Описание структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (смис). Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (смис) Что такое системы мониторинга инженерных соор

В настоящее время проектирование и создание СМИС регламентируется основными документами в данной области:

ГОСТ 22.1.12-2005 до отмены "Распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р" входил в перечень обязательных, тогда как Изм. №1 - для добровольного применения.

В настоящее время необходимость выполнения требований ГОСТ 22.1.12-2005 по СМИС обусловлена п. 6.4 СП 165.1325800.2014 "СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне".

СП 165.1325800.2014 входит в перечень обязательных в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 30.03.2015 года № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу с 01.07.2015.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ГОСТР

СТАНДАРТ

22.1.12-

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА

МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ

ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ

И СООРУЖЕНИЙ

Общие требования

Издание официальное

Москва 2005

Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)], компанией «Экономические Программы» (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС «БАЗИС» (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС «БАЗИС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. № 65-ст

4 Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Общие требования

Safety in emergencies. Structured system for monitoring and control of building / construction engineering equipment. General requirements

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:

Категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);

Основные требования к построению СМИС;

Перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;

Порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);

Порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов

3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений .

3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов .

3.6 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов .

3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений.

жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т. п.).

зона вероятной чрезвычайной ситуации: зона ВЧС: Территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации.

3.19 инженерная безопасность здания (сооружения): Величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей .

ликвидация чрезвычайных ситуаций : ликвидация ЧС: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для опасных факторов.

потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : РСЧС: Система органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общест­венных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

3.36 сооружения: Строительная система, не имеющая наземного замкнутого объема, - мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены, гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов.

3.37 степень повреждения здания (сооружения): Величина, характеризующая утрату первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и т.д.) в результате воздействия природно-техногенных факторов .

чрезвычайная ситуация: ЧС: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедст­вия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Примечание - Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (глобальные или национальные, региональные, местные и локальные или частные).

4.3 СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

4.4 Объектами контроля, а в ряде случаев управления, должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

Теплоснабжение;

Вентиляция и кондиционирование;

Водоснабжение и канализация;

Электроснабжение;

Газоснабжение;

Инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

Лифтовое оборудование;

Система оповещения;

Системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;

Системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Объектами контроля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.

4.5 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

Возникновения пожара;

Нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;

Нарушения в подаче электроэнергии;

Нарушения в подаче газа;

Отказа в работе лифтового оборудования;

Несанкционированного проникновения в служебные помещения;

Повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

Затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

Утечки газа;

Отклонений от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

Изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.

4.6 СМИС должны обеспечивать:

Прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

Непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

Формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;

Формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;

Автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;

Автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

Автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т. п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС:

Документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.

4.7 В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

Комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;

Многофункциональная кабельная система;

Сеть передачи информации;

Автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;

Административные ресурсы.

В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.

В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительны ми механизмами.

В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т. д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

Кабеленесущие конструкции;

Электрические и слаботочные кабели;

Коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:

Сеть сбора информации от локальных систем автоматики;

Серверы ввода-вывода;

Локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

Рабочие станции диспетчеров;

Программный комплекс.

К административным ресурсам относят:

Организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;

Эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;

Документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.

4.8 ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:

Получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т. ч. вызванной террористическим актом;

Анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

Обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привле каемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

Оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасатель ными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализа ции и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

Обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с город скими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;

Постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

Представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

Доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

Обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01.

4.9. СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в .

К особо опасным объектам относят:

Ядерно- и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

Гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;

Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола;

Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

К технически сложным объектам относят:

Морские порты, аэропорты основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;

Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.

4.10 Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:

Проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов;

Планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.

4.11 Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.12 Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с методикой и нормативного документа .

5 Общие технические требования

5.1 Требования к структуре и функционированию

СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:

Обеспечивать автоматизированный контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;

Иметь модульную структуру и быть «открытой», обеспечивать при необходимости возможность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных систем;

Допускать возможность объединения с другими информационными системами мониторинга и управления.

В СМИС должны быть предусмотрены автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы.

СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управления.

СМИС должна базироваться на структурированные информационные кабельные сети.

СМИС должна иметь иерархическую многоуровневую структуру:

уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в будущем;

уровень 2 - первичные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информации;

уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);

уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИС должен содержать средства организа ции обмена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локаль ной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA -системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;

уровень 5 - автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).

5.2 Требования к надежности

Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонент. Гарантийный срок - 18 мес. с момента ввода в эксплуатацию.

