Дипломная работа: Избирательный процесс в России. Стадии избирательного процесса в РФ

Избирательный процесс - это практический организационный компонент В него, в свою очередь, включены два элемента. Ими являются избирательная кампания и избирательная процедура.

Избирательной кампанией называют действия, которые совершают непосредственные участники выборов. К этим участникам, в частности, относят общественные организации, партии, избирателей, кандидатов. Действия в рамках указанной кампании проводятся в период времени, специально установленный законом.

Второе понятие, «избирательная процедура», характеризует комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством. Эти мероприятия связаны с организацией подготовки и проведения выборов, осуществляемых на территории государства.

Стадии избирательного процесса в РФ представляют собой слаженную и последовательную деятельность участников в избирательных нормативных взаимоотношениях. Эта деятельность регулируется соответствующим законодательством и представлена в форме этапов, логически следующих друг за другом.

Стадии избирательного процесса в России.

  1. Назначение выборов. Данный этап производится в законодательно установленные сроки: не позднее шестидесяти пяти суток до завершения срока действия полномочий предшествующего состава избираемого органа или должностного лица. Назначение осуществляют уполномоченные организации посредством издания подзаконного нормативного акта, носящего индивидуальный характер и подлежащего официальному опубликованию в обязательном порядке. В случае если уполномоченными органами либо должностным лицом выборы не были назначены, их назначает соответствующая комиссия. Если же и комиссия не смогла их назначить, это делает соответствующий федеральный суд общей юрисдикции.
  2. Подготовка к выборам. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется формирование соответствующей инфраструктуры: комиссий, участков, округов. На данном этапе осуществляется формирование, корректировка списков голосующих граждан и прочие действия.
  3. Выдвижение кандидатов (или списков).
  4. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется взаимодействие кандидатов с гражданами, СМИ и прочими структурами, способствующими распространению программ претендентов, информации о них. Для агитации предусмотрен определенный период - со дня выдвижения до дня, который предшествует дню голосования.
  5. Досрочное голосование. Это стадия считается факультативной. Досрочное голосование допускается только в рамках если в законе соответствующего субъекта оно не предусмотрено по открепительным удостоверениям.
  6. Голосование. Этот этап проводится в определенный установленный срок после того, как были назначены выборы. Голосование может проводиться только в воскресенье. Участковой комиссией обеспечивается возможность для отдельных граждан реализовать свое избирательное право на дому.
  7. Повторное голосование. является факультативной. Она имеет место, например, во втором туре при избрании Президента.
  8. Подсчет голосов. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется определение количества голосов, отданных за того или другого кандидата (список). Подсчет производится гласно и открыто, при этом присутствуют наблюдатели. По полученным результатам составляется протокол.
  9. Повторный подсчет голосов. Эта стадия считается чрезвычайной и факультативной.
  10. Определение итогов производится участковыми комиссиями. При этом составляются протоколы о результатах голосования на соответствующих участках.
  11. Обработка итогов выборов.
  12. Официальное опубликование результатов голосования.

Избирательный процесс, т.е.: деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.

1. Составление списков избирателей. Все граждане, достигшие 18лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 15 дней до выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.

2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.

3. Формирование избирательных комиссий. Существует целая система избирательных комиссий:

  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.);
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • участковые избирательные комиссии.

Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных комиссий публикуются в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы.

Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то что те оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т.п.).

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов. Это наиболее важная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа которых будут избраны Президент, депутаты.

Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:

  1. выдвижение избирательными объединениями. Оно производится на съезде (конференции) партии (блока партий);
  2. выдвижение непосредственно избирателями. Оно предполагает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;
  3. самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).

Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установленного законом количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

5. Предвыборная агитация. Это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.

Предвыборная агитация - это, пожалуй, одна из самых капиталоемких стадий избирательного процесса. Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию. Кандидаты и избирательные фонды создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

  • средств, выделенных кандидатам в равных размерах соответствующей избирательной комиссией;
  • собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
  • средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
  • добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.

6. Голосование. Без сомнения, это действительно самая главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой информации не позднее чем за 20 дней. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.

Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражданин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.

Лекция 16. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ

16.1. Выборы как институт политической системы

Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выбо-ров. Благодаря ему реализуются политические права граж-дан на формирование представительной власти - от мест-ных органов до президента.

