Тонкости внешне-экономической деятельности, или Как правильно ввозить и продавать иностранный товар? Высокомаржинальные товары: рейтинг. Самые востребованные товары

Для ввоза товаров в Россию под наш внешнеторговый контракт, как правило, используются 2 схемы. При этих схемах ввоза/вывоза, наша компания будет производить импорт/экспорт на свой контракт и выполнять функции ВНЕШНЕТОРГОВОГО АГЕНТА.

Первая схема ввоза.

Применяется когда вы и(или) ваша компания резидент (Российское юридическое лицо - российская компания).

Краткое описание. Обычно 1-я схема применяется, когда вы не хотите и не желаете быть участником внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), но хотите приобрести иностранные товары заграницей, используя нашу компанию, без рисков и без каких либо дополнительных уплат налогов на территории РФ. При этом, нет необходимости иметь валютные счета в банке, т.к. все валютные операции производим мы. Достаточно иметь расчетный счет в рублях, так как вы будете иметь договорные отношения с нашей российской компанией.

Участники:
1. Вы - Российская компания (резидент), которая планирует купить товары заграницей. У вас есть иностранный поставщик, но вы желаете избежать всех рисков, связанных с таможенной очисткой груза.
2. Мы - компания импортер (получатель груза), зарегистрированная в России. Наша организация производит таможенную очистку груза на территории России и после растаможки и прохождения всех процедур декларирования товаров, передаем продаем товары вашей организации.
3. Поставщик - иностранный продавец товаров и возможно отправитель груза.

Плюсы этой схемы:

Отсутствие проверок со стороны валютного контроля и таможенных органов во время ввоза и после выпуска товаров в свободное обращение.
.отсутствие необходимости участвовать во всех процедурах (открытие в банке паспорта сделки, оформление и регистрация внешнеторгового контракта, регистрация организации в таможенных органах, контроль сроков временного хранения на СВХ Домодедовской таможни и мн.др.) при таможенном оформлении товаров. При этом вы имеете всю документальную отчетность по проведенным операциям и по всем расходам.
.вас не привлекут к административной ответственности за недостоверное декларирование импортных товаров, т.к. наша компания будет выступать импортером. Всю ответственность за достоверное декларирование берем мы на себя, при этом собственником импортируемых товаров будите вы. Даже используя для ввоза импортных товаров таможенного брокера, вы все равно рискуете быть привлеченным к административной ответственности, т.к. ответственность за недостоверное декларирование несут параллельно импортер и таможенный брокер декларирующий товары. От недостоверного декларирования никто на 100% не застрахован. Из-за излишне вложенного товара («подарка» вашего контрагента) в прибывшей партии, вас могут привлечь к административной ответственности. Эта схема также актуальна для организаций, которые включены в таможенный реестр (таможенным перевозчикам, магазинам беспошлинной торговли, таможенным складам и др.), которым недопустимо иметь административные наказания по статьям КоАП РФ.

Процедура будет выглядеть следующим образом. У вас есть необходимость заграницей купить товары, но в качестве импортера вы решили использовать нашу организацию. По вашему поручению, от имени нашей организации заключается внешнеторговый контракт с иностранным лицом (вашим поставщиком) на ввоз товара в Россию. Если согласно условиям контракта требуется продавцу предоплата за товар, то мы оплачиваем товар продавцу. После этого, товары импортируются в адрес нашей компании. Далее производится таможенная очистка груза.

При этом, с вашей компанией мы предлагаем на выбор заключить 2 варианта внутрироссийских договоров:

Договор комиссии. Согласно данному договору, вы поручаете заключить внешнеторговый контракт с иностранным контрагентом на ввоз товаров. Также в договоре комиссии будет указано, что собственником товаров будите вы, а после растаможки уплатив все таможенные платежи, мы вам передаем товары. При договоре комиссии, импортные товары после выпуска - мы передаем, а не продаем. Это означает, что внутренний налог на прибыль не взимается, а также нам нет необходимости добавлять минимальную наценку (маржу) на товар. Мы заранее определяем нашу комиссию по договору комиссии. Все остальные расходы документально подтверждаются - таможенные платежи государству, хранение груза на СВХ и т.п. Кроме того, нами составляется отчетность, где выделяется отдельной статьей размер платежей государству, в том числе НДС, который вы при дальнейшей продаже товаров, сможете возместить. Более подробно узнать - как возместить НДС, если товары ввозили по договору комиссии, можете узнать здесь.

Таким образом, согласно договору комиссии, Ваши компенсируемые расходы включают в себя:




- Стоимость терминальной обработки на СВХ Домодедово Карго - 8,8 руб/кг(если одно место более 80 кг, то обработка на СВХ 11руб/кг) + 2 дня бесплатного хранения не считая даты прибытия груза + 200 руб телеграмма.

- 18 000 руб.

Дополнительно комиссионное вознаграждение - в зависимости от характера груза и количества наименований товаров (кодов ТНВЭД) в одной партии.

Договор купли-продажи товаров. Этот договор можно использовать вместо вышеуказанного договора комиссии. Соответственно мы также покупаем товар за границей на свою компанию, после ввоза в Россию, уплаты таможенных платежей и таможенного оформления продаем вам товары в рублях.

Таким образом, согласно договору купли - продажи, в стоимость товаров, по которой вы у нас купите товар, включаем следующие статьи расходов:

Банковскую комиссию - 3000 руб.
- доставку товаров (если требуется) - стоимость в зависимости от характера груза и грузовых мест;
- стоимость товаров. Компенсация данных расходов будет производиться в рублях по курсу на день покупки валюты в банке ОАО «Возрождение»;
- сертификацию товаров, если товары подлежат сертификации. При поставке товаров в единичных количествах (до 5 шт. каждого наименования/артикула), сможем взять товар на баланс и не представлять сертификаты в таможню.
- платежи государству. Обычно данные платежи включают в себя пошлину + НДС 18%. Размер пошлины зависит от кода ТНВЭД, а код ТНВЭД от подробного описания товаров.
- услуги склада временного хранения (СВХ) , которые зависят от вида транспорта, которым ввозятся товары.

