Общества в современном мире. Каковы характерные черты современного общества? Структура современного общества Традиционные общества современного мира

К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах - и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация - появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные общества во многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины.

Индустриальные общества

Современная индустриализация возникла в Англии, в результате "промышленной революции", начавшейся в XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях.

Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных.

По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас.

Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами - гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции "национальных" сообществ. Индустриальные общества явились первыми национальными государствами.

Таблица - Типы человеческих обществ

Основные характеристики

Время существования

Сообщества охотников и собирателей

Состоят из небольшого количества людей поддерживающих свое существование охотой, рыбной ловлей и сбором съедобных растений. Неравенство в этих обществах слабо выражено; различия в социальном положении определяются возрастом и полом.

С 50 000 до н, э. до настоящего времени хотя сейчас находятся на грани полного исчезновения.

Земледельческие общества

В основе этих обществ - мелкие сельские общины; городов нет. Основной способ получения средств к существованию - земледелие, иногда дополняемое охотой и собирательством. Эти общества характеризуются более сильным неравенством, чем сообщества охотников и собирателей; во главе этих обществ стоят вожди.

С 12 000 до н. э. до настоящего времени. Сегодня большая их часть входит в состав более крупных политических образований и постепенно утрачивает свой специфический характер.

Общества скотоводов

Эти общества основываются на разведении домашних животных для удовлетворения

материальных нужд. Размеры таких обществ варьируются от нескольких сот до тысяч человек. Для этих обществ обычно характерно ярко выраженное неравенство.

Управляют ими вожди или военачальники.

Тот же отрезок времени, что и у земледельческих обществ. Сегодня общества скотоводов также входят в состав более крупных государств; и их традиционный образ жизни разрушается.

Традиционные государства, или Цивилизации

В этих обществах основой экономической системы по-прежнему является земледелие, однако существуют города, в которых сосредоточены торговля и производство. Среди традиционных государств встречаются очень большие, с многомиллионным населением, хотя обычно их размеры по сравнению с крупными индустриальными странами невелики. Традиционные государства имеют особый правительственный аппарат, во главе которого стоит царь или император. Между различными классами существует значительное неравенство.

Примерно с 6000 до н. э. до девятнадцатого века. К настоящему времени все традиционные государства исчезли.

Общества первого мира

Эти общества основываются на промышленном производстве, причем значительная роль отводится свободному предпринимательству. В сельском хозяйстве занята лишь незначительная часть населения, подавляющее большинство людей живет в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя и менее выраженное, чем в традиционных государствах. Эти общества составляют особые политические образования, или национальные государства.

С восемнадцатого века до настоящего времени.

Общества второго мира

Общества, которые имеют индустриальную базу, но в их экономической системе господствует централизованное планирование. Лишь относительно небольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, большинство проживает в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя целью марксистских правительств этих стран является создание бесклассовой системы. Подобно странам первого мира, образуют особые политические общности, или национальные государств?

С начала двадцатого века (после Октябрьской революции 1917 года в России) до настоящего времени.

Общества третьего мира

Общества, в которых большая часть населения занята в сельском хозяйстве, живет в сельской местности и применяет в основном традиционные методы производства. Однако часть сельскохозяйственной продукции реализуется на мировом рынке. В некоторых странах третьего мира существует система свободного предпринимательства, в других - централизованного планирования. Общества третьего мира также являются национальными государствами.

С восемнадцатого века (как колонизированные страны) до настоящего времени.

Национальные государства - это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ.

Применение индустриальных технологий отнюдь не ограничивалось мирным процессом экономического развития. Уже с первых шагов индустриализации промышленное производство было призвано служить военным целям, и это радикально изменило, способы ведения войны, поскольку были созданы вооружения и типы военной организации гораздо более совершенные, чем в неиндустриальных культурах. Экономическое превосходство, политическая цельность и военная мощь создали основу того неудержимого распространения западного образа жизни, которое пережил мир в течение последних двухсот лет.

Некогда многочисленные традиционные культуры и государства исчезли не потому, что их образ жизни был "низшим". Они оказались неспособны противостоять воздействию того сочетания промышленной и военной мощи, которое развивалось в западных странах.

Идея власти, и тесно связанное с ней понятие идеологии, занимают в социологии очень важное место. Под властью подразумевается способность индивидов или групп соблюсти свои интересы даже тогда, когда остальные этому противятся.

Иногда власть связана с прямым использованием силы, но почти всегда ей сопутствует появление идей (идеологий), которые оправдывают действия власть имущих. В случае экспансии Запада захватчики оправдывали свои" действия тем, что они якобы несли "цивилизацию" "языческим" народам, с которыми вступали в контакт.

ОБРАЗОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
2. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ. МНОГООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ.
3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

«Общество – свод камней, который обрушился

бы, если бы один не поддерживал другого».

Сенека
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.


Прежде всего, отметим многозначность самого определения «общество». В самом деле, в современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам («общество филателистов», «общество спасения на водах» и т.д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека , круг его общения. Каковы же факторы, определяющие специфику и тенденции развития человеческого общества?

Исходным в понимании общества является представление об организованном сознательном труде человеческих сообществ, осуществляемом в целях создания условий, необходимых для жизни и развития людей. Можно сказать, что общество – это высшая ступень в эволюции материального мира, относительно независимое от природы материально-духовное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей и их взаимодействий друг с другом .

Все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Это как бы первооснова всего социального .

Не существует абстрактного общества, общество всегда конкретно. Любое общество имеет определённое географическое пространство (территорию), обладает властью, материальными средствами, своей организацией и нормативным порядком.

Изучение основных признаков общества позволяет ответить на вопрос о том, какое объединение людей можно считать обществом. Наиболее полный перечень этих признаков был дан известным американским социологом Э. Шилзом . Он подчёркивает, что понятие «общество» применимо к любому по численности объединению людей, если оно:


  1. Не является частью более крупной системы.

  2. Имеет определённые географические границы, территорию.

  3. Имеет собственное название и собственную историю.

  4. Обладает собственной системой управления.

  5. Способно к воспроизводству. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые являются её признанными членами.

  6. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, правил, законов, нравов), которую называют культурой.

  7. Способно к интеграции, т.е. включению нового поколения в сложившуюся систему отношений, подчинению общепринятым нормам.
Каковы основные свойства общества как целого?

Можно выделить четыре таких свойства:


  • самовоспроизводство ,

  • самоорганизация (способность общества самостоятельно определять содержание своей деятельности, вырабатывать нормы и принципы своего функционирования),

  • саморазвитие ,

  • самодостаточность (способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни).
Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать , ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает лишь общество в целом.

Непременным условием существования общества является окружающая среда, природа. Общество может существовать и функционировать лишь за счёт активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению своих потребностей. В отличие от животных, люди преобразовывают природу, а не просто ею пользуются. В ходе своей деятельности человек сумел создать «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Интегральным, сущностным качеством общества является социальность , понятая в широком смысле как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.

Анализируя феномен человеческого общества, необходимо исходить из понимания его как сложноорганизованного системного объекта. Общество – целостная система, состоящая из множества подсистем.

Система (от греческого systema ) - совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих .

Общество можно представить как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система. Общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью. Поэтому социальную систему можно понять не только как совокупность отдельных видов деятельности, но и как совокупность отдельных социальных групп или как структуру связывающих эти группы и организации отношений. Общество – целостная система, состоящая из множества подсистем.

ИТАК, основные элементы общества:


  • индивиды;

  • социальные общности и группы (нации, классы, семьи и т.д.);

  • социальные институты (семья, государство, партии, образование, религия и т.д.);

  • социальные связи и отношения.
Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения , которые и объединяют людей.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными. Рассмотрим основные из них. Прежде всего, это - непосредственная социальная связь : связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т. е. воспринимающими друг друга непосредственно своими органами чувств. Чаще всего это - сотрудничество (выполнение общей работы), которое имеет широкое распространение и огромный удельный вес в жизни общества. Это материальная физическая связь между людьми. Каждый участник работы оказывает известное воздействие на других и испытывает их воздействие на себе. Такое воздействие содержит помимо материального психологический и идеальный моменты. Сотрудничество возможно и на почве выполнения религиозного ритуала, игры, политического действия и др.

Другой тип взаимодействия людей в обществе - это опосредованная связь , т. е. связь между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если люди разделены лишь географическими рамками, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на базе разделения труда. Крестьянин, производящий в деревне лен, сотрудничает с рабочим, перерабатывающим его в городе на пряжу, хотя они и не видели друг друга никогда; опосредованная связь возможна в области искусства, политической деятельности и пр.

Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время . Такую связь можно было бы назвать связью - воздействием . Каждое данное поколение людей в своем поведении связано с поведением предшествующих поколений: оно опирается на его культуру, накопленные им организационные методы и навыки, отталкивается от суммы идей, совокупности верований, духовных течений, добытых прошлыми поколениями. Эта связь есть действие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Общественная жизнь сложна и многосферна. Под сферой общественной жизни понимается относительно самостоятельная область жизнедеятельности человека, которая необходима для жизни общества. Общественная жизнь включает четыре сферы – экономическую, политическую, социальную и духовную .

Каковы же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности?

