Восточная литература - библиотека текстов средневековья. Саксонское зерцало
В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г.) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в част-
ности: "Названье примет пусть оно // "Зерцало саксов" от того, // Что право в нем дано, // И чтоб его правдиво отражало, // Как образ женщины зерцало" (пер.
Дембо). Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репкова. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем. Репков с определенных политических позиций высказывает возражения против человеческой несвободы, в частности рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской власти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только "равных" по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отношениях между монархом и подданными, между господином и вассалами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных повинностей. Довольно необычным вариантом защиты справедливости в подобных взаимоотношениях стало признание права на сопротивление несправедливости и правонарушениям вплоть до вооруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, должностного лица, господина и т.д.
Все эти варианты обеспечения справедливости находили bi k, разное время и поддержку, и прямое использование у представи-^ телей самых разнородных по ориентациям политических сил - у| борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у| гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов^ В таких конфронтациях на первый план выдвигались самые важные и самые адекватные политическим установкам положения "Саксонского зерцала" относительно регулирования имущественных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др. Например, предусматривались ограничения в применении пыток, испытаний огнем и др.; судебная защита достоинства женщины, в особенности прав вдовы и детей, провозглашалось равноправие славян и немцев (крестьян); право подсудимого, не говорящего по-немецки, на помощь переводчика.
Своеобразный раздел сборника составили правила и требования к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользования и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.
Структура сборника. Сборник состоит из двух крупных разделов - Земского права (Ландрехта, 3 книги) и Ленного права
(Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о! порядке судопроизводства и о городском лене). Ландрехт содержит I положение о сословном делении. Свободные делились на благород-1 ных и неблагородных, именуемых шеффенским сословием. Несво-! бодные люди делились на крепостных и зависимых людей, которые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, или батрака, или лита. Самый желаемый статус - статус свободы. "По правде говоря, - пишет состави-1 тель, - мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен! быть в собственности у другого". И далее "Воистину крепостная зависимость имеет своим источником принуждение и плен и несправедливое насилие, что с давних времен выводится из неправедного обычая, и теперь хотят возвести его в право" (Ландрехт III, ст. 42, § 6). Как и Бомануар, фон Репков полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать | собственностью другого.
Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-1 зависимых) отношений - порядок получения, держания и утраты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особен-1 ности ленного быта и нравов.
Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистиче- I ской практикой судебного разбирательства (с участием шеффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбирательстве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе со "злодеяниями против собственности". Наказания в этих случаях отличались особенной жестокостью. Помимо традиционных штрафа и вергельда практико-, валось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, закапывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни 1 применялись колесование, сожжение на костре, повешение, отсечение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание I языка и отсечение руки.
Церковь и империя. Взаимодействие церкви и светской влас-i ти трактовалось в духе концепции двух мечей. "Два меча предоста-; вил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназ-| начен духовный, императору - светский. Папе предназна- | | чено ездить верхом в положенное время на белом коне, и импера-|тор должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это зна-- кто противится папе и не может быть принужден церковным I [Судом, того император обязан принудить при помощи светского] |суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть |Должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается" (1.1). Повинности. Наиболее обстоятельно расписаны годичные циклы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достиже-
нии им совершеннолетия трижды в году принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории - шеф-фенские люди (участвовали в суде епископа), чиншевики (заседали в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства) и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула). |
Особенно выразительна ст. 58 § 2 кн. 2, где говорится о том, \ что причитается поставлять господину в течение всего сельскохозяйственного года. "Теперь внимайте, когда что причитается. В день св. Варфоломея (24 августа) причитаются всякого рода чин-шы и повинности. В день св. Вальбурга (1 мая) причитается десятина с ягнят. В праздник Успения Богородицы (15 августа) - десятина с гусей. В день св. Иоанна Крестителя (24 июня) всякого рода десятина с мяса, где ежегодно десятина выкупается деньгами. Там, где десятина не выкупается деньгами, там срок взноса наступает тогда, когда животное получает потомство. В день св. Маргариты (13 июля) - все десятины с хлебов, со всего, что раньше заскирдовано, десятина причитается уже тогда. В день св. Урбана (25 мая) причитается десятина с виноградников и садов. Чей-либо посев, который он произведет своим плугом, принадлежит ему с того момента, как прошла борона, сад - с того момента, когда он засажен и расчищен.
