Обжалование действий заказчика. Обжалование действий заказчика участником закупки Рассмотрение жалоб фас по 44 фз

Глава 6. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ЗАКАЗЧИКА,
УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, УПОЛНОМОЧЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ЗАКУПОК, ЕЕ ЧЛЕНОВ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ,
КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ,
ОПЕРАТОРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Статья 105. Порядок подачи жалобы

1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.

7. Участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;

2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о том, как самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС, а главное, как это сделать ПРАВИЛЬНО.

В настоящее время интернет просто разрывается от предложений консалтинговых и юридических фирм, которые предлагают свои услуги по консультированию, составлению жалобы, а также её дальнейшему сопровождению в контрольных органах. Однако услуги эти отнюдь не дешевые. Стоимость одного лишь составления жалобы колеблется в пределах от 3000 до 5000 рублей, а иногда и выше. Все зависит от региона, фирмы, оказывающей услуги, и прочих условий.

Но, на самом деле, подготовить и подать жалобу в ФАС не такое уж и сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Помните это крылатое выражение — «Не Боги горшки обжигают»? Действительно, в этом нет ничего сложного и этому легко можно научиться. Изучив эту статью до конца, вы будете в состоянии самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС. И так, давайте начнем…

1. Порядок подачи жалобы в ФАС

В этой части статьи мы с вами рассмотрим последовательность действий при подаче жалобы в ФАС. Эта последовательность состоит из 7-ми простых шагов, которые вам необходимо будет выполнить:

Шаг №1 — Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС;
Шаг №2
— Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться;
Шаг №3
— Скачать образец (шаблон) жалобы;
Шаг №4
— Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства;
Шаг №5
— Определить, куда подать жалобу;
Шаг №6
— Выбрать форму подачи жалобы;
Шаг №7
— Подать жалобу в установленный срок.

А теперь давайте рассмотрим с вами каждый шаг более подробно.

Шаг №1 – «Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС»

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вы должны четко знать какие действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки вы будете обжаловать.

Если жалоба подается на закупочную документацию, то вам необходимо внимательно изучить размещенную заказчиком документацию, выделяя её сомнительные положения. А затем определить, содержатся ли в выделенных вами сомнительных положениях нарушения действующего законодательства.

Если же жалоба подается на действия комиссии заказчика, то необходимо определить, позволяют ли указанные ею сведения в протоколе об отклонении заявки сделать выводы об обоснованности решения. Не редки случаи, когда протокол рассмотрения заявок не позволяет определить положения заявки, не соответствующие требованиям документации о закупке или положения документации о закупке, которым противоречит заявка. Подобное обстоятельство образует самостоятельное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно КоАП РФ), о чем также необходимо указать в жалобе. Таблицу с ответственностью должностных лиц за нарушения 44-ФЗ и 223-ФЗ вы сможете скачать на этом сайте в разделе .

Шаг №2 – «Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться»

Для того чтобы грамотно обеспечить защиту своих прав и интересов в ФАС вам необходимо хорошо знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или по крайней мере уметь в них ориентироваться. Для этого рекомендую вам достаточно глубоко изучить Главу 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., которая называется «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки», а также ч. 9-10 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст.18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Шаг № 3 – «Скачать образец (шаблон) жалобы»

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вам будет необходим образец (шаблон) для составления такой жалобы. Для этого рекомендую вам зайти на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (//www.fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта перейдите по вкладке «Контакты». В выпадающем меню выберите раздел «Обращения в ФАС России».

В левом столбце выберите пункт «Образцы документов».

В центральном окне откроются образцы документов, в нем вам будет нужно выбрать пункт «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

После того, как вы перейдете по данному пункту, перед вами откроется краткая справка ФАС о содержании и сроках подачи письменной жалобы, а ниже этой справки вы найдете ссылку «Образец жалобы», при нажатии на которую вы сможете скачать данный образец на свой компьютер.

