Секретарь совбеза. Совет безопасности российской федерации

Совет Безопасности РФ (далее - Совет Безопасности) является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности , иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ (далее - национальная безопасность), организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

  1. обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
  2. формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
  3. прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  4. подготовка Президенту РФ предложений в области национальной безопасности;
  5. формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
  6. координация деятельности федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
  7. оценка эффективности , разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.
  • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности);
  • постоянные члены Совета Безопасности;
  • члены Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

  1. рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности в области обороны, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  2. проведение стратегической оценки на основе анализа информации:
    о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;
    о социально-политической и об экономической ситуации в стране;
    о соблюдении и свобод человека и в РФ;
    о состоянии правопорядка и законности в стране, об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму;
    о военной опасности и военной угрозе;
    о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения национальной безопасности;
    о ходе реализации государственной антинаркотической политики;
    о состоянии военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, а также международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
    о состоянии информационной безопасности РФ и о развитии информационного общества в РФ;
    о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности;
    о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
  3. разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
  4. осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности;
  5. участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;
  6. рассмотрение проектов законодательных и иных РФ по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;
  7. подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности в области обеспечения безопасности;
  8. организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
  9. организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
  10. рассмотрение ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;
  11. рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ;
  12. рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  13. организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

НацБез.ру

Прообразом российского Совета Безопасности можно считать Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990 г. "Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

В 1991 году еще в рамках союзного государства в некоторых его республиках также стали создаваться советы безопасности. Причем это осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции соответствующих республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР". Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (п. 9 ст. 5). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)" названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

19 июля 1991 г. при Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был подготовлен проект Закона Российской Федерации "О безопасности", который был принят 5 марта 1992 г. В Законе были определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 был образован Совет Безопасности Российской Федерации "для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

Постоянными членами СБ являются Президент, председатель Правительства и секретарь Совета безопасности, членами Совета - руководители силовых структур, МИДа и других министерств и ведомств.

Секретари Совета Безопасности Российской Федерации:

18 июня 1996 года секретарем Совета Безопасности РФ и помощником президента Б. Н. Ельцина по национальной безопасности становится занявший третье место по итогам президентских выборов генерал Александр Лебедь.

С подачи Бориса Березовского в конце октября 1996-го секретарем Совета безопасности РФ и полномочным представителем президента России в Чеченской Республике назначается Иван Рыбкин . Сам же Борис Абрамович номинально становится заместителем секретаря Совбеза, а фактически на целый год, вплоть до своей отставки - встает у руля этого важнейшего государственного органа. 29 октября 1996 г. указом президента РФ, Борис Березовский был назначен заместителям секретаря Совета безопасности РФ Ивана Рыбкина (назначенного на эту должность вместо смещенного Александр Лебедя). Многие политики и эксперты расценили это назначение как следствие протекции главы администрации президента Анатолия Чубайса.

3 марта 1998 г. Указом Президента Секретарем Совета Безопасности РФ назначен Андрей Кокошин , выходец из института США и Канады АН СССР, соратник Георгия Арбатова.

14 сентября 1998 года на должность секретаря Совбеза назначен генерал-полковник Николай Бордюжа , возглавлявший до этого Федеральную пограничную службу.

29 марта 1999 года президент Борис Ельцин подписал Указ о назначении Путина Владимира Владимировича Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации с сохранением за ним исполнения обязанностей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

16 ноября 1999 года Сергей Иванов , согласно указу президента России, назначен секретарем Совета безопасности РФ. По некоторым сведениям, кандидатуру Иванова предложил Ельцину Владимир Путин. Ранее С.Иванов занимал пост заместителя директора ФСБ.

31 мая Президент РФ В.Путин своим указом назначил некоего Михаила Фрадкова первым заместителем Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

28 марта 2001 года в правительстве РФ произошли серьезные перестановки. Новым министром обороны назначен секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, обязанности секретаря Совета безопасности РФ были возложены на министра внутренних дел Владимира Рушайло .

24 апреля 2004 года секретарем Совета Безопасности РФ назначен Игорь Иванов , бывший министр иностранных дел.

Три с половиной года назад обозреватель «Независимой газеты» Михаил Ходаренок предсказывал превращение Совбеза в недалеком будущем в административного супермонстра, объединившего функции Ставки Верховного Главнокомандования, Государственного комитета обороны и Генерального штаба одновременно.

Тем не менее этого не произошло, более того Совбез стал подвергаться нападкам за пассивность и размытость формулировок. По некоторым утверждениям, это было связано с личностью бывшего секретаря Совета Владимира Рушайло, который в своё время считался человеком Березовского, что в последние годы зачастую звучало как приговор.

Тем не менее, нельзя сказать, что чиновники Совета даром ели свой хлеб. С их участием были приняты важнейшие документы, такие как «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Военная доктрина Российской Федерации», «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации». В частности, последняя явилась обоснование создания Морской коллегии – органа, комплексно занимающегося как военными, так и экономическими аспектами.

К заслугам Совета Безопасности РФ относится и создание системы базового мониторинга на всех стратегически важных объектах страны. Ее разработку с целью защитить население от возможных техногенных аварий, а также природных катастроф и террористических угроз называют одним из главных результатов работы Совета безопасности РФ в уходящем году.

Безусловно, многое из деятельности Совбеза спорно, по каждому из принятых документов до сих пор идут яростные дебаты. Но критика – это всего лишь один из показателей работы.


Другие материалы раздела:

Власти Новгородской области поддержали благотворительный проект Вячеслава Кантора по гериатрической реабилитации
Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор считает пожизненный приговор террористу Неммушу адекватным жестокости его преступления
Пивоварня Carlsberg в Дании - в новом проекте Владимира Познера
Новую совместную инициативу реализуют Coca-Cola в России и Российский Красный Крест

Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ. Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ "О безопасности" (в редакции от 24 декабря 1993 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ (в редакции от 15 ноября 1999 г.) утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности, в частности, являются:

    определение жизненно важных интересов общества и государства,

    выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности,

    разработка основных направлении стратегии обеспечения безопасности,

    подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций,

    подготовка предложений Президенту РФ о введении, продление или отмене чрезвычайного положения,

    разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ,

    разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества н государства.

В соответствии с этими задачами строятся функции Совета Безопасности, которые весьма широки.

В состав Совета Безопасности входят: Председатель (Президент РФ), Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ , Секретарь Совета Безопасности, директор ФСБ, министры обороны и иностранных дел. Членами Совета являются Руководитель Администрации, председатели палат Федерального Собрания, полномочные представители в федеральных округах, директор Службы внешней разведки, Генеральный прокурор, Генеральный директор ФАПСИ, министры МЧС, юстиции и МВД, директор Федеральной пограничной службы, Президент Российской академии наук.

Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимости проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после Утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ. Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.

Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет.

В период 1996-1998 гг. в Российской Федерации существовал Совет по обороне, который затем был слит с Советом Безопасности.

При Президенте создано несколько комиссий и советов (по вопросам предоставления правительственной и специальной связи, по вопросам помилования, по правам человека, гражданства и др.).

Совет Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности (Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности", раздел III). В Конституции Российской Федерации Совет Безопасности закреплен как государственный орган в статье 83 (п. "ж"), определяющей полномочия Президента Российской Федерации в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации).

Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 г. "Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию государственной, экономической и экологической безопасности, по преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, по обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

В 1991 году в некоторых республиках СССР также стали создаваться советы безопасности, что осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР". Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (ст. 5, п. 9). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)" названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

При Президенте РСФСР 19 июля 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон Российской Федерации "О безопасности". В Законе определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 образован Совет Безопасности "для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

Основными направлениями его деятельности были определены:

  • подготовка ежегодного доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;
  • разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации" была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.

Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 747 "О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации" было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в целях выполнения его основных задач (ст. 15 Закона Российской Федерации "О безопасности"), оформляются в виде указов Президента Российской Федерации, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, - в виде распоряжений Президента Российской Федерации - Председателя Совета Безопасности (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.

В течение 1992 - 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.

В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. "ж"); Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (раздел III); положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726; указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 "О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации", от 12 июня 2006 г. № 601 "Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации", от 19 февраля 2005 г. № 182 "О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации".

Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

В входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов - постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).

В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.

За прошедшие годы предметом рассмотрения Совета Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Принимаемые решения позволили принять оперативные меры по разрешению конкретных ситуаций, обеспечить проведение мероприятий, реализующих долгосрочные цели.

Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.

Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности.

Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.

Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет) функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования.

Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности.

Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений.

Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности.

Практика решения наиболее сложных проблем обеспечения национальной безопасности России подтверждает целесообразность их предварительной проработки в научном совете. А ряд проблемных вопросов был поднят и предложения по их решению выработаны именно в этом рабочем органе Совета Безопасности.

Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.

Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности имеет заместителей и помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Структурно аппарат Совета Безопасности состоит из департаментов, которые курируют референты аппарата Совета Безопасности.

Время от времени в новостях мы видим или читаем о том, что прошло заседание Совета Безопасности РФ. Однако чаще всего мы и не задумываемся о том, что это за орган и каковы его функции. Поэтому предлагаем сегодня подробнее разобраться в том, что собой представляет Совет Безопасности РФ. Также мы узнаем об истории его создания, полномочиях и направлениях деятельности.

Совбез РФ (или сокращенно СБ РФ) представляет собой совещательный орган, занимающийся решением вопросов национальной безопасности нашей страны. СБ РФ осуществляет работу по подготовке решений нашего президента, касающихся вопросов обеспечения всех интересов, являющихся жизненно важными как личности и общества, так и государства в целом, от угроз внешнего и внутреннего характера. Все решения Совбеза принимаются его постоянными членами во время заседаний большинством голосов. В силу же они вступают после утверждения их президентом. Заседания СБ проводятся регулярно. Однако в случае наступления какой-либо чрезвычайной ситуации председатель Совета может созвать экстренную встречу постоянных членов СБ.

Функции СБ РФ

В список основных задач Совбеза РФ входят следующие пункты:

Обеспечение подготовки докладов и информирование президента нашей страны по вопросам, касающимся обеспечения общественной, экономической, государственной, информационной, оборонной, экологической и прочей безопасности, и охраны здоровья российских граждан.

Принятие решений, призванных защитить конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и независимость нашей страны.

Помимо этого, Совет Безопасности РФ осуществляет организацию обороны, оборонного производства и строительства, а также занимается вопросами сотрудничества в военной области нашего государства с остальными странами как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Организация помощи президенту России в вопросах государственной

Общественная безопасность;

Проблемы Содружества Независимых Государств (СНГ);

Информационная безопасность;

Вопросы стратегического планирования;

Экологическая безопасность.

В данный орган входят представители и Российской академии наук, и отраслевых академий наук с государственным статусом, а также представители различных научных организаций и отдельные специалисты в той или иной области. Функции научного совета при СБ РФ:

Экспертиза и последующая оценка информации, связанной с состоянием национальной безопасностью нашей страны;

Экспертиза и оценка данных об угрозах нацбезопасности;

Участие в подготовке аналитической и прогнозной информации для заседаний Совета Безопасности.

История Совбеза РФ

Совбез России был учрежден одновременно с постом президента РСФСР в 1991 году. С августа по декабрь 1991 году данный орган назывался Советом Безопасности РСФСР, затем до 1992 года он носил название Совета по делам Федерации и Территорий. С третьего же апреля 1992 года он получил свое нынешнее название.

Становление данного органа и его деятельность на протяжении всего существования нашей страны как независимого государства находятся в неразрывной связи с главными вехами демократических преобразований, произошедших в общественной жизни России в последние десятилетия, а также развитием и укреплением государственности и экономики, и формированием гражданского общества.

Различной была и политическая роль Совбеза РФ. Так, во времена конституционного кризиса и противостояния первого президента РФ Бориса Ельцина с Верховным Советом СБ был в основном органом, служащим для координации силовых ведомств и их консолидации вокруг главы государства. Так, до осени 1993 года постоянные члены Совета входили в него по занимаемой должности. Впоследствии же президент взял на себя функции по формированию состава СБ, что фактически сделало его совещательным органом при главе государства.