Чинш с мельницы и с пошлины, и с монет, и с виноградников причитается тогда, когда наступает день, назначенный для его уплаты" (2.58).
В области семейно-наследственных отношений самым характерным было положение о том, что при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.
На время брака все имущество пребывало в режиме общности, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась такой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей (Gerade), хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: "Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться".
В особом режиме пользования пребывали вещи с целевым назначением, например "утренний дар" (Morgengabe) - свадебный дар в первый день брачной жизни. Для него существовал особый порядок использования в случае развода. Другой вид - имущество мужа из разряда недвижимости, выделяемое для пожизненного содержания жены в случае смерти мужа. Предусматривалась так-
же "продуктовая доля", устанавливаемая только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.
Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Лан-дрехт, кн. 3 ст. 74).
Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц: клирики, женщины, крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки), купцы, а также "лишенные прав", "незаконнорожденные", "все нерыцарского звания" со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).
В области обязательственных отношений самое большое внимание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отношений. Основа ленной системы - договор о верности между господином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен (1.8).
У ленника было три обязанности - верность, служба и участие в феодальной курии сеньора. У господина перед ленником также были определенные обязанности: не обременять чрезмерной службой, не отказывать ему в правосудии, не переводить в более низкий ранг, не лишать лена бесправным способом и др. В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).
Судебная защита прав. В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам, как защитить свои права? какие необходимы доказательства для охраны своих прав? в какой суд нужно обратиться? как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?
Власть судейских чиновников была подкреплена собственностью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо (Genchtsherr) являлось одновременно крупным земельным собственником (Grundherr). Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их
заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шеффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерархии в полном соответствии с их земельной собственностью, их земельными правами. Так, например, шеффен вместе с земельной собственностью наследовал и шеффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным участком.
Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала - не было суда, равного для всех. Суды подразделялись на церковные, ленные, земские, городские и королевский. Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды - под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Последний ведал только мелкими делами, по которым предусматривались штраф и телесные наказания.
"Саксонское зерцало" - один из хорошо известных сборников на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других землях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возможными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воплотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на протяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Германское гражданское уложение. На современный немецкий язык "Зерцало" переведено в 1976 г. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений - от 1221 до 1235 г.
Таким образом, из всей многочисленной плеяды старинных "зерцал" - жанра поучительного содержания, особенно процветавшего в XIV-XVI вв., самыми древними оказались труды о праве: сначала "Саксонское зерцало", затем "Немецкое зерцало" Во Франции большую известность получило "Тройное (или Большое) зерцало" Венсана де Бове (1190-1264 гг.), вобравшее доктрины теологии, природы и истории. "Образцовое зерцало" Эги-дия Колонны (XIII в.) поучало тому, как надо править в мирное время и во время войны и одновременно обсуждало общие вопросы политики и морали. Правовым отношениям посвящено испан-
ское "Зерцало всех прав", которое известно также под более адекватным его содержанию названием "Семь партид (Семь частей)" Оно составлено около 1255 г., в период правления Альфонса X Мудрого.
Еще по теме Саксонское зерцало:
- Под ред. Гуценко К.Ф.. Уголовный процесс. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Зерцало, - 736 с., 2005
- Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. Римское частное право: Учебник - М.: ИКД «Зерцало-М», - 560 с., 2012
- Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД "Зерцало-М". - 608 с, 2003
- Халипов С. В.. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., пе- рераб. и доп. - М.: «Зерцало-М», - 440 с., 2006
- Боголепов Н.П/. Учебник истории римского права (под редакцией и с предисловием Томсинова В.А.). - "Зерцало", - 568 c., 2004
- Под ред. К. Ф. Гуценко. Учебник для юридических вузов и факультетов. Издание 5-е, переработанное и дополненное. М.: Издательство "Зерцало", - 400 с., 2000
- Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н. - 800 стр., 2004
- Борис Васильевич Коробейников, Владимир Иванович Басков. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Издательство "Зерцало", - 512 с., 2000
- Под редакцией В. А. Томсинова. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 1. Древний мир и средние века М.: ИКД “Зерцало-М”,- 640 с., 2011
- Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. История политических и правовых учений. Учебник для вузов М.: Издательство "Зерцало", - 568 с. - (Серия "Классический университетский учебник")., 2006
- Под редакцией В. А. Томсинова. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 2. Новое время. Новейшее время. М.: ИКД “Зерцало-М”, - 640 с., 2011
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право -
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО
Средневековая Германия
В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г. ) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:
«Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов» от того,
Что право в нем дано,
И чтоб его правдиво отражало,
Как образ женщины зерцало ».
Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в . обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаевЭйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.
Сборник состоит из 2ух крупных разделов :
1) Земского права (Ландрехта, 3 книги)
2) Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).
ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении .
Свободные делились на:
- благородных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,
И неблагородных .
Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает.
Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:
1) шеффенские люди (участвовали в суде епископа),
2) чиншевики (заседали в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)
3) и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).
+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):
Наёмные бойцы (судебный поединок),
Дети наёмных бойцов,
Все незаконнорожденные,
Осужденные за кражу / грабеж,
Откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.
Несвободные люди делились на:
- крепостных
И зависимых людей (холопов ), которые:
▪ несли денежные повинности,
▪ платили чинш,
▪ пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.
Самый желаемый статус - статус свободы .
Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен , однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого .
Кроме того, Земское право регулировало нормы:
Государственного,
Имущественного,
Семейного,
Наследственного,
Уголовного права,
Уголовного процесса,
которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия .
В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской власти, трактующемся в духе концепции двух мечей : «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный <меч>, императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе . Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается ».
ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений :
Порядок получения, держания и утраты ленов,
Обсуждает виды ленов, в том числе городских,
И особенности ленного быта и нравов.
Ленное право было основой всех имущественных отношений между лицами благородного происхождения. Правовое положение человека вообще определялось по его месту в феодально-служебной иерархии (ранее упоминались условных 7 «щитов», начиная с короля). Только принадлежность к одномуизтаких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных земель.
Не являлись субъектами ленного права:
Духовенство,
Женщины,
Крестьяне,
Незаконнорожденные дети,
Лица, лишенные своего статуса
Соответственно, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству.
Причисление к ленному праву было напрямую связано с рыцарским достоинством : никакие другие юридические основания не давали прав на лен.
Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор . Он заключался в определенной процедуре и с учетом взаимных обязательств сеньора и вассала . Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу,
Обязаться оказывать «уважение»,
Участвовать в суде сеньора
И нести службу,
Однако право жестко ограничивало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требовали согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель .
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Собственнические права имели свои ограничения .
1) Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. П.
2) Во-вторых,права даже полноценных собственников простирались только«на глубину сошника» . ЗП кн.1 ст.35: «Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивае т плуг, принадлежат королевской власти ».
Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени - серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. КОНЦЕССИИ ) того, кому принадлежали верховные сеньориальные правана эти земли.
ВЛАДЕНИЕ. Наряду правом собственности признавалось владение , в том числе, и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения - в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) - владелец становился собственником.
Владение признавалось и за женщинами . Считалось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она сама («утренний дар» ). Однако наследование по женской линии ограничивалось , «так как женщины по своему полу все лишены наследства вследствие греха их предков ».
Владению придавалось большое значение. Владельцем, в отличие от римского права, признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем вещи считался также и залогоприниматель .
СЗ также уделяет внимание разграничению понятий «добросовестного » и «недобросовестного » владения и защите прав добросовестного приобретателя (как и во французском праве), купившего вещь, находясь в заблуждении относительно того, что продавец был ее собственником (ЗП кн.2 ст.36).
Средневековая Германия
САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО
В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г. ) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:
«Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов» от того,
Что право в нем дано,
И чтоб его правдиво отражало,
Как образ женщины зерцало » 1 .
Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.
Сборник состоит из ^ 2ух крупных разделов :
Земского права (Ландрехта, 3 книги)
Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).
ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении .
Свободные делились на:
благородных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,
и неблагородных .
Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:
шеффенские люди (участвовали в суде епископа),
чиншевики (заседали в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)
и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).
+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):
Наёмные бойцы (судебный поединок),
Дети наёмных бойцов,
Актеры,
Все незаконнорожденные,
Осужденные за кражу / грабеж,
Откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.
Несвободные люди делились на:
крепостных
и зависимых людей (холопов ), которые:
▪ платили чинш,
▪ пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.
Самый желаемый статус - статус свободы .
Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен , однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого .
Кроме того, Земское право регулировало нормы:
Государственного,
Имущественного,
Семейного,
Наследственного,
Уголовного права,
Уголовного процесса,
Которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия .
В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской власти, трактующемся в духе концепции двух мечей : «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе . Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается » 2 .
ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений :
порядок получения, держания и утраты ленов,
обсуждает виды ленов, в том числе городских,
и особенности ленного быта и нравов.
^ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЕЩНОЕ ПРАВО
Ленное право было основой всех имущественных отношений между лицами благородного происхождения. Правовое положение человека вообще определялось по его месту в феодально-служебной иерархии (ранее упоминались условных 7 «щитов», начиная с короля). Только принадлежность к одному из таких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных 3 земель.
^ Не являлись субъектами ленного права:
Духовенство,
Женщины,
Крестьяне,
Незаконнорожденные дети,
Лица, лишенные своего статуса
Соответственно, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству.
^ Причисление к ленному праву было напрямую связано с рыцарским достоинством : никакие другие юридические основания не давали прав на лен.
Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор . Он заключался в определенной процедуре и с учетом взаимных обязательств сеньора и вассала . Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу,
Обязаться оказывать «уважение»,
Участвовать в суде сеньора
И нести службу,
Однако право жестко ограничивало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только ^ 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требовали согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель .
^ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Собственнические права имели свои ограничения .
1) Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. П.
2) Во-вторых, права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника» . ЗП кн.1 ст.35: «Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивае т плуг, принадлежат королевской власти ».
Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени - серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. КОНЦЕССИИ ) того, кому принадлежали верховные сеньориальные права на эти земли.
ВЛАДЕНИЕ. Наряду правом собственности признавалось владение , в том числе, и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения - в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) - владелец становился собственником.
^ Владение признавалось и за женщинами . Считалось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она сама («утренний дар» ). Однако наследование по женской линии ограничивалось , «так как женщины по своему полу все лишены наследства вследствие греха их предков ».
Владению придавалось большое значение. Владельцем, в отличие от римского права, признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем вещи считался также и залогоприниматель .
СЗ также уделяет внимание разграничению понятий «добросовестного » и «недобросовестного » владения и защите прав добросовестного приобретателя (как и во французском праве), купившего вещь, находясь в заблуждении относительно того, что продавец был ее собственником (ЗП кн.2 ст.36).
^ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО
В области обязательственных отношений самое большое внимание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда (ЗП кн.2 ст.38, 40, 47, 48), гораздо меньше внимания привлекают обязательства из договоров , что связано было со слабым развитием товарно-денежных отношений .
Обязательства в феодальном праве делились на:
- ленные
- чиншевые
Т.к. 2 основные формы землевладения: лен и чинш .
ЛЕННОЕ обязательство – это обязательство вассала по отношению к сеньору.
У ленника было 3 обязанности :
верность,
служба
участие в феодальной курии сеньора.
У сеньора перед ленником также были определенные обязанности:
не обременять чрезмерной службой,
не отказывать ему в правосудии,
не переводить в более низкий ранг,
не лишать лена бесправным способом и др.
Основа ленной системы - договор о верности между господином и вассалом . Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен (1.8).
Невыполнение обязательств влекло за собой потерю чести в судебном порядке .
^ ЗЕМСКОМУ ПРАВУ известны договоры:
Купли-продажи,
Хранения,
Личного найма,
Аренды,
Поручительства
Подробно проработаны договоры личного найма .
Господин мог расторгнуть договор со слугой досрочно, при этом будучи обязан заплатить ему за отработанное время. Если же слуга по своей инициативе досрочно уходил от господина, то обязан уплатить господину сумму своего жалования, а уже полученное вернуть в 2-ном размере (за исключением случаев, когда расторжение договора по инициативе работника было вызвано женитьбой последнего, либо наложением на него обязанностей опекуна.
Пропажу имущества слуги без его вины, происшедшую на работе, хозяин должен возместить ущерб.
^ Способы обеспечения обязательств :
Поручительство,
Присяга.
Недействительность обязательств :
Если оно дано под принуждением . Если обещание было дано под страхом причинения вреда жизни или здоровью, то давший его освобождался от ответственности.
Если оно дано захваченным в плен человеком.
^ СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Вопросы заключения брака регулировались нормами канонического права.
В области семейно-наследственных отношений самым характерным было положение о том, что
при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа ,
а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы ,
и были соответственно ограничены в правах наследования (см. ниже).
На время брака все имущество пребывало в режиме общности (ЗП кн.1 ст.31 §§1,2), но распоряжался им один муж , жена полностью лишалась такой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой, а до этого момента все ее имущество находилось во владении мужа на правах опеки .
Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей (Gerade), хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа .
Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться ».
В особом режиме пользования пребывали вещи с целевым назначением , например «утренний дар» (Morgengabe) - свадебный дар в первый день брачной жизни (ЗП кн.1 ст.20 §1). Для него существовал особый порядок использования в случае прекращения брака.
Другой вид - имущество мужа из разряда недвижимости, выделяемое для пожизненного содержания жены в случае смерти мужа (ЗП кн.1 ст.21 §2). Предусматривалась также «продуктовая доля» , устанавливаемая только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства (ЗП кн.1 ст.24 §2).
^ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗЕМСКОМУ ПРАВУ:
ЗП в ст.6 §1 кн.1 дает определение понятию «наследство» - это все, что человек оставляет после себя из своего имущества.
ЗП ст. 6 §2 кн.1: «тот, кто принимает наследство отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости движимого имущества», за исключением обязательств из деликтов (влияние РЧП).
Правила земского права требовали, чтобы все сыновья были вознаграждены из общей суммы наследства (в отличие от ленного права).
уроды,
карлики,
дети-калеки 4 .
Кроме того, права ребенка могут быть оспорены :
Если он родился раньше положенного срока, после заключения брака (§1 ст.36 ЗП кн.1),
Если он родился позже положенного срока после смерти мужа (§2 ст.36 ЗП кн.1)
Ограничения наследственных прав:
В ЗП кн.1, ст.17 говорится: «Кто не равен другому по рождению, тот не может получить его наследства».
В ст.37 кн.1 ЗП также сказано, что тот, кто открыто прелюбодействует с чужой женой или изнасилует женщину или девушку, тот, если даже он и женится на ней, никогда не получит от нее законных детей (!!!). Т.о. дети не будут равны по статусу своему отцу, а значит, не смогут претендовать и на его наследство.
^ НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЛЕННОМУ ПРАВУ:
В отличие от Земского права, Ленное право предусматривало принцип единонаследования (ПРИНЦИП МАЙОРАТА). Лен отца переходил старшему сыну, но это правило не распространялось на земское право , где все сыновья призывались к наследованию.
^ Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц 5 :
- клирики,
- женщины,
- крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки),
- купцы ,
А также «лишенные прав» ,
- «все нерыцарского звания» со стороны отца и их предков.
В течение 1 года и 6 недель новый владелец лена должен был принести присягу сеньору в присутствии других вассалов. Если этого не происходило (по вине сеньора), то ленник становился самовластным собственником.
Нельзя было отобрать у наследника лен, не принять его присягу - в этих случаях права собственности также охранялись неукоснительно: «Согласно праву, ленник сохраняет то, чем господин вопреки справедливости отказался его наделить». До вступления в права наследства будущий ленник (юность определялась возрастом от 12 до 24 лет ) оставался под опекой сеньора. Но с 13 лет он уже мог быть признан полноценным ленником, с 12 лет имел право получать доходы от лена.
^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Хотя в статьях 13, 14, 16, 32 кн.2 ЗП в достаточно изложены виды преступлений и наказаний за них, в Саксонском Зерцале тем не менее не приводится четкой классификации преступлений (ЗП кн.2 ст.13). Однако, учитывая и общеимперское законодательство, можно выделить следующие категории преступлений :
1) нарушение земского мира :
- нарушения привилегий церкви (неповиновение церковным властям, неуважение духовных лиц, еретичество и т. п.),
- нарушения императорских привилегий (незаконный сбор пошлин, фальшивомонетничество, мятежи), а также использование в год «земского мира» своего кулачного права, грабежи на больших дорогах и вблизи городов.
2) злодеяния:
Умышленные убийства
Поджоги
Грабежи
Отравления
Колдовство
3) проступки – прочие преступления (напр., если кто-то рубит дрова, косит траву, ловит рыбу в местах, принадлежащих другому → штраф в размере 3 шиллинга (ЗП кн.2 ст.28 §1,2))
За преступления, отнесенные к категории «злодеяния» и некоторые преступления из разряда «нарушение мира» обычно предусматривалась смертная казнь в квалифицированной форме :
Повешение,
Отсечение головы,
Сожжение на костре,
Колесование (как правило, за преднамеренные преступления).
