Как раскольников готовился к преступлению цитаты. Путь и подготовка раскольникова к преступлению

Проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе "Преступление и наказание".

Основная идея произведения

Другие образы в романе "Преступление и наказание" позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: "Станьте солнцем - и вас увидят". Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа "Преступление и наказание". Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе "Преступление и наказание" есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

­Путь Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» писался Ф. М. Достоевским в 1860-е гг., в тот период, когда в стране происходили неминуемые изменения. Народ двигался к капитализму, и в обществе становилось все больше людей, ценящих материальны блага. Без денег невозможно было учиться, питаться, жить, расти и развиваться. Главный герой произведения - молодой студент, вынужденно оставивший учебу на юридическом факультете из-за отсутствия денег.

Фактически, Родион Раскольников оказался в состоянии материального тупика. Он жил в убогой коморке в Петербурге, еле успевая заплатить арендную плату, он не мог помочь матери и сестре , что его еще больше угнетало. Он понимал, что честным трудом на жизнь не заработать и эти мрачные мысли его угнетали. Идею убить старуху-процентщицу он придумал не сам. Она была им подслушана в трактире. До своего преступления молодой человек написал и опубликовал в газете статью под названием «О преступлении».

В ней он выложил свою теорию о разделении общества на две группы людей: «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые от рождения были слабыми и безвольными, не способными изменить ход истории. А вторые могли принести много пользы обществу, даже если решили бы убить определенное количество людей. Этой теорией он оправдывал убийство несносной старушонки . Ему казалось, что, убив одного плохого человека, он спасет сразу сто невинных людей.

Его идея потерпела крах в тот момент, когда ему пришлось убить и внезапно нагрянувшую сестру старушки Лизавету Ивановну - женщину, которая в жизни комара не обидела. Это было поражение. Он понял всю несостоятельность своей теории, но было уже поздно. В голове у героя происходит внутренняя борьба. Он вроде бы понимает, что больше некуда идти, а сделать ничего не может. В перерывах, отвлекаясь от своих мрачных мыслей, он наблюдает за жизнью бедных Мармеладовых.

Все больше времени он проводит со старшей дочерью Катерины Ивановны - Соней , которая помогает ему обрести себя. Соня с ранних лет была вынуждена торговать своим телом, чтобы помочь матери прокормить всех детей в семье. С точки зрения общества она блудница, а с точки зрения христианства - святая, потому что жертвует собой ради блага других. Родион Раскольников с точки зрения христианства - грешник, и не только потому что совершил преступление из гордости ума, но и потому что не любил людей.

В конце произведения мы видим, что герой раскаялся и после признания был отправлен на каторгу в Сибирь. Соня последовала за ним и часто его навещала. Именно эта сильная героиня помогла ему найти мир в себе, стать смиренным душой. Таким образом, Достоевский показал путь раскаяния главного героя и победы над собой.

Мастер-класс из серии уроков «Книга-жизнь продолжает урок»

Данцова Лариса Алексеевна, учитель литературы

МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону

Урок - размышление

Тема урока : «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели урока : расширить представление о герое романа;

помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;

показать власть теории над человеком.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман, репродукция картины Н. Ярошенко «Студент», презентация.

Предварительное домашнее задание :

    Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты характера героя.

Словарь: гуманизм, психологизм, индивидуализм, теория.

Эпиграф к уроку:

«Не убий» (Из Библии)

Ход урока

    Вступительное слово учителя .

Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? - главный вопрос урока.

Подумаем и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь роман.

    Просмотр репродукции картины Н. Ярошенко «Студент».

Опишите героя картины Ярошенко Н.

Как вы думаете, в какой момент (до или после преступления) изображен «Студент»?

Возможные варианты ответа:

На рисунке изображен человек, в котором происходит мучительная борьба.

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что даже боялся всякой встречи…»

«Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то». (не разубеждаем учеников)

3. Беседа о герое романа .

Обратимся к образу Раскольникова.

1. Кто такой Родион Раскольников? Как фамилия помогает раскрыть характер героя?

Родион Романович Раскольников- бывший студент Петербургского университета юридического факультета. Его фамилия происходит от слова раскол, что означает раздвоение. Второе толкование связано со словом раскольничество, то есть одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и фанатизмом. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе (раздвоении), происходящем в душе бывшего бедного студента. Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью: помочь людям (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство)

Таким образом в душе Раскольникова постоянно борются «две крайности»: отзывчивый, чуткий человек, остро реагирующий на несправедливость, и холодный, жестокий, равнодушный, злой.

Раскольников- фанатик идеи, недоучившийся студент, который благодаря своей образованности может уже самостоятельно мыслить, но еще не имеет четких ориентиров в духовном мире.

