Уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Публикация о намерении подать заявление о банкротстве Сообщение о намерении обратиться в суд

Как известно, инициирование процедуры банкротства часто сопровождается спорами относительно первенства обращений при стечении нескольких заявителей. Цель борьбы - продвижение собственной кандидатуры временного управляющего.

В силу п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Выглядит так, что кредитная организация должна обращаться в арбитражный суд лишь после истечения 15-дневного срока. Так ли это?

В судебной практике встречается два подхода судов к последствиям несоблюдения этого требования:

1) оставление заявления без движения (ст.128 АПК РФ). При этом подходе арбитражные суды дают срок на устранение обстоятельств, в том числе на публикацию уведомления. Соответственно, банки могут инициировать банкротство, не дожидаясь публикации, в расчете на дальнейшее устранение соответствующих обстоятельств. Само собой, это дает преимущество перед иными заявителями. Любопытно, что такая правовая позиция доминирует в судебной практике (постановление АС МО от 27.10.2016 по делу №А41-17859/2016, постановление АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015, постановления АС ЗСО от 26.02.2016 по делу №А81-3458/2015, от 28.10.2016 по делу №А27-11995/2016),

2) оставление без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка (п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ). В качестве примера такого подхода можно привести постановление АС МО от 26.10.2016 по делу №А41-21962/2015.

В чем предназначение такого уведомления? Каковы его функции?

Можно выдвинуть несколько версий.

1) Функция досудебного урегулирования. При первом приближении кажется, что основная цель этого уведомления заключается именно в попытке внесудебного разрешения конфликта кредитной организации с заемщиком, поручителем или другим должником. Но в этом случае возникает пара вопросов: (1) почему такая претензия (в отличии от обычной) носит публичный характер? (2) требуется ли соблюдать публичный порядок, если должнику уже были направлены непубличные письменные претензии?

Представляется, что публичность процедуры можно объяснить стремлением оказать на должника дополнительное давление путем формирование негативного общественного мнения в результате допущенного им дефолта. То есть возможно, что это своеобразная мера оперативного воздействия.

В том случае если должник был проинформирован о намерениях банка (например, получил простую письменную претензию), но не предпринял попыток добровольного исполнения, то смысла дожидаться внесудебного урегулирования нет. Зачем в подобном случае делать публичное уведомление? Так, например, в постановлении АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015 указано: «Довод заявителя о несоблюдении Банком досудебного порядка обращения к поручителю с требованием о погашении задолженности является несостоятельным, поскольку на момент обращения Банка в суд с заявлением о признании должника банкротом Первомайский районный суд города Кирова возбудил производство по иску Банка о взыскании спорной задолженности в солидарном порядке с заемщика и поручителей, в том числе с Общества. Из решения Первомайского районного суда города Кирова от 13.11.2015 по делу N 2-735/2015 следует, что Банк обратился в суд с иском 26.03.2015, то есть на момент обращения Банка в арбитражный суд с заявлением (23.07.2015) Общество знало о требованиях и намерениях Банка ».

Значит, все-таки публикация не преследует цель внесудебного урегулирования конфликта между кредитором и должником. Следовательно, миссия у этой процедуры иная.

2) Функция информирования заинтересованных лиц о факте дефолта по обязательству перед кредитной организацией. Очевидно, что обязательства перед кредитными организациями (в том числе из кредитных договоров, из договоров поручительства и т.д.) являются наиболее значимыми для большинства участников хозяйственного оборота. Причем значимы они, как правило, и по размеру обязательства, и с репутационной точки зрения (забота о чистоте кредитной истории). Можно сказать, что соблюдение платежной дисциплины по указанным обязательствам является своего рода индикатором здоровья хозяйствующего субъекта. Поэтому обсуждаемая процедура публичного уведомления ориентирована, скорее всего, не на должника, а на иных лиц (кредиторов, потенциальных контрагентов и т.д.). Ее цель - донести до максимально широкого круга лиц информацию (предостережение) о появлении признаков несостоятельности у соответствующего лица. Думается, с этого момента можно, например, презюмировать осведомленность о неплатежеспособности должника для целей оспаривания сделок по правилам главы III.1 Закона о банкротстве.