При авиационной доставке товаров в аэропорт Домодедово: - Стоимость терминальной обработки на СВХ Домодедово Карго - 8,8 руб/кг(если одно место более 80 кг, то обработка на СВХ 11 руб/кг) + 2 дня бесплатного хранения не считая даты прибытия груза + 200 руб телеграмма.

При автомобильной доставке товаров на таможенный пост Каширский (г. Домодедово) - 18 000 руб.
- налог на прибыль.

Вторая схема ввоза.

Применяется в тех случаях, когда вы и (или) Ваша компания нерезидент (иностранное лицо). Обычно эта схема используется, когда вы и (или) ваша организация являетесь - экспедитором, перевозчиком, производителем или иной заинтересованной иностранной организацией.

Краткое описание. У вас есть клиент в России, который хочет через(у) вас купить товары, но он при этом не желает заниматься ввозом, таможенным оформлением, растаможкой товаров и не желает участвовать в валютных внешнеторговых операциях. Ваш клиент выбрал ассортимент товаров заграницей и поручает вам доставить растаможенные товары ему до двери или до иного места в России.

Участники:
1. Вы - нерезидент. (иностранная компания). Возможно, Вы являетесь - экспедитором, перевозчиком, производителем или иной заинтересованной иностранной организацией.
2. Мы - компания импортер (получатель груза по авианакладной), зарегистрированная в России. Наша организация производит таможенную очистку груза на территории России и продает товары Вашим клиентам.
3. Клиент -покупатель товаров в России, который зарегистрирован в Российской Федерации и который желает приобрести товар в Китае, Германии, Италии, Испании, США или в любой другой стране, но который не хочет ввозить товары в Россию на свою организацию, не желает заниматься таможенным оформлением груза и подвергаться валютному контролю со стороны проверяющих лиц.

Клиент, выбрал за границей, необходимые ему товары и обратился к Вам за помощью привести их в Россию. Клиент запросил стоимость Ваших услуг по закупке, доставке и растаможке товаров в России. Вы запрашиваете у нас стоимость таможенных платежей государству - сборы, НДС, пошлина. После согласования всех расходов производим следующие операции по ввозу товаров в Россию:

По Вашему поручению клиент заключает договор с нашей организацией. На основании этого договора клиент производит предоплату за товар.
.Наша организация заключает с Вашей организацией внешнеторговый договор. После поступления денежных средств от клиента мы производим предоплату за товар.
.Ваша компания производит закупку товаров и производит доставку товаров в Россию (при необходимости мы готовы произвести доставку).
.После ввоза мы производим таможенную очистку товаров на свою компанию. Производим оплату пошлин и НДС в таможенной службе. После растаможки продаем товар Вашему Клиенту.

В этой схеме Клиент не рискует, т.к. предоплата производится нашей Российской компании, а не иностранной компании. Клиент избегает любых проблем и вопросов, связанных с таможенным оформлением.
Стоимость наших услуг по растаможке товаров зависит только от количества наименований товаров (количества кодов ТНВЭД) в одной партии. Все остальные услуги являются фиксированными.

Пример ввоза товара из Китая под наш контракт:
Ваш клиент в России хочет купить товар. Он звонит Вам и спрашивает: В ТАОБАО стоит товар Х 10 $, а сколько будут стоить Ваши услуги по доставке и растаможке?

Вы обращаетесь к нам, мы считаем: стоимость платежей государству и стоимость наших услуг. Например, наши услуги будут стоить - 4 $. Вы добавляете свою маржу, например - 2 $ и даете информацию клиенту. Стоимость товара в России будет стоить 16 $. В случае, если клиент соглашается, он перечисляет нашей компании - 16 долл. Мы перечисляем Вам 12 $ . Вы покупаете товар за 10$ в Китае, оставляете себе 2 долл за услуги и отправляете товар нам. Мы товар растамаживаем и отдаем клиенту.

Единственная схема вывоза/экспорта товаров из России на свой контракт. Экспорт груза под наш контракт .

При использовании данной схемы вывоза (экспорта) товаров за границу, ваши расходы будут в разы меньше, чем при импорте товаров. Данная схема часто используется при отправке груза в страны СНГ и страны ближнего зарубежья. Теперь подробнее остановимся на деталях данного способа отправки товаров на экспорт.

Участники:
1. Вы - Российская компания (резидент), которая планирует отправить товары заграницу, но без участия во внешнеторговых операциях, т.е. у вашей компании нет желания становиться участником ВЭД, открывать расчетные счета в валюте. Вы можете являться производителем товаров либо законным собственником товаров.
2. Мы - компания экспортер (продавец груза вашему иностранному партнеру), зарегистрированная в России. Наша организация производит затаможку груза на территории России и после таможенного оформления и прохождения всех экспортных процедур декларирования товаров, отправляем товары иностранной компании.
3. Получатель - иностранный покупатель товаров.

Процедура будет выглядеть следующим образом. Наша Российская организация (ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ АГЕНТ) заключает с вашей компанией обычный внутрироссийский договор купли-продажи товаров. Мы также заключаем с иностранным лицом внешнеторговый контракт на куплю-продажу товаров. Затем все просто, покупаем у Вас и продаем Вашу заказчику товар. При этом, выполним все необходимые сопутствующие экспортные операции(в том числе, доставку до терминала, помещение груза на склад временного хранения(при необходимости), доставку до покупателя), за исключением оформления СТ-1, т.к. на рынке достаточно компаний, которые за условную плату оформят данный документ. При этом, не важно какие условия у Вас с заказчиком - предоплата или отсрочка платежей. Самое гласное отличие схемы экспорта от схемы импорта товаров - это условные платежи гос-ву (сборы за таможенное оформление), которые зависят от кода ТНВЭД, а не от суммы вывозимых/экспортируемых товаров. Обычно сборы за экспортное таможенное оформления составляют - 750 руб. Кроме того, при экспорте не требуется сертификат соответствия и (или) свидетельства о государственной регистрации на товар.

При данной схеме вывоза, у вас будут следующие статьи расходов:
- банковская комиссия - 3000 руб.
- доставка товаров (если требуется) - стоимость в зависимости от характера груза и грузовых мест;
- услуги склада временного хранения (СВХ) , которые зависят от вида транспорта, которым ввозятся товары.

При авиационной доставке товаров из аэропорта Домодедово: - Стоимость терминальной обработки на СВХ Домодедово Карго - 8,8 руб/кг(если одно место более 80 кг, то обработка на СВХ 11 руб/кг) + 2 дня бесплатного хранения, считая дату помещения груза на СВХ + 3000 руб.за помещение и разгрузку товаров на СВХ ЗАО «Домодедово карго», в том числе оформление авианакладной, прохождение группы опасных грузов, секьюрити, рентген и взвешивание.

При автомобильной отгрузке товаров . Когда экспортное таможенное оформление производится на таможенном посту Каширский (г. Домодедово, ул. Логистическая д. 1/6), стоимость СВХ за возможность оформить здесь груз - 15 000 руб.
- платежи государству(сборы за таможенное оформление). Обычно данные платежи составляют - 750 руб.

Дополнительно вознаграждение за данную операцию - в зависимости от характера груза и количества наименований товаров (кодов ТНВЭД) в одной партии.

___________________________________________________________________________________________________

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ по теме - "Ввоз/вывоз товаров под контракт брокера"

ВОПРОС №1

Добрый день! Меня интересует готовы ли вы ввезти товар под Ваш контракт. Какая будет стоимость растаможки. А также за товар необходимо будет перечислить моему поставщику, сможете перечислить?
Товар - Наборы латексных фитнес-резинок
Условия поставки - EXW
Город завода - Huizhou
Цена за штуку - 6.6 $
Количество -1 500 шт.
Стоимость доставки - 1420 $
Объём - 1,14 кубометра Вес - 294 кг
Прилетит груз в аэропорт ДМЕ
Фото товара прилагаю.

Внешняя торговля между странами существовала всегда. Заморские товары были диковинкой и ценились в России во все времена. И сегодня многие предприниматели привозят товар из-за границы, а кто-то думает попробовать себя в этом бизнесе, но боится слова «таможня».

О тонкостях внешне-экономической деятельности поговорим с Екатериной Булавинцевой — коммерческим директором фирмы «Детское игровое оборудование», которая занимается ввозом и продажей детских игровых площадок Rainbow Play Systems и безопасных батутов Springfree.

Исходя из своего опыта, я составила краткий и несложный алгоритм действий, который поможет сориентироваться в этой области, оценить силы и ситуацию в целом.

  1. Выбираем товар.
  2. Находим поставщика.
  3. Оцениваем «экономику» процесса.
  4. Оцениваем положение товара на рынке.
  5. Продумываем возможные каналы сбыта.

Рассмотрим подробнее каждый пункт:

1. Выбираем товар

Это самый сложный момент во всем проекте. 🙂

Главное - найти тот товар или услугу, которые будут востребованы на рынке. Остальное дело техники. Правила здесь те же самые, что и для любой другой бизнес-идеи: держим ухо востро и глаза широко раскрытыми.

Как можно найти востребованный товар или идею?

Первый вариант

Видим потребность в товаре, но не хватает предложения, или оно недостаточно качественное. Когда потребность уже определена, и на внутреннем рынке товар не представлен, то идем «за границу» и ищем там, есть ли подходящие товары на рынке.

Второй вариант

Путешествуя за границей, наблюдаем, наблюдаем, наблюдаем - и, если видим что-то, что есть там, но еще нет здесь, примечаем и прорабатываем варианты доставки и оцениваем возможный спрос.

Вариант три «профессиональный»

Определяем профильное направление и едем на специализированные международные выставки. Ищем новые идеи и товары.

2. Находим поставщика

Изучаем интернет

Поставщика можно найти на больших сайтах-агрегаторах поставщиков товаров и услуг. Самый известный сайт по фирмам Китая и ЮВА, которым мы тоже пользовались: http://alibaba.com/ . Ещё два, которыми я сама не пользовалась: http://www.indiamart.com/ , http://www.hktdc.com .

В Европе www.wlw.de , в США http://www.thomasnet.com/ (этим тоже сама не пользовалась, на первый взгляд, они больше ориентированы на b2b сектор).

Посещаем сайты профильных выставок

Нужно найти сайт выставки и просмотреть список участников. Чаще всего они структурированы по продуктам и услугам, что значительно упрощает поиск. Например выставка игрушек в США: http://www.toyfairny.com/ .

А вот здесь собраны все мировые и местные выставки: http://www.auma.de/en/Messedatenbank/Weltweit/Seiten/Default.aspx .

Ищем на профильных сайтах-агрегаторах фирм по определенной тематике или сайтах сообществ-союзов производителей. Например вот все, что касается медицины в Германии: http://www.medknowledge.de .

На сайтах союзов производителей можно посмотреть списки действующих членов союза и найти их интернет-страницы.

Гуглим по ключевым словам . Хорошие результаты дает поиск по региону (устанавливайте в настройках поиска) и на местном языке (можно перевести через гугл-переводчик определенные названия и фразы).

Едем на профильную выставку . Большой плюс, что можно лично пообщаться с представителями фирмы и потрогать образцы товара вживую.

3. Оцениваем «экономику» процесса

Чтобы понять, будет ли товар конкурентоспособным по цене, необходимо оценить его себестоимость в РФ с учетом расходов на транспорт и таможню.

После того как от производителя получен прайс-лист на товар, к закупочной цене добавляются следующие расходы:

  • стоимость транспорта (чем больше партия, тем меньше доля транспорта в стоимости единицы товара);
  • ввозная таможенная пошлина;

От производителя нужно получить код ТНВЭД на товар. Размер ввозной таможенной пошлины, НДС и возможные ограничения на ввоз, требуемые сертификаты (если они есть) можно посмотреть на сайте http://www.tks.ru/db/tnved/tree .

Не забывайте, что к полученной сумме нужно прибавить еще стоимость услуг таможенного брокера и комиссию банка за перевод денег. Если полученная ввозная себестоимость кажется вам приемлемой, то смело двигайтесь дальше.

На рынке много транспортных компаний, которые предоставляют брокерские услуги (растаможку) сразу в комплексе с доставкой товара. Это возможно даже для маленьких партий. Они забирают ваш груз у поставщика и передают вам его уже растаможенным на территории РФ. Если на товар требуется ввозной сертификат, его также поможет оформить транспортная компания. Часто вы можете получить сразу весь комплекс услуг: перевод оплаты поставщику по контракту купли-продажи, транспорт, таможенное оформление.

Стоит запросить предложения у нескольких компаний, так как цена на одни и те же услуги может сильно отличаться.

4. Оцениваем положение товара на рынке

Кроме стандартных вопросов, которые должны быть рассмотрены независимо от того, отечественный ли это товар или импортный, часто упускают вопрос, подлежит ли товар лицензированию или обязательной сертификации. Нужно обязательно учитывать время и стоимость получения данных документов для оценки перспектив входа на рынок.

5. Возможные каналы сбыта

Вопросы и дополнительная информация

Как протестировать, будет ли товар пользоваться спросом?

Лично мое мнение: многое можно заранее оценить эмпирически. Какие будут цены? Заполнен ли рынок аналогами? Известен ли продукт (не марка, а именно продукт) на рынке или он будет совсем новым? Пользуется ли товар спросом на рынке другой страны? Не забываем учитывать менталитет нашей страны и реалии экономики!

Кроме того, многое зависит от каналов продажи товара. Надежный , - это привезти небольшую пробную партию.

Виды отношений с иностранными поставщиками
  1. Закупаете товар без определенного бренда или сразу заказываете его изготовление под своим брендом. В этом случае нужно сразу оговаривать минимальный объем партии. Чаще всего так работают с поставщиками из Китая. Здесь нужно внимательно прорабатывать вопросы качества и количества товара.
  2. Закупаете у производителя товар определенной марки. Чаще всего это продукция фабрик Китая или ЮВА, но под маркой Европейской или США фирмы. Работая с таким товаром, можно быть уверенным в его качестве и закупать небольшими партиями. Вместе с вами этой же маркой и аналогичными позициями торгуют и другие импортеры.
  3. Все чаще в условиях рынка глобальной экономики производители предпочитают продавать товар не всем желающим, а сотрудничать с одной фирмой партнером-представителем в стране. В этом случае с производителем можно подписать соглашение об эксклюзивном праве продажи внутри своей страны (никто кроме вас), но продвигать и рекламировать на рынке не себя, а марку производителя. Например, как мы это делаем с площадками Rainbow (www.ot2do16.ru) и батутами Springfree (www.springfree.ru).
Пару слов о самом насущном: заказ товара в Китае

Популярная тематика у начинающих бизнесменов - заказ товара в Китае, где дешевое производство, и продажа его в РФ. Для новичков, не готовых сразу вкладывать крупные суммы, это хорошее начало, при этом связанное с определенными рисками.

Удаленно оценить поставщика из Китая довольно сложно. Китайцы очень своеобразно и часто непривычно для нас общаются на английском. С одинаковой степенью могут быть вот такие ситуации:

  • прекрасные грамотные письма на английском, быстрое реагирование, но офис «на коленке» и на другом конце просто перекупщик, не имеющий своей фабрики;
  • или ужасный английский, адрес электронной почты без доменного имени компании, приходится ждать ответа по нескольку дней, но по ту сторону экрана отлично оборудованная современная фабрика со стабильным качеством.
Несколько советов, которые в определенной степени помогут снизить риск недобросовестной поставки
  • Общайтесь не только по переписке, позвоните пару раз по офисным телефонам, посмотрите, что вам ответят на другом конце. Будут ли вас переключать на менеджера. Куда вы попадете изначально?
  • Спросите адрес сайта компании, изучите информацию на нем.
  • Воспользуйтесь поиском google, чтобы посмотреть, с чем связано название фирмы и имена менеджеров в мировой сети.
  • Попросите имеющиеся сертификаты на товар. Часто, если фабрика в Китае производит регулярные поставки в Европу или США, у них есть международные сертификаты.
  • Запросите информацию о поставщике: адрес офиса и производства, юридический адрес, объемы месячного производства, количество сотрудников, основные рынки сбыта, участвовали ли они в местных и международных выставках, в каких именно?

Серьезный поставщик не откажется предоставить такую информацию. А лучше всего самому съездить на фабрику и посмотреть все на месте. Если такой возможности нет, то нужно заказать пробную партию товара. Оплатить ее можно простым банковским переводом по счету и попросить прислать на частное лицо.

Если образцы товара будут высылаться в адрес юридического лица, важно правильно оформить документы для пересылки и растаможки бесплатных образцов. У таможни есть свои требования и правила на этот счет, которые периодически меняются.

Что мы часто забываем сделать при общении с поставщиком
  • Напишите несколько слов о себе. Какая у вас фирма, чем вы занимаетесь, укажите сайт, расскажите, почему заинтересованы в товаре. Не обязательно писать хвалебную самопрезентацию на полный лист, но несколько слов по сути дела значительно повысят доверие поставщика к вам и помогут быстрее наладить переписку.
  • Другой аспект, который часто мешает отношениям, это наше «советское» восприятие: если я плачу деньги, они за деньги все сделают. И продадут, и перепакуют, и документы подделают, и так далее. Это в корне неверный подход, особенно при работе с европейскими и американскими поставщиками. Зачастую как, где и кем будет продаваться товар им не менее важно, чем получить деньги.
  • Уважайте время свое и поставщика. Прежде чем размещать заказ, хорошо все обдумайте и взвесьте, придите к окончательному решению внутри компании. Не заставляйте менять позиции и переделывать счета по десятку раз.
  • Если заказ откладывается на неопределенное время, так и напишите партнеру, что проект задерживается и вы вернётесь, когда будет актуально, а не просто пропадайте с горизонта.
  • Если условия не подошли, цены слишком высоки, срок поставки долог, честно напишите, что и как.

Из таких мелочей формируются коммерческие отношения, а также репутация нашей страны как партнера в целом.

Какие документальные тонкости есть? Сертификаты, лицензии, провоз через таможню? Что надо знать

Все зависит от товара. Для каждого вида разные требования по ввозу.

Для определенных групп товаров (косметика, чистящие средства и так далее) требуют дополнительные разрешительные сертификаты. Я никогда с такими сложными товарами не работала, но по опыту коллег знаю, что это тоже реально. Какая документация должна быть оформлена, можно проверить по таможенному коду товара (ТНВЭД).

Если самому не разобраться, можно позвонить в брокерскую или транспортную компанию, которая занимается перевозкой и растаможкой грузов, и попросить рассчитать стоимость доставки и таможенного оформления. Только попросите расписать стоимость каждой услуги отдельно, а не общую ставку за доставку и товар.

Большое количество товаров не подлежат обязательному сертифицированию, соответственно, ввозных сертификатов не требуется. На большинство сертифицируемых товаров транспортные компании сами могут оформить одноразовые ввозные документы.

Как отстраиваться с импортным товаром от российских конкурентов?

Мое мнение: те времена, когда само понятие «сделано за границей» было конкурентным преимуществом, прошло. Да, сейчас этот аспект играет роль, но не такую сильную и значимую, как раньше.

Частично потому, что на рынке много аналогов из разных стран, и есть из чего выбрать. Частично потому, что есть российские продукты уникального качества.

Иногда бывает наоборот. Мы являемся официальным представителем компании Rainbow Play Systems — производителя детских игровых площадок www.ot2do16.ru . Раньше тот факт, что площадки сделаны в Америке, люди считали большим плюсом, а с резкой переменой внешней политики нашей страны «произведено в США» стало носить негативную окраску. Хотя качество продукта осталось тем же.

Импортное происхождение продукта не стоит использовать как одно из ключевых конкурентных преимуществ. Уникальные свойства и характеристики товара, преимущества работы именно с вашей компанией — основные ключи отстройки.

Что касается клиентов, то «поддержки отечественного производителя» из патриотических чувств у нас нет. Люди смотрят на конкретные характеристики товара и свою личную выгоду от них. Выбирая между отечественным и импортным, чаще всего выберут импортное, к нему пока еще доверия больше.

К Китаю тоже отношение изменилось. Люди понимают, что есть очень хорошие вещи, произведенные в Китае, не только дешевые массовые продукты.

Как договариваться с партнёром: выкупать товар или брать на реализацию?

Я не знаю случаев, чтобы продукт брали на реализацию при работе с иностранными партнерами в начале взаимоотношений. Россия имеет слишком ненадежную репутацию страны с переменчивой экономикой, поэтому на реализацию товар никто не дает, все работают по предоплате.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ТОВАРОВ, ЭКСПОРТИРУЕМЫХ В СТРАНЫ,

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

В РАМКАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ (ГСП)

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СЕРТИФИКАТОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

ФОРМЫ «А»

Введение

Общие положения

Товары, полностью произведенные в Российской Федерации

Товары российского происхождения, определяемые критерием «достаточной переработки» с учетом правил происхождения стран, предоставляющих преференции

4.1. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в страны Европейских сообществ, Турцию ,

4.2. Определение критерия «достаточной переработки для товаров российского происхождения, экспортируемых в США,

4.3. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Канаду,

4.4. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Чехию и Словакию,

4.5. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Югослави ю

Порядок проведения экспертизы по определению страны происхождения товаров, экспортируемых в страны, предоставляющие преференции в рамках ГСП

5.1. Общие положения

5.2. Перечень документов, предъявляемых эксперту

5.3. Последовательность действий эксперта при определении страны происхождения товара

5.4. Порядок оформления акта экспертизы

Приложение. Форма акта экспертизы, для выдачи сертификата формы «А».

Приложение. Образец сертификата формы «А».

Приложение. Система преференций, предоставляемая Чехией и Словакией .

Приложение. Перечень товаров, изъятых из режима свободной торговли товарами между Россией и Югославией.

Приложение. Перечень товаров, изъятых из преференциального режима Канады.

Приложение. Комментарии к применению Правил происхождения товаров, изложенных в Приложениях №14,15, Регламента ЕЭС №№ 000/93, дополненного и измененного Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000

Приложение. Приложение к Регламенту ЕС № 000/93, дополненному и измененному Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000

Приложение. Извлечения из Приложений №№1, 3, к Регламенту ЕС № 000/2001

Приложение. Извлечения из Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности , утвержденного Постановлением Правления ТПП РФ: Раздел 8 «Оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров формы «А», на товары, подпадающие под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их экономическими объединениями в рамках Генеральной системы преференций».

Введение

Концепция обобщенных тарифных преференций была впервые выдвинута в 1964 году, на первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1968 году, в ходе второй Конференции ЮНКТАД в Нью - Дели, концепция официально принята членами ООН и были установлены основополагающие принципы Генеральной системы преференций (ГСП).

По мнению развивающихся стран-членов ЮНКТАД, действующие в развитых странах таможенные тарифы препятствовали их экономическому развитию. Предоставление тарифных преференций на рынках развитых стран дает возможность развивающимся странам увеличить экспорт и валютные поступления и тем самым сократить зависимость от иностранной помощи .

Международно-правовой основой предоставления развитыми странами режима преференций стала специальная оговорка к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), о том, что развитые страны могут предоставлять развивающимся странам «специальный и дифференцированный режим» для экспортируемой продукции.

Европейские сообщества первыми ввели в практику систему тарифных преференций в рамках Генеральной системы преференций ЕС, действующей с 1 июля 1971 года.

На основе Генеральной системы преференций разработаны национальные системы преференций США и Канады, принятые в 1975 году.

В 1995 году Чехией и Словакией были предоставлены преференции для товаров, экспортируемых из Российской Федерации на основе ГСП ЕС.

Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии 28 августа 2000 года было подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией и установлен порядок оформления сертификатов происхождения товаров формы «А» на российские товары, экспортируемые в Союзную Республику Югославию (СРЮ).

Правительством Республики Турция c 1 января 2002 года предоставлен, в числе других стран, режим тарифных преференций Российской Федерации в рамках Генеральной системы преференций (ГСП) и установлен порядок оформления сертификатов происхождения товаров формы «А» на товары, экспортируемые в Турцию. Для реализации ГСП Турция применяет Регламент с изложением Правил происхождения товаров по аналогии с ГСП ЕС.

Для получения преференций, продукция из стран, именуемых «странами, получающими преференции» (бенефициары), должна быть либо полностью произведена в этих странах, либо в достаточной мере обработана или переработана, чтобы соответствовать правилам определения происхождения товаров, действующим в стране, предоставляющей преференции.

Преференции предоставляются при предъявлении импортером в таможенные органы стран, предоставляющих преференции, сертификата происхождения товара формы «А».

Каждая страна, пользующаяся преференциями, принимает на себя обязательство обеспечить правильность и правомочность оформления сертификатов происхождения товаров формы «А».

Согласно Регламенту Европейских сообществ № 000/93, дополненного и измененного Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000 сертификат формы «А» должен выдаваться компетентным государственным органом страны, получающей преференции.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года, право выдачи сертификата формы «А» с 01.01.2003 предоставлено Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

ТПП России предоставляет право выдачи сертификата формы «А» территориальным торгово-промышленным палатам , в установленном порядке.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), в соответствии с общепризнанными нормами международного права , будет осуществлять контроль за применением Генеральной системы преференций, в части, касающейся выдачи ТПП России и уполномоченными территориальными ТПП сертификатов формы «А».

1. Общие положения

1.1. Методика определения российского происхождения товаров, экспортируемых в страны, предоставляющие преференции в рамках Генеральной системы преференций (ГСП) для оформления сертификатов происхождения товаров формы «А», подготовлена с целью унификации методов и порядка проведения экспертизы экспертными организациями (подразделениями Торгово-промышленной палаты) при определении происхождения товаров, экспортируемых в иностранные государства или их экономические объединения.

1.2. Настоящая Методика разработана с учетом нормативных актов и документов Комиссии Европейских сообществ (КЕС), Минэкономразвития России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, регламентирующих порядок оформления сертификатов формы «А».

1.3. В Методике изложен порядок и методы определения российского происхождения товаров, и оформления актов экспертиз для выдачи сертификатов формы «А» на товары, экспортируемые в страны-члены Европейских сообществ, Турцию, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию, в соответствии с Правилами происхождения товаров, принятыми каждой страной.

1.4. Правила происхождения товара ЕС для стран-членов Европейских сообществ изложены в Регламенте ЕЭС № 000/93, дополненном и измененном Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000, опубликованными в Официальном журнале ЕС № L 188 от 01.01.2001.

В Регламенте, наряду с изменениями и дополнениями Правил определения происхождения товаров, подпадающих под действие преференций Европейских сообществ, изложены:

а) порядок применения преференциального режима ко всем видам продукции, которые производятся с использованием иностранных компонентов (Приложения №№ 14,15 к Регламенту);

б) перечень операций по обработке или переработке иностранных (импортируемых) компонентов, используемых в производстве товаров для экспорта в страны-члены Европейских сообществ, с указанием стоимости этих компонентов, в зависимости от вида товаров, в конечной стоимости экспортируемого товара (от 10 % до 50%) (Приложение к Регламенту).

1.5. Оформление, удостоверение и выдача сертификатов формы «А» на товары, экспортируе­мые в страны-члены Европейских сообществ, Турцию, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию, производится на основании актов экспертиз , выданных экспертными организациями (подразделе­ниями Торгово-промышленной палаты), в соответствии с Положением о порядке оформления, удо­стоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, свя­занных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденным Постановлением Правления ТПП РФ №от 8 октября 2002 года (Раздел 8: «Оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров формы «А», на товары, подпадающие под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их эконо­мическими объединениями в рамках Генеральной системы преференций»).

2.1. При подготовке Методики использованы следующие законодательные акты, стандарты и другие нормативные документы:

§ ГОСТ Р1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений . Общие положения;

§ СТО ТПП Система стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

§ СТО ТПП Инструкция о порядке проведения экспертизы товаров экспертными организациями системы ТПП России;

§ Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС-2000);

§ Таможенный кодекс Российской Федерации, от 01.01.01 г., № 000-1;

§ Регламент Европейских экономических сообществ № 000/93, (с дополнениями и изменениями Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000, опубликованный в «Официальном журнале ЕС» от № L 188, от 01.01.2001);

§ Регламент ЕС № 000/2001 от 01.01.2001, опубликованный в Официальном журнале ЕС № L 346, от 01.01.2001;

§ Генеральная система преференций США . Перечень российских товаров для беспошлин­ного ввоза в США;

§ Меморандум Д11-4-4 от 5.06.1998 г. Министерства доходов Канады (Правила проис­хождения товаров);

§ Режим выдачи (удостоверения) сертификатов о происхождении товаров формы «А» в рам­ках системы таможенных преференций, предоставляемых Чешской Республикой на импорт товара из Российской Федерации;

§ Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительст­вом Союзной Республикой Югославии о свободной торговле между Российской Фе­дерацией и Союзной Республикой Югославией, подписанное 28 августа 2000 года;

§ «Дополнение к Постановлению об импортном режиме», опубликованное в официаль­ном печатном органе Турецкого Правительства - «Ресми газете» № 000 (Приложение) от 01.01.2001;

§ Материалы Торговых представительств Российской Федерации из стран-членов ЕС, США, Канады, Чехии, Словакии, Турции и Югославии.

2.2. Для целей данной Методики использованы следующие понятия и термины:

российское происхождение товара - означает, что товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке или переработке в Российской Федерации;

критерий достаточной переработки - означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две или более стран, считается происходящим из Российской Федерации;

производство - означает любого рода обработку или переработку, в том числе сборку или специфические операции;

материал - означает любой ингредиент, сырье, компонент или часть и т. д., использованные в производстве продукции;

продукция - означает конечную продукцию даже в том случае, если она предназначается для использования позднее в другой производственной операции;

товар - означает как сырье и компоненты, так и полученную продукцию (в том числе тепловую, электрическую и другие виды энергии);

товарная номенклатура - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

(ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинирован­ной тарифно-статистической номенклатуры ЕС;

главы и четырехзначные коды означают главы и коды (соответственно, первые две и первые четыре цифры, использованные в Номенклатуре, которая составляет Гармонизированную систему;

классифицированный относится к классификации продукции и материалов под отдельным кодом;

цена франко-завод - означает цену, уплаченную изготовителю, на предприятии которого была выполнена последняя обработка или переработка, при условии, что данная цена включает стоимость всех материалов, использованных в производстве, за вычетом любого рода внутренних налогов, которые возвращаются или будут возвращены, при поставке продукции на экспорт;

партия товара - означает продукцию, которая отправляется одновременно одним экспортером одному и тому же грузополучателю , и оформлена одним транспортным документом, или - при отсутствии такого документа - одним счетом (invoice);

комплект - предусмотренный договором полный набор изделий, имеющих определенное назначение. Например, комплект запасных частей и инструментов, поставляемых вместе с трактором; комплект материалов , необходимых для производства данного вида продукции; комплект оборудование для установки на строящемся предприятии; комплект постельного белья, и т. п.

комплектующее изделие - изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем. Составными частями изделия могут быть детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Согласно Регламенту ЕС, «суда Российской Федерации» и «российские плавучие заводы» относятся только к судам и плавучим заводам:

Которые зарегистрированы или записаны в России и которые плавают под российским флагом,

Которые находятся не менее чем на 50% во владении России, либо компании с главной конторой в России, руководитель которой или руководители, председатели правления директоров или наблюдательного контрольного совета являются гражданами России и, кроме того, не менее половины капитала которой - в случае товариществ или компании с ограниченной ответственностью - принадлежит России, либо ее общественным организациям или гражданам,

На которых капитан и лица командного состава являются все гражданами России, и

На которых не менее 75% экипажа являются гражданами России.

Суда, работающие вне пределов территориальных вод, в том числе и плавучие рыбозаводы, на которых производится обработка и переработка пойманной рыбы, должны будут считаться частью территории России, которой они принадлежат, при условии, что они удовлетворяют вышеуказанным положениям.

2.3. Код товарной позиции (классификация) товаров, экспортируемых в страны-члены ЕС, Турцию, Чехию, Словакию, Югославию, определяется в соответствии с Комбинированной номенклатурой ЕС (КН ЕС). Восьмизначные коды Комбинированной номенклатуры ЕС аналогичны кодам ТН ВЭД и отличаются от них только отсутствием девятой и десятой резервной цифры «0».

2.4. Код товарной позиции (классификация) российских товаров, экспортируемых в США и Канаду, определяется по Гармонизированной товарной номенклатуре США. Каждая товарная позиция обозначается восьмизначным цифровым кодом, первые шесть цифр которого соответствуют ТН ВЭД. Различия в классификации товаров в Гармонизированной товарной номенклатуре США и ТН ВЭД имеют место на 7-ом и последующих разрядах кодового обозначения товара.

3. Товары, полностью произведенные в Российской Федерации

3.1. Товарам, полностью произведенным в Российской Федерации и экспортируемым в страны, предоставляющие преференции, присваивается индекс «Р».

3.2. Полностью произведенными в Российской Федерации считаются следующие товары:

а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если имеются исключительные права на разработку этих недр;

б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;

в) живые животные, рожденные и выращенные на ее территории;

г) продукция, полученная от выращенных на ее территории животных;

д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла;

е) продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в мировом океане судами Российской Федерации либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

ж) продукция, изготавливаемая на борту российских плавучих заводов исключительно из продукции, упомянутой в пункте “е”;

С гот. тов . - стоимость готового товара (в денежных единицах );

Примечание: При расчете используются исходные данные, выраженные в одних

денежных единицах, приведенных к одному уровню (масштабу) цен

4.1.8. Товары, не подпадающие под режим ГСП ЕС перечислены в Приложениях №№1,3, к Регламенту ЕС № 000/2001 от 01.01.2001 (см. Приложение к Методике).

4.1.9. Для реализации Генеральной системы преференций Турция применяет Регламент с изложением Правил происхождения товаров по аналогии с преференциальным режимом Европейских Сообществ.

Вместе с тем, при импорте российских товаров Турция не предоставляет режим тарифных преференций:

На сельскохозяйственные товары, главы с 01 по 24;

На товары под кодами 7; 7; 7; 7; 7;


В законодательстве Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 N 576-ЛА/Д22.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ ""О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"" (далее - Закон N 94-ФЗ).

При этом участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В то же время в ходе реализации антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан Приказ Минэкономразвития России от 05.12.2008 N 427 ""Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд"" (Приказ N 427), который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

В данный перечень включена позиция ""Продукция органического и неорганического синтеза"" (код 2400000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП)), содержащая позицию ""Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты"" (код 2423000).

Определение ""товар российского происхождения"" в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в связи с чем при применении п. 6 Приказа N 427 заказчикам рекомендуется руководствоваться следующим.

Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.

Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.

Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.

Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялись сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.

Соответствующие разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Приказа N 427, в том числе по вопросу определения страны происхождения товара, размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд в разделе ""Законодательство о размещении заказа"" (совместное Письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 05.05.2009 N N 6989-АП/Д05, АЦ/ 13195).

Приказ N 427 носил временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем в настоящее время в Минэкономразвития России утвержден новый Приказ от 14.01.2011 N 8 ""Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков"", предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского происхождения.

В отношении критериев статуса ""российский товар"" для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено использовать следующий подход.

Медицинская продукция (лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинского назначения), зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке, произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует одному из следующих критериев.

1. Наличие у производителя права на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и (или) на технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую промышленность в мировую индустрию.

2. Использование в производстве технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных средств, без локализации производства которых на территории Российской Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах развития медицинской и фармацевтической промышленности, отражающих приоритеты развития национальной системы здравоохранения.

3. Производство продукции связано с компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Производство лекарственного средства с осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и (или) лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации произведены только первичная и (или) вторичная упаковка и (или) маркировка.

Введение данного критерия будет стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных технологий производства, а иностранные компании - к локализации производства лекарственных средств полного цикла.

Данный критерий соответствует критерию достаточной обработки/ переработки при определении страны происхождения товара, который может выражаться в том числе изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/ переработки.

В настоящее время ведется работа по реализации указанных предложений.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Чтобы производитель смог доказать то, что продукция произведена в , ему следует указать в процентах уровень локализации производства, заявляет правительственный чиновник, принимающий участие в рассмотрении вопросов касающихся реализации программы импортозамещения.

Для того чтобы поспособствовать в разрешении указанной проблемы, Минпромторг подготовил проект документа, который призван конкретизировать критерии посредством которых можно будет с уверенностью определить следует ли относить тот или иной товар к категории отечественного продукта. Кроме того он расписывает, что следует рассматривать как товары, аналогов которых российская промышленность не производит. На нынешней неделе будет завершена экспертиза этого проекта, а введение в действие можно будет ожидать уже ближе к середине лета. В Минэкономразвития это постановление еще не приходило, заявили сотрудники этого ведомства.

Основных отличительных черт присущих российским товаром несколько. В проекте обозначен список условий и процессов в России, процентное соотношение стоимости сырья и импортных комплектующих в отпускной цене готового продукта. Расчет должен производиться согласно задекларированной на таможне стоимости или по подтвержденной документами цене их первичной реализации в России, стоимость готовой продукции формируется с учетом транспортных затрат.

Помимо того специальным пунктом выведено непременное условие, что производитель обязан проводить научно-изыскательскую деятельность, отдавать предпочтение гражданам России и т. д.

Глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил во время своего выступления в текущем месяце, что по мере подготовки различных критериев этот документ будет дополнен другими пунктами.

Признаков, по которым будет определяться факт отсутствия аналогов российского производства, упомянуто два. Такого рода продукт не должен обладать идентичными характеристиками, физическими, химическими и прочими свойствами, которые не имеют отношение к его внешнему виду, и при этом влияют на работу больше чем на 20%. Другой признак — отпускная цена и уровень издержек при эксплуатации.

В отношении продукции, которая производится для нужд оборонного ведомства, уже в настоящее время необходимы только компоненты, изготовленные в России, утверждает служащий компании, работающей в сфере ВПК. Согласно его словам, в отдельных приборах цивильного назначения имеются импортные комплектующие, от которых необходимо будет отказаться, чтобы не противоречить новым правилам. Впрочем в виду того что доллар стал дороже, российскими комплектующими пользоваться куда как рентабельнее.

Для компаний, работающих в сфере автомобилестроения, критерии сформулированы и уже действуют, заявляют в Sollers. Также там четко расписаны и обязанности таких компаний, имеющих отношение к степени локализации, конкретные обязательства относительно создания различных исследовательских центров на российской земле и обязательную организацию полного цикла изготовления двигателей.

Компании занятые импортозамещением будут стимулироваться субсидиями.

Различные представители деловых кругов отмечают, что сейчас в связи с повышенным вниманием властей к вопросу замещения импорта компании, чья продукция полностью отвечает требованиям, предъявляемым к российскому производителю, могут по идее надеяться на определенные бонусы. Впрочем, тут возникает существенный вопрос, в каком именно формате будет преференция. Предпочтет пряник или кнут, задается вопросом представитель РСПП.

В правительстве заявляют, что для предприятий соответствующим критериям предусмотрено поощрение в виде целевых инвестиционных договоров. Он, кроме этого, указывает на то, что еще будет предусмотрена возможность предоставления заказа только одному поставщику в случае, если оно будет участником специнвестконтракта.

Минпромторг уже приступил к приему заявок от компаний желающих принять участие в таких проектах, сообщается в информации на его . В условиях сказано, что государство будет предоставлять субсидии которые можно будет направить на возмещение затрат при обслуживании кредитов, взятых в российских финучреждениях в период с 2014 по 2016 годы. В этом кастинге могут поучаствовать российские предприятия с проектами, стоимость которых не будет превышать 5 млрд. рублей.

Параллель рассматривается возможность допуска российских предприятий к государственным закупкам. Для этой цели будет разработан ряд документов, в согласии с которыми главным критерием допуска продукции к государственным закупкам будет упомянуто их продуцирование в странах-участницах Евразийского экономического союза. В российском правительстве отмечают, что для того, чтобы товар считался российским, все комплектующие должны быть произведены на территории ЕАЭС.

Идея заставить зарубежные предприятия, желающие принять участие в государственных закупках, на протяжении нескольких лет построить полный цикл производства на территории России, изучается в правительстве не один год. Однако требования, в соответствии с которыми компании или их продукция считаются произведенными в РФ, недостаточно конкретизированы, такое положение дел может привести к различным злоупотреблениям, опасались некоторые иностранные предприниматели.