Экономическая сфера жизни общества – это сфера производства, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг . Это могут быть материальные блага (предметы питания, одежда, жилище и т.д.), так и духовные ценности (предметы искусства, науки, образования и т.д.). В процессе производства , которое всегда носит общественный характер, люди вступают в определённые отношения между собой – отношения собственности, распределения, обмена и потребления.

Политическая сфера жизни общества – это сфера управления, регулирования общественной жизни, поддержания социального порядка. Основой деятельности этой сферы является власть. Главный политический институт общества – государство. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой.

Социальная сфера жизни общества охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком.

ЛЕКЦИЯ 1

ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78 ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МОРЕ.

План лекции

    Характеристика современного общества.

    Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

    Отрицательное воздействие судов на окружающую среду.

    Международная конвенция Марпол 73/78

Основные теоретические положения

1. Характеристика современного общества.

Современное общество характеризуется как общество, которому свойственно накопление и потребление, причем независимо от общественно-политического, этического и государственного уклада. Это является одним из наиболее очевидных и негативным отличием от общества устойчивого развития. Это противоречит принципу экологии и взаимодействия человека с окружающей его природной средой. Отсюда как следствие нарушения основополагающего принципа экологии возникшие в последнее время катаклизмы и проблемы:

Дефицит кислорода и питьевой воды;

Деградация озонового слоя;

Создание условий «парникового эффекта»;

Загрязнение окружающей среды химическими, физическими, биологическими и радиоактивными загрязнителями;

Интенсивное исчерпывание невозобновимых источников энергии, что приведет к энергетическому кризису и военно-политическим конфликтам;

Сокращение площадей лесных массивов, плодородных земель;

-«кислотные» дожди;

Демографический взрыв популяции человечества;

Снижение уровня иммунной системы человека, возникновение новых заболеваний, против которых еще не найдены рациональные пути их локализации, лечения.

Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, а во многих странах разработаны также и государственные постановления, направленные на предотвращение загрязнения морей.

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т.п. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, например, в портах.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности. Все более острой становится проблема – снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.

2. Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

Экология – это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. Греческое слово ойкос означает дом, жилище, а логос – слово, учение.

Экология – это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Ученые изучают разные взаимодействия, исследуя различные экосистемы: леса, пустыни, степи, реки, озера, океаны или любой другой набор организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их абиотической средой.

Экологическая система – это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия).

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера.

1. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

Растения;

Животные;

Деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция – это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) – совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. В мире существует от 3 до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество.

4. Экосистемы – это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и мертвых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой.

Целью изучение экологии является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 – индивидуальная информированность и на этой1 основе способность принимать уверенные и эффективные решения.

Задачи дисциплины «экология» являются изучить:

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

Пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающие отрицательные влияния на окружающую природную среду;

Технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

Принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

Круговорот химических веществ в природе;

Этапы развития жизни на Земле;

Концепцию устойчивого развития общества.

История развития экологических проблем. Этапы развития жизни на Земле.

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

Добиологический;

Возникновение биосферы;

Формирование ноосферы.

Добиологический период охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. В это время атмосфера Земли содержала, и другие ядовитые газы. Свободный кислород в атмосфере практически отсутствовал. Однако благодаря ультрафиолетовому излучению стали возможны химические реакции, которые привели к образованию сложных органических молекул – аминокислот. Они в свою очередь послужили материалом для построения простейших живых организмов. Увеличение содержания кислорода за счет абиотических процессов и наличие ультрафиолетового излучения дало толчок к образованию вокруг планеты защитного озонового слоя. Это обеспечивало надежную защиту живых организмов от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

При накоплении кислорода в атмосфере до 3% появились первые многоклеточные микроорганизмы. Это было примерно 600 млн. лет назад.

В дальнейшем при развитии растительности обеспечило выделение большого количества кислорода и питательных веществ, что в свою очередь обеспечило эволюцию животных. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности преобразовали часть недр и поверхностный слой суши, изменили качественный и количественный состав водного и воздушного бассейнов.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы – сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика план6еты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида – человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы – сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

На первом этапе продукты, создаваемые природой, присваивались людбми при помощи созданных им средств труда. Основной источник энергии в этот период – мускульная сила человека. В этот период человек целиком зависел от природы, его поведение и сознание можно характеризовать как единство общества и природы.

На втором этапе основным способом получения средств существования стало земледелие и скотоводство. На этом этапе развития общество в значительной степени зависело от климатических и других природных условий, и человек не противопоставлял себя природе, считая ее неотъемлемой частью, а поведение и сознание людей этого периода можно характеризовать как взаимодействие с природой.

