Унитарные государства европы список. Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаковсуверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства
1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
4. Наличие единого гражданства.
Виды унитарных государств:
Простое унитарное государство - в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
Сложное унитарное государство - имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
Территориальная автономия - определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
Экстерриториальная автономия - право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).
Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и это не противоречит демократическому режиму правления. Если это условие не выполняется, унитаризм ведет к монополизации всей власти в центре и нарушению прав и свобод человека.
Территориальное деление в большинстве унитарных государств является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Наряду с административно-территориальными единицами существуют и специальные округа, в которых действуют судебные органы, органы военной администрации и др.
Административно-территориальное деление в унитарных государств включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других - трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. Эти территории делятся на уезды, районы, округа и т. п. Так, территория Дании разделена на 14 административных единиц - амтов. Во главе каждого амта стоит амтман, назначаемый королем, и действуют выборные советы. Исландия разделена на семь административных округов - сисл. Столица и некоторые другие города имеют самостоятельное административное управление. Органами местного управления в городах являются муниципалитеты, избираемые населением. Округами управляют назначаемые центральной властью чиновники.
Франция разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, избираемые населением сроком на шесть лет с обновлением состава каждые три года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых президентом. В коммунах местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на шесть лет. Муниципальные советы выбирают мэра.
В то же время на нашей планете существуют небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).
В послевоенное время в ряде стран проявляется тенденция к укрупнению низовых единиц административно-территориального деления и к созданию крупных регионов в целях экономической координации различных частей страны.
В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями . Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других - законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).
Особый статус в ряде стран имеют столицы или столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.
Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 - в Италии и 17 - в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Все высшие территориальные единицы в этих странах могут иметь свое законодательство. Так, в соответствии с Конституцией Италии, каждая область имеет статут, который устанавливает положения, относящиеся к внутренней организации области. Статут принимается областным советом и утверждается законом республики. Органами области является областной совет, джунта и ее председатель. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, которой наделена область, и другие функции, предусмотренные конституцией страны и законами. В области имеется также правительственный комиссар, который руководит деятельностью государственной администрации и координирует ее с деятельностью, осуществляемой областью. В пределах основных принципов, установленных законами государства, область может издавать законодательные нормы по вопросам организации ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территории коммун; местной городской и сельской полиции; ярмарок и рынков; благотворительных учреждений, санитарной и больничной службы; ремесленного и профессионального обучения, туризма и гостиничного дела; сельского и лесного хозяйства и др. Однако законами республики могут быть отменены противоречащие им областные правовые нормы. Каждый закон, принятый областным советом, должен быть завизирован правительственным комиссаром, если не возникает возражений со стороны правительства. Такие страны, как Италия и Испания в науке конституционного права названы «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.
Некоторые унитарные государства являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.
Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время не много (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом - диктатором.
В мире встречаются и сверхцентрализованные унитарные государства. Ими обычно становятся такие, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.
Автономия - в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо. В конституционном праве понятие автономии используется в нескольких аспектах: а) для обозначения так называемой государственной или областной автономии - формы национально-государственного устройства, при которой территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (республикой) или автономным национально-государственным образованием (областью, округом, провинцией и др.); б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов; в) чтобы оттенить, что тот или иной участник конституционно-правовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. В этом плане нередко можно встретить в специальной литературе и газетных текстах выражения типа "должностное лицо получило большую автономию в осуществлении своих полномочий","область полностью автономна в своих делах" и т. д. В данном аспекте термин "автономия" применяется скорее не в строго конституционно-правовом, а в общем смысле и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно государства, государственного образования, административно-территориальной единицы, местного самоуправления и его органов, общественного объединения, должностного лица и т. д.
Автономия административная и политическая - понятия, используемые применительно к государственной или областной автономии. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, т. е. государства, эту форму автономии принято называть политической, подчеркивая тем самым более высокий ее ранг и права, характерные для государства. Если автономная единица образуется в форме автономной области (округа), это - не государство, а так называемое Государственное (национально-государственное) образование. Его статус ниже, чем статус автономной республики и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной, хотя у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов).
Автономия государственная - создание автономных образований в виде автономных государств или национально-государственных образований, являющихся элементами государственного устройства соответствующего государства.
В правовом понимании , автономия - это право , предоставляемое объединениям, сословиям, корпорациям, руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.
Теорией государственного управления выделяется самоуправление - реализация децентрализации государственной власти в форме закрепления в нормативно-правовой форме за административно-территориальными единицам государства прав по реализации от лица местного населения возможности и способности определения общественного порядка в вопросах местного значения в определённых сферах под собственную ответственность. Наряду с самоуправлением - равноправием всех административно-территориальных единиц - автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные - в вопросах осуществления организации общественного управления и принятия решений, - и национальные - в реализации особых прав этнических групп.
Современные унитарные государства
Унита́рное госуда́рство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.
Основные признаки унитарного государства
Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.
Иногда выделяют: государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым), государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями), государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами
" |
7.3.2.2.1. Определение и сущность унитарного государства
Термин «унитарное государство » происходит от латинского слова «унус», что значит «один, единственный». Унитарное государство - форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности.
Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют единую систему, действующую на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относится большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков:
· единая конституция;
· единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, суд);
· единое гражданство;
· единая система права;
· единая судебная система;
· разделение территория унитарного государства на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
Унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами в административно-территориальных единицах. Он вызван потребностями единого капиталистического рынка, удобствами осуществления государственной администрации и никогда не обусловлен национально-этнической или расовой структурой населения.
Административно-территориальное деление (в унитарном государстве - это деление государства, в федеративном - деление субъектов федерации) включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это
· области, провинции, губернаторства (единицы областного звена), на которые непосредственно делится территория унитарного государства;
· районы, уезды, округа (районное звено), из которых состоят единицы областного звена;
· общины, сельские административные округа, муниципальные округа, на которые делятся единицы районного звена.
Во многих странах таких ступеней три, в некоторых существует двухзвенное административно-территориальное деление (Болгария и др.), в отдельных - четырехзвенное (Франция и др.). Существуют унитарные государства, в разных частях которых административно-территориальное деление неодинаково (Англия, Шотландия и Уэльс в Великобритании).
7.3.2.2.2. Разновидности унитарного государства
Унитарное государство с точки зрения степени концентрации властных полномочий на высших этажах может быть жестко централизованным, централизованным, децентрализованным и относительно децентрализованным (полуцентрализованным, полудецентрализованным). В жестко централизованном унитарном государстве существует вертикальная система назначенных органов управления сверху донизу. В настоящее время такая система создается только в условиях военных режимов, ибо в нормальных условиях, по крайней мере в городах, общинах, имеются выборные советы или созываются собрания граждан (в селах). Иногда выборные должностные лица (в Индонезии даже старосты кварталов в городах) утверждаются (или не утверждаются) вышестоящими чиновниками (Индонезия, Таиланд), а в городах могут быть назначенные должностные лица (в Индии они назначаются правительствами штатов).
Унитарные государства чаще всего бываютцентрализованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) идецентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В ряде государств подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. В них региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония). Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компетенции ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.
Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Никарагуа и др.). Устройство унитарных государств, имеющих в своем составе автономии (сложных унитарных государств), может быть различным в зависимости от числа автономных образований и формы автономий. Однако самостоятельность отдельных частей страны ни в коем случае не подрывает унитарные черты государства.
7.3.2.3. Федеративное государство
Второй основной вид формы государственного устройства - федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.
7.3.2.3.1. Определение и сущность федеративного государства
Федерализм - (от лат. foederatio - союз, объединение) - система правления, в которой власть осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами правления. Центральным пунктом определения является двухуровневая структура правления. При федерализме суверенность разделяется между национальным (федеральным) и региональным руководством, т.е. с одной стороны центральное правительство, с другой - республики, края, области, провинции и другие составляющие региональной власти.
Федерация – это не просто союз государств (регионов), а форма полного переустройства всей государственной и общественной жизни объединенных субъектов, предполагающая их интеграцию, объединение в особое, но все же единое государство. По сути дела, это форма сочетания двух государственных суверенитетов. В рамках федеративной системы правления каждый гражданин одновременно принадлежит двум общностям: федерации в целом и ее отдельному субъекту. Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (штатов, земель, провинций, кантонов, республик), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней крупные территориальные образования (штаты, земли, края), и весь народ, состоящий из равноправных граждан (в унитарном государстве существует лишь один субъект суверенитета - народ.)Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.
Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и его членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд и двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей территорий.
По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван:
· обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями;
· создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций;
· приблизить власть и управление к гражданам.
Члены федерации - соучастники общегосударственного суверенитета - фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.
Для федерации характерно, что
· ее территория в политико-административном отношении не представляет собой единого целого (она состоит из территорий субъектов федерации; но государственные образования, составляющие федерацию, не обладают суверенитетом, под которым понимается свойство государственной власти быть независимым в сфере как внутренних, так и внешних сношений; кроме того, субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза);
· субъект федерации наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции; но конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);
· субъекты федерации имеют право издавать свои собственные законодательные акты при условии их соответствия федеральному законодательству; принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций;
· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную системы;
· одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства: каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации;
· обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм): нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
Термины «федерация», «федеративное государство» употребляются для характеристики государства многими конституциями (Аргентины, ФРГ, РФ и др.). Иногда как идентичные употребляются термины «союз» (Индия), «соединенные штаты» (Мексика, США), «федеративная республика» (Бразилия, Германия). Канада и Швейцария по традиции официально называются конфедерациями, хотя уже давно они превратились в федеративные государства. В некоторых конституциях (Объединенная Республика Танзания, Объединенная Республика Камерун, существовавшая до 1972 г.) подобных терминов нет, и заключение о федеративном характере государства можно сделать только на основе анализа текста конституции и изучения правовой и политической практики.
Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них образовались «снизу»: на основе объединения ранее самостоятельных государств, ставших членами (субъектами) федерации, возникли США в 1787 г., Танзания - в результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты образовались в 1971 г. Так же был образован и СССР в 1922 году. Многие федерации были, однако, созданы «сверху», при принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.), другие сочетали те или иные способы (Россия).
