Лирическая поэзия древнего рима. Литература древней греции и древнего рима

Литературное творчество поэтов, создание образцов латинской прозы оказали самое благоприятное влияние на разработку римского права. Юристы использовали достижения римской прозы, и именно в эту эпоху создавался тот ясный и точный язык, которым написаны выдающиеся произведения юридической литературы эпохи Империи. Вашему вниманию предлагаются сведения лишь о некоторых римских писателях и поэтах.

Вергилий Марон, Публий (70 -19 до н. э.) Литературная деятельность началась в Риме. Он пишет эпиграммы и эпические поэмы. В Риме Вергилий знакомится с Меценатом, сподвижником и дипломатом императора Октавиана Августа (63 до н. э. – 14 н. э.). В честь Мецената Вергилий сочинил дидактическую поэму о земледелии, о мирной сельской жизни. Вершиной его поэтического творчества была «Энеида» , в которой он прославлял мощь римской империи и Августа. Поэма оказала глубокое влияние на всю последующую римскую и западноевропейскую литературу.

Август, Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) Император Август – одна из наиболее значительных фигур в истории Древнего Рима. Его законодательная деятельность была направлена на совершенствование государственной и судебной систем, укрепление института римской семьи и нравственных устоев римского общества. Август вступил на политическую арену в качестве приемного сына и наследника Цезаря. Он был единоличным правителем государства, в его руках была сосредоточена высшая военная власть. Международная политика Августа была направлена на укрепление авторитета Рима, на отказ от новых завоеваний. Это способствовало стабилизации, столь желанной после эпохи гражданских войн. Время правления Августа было ознаменовано также расцветом искусств.

Гай Цильний Меценат (лат. Gāius Cilnius Maecēnās, около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Гораций Флакк, Квинт (65 -8 до н. э.) Получил блестящее образование в школах Рима. Поэзия Горация – образец классического изящества словесного выражения. Влияние его на последующее развитие культуры было огромно. Его творчеством в России интересовались Державин, Батюшков, Дельвиг, Аполлон Майков, другие русские поэты.

Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 -96) Теоретик красноречия, первый из риторов, принятый на государственную службу, гордость Рима. К старости был назначен наследником престола. Автор трактата «Воспитание оратора» (12 книг - самый большой из сохранившихся античных трудов по риторике). Квинтилиан утверждал, что основные цели воспитания оратора – нравственность и вкус. О нравственности надо заботиться с младенчества, а вкус развивать на классических образцах. Главный образец – Цицерон: «Чем больше тебе нравится Цицерон, тем больше будь уверен в своих успехах» .

Писчим материалом в античности были папирус, пергамент, и навощенные таблички, буквы на которых процарапывались так называемым стилем – заостренной тростниковой палочкой. Для кратких официальных надписей использовался твердый материал. (см. на следующем слайде) Все римские литературные памятники дошли до нас в средневековых рукописях, причем значительное количество сочинений римских авторов безвозвратно погибло.

Оратор Письменные принадлежности: 1 – восковые таблички; 2 – стиль; 3 – папирусный свиток; 4 – чернильницы и перьевая ручка

Ливий Тит (59 до н. э. – 17 н. э.) Писатель-историк. Написал 142 книги, но сохранились только некоторые «декады» (десятикнижия и более поздние краткие обзоры его истории «от основания города» (Рима). Тит Ливий рассматривал историю как «учительницу жизни» (magistra vitae). Он замечательный рассказчик и великолепный оратор. Если его современник Вергилий был творцом «Энеиды» - римской истории в стихах, то всю историю Ливия можно назвать живописной эпопеей Древнего Рима в прозе.

Лукреций Кар (ок. 96 -55 до н. э.) Римский поэт-философ эпохи гражданских войн. Поклонник философии Эпикура, Лукреций в дидактической поэме «О природе вещей» популяризирует его идеи. В первых трех книгах излагается учение об атомах. Четвертая посвящена теории познания, пятая – астрономии, геологии и истории человеческой культуры. В шестой книге объясняются различные явления природы, а заканчивается поэма описанием эпидемии в Афинах V в. до н. э. В Лукреции современному читателю созвучно живое ощущение природы, вера в человека, в его разум в прогресс человечества

Овидий Назон, Публий (43 до н. э. – 18 н. э.) Для потомства Овидий остался третьим членом великого поэтического триумвирата античности: Вергилий, Гораций, Овидий. Он был певцом человечности и человечества. Каждая эпоха училась у него гуманизму на свой лад. Для средних веков он был наставником практики куртуазного вежества и теории мирового сродства. В феодально- рыцарской поэзии трубадуров Овидий – образец певца любви. Для Возрождения и классицизма творчество Овидия – источник норм галантного поведения и неисчерпаемый источник занимательных историй.

Плиний Младший, Гай Цецилий Секунд (ок. 61 – ок. 114) Был учеником теоретика красноречия Квинтилиана. Отличаясь ораторскими способностями, он прошел всю лестницу государственных должностей. При императоре Траяне он стал консулом. «Панегирик Траяну» - единственная сохранившаяся речь Плиния Младшего. Его идеалом в образе жизни и в литературных занятиях был Цицероновскими были оба жанра, которым Плиний Младший посвятил свою жизнь, - судебные речи и письма (10 книг).

Сенека Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) Прозаические сочинения Сенеки включают 12 книг небольших философских трактатов и большой сборник писем на моральные темы к молодому другу – философу Луцилию. Здесь он выказал виртуозное словесное мастерство. Кроме философской прозы, из сочинений Сенеки сохранились девять трагедий: «Безумный Геркулес» , «Медея» , «Эдип» и др. Его трагедии – это произведения для чтения, а не для постановки. Сенеку почитали наравне с Сократом. Он овладевал душами и заставлял себе подражать вольно или невольно от «Исповеди» Августина до драм Шекспира.

Тацит Публий Корнелий (ок. 54 – ок. 123) Получил очень хорошее литературное образование и стал видным судебным оратором. Две основные работы Тацита («История» и «Анналы») проникнуты обвинением против тиранического режима империи. Его исторические сочинения отличаются глубиной психологического анализа, красотой описаний и характеристик. Тацит был именно римским историком: Рим, римский сенат и народ – вот объекты его внимания. Тацит получил высокую оценку своих современников.

