Новые законы в помощь сиротам. Какой порядок предоставления жилья детям сиротам? Что по закону полагается сиротам

В столице действует план работы по предоставлению квартир детям-сиротам. Надо отметить, что Москва – один из немногих субъектов Федерации, в которых все дети данной категории обеспечиваются жильем и у нас нет понятия «очередь», - сказала заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения (ДТиСЗН) города Москвы Алла Дзугаева.

В соответствии с разработанным планом, все дети-сироты, достигшие 14-летнего возраста, включаются в список потенциальных получателей жилья. «Сегодня таких детей у нас более тысячи», - сообщила Алла Дзугаева.

За год до совершеннолетия уточняется список, собираются документы, проводится заседание межведомственной комиссии, которая рассматривает каждое дело персонально. В 18 лет каждый ребенок-сирота получает квартиру общей площадью не менее 39 кв м.

В 2012 году от Правительства Москвы жилье было предоставлено 450 детям-сиротам, в 2013 – 500, в 2014 – 599, а в 2015 году – 641 ребенку-сироте. «Идет тенденция на увеличение. Она связана с изменениями, принятыми на федеральном уровне», - сказала представитель ведомства.

Также она отметила, что на сегодняшний день «за кадром законодательства» остаются дети, которые родились и жили в других регионах страны, а потом были взяты под опеку москвичами. Если ранее ежегодно их количество составляло 500-600 человек, то в прошлом году - уже 854. Жизнь и законоприменительная практика свидетельствуют о том, что сироты из других регионов и их опекуны-москвичи отстаивают в суде право на получение жилья в столице.

– С подобной проблемой сталкиваются все города-миллионники, не только Москва. Может, стоит подумать о «цензе оседлости» и внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, - предложила Алла Дзугаева.

Представитель ведомства остановилась и на других проблемах, требующих законодательного решения.

Есть родители, лишенные родительских прав, которые живут в квартирах по социальному найму площадью 50-60 квадратных метров. К ним подселить детей мы не можем, но и оснований для принудительного обмена их квартир у нас нет. Если появятся правовые основания, то мы сможем более эффективно использовать жилой фонд столицы, - сказала заместитель руководителя ДТиСЗН.

Актуальным остается вопрос уплаты алиментов родителями данной категории. В пример был приведен опыт Белоруссии, где предусмотрены принудительные работы для данной категории граждан. Предложено рассмотреть возможность внесения аналогичных изменений в российское законодательство.

Также Алла Дзугаева остановилась на вопросах, с которыми сталкивается ведомство при предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

– Еще один вопрос – целевое использование жилья. Мы вынуждены констатировать, что из 2 тыс. детей-сирот, которые получили благоустроенные квартиры, около 18% злоупотребляют своим правом, многие из них сдают квартиры. Выявляя такие случаи, мы направляем предупредительные письма, но никакого эффекта от этого нет, - сказала представитель ведомства.

Председатель комиссии Михаил Антонцев (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ) предложил оформить все инициативы и направить их в комитет Совета Федерации по социальной политике. В ближайшее время в верхней палате российского парламента планируется проведение круглого стола на тему «Реализация жилищных прав детей-сирот: существующие проблемы и возможные пути решения». На нем будет проанализирован региональный опыт по данному вопросу.

В России в прошлом десятилетии очень остро стояла проблема детей-сирот. Всевозможные детские дома и приюты были заполнены малышами и подростками, которые остались без родителей из-за смерти последних, или из-за лишения их родительских прав. Государство несет полную ответственность за маленьких граждан все время их нахождения в учреждениях. Но любой ребенок вырастает. И вот однажды сироте говорят, что он может быть свободен и волен выбирать свою дорогу в жизни.

Это действительно тяжело, когда за твоей спиной никого нет: ни родителей, ни родственников, которые подставят плечо и поддержат, если ты оступился. Государство не может обеспечить всех без исключения сирот такой поддержкой или отдать их в семьи, готовые им помогать. Но зато оно может предоставить такой категории граждан жилье.

Кто считается сиротой?

Кто такие дети-сироты? Государство обязуется обеспечить жильем малышей и таких ребят, которые остались без попечения родителей или иных опекунов. Предоставление жилья является гарантированной социальной поддержкой. К детям-сиротам относят ребят, у которых умерли родители.

Ребенок считается находящимся без попечения, если:

  • было произведено лишение родительских прав по причинам нахождения родителей или опекунов ребенка в местах лишения свободы,в случае признания их недееспособными и другим причинам;
  • родители признаны отсутствующими безвестно;
  • находятся в лечебных учреждениях.

Таким образом, в рамках социальной поддержки гарантированно осуществляется предоставление жилья детям-сиротам. Закон говорит о том, что это правило касается всех детей-сирот, которые потеряли опеку родителей до совершеннолетия.

Что нужно делать, чтобы встать в очередь?

Вся сводная информация хранится в Министерстве образования и науки по области. Как встать в очередь на квартиру ребенку-сироте? По закону списки лиц, которые должны быть обеспечены жильем, составляются органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется органом исполнительной власти данного субъекта.

Дети-сироты, достигшие 14-летнего возраста, ставятся в очередь на квартиру автоматически. Если ребенок уже достиг совершеннолетия, а в списке на получение квартиры его нет, то необходимо выполнить следующие действия.

Что делать совершеннолетним сиротам?

Как встать в очередь на жилье детям-сиротам при достижении совершеннолетия? Чтобы таких ребят внесли в списки на получение квартиры от государства, им понадобится заполнить специальное заявление. К нему необходимо приложить:

  • ксерокопию свидетельства о рождении;
  • ксерокопию паспорта;
  • ксерокопии документов, которые могут подтвердить отсутствие родительского попечения (свидетельство о смерти родителей, постановление об установлении опеки, решение суда о лишении родительских прав и прочее).

Форма заявления утверждается региональным Министерством образования и науки. Подобное заявление рассматривается менее 10 дней (календарных).

Если у сироты есть квартира, но он не может в ней проживать, то к данному заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие это обстоятельство:

  • ксерокопию решения суда;
  • заключение комиссии о невозможности проживания в данной квартире (из-за несоответствия жилья санитарно-техническим нормам и правилам, либо из-за наличия у других проживающих в этой квартире тяжелой формы хронических заболеваний);
  • документ (технический иликадастровый паспорт, свидетельство государственной регистрации), содержащий информацию о количестве проживающих в данном помещении людей.

Такое заявление рассматривается не менее 40 дней (календарных).

Каким образом оформляется полученная по закону квартира?

Не так давно произошло изменение закона, закрепляющего право детей-сирот на жилье в рамках социальной программы. Раньше оно предоставлялось по договору социального найма с правом мгновенной приватизации и оформлением квартиры в собственность. Но это повлекло неприятные последствия, когда сирота решал продать эту квартиру, и по неопытности лишался ее.

Закон был изменен таким образом, что после получения квартиры, выданной по договору специального найма сроком на 5 лет, сирота не может ее приватизировать в течение этого срока, а значит, не сможет продать это жилье или сдать в аренду.

Почему сироте нельзя жить в предоставленной ему квартире?

Есть ряд обстоятельств, при которых невозможно проживание на, казалось бы, уже выданной ребенку-сироте квартире. При наличии таких обстоятельств предоставление жилья детям-сиротам реализуется снова и в полном объеме.

К таким обстоятельствам относятся:

  • в этой квартире живут родители, лишенные родительских прав;
  • в этой квартире живут люди, страдающие хроническим заболеванием в тяжелой форме;
  • эта квартира непригодна для проживания из-за несоответствия санитарным и техническим нормам;
  • квартира имеет маленькую жилплощадь, недостаточную для размещения (площадь квартиры, полагающаяся каждому проживающему лицу, меньше нормального значения этого показателя);
  • наличие у ребенка-сироты тяжелой формы хронического заболевания, при котором проживание вместе с ним невозможно.

Если хотя бы один из пунктов имеется в наличии, то необходимо обращаться в орган опеки и попечительства с целью написания заявления о факте несоответствия жилья. Подобное заявление рассматривается в срок до 30 дней (календарных). В случае положительного решения делается вывод о необходимости повторной постановки ребенка-сироты в очередь на получения нового жилого помещения.

Когда государство дает жилье?

С какого возраста осуществляется получение жилья детьми-сиротами? Когда ребенку-сироте исполняется 18 лет, от государства ему передаются ключи от жилого помещения по описанному выше договору социального найма. В случае наступления полной дееспособности раньше совершеннолетия вероятна выдача имущества даже раньше. Если ребенок-сирота выйдет из детского дома до 18 лет, он так же получит причитающуюся ему по закону квартиру незамедлительно.

Если же по достижении восемнадцати лет сразу после детского дома юноша пошел в армию, то квартира может быть получена им по заявлению после окончания срока службы.

В каком регионе может находиться квартира, выдаваемая детям-сиротам?

На практике квартиры выдаются в том же регионе Российской Федерации, где находится детский дом, за которым был закреплен ребенок-сирота. Но по заявлению предоставление жилья детям-сиротам возможно в другой области. Если сирота долгое время служил в Архангельской, а воспитывался в Тульской области, то по его желанию органы власти первой могут рассмотреть его заявление и в итоге предоставить квартиру.

Требования к жилому помещению

Далеко не всегда дети-сироты оказываются обеспеченными квартирами. Нередко по этой программе они получают дома в частном секторе. Все жилые помещения в обязательном порядке должны быть пригодны для жилья, обеспечены электричеством, газом, водоснабжением. Отопление должно быть только централизованным, никаких АГВ или печей.

Если рассматривать деревянный частный дом, то он должен быть не старше 15 лет. Количество квадратных метров должно удовлетворять условиям проживания на этой площади ребенка-сироты.

Есть ли дополнительные льготы?

Какие еще существуют социальные льготы детям-сиротам? Ежемесячно они получают от государства пенсию по потере кормильца. Она зачисляется на собственный свет ребенка, открытый в банке, но распоряжаться денежными средствами без ограничений он может только по достижению совершеннолетия. С 14 до 18 лет, если ребенок пожелает снять часть причитающейся ему суммы, ему необходимо получить разрешение от органов опеки.

Таким образом, обеспечение жильем детей-сирот является одним из самых приоритетных направлений работы по социальному обеспечению государства. Ежегодно с этой целью приобретаются квартиры в новостройках, в которых уже присутствует чистовой ремонт, и эти жилые помещения передаются сиротам. Предоставление жилья детям-сиротам в рамках социальной программы реализуется уже давно и совершенствуется с каждый годом. Поэтому воспитанники учреждений могут не беспокоиться, что после 18 лет они останутся на улице. Но нужно быть готовым к тому, что получение жилья займет некоторое время.

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем , при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Сегодня хочется поговорить, где жить детям-сиротам, когда они вырастают и выходят из детского дома. Дети-сироты, которые и так лишены родительской заботы, находятся на попечении государства. По закону получить на льготных условиях жилое помещение могут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, относящиеся к их числу, то есть совершеннолетние в возрасте до 23 лет. Но большая часть детей-сирот не знают, как им получить квартиру.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

До 2013 года жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступил в силу 01.01.2013). По истечении срока действия договора квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с 2013 года исключен.

Согласно вопросу 7 Информации Минюста России от 20.07.2015 не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Для чего же ввели эти нововведения? Как показывает практика, изменения в законодательство внесли для того, чтобы оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Также были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Также до 2015 года, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С 2015 года сирота может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет, но если он встанет на учет не позднее 23 лет. В случае сдачи документов после 23 лет право на льготное жилье утрачивается.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности, законодательством г. Москвы (ст. 12 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61, Порядок, утвержденный приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

В настоящее время заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.

К заявлению необходимо приложить следующие документы и их копии:

Паспорт;

Документ, подтверждающий статус сироты;

Документ, подтверждающий место жительства;

Документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

Свидетельство о рождении детей (при наличии таковых);

Документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;

Документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

Справку о составе семьи.

В зависимости от региона органы местного самоуправления могут потребовать и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключении договора найма специализированного жилого помещения. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма.

Например, рассмотрим порядок предоставления жилья сиротам в г. Москве.

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, ч. 3 - 5 ст. 13 Закона N 61, п. 2 приложения N 1 к Постановлению, п. 1, 2.3 Постановления Правительства г. Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 приложения N 1 к Постановлению):

Имеющие место жительства в г. Москве;

Не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;

Не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законный представитель в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком 14 лет должен подать заявление о включении его в список в уполномоченный орган опеки и попечительства.

Дети-сироты, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, а также дети-сироты, законные представители которых не подали заявления, имеют право обратиться самостоятельно с заявлением о включении в список (п. 4, 6 приложения N 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 приложения N 1 к Постановлению).

В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.1, 1.3 Положения, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП, п. 1.2 приложения N 3 к Постановлению).

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

На основании вышеуказанных документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка жилым помещением либо об отказе в этом, или вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов. В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. 3.1, 3.2, 3.5 - 3.10 приложения N 3 к Постановлению). Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. 4.5 - 4.7 приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается на 5 лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, п. 4.8 приложения N 3 к Постановлению). Пользователь жилого помещения по договору найма обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается. Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 - 13 ст. 13 Закона N 61, п. 4.11 - 4.12 приложения N 3 к Постановлению).

Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Рассмотрим, как в субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З (с изменениями на 02.12.2015 N 172-З) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.

Закон Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.

Анализ судебной практики по делам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, учитывая при этом разъяснения Верховного Суда РФ, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Так, частные определения выносились судами Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республики, Алтайского, Забайкальского и Пермского краев, Архангельской, Ивановской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской и Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа и другими.

Например, частные определения выносились:

В адрес органов опеки и попечительства (в связи с отсутствием разъяснений детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего об этом праве детям-сиротам стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право; в связи с неисполнением решения суда, которым несовершеннолетний был передан органу опеки и попечительства для определения дальнейшей его судьбы, а также в связи с непринятием в отношении этого несовершеннолетнего мер по вопросам его образования и обеспечения жильем);

В адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);

В адрес руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в связи с несвоевременным установлением несовершеннолетнему ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, что впоследствии привело к нарушению жилищных прав этого ребенка);

В адрес руководителей ГУП БТИ (в связи с допущенными ошибками при изготовлении технических паспортов на жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетними, в части неправильного указания площади жилого помещения и количества комнат);

В адрес прокурора Ивановской области (в связи с неисполнением и.о. прокурора г. Кинешмы обязанности по обеспечению участия представителя прокуратуры в судебных заседаниях, а также в связи с непредставлением доказательств, обосновывающих заявленные требования, чем не была обеспечена надлежащая защита интересов несовершеннолетнего).

В ряде случаев суды направляли частные определения в адрес соответствующих прокуроров в целях организации проверки и принятия, необходимых мер (например, по фактам приобретения по муниципальным контрактам и последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам жилых помещений, не отвечающих установленным требованиям, в том числе по уровню благоустроенности; по факту лишения несовершеннолетнего права пользования закрепленным за ним жилым помещением).

При рассмотрении споров, касающихся предоставления квартир детям-сиротам, необходимо применять следующее законодательство:

1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, N 1).

5. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 10.04.2013 (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2013, N 6, вопрос N 1) и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 17 января 2013 года N 36-О).

7. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года.