Федерации на основе союза возникли в результате объединения ранее самостоятельных государств и потому после создания нового, более крупного государства обычно сохраняли государственный суверенитет и право выхода (сецессии) из состава федерации. В настоящее время таких федераций почти нет (о праве выхода говорится в конституции федерации Сент-Кристофер и Невис, с определенными особенностями - в Конституции Эфиопии 1994 г.). Среди крупных федераций, допускавших право выхода, был СССР, распавшийся в 1991 году. Причем три Прибалтийские союзные республики (Латвия, Литва, Эстония) использовали закрепленное в Конституции СССР 1977 г. право выхода, хотя и осуществили это с нарушением специального Закона о порядке осуществления этого права, принятого союзным парламентом в 1990 году. Впрочем, и союзные органы СССР (чрезвычайный орган - Государственный совет) действовали подобным образом.
В других федерациях, созданных на основе союза, право выхода не признается. В США это было подтверждено специальным решением Верховного суда («наш союз нерасторжим»). Современное конституционное право в принципе отвергает право сецессии. Признавая право на самоопределение наций в Российской Федерации (в ее рамках), Конституция России не признает право сецессии. Поэтому федеральные войска в 1994-1996 гг. вели военные действия в Чеченской Республике, провозгласившей государственную самостоятельность. Вооруженные действия против отделившихся субъектов Федерации велись в США (1861-1865 гг.), в Швейцарии (1847 г.), в Нигерии (в 70-х гг.). Силой оружия их заставили вернуться в союз. В других случаях попытки сецессии были пресечены судебными решениями (Австралия), но иногда она осуществлялась или вооруженным путем (выход Бенгалии из Пакистана и образование государства Бангладеш), или при использовании мирных средств (разделение Чехословакии, выход Сингапура из Малайзии).
Отвергая право сецессии, многие современные федерации являются по существу федерациями на основе автономии ее субъектов, хотя степень ее гораздо выше, чем это имеет место в случае с политической автономией в унитарном государстве. Да и ее характер иной: автономией на равных началах пользуются все субъекты федерации. В федерациях, основанных на автономии, их субъекты с точки зрения политической оценки их положения являются не государствами (хотя иногда юридически используется и такой термин), а государственными (государствоподобными) образованиями.
О суверенитете говорят некоторые конституции республик в составе России, мексиканская и швейцарская конституции (1917 и 1874 гг.). Однако последние вкладывают в это понятие совершенно определенный смысл и в юридических формулировках постановляют, что это суверенитет в своих внутренних делах, поскольку он не ограничен федеральной конституцией.
С точки зрения своего внутреннего строения федерация отличается:
· наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;
· конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий Центра и субъектов федерации;
· обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне (чаще за счет образования второй палаты федерального парламента);
· верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации;
· наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;
· наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы относительно предметов совместного ведения сторон.
Большинство проблем развития современных федераций связано с тем, что Центр, апеллируя к сохранению территориальной целостности и повышению эффективности хозяйственного регулирования, постоянно стремится к централизации управления (в том числе органами субъектов федерации), в то время как субъекты федерации заинтересованы в расширении своей самостоятельности и автономии. Поэтому в федерациях идут постоянные споры из-за прав регионов в проведении налоговой, бюджетной, социальной политики, из-за расширения (сужения) национальной и провинциальной юрисдикции и т.д. Таким образом, спектр отношений между Центром и регионами располагается в диапазоне от «централизованного федерализма» (практически сближающегося с унитарными государствами) до «договорного федерализма» (когда объединение государств происходит на основе строго оговоренной передачи субъектами некоторых своих прав новообразованному центральному правительству).
Практика показывает, что тенденции к автономизации субъектов федерации постепенно нарастают. Помимо расширения внутриполитических прав многие регионы (в США, Канаде, России) создают постоянные внешнеторговые представительства в других странах, поддерживают международные контакты с иными государствами, являются членами международных организаций.При этом некоторые межгосударственные органы поощряют такую форму автономизации государственного устройства различных стран, формируя свои структуры по региональному принципу (Европарламент), а некоторые финансовые институты (Европейский банк) оказывают помощь кредитами не национальным государствам, а отдельным регионам.
7.3.2.3.2. Разновидности федеративного государства
В мировой практике подходы к конституционному разграничению компетенции между федерацией и ее субъектами весьма разнообразны, что вытекает из многообразия федеративных моделей. По мнению М.В. Золотаревой, существует около 60 моделей федерализма и их разновидностей .
В современном мире существует 23 федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия - в Европе, Индия и Пакистан - в Азии, Нигерия и Эфиопия - в Африке, США и Бразилия - в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная Республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. чел.).
В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора различают федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).
Федеративные государства подразделяются на этнические и анэтнические. В этнических федерациях население национально неоднородно (Канада, Россия) и субъекты образуются по национальному признаку. В анэтнических федерациях население либо этнически едино (Австрия, ФРГ), либо тяготеет к однородности (Австралия, США).
В теории конституционного права иногда проводится различие между
· конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия);
· конституционно-договорными (Россия) и договорными (Швейцария, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты);
· централизованными (Индия, где все штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства);
· децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).