Федр (ок. 15 до н. э. – 70 н. э.) По происхождению был рабом. Основной жанр его творчества – басня. Он перелагает в латинские стихи греческие басни легендарного Эзопа и сочиняет новые по их образцу. Сохранилось 120 басен Федра. Он ценил в басне не изложение, а мораль. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном. В России некоторые сюжеты его басен использовал Крылов.

Цезарь Гай Юлий (100 -44 до н. э.) Политический деятель, полководец, писатель. Он находил время для теоретических проблем латинского языка. Основные труды – «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» (события 49 -43 гг. до н. э.). В «Записках» речи персонажей передаются Цезарем преимущественно в косвенной форме, о себе он пишет в третьем лице, чтобы произвести впечатление большей объективности повествования. Простота, четкость, ясность стиля, ограниченный до минимума запас слов способствовали тому, что в Новое время Юлий Цезарь стал первым «гимназическим» автором.

Цицерон Марк Туллий (106 -43 до н. э.) Получил общее и риторическое образование. Блестящие ораторские способности помогли ему добиться государственных должностей. Цицерон был просвещеннейшим человеком эпохи, гениальным оратором и талантливым писателем. Сохранилось 58 его речей, 7 трактатов по риторике, 12 трактатов по философии и около тысячи писем. Наиболее известны «Письма к Аттику» . В Теории красноречия Цицерон отстаивает идею гармонии словесного выражения и содержания. Отличительные черты ораторского искусства самого Цицерона – не только глубина знания, но и музыкальная периодичность, ритмичность; тщательный отбор стилистически нейтральных слов. Для Европы он стал воплощением гуманизма республиканской античности. В Риме его читали в школах, писали комментарии к его речам.

Общеизвестны цитаты Цицерона: История - свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. В трактате «Об ораторе» (De Oratore II). Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. - В трактате «Об ораторе» Письмо ведь не краснеет. - В письме Луцию Лукцею. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. - Из речи в защиту Клуенция.

Таким образом, литературный латинский язык развивался благодаря творчеству римских писателей и поэтов и на протяжении нескольких столетий оставался языком науки, юриспруденции, богослужения, дипломатии.

Латинская культура основана на поэзии.

Одним из самых ранних жанров в римской поэзии была обрядовая - плачи по умершим, «похвальные речи» перед гробом покойного на Форуме. Во время триумфального шествия солдаты импровизировали, распевая «триумфальные песни», где похвалы полководцу перемежались с непристойными шутками. Функция этих песен или словесных перепалок – отвратить беду от удачливого военачальника, уберечь его от зависти богов и призвать к умеренности.

Первые римские поэты были либо вольноотпущенники, либо уроженцы нелатинских областей. И профессия поэта была в то время откровенно презираемой римской знатью.

В 3 в. до н.э. Таранта Рим в глазах всего античного мира приобретает новый политико-экономический и военный вес. Теперь он должен обеспечить пропаганду своего образа жизни, а это может дать только литература. Поэтому официальный Рим прибегает к услугам профессиональных литераторов, получивших греческое образование.

Для римлянина в эпоху расцвета Республики поэзия все еще оставалась синонимом праздности. Пройдет немного времени, и аристократы осознают, что не могут игнорировать развитие литературы без опаски потерять и свой престиж, и свою власть. Поэтому они становятся защитниками поэтов, которые из благодарности посвящают им хвалебные оды. Становится модным иметь при себе двух-трех поэтов, но в обществе их чаще всего презирают, и жили поэты на содержании – если они хотели жить хорошо, они нуждались в материальной поддержке.

Для развития литературы необходимы литературные круги. В кружке сторонников аристократии и эллинофилов, поэтов, историков, философов, римлян и греков, Сципиона Эмилиана рождались произведения, которые пользовались одобрением и почетом.

Латинская литература своим расцветом и распространением обязана многим политическим, экономическим, социальным факторам и моде. Прежде всего это иностранное влияние. Мода на все греческое привела к тому, что многие и писать стали только на греческом. Цицерон блистал в диалоге на манер диалогов Сократа. Исторические сочинения зачастую сводились к автобиографиям.

Автор никогда не мог иметь успеха в своих постановках, если его не поддерживал кто-нибудь из богатых граждан, обладающих достаточным влиянием, чтобы рекомендовать эти пьесы эдилам, ответственным за организацию спектаклей. Прославиться, не числясь в каком-нибудь литературном кружке или свите богатого патриция, было крайне нелегко.

До конца Республики в литературе безраздельно властвовали патриции. С наступлением Империи литературные направления будут меняться по прихоти монарха.

Первым римским поэтом из знати был Гай Луцилий (ум. ок. 102 г. до н.э.). Из богатой семьи всадников, никогда не занимая государственные должности, автор тридцати книг сатир (сохранилось менее двадцатой части, в разрозненных фрагментах), он был также первым римским поэтом, который сделал окружающую его действительность и собственную жизнь главным объектом своей поэзии, смело рассказывая обо всем, что его волнует. Обилие бытовых зарисовок, исключительно пестрая тематика сатир, разнообразие форм (диалог, письмо, речь и др.). Именно Луцилий создал сатиру как форму актуальной полемики, причем персональной. И именно у него сатира становится сатирической в современном понимании.

Тит Лукреций Кар (ум. ок. 55 г. до н.э.), автор поэмы «О природе вещей» задался целью проповеди среди римской знати учения Эпикура, которое способствовало внедрению в сознание римлян идеала, заключенного в понятии досуг . Учение Эпикура не отрицает существование богов, но отрицает существование каких-либо сверхъестественных начал, управляющих людьми, утверждая тем самым идею всеобщего равенства. Цель эпикурейской философии – освободить человека от власти тяготеющих над ним предрассудков и суеверий, препятствующих достижению истинного удовольствия, которое не является привилегией избранных, а доступно всем людям, независимо от их социального положения.

Нам неизвестно, какой нам выпадет жребий в грядущем,

Что нам готовит судьба и какой нас конец ожидает.

