В чем по мнению автора состоит. Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание"

Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия. Наблюдение проводится различными способами.

Под невключённым наблюдением понимается такой способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне. Включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе. В таких случаях исследователь либо находится в прямом контакте с участниками этого процесса, либо сам входит на правах участника в исследуемую группу.

Прежде всего, социолог, осуществляющий включённое наблюдение, должен решить, в какой форме войти в социальную группу, которую собирается изучать. Он может выступать в роли «открытого» включённого наблюдателя, откровенно поставив в известность членов группы о том, кто он такой и каковы его цели, а может играть роль «скрытого» включённого наблюдателя, не объявляя никому, кто он на самом деле. У социологов нет однозначного мнения, какая форма наблюдения предпочтительнее. Однако открытое присутствие исследователя, несомненно, сказывается на поведении членов группы. При закрытой форме включённого наблюдения, когда изучаемые не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя естественно.

Сторонники включённого наблюдения считают, что этот метод сводит к минимуму воздействие исследователя на изучаемую среду. С помощью этого метода учёный может быть непосредственным свидетелем жизни людей. Учёный или журналист, практикующий метод включённого наблюдения, должен сознавать, что его действия ограничены соображениями уважения к личности человека, соблюдение элементарных прав человека (ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и запрещает без добровольного согласия человека подвергать его научным, медицинским и иным опытам).

Недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя, проистекающее из самого факта его личной вовлечённости в жизнь наблюдаемого объекта.

(По В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать

основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты :

1) Что социологи понимают под наблюдением.

2) Невключённое и включённое наблюдение.

3) Формы включённого наблюдения.

4) Достоинства включённого наблюдения.

5) Недостаток метода наблюдения.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие

сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных

смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента

Количество выделенных фрагментов может быть различным

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста,

их названия (пункты плана) отражают основные идеи

соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все

названия (пункты плана) отражают основную идею каждого

фрагмента текста

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста,

являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

ГИА, 2013 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

C2 Какой научный метод называют наблюдением? В чём, по мнению авторов, состоит его недостаток? Своими словами поясните сущность этого недостатка.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) ответ первый вопрос : наблюдение – это сбор первичных данных,

связанных

объектом

исследования,

осуществляемый

исследователем лично путём непосредственного восприятия;

2) ответ

вопрос :

недостатком метода наблюдения

является неизбежное проявление необъективности исследователя;

3) пояснение , допустим: сам учёный вовлечён в процесс познания

объекта, поэтому на результаты наблюдения могут повлиять

знания, имеющийся социальный опыт и даже настроение

наблюдателя.

Элементы ответ могут быть даны в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно даны ответы на два вопроса, приведено пояснение

Правильно дан ответ на один любой вопрос, приведено пояснение.

ИЛИ Правильно даны только ответы на два вопроса

Правильно дан только ответ на один любой вопрос.

ИЛИ Приведено только пояснение.

Приведены

рассуждения

характера,

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C3 Какие две формы включённого наблюдения рассмотрены в тексте? Укажите различие между ними.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) две формы включённого наблюдения : «открытое» и «скрытое»

(закрытое) включённое наблюдение;

2) различие , допустим: при «открытом» включённом наблюдении

исследователь ставит в известность членов группы наблюдения о

том, кто он такой и каковы его цели, а при «скрытом» действует

формулировках

Правильно названы две формы, и указано различие

Правильно названы только две формы.

ИЛИ Правильно названа только одна форма, и указано различие.

ИЛИ Только указано различие

Правильно названа только одна форма.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

ГИА, 2013 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

C4 Объясните, почему использование метода включённого наблюдения порождает этические и правовые проблемы (дайте объяснение по каждому виду проблем). Как выбор формы включённого наблюдения влияет на достоверность получаемой информации?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) объяснения по каждому виду проблем , например:

этические проблемы

связаны с тем, что исследователь

(особенно при «скрытом» наблюдении) невольно обманывает

людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то,

что, возможно, не рассказали бы чужому человеку;

правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может

нарушить конституционные права человека, нормы закона,

требующие получить

согласие испытуемых на проведение

исследования;

2) ответ на вопрос , допустим: при закрытой форме испытуемые

ведут себя более естественно, чем при открытой форме, поэтому

информация может быть более достоверной.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

Правильно даны объяснения по двум видам проблем и ответ на

Правильно даны только объяснения по двум видам проблем.

ИЛИ Правильно даны объяснение по одному любому виду проблем

и ответ на вопрос

Правильно дано только объяснение по одному любому виду

ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C5 Новый учитель математики знакомится с классом, определяет характер отношений между учениками, следит за выполнением домашних заданий. Какой способ наблюдения использует учитель? Подтвердите свой ответ соответствующим фрагментом текста.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) способ – включённое наблюдение;

2) фрагмент текста : «включённое

наблюдение, напротив,

предполагает полное

или частичное

участие наблюдателя в

исследуемом процессе».