Процессы развития федерализма в последние десятилетия свидетельствуют, что ни территориальный, ни национально-территориальный подходы к созданию федераций нельзя абсолютизировать, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, каждый может быть применен с учетом конкретной ситуации в данной стране.
Национально-территориальный подход соответствует международно признанному праву народов (наций, этносов) на самоопределение, т.е. коллективному праву на самостоятельный выбор форм организации своей жизни (при согласии других этносов на федерирование). Он может способствовать интеграции частей распадающегося многонационального государства или их объединению вновь в виде федерации (если такая интеграция соответствует интересам населения), ускоренному развитию страны в результате «сложения сил» и особенно экономическому и культурному прогрессу окраинных и иных регионов страны, населенных национальными меньшинствами; такой подход способен снять определенные противоречия между национальностями. Не случайно небольшая Бельгия после различных попыток сгладить этнические распри пошла по этому пути, национальный принцип избрала Эфиопия после ряда лет вооруженного противоборства между крупными этносами страны.
Однако национально-территориальный принцип по своей природе содержит в себе отрицательный элемент. Он может породить сепаратистские тенденции, которые, как правило, не соответствуют коренным интересам этносов и инспирируются местными элитами, этнократией и иногда даже мафиозными группировками, как свидетельствуют, в частности, некоторые примеры республик Российской Федерации. В Канаде были проведены два референдума (1985 и 1995 гг.) по вопросу о выходе провинции Квебек из состава федерации. Население провинции отвергло это предложение, но сторонники сепаратизма продолжали настаивать. В 1998 г. Верховный суд Канады вынес по этому вопросу предварительное решение, смысл которого состоял в том, что такие принципиальные вопросы нельзя решать в одностороннем порядке.
В некоторых федерациях местная номенклатура, выросшая на базе использования тех преимуществ, которые предоставлялись федерацией (за счет всех ее народов) для ускоренного развития ранее отсталых национальных районов, стремится завоевать положение удельных князей, ханов, раздувает национализм, требует для себя особых привилегий в федеральной структуре (налоговых, экономических, а иногда и политических). Развитие сепаратистских тенденций в прежних СССР и Югославии, современной России, Чехословакии привело к локальным войнам (в Югославии, Чечня в России). Распад некоторых из них - свидетельство о возможности отрицательного воздействия национально-территориального принципа на единство государства. Хотя, конечно, есть и другие, часто более весомые причины для такого распада, прежде всего игнорирование местных интересов, нужд и законных прав этносов, превращение федераций в унитарные государства при тоталитарном режиме и безраздельном господстве одной партии.
Нередко сепаратизм питается не столько национальными (этническими, племенными), сколько религиозными и иными факторами (федерации - Индия, Малайзия, Мексика, унитарные государства - Индонезия, Филиппины, где тоже есть сепаратистские движения). Даже в развитых странах создаются сепаратистские группировки. Одна из них провозгласила штат Техас в США независимым государством, другая в 1997 г. создала «парламент» несуществующей «республики Падания» на Севере Италии.
Преувеличение национального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство федерации как государства. Поэтому, например, в Нигерии, где сильны племенные (этнические) противоречия, при неоднократных реорганизациях федерации в 1960- 80-х гг. три десятка штатов были созданы с таким расчетом, чтобы «растворить» племена между территориями, создать такие условия, чтобы ни в одном из штатов не доминировало какое-нибудь одно племя. Такие методы применялись и в некоторых других странах. Таким образом, в некоторых условиях национально-территориальный принцип используется «наоборот», он учитывается, но для того, чтобы отвергнуть строительство федерации по территориально-этническому признаку.
Территориальный подход к структуре федерации тоже имеет свои преимущества и недостатки. Он может способствовать укреплению государства путем разумной централизации, а с другой - предоставляет населению определенных регионов (не только национальным группам) необходимые возможности для самостоятельного решения своих проблем, делая регионы (области, провинции. и т.д.) субъектами федерации. Территориальный подход может стимулировать процессы интеграции (если это необходимо для общества), приглушать сепаратизм (в частности, сочетаясь с автономией). Такой подход доказал свою полезность в США, Германии, Бразилии и многих других федерациях.
Однако территориальный подход тяготеет к излишней централизации, склонен игнорировать коллективные права компактно проживающих этнических общностей, выдвигая на первый план общегосударственные интересы. Поэтому, применяя его, важно учитывать в комплексе два фактора: коллективные права того или иного этноса и интересы и права всего народа данной страны, населения государства как целого. Нельзя в угоду местным интересам или интересам одной этнической группы поступаться интересами всего общества, равно как нельзя во имя «высших» интересов общества или государства поступаться правами этнических групп или территориальных коллективов различных регионов страны.
Территориальный подход в отличие от национального не может базироваться на каком-либо одном постулате (например, численности населения в том или ином регионе). Он должен учитывать экономические, исторические, географические, этнические и иные данные; иначе говоря, он должен иметь многофакторный характер. Таким образом, речь идет о комплексно-территориальном подходе. Только в этом случае территориальный подход бывает продуктивным, особенно в тех странах, где нации, иные этнические общности находятся в процессе становления. Применение этого подхода требует тщательной взвешенности принимаемых решений, достижения предварительного согласия в обществе. Простое переименование огромного числа прежних областей и автономий в субъекты федерации, как это имело место в России, не дает положительного результата.