При таком подходе - в случае отсутствия доказательства соблюдения срока - арбитражный суд не должен оставлять заявление без рассмотрения, а должен лишь «обездвижить» его.

Вывод: исходя из формирующейся судебной практики кредитным организациям не требуется дожидаться истечения 15-дневного срока, предусмотренного п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве. Это дает некоторым наиболее продвинутым из них значительное преимущество. До формирования единообразной практики подобное «досрочное» обращение банка, наверняка, будет заставать врасплох неискушенных лиц, закономерно ожидающих соответствующей инициативы лишь после истечения обсуждаемого срока.

Публикации, 12:33 27.02.2015

Новое в законе о банкротстве: должники и кредиторы – столкновение или баланс?

Сергей Ковалев, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Банкротство - процедура, в которой остро сталкиваются интересы должников и кредиторов. В сложной экономической обстановке эта тема приобретают особую важность. Накаляют атмосферу недавно принятые законом № 482-ФЗ поправки к закону о банкротстве.

На фоне изменений, вступивших в силу 29 января 2015 года, данный вопрос становится особенно актуальным, поскольку некоторые положения серьезно затрагивают интересы участников процесса.

Именно о таких изменениях, а также о том, чьи интересы призван защитить закон после вступления поправок в силу, и пойдет речь ниже.

Инициатива наказуема

© Пресс-служба АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Как было раньше: Ранее должник практически всегда мог «перехватить» у кредиторов инициативу по введению банкротства и назначить на период наблюдения (а это, как правило, не менее 7 месяцев, установленных статьей 51 закона о банкротстве) подконтрольного управляющего, который мог:

Не препятствовать деятельности должника в период наблюдения,
. провести финансовый анализ в благоприятном для должника порядке и с благоприятными выводами,
. эффективно противостоять включению в реестр нежелательных кредиторов,
. помочь скрыть сделки (действия) должника, совершенные до и после введения наблюдения, которые потенциально могут быть оспорены,
. помочь вывести имущество должника,
. помочь или не препятствовать сокрытию документов и информации,

а также совершить ряд иных законных и незаконных действий, которые могли бы отсрочить получение контроля лицами, действующими в интересах кредиторов, а также сократить вероятность удовлетворения интересов кредиторов.

Что теперь: После внесения поправок должник не может инициировать процедуру банкротства с гарантированным назначением лояльной ему кандидатуры арбитражного управляющего на период наблюдения

Порядок действий: В соответствии с новой редакцией статьи 37 закона о банкротстве перед подачей заявления о признании себя банкротом должник обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд в Едином реестре сведений. Затем посредством случайного выбора происходит определение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая впоследствии указывается в заявлении должника.

В переходный период с 29 января по 1 июля 2015 года должник вправе обратиться с заявлением о признании себя банкротом при условии предварительного (не менее чем за 30 календарных дней) уведомления в письменной форме всех известных ему кредиторов (пункт 3 статьи 4 закона № 482-ФЗ).

При этом законом № 482-ФЗ специально оговорено, что до утверждения Министерством экономического развития России порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение такой саморегулируемой организации осуществляется судом в произвольном порядке.

Риск злоупотреблений минимизирован, но не исключен: Возможность злоупотреблений здесь кроется в потенциальных договоренностях должника и руководства случайно выбранной саморегулируемой организации арбитражных управляющих о назначении лояльного управляющего. Таким образом, риск управления должником процедурой наблюдения уменьшен, но не исключен полностью.

Без суда и следствия

Как было раньше: До внесения поправок для всех категорий кредиторов действовал общий порядок:

1) обратиться в суд в порядке искового производства,

2) получить решение суда

3) дождаться его вступления в силу (в результате истечения срока на апелляционное обжалование либо подтверждения решения судом апелляционной инстанции),

4) лишь после этого подать на банкротство должника.