Данный образец вы также сможете скачать . Кстати, этот же шаблон можно использовать и для составления жалоб по 223-ФЗ. Помимо этого рекомендую вам зайти в Реестр жалоб (//zakupki.gov.ru/epz/complaint/complaintQuickSearch/search.html ) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (//www.zakupki.gov.ru/ ) там вы сможете ознакомиться с уже рассмотренными или находящимися в рассмотрении жалобами от участников закупок, а также с решениями и предписаниями ФАС.

Вся информация находится в свободном доступе. Если вы новичок, то это будет большим подспорьем в работе, т.к. вы сможете найти в данном реестре жалобу на аналогичные действия или бездействие Заказчика, УО, СО и т.д. Как говориться, зачем изобретать велосипед? Мыслите шире! Да, бывают нестандартные ситуации, но большинство нарушений очень и очень похожи и наверняка уже были обжалованы кем-то другим до вас. Главное уметь находить нужную вам информацию. Также рекомендую вам посмотреть небольшой видеоурок по подготовке жалобы в ФАС:

Шаг № 4 – «Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства»

И так… вы определились с тем, какие именно пункты закона были нарушены, вы собрали все имеющиеся доводы жалобы воедино, скачали образец (шаблон) жалобы или, если вам удалось, то нашли аналогичную жалобу в реестре жалоб. Теперь вам нужно очень внимательно и скрупулёзно составить свою жалобу.

Требования к содержанию жалобы по 44-ФЗ

В ч.8 ст.105 44-ФЗ указаны все сведения, которые должны содержаться в жалобе, а именно:

1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).

2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).

3. Указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Рекомендация: В данном пункте вам необходимо без лишних эмоций и «воды» по существу изложить те пункты, которые были нарушены, а в доводах жалобы указать на те документы или пункты документации, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки и т.д. Жалоба должна содержать полный перечень документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.

Очень важно: Жалоба должна быть подписана и скреплена печатью (при её наличии). К жалобе, поданной представителем участника закупки, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. А также должны быть приложены и перечислены в приложении все документы, на которые вы ссылаетесь в доводах жалобы.

Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ

Согласно требованиям ч.6 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа должна содержать:

1) Наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) Указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;

4) Указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также соответствующие доводы;

5) Перечень прилагаемых к жалобе документов.

Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Шаг № 5 – «Определить, куда подать жалобу»

В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

В случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и т.д. при осуществлении закупки путем проведения совместных конкурсов или аукционов, заказчики которых находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.

Вы можете подать жалобу в ФАС России на действия (бездействие) оператора электронной площадки или в другие территориальные подразделения по месту нахождения заказчика. Т.е. если заказчик из Орла, то и жалобу направляйте в Орловское УФАС. Чтобы ознакомиться с полным перечнем территориальных органов ФАС и их контактными данными, зайдите на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (//fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта нажмите по вкладке «Территориальные органы». В центральном окне сайта откроется список всех территориальных органов ФАС.

При нажатии по названию необходимого территориального органа, откроется сайт данного территориального органа ФАС с контактной информацией для подачи жалобы.

Шаг № 6 – «Выбрать форму подачи жалобы»

Жалоба в ФАС подается либо в письменной форме (лично, по почте или курьером), либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью.

Рекомендация: Если вы подаете жалобу в форме электронного документа, то не поленитесь, обязательно сделайте телефонный звонок и уточните номер входящего документа, чтобы ваша жалоба была зафиксирована. Потому как техника иногда дает сбои и ваша жалоба может попросту не дойти до адресата.

Шаг № 7 – «Подать жалобу в установленный срок»

Сроки подачи жалобы в ФАС подробно рассмотрены во 2-ой части данной статьи.

Вот и весь порядок подачи жалобы в ФАС. Как видите, ничего сложного в этом нет.

2. Сроки подачи жалобы в ФАС

Сроки по 44-ФЗ

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Сроки по 223-ФЗ

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).

3. Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Рассмотрение по 44-ФЗ

ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение 5-и рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Датой поступления жалобы является дата её регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Рассмотрение по 223-ФЗ

Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение 7-ми рабочих дней со дня поступления жалобы. Однако если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно ещё на 7-мь рабочих дней.