В последние годы, в связи с возрастанием числа и разнообразия федераций, в науке все чаще применяется их разделение на симметричные и асимметричные. Это различие имеет в виду правовое положение различных частей федерации, юридические, а не экономические аспекты. Экономическое и политическое влияние разных субъектов федерации повсюду неодинаково, поскольку различна численность их населения, размер территории, экономический потенциал и т.д. В США роль штата Калифорнии, который дает почти 40% промышленной продукции страны (по стоимости), несопоставима с мелкими штатами, в Пакистане доминирует Пенджаб, в Индии есть штаты по численности населения значительно больше самых крупных европейских государств и небольшие штаты. В Германии тоже отдельные города-земли в 174 раза уступают самым большим по территории и почти в 30 раз по численности населения.
В идеале в симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет несубъектов), имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют везде. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента - бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном Совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей. В России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие - нет; в Бельгии тоже есть различия между субъектами и т.д. Только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине структура федераций близка к идеалу симметричной федерации (с точки зрения правового положения ее составных частей).
Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и несубъектов), а статус субъектов, в свою очередь, может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) - Виргинские острова, Восточное Самоа и др., федеральный округ Колумбия, так называемые ассоциированные «государства» (ассоциированные штаты) - Пуэрто-Рико и др., которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть «союзных территорий», статус которых ниже статуса штатов. Штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.
Статус субъектов может быть неодинаков. В Индии некоторые штаты (например, штат Джамму и Кашмир, штат Сикким) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции; законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд и др.) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями. В Малайзии главы 4 из 13 штатов не участвуют в выборах главы государства. В России в составе федерации только субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что все субъекты равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального значения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают.
Конфедерация
Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о конфедерации - постоянном союзе самостоятельных государств, созданном для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта, связи и денежной системы. Классические конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815-1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Ряд авторов относит к конфедерации Британское содружество наций (главные участники - Великобритания, Австралия, Канада) и Европейский Союз.
После распада СССР сделана попытка создать Содружество независимых государств (СНГ) - союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Вместе с тем опыт Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов. Не получила реального воплощения в жизнь и идея создания союзного государства России и Белоруссии.
Отношения между членами конфедерации симметричны, т.е. в соответствии с законами государства равны. Кроме того, объединившись в конфедерацию, они сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда сочтут это нужным.
Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (внешнеполитических, военных, экономических и др.). Законодательные органы формируются здесь не путем выборов, а представительными органами субъектов договора, и потому члены этих органов, за некоторыми исключениями (Швейцария), голосуют только в духе официальной позиции своих государств. Совместные органы не имеют прямых связей с гражданами отдельных государств. В конфедерации нет единого союзного гражданства, население остается гражданами суверенных государств, входящих в конфедерацию. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан. Отсутствует право набора воинских формирований.
Не менее важна для нормального функционирования государственного механизма судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя. Конфедерация в отличие от государств-членов строит свою деятельность на основе международного права и добровольно принятых взаимных обязательств стран-участниц. При этом последние всегда могут отказаться от выполнения решений объединенных органов власти по тем или иным вопросам, не совпадающим с их насущными интересами.
К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся:
· кондоминимумы , представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);
· ассоциированные государства , функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
· договорные союзы , представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на управление большей частью (Бутан и Индия);
· объединения государств , центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Это, прежде всего, Британское содружество наций и Франкофония, основывающиеся на общности языка, элементов культуры, наличие некоего наднационального аппарата. Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объединения, - культура, наряду с которой все большее значение приобретает политика и экономика;
· новые объединения государств , например Европейское содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы, Конституция, координируется политика.
7.3.2.5. Империя
Последний вариант формы государственного устройства - империя. Термин «империя» латинского происхождения и первоначально означал высшее полномочие консулов и диктаторов в Древнем Риме. Позже под империей стала пониматься территория, на которую распространялась власть императора. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений «метрополия-колонии», «центр-провинции».
Империи существовали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, и в каждом конкретном случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее можно выделить общие характеристики имперских систем:
· обширная территориальная основа;
· сильно централизованная власть;
· стремящиеся к экспансии элиты;
· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;
· наличие общего политического проекта, стоящего над интересами конкретных групп;
· разнородный этнический и культурный состав.
При создании империй правящие элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом играли причины экономического характера, хотя не следует недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением увеличить международный престиж. На современном этапе в мире осталась всего одна имперская система - Китай.
В условиях буржуазного типа государств империи уходят в прошлое. В рамках этого типа форма государственного устройства совмещается с формой правления в любых комбинациях. Это обеспечивается утверждением в стране демократического политического режима, который постепенно приходит на смену авторитарным и либеральным режимам. Однако ряд исследователей считает, что империи могут быть реанимированы. При этом они сохранят форму, а содержание и процесс могут иметь другой характер.
В целом независимо от форм государственного устройства и деления функции управления в разных государствах схожи, однако их содержание, средства и методы реализации весьма различны.
