана та, из которой данный участок образован. Это означает, что при образовании земельного участка из земель поселений, вновь созданный участок будет относиться к этой же категории.

Различают классификацию автомобильных дорог и классифи­кацию, используемую при нормировании тракторных транспорт­ных работ.

Классификация автомобильных дорог.Существует два вида классификации автомобильных дорог - государственная и тех­ническая.

По государственной классификации дороги подразделяют по ведомственной подчиненности, включая общегосударственные, республиканские, областные, районные, курортные и ведомст­венные.

Техническая классификация автомобильных дорог подразделяются по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических кате­горий дорог:

    категории I, II - дороги общегосударственного значения при интенсивности движения 6 тыс/сут автомобилей на дорогах пер­вой категории и 3...6 тыс/сут на дорогах второй категории;

К дорогам местного значения относят те, по которым вы­полняют внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединяют хозяй­ственные центры с существующей сетью автомобильных до­рог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.

Классификация сельскохозяйственных дорог при нормировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразде­ляют на три группы:

первая - обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоя­нии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);

вторая - гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и про­селочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепе­лей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;

третья - разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина (при перевозке санями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.

5.1. Дорожные условия эксплуатации

Дорожные условия представляют собой важнейший фактор внеш­ней среды, в значительной мере определяющий все основные показа­тели эксплуатационных свойств автотранспортных средств: динамич­ность, топливную экономичность, плавность хода и др.

Влияние дорожных условий сказывается как непосредственно в виде силового воздействия опорной поверхности на колеса автомо­биля, так и опосредованно через регулирование скоростного режима движения водителем, который учитывает изменения параметров доро­ги и характер складывающейся дорожно-транспортной обстановки,

Ввиду большого разнообразия дороги классифицируются по раз­ным признакам: назначению, покрытию, интенсивности движения, расположению, продольному профилю и др. Основные технические па­раметры и характеристики сооружаемых дорог определяются строи­тельными нормами и правилами (СНиП).

В соответствии со СНиП 2.05.02-85 все дороги общей сети страны в зависимости от расчетной среднесуточной интенсивности движения делятся на пять категорий, основные параметры которых приведены в (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Технические параметры автодорог различных категорий

Параметры

Расчетная интен­сивность движения, авт. /сут

Расчетная скорость движения, км/ч

Число полос

ширина полосы, к

Наибольший продо­льный уклон, %

Наименьший радиус поворота дороги, м

Дороги 1, 2, 3 и частично 4 категории имеют капитальные по­крытия в виде асфальтобетона или цементобетона. При этом дороги 1, 2 и 3 категорий рассчитаны на высокие скорости движения и имеют малое число пересечений на одном уровне с другими дорога­ми. Благодаря этому автотранспортные средства имеют возможность поддерживать высокие средние скорости движения и не терять время на торможения, остановки и последующие разгоны. На дорогах 4 и 5 категорий находят применения облегченные, переходные и низшие покрытия (табл. 5.1).

С точки зрения влияния опорной поверхности на эксплуатаци­онные показатели работы автомобиля (расход топлива, среднюю ско­рость движения, предельную скорость движения на повороте, длину тормозного пути и др.) важнейшими параметрами дорожных условий являются: коэффициент сопротивления качению, коэффициент сцепле­ния, угол продольного наклона, радиус поворота, высота и длина микронеровностей дорожного полотна. При этом для разных отрезков даже одной и той же дороги все указанные параметры принимают различные значения, которые можно рассматривать как случайные величины. При выполнении расчетов обычно используют их средние значения, но это не дает полной информации о дорожных условиях. Каждый участок дороги может быть адекватно охарактеризован только соответствующий статистическими распределениями указанных параметров. На рис. 1.2 и 1.3 в качестве примера приведены расп­ределения коэффициента сцепления (<р) и суммарного сопротивления дороги (Ч 1).