На этом моя статья подошла к концу. Пользуйтесь данной последовательностью при составлении своих жалоб на действия (бездействие) заказчиков, изучайте практику ФАС по 44-ФЗ (223-ФЗ) и тогда ни один заказчик не сможет нарушить ваши законные права и интересы. Желаю вам удачи!

P.S.: Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье. Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки 1 . Контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России и территориальные органы УФАС) 2 .

Жалобу можно подать в любое время после размещения заказчиком плана закупок в единой информационной системе (ЕИС), но не позднее чем через 10 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС (на электронной площадке) итогов закупки (соответствующего протокола). Исключением из этих сроков является случай, когда участник закупки намерен обжаловать положения документации о закупке - сделать это можно только до окончания установленного срока подачи заявок. После 10 дней с даты размещения в ЕИС итогов закупки обжаловать действия (бездействие) заказчика можно только в судебном порядке. Кроме того, обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с рассмотрением вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

Жалоба должна подаваться в письменной форме 3 . Она подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу.

Внимание!

Жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам 44-ФЗ 4 . Если заявитель намерен подать жалобу в электронном виде, то он должен использовать электронную подпись 5 .

Жалоба должна содержать:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика;
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии) участника закупки, подающего жалобу;
  3. указание на закупку, в отношении которой подается жалоба;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.

К жалобе должны прикладываться документы, подтверждающие ее обоснованность, при этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба возвращается заявителю без рассмотрения в следующих случаях:

  1. жалоба не соответствует установленным требованиям;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении установленного срока;
  4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или ФАС.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы. ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия ФАС решения по существу, но при этом этот участник уже будет не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) того же заказчика. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы ФАС направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в ЕИС.

Рассмотрение жалобы и принятие решения

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению ФАС в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы должен разместить в реестре жалоб ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направить заявителю и заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы 6 . Если жалоба касается электронного аукциона, то соответствующее уведомление направляется и оператору электронной площадки.

После получения уведомления заказчик направляет в ФАС возражения на жалобу и вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу может быть направлено не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Антимонопольный орган обязан на коллегиальной основе (специальной комиссией) рассмотреть жалобу и возражения на жалобу (если они направлены заказчиком) в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы. По результатам рассмотрения жалобы ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также при необходимости - о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений в определенный срок и о составлении протокола об административном правонарушении. Копия такого решения и в случае выдачи предписания - об устранении допущенных нарушений, - копия такого предписания в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются заявителю, заказчику, действия (бездействие) которых обжалуются, а также при необходимости другим вовлеченным лицам (например, оператору электронной площадки). Информация о принятом решении (выданном предписании) размещается в реестр жалоб ЕИС в этот же срок.

Отметим, что для размещения информации о поступивших в ФАС жалобах и принятых ФАС решениях в реестре жалоб ЕИС согласие на обработку персональных данных не требуется.

Непосредственное участие заявителя и заказчика при рассмотрении жалобы не является обязательным (решение принимается вне зависимости от явки сторон), но ФАС вправе направлять сторонам (а также иным вовлеченным лицам - например, оператору электронной площадки) запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. При этом не допускается запрашивать у заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (например, государственных или муниципальных учреждений). В таком случае ФАС должен запрашивать такую информацию и документы самостоятельно. Кроме того, заказчик обязан представить в ФАС на рассмотрение жалобы документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

После принятия жалобы к рассмотрению ФАС вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику соответствующее требование, которое является для него обязательным. Однако сразу же отметим, что в административном регламенте ФАС (см. ниже) это приостановление является обязательным. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы, а также устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) заказчика, и принятое этими органами решение не соответствует решению ФАС, то должно выполняться решение, принятое ФАС.

Внимание!

Участнику закупки необходимо отдавать себе отчет в том, что по закону ФАС не должен рассматривать жалобу, если участник закупки обжалует то, как заказчик произвел оценку заявок по таким критериям оценки как «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» 7 . В эти нюансы закупки ФАС вмешиваться не будет и в рассмотрении жалобы будет отказано 8 .