На волос даже нельзя продлением жизни уменьшить

Длительность смерти никак и добиться ее сокращенья

Эпикур у Лукреция – мудрец, научивший не страшиться смерти, путь освобождения от суеверий и страха перед богами – путь познания природы и ее законов, объясненных с помощью разума. Учение, которое полагало, что удовольствие есть покой и безмятежность, проповедовавшее «Живи незаметно!» и изоляцию от политической жизни, воспринималось в Риме как чрезвычайно опасная: Цицерон даже заявил о необходимости изгнать эпикуреизм из Рима особым постановлением Сената.

Чтобы выделиться в литературных кругах своего времени, писатели искали новые жанры, способы выражения, изобретали новые слова или использовали старые в новом значении. Произведение, не породившее желания подражать себе, вскоре исчезает и предается забвению. Произведение не может быть полностью отрезано от публики. Если оно резко выделяется на общем фоне, может породить моду.

В 1 в. до н.э. спонтанно сформировался кружок молодых поэтов - неотериков, то есть новых поэтов (poetae novi), новаторов. Они хотели жить, чувствовать и творить по-другому . Они хотят внести в свои стихи фантазии, выражение своих самых разнообразных чувств. Ради этого нет остановки перед чувством меры. Нужно шокировать хранителей окостеневшей традиции, скучной торжественной поэзии, которой не хватало метрического разнообразия, изящества и утонченности. Стремясь к чистоте форм и новой эстетике, они обращаются к поэтам-александрийцам, особенно к Каллимаху, с его эрудированностью стихов, насыщенностью мысли («Истоки»), воспеванием личных чувств («Эпиграммы»). Воспевая наслаждения, для римлян они воплощали новизну.

В их числе был Катулл, восемнадцать лет попавший в Рим. Рекомендательные письма отца позволили ему посещать высшее общество. Нововведения Катулла: тщательный отбор лексики, способной передать все оттенки чувства; забота о простой композиции, поддерживающей любопытство читателя различными приемами (неожиданность высказываемых мыслей, многообразие тем); поиск разнообразных и отточенных размеров. Он обращается к опыту архаических поэтов (заимствует у Сафо описание симптомов влюбленности). Катулл вводит литературную моду на короткие стихотворения на случаи («шутки», «стишки» и т.д.), затрагивающие незначительные темы повседневной и чувственной жизни (ссоры, отъезды и пр.), но содержащие порой жестокую сатиру. Стихи живые, порой малопристойные, удовлетворявший пристрастие к вычурному слогу, к мнимой простоте, к отточенному стиху, изъясняющемуся намеками.

Гай Валерий Катулл . Родился в Вероне в 87 г. до н.э., прожил более тридцати лет. Все сведения о жизни поэта – в его ста шестнадцати сочинениях, собранных в одной книге: небольшие стихотворения «полиметры», «ученые поэмы» и «эпиграммы». В Риме Катулл встретил и страстно полюбил образованную, но легкомысленную замужнюю женщину, которую в стихах называет Лесбией. «Непосредственность и экспрессия, с которыми Катулл рассказывает о своих душевных переживаниях, не имеют аналогов во всей любовной поэзии античности».

Лесбия часто меня в присутствии мужа порочит,

А для него, дурака, радость немалая в том.

Не понимает осел: молчала бы, если б забыла, -

Значит, в здравом уме. Если ж бранит и клянет, -

Стало быть, помнит, притом – и это гораздо важнее –

Раздражена, - потому так и горит, и кипит .

Ссорясь, примиряясь, ревнуя, поэт сознавал, что уважать Лесбию не может, но не в силах перестать любить ее.

И ненавижу тебя и люблю. - Почему же? - ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я – и томлюсь.

Практически все стихотворения Катулла имеют аналоги в греческой поэзии. Например: «Люблю и не люблю тебя, / И буйствую и не буйствую…» (Анакреонт). Но греческие мотивы, темы, элементы поэтической техники, мифологические образы и стихотворные размеры выглядят у Катулла по-новому – опыт греков поэт усваивал творчески, поэтому всё, что он писал, производило впечатление сказанного впервые.

Следует сказать, что не только Катулл, но и поэты последующих столетий «соревновались» с греками, обогащая греческие образцы чертами исключительно римскими. «Для античного человека оригинальность поэта заключалась не в абсолютной новизне его творчества, а в возобновлении и совершенствовании уж достигнутого до него. Именно в сплаве нового и старого усматривали древние своеобразие того или иного автора. Установка только на эксперимент и новаторство была несвойственна самому духу римской литературы...». Например, у греков-александрийцев личный опыт поэта служил лишь поводом для написания стихотворений, у римлян он становится основной темой их поэзии.

Отмеченные печатью личного опыта, стихи Катулла глубоко интимны и предельно конкретны. Всеми отмечаемая особенность поэзия Катулла – ее естественность; неистовость чувства, владеющего им, он передает с непревзойденной непосредственностью и наглядностью. Его стилистическая палитра часто представляет собой причудливое смешение гротеска и лиричности, сарказма и патетики. Подражали Катуллу многие - Гораций и Вергилий, восхищались его искусством Ф.Петрарка, А.Блок, переводили А.Пушкин, А.Фет, В.Брюсов.

В истории римской литературы особое место занимает эпоха правления императора Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Это годы наивысшего расцвета поэзии, достигшей своей вершины в творчестве Вергилия, Горация, Овидия – общепризнанных классиков мировой литературы. Поэтическая техника и искусство стихосложения достигают совершенства. Создается классический язык латинской поэзии. Благодаря поэтам и литераторам латинский язык становится средством распространения цивилизации в самых отдаленных уголках громадной империи. Культурное влияние Рима сравнялось с его политическим авторитетом.

Император Август прославился среди римлян как человек, возвративший Италии мир. Эпоха кровавых гражданских войн закончилась. Сосредоточив в своих руках всю полноту государственной власти, Август стремился укрепить нравственные устои государства путем возвращения к старым добрым нравам: трудолюбию, умеренности, уважению к долгу, благочестию, целомудрию. Возрождение древнего благочестия, уважения к старинным римским обрядам и церемониям становится отличительным признаком культурно-идеологической программы императора. Созданная Августом политическая структура дала возможность объединить самые разные слои населения под общим лозунгом реставрации древних римских ценностей. При Августе были созданы условия для культуры, которая синтезировала ценности прошлого и достижений заката Республики. Наиболее подходящей формой для прославления новых идеалов становится поэзия . Ораторское искусство возвращается с Форума обратно в школы. Гражданин перестает быть политическим деятелем. Страстью подданного империи становится литература, точнее все таланты притянула поэзия. Император объявляет себя покровителем поэтов. Более того, поэзия становится модой. Многие отправлялись в Рим только для того, чтобы увидеть великих писателей.

После гражданских войн публика отдыхает и слушает, как поэты воспевают деяния ее императора. Август назначает «министром» культуры Мецената, увлеченного поэзией и помогавшего поэтам. Новый подъем переживает воспевание чувств. Поэты оспаривают друг у друга честь быть отправленным в путешествие за счет государства. Нерон писал лирику, сатиры, эпопеи. Чтобы заслужить благоволение императора и сохранить свой престиж, знать бросалась наперегонки за императорами в сочинении од, драм, стихов, менее образованные покупали за баснословные деньги рабов, которые в нужный момент могли подсказать им стих из греческих классиков. Толпы поэтов заполонили улицы и площади. …Во времена Адриана и Марка Аврелия (2 в.) доминирует философия. Повсюду увлекаются археологией, изучением древних авторов, интеллектуальными играми. Риторы славословят архаизм. А известных поэтов той эпохи не наберется и десяток.

Появляются и литературные праздники. В театрах читают произведения известных авторов. Появляются литературные соревнования. Нерон учредил конкурс – Неронианы. Домициан построил одеон и устроил конкурс поэзии на греческий манер. Популярность чтения поэзии в одеонах и театрах объясняется прежде всего тем, что они являлись своего рода учебными заведениями для масс. Но и позволяли распространять произведения литературы среди разных сословий, которые иначе не смогли бы ознакомиться с достижениями поэзии.

По примеру эллинистических монархов Август создает публичные библиотеки (частные уже существовали) и, видя в литературе средство формирования общественного мнения, поощряет поэтов и прозаиков. Увеличился спрос на книги, расцветает издательская и - весьма прибыльная - книготорговая деятельность. Тираж книг, пользовавшихся повышенным спросом, доходил иногда до тысячи экземпляров. Однако авторы материальной выгоды от этого не извлекали. Чьей-либо собственностью опубликованное однажды сочинение уже не считалось, авторского права в современном смысле слова не существовало.

Отсутствие у писателей материально-правовой базы стало причиной расцвета меценатства (зародилось в птолемеевской Александрии). Покровительство литературе и искусству связано с именем Гая Цильния Мецената , богатого римского всадника, не занимавшего официальных должностей, выходца из знатного этрусского рода, друга и соратника Августа. Будучи убежденным эпикурейцем, Меценат считал высшей ценностью на земле – дружбу, и покровительствуемые им поэты становились именно его друзьями .

Гай Азиний Поллион положил начало «рецитациям» - публичным чтениям, в которых авторы знакомили приглашенных со своими произведениями еще до их публикации.

Если в эпоху Республики литературная деятельность служила для знати «досугом», то при Августе она становится единственным занятием тех слоев общества, которые живут в тени меценатства, оплачивая свой покой тем, что на все лады прославляют величие Рима и восстановленный в Италии мир. Причем, для поэтов той эпохи, познавшим тяготы гражданских войн, прославление мира (и Августа как его гаранта) было искренним.

Мода на поэзию в 1 в. сказалась на общем качестве литературы.

Вергилий .

Публий Вергилий Марон родился на севере Италии (Анды) в 70 г. до н.э. в семье ремесленника. В тридцать один год заканчивает свое первое значительное произведение «Буколики» . Вошел в кружок Мецената, по совету которого пишет (в течение семи лет) поэму «Георгики» . Последние годы жизни он сочиняет эпическую поэму – «Энеида». Умер в 19 г. до н.э.

Образцом для «Буколик» (название связано с тем, что действие ряда стихотворений посвящено идиллической жизни пастухов) послужили «Идиллии» греческого поэта 3 в. до н.э. Феокрита. Но в использовании феокритовских тем, мотивов, образов, отдельных слов и выражений Вергилий необычайно изобретателен и оригинален, он существенно обогатил жанр идиллии. «Главный герой» «Буколик» - сольное или попеременное пение пастухов, пение - сама радость, следовательно, и полноценная жизнь. В «Буколиках» слились реальность и фантазия, мотивы литературные и автобиографические. Пейзажи соотнесены с реальной местностью. И везде доминирует чувство ностальгии, постепенно основной темой становится ощущение утраты. В 4-й эклоге («избранное стихотворение») поэт предсказывает рождение ребенка, которому суждено увидеть «золотой век» на Земле; это – развитие стоической концепции о возвращении «золотого века», возрождение которого связывается с деятельностью Августа.

…Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурного царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой на земле расселится .

Дева, в данном отрывке, – Правда, Справедливость, дочь Юпитера и Фемиды, во время золотого века Сатурна жившая среди людей. С наступлением железного века превратилась в звезду в созвездии Девы.

«Георгики» - это рассказ о полевых работах, временах года, атмосферных явлениях и небесных знамениях, явившихся в год смерти Цезаря, садовых растениях, виноградарстве, домашних животных, пчелах.

Но перед тем, как взрезать начнем незнакомое поле,

Надобно веры узнать и различные смены погоды,

Также отеческих мест постигнуть обычай и способ;

Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет:

Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится .

Но это не предписания по ведению сельского хозяйства, а воспевание крестьянского труда, прославление труда как средство нравственного возвышения, восхваление добродетельной жизни – спокойной и размеренной. Изображение счастливой жизни земледельцев должно, по замыслу Вергилия, привести читателя к мысли о совершенстве природы и неразумности людей, которых честолюбие толкает на братоубийственные войны. Что же касается целой книги о пчелах, то пчелиный улей – это государство в миниатюре: благодаря совместному труду и рациональному распределению обязанностей в нем постоянно царит согласие. Слаженная жизнь пчел – образец идеального государственного устройства.

В основу «Энеиды », ставшей национальным римским эпосом, был положен миф о родоначальнике римлян – сыне богини Венеры Энее , прародителе рода Юлиев (к которому принадлежал Август), который, избежав смерти при падении Трои, добирается до Италии, чтобы в устье Тибра основать новое государство. Воспевая Энея, поэт одновременно воспевал и Августа. Везде в тексте рассеяны намеки на современные события, скрытые аналогии и обобщения.

Слезы из глаз полились у Анхиза, когда отвечал он:

«Сын мой, великая скорбь твоему уготована роду:

Юношу явят земле на мгновенье судьбы – и дольше

Жить не позволят ему. Показалось бы слишком могучим

Племя римлян богам, если б этот их дар сохранило.

Много стенаний и слез вослед ему с Марсова поля

Город великий пошлет!.. »

Анхиз – в греческой и римской мифологии отец героя Энея, который в ночь падения Трои вынес отца на своих плечах из горящего города. Анхиз умирает в пути, а Эней сыном Юлом заканчивают путешествие в Лации.

Приведенный отрывок имеет аналогию с реальными событиями конца 1 в. до н.э. Император Август назначил 16-летнего сына своей сестры Марцелла наследником и приказал ему жениться на своей 14-летней дочери Юлии (тем самым вернувшись в древнейшим традициям архаических царств, в которых легитимность наследования власти обеспечивалась женитьбой на девушке царского рода). Вскоре Марцелл внезапно умирает. Тело юноши кремировали на Марсовом поле в Риме.

Высокие художественные достоинства поэмы сделали ее самым популярным произведением античности. Многие вергилиевские стихи стали крылатыми выражениями. На протяжении веков Вергилия воспринимали как пророка и чудотворца. У Данте в «Божественной комедии» поэт является воплощением земного разума.

Гораций.

Родился в 65 г. до н.э. в римской колонии в семье вольноотпущенника. Учился в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне. После нее, ради заработка в Риме, стал членом коллегии квесторских писцов. Первый свой поэтический труд – «Сатиры» посвящает Меценату (стремившегося поставить поэзию на службу государству), от него же получил вознаграждение в виде небольшого поместья. Умер в 8 г. до н.э.

Каждая из восемнадцати сатир Горация представляет собой отдельное художественное законченное произведение. Осуждение скупости, зависти, домогательства любви замужних женщин, рассказ о своей личной жизни, восхваление жизни в деревне, вскрытие и высмеивание пороков и заблуждений…

Цель поэта – узнать и изобразить людей такими, какие они есть в действительности, без язвительности, но с доброжелательностью, веселой серьезностью, найти гармонию между обществом и личностью. Гораций как бы приглашал слушателей к совместному обозрению недостатков и размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы.

Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,

Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят –

Пению нет и конца !

Несовершенство жизни и человеческие слабости заслуживают снисхождения, с их наличием надо смириться. Тема самовоспитания становится едва ли не самой главной в его поэзии. В форме шутливой беседы поэт указывает путь праведной жизни. Включение в сатиру философии сообщило жанру универсальный характер.

Если раскроет кто летопись мира, веков и народов,

Должен признать, что закон происшел – от боязни неправды!

Правды с неправдой натура никак различить не умеет

Так, как она различает приятное – с тем, что противно !

Заслуга Горация-сатирика в том, что он первым в римской литературе сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. «При этом ни один античный автор не рассказал о себе так искренне и доверительно, как это сделал в своих стихах Гораций, открывший самые сокровенные глубины своей души и показавший самые разные стороны своей повседневной жизни…».

Сплю до четвертого часа; потом, погулявши, читаю

Или пишу, про себя, что-нибудь, что меня занимает;

После я маслом натрусь, не таким, как запачканный Натта,

Краденным им из ночных фонарей .

«До четвертого часа» по-нашему до десятого.

Лирические стихотворения Горация вышли при его жизни под названием «Песни», но еще в античные времена их стали называть одами. Уже в первой книге од появляется тема, постоянно звучащая в античной поэзии: «Лови день, меньше всего веря грядущему». Гораций призывает не гнаться любой ценой за наслаждениями, а довольствоваться малым; отказ от всего лишнего есть достояние мудрости. «Лови день» сочетается у поэта, убежденного в непрочности всего существующего, с требованием держаться в жизни «золотой середины», которая есть источник счастья. Проповедь умеренности – основополагающий элемент так называемой горацианской мудрости, чрезвычайно популярной в Новое время.

Другая главная тема Горация – стремительный бег времени и неотвратимость смерти. Единственное средство, дающее человеку бессмертие, - поэзия. Человечность Горация «…в совокупности с совершенным владением поэтическим мастерством составляет секрет его поэзии. При чтении стихов Горация складывается впечатление, что поэту всё известно, что всё им выстрадано, преодолено и достигнуто. Выдавая себя за человека обыкновенного, …он устанавливает между собой и читателем отношения исключительной доверительности».

К концу жизни Гораций создает две книги «Посланий». В одном из них – «Наука поэзии» - поэт утверждает, что совершенство заключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением – для достижения этого поэт должен обладать жизненным опытом, здравым умом и душевным равновесием. Он полемизирует со сторонниками мистического учения о поэзии как о «божественном исступлении»: рассуждая о соотношении таланта (ingenium) и искусства, Гораций считает, что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнять изучением поэтического мастерства. «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!» . Художественное же мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершенной форме произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будет опубликовано.

Поэзия Горация вдохновляла Петрарку. Особенно часто к Горацию обращались русские поэты.

В эпоху появляются в Риме первые сборники элегий на тему любви: Проперция, Тибулла и Овидия. Считается, что обстоятельные рассказы о любовных переживаниях, которые авторы представляли как свои собственные, - это реакция поэтов на попытки стороны правителей вторгнуться в духовный мир поэта и посягнуть на свободу его творчества.

На становление и развитие как русской, так и мировой литературы оказала немалое влияние литература Древнего Рима. Сама же римская литература взяла свое начало из греческой: римские поэты писали стихи и пьесы, подражая грекам. Ведь довольно сложно было создать нечто новое в скромном латинском языке, когда совсем рядом уже были написаны сотни пьес: неподражаемый эпос Гомера, эллинская мифология, стихотворения и легенды.

Зарождение римской литературы

Первые шаги развития поэзии связаны с внедрением греческой культуры в Римской империи. Широкое распространение получило направление лирической поэзии. Благодаря греческим писателям и мыслителям римская поэзия приобрела чувственность и переживания лирического героя, за которым стоит автор произведения.

Первый римский литератор

Первооткрывателем в Рима, первым римским поэтом стал Ливий Андроник - этнический грек, уроженец города Тарента. Свой талант он начал проявлять еще в детстве, но когда римляне захватили его родной город, попал в рабство и пробыл рабом довольно продолжительное время, обучая литературе и письменности отпрысков своего владельца. За хорошие заслуги господин подарил Ливию Андронику вольную грамоту, и он смог полноценно заняться литературным трудом.

Именно Андроник - первый римский поэт, перевел на латинский с греческого «Илиаду» Гомера, также он переводил греческие трагедии, пьесы и драмы. А однажды коллегия понтификов поручила ему написать гимн, прославляющий богиню Юнону.

Ливий Андроник переводил не совсем точно - он позволял себе изменять имена, сцены и диалоги.

Невий и Энний

Современниками Ливия Андроника были такие римские поэты, как Невий и Энний. Невий в своем творчестве отдавал предпочтение трагедиям и комедиям, зачастую заимствовал сюжеты у греческих писателей и адаптировал их в культуру и быт Древнего Рима. Самым главным его произведением стала поэма о первой Пунической войне, в которой он также коротко рассказал историю Римской Империи. Энний же описал историю Рима подробно - с датами и фактами.

Невий - римский поэт, поэма которого стала первым оригинальным литературным произведением Древнего Рима. Он может по праву считаться и одним из самых известных литераторов античности.

Актер, который писал стихи

Не меньший вклад в развитие римской литературы и поэзии сделал и Тит Макций Плавт - актер театра. Жил он в конце III - начале II в. до н. э. и за всю свою жизнь написал примерно около 300 поэм, 20 из которых дошли до наших дней. И хоть работал он исключительно в комедийном жанре, его пьесы ставились в театрах всей Римской Империи даже после его смерти.

Сюжеты его произведений не отличаются большой оригинальностью, но всегда захватывающие и разнообразные. Он писал как о бытовой жизни рядовых горожан, так и о жизни солдатской казармы. И всегда в его пьесах присутствовали рабы, как правило, находчивые, умные и ловкие.

Римский поэт сатирик Тит Макций Плавт также считается одним из первых литераторов Древнего Рима и занимает в его истории не последнее место.

Эпоха золотой латыни

Еще одним ярким представителем ранней римской литературы был Тацит - римский поэт, автор произведения «Анналы». Вместе с «Пунической войной» Невия «Анналы» стали самым значительным и великим произведением литературы Древнего Рима.

Вершиной же римского эпоса по праву считается написанная Вергилием «Энеида». Все римские поэты прославляли ее как лучшее произведение эпохи правления Октавиана Августа.

Многие сравнивали ее также с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, хотя в отличие от них «Энеида» - поэма скорее о будущем, нежели о прошлом. Римский поэт Вергилий рассказывает в своей поэме о странствиях и приключениях легендарного Энея, потомками которого считали себя граждане Римской империи. Рассказывается там и о романе главного героя с царицей Карфагена Дидоной, которую он вынужден был покинуть по приказу главного бога римского пантеона - Юпитера, чтобы положить начало существованию Рима.

Лирика Древнего Рима

Основоположником лирики в Рима стал талантливый поэт Катулл. По большей части он писал лирические сонеты о любви. Особенно известным стало стихотворение о любви римского поэта к красавице Клодии - знаменитой светской дамы Древнего Рима. Катулл сумел отразить в своем произведении все оттенки любви: от восторга и восхищения, до мук и жгучей тоски.

Но достигла лирика своей кульминации в творчестве не менее известного римского поэта Горация. Славу ему принесли его великолепные «Оды» - четыре книги стихотворений с разной тематикой. Писал Гораций, в отличие от Катулла, не только о любви. Немало внимания в своих произведениях он уделял и Октавиану Августу, воспевая и прославляя его ум и силу римского оружия, бытности и дружбы.

Нередко Гораций сатирически высмеивал нравы своих современников.

Песни любви

По праву одним из самых одаренных римских литераторов наряду с Горацием и Вергилием считается и Овидия - их младший современник. Будучи уже знаменитым римским поэтом, Овидий написал такие произведения, как «Искусство любви» и «Средство от любви», благополучно дожившие до наших дней. А прославили его еще ранние стихи, вошедшие в сборник с названием «Песни любви».

«Искусство любви» и «Средство от любви» - это, скорее, пародийные произведения, в которых даются советы молодым влюбленным, изложенные с остроумием и сатирой. Именно это и послужило причиной для отправки Овидия в долгосрочную ссылку. Император Октавиан Август увидел в его стихах насмешку над проводимой им политикой, которая затрагивала институт брака и семьи.

Овидий скончался вдали от Рима, успев написать перед смертью «Послания с Понта» и «Скорбные элегии».

Философия в Древнем Риме

Философские системы возникли не в Древнем Риме и вообще задолго до его формирования, но все же римляне смогли дать миру немало выдающихся философов, писателей и мыслителей, одним из которых был Лукреций Кар. Он был вольнодумцем, не боялся переосмыслять уже существующие системы, за что и снискал себе славу.

Также он был и поэтом - писал как лирические сонеты, так и пьесы для театра. Как римский поэт Лукреций тоже достиг немалых успехов. Его поэма «О природе вещей», написанная неповторимым латинским гекзаметром - это, несомненно, шедевр всей древнеримской литературы.

Комедия и трагедия

Комедийный и трагический жанр в Риме развивался под влиянием образов Древней Греции. Поэтому с давних времен комедия и трагедия не считаются родными жанрами для римской культуры. Исконно римским был жанр, который называется сатура. Это слово имеет значение блюда, наполненного различными продуктами.

Затем оно стало обозначать смешение стихов различных направлений, объединенных в едином образе. Размер не имел значения, поэтому размер таких стихов мог быть как большим, так и маленьким.

Одним из поэтов, работавших в подобном стиле, является Энний. Он издал свой сборник, в который входили как и полуразвлекательные, так и поучительные стихи.

Значительный вклад в развитие сатуры внес Луцилий Гай. В его творчестве подобный жанр оставил большой след. За неполных 72 года Луцилий написал порядка 30 сатур, в которых обличаются пороки человечества и современников:

  • взяточничество;
  • корысть;
  • моральное "гниение";
  • жадность.

Для своих произведений Гай Луцилий находил персонажей из реальной жизни. В те времена расцветало рабство, экономика, а успешное ведение боевых действий Римской империи привели к увеличению богатств, скопленных и сосредоточенных в одних руках среди узкого круга элиты. Аристократы в погоне за золотом и деньгами проходили, так называемое, моральное разложение.

По мнению историков, сатура дала жизнь такому направлению литературы, как римский реализм. После смерти великого писателя Луцилия сатура была определена как произведение небольшого объема, имеющее обличительный подтекст.

Развитие римской литературы

Произведения римских поэтов были очень поэтичными, а форма их - стихотворная. С появлением все новых поэтов развивалась поэтическая речь на латинском языке. В стихотворениях поэты начали выражать свои философские мысли и идеи. При помощи образов и литературных приемов создавались движения чувств человека.

Углубление в изучение мифологии, религии и искусства Греции повлекло за собой обогащение латинской поэзии. Писатели, соприкоснувшись с богатой историей греческой литературы, расширяли свой кругозор, создавая все новые и улучшенные произведения.

В конце существования Римской империи можно выделить Катулла. Он был мастером поэзии, который создавал лирические стихи небольшого объема. В них римский поэт описывал основные чувства любого человека:

  • любовь;
  • ревность;
  • радость;
  • дружба;
  • природолюбие;
  • любовь к родным местам.

Но помимо них в творчестве Катулла выделяются произведения, направленные против правления Цезаря, а также против его клевретов, которые были невыносимо алчными. Основным рычагом, который оказал на поэзию Катулла значимое влияние, было александрийское творчество поэтов. Александрийская литература отличается отсылками к мифологии, личным чувствам и переживаниям самого поэта. Творчество Катулла занимает важное место в мировой поэзии. Даже сам Пушкин высоко оценивал стихи римского писателя.

Литература и поэзия Древнего Рима

Весь мир находился в руках победителей-

римлян. Они владели и морями, и сушей, и

небом, усеянным звездами, но им всего

было мало! Их тяжело нагруженные

корабли бороздили моря. Если им

встречался укромный залив и неизвестная

ранее область, где по слухам, были

золотые рудники, местные жители

объявлялись врагами Рима, и судьба

готовила им опустошительную войну,

чтобы римляне могли завладеть новыми

сокровищами.

Гай Петроний

Это писал римлянин, приятель Нерона, одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа "Сатирикон", богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.

История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик, монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства.

Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.

Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.

Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.

От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.

У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.

Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река - ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает... волчица.

Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.

Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина - смелого, сильного и жестокого.

Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.

Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.

ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ

Побежденная Греция победила

сурового победителя и внесла искусство

в грубый лациум.

Гораций

Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.

Даже богов римляне стали "переманивать" к себе с греческого пантеона.

У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка "Собрание богов". На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, "ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной..."

Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.

Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома - Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.

Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.

до н.э., когда появилась "Латинская Одиссея", вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.

Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.

В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысяч мест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра стала служить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов, вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМА

ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ (ок254-184 гг. до н.э.)

О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Он родился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не очень достоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и о театральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедии Плавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенно известны "Хвастливый воин", "Менехмы", Горшечная комедия", Псевдол", "Привидение", Выкхиды", "Пленники", Амфитрион".

Подружку выкупил на волю юноша,

Растратив все в отсутствие отца добро.

И вот старик вернулся. Транион сумел

Вкруг пальца обвести его: мол, выехал

Из дома сын, испуган привидением.

Да тут явился ростовщик, потребовал

На те, мол, деньги дом соседний сын купил.

Изобличен был раб. Но собутыльник их

Ему и юноше прощенье вымолил.

ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (ок.195-159 гг.до н.э.)

Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора, который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6 комедий, все они сохранились до нашего времени.

Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии, ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады.

ЛУКРЕЦИЙ

Рода Энеева мать, людей и бессмертных

услада. О благая Венера! Под небом

скользящих созвездий жизнью ты

наполняешь и все судоносное море, и

плодородные земли; тобою все сущие

твари жить начинают и свет,

родившиеся, солнечный видят.

Лукреций

"О природе вещей"

Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасных греческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовали в Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви. Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателе Римского государства. Венера стала национальной святыней Рима. Военначальники называли ее Felix ("приносящей счастье"). Юлий Цезарь считал ее своей прародительницей, якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы, скульпторы изображали ее в мраморе.

Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всем эстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу.

"О благая Венера!" В этом возгласе вылился весь восторг Лукреция перед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинается с прекрасной любви.

Венера в поэме Лукреция - поэтический образ. Ни в каких богов он не верил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда, он не полностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их на жительство куда-то в "интермундии" (между мирами), где они, нисколько не думая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежных радостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы.

Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать их своим безбожием?

С первых же страниц его поэмы "О природе вещей" мы попадаем в атмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как он разъясняет читателю, жизнь людей "долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом". Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя в них страх перед неким существом, которое с неба взирало на них "ликом ужасным". и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вот один эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугала молва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснения загадкам мира.

Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее ту высшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что вселенная бесконечна /"Дна никакого нет у вселенной нигде", "нет ни конца ни предела пространству"/, что состояние материи - вечное движение /"Мир обновляется вечно.

Все это вошло как несомненная истина в современное учение о материализме.

Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первыми посредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которыми снабжено наше тело /"Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может"/. Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все люди и отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье - вот цель их существования. Этого требует сама жизнь, сама природа.

Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересует проблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянно совершенствовать свой быт? Оказывается - потребности, нужда:

Судостроение, полей обработка, дороги и стены,

Платье, оружье, права, а также и все остальные

Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:

Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -

Все это людям нужда указала, и разум пытливый

Этому их научил в движенье вперед постепенном.

Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если верить очень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этой замечательной личности (99 - 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон в письме к брату писал: " ...в ней много проблесков природного дарования, а также искусства".

ПОЭЗИЯ

Лирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностью интересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либо личным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков - "поэтами новыми".

Само появление их свидетельствовало об упадке республиканских традиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, в сущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью и серьезностью эпических повествований, издевались над литературными консерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явно отдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в данной области они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение ряд новшеств:

Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,

Мы табличками долго забавлялись.

Превосходно и весело играли,

Мы писали стихи поочередно,

Подбирали размеры и меняли.

Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия, как игра, как легкое развлечение. И они занимались ею, молодые, "новые поэты".

ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ

Лирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. К концу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многими представителями знати и ведет беспорядочный образ жизни "литературной богемы".

Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков, получивших с легкой руки Цицерона название "неотериков" - новых поэтов, и был наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительной лирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой. Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви к Клодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихи поставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии.

Милый птенчик, любовь моей подружки!

На колени приняв, с тобой играет

И балует она и милый пальчик

Подставляет для яростных укусов.

Когда так моя прелесть, жизнь, отрада

Забавляется, бог весть как смеется,

Чтоб найти утешеньце в заботах,

Чтобы страсть (знаю - страсть!) не так пылала,

Тут и я поиграть с тобой хотел бы,

Чтоб печаль отлегла и стихло сердце.

(перевод Пиотровского)

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (70 - 19 гг. до н.э.)

Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучал риторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школы Сирона.

Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В это Время он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годов Вергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -"Буколики", опираясь на традицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературе эллинизма.

В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму, посвященную сельскому труду - "Георгики". Он прославляет в ней сельский тру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскому труду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегося возродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В "Георгиках" Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата.

Сразу же после окончания "Георгик" Вергилий принимается за работу над "Энеидой", героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (65 - 8 гг.до н.э.)

Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.

Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихи относящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги "Сатир" и названы самим поэтом "Беседами". Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.

Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги "Од" (или "Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация - утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В "Одах" достигло совершенства художественное мастерство поэта - яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.

ОВИДИЙ (43г. до н.э. - 18г. н.э.)

Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на все его творчество. Государственная карьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью поэзии.

Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий ("Аmores") и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям ("Героиды"). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность - иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.

ФЕДР (конец I в.до н.э. - ок.70 г.н.э.)

Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.

Поэты и писатели древней Греции и Рима

Эзоп – древнегреческий баснописец VI века до н. э.

Эсхил – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Леонид, Тарентский – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Лукиан – древнегреческий поэт II века до н. э.

Софокл – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Еврипид – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Менандр – древнегреческий поэт IV века до н. э.

Феокрит – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Вергилий, Марон Публий – римский поэт I века до н. э.

Каллимах – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Лукреций – римский поэт и философ I века до н. э.

Аполлоний, Родосский – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Аристофан – древнегреческий поэт V века до н. э.

Асклепиад – древнегреческий поэт конца II – начала I веков до н. э.

Гиппонакт – древнегреческий поэт VI века до н. э.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Писатели и поэты XVII века 3 Вио, Теофиль де – французский поэт.4 Вега, Карпьо Лопе де – испанский драматург.Мело, Франсиско Мануэл де – португальский поэт.Опиц, Мартин – немецкий поэт.5 Барро, Жак Валле де – французский поэт.Буало, Никола – французский поэт.Бэкон, Френсис –

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Писатели и поэты XVIII века 4 Гете, Иоган Вольфганг – немецкий писатель.Дефо, Даниель – английский писатель.5 Бернс, Роберт – шотландский поэт.Дидро, Дени – французский писатель, философ.Лакло, Пьер де – французский писатель.Лесаж, Ален Рене – французский писатель.Руссо,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Писатели и поэты XIX века 2 По, Эдгар – американский писатель.4 Блок, Александр Александрович – русский поэт.Верн, Жюль – французский писатель.Гюго, Виктор – французский писатель.Дюма, Александр – французский писатель.Золя, Эмиль – французский писатель.Прус, Болеслав –

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Писатели и поэты XX века 3 Жид, Андре – французский писатель.Шоу, Джордж Бернард – английский писатель.4 Блез, Сандрар – французский писатель.Грин, Александр Степанович – русский писатель.Грин, Грэм – английский писатель.Дойл, Артур Конан – английский писатель.Ильф, Илья

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

Политические учения Древней Греции и Рима Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.)

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Зачем в Древней Греции покойному клали под язык монетку? По представлениям древних греков, чтобы попасть в царство мертвых, тень умершего должна была пересечь одну из окружающих владения Аида рек – Стикс, Ахеронт, Кокит или Пирифлегетон. Перевозчик теней мертвых через

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Боги Древней Греции Олимпийские боги Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии - боги второго поколения (после изначальных богов и титанов - богов первого поколения), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Олимп (Olumpoz) - гора в Фессалии, на которой,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Знаменитые писатели и поэты Абэ Кобо (1924–1993) - японский писатель, поэт, сценарист, режиссер. Романы «Женщина в песках», «Чужое лицо», «Сожженная карта» и др.Амаду Жоржи (1912–2001) - бразильский писатель, общественный и политический деятель. Его романы («Бескрайние земли»,

Из книги Музей Метрополитен автора Кравченко И.

Из книги автора

Поэты и писатели Самоубийство пользуется популярностью среди творческой элиты во всем мире. Так, в XX в. добровольно ушли из жизни русские поэты В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, немецкий поэт и драматург Эрнст Толлер, писатель С. Цвейг (Австрия), Э. Хемингуэй (США), Ю.

Из книги автора

Мифология Древней Греции Боги АидАнтейАполлонАресАсклепийБорейВакх (одно из имен Диониса)Гелиос (Гелий)ГермесГефестГипносДионис (Вакх)ЗагрейЗевсЗефирИакхКроносМомМорфейНерейНотОкеанПанПлутонПлутосПонтПосейдонПротейТанатосТитаныТифонТритонХаосЦиклопыЭвр

Из книги автора

Из книги автора

Искусство древней Греции и древнего Рима Афродита. I–II века Аттический курос Около 600 до н. э. Мрамор. Высота 193,4Куросы - распространенные в архаическом искусстве Греции статуи юношей-атлетов или молодых воинов. Они устанавливались в честь победителей, а также на