Таблица 5.2

Основные типы покрытий автодорог различных категорий

Типы покрытий

Капитальные: асфальто –

и цементобетон

Облегченные: асфальто -

и дегтебетон

Переходные: щебеночные, гравийные

Низшие: грунтовые с до­бавлениями, укрепленные

Как показывает теоретический анализ и результаты экспери­ментальных исследований, изменение технических параметров дороги значительным образом сказывается на показателях различных эксплуатационных свойств автомобиля. Так, например, при движении по неровной поверхности (с булыжным или щебеночным покрытием) рас­ход топлива на 20-З0% больше, чем при движении по дорогам с ка­питальным покрытием. Значительно ухудшается плавность хода авто­мобиля, т.к. возрастают величины среднеквадратических виброуско­рений. При этом на участках, имеющих неровности, водитель вынуж­ден притормаживать, в результате чего снижается средняя скорость движения автомобиля. В итоге все изменения дорожных условий ска­зываются на себестоимости перевозок, а также состоянии грузов и пассажиров. В частности, как показывает анализ, себестоимость перевозок по дорогам с булыжным и щебеночным покрытием в 1,5. ..1,8 раз больше, чем на дорогах с капитальным.

Учитывая значительное количество параметров опорной поверхности и многообразие их воздействия на показатели эксплуатацион­ных свойств автомобиля, дороги целесообразно классифицировать по комплексным критериям. Такая классификация, основанная на сово­купности всех факторов дорожных условий, воздействующих на автомобиль, разработана НИИАТом. В соответствии с ней дорожные усло­вия эксплуатации автомобильного транспорта делятся на 5 катего­рий условий эксплуатации (табл.5.3).

Рис. 5.1. Распределение коэффициента сцепления шин с дорогой:

1 - грунтовая дорога;

2бездорожье.

Рис. 5.2. Распределение коэффициента сопротивления дороги:

1 - дорога с твердым покрытием;

2 - булыжное;

3 - грунтовая дорога;

4 - разбитая грунтовая дорога;

5 – бездорожье.

Таблица 5.3

движения

Местности

Группы дорог

За пределами пригородной зоны (более 50 км от гра­ница города)

В малых горо­дах (с числом жителей до 100 тыс.) ив при­городной зоне

В больших го­родах (с чис­лом жителей св. 100 тыс.)

Дорожные покрытия:

Д1- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2- битумоминеральные смеси (Щебень или гравии, обработанные битумом);

Д3- щебень или гравии без обработки, дегтебетон;

Д4- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами;

Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6- естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подземные пути не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности:

Р1 - равнинный (до 200 м);

Р2 - слабохолмистый (от 2ОО до 300 м);

РЗ - холмистый (от 300 до 1000 и):

Р4 - гористый (от 1000 до 2000 и):

Р5 - горный (свыше 2000 и).

Как видно из (табл.5.3), классификация НИИАТ учитывает не только типы покрытий дорог (Д,), но и рельеф местности (Р-,). а также условия движения, которые характеризуются совокупностью факторов, оказывающих опосредованное влияние (через изменение режима управляющих воздействий) на скоростной режим автомобиля, а именно: дорожных знаков, светофоров, регулировщиков, а также других участников дорожного движения. Оказывая значительное вли­яние на скоростной режим, а P 2 втотранспортных средств, условия дви­жения определяют, прежде всего, такие эксплуатационные показате­ли автомобилей, как средняя скорость движения, расход топлива и количество вредных веществ, выброшенных с отработавшими газами.

Таким образом, в реальных условиях автотранспортные средс­тва эксплуатируются в чрезвычайно широком спектре дорожных усло­вий, которые оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на показатели их эксплуатационных свойств и эффективность приме­нения.

5.2. Атмосферно-климатические условия

Огромная площадь территории Российской Федерации предопре­деляет разнообразие климатических условий эксплуатации автомоби­лей и разные требования к их конструкции, а также используемым эксплуатационным материалам (топливам, маслам, смазкам и др.).

Согласно ГОСТ 16350-80 бывший СССР делится на 14 различных по климату районов (табл.5.4). 4 из которых }