Третий этап характеризуется переходом от аграрной экономики к индустриальной. Отличительной особенностью этого периода является то, что общество и природа представляются как две самостоятельно существующие стороны, противостоящие друг другу и развивающиеся обособленно друг от друга.

История развития общества показывает, что его взаимодействие с природой может привести к возникновению экологических кризисов, которые до настоящего времени носили локальный характер. История развития общества свидетельствует, что технический прогресс приводит к увеличению интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. При этом с переходом на более высокий уровень развития общества всегда создавались предпосылки для возникновения более тяжелых экологических кризисов.

Развитие цивилизации уменьшает зависимость людей от стихийных сил природы. Но, воздействуя на природу, общество создало новую вторичную окружающую среду – техносферу.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема – адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека – процесс очень медленный.

Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации. Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом . Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Особенности современного общества

В современном обществе, называемом "постиндустриальным" или "информационным", его активные граждане вынуждены заниматься непрерывным самообразованием, чтобы не отставать от прогресса социума хотя бы в научных знаниях.. Между тем, прогресс такого общества сводится к одной причине - к эффективности и качеству научных знаний и совершенствованию систем образования на их основе: знания являются движущей силой развития человечества, а "формы развития знаний" формируются в "формах развития социума".

В любом варианте понимания современного общества - как "постиндустриального", как "информационного", как "общества потребления", как "гражданского" общества" - качество его жизни определяется качеством его знаний и умениями применять их на практике. Уместно отметить, что сами разные имена современного общества представляют собой формы мировоззренческих знаний, а их различия определяются мировоззрением и теоретической точкой зрения учёных на современное общество, призванной выделить наиболее значимые его свойства или качества. Характерно, что указанные имена современного общества имеют не российское происхождение, поскольку в России социальные знания не составляют какую-то целостную научную теорию, имеющую в своей основе модель осмысленного развития, и даже методологии социологической направленности имеют какую-то странную структуру. В отличие от них, структура всеобщей методологии ВНМС имеет в своём мировоззренческом основании 3 функции творческого человека и 6 форм развития материи, обеспечивающих прогресс человека или социума и придающих единый смысл их жизни.

РФ хотя и имеет внешние признаки общества, похожего на современное, но по сути современным не является, поскольку по сравнению с западными обществами имеет слишком большое имущественное расслоение, лишено демократических прав и гражданских свобод, ограничено в потреблении и находится в систематическом информационном заблуждении, будто бы власти его "ведут к светлому будущему". Потому-то и возникла у верховной власти тема модернизации РФ. В РФ неразвитое общество или "общество, введённое в систематическое заблуждение", поскольку власть захвачена случайными людьми, которые не имеют необходимых знаний и систематически морочат головы гражданам искусственными проблемами, умело создавая их там, где их, казалось бы, быть не должно. Власть в РФ пытается копировать институты высоко развитого общества, но даже это делает не компетентно или вообще бездумно. В последнее время новый Президент РФ предпринимает меры по исправлению РФ, но до тех пор, пока не повысится качество законодательства, прогресс РФ не возможен.

В неразвитом обществе системы обучения дают знания одного рода, а системы практической деятельности требуют знания другого рода, поэтому молодым специалистам приходится работать не по специальности. Но если бы количество чиновников во власти было бы мало, то всё это ещё можно было бы оправдать, а при наличии специального министерства понять это можно, но оправдать нельзя. В связи с этим, в таком обществе ещё более велика необходимость в самообразовании, чем в "информационном обществе", хотя причины этой необходимости другие. В этой связи должна быть ясна и причина низких рейтингов РФ среди мировых держав. В таких условиях для ускорения в развитии общества необходимо кардинально повысить качество его знаний "нематериальных средств", а сделать быстро и организованно это можно на основе ВНМС.

Власть в РФ сложилась в результате криминально-буржуазной революции, прикрываемой лозунгами о строительстве социального государства, однако усиление в РФ неравномерности экономических и политических прав граждан указывает на нежизнеспособность такого государства. Недра в нём на словах принадлежат обществу, а на деле людям, случайно оказавшимся у власти. Они, понимая временный характер своего пребывания во власти, ввели крайне неравноправную систему оплаты труда, направленную на поощрение менеджеров вне зависимости от качества их медвежьих "услуг".
Поэтому "топ менеджеры" повсюду имеют привилегии, обособлены от предмета управления и не могут объективно оценивать собственные управленческие решения в таких жизненно важных сферах экономической жизни, как "ЖКХ" или "система медицинского страхования". Поэтому их "реформы" длятся десятилетия, но "воз и ныне там". Так РФ годами живёт иллюзиями, а верховная власть с ними не борется, подобно тому, как не боролась с иллюзиями власть в СССР. В этом смысле РФ является отсталым государством, не способным создать условия для формирования современного общества - информационного, гражданского или иного названия. Между тем, иллюзий у элиты РФ было бы меньше, если бы она не питалась бы иилюзиями, которые создаются любым "современным обществом" якобы "на научной основе".