7.3.2.6. Территориальная и национально-культурная автономия
Анализ проблемы был бы неполным без рассмотрения государственных образований (квазигосударств) – автономий .
7.3.2.6.1. Определение и сущность территориальной и национально-культурной автономии
Слово «автономия» (от древнегреческого «свой закон») означает самостоятельность, самоуправление. В современных условиях под автономией понимается учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Такие особенности могут быть учтены по-разному:
· путем выделения особых территорий, которым предоставляется специфический режим по управлению вопросами местного значения;
· либо путем создания особых общественных объединений различных этнических групп и создания ими своих органов.
В первом случае, когда учитываются особенности компактно проживающих групп населения, создается территориальная автономия. Чаще всего при этом учитывается этнический признак.
Во втором случае автономия является культурно-национальной (национально-культурной). Она не связана с обособлением территории и применяется, когда лица, принадлежащие к той или иной этнической группе, разрозненно проживают в различных частях страны или вперемежку с другими этническими группами. В этом случае созданные этносом объединения или органы могут иметь представительство при центральных органах государства (обычно при правительстве) с консультативными, совещательными полномочиями. Такое представительство на разных уровнях имеют более 10 различных этнических групп в Венгрии, столько же в Австрии, саамы в Швеции, Норвегии, Финляндии. Органы той или иной автономии представляют и защищают интересы этноса, занимаются вопросами охраны и развития национальной культуры, прессы, языка. В редких случаях культурно-национальная автономия может приобрести отдельные черты территориальности. Это имеет место в связи с выделением определенных районов для выпаса оленей в странах Северной Европы. Культурно-национальная автономия существует в России на федеральном и местном уровне. Свои объединения на федеральном уровне имеют татары, немцы, украинцы и другие этносы. В субъектах Федерации имеются свои объединения местных этносов. Во многих крупных городах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и др.) также существуют различные культурные общества народов.
Согласно Закону 1996 г. о культурно-национальной автономии в России это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям. Такие объединения создаются на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут создавать СМИ, развивать национальные ремесла, организовывать образовательные, научные, культурные учреждения и т.д. Закон устанавливает, что право на культурно-национальную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.
7.3.2.6.2. Формы территориальной и национально-культурной автономии
В марксистской литературе длительное время считалось, что создание автономии возможно только на основе национально-территориального признака для компактно проживающих этносов. Другие признаки отвергались. Культурно-национальная автономия отрицалась, поскольку считалось, что она разделяет рабочий класс национальными перегородками, ослабляя тем самым его силы. Правда, говорилось о так называемой областной автономии, которая понималась по-разному: как синоним национально-территориальной автономии и как форма закрепления определенной самостоятельности административно-территориаль-ных единиц (не только областей) при решении местных вопросов. На практике в тех союзных республиках бывшего СССР, где существовали автономные образования (автономные республики в РСФСР, Азербайджане, Грузии и др.), автономные области (РСФСР, Таджикистан и др.), автономные или национальные округа (РСФСР), а также разные формы автономии в Югославии, Чехословакии, Вьетнаме, они создавались только по этническому признаку. Автономии же административно-территориальных единиц не предусматривались, существовала жесткая централизация. В настоящее время такой подход к автономии принят в Китае, где существует более 150 автономий различных ступеней.
В западной литературе принят более широкий подход: территориальная автономия допускается не только для учета этнических особенностей, но и по другим основаниям. Особенно широкое распространение создание автономных образований получило после Второй мировой войны. Постепенно в Италии были созданы 20 автономных областей, часть из них учитывала этнические признаки, часть - особенности культуры и быта, но большинство опиралось в основном на географические факторы. В 1970-х гг. создание автономного образования курдов было провозглашено на севере Ирака, в 1980-х гг. по два автономных образования созданы на Филиппинах и в Никарагуа, 17 автономий образованы в Испании. В 1990-х гг. автономия гагаузов создана в Молдове, статус политической автономии получила Корсика во Франции и т.д.
В зависимости от компетенции (предметов ведения) территориальных автономных образований их можно разделить на две группы: политическую (законодательную) и административную автономию. Политическая автономия имеет право собственного законодательства, административная такими правами не обладает. Правда, непреодолимых рубежей между ними нет: иногда мелкие автономии, входящие в состав более крупных, могут издавать свои законы, но политической автономией не обладают (Испания). Напротив Автономная Республика Крым на Украине, например, является политической автономией, имеет свой парламент, Совет (кабинет) министров, но не вправе принимать акты, называемые законами. Крымский парламент принимает только постановления, решения, а законы издает Верховная Рада Украины.