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

Портрет «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Интерьер « Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и проходила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Пейзаж «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенно множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Перед нами смрадный город, засасывающий человека в трясину нищеты, толкающий его на преступление

Может быть, Раскольников был преступником по сути?

Для этого вспомним его поступки до преступления.

1) помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны;

2) сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома;

3) переживает за мать и Дуню;

Следовательно, гуманный, сострадающий человек, но в то же время Раскольников - сложный, противоречивый образ. В нем, по мнению Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

3. Выделите определяющие черты характера главного героя.

Его девиз: «Разум и воля». Характер героя сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый, восприимчивый..

Вывод : окружающая жизнь и желание вырваться из нищеты толкает Родиона Раскольникова на преступление.

    Размышления над причинами преступления Раскольникова (беседа с учащимися)

Проследим путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ –глава 6,1 ч. Раскольников идет к старухе –процентщице. Пересказ сцены убийства старухи и смиренной Лизаветы- глава 7, 1 ч.

Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать главной?

    помочь сестре и матери

    самому выбраться из нищеты

    спасти от нищеты Мармеладова

    практически подтвердить свою теорию

Вывод: Мотивы преступления сложны и многослойны. Прежде всего это 1) бедность. Страшно жить в ужасающей нищете, быть вечно голодным, плохо одетым.

2) Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он- тварь дрожащая или право имеет.

3) Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью.

Выводы (записать в тетрадь)

«Путь Раскольникова к преступлению»:

А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации,

Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности

В) разговор студента и офицера в распивочной,

Г) теория о «двух разрядах»

Д) «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни

Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девушка на бульваре,

случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой)

Е) мысль героя- решиться хоть на что –нибудь,

Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести».

Он убивает процентщицу и сестру ее Лизавету.

Поговорим о теории Родиона Раскольникова «о двух разрядах» людей.

Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». Как вы поняли суть теории Раскольникова о «двух разрядах»?

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать новое слово «Это сильные люди, Наполеоны. Все они «переступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

К какой группе людей принадлежит сам герой?

Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он открывает свою душу: «Не для того, чтоб матери помочь, я убил,-вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… для себя одного: а там стал ли бы я чьим –нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту, все равно должно было быть… Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею?»

Итак, Раскольников погружен в свою идею. Его разум поражен, кто-то невидимый, неизвестный, ведет его к роковой черте.

Почему Раскольников совершает 2 убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить. Включается цепная реакция, в которую увлекаются новые жертвы. Убита старуха-процентщица, потом совершенно невинная Лизавета)

Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Обратимся к эпиграфу «НЕ УБИЙ». Преступление, совершенное Раскольниковым, - это преступление против человека.

Вывод. Невозможно делать добро с помощью насилия и жестокости. Путь к преступлению лежит в душе человека, где борется разум с чувствами, и разум в виде антигуманной теории побеждает. Условия жизни не снимают ответственности с человека.

5. Заключительное слово учителя.

Чему учит классическое произведение? Мотивы преступления в самом человеке. Актуальность романа в вечных вопросах добра и зла, преступления и наказания. Он связан с проблемами современности. Никакая теория или учение не оправдывает насилие, за каждым преступлением следует наказание. И главное в романе – гуманизм и духовный путь к спасению.

6 . Домашнее задание.

2. Сообщения о «сильных мира сего». Наполеон: историческая справка.

Лужин - подлец «по убеждению».

В чем причина самоубийства Свидригайлова?

О пути к преступлению и собственно убийствах рассказывает лишь 1 часть романа, а остальные 5 и эпилог - о наказании и возрождении. Почему? Очевидно, автор хотел подчеркнуть, что не сами события волнуют его, а история души и больного разума героя-убийцы. Психология важнее событийности, а психологическое наказание важнее уголовного.

Путь героя к преступлению также имеет психологический сюжет. Вот почему, как и в «Герое нашего времени» М.Лермонтова, хронология (фабула) не совпадает с сюжетным построением. «Арифметическая сумма» человеческих страданий, ведущая героя к убийству, складывается из плюсов (событий, убеждающих в необходимости преступления) и минусов (событий, словно останавливающих героя на его греховном пути).

Восстановим эти события хронологически. Первые из них описаны лишь в 6 главе 1 части, когда полгода назад студент Покорев сообщил Раскольникову на всякий случай адрес старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Это первое событие выглядит вполне нейтрально с точки зрения суммы деталей на пути к преступлению, является лишь небольшим плюсом.