Количество научных знаний у современного общества большое, но его наука не успевает интегрировать знания разных дисциплин и формировать подлинные знания о мире в целом, широко доступные для усвоения и применения еще при обучении в школе или в вузе. Практическими следствиями низкого качества знаний являются рукотворные проблемы в жизни современного человека и общества, переходящие в личностные или социальные кризисы. Исследование этой проблематики на основе ВНМС показало, что в научной, научно-популярной и учебной литературе РФ качество "форм выражения знаний", а также их содержания, то есть собственно "знаний", существенно зависит от принадлежности их авторов к тому или иному научному сообществу или языковому обществу.

Отличительные особенности современной эпохи

Посмотрим, прежде всего, каково нравственное состояние общества в нашей стране. Нередко приходится слышать самоуспокаивающие высказывания, что о нем не стоит особенно беспокоиться, ибо ситуации, аналогичные имеющимся, в большей или меньшей степени свойственны обществу всегда. Так, массовое воровство, присущее нашему времени, часто оправдывается тем, что еще историк Н.М. Карамзин, когда его попросили кратко охарактеризовать современное положение в Российской империи, сказал, что это можно выразить одним словом: "Крадут".

Вместе с тем большое заблуждение - думать, что прошлые социальные процессы можно однозначно экстраполировать на настоящее и будущее. Будущее нельзя прогнозировать достоверно, исходя только из прошлого, не учитывая того, что человечество непрестанно развивается и не повторяет полностью свои прежние этапы развития.

Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что они поставили общество в критическое, а более точно - катастрофическое положение. Ведь никогда Россия еще не была на грани демографического и этнического кризисов, в которых она оказалась ныне в результате проводимых в ней реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации.

Падает рождаемость и растет смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. Уже в 1992 г. был зарегистрирован отрицательный прирост населения: смертность превысила рождаемость. Если исходить из показателей 1986 г., то по сравнению с этим годом получается, что уже в 1992 г. Россия "недополучила" более полутора миллионов человек. Средняя продолжительность жизни в 1986 г. составляла 65 лет у мужчин и 74 - у женщин, а в 1995 г. она уменьшилась до 58 лет у мужчин и 71 у женщин. Причем больше всего российские мужчины умирают в самом трудоспособном возрасте: от 20 до 55 лет их смертность составляет 80% от всех умерших. Если эта тенденция сохранится, то из нынешнего поколения подростков не доживут до пенсии 48% юношей ("Неделя", 1997, 19-25 мая). Увеличивается также детская смертность.

Иногда высказывается мнение, что ничего исключительного в сокращении рождаемости в России нет, так как подобные явления и сопутствующее им повышение среднего возраста граждан в той или иной мере наблюдаются и в ряде стран Запада. Это утверждение демагогично, поскольку там это порождается совсем другими причинами. В этих странах материальный уровень жизни населения значительно выше, заработная плата выплачивается вовремя и полностью, а безработным выдается пособие, существенно превышающее, как правило, зарплату наших так называемых бюджетников. Ни о каком голодании или даже о недоедании значительных слоев населения или страданиях людей от холода в неотапливаемых квартирах там не идет речи. В этих странах действуют другие факторы, в частности, старение населения там объясняется, в основном, увеличением продолжительности жизни.

Еще одна проблема состоит в физическом вырождении населения России, т.е. его этнической деградации. В частности, увеличивается процент детей с недостатками в их развитии и здоровье. По данным 1994 г. из родильных домов России выписывается здоровыми менее 30% детей, и по прогнозам их доля к 2015 г. может сократиться до 15%-20%. Уже сейчас 40%-45% учеников начальной школы страдают от тех или иных психоневрологических заболеваний (Г.Ф. Морозова "Деградация нации - миф или реальность?"), а в ряде мест, например, в окрестностях Семипалатинского полигона, на котором испытывалось ядерное оружие, уже наблюдаются многочисленные рождения детей-уродов, генетических мутантов.

Во многом прогрессирующая убыль населения и рост числа детей, рождающихся неполноценными, объясняются снижением общего благосостояния (в своем большинстве народ бедствует, в отдельных регионах люди просто голодают в полном смысле этого слова), ухудшением психологического здоровья нации в результате отсутствия уверенности в завтрашнем дне и перспектив на улучшение сложившейся ситуации, а так же ухудшением уровня и доступности медицинского обслуживания. Так, в частности, чрезмерно подорожали лекарства и введена плата за многие виды медицинской помощи. Во многих местах сложилась опасная экологическая обстановка. Тяжелое психологическое воздействие оказали на людей бессмысленные потери, которые понесла наша страна в войнах в Афганистане и Чечне.