7.3.2.6.3. Политическая автономия
К числу политических автономий относится 20 областей в Италии, автономные единицы разного рода в Испании, автономный край Воеводина в Сербии, Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс в Великобритании, Аландские острова в Финляндии, Фарерские острова и Гренландия в Дании, Нахичеванская Автономная Республика в составе Азербайджанской Республики, Абхазия в Грузии, Республика Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан, Автономная Республика Крым в составе Украины и т.д. Права политических автономных образований неодинаковы не только в разных государствах, но и внутри одного государства. В Португалии Азорские острова и остров Мадейра, помимо принятия местных законов, имеют право законодательной инициативы в португальском парламенте, а также право принимать участие в международных переговорах Португалии, если затрагиваются их интересы. Дания в отношении Фарерских островов и Гренландии сохраняет за собой контроль только в отношении обороны и иностранных дел; в Испании, где наряду с четырьмя «национальными областями» (Страна басков, Каталония и др.) есть еще 13 «исторических областей», которые иногда (не всегда) входят в «национальные области» (например, в Арагоне), полномочия последних уже, хотя каждая из них имеет свою ассамблею, принимающую местные законы, и свое правительство. Более жестким в этом случае является контроль правительства и административных судов, тогда как, например, в Стране басков и Каталонии, которые имеют наиболее широкую автономию (признается местное гражданское право, специфическим является судебный процесс, существует собственная полиция и т.д.), контроль осуществляется только со стороны Конституционного суда.
В большинстве стран управление в политической автономии строится по общей схеме. Имеется избранный местный парламент, который формирует местное правительство. Местные законы и иные акты должны соответствовать общегосударственным. Они издаются по ограниченному кругу вопросов: ярмарки, рынки, санитария, организация местной полиции, организация административных учреждений, подчиненных области, иногда - сельское хозяйство, охота, рыболовство, охрана природы и др. Эти законы могут быть отменены центральными органами, если выходят за пределы компетенции автономии, противоречат общегосударственным актам или общегосударственным интересам. Представителем центрального правительства является назначенный губернатор (государственный комиссар на Фарерских островах и в Гренландии, министр по делам Северной Ирландии в Великобритании, министр в каждой из областей Азорских островов в Португалии и т.д.). Он имеет право отлагательного вето по отношению к законам местного парламента или право резервировать их (отложить вступление в силу) на усмотрение правительства, главы государства. Статут об автономии (Закон о данном автономном образовании, Конституционный закон в Италии в отношении каждой из пяти основных автономных областей из общего числа 20) принимается или, по крайней мере, утверждается общегосударственным парламентом. Среди этих пяти областей в свою очередь наиболее широкими полномочиями обладает Сицилия.
Провозглашенная конституциями политическая автономия во многих развивающихся странах на деле не реализована. В Шри-Ланка продолжается вооруженная борьба тамилов, на юге Судана воюют (там было провозглашено создание трех автономий для неарабских племен) и т.д.
При возникновении в автономии чрезвычайной ситуации права автономии могут быть приостановлены, управление ею в этом случае осуществляется непосредственно центральными органами. «Прямое правление» Лондона осуществлялось в Северной Ирландии три десятка лет (до соглашений 1998 г.) из-за столкновений католиков и протестантов, совершаемых террористических актов.
7.3.2.6.4. Административная автономия
Наиболее широко применяется административная автономия в Китае с целью учета специфических интересов национальных меньшинств. Они составляют в стране около 7% населения, но охватывают половину территории страны, будучи, правда, чаще всего расселены вперемежку с этническими китайцами (хань) и другими этносами. В соответствии с Законом 1984 г. о национальной районной автономии компактно проживающие национальные меньшинства (уйгуры, тибетцы, чжуане и др.) создают три вида автономии: автономный район (это самая крупная единица; их пять), автономный округ и автономный уезд (низовое звено). Автономное образование может создать одно национальное меньшинство или несколько совместно проживающих меньшинств; в одно автономное образование часто входят другие, меньшие по территории и численности населения.
В Китае есть также национальные волости, но они не считаются автономиями; в автономных образованиях создаются такие же органы, как и в обычных административно-территориальных единицах, в том числе собрания народных представителей. В соответствии с принятой в Китае марксистско-ленинской концепцией они рассматриваются как местные органы государственной власти. Как и в обычных единицах, в автономиях также создаются избираемые собраниями народных представителей местные народные правительства (органы типа исполнительных комитетов). Однако органы автономий обладают некоторыми дополнительными полномочиями, которыми наделяются все автономии независимо от их ранга. Поэтому они обычно называются органами самоуправления автономий. Они принимают положение о данной автономии, утверждаемое вышестоящим государственным органом; вправе с разрешения вышестоящих органов изменять акты последних или приостанавливать их исполнение, если они не соответствуют реальным условиям в автономных образованиях. Органы автономий вправе осуществлять хозяйствование с учетом местных условий, пользоваться преимуществами в разработке и использовании местных природных ресурсов; они ведают делами образования, культуры, науки, имеют право на внешнеэкономическую деятельность (особенно это относится к торговле с сопредельными странами). Большинство мест в местном представительном органе согласно закону должна иметь местная национальность (национальности); председатель и заместители председателя постоянного комитета собрания народных представителей должны быть местными гражданами (постоянный комитет - постоянно действующий орган, избираемый редко созываемым собранием народных представителей).
Унитарное государство это наиболее распространенная форма устройства современных государств. Термин "унитарное" имеет латинское происхождение от слова "унус" - единый, один. Поэтому унитарное государство - это форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Унитарным государствам свойственны одни и те же признаки. Во-первых, на территории унитарного государства действует одна конституция без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства, компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся в огромном количестве документов, таких как нормативно-правовые акты и правовые обычаи.
Во-вторых, единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.
В-третьих, это однопалатный парламент, который действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний - Национального собрания и верхний - Сената. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.