Среднее время наработки на отказ СМИС - менее 10000 ч.

Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.

Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

5.3 Требования к безопасности

Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.

Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.

Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03 .

Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

5.4 Эргономические требования

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.

Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплек тованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280×1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

5.5 Требования к защите информации

Информационная защита СМИС - по нормативному документу.

5.6 Требования к защите от влияния внешних воздействий

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP 40 согласно ГОСТ 14254.

Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

5.7 Требования к стандартизации и унификации

Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.

5.8 Требования к совместимости

В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

5.9 Требования охраны окружающей среды

Компоненты, входящие в СМИС и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.

Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.

Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769 , ГОСТ Р 52108 .

Приложение А

(справочное)

Порядок создания структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами потенциально опасных объектов, зданий и сооружений и их информационного сопряжения с едиными дежурно-диспетчерскими службами города

А.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

Определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т. ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;

Уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС на объектах;

Разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах;

Совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т. ч. вызванных террористическими актами, на объектах;

Сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС с СМИС.

А.2 Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются:

Организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

Технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.

А.2.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:

Положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

Инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС;

Дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и др.

А.З В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в городской администрации: «Положение о СМИС», «Положение о ЕДДС города в части контроля объектов», инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

Приложение Б

(обязательное)

Программа комплексных испытаний

Б.1 Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.

Б.2 Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.

Б.2.1 Оценке и проверке подлежат:

Соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;

Соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;

Соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;

Наличие подготовленных кадров в части проектирования, создания и эксплуатации СМИС.

Б.2.2 Проверке подвергают:

Комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

Многофункциональную кабельную систему;

Сеть передачи информации;

Систему сбора и обработки информации;

Административную систему;

ЕДДС города в части взаимодействия с СМИС объекта.

Б.2.3 Комиссия проводит:

Проверку на соответствие требованиям технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к ЕДДС;

Проверку качества и полноты эксплуатационной документации;

Автономное испытание СМИС объекта;

Автономное испытание каналов связи между СМИС объекта и ЕДДС города;

Комплексное испытание СМИС объекта в составе ЕДДС города.

Испытания следует проводить по утвержденным установленным порядком методикам.

Б.2.4 Результаты комплексных испытаний

Результаты проведения комплексных испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием:

Назначения каждого вида испытаний или проверки в соответствии с требованиями технического задания;

Перечня лиц, проводивших испытания, с указанием зоны ответственности каждого лица;

Составу технических и программных средств, использованных для проведения каждого испытания;

Перечня методик испытаний и руководящих материалов по обработке и оценке их результатов;

Перечня протоколов автономных испытаний элементов системы;

Перечня носителей информации, хранящих данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний;

Обобщенных результатов испытаний;

Выводов о результатах испытаний и соответствии требованиям технического задания.

Б.З По результатам проведения комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол от 19.12.03 № 9)

Безопасность труда в строительстве. Часть 1.Общие требования

Ключевые слова: структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, дестабилизирующие факторы, объекты наблюдения, единая дежурно-диспетчерская служба, технологический процесс


СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ; СМИС: построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

Для каких объектов необходимо разрабатывать Структурированную систему мониторинга и управления инженерными системами?

В соответсвии с п. 4.9 ГОСТ Р 22.1.12-2005 (далее ГОСТ на СМИС) с изм. от 01-07-2011

СМИС подлежат обязательной установке на следующих категориях объектов:
- ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов), объекты использования атомной энергии;
- объекты, на которых:
o получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельно установленные законодательством Российской Федерации ;
o осуществляется уничтожение, захоронение химических и других опасных отходов;
o имеются крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
o получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
o ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, включая предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
o используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;
o производят, получают или перерабатывают жидкофазные или твердые продукты, обладающие взрывчатыми свойствами и склонные к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;
- сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- объекты космической инфраструктуры;
- аэропорты и объекты их инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- метрополитены;
- морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;
- магистральные газо- нефте- и продуктопроводы;
- объекты газораспределительных систем, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ или сжиженный углеводородный газ;
- гидротехнические сооружения 1-го, 2-го и 3-го классов;
- крупные промышленные объекты, с численностью занятых людей более 10 тысяч человек;
- объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
высота более чем 100 метров;
пролеты более чем 100 метров;
наличие консоли более чем 20 метров;
заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета;
- объекты с максимальным расчетным пребыванием людей 500 человек и более: зрелищные, спортивные сооружения многофункциональные офисные и торгово-развлекательные комплексы, объекты здравоохранения, гостиницы;
- объекты жизнеобеспечения: установки, склады, хранилища, гидротехнические и инженерные защитные сооружения, коммуникации, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению, повреждению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод) и как следствие - к чрезвычайной ситуации.

