Новый приказ дпс гибдд. Новый регламент гибдд: что можно водителю и чего нельзя делать сотруднику

20 ноября вступает в силу новая редакция документа, который описывает права и обязанности сотрудника ГИБДД — административного регламента (приказ МВД РФ № 664). Как он повлияет на отношения инспекторов и водителей?

На злобу дня

Смысл новой редакции понятен: привести регламент в соответствие с реалиями. Например, в нем появилось вполне логичное требование организовать доставку водителя из медцентра до автомобиля, если во время медосвидетельствования не подтвердилось состояние опьянения.

Этический вопрос

Многие мелкие изменения относятся к этике инспектора: ему запрещено дискриминировать водителей по любому признаку, включая расовый, высказываться неуважительно, провоцировать противоправные действия. Зато исчез запрет на курение — последнее, правда, сделано не потому, что курить разрешили, а чтобы не дублировать требование, которое прописано в Кодексе этики госслужащих.

Несъемный инспектор

Но исчезло, например, и прямое разрешение снимать инспектора, которое в прежнем регламенте было прописано четко: сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Исключением были случаи, когда съемка запрещена законом.

Такое изменение многие трактовали, как запрет снимать инспектора. Это не так: право снимать инспектора есть у водителя согласно Конституции РФ (п. 4, ст. 29), а также не противоречит закону об «Информации…» и другим нормативным актам, поэтому де-факто из регламента просто убрали избыточную фразу. А значит, угрозы инспекторов применить арест за невыполнение требования прекратить съемку по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ незаконны, кроме исключительных ситуаций (государственная тайна).

Вместе с тем, растиражированный СМИ якобы запрет на съемку инспектора может сыграть злую шутку: опрошенные нами правозащитники сошлись во мнении, что рядовые инспекторы не читают регламент сами, а ориентируются на общий информационный фон. И отсутствие прямого запрета не препятствовать съемке будет трактовано ими по-своему.

Причина остановки

Прежний регламент вызывал большое количество споров о том, имеет ли инспектор право останавливать автомобиль вне стационарных постов «просто так». Под этим в основном подразумевалась остановка с целью лишь проверить документы, и прежний регламент этого не допускал. Точнее, он допускал остановку при выявлении признаков нарушения, скажем, если инспектор заподозрил избыточную тонировку стекол. Но исключительно ради проверки документов тормозить случайную машину вне поста было нельзя.

В новом регламенте такая возможность прописана, но тонкость в том, что для проверки документов все равно нужны основания, причем те же самые. Если не усложнять, причин для остановки может быть три: все те же выявленные инспектором признаки нарушения, наличие ориентировки или проведение спецоперации. В этом аспекте ничего особенно нового в регламенте нет: при желании инспектор всегда обоснует необходимость проверки документов.

Частные камеры

Камеры видеофиксации отныне могут принадлежать не только органам внутренних дел, но также общественным объединениям и организациям. В данном случае, регламент просто подтвердил реалии дня, потому что во многих регионах России хлопотное «камерное» хозяйство отдано на откуп сторонним организациями, которые работают с ГИБДД или муниципалитетами в рамках государственно-частного партнерства. Но если со стационарными камерами такой подход не особенно бросается в глаза, то передвижные комплексы на треногах (вроде КРИС-П), которые устанавливают люди в гражданской одежде, вызывают у населения вопросы — не мошенничество ли это? Однако теперь практика такого партнерства зафиксирована в регламенте. Формально сторонние организации являются лишь исполнителями — место и время установки камер определяет госавтоинспекция, равно как следит за настройкой оборудования.

Временные знаки стали опаснее

В новом регламенте исчез прямой запрет на использование автоматических комплексов видеофиксации в зоне действия временных знаков. Запрет этот был вполне логичен, потому что временный знак несложно уронить, закрыть, украсть. И доказать что-либо через несколько недель водителю удастся едва ли. Это открывает перспективы для мошеннических схем: представьте, сколько штрафов можно выписать за знак ограничения скорости 20 км/час на загородной трассе, который «случайно» повалило ветром. Даже если у отдельных водителей сохранятся записи видеорегистраторов, и они оспорят штраф, большей части пострадавших доказать что-либо будет почти невозможно.

Антикоррупционная статья

Если водитель предлагает инспектору взятку или склоняет его к злоупотреблению служебным положением, сотрудник ГИБДД обязан подать уведомление в МВД России, а в отдельных случаях должен задержать провокатора.

При этом все административные процедуры инспектор обязан выполнять в зоне видимости камер, установленных в патрульном автомобиле или на стационарном посту. Конечно, изобретательный ум найдет способ обойти эти требования, но в любом случае «решать на месте» станет сложнее.

Перегретая тема

Эксперты отмечают, что преувеличивать значение «гаишного» регламента для рядовых водителей не стоит. Он является внутренним документом, а по сути — сводом правил, большая часть которых вытекает из других, более фундаментальных документов, таких как Конституция, Закон о полиции и так далее. Поэтому при рассмотрении административных дел в отношении водителей нормы регламента всплывают достаточно редко.

Регламент может быть использован в отдельных случаях для привлечения сотрудника к ответственности, например, за недостойное поведение или провокации. Однако эксперты охлаждают горячие головы, которые уверовали во всесильность регламента — самих водителей от ответственности он, как правило, не спасает.

Например, если нетрезвый водитель планирует развалить дело, потому что его остановили вне поста ДПС без оснований, суды вряд ли учтут это обстоятельство, тем более, грамотный инспектор всегда обоснует необходимость остановки тем или иным обстоятельством.

Госавтоинспекция дала ряд разъяснений в связи со вступлением в силу с 20 октября 2017 года нового регламента по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения. За последние дни изменения регламента вызвали много споров и кривотолков.

Например, стало известно о дополнении регламента нормой, предписывающей сотрудникам ГИБДД препровождать водителей к их автомобилям при отрицательных результатах медицинского освидетельствования на алкоголь или наркотики. Таким образом, если процедура проводится на стационарном посту или в медучреждении и показывает, что водитель трезв, то полицейские должны будут доставить гражданина к месту, на котором его отстранили от управления транспортным средством.

Исключена норма, в соответствии с которой сотрудник ГИБДД может изъять водительское удостоверение в случае выявления нарушений, влекущих за собой наказание в виде лишения права на управление автомобилем. Инспекторам разрешат использовать для надзора за дорожной ситуацией технику фото- и видеофиксации, не принадлежащую органам внутренних дел. По новому регламенту сотрудникам ГИБДД также предписано по возможности осуществлять административные процедуры в зоне обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных машинах или на стационарных постах.

Изменения коснутся и передачи водителями документов сотрудникам ГИБДД для их проверки. Инспекторам предписано принимать их без удерживающих устройств в виде обложек, зажимов и цепочек, на которые могут быть пристегнуты документы.

Из регламента исчезли некоторые нормы. В частности, разрешение на видеофиксацию водителями действий сотрудников ГИБДД, но такое право у участников дорожного движения осталось согласно п.4 статьи 29 Конституции РФ («Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»), а полицейские не должны препятствовать процессу звукозаписи, фото- и видеосъемке автомобилистами. Кроме того, из документа убрали фрагмент о запрете курения для инспекторов Госавтоинспекции при общении с водителями. Но это не означает, что полицейские смогут дымить другим в лицо. По словам представителя ГИБДД, из редакции норму исключили для того, чтобы та не повторяла кодекс этики госслужащих РФ, в котором данное правило прописано четко: государственным служащим предписывается воздерживаться от курения во время служебного общения с гражданами.

Согласно регламенту, сотрудники Госавтоинспекции не смогут устраивать так называемые засады для охоты за нарушителями. Но инспекторы все-таки будут вправе останавливать транспортные средства для необходимых проверок вне стационарных постов. Согласно нормам, патрульная машина должна быть хорошо видна, хотя есть исключительные случаи, такие как переломы рельефа или скоростные участки дороги. При размещении на них автомобиля инспекторы обязаны руководствоваться принципами безопасности и не создавать аварийные ситуации, располагая машину в непосредственной близости к трассе.

Что касается взаимодействия сотрудников ДПС и граждан, то во время разговора инспекторы должны соблюдать нормы вежливого общения, быть тактичными и избегать грубости, пренебрежительной интонации и оскорблений. Незаслуженные обвинения водителей тоже под запретом.

Согласно которому вводятся новые правила общения сотрудников ДПС с автомобилистами. Старый регламент, проработавший в России восемь лет, по мнению сотрудников МВД, морально устарел.

Новый регламент ГИБДД - это инструкция для сотрудников ДПС на тему того, как следует вести себя с водителем транспортного средства. Если оценивать новые правила в общем и целом, то радикальных изменений в поведении сотрудников ГИБДД на дороге они не несут. Появившиеся нововведения имеют технический характер и связаны в первую очередь с изменениями, внесенными в ПДД и КоАП в последние годы. К примеру, изменился перечень оснований для остановки автомобиля. Он пополнился следующими пунктами:

Наличие данных о противоправном использовании ТС или оснований полагать, что его угнали;

Необходимость ограничения или запрещения движения ТС, в том числе с целью безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

Содействия в проезде автомобилям скорой помощи, а также аварийно-спасательных служб, занятых в ликвидации ЧП;

Проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

Угроза безопасности дорожного движения вследствие различных факторов.

Простая проверка документов

Обычная проверка документов станет официальным подводом для остановки движущегося транспортного средства в любом месте. Согласно ранее действовавшему регламенту, остановка автомобиля для проверки документов была разрешена только на стационарном посту ДПС.

Напомним, что в настоящее время, инспектора могут остановить автомобиль в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий, подозрительном внешнем виде водителя, нарушении ПДД и так далее.

Проверка документов у пассажиров

Вступающий в силу с 20 октября 2017 года , дает право сотруднику ДПС при остановке транспортного средства проводить проверку документы не только у водителя, но и у тех, кто находится в салоне автомобиля. В правилах есть важное уточнение, которое гласит, что проверять документы у пассажиров следует, если есть «данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении».

Передать документы из рук в руки

Документы, которые водитель передает инспектору – , свидетельство о регистрации, полис ОСАГО – необходимо достать из обложек и развернуть. Кстати, начиная с 20 октября сотруднику ГИБДД можно будет предъявить не только бумажный, но и электронный полис ОСАГО - но только в распечатанном виде. Также при передаче на документах не должно быть никаких «удерживающих устройств», типа цепочек или веревочек, которые не позволяют инспектору забрать документы.

Правильный инспектор – вежливый инспектор

Согласно новому регламенту сотрудник ДПС должен стать еще более вежливым при общении с автовладельцами. Помимо обращения исключительно на «вы», инспектору не допустимы «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера» по половому признаку, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным взглядам. Во время беседы стражу порядка на дорогах нужно проявлять спокойствие и выдержку», не допускать грубого тона и оскорбительных высказываний, а также не совершать действий, провоцирующих противоправное поведение.

Про машины ДПС и места их дислокации

Новый регламент разрешает сотрудникам ДПС на местности. А именно прятать его за поворотами, горками, объектами дорожной инфраструктуры и в кустах (все это – слегка подзабытые, но очень популярные в былые времена, приемы). Правда, в правилах есть уточнение, что маскировать патрульную машину экипаж ДПС должен при проведении фото - и видеофиксации нарушений правил ПДД, а также на аварийных участках дорог. Во всех остальных случаях патрульная машина должна быть отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения.

Кроме того, в новом регламенте сказано, что надзор за дорожным движением на машинах, не относящихся к патрульным, не допускается. Но при этом полицейские могут использовать патрульные машины без каких-либо цветографических схем для так называемого скрытого патрулирования.

Трезвого водителя вернут обратно

Как следует из новых правил, в том случае, если после проведенного медицинского освидетельствования, анализ показывает, что водитель трезв, то сотрудники ГИБДД, которые привезли водителя, обязаны доставить его обратно к тому месту, откуда они его забрали на процедуру. В регламентах, действовавших до 20 октября 2017 года, это не предусматривалось. Поэтому водитель, которого медики признали трезвым, должен был самостоятельно добираться до оставленного автомобиля.

На рассмотрение дела пригласят SMS

Еще одно новшество - о времени и месте рассмотрения дела сотрудники ГИБДД могут сообщить по SMS, если автовладелец даст свое согласие на получение информации в такой форме.

Если возник спор водителя и инспектора

В новом регламенте говорится, что при возникновении конфликтных ситуаций и споров, сотрудник ГИБДД должен разъяснить порядок обжалования своих действий, а также довести до сведения гражданина суть допущенного им правонарушения. В случае необходимости инспектор докладывает о ситуации по месту прохождения службы, после чего принимается решение о выезде ответственных должностных лиц. Кроме того, водитель вправе потребовать у инспектора информацию о местонахождении и номере телефона дежурного отделения по месту службы.

20 октября 2017 года в РФ вступил в силу новый регламент ГИБДД (приказ МВД № 664). Что ждет россиян? Новости о важном!

  1. Согласно новым правилам, в любом месте зоны действия временных ограничений разрешена установка камер контроля скорости. Действующий ранее запрет отменен. Данный пункт породил массу недовольств. Водителей интересует, не будут ли патрульные самостоятельно, для улучшения персональных показателей, устанавливать знаки «40», а затем выписывать штраф? В ГИБДД поспешили уверить, что это невозможно. Случаи нарушений, зафиксированные видеокамерами, будут тщательно проверяться. Если окажется, что по документам ремонт на дороге завершился, то и штраф недействителен несмотря на то, что камера не убрана.
  2. Вместо возможности выполнять проверку документы только на оборудованных постах, сотрудники ГИБДД получили право осуществлять их на любом участке дороги . В качестве аргумента была приведены данные статистики. Согласно им, за 2016 и 2017 годы в стране втрое уменьшилось число постов, а проверять водителей нужно. В принципе, и ранее сотрудники автоинспекции имели право на остановку авто, если могли четко указать причину (например, угон).
  3. Новый регламент отменил пункт о том, что при общении с водителем инспектор не имеет права противодействовать съемке. И это тоже было воспринято водителями неоднозначно. Для начала, по закону снимать сотрудника можно. Многие интересовались, что делать, если инспектор потребует прекратить съемку? Что нас ждет? Не грозит ли это нарушением 19,3 КоАП «невыполнение требований сотрудника». Не окажется ли, что действия водителя «тянут» на 15 суток? Авторы нового регламента ГИБДД отрицают наказание и говорят, что сотрудник госинспекции может препятствовать съемке в случае, если проверка и общение с водителем проходят в зоне проведения антитеррористических операций.
  4. Регламент исключает выдачу справок о ДТП . В случаях участия в дорожном происшествии водитель получит копии протоколов и постановлений. Ведется работа со страховыми компаниями по отмене справок, поскольку в законе об ОСАГО и в правилах компаний, в случае полисов каско, это требование есть.
  5. Новые правила предусматривают передачу документов для проверки без обложки и удерживающих механизмов (цепочек и т. д.).
  6. Много шума было вокруг отмены нормы о запрете курения . Но это не означает, что теперь сотрудник ГИБДД имеет право курить во время общения с водителем. Разработчики посчитали, что запрет на курение предусмотрен в кодексе этики госслужащих и нет необходимости дублировать его и в новом регламенте ГИБДД. Инспектор обязан говорить с водителем культурно, без хамства, без грубости и тем более без нецензурной брани. Он не должен допускать высказываний «дискриминационного характера», связанных с полом, возрастом, национальностью водителя. За выражение типа «баба за рулем» его ждет ответственность.
  7. Если инспектору, по подозрению в приеме алкоголя, пришлось отвезти водителя для медицинского освидетельствования к посту ГИБДД, а там оказалось, что он абсолютно трезв, то в обязанность входит его доставка к транспортному средству . Данный пункт был и ранее, но он предусматривал только ситуацию, когда водителя доставляли в медучреждение.
  8. В регламенте 2017 года указано, что водитель имеет возможность предъявлять сотруднику как бумажный вариант полиса ОСАГО, так и его электронную версию . Правило работало и раньше, но теперь оно еще и прописано в регламенте.

С 20 октября на нашей с тобой Родине начал действовать новый административный регламент ГИБДД. По сути, это внутренний приказ МВД с инструкциями для инспекторов ДПС, однако нас с тобой он касается напрямую. Объясняем главные новшества на дорогах и что тебе с этим делать.

Госавтоинспекция справок о ДТП больше не выдает. Теперь вся информация об аварии будет заноситься только в предусмотренные законом процессуальные документы. Они бывают трех видов: определение о возбуждении дела и проведении расследования, протокол по делу об административном правонарушении и постановление на ту же тему.

Что теперь делать, если попадешь в аварию? Звонишь в полицию по номеру 112 или, если внезапно знаешь номер, в местную дежурную часть, и там тебе рассказывают, как быть. Если на дороге не разошлись только ты и еще один гонщик, никто не пострадал и меж вами не разгорелся диспут, заполняете извещения о ДТП сами и расходитесь миром.

Если завязалась дискуссия, ущерб значителен, что-то не так с документами и прочее, то дежурный, скорее всего, предложит оформить ДТП самим и явиться на ближний пост ДПС. Когда дело совсем плохо, особенно если есть пострадавшие, экипаж прибудет к вам. Инспектор сам решит, какой из трех вышеуказанных документов оформить, и выдаст тебе и остальным участникам аварии копии.

Гаишники могут останавливать тебя для проверки документов где угодно, а не исключительно на стационарном посту ДПС.

ГИБДД разрешено устраивать засады на так называемых машинах скрытого контроля (это служебные авто без опознавательных знаков). Такое было разрешено и раньше, но в новой редакции уточняется, что вышеуказанный штатный транспорт позволительно юзать, только чтобы фиксировать нарушения, которые могут привести к ДТП. Данные об увиденном дежурные передают патрулю, оснащенному положенными опознавательными знаками, и тормозить и карать тебя будет уже он.

Прятать патрульные машины - законно (а вот сознательно маскировать патрульные машины под молоковозы и утаивать мигалки - ни-ни!). Делать это положено «в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения» и «в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

Патрули отправляются контролировать дорожное движение не по зову кошелька или сердца, а по решению начальника подразделения. Чтобы проверить, на законных ли основаниях находится на дороге остановивший тебя гаишник, позвони по номеру дежурной части, начертанному на борту патрульной машины. Если на положенном месте телефона нет, инспектор обязан сообщить тебе номер ответственного лица.

Ночью инспектору разрешено украшать собой сугубо освещенные участки дорог, при этом он должен быть оснащен светоотражающим жилетом и светящимся полицейским жезлом.

Если гаишник остановил тебя на трассе и попросил документы, прости, но ты должен вручить их не только из рук в руки и не просто без обложек, но даже без скрепок, зажимов, заколок и прочих невидимок. В новом регламенте это правило прописано четко!

Сотрудникам ГИБДД запрещено отнимать водительское удостоверение у тебя и номера у твоего автомобиля. Их потолок по первому пункту - составление протокола, изъять у тебя права может только суд.

Инспекторам разрешено снимать нарушения на любые камеры, в том числе в личном мобильном, а не только на служебные регистраторы. Частный случай: при освидетельствовании водителя на предмет опьянения темной ночью или на безлюдной стройке сотрудникам МВД можно просто снять происходящее на видео, а не искать по кустам понятых. Сделанную на телефон запись суд без слов примет как доказательство.

Ты, кстати, тоже можешь вволю снимать на видео ваши беседы со стражами дорог. Эта норма в регламенте больше не прописана, но и запрета никто не вводил. А что не запрещено...

Если у инспектора возникли сомнения по поводу твоей алкогольной адекватности и, чтобы их разрешить, он доставил тебя на пост ДПС или в медучреждение, а ты оказался чист, он обязан отвезти тебя обратно к твоей машине, отдать честь и пожелать счастливого пути.