Выборы - способ смены правящих элит через волеизъяв-ление населения, инструмент легитимациии и стабилиза-ции власти. Они позволяют выявить расстановку полити-ческих сил во властных структурах, опреде-ляют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осущест-вляется политическая социализация, усваиваются полити-ческие ценности, приобретаются политические навыки и опыт.

Выборы - это также форма контроля населения за правящей элитой, которой народ делегирует властные полномочия. По определению Йозефа Шумпетера, «демократия значит лишь то, что у народа есть возможность принять или не принять тех людей, которые должны им управлять». Если власть не выражает интересы из-бирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей само правительство может скорректировать курс, стремясь зару-читься поддержкой избирателей.

Как считает А.Пшеворский, «демократия - это система, при которой партии проигрывают выборы», и этот проигрыш не является ни позором, ни преступлением. Готовность общества к проведению выборов - важней-ший признак его демократичности, способности мирными политическими средствами решать назревшие проблемы.

Таким образом, выборы представляют собой своеобраз-ный политический рынок. Претенденты предлагают изби-рателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому вы-боры эффективны при наличии законодательства об изби-рательных системах и существовании гражданского общест-ва как совокупности неправительственных организаций, реализующих интересы граждан.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В законодательстве отражены по-ложения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования.

В основе законодательной регламентации выборов ле-жат три основных принципа .

Первый - это обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в предоставлении всем равного максимального лимита рас-ходов на проведение выборов. С этой целью во многих стра-нах государство берет на себя финансирование предвы-борных кампаний и в то же время ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов.

Второй принцип - это так называемый принцип лояль-ности. В соответствии с ним кандидаты должны прояв-лять терпимость по отношению к соперникам, воздержи-ваться от некорректных действий.

Третий принцип - это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борь-бы, лояльность по отношению ко всем участникам.

В основу современного избирательного права заложе-ны принципы всеобщих, прямых, равных выбо-ров при тайном голосовании, сформулированные философами-просветителями. Од-нако в полной мере они, как правило, не соблюдаются, поскольку политические элиты, в меру своих возможностей, стремятся не выпускать из-под сво-его контроля такой важный инструмент своего господства, как выборы. Наиболее известные методы ограничения действия перечисленных принципов - это различные цензы, манипулирование с границами и численностью из-бирательных округов.

Принято различать активное и пассивное избиратель-ное право.

Активное избирательное право предполагает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представитель-ной власти. В свою очередь оно может быть прямым и кос-венным.

Прямые выборы означают непосредственное избрание гражданами депутатов. При косвенных выборах граждане сначала избирают выборщиков, которые затем завершают избирательный процесс. Путем двуступенчатых выборов избираются, в частности, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малай-зии и других государств.

Пассивное избирательное право - это право быть из-бранным в различные органы власти. Оно также предусматривает определенные огра-ничения и требования к претендентам на избрание, связанные с возрастом, гражданством, проживанием на территории страны и т.д.

Во многих странах для регистрации в качестве канди-датов на избрание необходимо внесение определенной сум-мы денег в качестве избирательного залога. Регулируется и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются следующие способы:

Кандидатов выдвигают партии, общественные орга-низации и избиратели путем подачи петиции. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны опреде-ленным числом избирателей;

Сам кандидат подает заявление, которое в ряде стран должно быть подписано избирателями;

Выдвижение кандидатов осуществляется через пер-вичные выборы, или праймериз. Таким путем опре-деляют наиболее популярных кандидатов, которые затем выходят на общие выборы. Первичные выборы широко применяются в США.

Распространенное явление в ходе избирательных кам-паний - абсентеизм . Этим термином обозначают уклоне-ние избирателей от участия в голосовании.

Причины неявки на выборы могут быть разные: аполи-тичность, безразличие к результатам, протест части изби-рателей против существующих порядков или политических игр, неверие в любые обещания.

В некоторых странах борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование и предусматривая различные санкции для тех, кто не принимает участие в голосовании, например, в Австрии, Бельгии, Голландии, государствах Латинской Америки.

16.2. Понятие и типы избирательных систем

Для создания ответственной власти необходим налаженный контроль за деятельностью политических институтов и политических лидеров, эффективный механизм ее замены, что является необходимым условием деятельности власти в интересах различных социальных групп. Этим целям служит избирательная система - совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти. Джованни Сартори назвал избирательную систему «самым специфичным манипулятивным инструментом политики». В каждой стране, находящейся в процессе демократизации, осуществляется выбор между избирательными системами и формами правления, основывающийся как на международном опыте, так и на национальных особенностях. Существенным изменениям они подвергаются в условиях крупных общественных перемен.