Также следует учесть, что в соответсвии с п. 5.10 ГОСТ на СМИС, СМИС должна разрабатываться в составе раздела (подраздела) проектной документации "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Этапы создания СМИС.

2.1 Обоснование инвестиций. (На этом этапе останавливаться долго не зачем. При его выполнении надо дать Заказчику стоимость создания СМИС в зависимости от вариантов, которые он прорабатывает. Стоимость обычно берется примерная на аналогичные объекты).

2.2 Проектная документация.

2.3 Рабочая документация.

2.4 СМР (строительно-монтажные работы).

2.5 ПНР (пуско-наладочные работы).

2.6 Ввод в эксплуатацию.

Итак начнем...

2.2 Проектная документация

Начинается все, как обычно, со звонка Заказчика и просьбы выставить им коммерческое предложение. Учитывая то, что в России нет Сборника базовых цен (СБЦ) на проектные работы по СМИС, то предлагается либо взять СБЦ на АСУ ТП или по опыту предыдущих работ выставить приемлемую стоимость. Тут тоже есть свои тонкости, например, будут или нет разрабатываться Специальные технические условия (СТУ) на создание СМИС, будут или нет разрабатываться Система мониторинга инженерных конструкций (СМИК) или Система управления в кризисных ситуациях (СУКС), которые по требованию ГОСТ на СМИС обязательно должны в ходить в СМИС объекта?

Стандартная технология разработки СМИС стадии П:

2. Запрос ТУ на подключение СМИС к органам повседневного управления РСЧС или к ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях).

4. Разработка раздела СМИС (вкл, если необходимо СМИК и СУКС).

1. Разработка СТУ (если необходимо).

Пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлено, что специальные технические условия разрабатываются и утверждаются в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены. Разработка и согласование специальных технических условий осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36.

Почему я приписал в скобках (если необходимо)? Да, потому что, в ГОСТе на СМИС есть требования к надежности (п. 5.2) и требования к безопасности (п. 5.3). Поэтому нет оснований к обязательной разработке СТУ на создание СМИС. Для чего же может пригодится нам СТУ? Тут легче объяснить на примерах.

Например, нам необходимо разработать СМИС на Нефтеперерабатывающий завод. В этом случае, если имеется достаточный опыт проектирования, можно смело разрабатывать СМИС без СТУ, т.к. все требования ГОСТ на таких масштабных объектах придеться выполнять и СТУ в этом случае выполняется только для подстраховки ваших решений. Но стоить эти СТУ будут около 1 млн. руб. Тут каждый решает сам заказывать их или нет.

Другой пример, нам необходимо разработать СМИС на мост. В этом случае, СТУ может "огородить" Вас от ненужных объемов работ, таких как, разработка СУКС, мониторинг систем вентиляции (как прописано в ГОСТе) и др.

Также полезность СТУ на создание СМИС заключается в том, что разработчик СТУ анализирует всю проектную документацию и сам определяет объекты мониторинга, т.е. те системы которые в соответсвии с ГОСТом должны являться объектами контроля СМИС, а также объемы мониторинга, т.е. тот необходимый перечень сигналов, который в соответствии с п. 4.5. ГОСТ Р 22.1.12-2005 должен обеспечить контроль указанных в этом пункте дестабилизирующих факторов. В дальнейшем при разработке проектной документации Вам самим эту работу уже не нужно будет делать. Однако проблема может возникнуть в том случае, когда разработчик СТУ на создании СМИС необосновано выставит в СТУ требования по разработке необязательных решений. (Например в проекте строительства ж\б трубы вы ставит требование о разработке системы управления в кризисных ситуациях и т.п.).

2. Запрос Технических условий (ТУ) на подключение СМИС объекта к органам повседневного управления РСЧС или к ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях).

Запрос делается в свободной форме на имя начальника Главного управления МЧС России того региона, где располагается объект.

По не подтвержденным данным из ВНИИ ГОЧС, данный запрос напрямую пересылается им и ими же обрабатывается.

Требования ТУ нужно учесть при создании СМИС для того, чтобы на стадии пуско-наладочных работ можно было подключить (сопрячь) СМИС объекта к серверу СМИС в ЦУКС. И получить от них Акт о сопряжении.

3. Разработка Технического задания на проектирование СМИС.