Практиковались также:
выкалывание глаз,
посажение на кол,
сдирание кожи,
закапывание живьем в землю (за преступления «против Его Величества»)
Суровые наказания влекло покушение на собственность . Мелкая кража (на сумму менее 3-х шиллингов) влекла по Саксонскому Зерцалу потерю чести и прав + телесное наказание (побои и выстригание волос) 6 .
За крупную кражу полагалось повешение. Причем ночного вора дозволялось безнаказанно убить на месте.
Предусматривалось также наказание за укрывательство (штраф → ЗП кн.3 ст.23)
+ Должностные преступления (судья) → ЗП кн.2 ст.13 §8: «Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник . Никто не обязан посещать судебное заседание этого судьи и участвовать с ним в суде, поскольку он сам пренебрег правосудием ».
За проступки назначались телесные наказания и штрафы .
Уклонившийся от суда объявлялся находящимся «под подозрением» . В некоторых случаях он подвергался «королевской опале» и если продолжал скрываться больше 1 года, то в его адрес объявлялась «высшая опала». Такой человек лишался всех прав, в том числе имущественных и семейных. Очиститься от опалы можно было только путем явки в суд.
Среди наказаний упоминается вергельд и указываются его размеры (ЗП кн.3 ст. 45).
Саксонское Зерцало знает также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
^ Обстоятельства смягчающие наказание:
Беременность женщины-преступницы (ЗП кн.3 ст.3),
Слабоумие и сумасшествие (там же),
Необходимая оборона, и если убивший скрылся с места преступления (ЗП кн.2 ст.14 → к уплате высшего вергельда, но не к смертной казни).
^ Отягчающие вину обстоятельства:
Размер украденного,
Ночное время совершения преступления,
Клятвопреступничество (изобличенному в судебном поединке → смертная казнь).
^ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Процесс носил состязательный характер . Судья (граф) только руководил процедурой рассмотрения спора в качестве председательствующего, но сам в вынесении решения не участвовал.
«Проект» решения выносили судебные заседатели (шеффены – в земском суде, вассалы – в ленном суде и т.д.). Недовольная сторона оспаривала этот «проект». Затем судебные заседатели голосовали, после чего выносилось окончательное решение суда.
Германскому праву было известно обжалование судебного приговора в вышестоящий суд. Высшей инстанцией являлся королевский суд.
+ ^ 4 уважительных причины для неявки в суд (ЗП кн.2 ст.7):
Болезнь,
Служба Богу за пределами страны,
Имперская служба.
Доказательства:
1) свидетельские показания,
2) очистительная присяга (+ клятва соприсяжников),
3) судебный поединок (ЗП кн.1 ст.63).
В некоторых случаях очистительная присяга освобождала от обязательств или обвинений. Зачастую вместе с испытуемым присягали и соприсяжники – 2-6 человек.
ЗП кн.1 ст.39 – не могут очистить себя присягой: лишенные прав за грабеж или кражу при вторичном обвинении в грабеже или краже.
К ним применялся ордалий → 3 возможности на выбор:
Испытание раскаленным железом,
Кипящей водой (опустить руку по локоть в котел с кипящей водой),
Судебный поединок.
Предусматривалась возможность нанять вместо себя бойца для судебного поединка. Ответственность наемного бойца за поражение на поединке → отсечение руки.
Постепенно ордалии перестают применяться в гражданских спорах. К ним прибегали только в делах о нарушении мира, причинении телесных повреждений (нанесении ран), и преступлениях, совершенных с применением насилия (грабеж).
1 пер. Дембо
2 Теория 2-ух мечей приводится в Саксонском Зерцале как выражение идеи равноправия папы и императора в противовес притязаниям папства на всемирное господство над светскими властями.
3 ЛЕН
(т. е. феодальное пожалование) мог быть предоставлен не только в виде земельных владений. В качестве лена могло быть дано право на сбор в свою пользу таможенных пошлин, на чеканку монеты, виноградники, судебный лен
(право вершить сеньориальный суд и получать в свою пользу штрафы), городской лен
(такой ленник не нес собственно военной службы, но, живя в городе, обязывался защищать город в случае нужды; пользовался он и другими привилегиями) и пр.
4 СЗ, Земское право кн.1 ст.4
5 ст. 4 гл.1 Ленрехта
6 СЗ, ЗП кн.2 ст. 13 §1.