Избира-тельная система является важнейшим элементом политиче-ской системы государства. Она урегулирована правовыми нор-мами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в форми-ровании избираемых органов, а также организацию и порядок вы-боров.

В субъективном смысле избирательное право выступает, как право гражданина избирать и быть избранным в органы государ-ственной власти и в органы местного самоуправления. Избира-тельное право является одним из основных конституционных прав граждан и относится к группе политических прав.

При оценке влияния избирательных систем на форми-рование политических институтов следует исходить, преж-де всего, из того обстоятельства, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.

Существуют две основные избирательные системы - ма-жоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям : репрезентативность, то есть способность от-разить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолют-ное и относительное.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Мажоритарная система с относительным большинством предпо-лагает, что кандидат-победитель должен набрать простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.

Мажоритарный выбор привлекает простотой, посколь-ку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зача-стую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку оппозиционная точка зрения представ-лена в выборном органе не в той мере, в какой она распро-странена в обществе.

Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и де-путатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию пар-тий, становлению двух- или трехпартийной системы.

Мажоритарная система используется в настоящее вре-мя в Великобритании, США, Канаде.

Главное отличие пропорциональной системы от мажо-ритарной состоит в том, что депутатские мандаты распре-деляются не между индивидуальными кандидатами, а меж-ду партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и опре-деленную программу. Естественно, партии стремятся вклю-чить в эти списки наиболее известных людей.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

— пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира-тельные округа не выделяются;

— пропорциональная система, основывающаяся на ок-ругах. В этом случае мандаты распределяются на ос-нове влияния партий в округах.

Достоинством пропорциональной системы является ре-презентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и да-ющая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализ-ма и многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения.

Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избирате-ли, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов реа-лизуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фраг-ментарного депутатского корпуса и частой смене прави-тельств, что ослабит эффективность демократического уст-ройства.

Поскольку при пропорциональной системе осуществля-ется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.

В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают распределение мандатов только между теми парти-ями, которые преодолевают на выборах определенный барьер, как правило, в 3-5%.

Пропорциональная избирательная система функциони-рует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Нор-вегия, Финляндия и др.

В послевоенный период началось становление смешан-ной избирательной системы , которая должна была во-брать в себя положительные характеристики мажоритар-ной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избира-тель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

По способу организации и проведения к выборам близ-ка такая форма волеизъявления граждан, как референдум . В политической практике - это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса.

На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят такие, например, вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственно-го устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в меж-дународные организации, присоединение к международным соглашениям и т. д.

Референдум может проводиться и в отдельных регио-нах по проблемам местного значения - таким, как введе-ние дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т. п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии.

Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции многих госу-дарств предусматривают возможность или обязательность проведения референдумов.

Практика выявила слабые стороны референдума как способа принятия решений: велико число тех, кто не участ-вует в голосовании, решение нередко принимается незна-чительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества.

Для последних десятилетий характерно усиление роли рациональных, прагматических мотивов в подходе к поли-тическим проблемам. Люди весьма критически оценивают программы и партийные лозунги, деятельность политиче-ских лидеров. Резкое неприятие вызывают моральная не-чистоплотность политиков, нарушения законности, злоупо-требления партийного и государственного аппарата.

Рациональной оценке подвергаются и устоявшиеся фор-мы политического участия. Далеко не все политически активные граждане получают удовлетворение от участия в выборах, от членства в политических партиях и профсо-юзах. Многие предпочитают новые формы гражданской и политической активности, различные виды самооргани-зации и самоуправления. Отсюда быстрое развитие и по-пулярность разнообразных движений, ставящих перед со-бой задачи разрешения волнующих граждан конкретных проблем.

16.3. Особенности избирательного процесса в России

В соответствии с п.3 ст.3 Конституции Российской Федерации «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов. Многие позитивные перемены в нашей стране произошли именно потому, что качественное и регулярное проведение выборов становится одним из базисных условий обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации.

Вопрос об отношении к выборам является также вопросом об отношении к демократии. Как показывает политическая практика, в условиях политических кризисов, противостояния в обществе выборы являются важнейшим инструментом восстановления гражданского мира. Только они позволяют установить истинную расстановку политических сил, их фактическое, а не декларируемое влияние на общественные процессы. Отступление от этой демократической формулы, пренебрежение ею порождает кризисные процессы. Выборы обходятся государству довольно дорого, но конфронтация и монополия на власть обходятся народу еще дороже.

По мнению председателя Центризбиркома России А.А.Вешнякова, «демократическое развитие обрывается тогда, когда место гражданина с бюллетенем занимает человек с ружьем».

Впервые выборы в законодательный орган власти прошли в феврале-марте 1906 г. К этому времени в России уже имелся многолетний опыт выборов в земские и городские представительные учреждения, хотя ростки демократической культуры были еще очень слабы. Во исполнение октябрьского Манифеста царским указом от 11 декабря 1905 г. был изменен закон о выборах и предоставлены избирательные права тем слоям населения, которые их раньше не имели - мелким землевладельцам, значительной части городских жителей и рабочих.

При формировании Думы использовалась мажоритарная многостепенная избирательная система абсолютного большинства с неравными нормами представительства от избирателей четырех групп, называемых “куриями”, с применением имущественных и других цензов при тайном голосовании. В выборах имели право участвовать лица не моложе 25 лет (такой же возрастной ценз применялся в Германской империи, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Испании). Избирательного права были лишены женщины (так же, как и во всех европейских странах, за исключением Норвегии). Кроме того, не участвовали в выборах учащиеся, включая студентов, военнослужащие, кочевые народности и иностранные подданные, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом. Дополнительно действовали еще и имущественные цензы. В общей сумме избирательным правом было наделено до 15 миллионов подданных Российской Империи, или более трети численности всего мужского населения от 25 лет и старше.

Первые по настоящему всеобщие, бесцензовые выборы состоялись в России в Учредительное Собрание, первое и единственное заседание которого состоялось 5 января 1918 г. Результаты тех выборов не удалось использовать для формирования реального демократического механизма работы власти и предотвращения гражданской войны. Спустя 70 лет возможность проведения альтернативных выборов появилась в избирательных законах СССР. В 1989-1990 гг. состоялись выборы, в ходе которых впервые за много лет возникла конкуренция, реальное соперничество нескольких кандидатов.

В 1993 г. Россия пережила острый политический кризис, обусловленный жестким противостоянием властей. Конфронтация между несколькими крупными политическими силами, и, в конечном счете, между ветвями власти до предела обострила социально-политическую ситуацию в государстве и обществе, подвела его к опасной черте.

В условиях тех драматических событий выборы парламента и всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации стали единственным средством выхода из кризиса, еще раз доказав действенность демократических инструментов разрешения кризисных ситуаций. Новая российская Конституция 1993 г. определила правовой фундамент для формирования органов государственной власти, для выстраивания избирательной системы.

В 1995-1996 гг. прошли две федеральные избирательные кампании по новому избирательному законодательству - парламентская и президентская. Однако, определенное время проведение этих выборов было под вопросом. В политической жизни России столкнулись два подхода: один, нацеленный на развитие демократических начал, укрепление выборной демократии и другой, связанный с привычным использованием административных рычагов, «указного права». Все же призывы высоких должностных лиц отложить проведение выборов, продлить полномочия - сначала депутатов, а потом и Президента, которые ставили под угрозу соблюдение норм Конституции, были отвергнуты. В конечном итоге возобладал правовой подход и верность демократическим принципам формирования власти.

В ходе парламентской избирательной кампании 1995 г. Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала федеральные списки 43 избирательных объединений и блоков против 13 в 1993 г. Представители четырех из них, получив наибольшую поддержку избирателей и преодолев пятипроцентный барьер, заняли депутатские места в Госдуме (в 1993 г. в числе победителей было восемь избирательных объединений и блоков).

В 1995 г. произошло почти десятипроцентное повышение активности избирателей в сравнении с 1993 г. (1995 - 64,76%, 1993 - 54,81%), свидетельствующее о повышении интереса и доверия избирателей к институту выборов, к механизмам демократии. Эта тенденция подтвердилась и на президентских выборах в 1996 г. И в первом, и во втором турах голосования на этих выборах активность избирателей была высокой - на уровне 69-70%. В 2000 г. активность избирателей составила 68,64%.

Особенностью кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 1999 г. стало острейшее столкновение политических, корпоративных интересов. В средствах массовой информации разразились «информационные войны», в ходе которых применялись изощренные приемы «телекиллерства» по дискредитации политических оппонентов. По итогам выборов в Государственную Думу вошли представители шести политических партий и объединений. В выборах приняли участие 61,85% избирателей.

2000 год вошел в историю выборов как год досрочных выборов Президента Российской Федерации. Особенность кампании заключалась в том, что впервые в России передача полномочий высшего должностного лица в государстве другому гражданину произошла на основании прямого народного волеизъявления. Это было событием огромной важности, прецедентом, подтвердившим незыблемость демократического порядка передачи власти. В первом туре одержал победу В.В.Путин, набравший 52,94% голосов.

Итогом выборов четвертой Государственной Думы, состоявшихся в декабре 2003 г., стало доминирование одной политической партии, которая получила конституционное большинство в парламенте. Свои фракции смогли создать четыре политических партии и блока, из 23 зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, причем правые партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В выборах участвовало 55,75% избирателей.

Президентские выборы 2004 г. были отмечены явным преимуществом действующего президента, что сказалось на активности избирателей - 64%. В связи с высоким рейтингом В.В.Путина, политические партии выдвинули кандидатами в президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Победу в первом туре одержал В.В.Путин, за которого проголосовало 71,31% избирателей.

Органы власти в субъектах Российской Федерации также формируются на выборной основе. Последним субъектом Российской Федерации, в котором была избрана государственная власть, стала Чеченская Республика, где 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента республики, а 27 ноября 2005 г. был избран парламент.

Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, несмотря на имеющиеся негативные моменты. Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Однако, мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвержена коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов, партий свободно и сознательно определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства.

16.4. Российское избирательное законодательство

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме.

В 1993 г. нормы избирательного права регулировались посредством указов Президента России. Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период.

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т.д.

В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Формирование Совета Федерации определяется Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» определил порядок формирования местных органов власти.

Избирательным законодательством предусмотрено, что для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий может применятьсяГосударственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» . Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя:

Персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

Картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

Информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

Информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок проведения которого определяется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы о введении поста президента (1991), о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР (1993), о принятии Конституции (1993).

16.5. Изменения в избирательном законодательстве

Российское избирательное законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления. Поэтому к действующим законам принимаются поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. были приняты федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и в части отмены голосования против всех кандидатов.

Основные цели внесенных изменений в избирательное законодательство - стимулирование развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе; корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий.

За десятилетний период применения на парламентских выборах смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы выявлен ряд существенных недостатков. Так, нередко на выборах в одномандатных избирательных округах число голосов избирателей, отданных за победившего кандидата, оказывалось намного меньше числа голосов, отданных в сумме за других кандидатов. В результате мнение значительного числа избирателей фактически не учитывалось. Кроме того, часто депутаты-одномандатники, которые были самовыдвиженцами и провозглашали себя независимыми кандидатами, что привлекало голоса избирателей, после выборов присоединялись к парламентским партийным фракциям, меняя свои политические установки и таким образом фактически обманывая проголосовавших за них избирателей. На выборах 2003 г. претендентов на места в Государственной Думе, которые называли себя независимыми кандидатами, было 67 человек, а в конечном итоге, когда они стали депутатами Государственной Думы, только 7 остались в статусе независимых, а остальные вошли в различные фракции.

Пропорциональная система, которая теперь будет применяться на выборах в Государственную Думу, предусматривает уменьшение общефедеральной части партийного списка до 3 человек (раньше - в пределах 18 человек). Вся остальная федеральная часть списка должна быть разбита как минимум на 100 региональных групп кандидатов. Это требование будет стимулировать партии на поиск соответствующих кандидатов практически во всех регионах Российской Федерации. Предусмотрена возможность включать в партийные списки не только членов партии, но и беспартийных, а также членов других партий.

Особое значение придается требованиям к порядку формирования федеральных списков кандидатов. При этом преследуется цель повысить информированность избирателей не только о лидерах, возглавляющих партийные списки, но и обо всех претендентах на депутатские мандаты.

С целью структурирования и дальнейшего поступательного развития российского политического пространства повышен заградительный барьер на выборах в Государственную Думу с 5 до 7% голосов избирателей, преодолев который партии смогут получить депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких платформах. При этом в любом случае в парламенте должны быть представлены партии, которые в сумме получили не менее 60% голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Такое требование позволяет при определенных обстоятельствах понижать 7% барьер. Например, если по итогам выборов с участием 10 партий 7% барьер преодолели 3 партии, набравшие в сумме лишь 58%, то в такой ситуации к распределению депутатских мандатов допускается и четвертая партия, у которой меньше 7%.

Характеризуя последние изменения в российском законодательстве председатель Центризбиркома России А.Вешняков выделяет среди важнейших следующие:

— начиная с 2006 года, установлены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября;

— отменен институт избирательных блоков на выборах всех уровней, так как практика показала, что блоки зачастую демонстрируют свою нестабильность, неработоспособность, приводящие к прекращению их существования;

— установлено ограничение величины заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы - не более 7%, чтобы не нарушать представительный характер органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Новые законы расширяют права СМИ по освещению избирательных кампаний. Журналисты теперь имеют право находиться в помещении для голосования в течение всего времени работы избирательного участка, производить фото- и видеосъемку.

В целях поддержки деятельности политических партий и обеспечения их большей независимости от «теневого» финансирования государственная финансовая поддержка политических партий увеличена в десять раз - до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государственную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало более трех процентов избирателей.

Согласно новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов - с 10 тыс. до 50 тыс. человек, причем более чем в половине субъектов Российской Федерации в состав ее регионального отделения должны входить не менее 500 членов. С 1 января 2007 года те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений.

В соответствии с новым законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления. Число муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления увеличилось с 12,5 тысяч до 24 тысяч, при этом общее число депутатов представительных органов местного самоуправления составило более 250 тысяч человек. Практически все выборы во вновь образованных муниципальных образованиях были проведены в установленный законом срок до 1 ноября 2005 года. Сформированная публичная власть на муниципальном уровне с 1 января 2006 года приступила к своим полномочиям.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам.

Основные понятия: абсентеизм, активное избирательное право,выборы, государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», избирательная система, избирательное право, критерии оценки избирательных систем, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система, пассивное избирательное право, принципы законодательной регламентации выборов, принципы избирательного права, пропорциональная избирательная система, референдум, российское избирательное законодательство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для решения каких основных функций предназначаются выборы?

2. Поясните формулировку А.Пшеворского: «демократия - это система, при которой партии проигрывают выборы».

3. Какие принципы ле-жат в основе законодательной регламентации выборов?

4. В чем заключается различие между активным и пассивным избирательным правом?

5. Что означает такое явление в ходе избирательных кампаний как абсентеизм?

6. Дайте определение избирательной системе.

7. В чем заключается различие между мажоритарной системой с абсолютным и относительным большинством?

8. Охарактеризуйте пропорциональную избирательную систему.

9. С какими целями проводится референдум?

10. Чем отличались президентские кампании 1996, 2000 и 2004 гг.?

11. Каковы основные особенности выборов в четвертую Государственную Думу?

12. Какие можете сделать выводы, основываясь на избирательной практике 1993-2004 гг.?

13. Назовите основные федеральные законы, определяющие нормы избирательного права в России.

14. Для чего предназначена и что в себя включает государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»?

15. К каким результатам может привести отмена голосования против всех кандидатов?

16. Чему будет способствовать повышение заградительного барьера на выборах в Государственную Думу с 5 до 7% голосов избирателей?

17. К каким результатам могут привести основные изменения в Федеральном законе «О политических партиях»?

Литература:

Вешняков А.А. К демократическому формированию органов власти // Государственная служба. 2006. №1.

Выборы в посткоммунистических обществах. Пробл.-тем. сборник ИНИОН РАН. Отв. ред. и сост. Е.Ю. Мелеш-кина. М., 2000.

Доклад Председателя ЦИК России А.А.Вешнякова на научно-практической конференции «100-летие выборов Государственной Думы: история и современность» 3 марта 2006 г. // URL: http://www.cikrf.ru/_1/doklad_vesh_030306.htm

Доклад Председателя ЦИК России на торжественном собрании, посвященном 10-летию российской избирательной системы 29 сентября 2003 г., Москва // http://gd2003.cikrf.ru/cik10rus/sx/art/76369222/cp/1/br/76795394

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Федеральный http://gd2003.cikrf.ru/cik10rus/sx/art/76369222/cp/1/br/76795394. htm

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Избирательный процесс в Америке. Избирательная кампания: понятие и сущность. Стратегия и тактика избирательных кампаний: методологические аспекты. Анализ стратегии и тактики избирательной кампании Д. Трампа. Особенности избирательной кампании Х. Клинтон.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Раскрытие сущности избирательной системы как совокупности норм, регулирующих порядок предоставления прав и проведение выборов. Анализ мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем. Избирательный процесс и избирательная система России.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная избирательная система. Система единственного передаваемого голоса. Способы определения результатов выборов.

    реферат , добавлен 29.08.2006

    Сущность понятия "избирательная система". Сравнительный анализ избирательной системы в РФ и зарубежных странах. Применение различных видов избирательных схем. Роль политических партий. Использование современных программно-технических средств голосования.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2017

    Избирательная система. Понятие и виды. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса. Партийные списки. Отличие пропорциональной избирательной системы от мажоритарной. Средства массовой информации в избирательных процессах.

    реферат , добавлен 29.10.2008

    Понятие и сущность избирательной системы. Основные принципы избирательного права. Избирательный ценз: понятие и виды. Организация и порядок проведения выборов. Определение результатов голосования. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Рассмотрение понятия, основных элементов, типов и методов планирования избирательной кампании. Использование организационно-политических, информационно-коммуникативных, психолого-имиджмейкерских и социологических технологий в процессе ее проведения.

    реферат , добавлен 14.08.2010

    Выборы как признак демократической политической системы. Избирательная система: основные компоненты. Избирательное право и избирательный процесс. Современная процедура выборов президента США. Основные параметры избирательной системы в современной России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2010

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Содержание и стадии избирательного процесса закрепляются в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г., который действует с изменениями и дополнениями. Этот закон является рамочным, то есть его нормы являются обязательными для всех выборов, которые проводятся в Российской Федерации.

Регистрация избирателей означает включение лица в список избирателей, на основании которого он сможет быть допущен к голосованию. Все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Совокупность избирателей страны объединяется понятием «электорат» (избирательный корпус).

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения выборов.

Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка.

Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.

В РФ используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.

Избирательные округа – это территориальные единицы, от которых избираются депутаты и другие выбираемые лица; в зависимости от числа избираемых (но не выдвигаемых) лиц избирательные округа могут делиться на одномандатные и многомандатные.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки – территориальные единицы, создаваемые для проведения выборов и подсчета голосов. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета проживания не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии – четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять членов – Советом Федерации, а остальные пять членов – Президентом РФ.

Порядок формирования других избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов РФ определяется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

В избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации не менее половины членов комиссии должны быть назначены по предложениям политических партий, представленных фракциями в Государственной Думе и региональном законодательном (представительном) органе государственной власти. При формировании муниципальных, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий не менее одной второй от общего числа членов комиссии назначается на основе поступивших предложений политических партий, представленных в Государственной Думе, в региональном законодательном (представительном) органе государственной власти, в представительном органе местного самоуправления.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит политическим партиям, возможно и самовыдвижение.

Политические партии являются единственным видом общественных объединений, который может участвовать в выборах и является таким образом избирательным объединением.

Избирательные объединения – это организации, наделенные правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе.

Создание избирательных блоков из нескольких партий современным законодательством не предусмотрено.

Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений принимается тайным голосованием на съездах или конференциях политических партий или их региональных отделений.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Кандидаты (списки кандидатов) выдвинутые партиями, имеющими фракции в Государственной Думе данного созыва, подлежат автоматической регистрации, независимо от уровня выборов.

Законом установлено требование о том, что кандидаты вместе с письменным уведомлением о выдвижении должны представить в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на правах собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Это же распространяется на сообщения о неснятой или непогашенной судимости, гражданстве иностранного государства. Все эти материалы и результаты их проверки должны публиковаться в средствах массовой информации, размещаться в помещениях участковых избирательных комиссий.

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Предвыборная агитация – это деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющая целью побудить избирателей к участию в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов).

Государство обеспечивает гражданам РФ, политическим партиям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии и федеральными законами.

Агитация начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, но в СМИ не ранее чем за 30 дней до дня выборов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация проводится:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны.

Голосование на выборах в РФ проводится в один из выходных или нерабочих дней. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

В случае и порядке, предусмотренных законом, избиратель, который в день голосования не будет иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования в пределах избирательного округа.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор. Современным законодательством не предусмотрено голосование в позиции «против всех кандидатов».

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число переносных избирательных ящиков. Заявление о предоставлении возможности голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующему числу заявлений.

Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в которых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, которые находятся в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основании поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, а затем территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется соответствующий протокол.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных по позициям «за» и «против», осуществляется соответствующей комиссией в порядке и срок, которые установлены законом, но не позднее чем через месяц со дня голосования.

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

в) по решению суда.