Что теперь: После внесения поправок банки могут подавать на банкротство должников без предварительного обращения в суд и получения вступившего в законную силу решения.

В новой редакции закона о банкротстве сделаны определенные послабления для кредиторов - кредитных организаций: наличие «просуженного» спора для подачи заявления о признании должника банкротом в данном случае не требуется. Причем данный порядок касается всех категорий должников банков.

Порядок действий: Новая редакция пункта 2.1 статьи 7 закона о банкротстве предусматривает для кредитных организаций простой порядок для начала банкротства должника:

1) с 29 января до 1 июля 2015 года - кредитная организация не менее чем за 30 календарных дней до обращения в арбитражный суд уведомляет в письменной форме должника и всех известных ей кредиторов о намерении обратиться с соответствующим заявлением о банкротстве должника,

Начиная с 1 июля 2015 года банк не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд публикует уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

2) после этого кредитная организация может подать на банкротство должника.

Преимущества для кредитных организаций: Теперь банк сможет начать процедуру банкротства должников без дополнительных судебных процедур и, в большинстве случаев, иметь возможность инициировать процедуру несостоятельности раньше других кредиторов, получив доступ к документам и имуществу должника на этапе наблюдения.

Долой формальности!

Как было раньше: Ранее в законе не было оснований для прекращения процедуры банкротства на любом этапе по причине установления судом злоупотреблений со стороны лица, подавшего заявление о банкротстве.

Что теперь: Новая редакция закона о банкротстве устанавливает, что формально обоснованное обращение заинтересованного кредитора или должника с заявлением о банкротстве должника, при его (должника) фактической платежеспособности, не является законным.

Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом, зная при этом, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что к этому моменту должник продолжает оставаться платежеспособным и что это соответствует интересам кредиторов.

Задача - борьба с злоупотреблениями со стороны должника: это положение направлено на борьбу с возможными злоупотреблениями со стороны должника либо заинтересованными по отношению к нему кредиторами (которые, по мнению законодателя, работают с ним в связке), когда последним по той или иной причине будет выгодно введение в отношении должника процедур банкротства.

Некоторые итоги

Несмотря на то, что это лишь малая часть внесенных поправок, затрагивающих интересы должников и кредиторов в процедуре банкротства, становится понятно, что многие положения направлены на защиту интересов кредиторов, прежде всего, кредитных организаций. Возможно, потому, что в сложившейся экономической ситуации банки были отнесены к группе риска, которая в связи со своей уязвимостью и профессионализмом может стать лучшими контролирующими кредиторами при проведении необходимых процедур.

Добавить в блог

Код для публикации:

Или физического лица считается дата, когда было принято заявление в судебном учреждении. На самом деле это число, когда уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве окажется в открытом доступе специального реестра. Такой порядок определен законодательством нашей страны и считается обязательным для всех, кто оформляет банкротство. Процедура установлена с июля 2012 года.

Общие сведения

Рассматриваемое уведомление является самым первым документом, с которого начинается процесс банкротства. Причем, в регулирующий процедуру закон были внесены изменения в июле 2015 года, касающиеся этого вопроса. Согласно нему, информацию о том, что в суд будет направлен иск о признании банкротом, размещают в средствах массовой информации. Одним из таких источников является Единый федеральный реестр информации о функциях юр. лиц.

Для чего необходимо уведомление перед банкротством?

Данная мера необходима, чтобы разорившийся субъект не злоупотреблял своим положением. Не секрет, что после признания банкротом, имущество разорившегося лица в полном объеме подлежит продажи с аукциона с целью погашения образовавшейся задолженности. До введения изменений в законодательство нашей страны должник был вправе сам утверждать управляющего, которого мог контролировать. Управляющий со своей стороны выполнял следующие действия:

  • не влиял на последующие действия обанкротившегося лица;
  • проводил финансовый анализ в пользу разорившегося, в связи с чем последний извлекал для себя определенную выгоду;
  • создавал всевозможные препятствия для включения определенных кредиторов, которые наиболее невыгодны для обанкротившегося лица;
  • помогал спрятать или сделать законными заключенные сделки , чтобы вывести имущество из конкурсной массы;
  • участвовал самостоятельно либо был свидетелем участия в процессе сокрытия документации или каких-либо сведений, имеющих значение во время суда.