Юридическое: «Саксонское Зерцало»
Саксонское Зерцало и саксонское ленное право. Иллюминированный манускрипт XIV века / Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. 14. Jh. Cod. 3.1 Aug. 2°, 199. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel.
Все иллюстрации – из рукописи Cod. 3.1 Aug. 2° , изготовленной между 1348 и 1362/71 годами, озаглавленной «Саксонское Зерцало и саксонское ленное право» /Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht, хранящейся в Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel /Библиотеке герцога Августа в городе Вольфенбюттель , что в Нижней Саксонии, Германия.
Разумным сделать не смогу
Я всех людей сегодня
И праву всех не научу
Без благости господней.
Кто, не поняв меня, за то
Ругать начнет мое ученье,
Пусть знает - это неумно:
Считать неловкому пловцу
Виною многоводную реку,
А не свое уменье...
3.
Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 51. 14. Jh. Pergament. 35 × 27 cm. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel.
А право наше с давних пор
От предков перешло.
Не хочет этого понять,
И только то, что им дано
Нам хочет навязать.
Ну что ж, так надобно узнать,
Кто этот муж и каково
Его действительно лицо?
Затем проверка здесь нужна,
Чтоб не было бы нам вреда;
Известно ибо нам давно:
Не может птичка петь зело
Сильнее горла своего.
Любой пусть скажет, если может,
И глубже и умней,
И если людям тем поможет,
Он будет чародей. {36-53} <...>
4.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 62
А между тем какой закон
Способен вечно и везде
Всем полностью быть по душе.
.
И право то, что здесь дано,
Не выдумано мной оно,
А с давних пор от предков перешло.
Наука - благородный клад,
Его кто для себя лишь сохраняет,
Тот каждый день себя тем уменьшает,
Мудрец пусть думает о том
И честно делится во всем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов», оттого
Что право саксов в нем дано
И чтоб оно правдиво отражало,
Как образ женщины - зерцало...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.
Итак, вы все благодарите
Фон Фалькенштейна назовите
Графа Хойера - за то,
Что на родной язык передано.
Его совету вняв,
Эйке фон Репков сочинял.
Сперва он неохотно предпринял,
Но вот, когда же он узнал,
Как велико желанье господина,
Не мог он просьбу отклонить,
Господскую любовь забыть,
Когда к работе приступал
И по латыни излагал,
Без помощи не мог мечтать
Он по-немецки написать. {123-275}
6.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 63
Книга первая
Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается .
7.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 65
§ 1. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия участвовать трижды в году в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные же люди бывают трех родов: люди, могущие быть шеффенами , которые должны участвовать в епископском суде, чиншевики в суде пробства и поселенцы [ландзассы] в суде декана [архипастыря].
§ 2. Равным образом они должны участвовать в светских судах. Шеффены - в суде графа через каждые 18 недель по королевскому приказу [банну]. Если же суд по поводу преступления назначается через 14 ночей после очередного суда , то [шеффены] обязаны участвовать в нем для того, чтобы осуществить суд над преступлением. Тем самым они оправдали свою земельную собственность перед судьей, и, таким образом, их земельная собственность свободна от судебной повинности . <...>
8.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 66
§ 1. Origines предсказывал в свое время, что должно быть шесть веков, каждый век по тысяче лет, а на седьмом веке мир должен погибнуть. Так вот, нам известно из священного писания, что с Адама начался первый век, с Ноя второй, с Авраама третий, с Моисея четвертый, с Давида пятый, с рождением Христа - шестой. В седьмом мы живем без определенного счета.
§ 2. Равным образом установлено 7 военных щитов , из которых королю принадлежит первый; епископам, аббатам и аббатисам - второй; светским князьям - третий, если они становятся вассалами епископов; сеньорам - четвертый; лицам, могущим быть шеффенами, и вассалам, - пятый, а их вассалам - шестой. Как христианство в седьмом веке в точности не знает, как долго этот век будет существовать, точно так же и о седьмом щите неизвестно, имеет ли он ленное право и военный щит . Шестой щит превратился в седьмой благодаря тому, что светские князья стали вассалами духовных князей , чего раньше никогда не было. Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и родство заканчивается седьмой степенью .