Второй мимоходом описанный факт: полтора месяца назад Раскольников закладывает у старухи колечко – подарок сестры – и сразу чувствует отвращение к ростовщице, а в его голове «наклёвывалась странная мысль». Это начало пути к убийству (плюс).

Сразу после этого – случай в трактире, где Родион случайно слышит разговор студента с офицером и неожиданно соотносит слова студента со своими «странными» мыслями и написанной им ещё раньше статьёй «О преступлении», в которой он доказывает возможность идеологического убийства – «разрешения крови по совести» (вновь плюс).

Только теперь по времени идёт эпизод начала романа (1 глава), когда Раскольников посещает старуху, делая очередной заклад (часы) и совершая разведку, которую сам называет «пробой». Здесь, с одной стороны, - плюс, так как ненависть к старухе разрастается, а с другой – минус, потому что после возвращения он погружается в ужас от задуманного и его охватывает необъяснимая тоска.

Сразу после этого в главе 2 – большой и важный эпизод встречи в трактире с Мармеладовым, а затем и посещение семьи Мармеладовых. Раскольников становится свидетелем ещё одной несчастной судьбы, и теперь – «нет никаких преград» (плюс).

В главах 4-5 – встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девушкой на Конногвардейском бульваре. Ужас пережитого, казалось, ещё больше приближает героя к убийству (плюс), однако Родиону вновь становится страшно и противно (борьба плюса и минуса).

5-я глава – страшный сон Раскольникова: картинка детства, где маленький Родя сочувствует убиваемой лошади. После сна он полон сомнений, страха и ужаса, сон как будто рушит уже построенное прочное здание убийства (жирный минус).

Но для осуществления преступления хватило маленькой капли, которая, впрочем, становится самым весомым плюсом, – вести о том, когда старуха останется дома одна. Интересна фраза автора: «Он вошёл к себе, как приговорённый к смерти». Достоевский словно говорит читателю, что, убивая старуху и её ни в чём не повинную сестру, Раскольников убьёт себя. Об этом – весь остальной роман.

Раскольников - главный герой романа «Преступление и наказание», романа о России середины XIX века, о погибших и погибающих обитателях ее столицы и о самом Петербурге.

В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так измучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился» на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. «Мечта», которая, возникнув, стала перерастать в мысль об убийстве Алены Ивановны - этой жалкой старушонки, наживавшейся на несчастьях бедных людей.

Он прекрасно понимал, что сама его идея убийства, по сути, ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. И постепенно свою «мечту» он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.

Чем продиктована эта странная «мечта»? Первое, что толкнуло его на такую мысль, были условия жизни Раскольникова, ужасный квартал Петербурга, где он жил, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо. Осознание того, что сестра приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это...».

Следующим шагом к преступлению стала встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.

Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям. Дело тут даже не в деньгах, он совершает убийство как бы во благо.

Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести. Однако после совершения преступления Раскольников ощущает нечто совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление.

Полгода назад, когда он бросил учебу в университете, Раскольников написал статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключавшуюся в том, что все люди делятся на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.

Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление. И убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Поэтому в событиях, толкнувших его на убийство старухи, можно увидеть лишь повод, попытку оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а сугубо личные убеждения заставили его совершить преступление.

Но он ошибся. Оказалось, Раскольникову не под силу терпеть душевные мучения, навалившиеся на него после убийства. После этого последовало раскаяние и признание вины, которое усугубилось еще и тем, что возникло непредвиденное обстоятельство - роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Черту закона Раскольников переступить смог, а вот остаться за ней оказалось выше его сил. Он хотел стать Наполеоном - не стал; хотел помочь своей семье и себе - не помог; испытал свою теорию, но в результате получил одни только страдания.

Достоевский в романе изобразил столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, эта логика всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя.

И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основана на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, - низкое, подлое дело даже с точки зрения самого героя. Но он совершает его сознательно, ломая свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то указание.

Убив старуху, Родион перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, пи сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее.

Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Получается, Раскольников должен, в соответствии со своей теорией, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидри-гайлова, он ненавидит их, но, полагаю, не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить...» В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не пишет о нравственном воскрешении своего героя. Задача писателя иная - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной она может быть, что идея о праве сильного на преступление абсурдна в своей основе. Тем самым писатель говорит: реальная жизнь сильнее теории. Истерзанный одиночеством, сомнениями и муками совести, Раскольников встает на путь смирения, сострадания и в конечном счете отказывается от какого-либо протеста.

Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Раскольникова звучат не очень убедительно. Но все-таки звучат! Автор хотел убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». В истории России этот путь оказался как бы противоположным избранному страной революционному пути. Но оказался ли он пусть не прогрессивным, но хотя бы полезным для страны - еще вопрос.