В-четвертых, составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.
В большинстве своем, в современных унитарных государствах основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы.
В настоящее время во многих странах ускорившиеся процессы урбанизации привел к возникновению обширных городских агломераций, что не привело их к преобразованию в единые территориальные структуры, имеющие общие органы публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, в большинстве случаев городские и сельские общины создают союзы с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на централизованные и децентрализованные, простые и сложные.
Централизованные унитарные государства -- это государства, в которых нет местной автономии, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Такие государства имеют выраженные авторитарные политические режимы. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
В некоторых странах, в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии непротиворечивости национальным интересам и интересам других территориальных единиц, данная единица может издавать некоторые законодательные нормы, не идущими в разлад с принятыми конституционными законами. Данные территориальные единицы также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. По некоторым вопросам, данные единицы могут осуществлять и административные функции. Крупные территориальные единицы осуществляет все эти функции, как правило, через более маленькие, такие как, провинции, общины или иные местные единицы.
Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеют в своем составе так называемые административные автономии.
Административные автономии создаются по разным причинам, но цель в основном одна - учесть национальные, исторические, культурные и т.п. традиции региона, отличающегося заметной национальной, религиозной, культурной и т.д. самобытностью.
Одним из более ярким и прозрачным примером унитарного государства может послужить Франция с ее богатой историей.
В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. В марте 1982 г. принят закон о децентрализации, согласно которому Франция в целом административно делится на 22 области.
Главной особенностью построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же одновременно имеет разный статус. Департамент (территориальная единица) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.
Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.
Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. А за административный контроль законности муниципальных нормативных правовых актов следит представитель государства.
Территориально - самоуправляющие коллективы представлены следующими видами: регионы, департаменты и коммуны.
В 1986 году регионы совсем были преобразованы в децентрализованные местности, то есть получили права самоуправляющихся территориальных коллективов. Представительным органом власти в регионе выступает региональный совет, избираемый на шесть лет.
Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления - административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона - высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.
Префект представляет правительство и выполняет три функции:
1) политические: представляет правительство на всех официальных мероприятиях; информирует управление обо всех местных событиях, а местное общество - о правительственной политике, которую он должен защищать и разъяснять.
2) юридическое консульство: подписывает все контракты, заключаемые в регионе от имени страны с частными либо юридическими лицами; представляет правительство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.
3) осуществляет широкие полицейские функции.
Деление Франции на департаменты введено в 1791 году. Тогда департамент был всего только избирательным округом и формировался с целью обеспечения избрания государственного законодательного собрания.
Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета - "исполнительный орган" (административное лицо), при котором работает неизменная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный коллектив департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы изменяются правительственным декретом.
Коммуна - естественное объединение людей (собственников), образующих на определенной местности общество, возглавляемое своими избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна - юридическое лицо. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун.
Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.
Вопросы, входящие в компетенцию коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия "местные дела" и государство само решает, что относится к этой категории.
Основные функции, выполняемые государством:
а) Функция финансирования. Финансовые источники деятельности местных властей имеют разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей во Франции.
б) Контрольные функции. Контроль со стороны государственной администрации является важнейшим элементом децентрализации власти: передача территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, - все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.
Итак, из выше изложенного следует, что унитарное государство - это единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные части. В таком государстве существуют общие для всей страны органы власти и управления с единой судебной системой и конституцией. Образование унитарных государств вызвано потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства однонациональны. Но существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам, которые могут продолжаться на протяжении многих лет. Таким примером может послужит Приднестровский конфликт, где Республика Молдова не желает предоставлять Приднестровии автономно-территориальное образование с особым правовым статусом.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Форма государственно-территориального устройства. ………………………5
1.1 Понятие и характеристика унитарного государства………………………..10
2 Унитарные государства в современном мире…………………………………14
Заключение.………………………………………………………………………...22
Глоссарий…………………………………………………………………………..23
Список использованных источников …………………………………………….25
Приложение...………………………………………………………………….......27
Введение
Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.
Унитарные государства:
Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
Одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;
Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.
Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы
Цель моей курсовой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.
Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу "Теория государства и права" и "Конституционное право зарубежных стран"., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А. Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.
Основная часть
1глава основной части
Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Форма государственного устройства показывает:
а) из каких субъектов состоит государства;
б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;
в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;
г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована» .
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:
1) Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.
Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.
С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:
а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).
В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.
б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).
Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.
Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.
в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.
Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:
● национальным (Франция, Эстония, Япония);
● многонациональным (Китай, Афганистан);
Унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления .
2) Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.
Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:
а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);
б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).
3) Конфедерация - это государственный союз государств . То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.
Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
- (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.
Форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь
Форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия
Государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
унитарное государство - Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии
См. Унитаризм … Юридический словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия
Форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь
Унитарное государство - (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права
Унитарное государство - УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия
Книги
- Украйна. А была ли Украина? , Терещенко Анатолий Степанович. В современных украинских энциклопедиях говорится примерно так: Украина - самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно подчёркивается -…
- Украйна А была ли Украина , Терещенко А.. В современных различных украинских энциклопедиях говорится примерно так, - Украина самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно…