Все в мире относительно. Какой фильм научит вас видеть мир иначе? Что значит "относительно"? "Относительно" - значение и толкование слова

На мой взгляд, это одно из самых значительных высказываний в Мире. Мало кто задумывается над смыслом этой гениальной фразы. Максимум, как видит её человек, в большинстве своём, это связанную с физикой. Но она глубочайшим образом связана со всей жизнью.
Движение, время, восприятие… Все рассматривается относительно чего то. И выводы делаются на основании этого рассматривания. Но правильные ли выводы? Я давно заметил, что здесь кроется, что то гораздо большее, на первый взгляд все кажется таким сложным, но когда осознаешь суть, все становиться до смешного простым. И почему этого люди не замечают? Это же так просто! Такие мысли приходят ко мне все чаще и чаще.
Я не претендую на Истину в конечной инстанции, я приведу лишь свои размышления и выводы сделанный на основе этих размышлений. Может где то я и допускаю ошибку, в прочем как и любой другой человек. Каждый приносит в этот Мир частичку Своего понимания.

Время и движение

Начну с самого простого - движения . Все свои знания о движении мы получаем ещё в школе. Формулы, расчёты… Движение (перемещение) одного объекта возможно только относительно другого. Я стою на тротуаре, мимо движется автомобиль. Он движется относительно меня. Два автомобиля движутся параллельно друг другу с одинаковой скоростью, относительно друг друга они не перемещаются, они недвижимы. Это все понятно и просто. Но если рассмотреть движение вместе с таким понятием как время? Очень внимательно и осознанно рассмотреть?

Что такое время? Существует ли оно? Вот, что говорит нам энциклопедия, кратко:

«Вре́мя - одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.
В философии - это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении - из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. »

Условная сравнительная мера движения материи, то есть мера условная , и сравнительная , значит определяется путём отношения .

Человек создал периоды, относительно наблюдения за «восходом» и «закатом» Солнца, «появлением» и «убыванием» Луны, то есть «движению» данных объектов относительно Земли. Эти периоды — день, ночь, неделя, месяц, год… Сутки были поделены на равное количество единиц - часов, те, в свою очередь, на равное количество - минут, и так далее. То есть время это порождение ума человека и является иллюзией.
Рассмотрим на примере, как человек воспринимает время. Я нахожусь в точке «А», в городе «А», мне надо попасть в другую точку, город «Б». Для меня «Б» является будущим, как бы ещё не существующим. Я начинаю своё движение. По мере удаления от «А», «А» перемещается в прошлое, во временном и пространственном понятии «А» удаляется от меня. «Б», по мере приближения, как бы становится ближе к моему настоящему. Я прибыл в «Б», оно стало настоящим, «А» стало прошлым. Теперь рассмотрим это движение в пространстве и времени относительно большего, например, с такой высоты, чтобы обе точки нам были видны одновременно.

«А» и «Б» существуют одновременно, ничто не исчезает, ничто не появляется. Все происходит в это самое мгновение - здесь и сейчас . Происходит только моё перемещение, относительно этих точек и относительно тех объектов, которые я прохожу по мере перемещения. Течение времени я наблюдаю только с помощью хронометра и замечая смену дня и ночи - движение Земли вокруг своей оси. Поднимемся выше, на такой уровень, где наша планета видна как шар в бесконечности космоса. Я, «А», «Б» и все, что находится на планете, с этого ракурса, воспринимается как существующее одновременно, здесь и сейчас!
И так далее, как поётся в песне: «Все выше и выше, и выше…». Так существует ли время? Или оно существует только в наших умах? Выводы предлагаю делать самим.

Не впадайте в крайности.

С помощью понятия относительности можно очень многое постигнуть.
Но какое отношение к Духовному Поиску имеет все описанное выше, спросите Вы? Я отвечу - прямое! И не только к Духовной стороне жизни, но и ко всей, целостной жизни . Люди, в основном, идут двумя путями:

Первый - жизнь «по привычке», согласно «инструкциям», обусловленности, концепциям, полученным с момента рождения. При таком подходе человек склонен винить во всех своих проблемах кого угодно, только не себя! Я думаю, вот это то и подразумевал Будда, говоря, что жизнь это страдание.

Второй - путь духовного развития, когда отвергается все мирское. Отсюда и уход от жизни в монастыри, пещеры и так далее. Ценится только Бог, Душа, Сущее… остальное все вообще не считается значительным, подавляется. В том числе и тело.

Но существует ещё и третий путь - Путь гармоничного развития . Где человек видит себя не разделённым, гармоничным целым - тело, ум, дух. И пользуется всеми этими составляющими правильно, понимая что есть что.

Я рассматривал подробно первые два пути, первым я шёл долго, не задумываясь о том, что может быть что то ещё. Этот путь приносил не много хорошего, вернее хорошее подразумевалось, как само собой разумеющееся, а плохое отвергалось, не принималось, не виделось, почему оно происходит.

Ко второму пути многие приходят от невыносимых страданий, которые «преподносит» жизнь. Люди начинают искать утешение в религиях, искать ответы там. А там их уже ждут! Клиент созрел, так сказать, можно его использовать. При этом человеку напрочь обрубают возможность мыслить самостоятельно. Все уже готово, все ответы уже есть писаниях. В общем то это лучше, чем первый путь, но тут вы впадаете в другую крайность. От накопительства, до отвержения самой жизни. Вы бежите от мирских концепций к «духовным».

Меня эта чаша миновала. Может потому, что в жизни не было ничего сверх «плохого», я не был загнан в безысходность существования. Во мне таился интерес к познанию жизни. Как я писал раньше, катализатором стала одна из книг Мастера Ошо. Она дала тот толчок, который начал моё движение в поисках Истины.

Вот теперь можно говорить и о теории относительности в Духовном, Целостном, Гармоничном развитии.

Как я уже говорил, мы приходим в этот Мир целостным Существом. Дух приходит через тело, дальше формируется Личность. Проследив весь путь формирования человека как личности, можно понять, что сама Личность это вещь наживная, она изменчива, можно даже сказать - непостоянна. Её можно назвать иллюзорной.

Человек рождается чистым листом. Окружение «делает» ему личность. Имя, привычки, знания… То есть, будь ты представителем Негроидной расы, Монголоидной, или ещё какой либо, то есть Дух проявленный в одном из данных тел, рождённый, пусть на территории Украины, получивший все знания, концепции и обусловленности этой страны, ты будешь отличаться от коренных жителей только внешне. Говорить ты будешь на языке этой страны, мыслить ты будешь так же как и другие жители этой страны. Точно так же и Украинец, рождённый в Японии, выросший там, будет отличаться от Японцев только внешне.

Возьмём больше. Если человек прожил какое то время в Украине, а, скажем лет в 20 попал в Японию, и отбросив своё прошлое, изучил язык, традиции, получил другое имя… То есть полностью отождествил себя с представителями данной страны, то по прошествии какого то времени, он, можно сказать, обрел другую личность.

Осознавая все вышесказанное можно разбираться дальше. Есть такое понимание, Истинно только То, что проявляется в этом мире через тело, остальное иллюзия. То есть все что меняется и непостоянно есть иллюзия. Я пока беру во внимание только человека, не затрагивая весь остальной мир. Я с этим не до конца согласен. Сущее проявляется через тело, тело изменяется постоянно, и исчезает со своей смертью - да. Личность формируется, является изменчивой - да. Сущее (дух) постоянно - да. Но не следует выделять Сущее, отбрасывая тело и личность. Нужно только понимать где, у чего своё место.

«Тело - храм Божий» — золотые слова! Зачем же пренебрегать телом? Зачем же издеваться над этим храмом, разрушать его, не поддерживать его в порядке? К чему все эти аскезы, умерщвления плоти… Точно так же и неприемлемо повышенное внимание к «зданию», и запустение «внутреннего убранства». Фасад красив, но внутри… заглянешь и противно становиться! Человек как здание, должен быть красив и внутри и снаружи.

И для поддержания порядка должен быть «управляющий», «наблюдатель». Это и есть дух, Сущее, То… Управлять и наблюдать надо не только за телом, но и за эмоциями, мыслями.
Ум - должен быть инструментом в руках духа, блуждающие мысли должны быть развеяны. Это можно сделать, но не усилиями, а пониманием. Проявление наблюдателя, управляющего возможно только при помощи медитации. Когда наблюдаешь за умом, течением мыслей, возникновением эмоций, не вовлекаясь, то приходит осознание присутствия наблюдателя. И понимаешь все вышесказанное. И если действовать относительно наблюдателя, то все становится в жизни на свои места. Ты понимаешь, что эмоции могут быть, в них нет ничего плохого, их не надо подавлять, загонять в «глубь». Ты понимаешь как они формируются, от чего и по каким причинам, прослеживаешь весь путь от начала и до полного растворения. Так же и с мыслями - постоянным «базаром», диалогами с самим собой. При отслеживании и понимании «базар» прекращается сам собой. Ум становится инструментом, помощником.

Существует такое мнение авторитетных, уважаемых мною Мастеров. Я с ними не согласен, если понимать это выражение прямо. Я не знаю как видят Мир просветлённые, я не могу судить на сколько я прав, относительно их видения. Я говорю за себя.

Если кратко, то я понимаю это так - Мир иллюзорен относительно нашего восприятия . Он никуда не исчезает когда мы засыпаем глубоким сном, все то, что нас окружает существует, оно не появляется с нашим пробуждением. Мы проявляемся с пробуждением, вернее проявляется осознание, тело то на месте, оно мирно лежит на кроватке.
Осознание начинает воспринимать окружающее, мир. А вот то как оно воспринимает - и есть иллюзия. Восприятие происходит через органы чувств, обрабатывается умом и преподносится воспринимающему. Чистота восприятия зависти от чистоты ума. Ум отражает как зеркало, загрязнённое зеркало отражает искажёно, неполноценно, иллюзорно. Мастера Дзен говорят: «Держите своё «зеркало» чистым» . Это все касается и видимых (материальных) объектов, и объектов чувств. Рассмотрим два примера:

1. Материальные объекты. Тут чистота восприятия зависит от «настройки, качества» органов восприятия. То есть, для одного объект может казаться синего цвета, для другого - зелёного. Цвет воспринимаемого объекта зависит от органа зрения. При нарушенном цветовосприятии человек будет видеть по другому. То есть, один и тот же объект разными людьми воспринимается по разному. Объект присутствует, но видим не одинаково. А если сравнить то как его воспринимает человек и другие существа… У паука, саламандры, собаки… совсем другое восприятие. Мы можем только догадываться как они видят тот же объект.
Точно так же и с обонянием, осязанием и так далее. Что для одного вонь, для другого божественный аромат. Что для одного холод, для другого жара.
Вывод - восприятие непостоянно, не одинаково. Значит можно отнести его к иллюзорному.

2. Объекты чувств. Эмоции, мысли… Чтобы долго не рассуждать приведу такой пример - Встречаются два знакомых человека, один из них проходит мимо, с угрюмым видом, не замечая и не здороваясь со вторым. Первый, не зная истинных причин такого поведения своего знакомого, начинает делать надуманные выводы: «Он обижен на меня за что то, он не захотел здороваться, что я ему сделал?» Этот мысленный процесс может растянуться на часы. Человек будет все больше и больше себя накручивать, задавая себе вопросы и сам же отвечая на них. В итоге он может прийти к выводу, что его знакомый стал его злейшим врагом и готовит против него какую то пакость, и так им проникнуться, что кроме ненависти, неприятия он уже ничего не будет чувствовать к этому своему знакомому. А истинное положение вещей таково, что у его знакомого просто было плохое самочувствие, да ещё он, пробил колесо на своём автомобиле и ему пришлось ехать в сервис, опоздать на встречу… Да мало ли что ещё. Вот вам в итоге и настоящее иллюзорное видение ситуации.

Вот так все время человек и живет в этих иллюзиях, с замутнённым, спящим сознанием. Ведет постоянные диалоги сам с собой в голове, полностью подчиняясь их выводам, следуя их указаниям, погружаясь в поднятые эмоции, действуя из такого состояния. А состояние это ни коем образом не отражает истинное положение вещей.
Отсюда и непонимание того, что и как происходит, почему происходит, психозы, недовольства собой и другими, страдания.

Мир есть таков каков есть

Мир есть таков какой есть, не больше и не меньше. Он не дуалистический. Дуальность создаётся умом.

Добро, зло… Зла не существует, как не существует и темноты. Есть только отсутствие добра и света. Халиль Джебран устами своего Пророка говорил:

«И один старейший города сказал : Скажи нам о Добре и Зле.
И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть
зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине,
когда добро голодно, оно ищет пищу даже в тёмных пещерах, и когда оно жаждет
оно пьет даже мертвенные воды. »

Если очень глубоко задуматься над этим вопросом, то можно понять, что человек приходит в этот мир с добром. По мере взросления, он может его терять, в зависимости от окружения, отношения и так далее. При полной потере добра вырастает монстр. Так кто же виноват в его появлении? Кто виноват в том, что Гитлер уничтожил такое количество людей? Я не пытаюсь его оправдать, я пытаюсь показать суть вещей. Изначально Гитлер хотел стать художником, его отвергли, не приняли в академию художеств, сказали, что у него нет таланта. Пусть он и не смог бы рисовать такие картины как Ван Гог, Леонардо да Винчи, Микеланджело… Но это была его страсть, его желание. Он мог бы рисовать посредственные картины, но вкладывать в них душу. Я думаю, они были бы намного прекрасней, чем некоторые картины современных, модных художников, выставляющихся в арт галереях современного искусства. Потом он решил попробовать себя в архитектуре, свою энергию он хотел повернуть в созидательное русло. Ему и там отказали… И он вынужден был пойти в политику. А политика ничего не имеет общего с созиданием. Это самое лживое и грязное занятие созданное человечеством. Как итог - одна из самых кровавых войн за всю историю человечества. Миллионы убитых, искалеченных…

Что же делать со всем этим? Выход есть, он прост в описании, но сложен в понимании и исполнении. Описание? Пожалуйста, очистите свой ум, сделайте его слугой. Когда ум станет полностью спокоен, придёт чистое, не иллюзорное видение. Для достижения этого станьте наблюдателем и действуйте как хозяин, то есть живите от Истинного Я. От Я Есмь . Станьте Светом самому себе , как говорил Кришнамурти.

«Будьте тем, кто вы есть. Нечему снисходить или проявляться. Необходимо только потерять эго. То, которое ЕСТЬ, всегда здесь присутствует. Даже сейчас вы – ТО и не отделены от Него. Пустота видима вами, и вы находитесь тут, чтобы видеть её. Зачем ждать? Мысль «Я ещё не увидел», надежда увидеть и жажда обрести что-нибудь – всё это работа эго. Вы попались в силки эго. Эго говорит всё это, а не вы. Будьте собой – и только!»

«Реальность – просто утрата эго. Уничтожьте эго поиском его подлинности. Так как эго не имеет действительного бытия, то оно непроизвольно исчезнет, а Реальность затем будет сиять Сама по Себе. Это – прямой метод, тогда как все остальные методы выполняются только при помощи эго».

«Не существует большего таинства, чем это: бытием Реальности мы стремимся добиться Реальности. Мы думаем, что есть нечто, скрывающее нашу Реальность, и что оно должно быть уничтожено перед завоеванием Реальности. Это смехотворное заблуждение. Рассвет наступит, когда вы сами будете смеяться над вашими прошлыми усилиями. То, которое возникнет в тот день вашего смеха, уже присутствует здесь и теперь».
Бхагаван Шри Рамана Махарши

Наша планета огромна. Относительно человека. На Земле живет более 7 миллиардовчеловек, и при этом мы спокойно можем выехать из города и найти тихое уединенное место. Без проблем. Если мы будем говорить о Вселенной, то объяснить и найти подходящее сравнение будет невозможно, тем более понять и осознать Ее необъятность. Все в мире относительно.

Человек очень мал. С высоты птичьего полета мы уже становимся трудно различимы. Вы знаете, что во время спасательных операций в открытом океане с борта вертолета практически невозможно увидеть человека на поверхности воды?

Я для чего говорю об этом?

Не для того, чтобы как-то указать на то, что мы лишь маленькие муравьи в огромном мире и мы ни на что большое не способны. Абсолютное нет! , он может все, о чем только осмелится подумать. И здесь уж дело не в размерах.

Весенний Марафон по медитации: участвуй и выиграй “перезагрузку” на Бали!

Это твоя лучшая возможность научиться медитировать, “освежить” голову и плюс к этому выиграть главный приз:

Участие в майской “Перезагрузке” на Бали “под ключ”: включая саму программу, авиабилеты и неделю проживания в дизайнерском отеле!

Все в мире относительно. Как мы смотрим на мир?

Я хочу раскрыть несколько другой аспект нашего бытия. Мы смотрим на мир своими глазами из своего тела и видим лишь очень малую его часть, все остальное скрыто от нас. Грубо говоря, планета для Вселенной такая же песчинка, как и мы для планеты. И мы видим лишь совсем крохотную часть этой мельчайшей песчинки.

Совсем ничтожную долю и сугубо с одной стороны.

Мы люди умеем видеть и воспринимать жизнь своими глазами, ушами, руками. Так, как нас научили, так, как мы научились за то короткое время, что живем.

Если кто-то делает нам больно, мы даже не задумаемся о том, что возможно сейчас этому человеку еще больнее, чем нам. Наш ум и наши чувства заполнены своим горем . И что бы ни случалось в нашей жизни, мы видим все с угла зрения своих страданий и своих проблем.

Мы видим их как самые тяжелые и непреодолимые. Мы страдаем и таим обиду на всех и вся за свои страдания, но совсем рядом с нами живут люди, которым еще тяжелее чем нам, но мы этого не видим, не хотим видеть и даже не задумываемся.

Каждому свое. У каждого своя судьба, своя карма. И все, что происходит, происходит потому, что никак иначе и быть не могло. Все, что происходит — все правильно. Для каждого своя правильность и свой путь. И это нормально.

Но осознание чужой боли , осознание тягот, страданий, лишений, которые могут испытывать люди, живущие рядом с нами (причем рядом не только в одной квартире, районе или городе, но вместе с нами на одной планете), делает нас человечней, учит принимать верные решения в сложных ситуациях, расширяет наш угол восприятия окружающего мира. Мы учимся видеть все не только с позиции эгоиста-себя, но и понимать истинные мотивы поступков других людей.

Осознание того, что другой человек — тоже ЧЕЛОВЕК, учит нас ценить жизнь.

Мы люди любим ныть и плакаться, как будто кто-то нам что-то должен, хотя по сути у нас уже есть все, о чем только может мечтать большинство населения земного шара. И эти люди живут не у вас в телевизоре, они живут ровно также как вы в это мгновение, в эту секунду. Осознание масштаба, тяжести больших страданий и великих радостей растит нашу душу и формирует мудрость.

Но в первую очередь делает нас людьми.

Мы таим обиды на людей. И нам нравится обижаться. Мы прям постоянно на кого-то в обиде. Мы обижены и озлоблены на людей за те страдания, за ту боль, за те проблемы, которые они якобы нам создали. Ведь мы живем в мире людей и если нам больно, то вероятней всего, что эта боль была вызвана человеком.

Но на все всегда есть причина и у каждого она своя. И взгляд на одну и ту же жизненную ситуацию двух разных людей может диаметрально различаться . Жизнь по-своему воспитала каждого человека, и мы обязаны научиться понимать это.

Мы очень разные, но при этом мы все очень похожи. Мы все хотим одного – счастья, но вот понятие счастья для всех разное, но опять же подчинено общим законам – , добра, всего лучшего себе и своим близким людям.

Люди разные. Есть люди, которые могут идти по головам в карьере, по жизни. Их не мучает совесть, когда они причиняют боль окружающим. Но они видят в этом свой смысл. Они делают это не просто так. Вероятно, им многое пришлось пережить в жизни, они много страдали и им не хватило жизненной мудрости и силы, чтобы понять и принять ту прошлую боль. И все, что они смогли сделать, это отдавать другим то, чего у них в излишке. И они не считают, что могли бы поступить как-то иначе.

И неизвестно, как бы поступили мы, будь на их месте. Мы проживаем жизнь, идя своими ногами. Но что было бы, если бы мы прошли ее ногами такого человека? Мы не можем знать ответа. И никогда не стоит отвечать однозначное и категоричное «нет». Все в мире относительно.

Мы можем отвечать только за себя .

Но почему-то считаем, что можем делать это и за других людей. Это не так. Возможно, человек видит в этом возможность хоть какого-то удовлетворения от жизни, иначе он просто потеряет смысл жить. А может такому человеку еще больнее, чем тем, кто от него страдает. А может ему тошно, но он не может жить по-другому, просто не может. Кто знает…

Люди разные. Дайте шанс каждому, и вы откроете новые грани своей души.

Очень глубокое и широкое понятие. Нельзя судить Человека однозначно. Мы настолько разнообразны, настолько различны, что даже представить себе не можем.

Сейчас, пока вы читаете эту статью, где-то идет война и только что кто-то спас чью-то жизнь. И в этот же момент кто-то предал лучшего друга. В трущобах Индии молится человек, чтобы Господь Кришна не дал ему умереть с голода. В Горах Непала пятый час подряд медитирует буддийский монах. А кто-то взял в руки оружие и пошел убивать, потому что война, и он видит свой смысл в том, чтобы лишать жизни других людей, потому что люди лишили жизни его близкого человека. Он мстит. А кто-то потерял самого близкого человека и только что простил. Вот только-только что. Пока вы жуете бутерброд.

И в это мгновение мужик в далеком племени где-нибудь в Новой Гвинее точит копье, чтобы пойти на зверя и прокормить свою семью. Он ничего не знает ни о телевидении, ни об Интернете, ни о моде. Он вообще не знает ничего из того, что знаете вы. Но он хочет сделать счастливым себя и свою семью, он хочет им самого наилучшего, так же, как и вы.

Насколько мы люди разные, настолько же мы и похожи. В нас одна душа, один дух Божий.

Я не могу не рассказать вам об одном фильме, который впечатлил меня до глубины души. Это фильм «Человек» . О любви, о счастье, о страданиях, о боли, мести и прощении, о простых человеческих желаниях. Вы увидите Человека, такого, как он есть. Вы реально будете видеть Человека. Весь фильм будут говорить люди. Такие же, как и мы.

Нельзя переоценить способность ценить жизнь, знать цену страданиям и благодарить за то, что у вас есть. Посмотрите на жизнь глазами людей этого мира, тогда и ваша жизнь покажется вам немножко другой, чуть более осознанной и настоящей.

Фильм «Человек». Обязателен к просмотру!

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

«У людей все не так уж плохо, потому что все относительно»

Гласит одна из знаменитых цитат А.Эйнштейна

Действительно в этом мире !

И добро и зло…

И справедливость…

И красота…

И расстояние…

И размер…

И возраст…

И время…

И наша проблема! И в других условиях и в сравнении с другими обстоятельствами она может стать совсем не проблемой, а может даже выигрышем, !

Оценивая ситуацию, мы всегда , соотносим полученную информацию с другими источниками, возможностями, мнениями... Как говорится: «Всё познается в сравнении!»

Давайте попробуем!

Если я вам скажу, что сейчас на улице 18ºС. И спрошу: «Тепло это или холодно!» Каждый из вас ответит по-своему. И ответ будет зависеть от времени года, про которое вы подумали, от местонахождения на определённой широте Земного шара (тропики или северный полюс) и т.д., даже от вашего самочувствия и настроения.

А если спрошу: «Сорок лет – это много или мало?». Пятнадцатилетний ответит, что это ужасно. А восьмидесятилетний, что вы ещё совсем дитя.

Тут мне вспоминается одна история: Мой пятилетний сын как-то спросил: «Мам, а когда вы с папой маленькие были - динозавры еще жили?» Мы с мужем не могли остановиться от хохота и рассказывали эту историю всем знакомым, интерпретирую, конечно, по-своему, что мы такие уже древние как динозавры!

А добро и зло? – вот где великая относительность! Эти два качества ходят всегда рядом. Например: одна из мам очень хорошо заботится о ребенке, она всегда рядом: подскажет, придержит, оградит от неприятностей, даже сделает за ребенка сложные задания – везде «подстелет ему мягкую подушечку». Что она делает? Добро или зло ребенку? А в жизни, то он как будет самостоятельно выживать, учиться преодолевать трудности, получать собственные навыки труда и общения?

Посмотрите на картинку сначала с близкого расстояния, а затем отойдите

А количество денег всегда зависит от ваших запросов. Растут потребности – растет и требуемая сумма. Для кого-то и 10 тысяч много, а кому и миллиона недостаточно

Всё относительно!

В подтверждении этого существует много метафор и притч. Вот одна из них:

Как сделать линию короче

Однажды великий индийский император Акбар пришёл в суд, нарисовал на стене линию и затем спросил у членов суда: «Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?»
Все молчали. Но один человек засмеялся. Эго был известный шутник Бирбал. Он поднялся, подошёл к стене и нарисовал над той линией, что начертил Акбар, свою линию, большую, чем первая, и сказал: «Вот я и сделал твою линию короче, не касаясь её, ведь величина и длина - вещи относительные».

И ещё интересная басня

В очень морозный зимний день, сидел на замерзшей дороге маленький воробей. Он уже не в силах был бороться с холодом и медленно замерзал. Ни прыгать, ни летать уже не мог. Ещё чуть чуть и воробушка бы не стало. Вдруг, появилась на дороге корова, которую перегонял хозяин в теплое укрытие. Проходя мимо, она уронила огромную кучу навоза. Воробья скрыло полностью. Навоз был теплым, и маленькая птичка потихоньку отогрелась! Воробью стало так тепло и хорошо, что он от счастья весело зачирикал. Мимо пробегала кошка. Услышала она птичий щебет, подкралась, вытащила птицу из кучи навоза и «Ам!» - съела воробья.

Мораль сей басни такова: не всяк тот враг кто творит зло, кто тебя в говно запихивает. И не всяк тот друг кто творит добро, кто из этого говна тебя вытаскивает! Сказано очень грубо, но в точку.

Народный фолклор так же подтверждает факт относительности этих понятий с точки зрения разных культур и менталитета. Например: "Что русскому хорошо, то немцу смерть"

А красота? Вспомните сказку дюймовочка, когда жук нашел себе прекрасную невесту и решил жениться на ней, но его желания быстро улетучились, так как остальные насекомые сочли дюймовочку просто уродливой!

"Там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством."Оноре де Бальзак

Эта относительность подтверждается и взглядами разных народностей на данное понятие.

Посмотрите эти фотографии и ответьте себе на вопрос: "Как плохо вы живете?


А теперь о наших жалобах и проблемах стихами Э. Асадова:

Ах, как все относительно в мире этом!
Вот студент огорченно глядит в окно,
На душе у студента темным-темно:
"Запорол" на экзаменах два предмета...

Ну а кто-то сказал бы ему сейчас:
- Эх, чудила, вот мне бы твои печали?
Я "хвосты" ликвидировал сотни раз,
Вот столкнись ты с предательством милых глаз -
Ты б от двоек сегодня вздыхал едва ли!

Только третий какой-нибудь человек
Улыбнулся бы: - Молодость... Люди, люди!..
Мне бы ваши печали! Любовь навек...
Все проходит на свете. Растает снег,
И весна на душе еще снова будет!

Ну а если все радости за спиной,
Если возраст подует тоскливой стужей
И сидишь ты беспомощный и седой -
Ничего-то уже не бывает хуже!

А в палате больной, посмотрев вокруг,
Усмехнулся бы горестно: - Ну сказали!
Возраст, возраст... Простите, мой милый друг.
Мне бы все ваши тяготы и печали!

Вот стоять, опираясь на костыли,
Иль валяться годами (уж вы поверьте),
От веселья и радостей всех вдали,
Это хуже, наверное, даже смерти!

Только те, кого в мире уж больше нет,
Если б дали им слово сейчас, сказали:
- От каких вы там стонете ваших бед?
Вы же дышите, видите белый свет,
Нам бы все ваши горести и печали!

Есть один только вечный пустой предел...
Вы ж привыкли и попросту позабыли,
Что, какой ни достался бы вам удел,
Если каждый ценил бы все то, что имел,
Как бы вы превосходно на свете жили!

В заключении только позитив:

Как прекрасен мир и какое ощущение великого всемогущества в детстве, и как медленно там течет время. Давайте ! Ведь это так просто! Потому что !

И шутка :

Характеристики сотрудников и их истинное значение :

  • Динамичный работник - вечно где-то шляется
  • Обладает представительскими навыками - классно врет
  • Коммуникабелен - много трепется по телефону
  • Относится к работе как к главному приоритету в жизни - такой зануда, что даже жену найти не может
  • Душа компании - поддерживает каждую корпоративную вечеринку, пьянку
  • Самостоятельный работник - никто вообще не знает что он делает
  • Быстро думает - всегда наготове отмазки
  • Обладает взвешенными суждениями – только рассуждает, но не принимает решений
  • Рационально подходит к сложным задачам - умеет спихнуть сложную работу на других
  • Проявляет внимание к деталям - копуша
  • Имеет навыки лидера - на совещаниях орет громче всех
  • Обладает чувством юмора - знает много похабных анекдотов
  • Ориентирован на служебный рост - ради карьеры готов на любую подлянку
  • Верен интересам компании - такой осел, что работу больше нигде найти не может
  • Стремится к повышению - угощает сотрудников шоколадками и пивом, часто делает комплементы
  • Спокойный характер - спит на рабочем месте
  • Представляет большую ценность для компании - как правило является на работу вовремя

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

11 мая 1916 года была впервые представлена Общая теория относительности Альберта Эйнштейна .

Говорят, что Альберт Эйнштейн - этот гениальный ум 20 века, придумал свою теорию в трамвае. Именно там он задумался о выводах, которые могут сделать различные наблюдатели, находясь в разных системах отсчёта. Даже такие незыблемые величины, как продолжительность, время и расстояние, будут зависеть от того расположения в пространстве и времени, которые занимает наблюдатель.
Мирно путешествуя в бернском трамвае, ученый пришел к выводу, что если разогнать трамвай до около световых скоростей, время в нем будет течь все медленнее, а затем совсем остановится.

Такая интересная теория требовала математического подтверждения. В распоряжении Эйнштейна были сотни необъяснимых фактов, которые на тот момент накопила экспериментальная физика. Все они требовали научного объяснения. Частично данные эффекты описывала специальная теория относительности, разработанная и опубликованная Эйнштейном в 1905 году. Строгое математическое обоснование новой теории пришло после одиннадцати лет напряженной работы, и общая была представлена в широких научных кругах. Общая теория относительности выглядит гораздо сложнее, и применяется ко всем системам отсчета. ОТО делает мир удивительным - к трем привычным координатам, она прибавляет четвертую - время. Пространственно-временной континуум оказывается искривленным под действием сил всемирного тяготения. Все это было ново и непривычно для поколений ученых, воспринимавших мир по законам классической механики. Но обоснованные математические научные выкладки сделали свое, и теорию приняли все ведущие физики мира.

Раз за разом ученые подтверждают правильность ОТО, и на ее основе совершают все новые открытия.

А в последнее время появляются версии о вкладе первой жены Эйнштейна Милевы Марич в теорию относительности.

"Милева Марич (1875 - 1948) родилась в Тителе, Войводина, на севере экс-Югославии. В возрасте 21 года поступила в Цюрихский Политехникум, в том же году, что и Альберт Эйнштейн, который был на три с половиной года моложе. Она была единственной студенткой на курсе. Цюрихский Политехникум был тогда чем-то вроде Массачуссетского Технологического Института, так что Милева должна была быть очень компетентной абитуриенткой, особенно принимая во внимание то, что она была женщиной. Познакомившись, Альберт и Милева полюбили друг друга.

В одном из писем Милеве Эйнштейн писал: "Как я буду счастлив и горд, когда мы наконец добьемся успешного завершения нашей работы об относительном движении (Теория Относительности - прим. автора)". Джон Стейчел отмечает в своей книге "Einstein and Ether Drift experiments" (1987): "Этот комментарий заставляет нас задаться неловким вопросом о том, какого рода было участие Марич в разработке теории".

Милева провела зимний семестр 1897-1898 гг в Гейдельберге (Германия). В одном из своих писем Эйнштейну она рассказывала об огромном интересе, который вызывает у нее чтение материалов о соотношении скорости движения молекул и дистанции между их столкновениями, тема, ставшая одним из фундаментальных аспектов исследования Эйнштейна по броуновскому движению. Эйнштейн восхищался спокойной независимостью и интеллектуальными амбициями Милевы. Он считал, что ему крупно повезло, когда он её встретил: "Существо, равное мне, такое же сильное и независимое". Позднее, когда Эйнштейн работал над вопросами электродинамики движущихся тел, он неоднократно писал Милеве о Теории Относительности: "наша работа по относительному движению". "наша теория".

Милева забеременела. В 1902 году у неё родилась дочь Лизерль, о которой ничего не известно. Мария Докманович, переводчица писем Милевы, провела расследование, пытаясь выяснить судьбу Лизерль. Скорее всего, девочка была отдана на удочерение через несколько недель после рождения, в 1902 году, чтобы избежать скандала, связанного с рождением вне брака. В связи с этими событиями Милева не смогла сдать дипломный экзамен в институте.

Альберт и Милева поженились 6 января 1903 года (почему не несколькими месяцами раньше, чтобы не было необходимости отказываться от дочери?). В браке у Милевы родились двое сыновей - Альберт и Эдвард. Милева полностью подчинила свои профессиональные планы профессиональному успеху мужа, работая его ассистенткой. Эта работа не давала ей возможности завершить собственный дипломный проект, тогда как Альберт удовлетворительно защитился.

В биографии Милевы Марич Im Schatten Albert Einsteins: Das tragische Leben der Mileva Einstein-Maric (В тени Альберта Эйнштейна: трагическая жизнь Милевы Эйнштейн-Марич) говорится: "Русский физик А.Ф. Иоффе , в своих "Воспоминаниях об Альберте Эйнштейне" отмечает, что рукописи работ, опубликованных в 1905 году были подписаны как "Эйнштейн-Марич". Иоффе, будучи ассистентом В.К. Рентгена имел возможность видеть рукописи, которые были посланы ему издателем Annalen der Physik для рецензии, и которые впоследствии были утеряны". Милева значилась соавтором в оригинальной рукописи статьи о Теории Относительности в 1905 году.

На самом деле, Иоффе сказал о рукописи: "Её автором был Эйнштейн-Марити" и добавил, полагая, что это имя Альберта Эйнштейна: "никому неизвестный служащий из бернского отдела патентов". Иоффе не знал, что Милева к тому времени изменила сербскую фамилию "Марич" на венгерский вариант "Марити". Таким образом, Иоффе мог утверждать о том, что рукопись была подписана "Эйнштейн-Марити" только в том случае, если сам видел её, так как Эйнштейн ни в одной из своих биографий не высказывался на этот счёт.

После публикации Теории Относительности Эйнштейн неоднократно демонстрировал, что его знания об экспериментах Михельсона-Морли (целью экспериментов, проводимых с 1881 по 1887 год Михельсоном и Морли, было определить скорость Земли относительно теоретической субстанции, известной под названием светоносного эфира) и работах Х.А. Лоренца были достаточно ограниченными. Между тем, знание этих работ и экспериментов было фундаментальным и необходимым для создания Теории Относительности. Нет никаких записей Эйнштейна относительно этих работ, кроме его писем к Милеве, как-будто это было исключительно приватной темой для разговоров с ней. Недостаточное знакомство Эйнштейна с экспериментами Михельсона-Морли и Лоренца делает вполне логичным предположение о том, что именно Милева Марич была экспертом в этой области, и что она поставляла мужу необходимую информацию, а значит, что она так же, как её муж, могла быть автором Теории Относительности.

Кристофер Бьеркнесс в книге "Альберт Эйнштейн - НЕИСПРАВИМЫЙ ПЛАГИАТОР" (2002) говорит:
"Совершенно очевидно, что Альберт Эйнштейн не был единственным автором рукописи 1905 года о "приниципах относительности". Его жена, Милева Марич, могла быть соавтором или единственным автором работы. Хотя работа была представлена в начале либо как соавторство Милевы Эйнштейн-Марити и Альберта Эйнштейна, либо как труд Милевы Эйнштейн-Марити, имя Альберта стало единственным, под которым работа была в конце концов опубликована.
Милева и Альберт и раньше выступали соавторами в научных работах, и Альберт тогда высоко ценил сотрудничество Милевы. Г-жа Сента Трёмель Плёц (Senta Trömel-Plötz) представила обширные письменные источники, в которых видно как бессовестное присвоение Альбертом труда Милевы, так и её молчаливое подчинение".

В письмах друзьям Эйнштейн хвастал: "С женой я обращаюсь как с прислугой, которую не могу прогнать". В письме Милеве, датированном 1914 годом Эйнштейн излагает ей свои условия семейной жизни:
"1. Вы будете следить за тем, чтобы
- моё нижнее и постельное белье было чистым и содержалось в порядке
- мне подавали еду три раза в день в моем кабинете
- моя спальня и кабинет содержались в чистоте и порядке, и чтобы никто, кроме меня, не прикасался к моему рабочему столу
2. Вы откажетесь от любой связи со мной, кроме той, которую необходимо поддерживать на людях. В особенности, Вы не будете претендовать на то, чтобы я
- оставался с Вами дома
- сопровождал Вас в поездках
3. Вы должны будете торжественно пообещать, что
- не будете ждать с моей стороны никаких чувств и не будете упрекать меня за их отсутствие
- будете отвечать мне тотчас же, как только я обращусь в Вам
- беспрекословно покинете как мою спальню, так и мой кабинет по первому моему требованию
- не будете очернять меня перед детьми, ни словом, ни делом"
(опубликовано в Le Monde 18 ноября 1986 года)

Ко времени написания этого письма Эйнштейн уже состоял в связи со своей двоюродной сестрой Эльзой, которая была моложе Милевы.
Милева и Альберт с 1914 года стали жить раздельно, а в 1919 году развелись, - тогда же Альберт женился на Эльзе Эйнштейн Ловенталь.
Милеве присудили опекунство над детьми. К договору о разводе был добавлен пункт о том, что Эйнштейн обязуется выплатить Милеве сумму любой Нобелевской Премии, которую ему могли бы присудить в будущем. Это соглашение держалось Эйнштейном в секрете в течение долгого времени. Можно представить себе как Милева, по горло сытая ложью и подчинением, говорит бывшему мужу: "Или ты отдаешь детям и мне деньги, которые получишь в качестве премии, а себе оставляешь славу, или я расскажу всем правду".

После развода Эйнштейн полностью прекратил общение со своим сыном Эдвардом, больным шизофренией. Милева в одиночку заботилась о нем в течение всей жизни. Когда она была при смерти, Эйнштейн поручил старшему из сыновей, Альберту, чтобы тот написал "своей умалишенной матери" о том, "чтобы она ни о чём не беспокоилась. В том числе, об Эдварде". После смерти Милевы Эйнштейн поместил своего младшего сына в психиатрическую лечебницу, где тот и умер. Отец не навестил его ни разу.

Годы, проведенные в браке с Милевой, были самым плодотворными годами Эйнштейна. После 1914 года его физика становится консервативной, прекратились исследования научной литературы, иссякли новаторские идеи, подобные Теории Относительности. Исследователи полагают, что творческие идеи принадлежали Милеве, и что когда та исчезла из жизни Эйнштейна, исчез и его гений. Физик Эван Харрис Лорент (Evan Harris Lorent) считает, что автором основных положений теории относительности была Милева.

В 1987 году были опубликованы письма Эйнштейна Милеве. Большинство их относилось к последнему периоду их отношений, многие письма, относящиеся к началу их отношений, были уничтожены Эйнштейном. В 13 из 43 писем Эйнштейна к жене говорится о её работах или о соавторских работах. Эйнштейн никогда не объяснил, как ему пришла в голову идея Теории Относительности: «Секрет творчества - в умении не разглашать твои источники» (А. Эйнштейн).

Последствия того, что признанным автором современной физико-математической концепции устройства вселенной может оказаться женщина, а не мужчина, значительны. Эйнштейн представляет собой архетип мужского гения. Его образ стал нарицательным образом рассеянного ученого, слишком занятого своим творческим внутренним миром, которому не должны мешать жена и дети, совершенно неспособные понять его трансцендентную задачу. Мы можем представить себе миллионы женщин, принесённых в жертву ради триумфа их мужей. Исследовательницы, артистки, женщины-философы, женщины-авторы научных и литературных трудов, которые сперва становятся соавторами, затем - помощницами, а потом - и вовсе бывшими жёнами, забытыми и обманутыми теми мужчинами, которым они посвятили жизнь. Каким смешным кажется нам стереотип гордого своими достижениями мужчины, которому жена между грязных тарелок и пеленок царапает на бумажке уравнения, которыми он впоследствие будет щеголять перед миром.

***
Я хочу посвятить эту книгу Милеве, всем Милевам прошлого, настоящего и будущего, с надеждой на то, что они откроют новые концепции вселенной и будут признаны, любимы и уважаемы своими патрнерами.
Надо признать, что в своё время я выбрала естественно-научную деятельность, чтобы понять Теорию Относительности, возможно, в подражание Эйнштейну. Теперь я понимаю, что в действительности я хотела бы подражать Милеве, но Милеве другого, будущего счастливого и равноправного мира"

«Знак вопроса» 5/91

Как устроена машина времени?

ЗИГУНЕНКО Станислав Николаевич

Спираль или прямая?

Все в мире относительно

"Счастливый Ньютон, счастливое детство науки... Природа была для него открытой книгой, которую он читал без усилий. Концепции, которыми он пользовался для упорядочения данных опыта, кажутся вытекающими самопроизвольно из самого опыта, из замечательных экспериментов... В одном лице он сочетал экспериментатора, теоретика, мастера... Он предстал перед нами сильным, уверенным и одиноким; его радость созидания и ювелирная точность проявляются в каждом слове и каждом рисунке".

Отдав этими словами должное своему предшественнику, "этому блестящему гению", А. Эйнштейн тем не менее принялся перекраивать Вселенную по своему разумению. Говорят, он удивил своих собеседников, признавшись однажды, что никогда не понимал понятия "абсолютное время". Конечно, это была шутка в стиле Эйнштейна - он знал и об абсолютном времени, и об абсолютном пространстве классической физики достаточно много. Столько," чтобы понять несовершенство механики Ньютона - Галилея.

Почему время везде и всюду течет одинаково? Чем этот темп задается и что (или кто) его контролирует? Эти "проклятые" вопросы не давали ему покоя. И он в конце концов разрешил их, создав теорию относительности.

За этой теорией, законченной автором в 1916 году, с самого начала утвердилась слава непостижимой. Сначала говорили, что ее во всем мире понимают всего три человека, включая самого автора. Потом число посвященных увеличилось до двенадцати, но сам автор из этой дюжины, как ни странно, выпал. Эйнштейн по этому поводу шутил: "С тех пор, как на теорию относительности навалились математики, я сам перестал ее понимать".

Действительно, математическая сторона теории весьма непроста. Но можно ведь и о самых сложных вещах рассуждать просто, объясняясь, как говорится, на пальцах. Сам Эйнштейн, кстати, владел таким способом изложения своих мыслей достаточно хорошо.

"Представим себе двух физиков, - говорил он. - У обоих есть по физической лаборатории, снабженной всеми мыслимыми физическими приборами. Лаборатория одного из физиков находится в открытом поле, а лаборатория другого - в вагоне поезда, быстро несущегося в некотором направлении. Принцип относительности утверждает: два физика, применив все приборы для изучения существующих в природе законов - один в неподвижной лаборатории, другой в вагоне, - .найдут, что эти законы одни и те же, если вагон движется равномерно и без тряски. Если сказать в более абстрактной форме, то это выглядит так: согласно принципу относительности законы природы не зависят от поступательного (равномерного) движения систем отсчета". Таким образом Эйнштейн своими словами пересказал притчу о путешественнике в запертой каюте, соглашаясь тем самым с правильностью в определенных случаях теории Галилея - Ньютона. И действительно, эта теория около двухсот лет служила верой и правдой человечеству, и никто на нее не жаловался. Так что же заставило Альберта Эйнштейна пересмотреть устоявшиеся позиции? Все та же практическая необходимость.

За два столетия многое переменилось в окружающем мире. Скорости, в нем существующие, заметно возросли. Появились новые, отрасли знания - физики, в частности, вплотную занялись явлениями ллектромагнетизма. И потому на смену принципу относительности длился должен был прийти принцип относительности Эйнштейна. Он добавил в теорию одну важную аксиому: скорость распространения света (в пустоте) одинакова во всех инерциальных системах отсчета.

Долгое время считали, что скорость света вообще равна бесконечности. Например, Герон Александрийский рассуждал так: "Поднимите ночью голову к небу. Вы увидите звезды. Закройте глаза - звезды исчезнут. Откройте их снова - звезды тотчас появятся. Поскольку между мигом открытия глаз и видением звезд нет никакого промежутка, то свет распространяется мгновенно".

А вот уже известный нам Галилей был по этому поводу другого мнения. Он предложил проделать эксперимент по измерению скорости света. Пусть два человека, снабженных сигнальными фонарями, станут подальше друг от друга, рассуждал он. Один из них открывает свой фонарь. Второй делает то же самое, как только видит свет фонаря первого. А наблюдатель, стоящий рядом с первым фонарщиком, пусть замерит промежуток времени, который пройдет между тем мгновением, когда первый фонарщик откроет свет своего фонаря, и тем мигом, когда наблюдатель увидит свет второго фонаря.

Галилей даже попытался провести такой эксперимент на практике, но вскоре убедился - скорость света чересчур велика, чтобы ее можно было было замерить вручную.

Опыты по схеме Галилея удалось провести в XVII и XIX веках. Сначала в 1675 году датский астроном Олаф Кристенсен Ремер про1 вел наблюдения во время затмения открытых Галилеем спутников Юпитера. При этом впервые было подтверждено, что скорость света имеет конечную величину. А потом опыт Галилея был проведен в лабораторных условиях французским экспериментатором Ипполитом Физо в 1849 году с помощью сконструированного им простейшего механического устройства.

Пучок света, пройдя через промежуток между зубцами шестеренки, распространялся на некоторое расстояние (в своих экспериментах Физо доходил и до дистанции в 9 км). На этом расстоянии стоит зеркало, отразившись.от которого световой луч идет обратно. Если зубчатое колесо неподвижно, этот луч попадет в глаз наблюдателя через тот же промежуток между зубцами. А вот если колесо вращается, то в зависимости от скорости вращения световой луч попадет либо на зубец, либо - при дальнейшем повышении скорости - в следующий промежуток

Зная расстояние до зеркала и скорость вращения колеса, можно вычислить скорость распространения света. Физо получил в своих опытах значение скорости света, равное 313 тыс. км/с. (Для сравнения заметим, что в современных опытах, проведенных с помощью атомных часов, это значение равно 299 799 456 м/с с погрешность* + 0,2 м/с.)

Так вот, разрабатывая свою теорию относительности, Эйнштейн пришел к выводу, что скорость света в пустоте, вакууме абсолютна. Она равна примерно 300 тыс. км/с, и быстрее света не может двигаться ничто.

К этому выводу Эйнштейн пришел на основании логических рассуждений,4 основанных на известных ему экспериментах, связанных с изучением электромагнитных процессов. Особенно высоко ценил великий теоретик эксперимент голландского астронома де Сит-тера, основанный на наблюдениях двойных звезд. Проведенные им исследования показали, что скорость света не зависит от скорости перемещения звезды, испускающей этот свет. Затем этот же факт неоднократно подтверждался и в других опытах.

Итак, скорость света постоянна. Так что же тогда меняется в этом изменчивом мире? Очень многое, в том числе и скорость... течения времени!

Чтобы понять, как это может быть, давайте вслед за Эйнштейном проведем мысленный эксперимент. Снова обратимся к двум лабораториям? одна из которых расположена в чистом поле, а другая в вагоне движущегося поезда.

Пусть на передней и задней стенках вагона имеется по лампочке. Физик-наблюдатель движущейся лаборатории находится посредине вагона, как раз между лампочками, на равном расстоянии от каждого источника света.

Эксперимент построен так, что вспышки света от этих лампочек достигают "поездного" и "полевого" физиков строго одновременно, а именно в тот момент, когда они поравняются друг с другом. Какие выводы должен сделать из этого наблюдения каждый из экспериментаторов?

Физик в вагоне может рассуждать так: ""Поскольку сигналы были посланы источниками, находящимися от меня на равных расстояниях и пришли одновременно, значит, и испущены они были строго одновременно".

Физик в полевой лаборатории имеет полное право прокомментировать описываемое событие несколько иным образом: "Когда середина вагона поравнялась со мной, обе лампочки были от меня на одинаковом расстоянии. Но свет был испущен несколько ранее момента, когда меня достиг - ведь

«икак световые лучи имеют пусть и огромную, но конеч-скорость. Отсюда логично предположить, что в момент кания света передняя стенка вагона была ко мне ближе, задняя. А так как свет от обоих источников распространяется с одинаковой скоростью, получается, что лампочка на задней стенке вспыхнула раньше, чем на передней..."

В итоге вслед за нашими физиками мы должны будем прийти к выводу: одновременно или неодновременно случилось некое событие, зависит от того, с какой точки зрения мы будем их рассматривать. Если с точки зрения двигавшегося физика, то лампочки вспыхнули одновременно; если с точки зрения физика, находившегося неподвижно, то нет.

А это, в свою очередь, неумолимо приводит нас к некому логическому парадоксу (по крайней мере таковым он кажется на первый взгляд): время в разных"системах отсчета течет неодинаково. Время оказывается зависящим от скорости! Оно не абсолютно, а относительно... С точки зрения теории относительности нельзя сказать просто "сейчас столько-то времени". Надо обязательно добавлять, в какой именно системе координат.