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно назван способ наблюдения, и приведён фрагмент текста

Правильно назван только способ наблюдения.

ИЛИ Только приведён фрагмент текста

Ответ неправильный

Максимальный балл

и приведены

соответствующие пояснения , например:

1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе,

общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать

учащихся, их индивидуально-психологические особенности,

манеру поведения, что невозможно без применения метода

наблюдения);

2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы

понять, насколько эффективно применение тех или иных способов

лечения, лекарственных средств).

быть указаны

профессии, приведены другие

пояснения

Указаны две профессии, выбор пояснён в каждом случае

Указаны одна-две профессии, выбор пояснён только в одном

Указаны только одна-две профессии.

Приведены

рассуждения

характера,

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Прочитайте текст и выполните задания С1 -С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.


C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать. Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. ...Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

Сущность научного знания заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл...

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является учёный, член академического сообщества, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий. Цель учёного - открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера- создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т. д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.

(А.Г. Спиркин)

С2. На основе текста сформулируйте два отличия практического познания от житейского.

С3. Укажите на основе текста любые два отличия научного познания от житейского. Опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

С4. Опираясь на знания курса, назовите три метода (средства), с помощью которых осуществляется научное познание. Конкретизируйте один из них.

Мышление

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении…

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных её закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определённой знаковой системе, которая может быть естественной (обычный, разговорный язык) или искусственной (язык математики, символической логики, химических формул и т.д.).

Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жёсткого стандарта. Здесь сознательно отвлекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.

Разум - диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своём высшем уровне мышление может постигать сущность вещей, их законы, причины и противоречия, адекватно выражать логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, всесторонне и конкретно…

Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.

(В.П. Кохановский)

С2. Опираясь на текст, сформулируйте две цели, на которые направлен процесс диалектического мышления.

С3. Используя знание обществоведческого курса, дайте краткую характеристику каждой из названных автором исходных форм мышления (логических форм).

С4. Актор пишет о том, что «мышление осуществляется в теснейшей связи с речью». Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите три аспекта этой связи.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах, типах) ненаучного познания, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов, типов).

2. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

3. Назовите любые две особенности житейского опыта как формы познания объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

4. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

5. Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познание мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7. Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Многообразие путей познания мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Правопорядок и правоотношения

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов…

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок…

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государства. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права; норм морали; норм общественных организаций; норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

21. Какое определение общественного порядка содержится в тексте? В чем, по мнению автора, заключается специфика правопорядка? Приведите любую особенность правопорядка, отмеченную автором.

22. Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще один любой элемент системы права.

23. Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Покажите каждую из них на примере имущественных отношений.

24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов».

Правосознание

«Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одних случаях люди доверяют праву, возлагая именно на него решение жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. В таких условиях развивается правосознание, которое, по мнению современных юристов, включает такие элементы, как правовая психология и правовая идеология.

Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношения к праву. Современный законодатель придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков… Правовой психологии свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, предъявляемые к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделении властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.

В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители средств массовой информации.

Правовая идеология и правовая психологии тесно взаимодействуют.

Правомерное поведение во многом определяется уровнем правосознания членов общества. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе законотворчества и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, так как включает в себя не только представления о праве. Но и правомерное поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им при совершении поступков.

22. В чем, по мнению автора, состоит нравственный потенциал правовой идеологии в демократическом обществе? Кто, по мнению автора, оказывает влияние на формирование правовой идеологии? Проиллюстрируйте влияние одного из этих субъектов конкретным примером.

23. Каким образом, по мнению автора, связаны между собой правосознание и правомерное поведение? Используя обществоведческие знание, охарактеризуйте понятие «правовой нигилизм» и укажите в чем состоит его негативное влияние на личность и общество в целом.

24. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три фактора, влияющие на правовую культуру общества.

Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.

Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.

Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.

(По П. Бергеру)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 22. Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения? 23. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером. 24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей. Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом). 25. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия. 26. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей. Ответы к заданиям Ответы на задания с кратким ответом
№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

Ответы на задания с развернутым ответом

№ задания Ответ
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: · Что такое общество? · Общество с точки зрения социологии. · Общество с точки зрения экономистов.
критерий: о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию 2) аргумент: им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей (общество рыболовов, охотников). 2) термин «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий (всё человечество в целом).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) базовая проблема: процессы, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные 2) различные подходы: · экономисты – изучают данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения недостаточного количества товаров и услуг · социологи - интересуют человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах 3) политолог - противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти
1) Социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя участниками взаимодействия и более. Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов. 2) Регулируются социальными нормами: правовыми, моральными, религиозными, политическими и др.
1) Любые социальные процессы можно рассматривать с различных позиций, представителям различных наук интересен свой спектр вопросов. 2) Сложность социальных процессов можно объяснить только в совокупности данных различных наук.