Техническое задание (ТЗ) на проектирование СМИС пишется в соответсвии с ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы.

Тут возможны 2 варианта: есть СТУ или нет.

3.1 Если у Вас разработано СТУ на СМИС:

Тогда в ТЗ на СМИС нужно учесть все требования СТУ (включая выявленные объекты и объемы мониторинга), а также возможно какие то специфические требования самого Заказчика.

3.2 Если СТУ не разрабатывалось:

Тогда необходимо самим, согласовав все решения с Заказчиком, сначала определится с объектами мониторинга, далее с объемами мониторинга и с остальными требованиями, учитывая требования указанные в ГОСТе на СМИС.

4. Разработка раздела СМИС.

В соответсвии с требованиями СТУ на СМИС (или в соответсвии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005, в случаях когда СТУ не разрабатывалось) определяем состав раздела СМИС, т.е. будут ли дополнительно разрабатываться подсистемы СМИК (система мониторинга инженерных конструкций) и СУКС (система управления в кризисных ситуациях).

В соответствии с примерным содержанием тома СМИС приведенным в приложениях к СТУ на СМИС (если СТУ разрабатывалось) необходимо сформировать сам том.

Основными моментами на которые надо обратить внимание при разработке раздела СМИС, по моему практическому опыту, являются:

1. На начальном этапе разработки СМИС на объект необходимо заранее согласовать с Заказчиком место под аппаратную СМИС (желательно выделение отдельного помещения под аппаратную СМИС на первом этаже без окон, площадью от 6 кв.м.).
2. Также в начале разработки раздела СМИС необходимо согласовать с Заказчиком вопросы связанные с персоналом СМИС, т.е. будет ли это отдельный персонал, или функции оператора СМИС и обслуживающего СМИС персонала возложат на штатных сотрудников объекта.
3. Еще одним не мало важным моментом является определение технологии получения информации от объектов мониторинга СМИС, хотя на этапе Проектная документация, обычно, это сложно сделать.

Понятие СМИС.
Цели создания и назначение СМИС

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на соответствующих категориях объектов автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), например, в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) города, района.

СМИС является автоматизированной системой, обеспечивающей автоматический мониторинг и предупреждение аварий, пожаров, ЧС независимо от службы эксплуатации объекта.

Объект оснащается СМИС с целью предотвращения и снижения потерь среди персонала объекта, сокращения возможного вреда здоровью людей, материального и экологического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожаров, аварий путем повышения оперативности предупреждения и оповещения о возникновении таких ситуаций и использования возможностей их прогнозирования, предотвращения и локализации.

СМИС объекта предназначена для:

  • непрерывного автоматического мониторинга в режиме реального времени критически важных для безопасности персонала и окружающей среды параметров систем безопасности, связи, противопожарной защиты, инженерных систем жизнеобеспечения, включая изменение состояния инженерно-технических конструкций объекта;
  • информирования в режиме реального времени дежурного персонала объекта и персонала органа повседневного управления РСЧС (ЕДДС) о пожаре, террористических проявлениях, аварийном состоянии инженерных систем и конструкций, признаках их предаварийного состояния;
  • обеспечения дежурных служб объекта необходимой информацией для своевременного принятия эффективных мер управления системами безопасности, инженерными системами жизнеобеспечения, позволяющих: предупредить развитие пожара, аварийной (чрезвычайной ситуации); локализовать пожар, аварийную ситуацию; снизить людские и материальные потери в случае развития аварийной ситуации, пожара;
  • обеспечения через пункт управления ЕДДС соответствующих служб и подразделений (экстренного вызова, дежурно-диспетчерских, оперативно-дежурных, аварийно-спасательных) информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечения устойчивой связи между сотрудниками аварийно-спасательных, пожарно-спасательных подразделений и штабом в ходе ликвидации на объекте последствий аварий, пожаров, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

Объекты, подлежащие оснащению СМИС

СМИС подлежит обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Полный перечень объектов, оснащаемых СМИС, представлен в ГОСТ Р 22.1.12-2005 (в ред. Изменения №1, утв. Приказом Росстандарта от 01.06.2011 № 110-ст).

Оснащение объектов СМИС должно осуществляться при проведении: строительства - для объектов капитального строительства; реконструкции, капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Структура СМИС

СМИС включает следующие подсистемы:

  • система сбора данных и передачи сообщений (ССП) - осуществляет сбор, обработку данных от подсистем СМИС, инженерных систем объекта (системы жизнеобеспечения, системы безопасности и связи, системы противопожарной защиты) и информирование дежурных служб объекта и ЕДДС о возможности возникновения и возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций, пожаров;
  • система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС) - обеспечивает связь и управление подразделениями ликвидации последствий аварий, ЧС, пожаров, в том числе вызванных террористическими актами, и включает: систему оперативной, чрезвычайной телефонной связи; систему оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб;
  • система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК) - осуществляет автоматический мониторинг в режиме реального времени изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Перечень систем объекта, подлежащих для передачи информации в СМИС

Согласно нормативной документации на разработку СМИС перечень систем, подлежащих для передачи информации в СМИС, должен включать в себя:

  • системы жизнеобеспечения:
  • система электроснабжения:
  • система общего электроснабжения;
  • система бесперебойного электроснабжения;
  • система гарантированного электроснабжения;
  • система электроосвещения:
  • система аварийного электроосвещения;
  • система водоснабжения:
  • система хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • противопожарный водопровод;
  • система водоотведения:
  • система дренажа;
  • система канализации;
  • система газоснабжения;
  • система вентиляции;
  • система теплоснабжения:
  • индивидуальный тепловой пункт;
  • система отопления;
  • система холодоснабжения;
  • система вертикального транспорта;
  • мониторинг температур;
  • комплекс систем безопасности и сети связи:
  • система охранно-тревожной сигнализации;
  • телевизионная система охранного наблюдения;
  • система контроля и управления доступом;
  • система автоматизации и диспетчеризации инженерных систем;
  • система телефонной связи;
  • система кабельного, эфирного и спутникового телевидения;
  • система сбора и обработки информации;
  • системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей (и др.);
  • системы противопожарной защиты:
  • система пожарной сигнализации;
  • система противодымной защиты;
  • система автоматического водяного пожаротушения;
  • система газового пожаротушения;
  • система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • смежные системы.

Представленный перечень систем является обобщенным. Перечень контролируемых систем СМИС индивидуален для каждого объекта и зависит от характеристик объекта, наличия той или иной системы на объекте.

Требования к интерфейсам, протоколам сопряжения и формату передачи сообщений мониторинга от контролируемых систем в СМИС. Требования к каналу связи СМИС объекта с ЕДДС

В контролируемых системах должна быть предусмотрена возможность передачи данных (сообщений) в СМИС. Данные должны поступать в серверы сопряжения СМИС от контроллеров, серверов контролируемых систем по локальной сети (стек протоколов TCP /IP , интерфейс Ethernet ).

Допускается передача данных мониторинга от контролируемых систем в СМИС следующими способами:

  • по открытым протоколам LonTalk, Modbus , BACnet и др.;
  • с помощью унифицированных аналоговых сигналов (0-20 мА, 4-20 мА, 0-10 В), сигналов типа «сухой контакт».

Для реализации передачи данных мониторинга в СМИС в проектах соответствующих систем должно быть предусмотрено наличие технических средств (датчиков, вторичных приборов, контроллеров и др.), обеспечивающих передачу информации в СМИС в соответствии с требованиями, приведенными выше.

В свою очередь в проектных решениях СМИС предусматривается возможность получения данных от контролируемых систем указанными выше способами.

Окончательный способ сопряжения СМИС с контролируемыми системами определяется в ходе согласования заданий на сопряжение организациями разработчиками СМИС и смежных систем.

К каналу связи объекта с ЕДДС предъявляются следующие требования:

  • пропускная способность не ниже 4 Мбит/с;
  • трафик - до 1000 сообщений в час;
  • прием/передача сообщений по сетям L2 IP/VPN.

При этом передача информации в ЕДДС может быть реализована посредством различных транспортных сетей: оптико-волоконная сеть, городская телефонная сеть, радиоканал.

Состав СМИС. Функции, выполняемые компонентами СМИС

Структура СМИС объекта включает персонал и программно-технический комплекс (ПТК), реализующие выполнение задач и функций, определенных в ГОСТ Р 22.1.12-2005.

Как правило, ПТК ССП СМИС включает:

  • сервер СМИС;
  • сервер сопряжения СМИС;
  • автоматизированное рабочее место (АРМ) СМИС;
  • оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS);
  • локальная вычислительная сеть СМИС;
  • комплекс средств связи с ЕДДС;
  • программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирование и передачи информации.

В случае отсутствия возможности мониторинга через существующие аппаратно-программные средства объекта в ССП СМИС предусматриваются контроллеры, модули автоматики, датчики.

Сервер СМИС в режиме реального времени обеспечивает выполнение следующих функций:

  • обработка поступающих от сервера сопряжения СМИС XML-сообщений установленного формата и передача в ЕДДС;
  • архивирование, документирование и сохранение на жёстком диске (с использованием RAID массива для зеркального сохранения данных на нескольких жёстких дисках) полученных от сервера сопряжения XML сообщений;
  • отображение полученных сообщений на АРМ СМИС;
  • отображение на мониторе АРМ СМИС рекомендаций оператору при получении сообщений об инцидентах, авариях, пожаре.

Сервер сопряжения СМИС выполняет в автоматическом режиме реального времени следующие функции:

  • получение от сопрягаемых систем, подсистем СМИС критически важных сообщений и сигналов (об инциденте, аварии, пожаре, террористических проявлениях);
  • обработку полученных данных в соответствии с алгоритмами, формирование и передачу соответствующих XML-сообщений в сервер СМИС;
  • обработку и передачу полученной информации в виде SMS-сообщений абонентам - получателям тревожных сообщений на мобильные платформы (сотовые телефоны) через оборудование автоматической передачи SMS сообщений (GSM модем);
  • сопряжение с локальной вычислительной сетью, обеспечивающей информационный обмен с использованием протоколов TCP/IP, HTTP и информационный обмен XML сообщениям.

Оборудование автоматической передачи SMS сообщений реализует следующие функции:

  • передачу информации (формируемой сервером сопряжения СМИС) об инцидентах, авариях, пожаре в виде тревожных SMS-сообщений абонентам - получателям тревожных сообщений на мобильные платформы (сотовые телефоны);
  • обеспечение системной интеграции (управления) с сервером сопряжения СМИС по интерфейсу RS-232 (RS -485).

АРМ СМИС в режиме реального времени обеспечивает выполнение следующих функций:

  • отображение на мониторе полученных сообщений от сервера СМИС;
  • отображение на мониторе рекомендаций при получении сообщений об инцидентах, авариях, пожаре;
  • отображение на мониторе полученных от сервера СМИС контрольных и диагностических сообщений;
  • обеспечение формирования и передачи серверу СМИС ответных сообщений контроля дееспособности дежурного персонала объекта;
  • отображение на мониторе информации об объекте, информации о состоянии основного технологического оборудования и инженерных систем объекта.

Функции сетевого оборудования СМИС:

  • возможность построения распределённой локальной вычислительной сети свободной конфигурации;
  • обеспечение передачи информации между подсистемами СМИС по стеку протоколов TCP/IP.

ПТК СУКС включает оборудование, обеспечивающее связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС. Система оперативной, чрезвычайной телефонной связи содержит: автономную АТС, программное обеспечение АТС, оборудование автономной проводной телефонной связи.

Система оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб содержит: программируемые ретрансляторы радиосвязи, антенно-фидерные устройства, аппаратно-программный комплекс программирования.

ПТК СМИК включает оборудование мониторинга изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты:

  • сервер СМИК;
  • АРМ СМИК;
  • локальные серверы и контроллеры СМИК;
  • датчики контроля изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты, а также участков возможных сходов селей, оползней, лавин;
  • сетевое оборудование.

Сервер СМИК в режиме реального времени выполняет следующие функции:

  • прием данных от локальных серверов СМИК об изменении параметров состояния инженерных (несущих) конструкций объекта, о нарушении работоспособности оборудования СМИК;
  • обработку данных и формирование баз данных измерений;
  • формирование сообщений серверу сопряжения СМИС по данным от локальных серверов СМИК.

АРМ СМИК отображает:

  • оборудование СМИК на 3D-моделях объекта с указанием его состояния (работоспособно или нет);
  • датчики, зарегистрировавшие критическое изменение параметров инженерных (несущих) конструкций объекта;
  • текущие значения измеряемых датчиками СМИК параметров;
  • диаграммы изменения во времени параметров, измеряемых датчиками.

Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо этого программно-технические средства СМИС объекта должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.

Все электроприемники СМИС должны быть отнесены к особой группе первой категории в соответствии с классификацией ПУЭ. Первую категорию обеспечивают разработчики электротехнического раздела объекта, а требования по особой группе выполняется применением источников бесперебойного питания, предусматриваемых в СМИС.

Для функционирования СМИС при эксплуатации объекта необходим оперативный обслуживающий персонал.

Оперативный персонал СМИС выполняет следующие функции:

  • реагирование в соответствии с регламентом действий на отображаемые на АРМ СМИС и АРМ СМИК сообщения: об угрозе аварий, пожара, ЧС; об опасном изменении состояния инженерных (несущих) конструкций объекта;
  • сбор данных об угрозах ЧС техногенного характера по автоматически отображаемым на АРМ СМИС, АРМ СМИК сообщениям;
  • контроль обстановки и информирование должностных лиц объекта, ЕДДС о развитии предаварийной, аварийной, чрезвычайной ситуации, пожаре, о террористических проявлениях;
  • включение и обеспечение функционирования СУКС в режиме обслуживания служб, формирований, специализированных организаций, подразделений, ведущих аварийно-спасательные работы, ликвидацию последствий аварий, пожаров, ЧС;
  • контроль работоспособности сопряжения с ЕДДС, оборудования СМИС по данным отображаемым на АРМ СМИС и АРМ СМИК и вызов обслуживающего персонала при выявлении неработоспособности.

Функции обслуживающего персонала СМИС:

  • техническое обслуживание оборудования ПТК СМИС в соответствии с регламентом технического обслуживания;
  • восстановление работоспособности оборудования СМИС;
  • диагностика неисправности и подготовка документов для проведения работ по восстановлению работоспособности оборудования СМИС.

Для размещения оборудования СМИС и персонала СМИС на объекте должны быть выделены помещения:

  • аппаратная СМИС - служит для размещения серверной части ПТК СМИС, АТС СУКС, к данному помещению предъявляется ряд требований по невозможности совмещения аппаратной с помещениями другого назначения; по оборудованию аппаратной средствами контроля доступа, пожарной и охранной сигнализаций, пожаротушением; по параметрам помещения и месте его размещения и др.;
  • диспетчерская СМИС - служит для размещения АРМ СМИС, АРМ СМИК и оперативного персонала СМИС. Диспетчерская должна отвечать требованиям нормативной документации, предъявляемым к помещениям данного типа. Диспетчерская СМИС может быть совмещена с общей диспетчерской объекта.

Документы СМИС

Перечень нормативных технических и методических документов, используемых при проектировании, создании и эксплуатации СМИС:

1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» (в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 01.06.2011 № 110-ст).

Стандарт устанавливает:

  • категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений;
  • основные требования к построению СМИС;
  • перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
  • порядок информационного сопряжения СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;
  • порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

2. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения, МЧС РФ, 2008.

Методика предназначена для организаций, осуществляющих научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации систем мониторинга состояния инженерных (несущих) конструкций зданий и сооружений, а также для организаций, осуществляющих мониторинг на стадии эксплуатации:

  • определяет общий порядок, организацию и содержание работ научно-технического сопровождения создания и эксплуатации СМИК;
  • определяет разработку методических разделов проектов СМИК применительно к каждому конкретному объекту с учетом его особенностей.

3. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, МЧС РФ, 2003.

Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.

Методика определяет:

  • последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений ПОО;
  • правила сопряжения СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами;
  • способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов.

В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС.

4. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, МЧС РФ, 2003.

Методика определяет последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмогеологических условий строительной площадки и возможных опасностей на людей, находящихся на объекте. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность.

Методика предназначена для оценки и сертификации инженерной безопасности зданий (сооружений) на основе комплексного анализа их геометрических, физико-механических и динамических параметров.

5. СМИС является автоматизированной системой и при проектировании необходимо руководствоваться соответствующими нормативными документами (ГОСТ Р 21.1101-2009, ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.601-90, РД 50-34.698-90 и др.).

Эффект от создания СМИС на объекте

Оснащение объекта структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений даст следующие положительные эффекты:

  • раннее прогнозирование и выявление неисправностей в работе систем жизнеобеспечения, систем связи и безопасности, систем противопожарной защиты;
  • обнаружение дефекта инженерных (несущих) конструкций на ранней стадии его возникновения, что дает возможность принять меры по предотвращению аварии, и, соответственно, снижает риск утраты несущей конструкцией свойств, которые определяют ее надежность;
  • благодаря непрерывному автоматическому мониторингу инженерных систем и инженерных (несущих) конструкций снижение вероятности возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций;
  • в случае развития аварий, ЧС СМИС позволяет за счет оперативности принятия решений минимизировать последствия данных происшествий.

В конечном итоге создание СМИС на объекте приводит к повышению надежности и безопасности объекта, снижению затрат на эксплуатацию объекта.

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) это: - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально - опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

ПЕРЕЧЕНЬ
потенциально опасных и технически особо сложных объектов

1. Ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).

2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.

3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.

4. Объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей.

5. Магистральные газо- нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа.

6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов.

7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола.

8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.

9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВТ.

10. Морские порты, вокзалы, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.

11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тыс. человек.

12. Уникальные объекты социально-бытового назначения:

Многофункциональные офисные, торгово-развлекательные комплексы площадью более 25000 кв. м;

Высотные строения свыше 75 м.;

Зрелищные, спортивные сооружения с максимально расчетным пребыванием людей 5 тыс. чел. и более;

Строения:

· с пролетами более 50 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;

· с нерегулярной или комбинированной конструктивной системой в плане и по высоте на общем фундаменте;

· с отклонение центра жесткости и центра тяжести несущей системы от центра фундамента;

· с многоярусной подземной частью, расположенной на глубине более пяти метров;

· использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности или разработки специальных методов расчета.

Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:

инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;

подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

· теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование;

· водоснабжение и канализация;

· электроснабжение;

· газоснабжение;

· инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

· лифтовое оборудование;

· система охранной безопасности;

система обеспечения технологических процессов в зданиях и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.).

СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

· нарушения несущей способности конструктивных элементов зданий и сооружений, выявление скрытых дефектов;

· нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды (в том числе утечки), вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;

· нарушения в подаче электроэнергии, вызванные авариями на магистральных кабельных линиях;

· нарушения в подаче газа, вызванные авариями на трубопроводах;

· отказы в работе лифтового оборудования;

· загазованность контролируемых помещений;

· ситуации, связанные с возникновением пожароопасных ситуаций;

· несанкционированное проникновение в жилые и служебные помещения;

· отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

· нарушения технологий очистных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

СМИС должны обеспечивать:

· предупреждение и прогнозирование аварийных ситуаций;

· непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений;

· решение задач контроля параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

· получение автоматизированной формализованной оперативной информации о состоянии инженерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и дежурно-диспетчерских;

· автоматизированное или принудительное, в том числе и с использованием мобильного телефона, оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.);

· повышение оперативности доведения информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС;

· оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях;

· документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий диспетчеров служб зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации;

организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания.е функции СМИС

  • формирование и передача формализованного сообщения о ЧС в ЕДДС;
  • формирование и передача формализованной оперативной информации в ДДС объекта;
  • автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения и специалистов, отвечающих за безопасность объектов, о
  • произошедшей чрезвычайной ситуации;
  • автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС для конкретного объекта и конкретного вида ЧС;
  • документирование и регистрация аварийных ситуаций.

В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

· комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

· многофункциональная кабельная система;

· сеть передачи информации;

· система сбора и обработки информации;

· административная система.

В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо, газо и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.

В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

· кабеленесущие конструкции;

· электрические и слаботочные кабели;

· коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В систему сбора и обработки информации входят:

· серверы ввода-вывода;

· локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

· рабочие станции диспетчеров;

· программный комплекс.

В административную систему входят:

· организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания (сооружения);

· эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;

· документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.

Эффект от создания систем со СМИС

  • Повышение надежности и безопасности инфраструктуры объектов
  • Оптимизация инженерного оборудования
  • Снижение стоимости комплекса инженерных систем
  • Управление из единого диспетчерского центра.
  • Сокращение затрат на эксплуатацию (25-40%)
  • Сокращение затрат на страхование до 60%

Документы СМИС

ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных технических и методических документов, рекомендуемых для использования
при создании и эксплуатации СМИС

1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования"

Стандарт устанавливает:

Категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС);
- основные требования к построению СМИС;
- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
- порядок информационного сопряжения СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (ЕДДС);
- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

2. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения, МЧС РФ, 2008

Методика предназначена для организаций, осуществляющих научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций (СМИК) зданий, сооружений, а также для организаций, осуществляющих мониторинг на стадии эксплуатации:

Определяет общий порядок, организацию и содержание работ научно-технического сопровождения создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений;
- определяет разработку методических разделов проектов по системам мониторинга состояния несущих конструкций зданий, сооружений применительно к каждому конкретному объекту с учетом его особенностей.

3. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, МЧС РФ, 2003

Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.

Методика определяет:

Последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений;
- правила сопряжения СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС);
- способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов.

В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС.

4. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, МЧС РФ, 2003

Методика определяет последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмогеологических условий строительной площадки и возможных опасностей на людей, находящихся на объекте. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность.

Методика предназначена для оценки и сертификации инженерной безопасности зданий (сооружений) на основе комплексного анализа их геометрических, физико-механических и динамических параметров.