Обратите внимание!

Заявление о финансовой несостоятельности может поступить не только от должника, но и от кредитора.

В целом, такое положение дел давало возможность обанкротившемуся лицу оставить свое имущество целым и минимизировать суммы, необходимые к выплате по долгам.

С тех пор как возникла необходимость публиковать свое намерение подать на банкротство в средствах массовой информации, все заинтересованные лица оказываются оповещенными, и могут своевременно заявить о собственных требованиях в суде.

Когда необходимо обязательное уведомление?

Закон, регламентирующий несостоятельность юридического либо физического лица, устанавливает людей, которые вправе подавать заявление в арбитраж о признании банкротом. Такими лицами могут быть:

  • человек либо организация, являющаяся должником;
  • конкурсные кредиторы;
  • некоторые государственные инстанции (администрация, налоговая и пр.).

Обратите внимание!

Подать уведомление (как и заявление о банкротстве) может только гражданин РФ.

Статья 37 данного закона оговаривает необходимость публичного оповещения о таком намерении. Чаще всего это происходит двумя способами:

  • информация о желании подать на банкротство размещается в ЕФРС о деятельности юр. лица;
  • сведения опубликовываются в газете “Коммерсантъ”.

Обратите внимание!

Заявление, направленное в судебные органы, с просьбой признать должника банкротом будет считаться действительным только в том случае, если пройдет определенный срок после размещения уведомления. Необходимый минимум составляет 15 дней.

Нужно помнить, что для государственных инстанций публиковать уведомление не обязательно, они вправе незамедлительно отправиться в суд.

Существует еще несколько способов, как подать уведомление. Например, документ может быть отправлен почтой кредиторам за 14 дней до собрания или передан курьером за 5 дней до него.

Образец уведомления о намерении обратиться с заявлением о банкротстве

Рассматриваемое уведомление подготавливают, как правило, в электронном виде. Образец должен содержать такую информацию:

  • сведения об истце (наименование и другие данные того, кто после размещения извещения обращается в судебные органы),
  • наименование и реквизиты бумаги, которая подтверждает статус истца,
  • основания, представленные на законодательном уровне (ссылки на законы, подзаконные акты нашей страны, в которых указана правомерность соответствующих действий),
  • где и в какой день произойдет собрание кредиторов,
  • просьба о включении уведомления в ЕФРС,
  • правила регистрации лиц, участвующих в собрании,
  • другие сведения.

Подробнее об ЕФРС

Такой реестр сведений представляет собой полноценную базу информации о юридическом лице, находящемся на территории нашей страны. Не так давно с подачей таких сведений возникали сложности, главные из них - большая очередь и отсутствие осведомленности о правильном проведении этой операции. С 2015 года любой нотариус может подать это заявление. Осталась возможность и самостоятельного обращения, однако в этой ситуации велика вероятность ошибок, вследствие чего процесс оказывается очень затянут во времени.

Как составляется документ?

Уведомление не может быть пустым - оно должно быть обязательно заполнено. Для составления данного документа обязательно потребуются доказательства в виде достижения человеком либо компанией минимально допустимого размера долга или другая документация. Минимально возможный долг в общей сложности должен превышать 300000 рублей.

Кроме того, нужно проверить и остальные признаки банкротства. Одними из них для юридического лица являются следующие факты:

  • должник не в состоянии в течение трех месяцев отдать долги своим контрагентам;
  • выплатить сотрудникам заработную плату;
  • рассчитаться с государственными инстанциями либо бюджетными фондами.