К этому следует добавить стремительное распространение в стране пьянства и алкоголизма, что является нашим национальным бедствием. По данным прессы, Россия по потреблению алкоголя на душу населения вышла на первое место в мире, опередив признанного лидера - Францию, которая, начиная с середины 60-х годов, медленно, но непрерывно снижает потребление спиртного. Это наше количественное превосходство над Францией усугубляется низким качеством употребляемых алкогольных напитков, значительным преобладанием низкопробной водки над вином (качество которого также заставляет желать много лучшего) и манерой пить "ударными дозами". Рост алкоголизма и пьянства в России отрицательно влияет на многие стороны жизни: наряду с общим ростом смертности населения увеличивается процент смертности от отравления алкогольными напитками. К 1996 году от отравления поддельной водкой гибло ежегодно в два раз больше людей, чем за девять лет афганской войны. При общем сокращении рождаемости в стране в результате алкоголизма родителей чаще рождаются физически и умственно неполноценные дети; ухудшается криминальная обстановка. В качестве примера отметим, что в 1994 г. в Подмосковье 14% всех смертей связано с употреблением спиртных напитков, "по пьянке" было совершено 3/4 всех умышленных убийств, а пьяные водители - виновники 17% всех дорожно-транспортных происшествий ("МК", 1995, 18 февраля).

К сожалению, нередко распространяются демагогические утверждения о том, что нет никаких причин для особой озабоченности по поводу роста пьянства в России, так как якобы на Руси всегда много пили. Это неверно. В русских деревнях особого пьянства не было. Крестьяне выпивали 5-6 раз в год по праздникам. Несложно проследить, что пьяницы стали литературными персонажами только в XVIII-XIX вв., сначала это были чиновники, офицеры, служивые люди, а затем появившиеся пролетарии.

В XX в. весь мир поразило новое бедствие - наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число употребляющих наркотики, и, что самое страшное, - особенно среди подростков.

В последние десятилетия вновь стали распространяться, казалось бы, уже полностью побежденные инфекционные болезни такие, как дифтерия, дизентерия, туберкулез, холера, сифилис и другие. Над страной нависла угроза начала эпидемии СПИДа (а в Калининграде она уже началась).

Нравственной опорой человека в критических и кризисных ситуациях всегда была вера в Бога, как в некий нравственный императив. Но вследствие настойчивой 75-летней атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие в нашей стране не только потеряли веру в Бога, но и не знакомы даже с основами религии.

Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает серьезное беспокойство за судьбу нации.

К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.

Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше - на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Это приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь. К этому добавим, что дошедшая до нас мода на примитивные и беспорядочные сексуальные отношения приобретает опасный массовый характер в среде подростков. Как показал опрос среди московских школьников, многие девочки не видят ничего предосудительного в зарабатывании денег проституцией и готовы заняться ею. Крайне развращающе действует на молодежь засилье теле-, кино-и видеофильмов, смакующих животный секс, насилие и убийства. Большой вред нравственности общества, и в особенности молодому поколению, наносит безудержная пропаганда секса ради секса, развернувшаяся в последнее время по всероссийскому телевидению в телефильмах и специальных ток-шоу. Такой пропагандой могут заниматься либо те, кто сознательно стремится развратить и тем самым разложить наше общество, либо духовно бедные люди, не имеющие никакого представления о том, чем являются интимные отношения между любящими друг друга людьми.

Безусловно, с нравственной точки зрения вредны и те компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость.

Все перечисленное выше наносит особенно большой вред в период формирования личности, когда у подростка еще не укрепились моральные устои, еще не сложилось собственное мировосприятие.

Возвращаясь к вопросу сокращения населения России, отметим, что в последние годы быстрее всего растет число неестественных смертей: от травматизма и отравлений, убийств (вплоть до убийств новорожденных), самоубийств, однако, по абсолютным показателям люди чаще всего умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Причины этого имеют не только экономический, "материальный" характер. Так, уровень смертности населения в нашей стране, снизившийся в послевоенный период, затем стал расти в 60-х гг. и его рост продолжался до 1986 г. Но в 1986-87 гг. смертность уменьшилась на 10,3%. Эти годы были удивительным временем духовного подъема, временем надежд, когда многим казалось, что в уже недалеком будущем наступит вполне достойная жизнь. (Кстати, послевоенные годы также характеризовались духовным подъемом общества: прекращением войны, радостью возвращения близких, необходимостью налаживания нормальной жизни в быту и т.п.) Но уже в 1988 г. в обществе наступило разочарование, радужная перспектива исчезла и у большинства людей заменилась неуверенностью в завтрашнем дне. В силу этого кажется вполне правдоподобной гипотеза, объясняющая колебания уровня смертности в России эмоциональным состоянием общества: чем выше эмоциональный уровень, тем ниже смертность. Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских и кандидат философских наук И. Гундаров (см.: статью Г. Брынцевой "Почему умирают в России"): "Фактор, который решающе влияет на "историю с российской демократией", носит нематериальный, неэкономический характер. Это духовное здоровье, или, напротив, нездоровье общества, населения в целом. Его определяющее значение объективно подтверждается самыми разными данными и социологии, и статистики. Например, в те же 1986-87 годы эмоционального подъема и общественной активности количество грабежей в Российской федерации снизилось по сравнению с 1985-м годом на 24 процента, число убийств и покушений на убийства - на 30 процентов, самоубийств - на 40 процентов. Но как только общественные надежды стали сменяться разочарованием, и к началу 90-х годов доля неудовлетворенных различными аспектами жизни достигла 50-60 процентов среди взрослого населения, - статистика незамедлительно фиксирует резкий подъем не только смертности, но и всех социаль¬ных аномалий!".

Наша история убеждает в том, что никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную нравственную основу. Без такой основы в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который только и дает людям настоящую уверенность в их завтрашнем дне, являющуюся непременным условием хорошего эмоционального состояния общества.

К сожалению, официальная оценка успеха проводимых в нашей стране реформ и прогноз на будущее производятся преимущественно с помощью финансово-экономических аргументов: указаний на уменьшение инфляции, на снижение темпов падения производства, на рост приватизации (предприятий, жилья), на уменьшение числа месяцев, за которые еще не выплачены зарплаты и пенсии гражданам страны и на тому подобные цифры. Однако умалчивается о том, что в это время народ попросту вымирает. Чтобы остановить этот процесс, необходимо срочно принять все возможные меры для возвращения людям эмоционального здоровья. Вот что пишет по этому поводу доктор исторических наук В.И. Козлов: ("Вымирание русских - историко-демографический кризис или катастрофа?"): "Для того, чтобы ослабить катастрофу, прежде всего необходимо пробудить общественное сознание, открыть людям глаза на грядущую социальную опасность... Речь идет о спасении русского этноса (а с ним и всего Российского государства)".

Вне всякого сомнения, на продолжительность жизни людей весьма существенно влияет рост алкоголизма в стране, как непосредственно (об этом уже говорилось выше), так и посредством ухудшения духовного здоровья нации. Антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов положительно повлияла на эмоциональное состояние общества и тем самым существенно способствовала снижению смертности населения в 1986-87 гг. Нельзя не отметить также, что в результате этой кампании уменьшилось число смертных случаев как от непосредственного отравления алкоголем, так и от многих заболеваний, вызванных потреблением алкоголя, в частности, сердечно-сосудистых.

Вместе с тем, когда в 1992 г. значительно увеличилось потребление алкоголя, то за один этот год средняя продолжительность жизни уменьшилась на полтора года у мужчин и на полгода у женщин ("Известия", 1994, 19 июля). А в Подмосковье в 1994 г. родилось в два раза меньше детей, чем в 1993 г., одновременно с этим в два раза возросла смертность ("МК", 1995, 18 февраля). Это позволяет утверждать некоторым ученым, что основной причиной сокращения продолжительности жизни особенно в последние годы является неудержимый рост потребления населением алкоголя.

Нельзя надеяться на то, что все постепенно образуется само собой: выправится экономика, люди станут жить лучше и подобреют, духовное, нравственное и эмоциональное состояния народа придут в норму. Запаса времени ждать, когда это случится, у нас нет.

Как отмечает И. Гундаров: "Нет у нашего общества с его нынешними демографическими показателями такого запаса времени, чтобы дождаться экономического процветания".

Современное общество

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Современное общество
Рубрика (тематическая категория) Политика

Современное общество охватывает два периода развития, соответствующих двум типам общества - индустриальному и постиндустриальному.

Современное понятие общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие ʼʼгражданское об­ществоʼʼ. Оно описывало нравы и обычаи всœего народа, самодеятельность и самоуправление населœения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не на­правляемые государством, а возникающие стихийно.

Раньше так называемых простолюдинов не вклю­чали в состав того, что называли ʼʼобществомʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие ʼʼобществоʼʼ ограничивалось арис­тократией, т. е. меньшинством населœения, сосредото­чившим у себя всœе богатство и власть. Сегодня мы на­звали бы эту часть ʼʼвысшим обществомʼʼ, ʼʼвысшим светомʼʼ, элитой или как-то еще.

Подобная традиция восходит к античности. В об­щество, а точнее город-государство, Платон и Аристо­тель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказыва­лись в меньшинстве. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, и здесь общество состояло из меньшинства населœения.

С конца XVIII века, а именно тогда произошла Великая Французская революция (1789-1794), изме­нившая политический облик Европы, слово ʼʼобществоʼʼ начинает употребляться в широком смысле. Оно отра­жает нарождающееся самосознание людей, тягу к уча­стию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населœения.

Распространение понятия ʼʼобществоʼʼ на всœе бо­лее широкий круг людей являлось постепенным и до­статочно противоречивым процессом. В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во многих государствах мира сохраняет­ся минимальный ценз осœедлости. Значит, здесь за рам­ки общества выведены целые слои населœения. Сегодня такая ситуация сложилась в странах Балтии.

Именно XVIII век считают стартовой позицией промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крес­тьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, при­ходит крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии.

Урбанизация - расширение доли городского на­селœения и распространение городского образа жизни на всœе слои населœения - становится неотъемлемым спутником другого процесса - индустриализации. Индустриализация требует всœе более и более подготов­ленных работников, так как сложность технологии по­стоянно растет. Такую возможность обеспечивает именно урбанизация - выкачивание сельского насе­ления и превращение его в городское высокообразо­ванное.

Экономическая самостоятельность и расширение политических свобод граждан привели к тому, что понятие личности постепенно распространяется и на простых людей. Недавно еще, а именно в XVII веке, простолюдинов отказывались считать полноправными членами общества, в случае если они находились в экономичес­ки зависимом положении.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно - дитя двух революций - экономической и поли­тической. Под экономической подразумевается вели­кая индустриальная революция (ее родина-Англия). А под политической - великая Французская револю­ция (1789-1794).

Обе они радикально изменили лицо Европы: пер­вая дала человечеству экономические свободы и новую социальную стратификацию, а именно классовую, а вторая - политические свободы и права, а также но­вую политическую форму общества - демократию, основанную на равенстве всœех людей перед законом.

За три века европейское общество изменилось неузнаваемо. На смену феодализму пришел капита­лизм. В обиход вошло понятие индустриализации. Ее флагманом выступила Англия. Она была родиной ма­шинного производства, свободного предприниматель­ства и нового типа законодательства.

Индустриализация - применение научных зна­ний к промышленной технологии, открытие новых ис­точников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягло­вые животные. Переход к промышленности был для че­ловечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промыш­ленности небольшая часть населœения оказалась в со­стоянии кормить большинство населœения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населœения, Германии - 10%, Японии - 15%.

В отличие от земледельческих государств и импе­рий, индустриальные страны более многочисленные - десятки и сотни миллионов человек. Это высокоурба­низированные общества. В случае если в земледельческом об­ществе города играли важную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

Разделœение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специ­альностей до индустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили но­вые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу.

Теперь уже больше половины населœения занято промышленным трудом, а меньшая его часть - аг­рарным. Престиж первого постоянно растет, а вто­рого падает. Правда, до известного предела. Насту­пит время, и престиж промышленного труда также начнет неумолимо снижаться. Но произойдет подоб­ное в связи с переходом к следующей стадии - пост­индустриальному обществу.

В доиндустриальном обществе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ еще на­зывают традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриаль­ном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теорети­ческое знание, с университетом как местом его про­изводства и сосредоточения.

Переход от индустриального к постиндустриаль­ному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой про­изводства. Изменяется социальная структура: классо­вое делœение уступает место профессиональному. Соб­ственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблюда­ются в США и Японии, завершающих переход от ин­дустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населœения составляли крестьяне, прожи­вавшие в сельской местности, к индустриальному.

Доиндустриальные общества имели экономику, основанную на первичном производстве (охота͵ соби­рательство, огород, фермерство). Индустриальные общества имеют экономическую и социальную структуру, основанную на машинной технологии и крупномасштабных системах производства. Инвести­ции расширили финансовую власть Запада по всœему миру. В результате немногие индустриально развитые страны господствуют над остальным миром экономи­ки и политики. Это доминирование вступает в новую среду - постиндустриализма.

В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателœем степени экономического раз­вития индустриального общества служит индекс про­изводства стали, а показателœем постиндустриального общества - процент научных и технических работни­ков на общий объём рабочей силы, а так же объём затрат на научно исследовательские разработки. Ин­дустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное - уме­нием вырабатывать и передавать информацию.

Современное общество - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современное общество" 2017, 2018.