9.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 74
§ 3. Далее заметим, где родство начинается и где оно кончается: в голове находятся муж и жена, которые соединены законным браком. Место шеи занимают дети, если они полнородные, происходят от того же отца и той же матери. Неполнородных [единокровных или единоутробных] отодвигают в следующую часть тела. Если, однако, два брата женятся на двух сестрах, а третий брат на сторонней женщине, то их дети все же равны при получении наследства, если они равного рождения. Дети полнородных братьев находятся там, где плечи сходятся с руками; равным образом и дети сестер. Это первая степень родства, которую причисляют к родным, - дети братьев и дети сестер . В локтевом суставе находится вторая [степень родства] . В запястье - третья. В первом суставе среднего пальца - четвертая. Во втором суставе - пятая. В третьем суставе среднего пальца - шестая степень родства. На седьмом месте находится ноготь, а не сустав, поэтому здесь кончается родство, и его называют ногтевым родством. Те, которые находятся между головой и ногтем и могут причислить себя к одинаковой степени родства, получают наследство в равной доле. Кто может причислить себя к более близкому родству, тот прежде получает наследство 19. Родство кончается на седьмой степени для наследования, хотя папа разрешил брать жену в пятой степени родства. Но папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или ленное право.
10.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 75
На уродов и на карликов не переходит ни наследство, ни лен, равно как и на детей-калек. Наследники и их ближайшие родичи должны тогда принять на себя попечение о них. Далее, если родится ребенок немым, или безруким, или безногим, или слепым, то он наследник по земскому праву, но не наследует лена. Но если он получил лен до того, как он таким стал, то он лена не теряет. Прокаженный не получает ни лена, ни наследства. Но если он получил их до заболевания, то он сохраняет и передает их по наследству, как другой человек.
11.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 79
§ 1. Если сын при жизни отца возьмет жену, равную по рождению, и приживет с ней сыновей, а затем умрет раньше своего отца, не будучи еще выделен, то его сыновья участвуют в наследстве своего деда наравне с братьями их отца вместо своего отца. Но все они получают только долю одного лица. Не может быть такого положения в отношении детей дочери, чтобы они получили одинаковую долю, что и дочь из наследства деда или бабки.
12.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 81
§ 2. Дочь, которой в [родительском доме] не выделена ее доля, не делит материнскую долю с дочерью, которая выделена. Однако то, что причитается ей по наследству, то она должна делить с сестрой. Женщина нецеломудренным поведением вредит своей женской чести; своих прав, однако, она не теряет, равно как и своего наследства.
13.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 83
§ 3. Священник участвует в равной доле с сестрой в материнско-женской доле и имеет равную долю с братьями в земельной собственности и наследственном имуществе. Никто не может считаться на положении священника , разве только он был обучен и посвящен в священники и был пострижен в священники раньше, чем ему стало причитаться материнское имущество. Если же женщина не имеет другого брата, кроме священника, то она получает равную долю, как и он, в наследстве и в материнском имуществе. После смерти священника из его достояния не выделяется материнского имущества, ибо все, что он оставляет, является наследственной массой . Не выделенная сестра не делит материнского имущества со священником, если он имеет церковь или приход. <...>
14.
Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 87
Часть вторая. Lehnrecht /Ленное право .
Примечания:
[*] В написании имени автора «Саксонского Зерцала» существует большой разнобой: Эйке (Eike), Эйко (Еіко, Еісо), Хекко (Нессо) или Хейко (Неіко). Его родная местность сейчас называется Реппихау . Это наименование в XIII в. звучало иначе. В источниках к личному имени Эйке добавляетеся: фон («ван», «де») Рипихове, Рибекове, Репехове, Рипхове, Репхове, Репгау, Репхов, Репгов, Репго, Репегоув и т. д. Эйке фон Репков имел серьезный юридический опьіт и был признанным знатоком права.
[**] В XIII в. вся территория тогдашней «Большой Саксонии» делилась на несколько частей, в том числе на Вестфалию и Остфалию. Единое Саксонское герцогство распалось в конце XII в. В «Саксонском зерцале» Эйке фон Репков свел воедино право главным образом тогдашней Восточной Саксонии, т. е. Остфалии, практически охватывавшей всю восточную часть Германии.
[***] Саксонское зерцало. – М. Наука, 1985. Содержащийся в книге перевод на русский язык обеих частей «Саксонского зерцала» - Земского права (с немецкого языка XIII в.) и Ленного права (со средневековой латыни) - был выполнен в конце 40-х - середине 50-х годов видным советским ученым-правоведом и историком, ленинградским профессором Л.И. Дембо, перу которого принадлежит в основном также комментарий, сопровождающий текст перевода.