Руководитель гражданина, который является инициатором банкротства, во время подготовки рассматриваемого документа должен дополнить его учредительными бумагами:

  • бухгалтерские справки, касающиеся имущества юридического лица;
  • доказательство постановки на налоговый учет;
  • свидетельство о регистрации юр. лица и пр.

Обратите внимание!

Публичное уведомление в обязательном порядке должно быть заверено электронной квалифицированной подписью.

Заключение

Уведомление публикуется в средствах массовой информации или отправляется кредиторам заблаговременно перед посещением судебного учреждения. Оно необходимо для минимизации возможности сокрытия имущества либо факта задолженности некоторым кредиторам.

Какой закон регулирует обязательную публикацию сведений о банкротстве на Федресурс?

Основным законом, регулирующим процедуру банкротства должника, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018 "О несостоятельности (банкротстве)", а также пп. "л1" и "н" п.7 ст.7.1 ФЗ №129 "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 г.

Уведомление должника или кредитора о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве публикуется на сайте http://se.fedresurs.ru/ путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Как разместить сведения о банкротстве или признаках банкротства на Федресурсе?

Необходимо ознакомиться с перечнем удостоверяющих центров, указанных на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: http://minsvyaz.ru/. Изучить условия оформления получения квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) и необходимый перечень предоставляемых документов. Предоставить заверенный пакет документов, в соответствии с регламентами выбранного удостоверяющего центра. Получить КЭП для размещения сведений в ЕФРСФДЮЛ (стоимость КЭП варьируется от 3000-5000 рублей в зависимости от региона, срок получения составляет от 2 до 3 рабочих дней). Установить криптопровайдер и сертификат ключа подписи (требует привлечения IT специалиста или продолжительных самостоятельных действий). Обеспечить взаимодействие необходимого браузера и криптопровайдера для использования КЭП (требует привлечения IT специалиста или продолжительных самостоятельных действий). Войти в личный кабинет на сайте fedresurs.ru. Сформировать счет для оплаты государственной пошлины и оплатить его (поступление денежных средств в личный кабинет составляет от 1 до 2 рабочих дней). Составить уведомление в соответствии с требованиями законодательства РФ. Разместить на сайте fedresurs.ru. посредством использования КЭП.

В какие сроки нужно размещать сведения о банкротстве в ЕФРСФДЮЛ?

Должники:

В отношении сведений о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения срок размещения в течении 3 рабочих дней, также свой срок имеет публикация уведомления должника о намерении обратиться в арбитражный суд с заявление о признании себя банкротом и составляет не менее чем 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, остальные сведения подлежат публикации в течении 10 рабочих дней.

Кредиторы:

Уведомление кредитора о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом подлежит публикации не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд.

Какие обязательные сведения предусмотрены для внесения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц со стороны должника и кредитора?

Должник обязан вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц следующие внесения:

Намерение должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве;

Определения о введении наблюдения;

Обращение взыскания на имущество (сообщение должника);

Возникновение признаков недостаточности имущества;

Возникновение признаков банкротства;- Наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 8 закона о Банкротстве;- Наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 9 закона о Банкротстве.

Кредитор:

Намерение кредитора обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Через какое время после публикации уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве в Едином федеральном реестре можно обращаться в суд?

Обращение должника или кредитора в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возможно уже по истечении пятнадцати календарных после публикации уведомления Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Какая ответственность предусмотрена за нераскрытие сведений в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц?

П.2 ст.61.11 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. установлена субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, в случае если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Какие последствия за нарушения публикации уведомления должника о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве?

В случае, если обязанность по публикации уведомления не соблюдена, суд вправе оставить заявление без движения, а в последующем вернуть его. При этом, если суд принял заявление к производству без соответствующей публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц или с нарушением сроков, установленных п. 2.1. ст. 7 ФЗ о несостоятельности (банкротстве), противная сторона вправе обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, так как право на обращение в арбитражный суд не возникло или возникло позже, чем было вынесено определение.