Дополнительные особенности обжалования в соответствии с административным регламентом ФАС

Описанная выше процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС установлена указанными положениями федерального законодательства о контрактной системе. Однако у ФАС существует еще и отдельный ведомственный административный регламент, который также регулирует данную процедуру. В нем во многом повторяются положения законодательства, но также он содержит ряд следующих дополнительных норм, значимых для заявителей 9:

  1. Для должностных лиц ФАС установлена обязанность не разглашать полученную информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
  2. Установлены правила консультирования по вопросам обжалования действий (бездействия) заказчика. Консультации могут быть предоставлены по телефону или на личном приеме и могут касаться следующих вопросов:
  • входящем номере, под которым зарегистрированы в системе делопроизводства жалобы и иные документы, связанные с рассмотрением жалобы;
  • нормативных правовых актах, на основании которых ФАС принимает и рассматривает жалобы;
  • сроках рассмотрения жалобы;
  • месте размещения на официальном сайте ФАС (www.fas.gov.ru), портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) справочных материалов по вопросам приема и рассмотрения жалоб.

Консультирование по иным вопросам осуществляется только на основании письменного обращения.

  • Датой поступления жалобы является дата ее регистрации в ФАС в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Если жалоба передается другому органу ФАС по подведомственности (см. ниже), то датой поступления жалобы все равно считается день поступления жалобы в орган, в который она была подана заявителем первоначально.
  • Заявитель имеет право не только присутствовать на заседании комиссии ФАС, рассматривающей жалобу, но и выступить на этом заседании со своими доводами. При этом подтверждение полномочий физических лиц и индивидуальных предпринимателей не требуется, а вот полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности. Полномочия представителей заявителя должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены, такие лица вправе присутствовать на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы. Допуск на заседание комиссии осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
  • Определена подведомственность различных жалоб. ФАС России рассматривает жалобы в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых федеральными заказчиками, например, федеральными министерствами. Территориальный орган ФАС рассматривает жалобы в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых территориальными органами федеральных ведомств (например, региональными органами Федеральной службы государственной статистики и т.д.); закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, осуществляемых региональными органами государственной власти (например, региональными министерствами); закупок для обеспечения муниципальных нужд, осуществляемых органами местного самоуправления и органами местных администраций (например, городским департаментом образования и т.д.); закупок автономных и бюджетных учреждениями, закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако если заявитель подаст жалобу не по подведомственности, то получивший ее орган ФАС должен передать ее тому органу, который уполномочен ее рассматривать, не позднее следующего рабочего дня после поступления жалобы, проинформировав об этом заявителя. Причем если жалоба должна рассматриваться территориальным органом, но была подана в ФАС России, то ФАС России имеет право не передавать ее соответствующему территориальному органу, а рассматривать самому.
  • Если жалоба касается закупки, осуществляемой путем проведения совместного конкурса или аукциона, заказчики которых находятся в «зоне действия» нескольких территориальных органов ФАС, то жалоба должна рассматриваться территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.
  • В регламенте уточнен порядок проведения заседаний комиссии ФАС, рассматривающей жалобу. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии. К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы). На заседании комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом комиссию. В заседании комиссии может быть объявлен перерыв - при его объявлении лицам, присутствующим на заседании, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии, но письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается. После окончания перерыва заседание продолжается с момента, на котором заседание было прервано, но если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы начинается заново.
  • В случае обнаружения нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе комиссия ФАС вправе не выдавать предписание об устранении допущенного нарушения только в случае, если это нарушение не повлияло или не могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Например, в ходже рассмотрения жалобы может выясниться, что заказчик нарушил требование закона о контрактной системе, касающееся размещения в ЕИС полной и достоверной информации 10 , разместив в ЕИС только текстовую часть проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, но не разместив графической части этой документации. Однако поскольку в ходе рассмотрения жалобы комиссия ФАС не установила, что данное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты закупки, то предписание по этому поводу может не выдаваться 11 .
  • Регламент предусматривает возможность досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФАС (см. раздел V регламента). Для этого необходимо направить отдельное заявление либо на имя руководителя ФАС России (если обжалование касается должностных лиц ФАС России или территориального органа), либо на имя руководителя территориального органа (если обжалование касается должностных лиц этого органа). Поступившее заявление рассматривается в течение 30 дней с даты поступления и может быть при необходимости продлен, но не более чем на 30 дней. Решение по обращению оформляется в форме письма, направляемого заявителю.
  • 1 Ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 П. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

    3 Форму жалобы можно найти в справочно-правовой системе «Консультант Плюс» (раздел «Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок», подраздел «Обжалование действий заказчика участником»), а образец жалобы - в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

    4 Письмо Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    5 Письмо Минэкономразвития России от 18.06.2015 № Д28и-1638

    6 Ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    7 Ч. 6 ст. 106, пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    8 См., например, Решение ФАС России от 24.05.2016 по делу № ВП-259/16.

    9 Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    10 Ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    «Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

    Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

    Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

    Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

    Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

    Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

    • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
    • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
    • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
    • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
    • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

    Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

    Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

    К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

    К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

    В жалобе необходимо прописывать:

    • номер извещения о закупке на официальном сайте;
    • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
    • обжалуемые действия заказчика;
    • список прилагаемых документов.

    Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

    Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

    • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
    • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

    В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

    Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

    Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

    Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

    По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

    • признание жалобы необоснованной;
    • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

    К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 - необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

    Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

    Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

    • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям "бинт марлевый", "маски одноразовые", "вата медицинская" и др.

    Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

    Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию "лучше ГОСТа", документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

    • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

    Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

    Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований...", так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

    • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки - запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

    Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

    Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта - срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

    Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

    Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

    Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

    Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

    Дополнительно в заявлении указывают:

    • название территориального УФАС;
    • название, номер, дата решения по жалобе;
    • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
    • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
    • требование о признании решения недействительным.

    К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

    В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

    Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

    В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

    Благодарю всех за внимание.

    Участие в государственных закупках – один из сложных способов вступления в договорные отношения. Процесс заключения контракта очень сильно забюрократизирован, а к участникам закупок предъявляются жесткие требования. Они нередко подвергаются произволу со стороны заказчиков.

    Права участников защищены законом, и они могут обжаловать результат государственной закупки в ФАС.

    В каких случаях можно пожаловаться в ФАС на заказчика?

    Спорные ситуации между заказчиком и участником закупок могут быть разнообразными.

    Например, подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ возможно в следующих случаях:

    • нарушены положения закона о госзакупках в отношении обеспечения контракта – заказчик может выдвигать необоснованные требования к виду обеспечения;
    • заказчик незаконно отказал компании или предпринимателю в допуске к торгам или препятствует исполнению контракта;
    • заказчик «искусственно» ограничил количество участников закупки путем формирования требований, отраженных в закупочной документации;
    • в документацию о закупке включены положения, согласно которым участники должны предоставить сведения или документы, предоставление которых не является обязательным в силу закона.

    Это далеко не полный список тех нарушений, которые могут быть допущены заказчиком и обжалованы в ФАС. Понять, как действовать в той или иной спорной ситуации с заказчиком, поможет профессиональный юрист по 44-ФЗ . Обращение к юридическому специалисту по госзакупкам нашей компании поможет вам добиться справедливости и отстоять честное имя своей компании.

    Закон позволяет обжаловать любому участнику закупки действия/бездействия не только самого заказчика, но и следующих лиц:

    • специализированной организации;
    • комиссии по осуществлению закупок;
    • членов комиссии по осуществлению закупок;
    • должностных лиц контрактной службы;
    • контрактного управляющего;
    • оператора электронной площадки.

    Обратите внимание! Ваша жалоба в ФАС не может являться основанием для отказа в судебном обжаловании действий заказчика. Это означает, что если вас не устроит решение антимонопольной службы по вашему вопросу, вы можете с тем же вопросом обратиться и в суд.

    Сроки для обжалования результатов закупок по 44-ФЗ в ФАС

    Обжаловать в ФАС действия/бездействия заказчика, нарушающие ваши права и интересы, можно в любое время сразу после размещения в ЕИС плана закупок. Но есть и ограничительные сроки. Так, нужно успеть подать жалобу не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС:

    • для конкурса — протокола рассмотрения и оценки заявок;
    • для запроса котировок — протокола рассмотрения и оценки заявок;
    • для запроса предложений – протокол запроса предложений;
    • при определении поставщика закрытым способом – отсчет ведется от даты подписания соответствующего протокола.

    Обжаловать положения документации о закупке можно до даты, когда заканчивается срок подачи заявок.

    При проведении электронного аукциона нарушения можно обжаловать в любое время определения поставщика и в период аккредитации на электронной площадке. Ограничительный срок – не позднее 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола по такому аукциону.

    Если обжаловать нужно положения документации по аукциону, то уложиться необходимо до окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе.

    Если нарушения в действиях заказчика связаны с заключением контракта , то жалобу в ФАС нужно подать до даты его заключения.

    Куда направлять жалобу на заказчика по 44-ФЗ?

    Жалобу можно подать в территориальный орган ФАС РФ. Найти данные о нем можно на официальном сайте антимонопольного органа.

    На сайте ФАС РФ (http://fas.gov.ru/) выберете вкладку – Территориальные органы.

    Жалоба в ФАС составляется в письменной форме. В данный документ необходимо включить следующие данные:

    • в отношении лица, действия которого обжалуются – название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если обжалуются действия физического лица, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона (если такая информация имеется);
    • название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если в качестве подателя жалобы выступает физическое лицо, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона и факса (если есть);
    • сведения о закупке;
    • описание действий/бездействий заказчик (или иных лиц), а также доводы жалобы;
    • перечень прилагаемых документов;
    • подпись представителя лица, подающего жалобу, печать (при наличии) и дата составления жалобы.

    Если у вас отсутствует возможность обратиться за помощью к юристу по госзакупкам, а ознакомиться с примером жалобы по 44-ФЗ в ФАС необходимо, то можно зайти на сайт ЕИС. На данном ресурсе публикуются все жалобы, поданные в антимонопольную инстанцию.

    Итак, зайдите в раздел Реестр жалоб в ЕИС (http://www.zakupki.gov.ru/epz/complaint/quicksearch/search_eis.html?searchString=&morphology=on). Перед вами будет перечень всех поданных жалоб.

    Прежде всего, нас будут интересовать те, которые рассмотрены и признаны обоснованными. Отметка об этом делается в левом верхнем углу. Тот факт, что жалоба рассмотрена, означает, что она была составлена без нарушений, в её форме и содержании были учтены требования закона.

    Чтобы ознакомиться с текстом жалобы, достаточно нажать на номер жалобы и среди прочей информации вы найдете и раздел Содержание жалобы..

    Подать жалобу можно тремя способами:

    • передать лично в надзорный орган;
    • направить почтой России;
    • переслать по электронной почте (если у вас есть ЭЦП).

    Стоит помнить, что ФАС может вернуть вашу жалобу без рассмотрения по существу, если будут допущены следующие ошибки:

    • жалоба не соответствует требованиям ст. 105 ФЗ-44;
    • жалобу забыли подписать или её подписало лицо, полномочия которого не подтвердили документально (например, к жалобе не приложили доверенность);
    • опоздали по срокам с подачей жалобы;
    • обжалуемые действия или бездействия уже были предметом рассмотрения суда или контролирующего органа и по ним было принято решение.

    Решение о возврате жалобы ФАС должна принять в течение 2 рабочих дней, а также сообщить об этом в письменной форме её подателю.

    Судебная практика по жалобам в ФАС по 44-ФЗ

    Пример 1. ФАС вернул жалобу заявителю на том основании, что в жалобе не был указан почтовый адрес заявителя. Компания обжаловала отказ антимонопольного органа в рассмотрении жалобы в суд. Последний встал на сторону подателя жалобы и признал отказ ФАС незаконным. Суд указал, что в жалобе обществом указан адрес его местонахождения и почтовый адрес, соответствующий адресу регистрации данного юридического лица в ЕГРЮЛ, а также имеются сведения об адресе электронной почты, номерах контактного телефона и факса (Постановление Арбитражного Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. по делу N А45-24942/2014).