Регистрация вещного права что. Вещная реформа

Шаг 2. Регистрация

На странице авторизации нажмите ссылку «зарегистрироваться». Открывается страница «Регистрация нового пользователя». Установите флажок, подтверждающий Ваше согласие с правилами использования системы. Нажмите кнопку, соответствующую типу пользователя: физическое или юридическое лицо. Сначала система запросит проверку ИНН или ЕДРПОУ. В форме регистрации заполните соответствующие поля. Нажмите кнопку «Зарегистрировать». Не забудьте также поставить «галочку» в поле «Я не робот».

При регистрации в Кабинете для Вас автоматически создается электронный ящик на почтовом сервере mail.gov.ua. Именно на этот ящик будут поступать документы, заказанные в Кабинете. Имя и пароль почтового ящика - это логин и пароль учетной записи в Кабинете.

Шаг 3. Авторизация

Авторизация возможна также по . Для этого выберите вкладку «Вход по ЭЦП». В поле «Логин» укажите логин аккаунта. В поле «Название АЦСК» выберите название авторизованного центра сертификации ключей (АЦСК), в котором Вы получили свою электронную цифровую подпись. В поле «Путь к ключу» выберите файл ключа ЭЦП. В поле «Пароль к ключу» введите пароль к ключу Вашей электронной цифровой подписи. Нажмите кнопку «Вход»:

На странице авторизации выберите вкладку «Вход по BankID». Выберите Ваш банк. Произойдет переход на страницу Интернет-банкинга. Выполните авторизацию в соответствии с требованиями Вашего банка. После успешной проверки данных Вы будете автоматически авторизованы в Кабинете электронных сервисов.

Шаг 4. Привязка ключа электронной цифровой подписи к учетной записи

Ключ ЭЦП необходим для поиска сведений в случае, если Ваш аккаунт зарегистрирован на паспортны еданные.

Обратите внимание, что пользователь имеет возможность привязать к аккаунту только одну электронную цифровую подпись. Самостоятельно заменить или удалить привязанный ключ ЭЦП невозможно.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь в Кабинете. Нажмите на шимени пользователя в заголовке страницы. Откроется страница редактирования профиля. Выберите раздел «Электронная цифровая подпись». В поле «Выберите имя АЦСК» выберите название авторизованного центра сертификации ключей (АЦСК), в котором Вы получили свою электронную цифровую подпись. В поле «Укажите путь к ключу» выберите файл ключа ЭЦП. В поле "Пароль" введите пароль к Вашему ключу ЭЦП. Нажмите кнопку «Считать ключ ЭЦП».

Система сравнит данные, указанные в аккаунте, с данными электронной цифровой подписи. Если проверка прошла успешно, ключ ЭЦП привязывается к учетной записи. На странице профиля будет от ображена информация об электронной цифровой подписи. Выполучаете полный доступ к услугам Кабинета электронных сервисов и можете использовать электронную подпись для авторизации в Кабинете.

Если Вы хотите заменить привязанный ключ ЭЦП, не обходимо письменно обратиться к Администратору ГП «Информационные судебные системы» и предоставить необходимые документы, подтверждающие Вашу личность.

Шаг 5. Поиск информации в реестре

Поиск возможен по адресу объекта, по регистрационному номеру, по кадастровому номеру, по данням собственника.

Поиск по адресу объекта недвижимости:

Установите отметку, которая соответствует варианту поиска и нажмите кнопку «Далее». В открывшемся окне выберите значение в поле «Регион». В поле «Адрес» начните вводить название города и улицы и выберите нужный вариант по подсказкам системы. Заполните другие необходимые параметры адреса. Например, выберите «Тип здания» - «дом» и введите его номер; выберите «Тип объекта» - «Квартира» и укажите ее номер. При нажатии кнопки «Найти» будет выполняться поиск по указанному адресу.

Если по указанному адресу будет найден объект недвижимости, произойдет переход к странице подтверждения реквизитов плательщика, которые необходимы для осуществления on-line оплаты. Если по указанному адресу объект недвижимости не будет найден, пользователь имеет возможность вернуться к странице с вводом адреса или на страницу с вариантами поиска.

2. Поиск по регистрационному номеру объекта недвижимости

Установите отметку, которая соответствуе тварианту поиска и нажмите кнопку «Далее». В открывшемся окне введите регистрационный номер объекта недвижимости.

Если по указанному номеру будет найден объект недвижимости, произойдет переход к странице подтверждения данных, по которым будет осуществляться on-line оплата. Если по указанному номеру объект недвижимости не будет найден, пользователь имеет возможность вернуться к странице с введеним регистрационного номера или на страницу с вариантами поиска.

3. Поиск по кадастровому номером земельного участка

Установите отметку, которая соответствует варианту поиска и нажмите кнопку «Далее». В открывшемся окне введите кадастровый номер земельного участка.

Если по указаному будет найден земельный участок, произойдет переход к странице подтверждени яреквизитов плательщика, которые необходимы для осуществления on-lineоплаты. Если по указаному кадастровому номеру не будет найдено земельного участка, пользователь имеет возможность вернуться к странице с введением кадастрового номера или на страницу с вариантами поиска.

4. Поиск по данным физического лица

Установите отметку, что соответствует варианту поиска и нажмите кнопку «Далее». В открывшемс окне введите параметры поиска: фамилия, имя и отчество лица (ФИО), РНОКПП (индивидуальный налоговый номер), серию и номер документа. Если Вы указали индивидуальный код или серию и номер документа, данные ФИО указывать не обязательно. Для поиска можно ввести только один из параметров.

5. Поиск по данным юридического лица

Установите отметку, что соответствует варианту поиска и нажмите кнопку «Далее». В открывшемся окне введите код ЕГРПОУ. Название предприятия указывать не обязательно.

Если по указанным параметрам будет найдена информация о предприятии, произойдет переход к странице подтверждения реквизитов плательщика, которые необходимы для осуществления on-line оплаты. Если информация не найдена, Вы сможете вернуться к странице ввода данных для поиска предприятия или на страницу с вариантами поиска.

Шаг 6. Оплата

Для оплаты в online режиме проверьте информацию о Плательщике, отображенную на экране. Чтобы оплатить услугу, нажмите кнопку «Оплатить». Откроется страница платежной системы. Установите флажок, подтверждающий согласие с условиями договора-оферты на перевод средств при осуществлении интернет-платежей. Выполните on-line оплату, следуя указаним платежной системы.

Информационная справка будет выведена на экран, а также отправлена на электронный адрес mail.gov.ua.

Если Вы решили отказаться от осуществления оплаты, нажмите кнопку «Новый запрос».

В настоящий момент в редакционной доработке Советом при Президенте Российской Федерации находится проект изменений в раздел II ГК РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Изменения разработаны на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 , Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации (проект федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую , а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - законопроект). Данным законопроектом планируется внести существенные изменения в институт вещного права . Так, например, намечается уточнить положения раздела , посвященного вещным правам, а сам раздел "Право собственности и другие вещные права" изменить на "Вещные права" и дополнить новыми подразделами вещных прав (см. таблицу).

Таблица. Структурное содержание новых подразделов вещных прав

Подразделы вещных прав

Вносимые изменения

Институт владения Общие положения о вещных правах Право собственности Ограничение вещных прав
Понятийный аппарат Фактическое господство лица над объектом владения, сохраняющееся до тех пор, пока владелец имеет свободный доступ к объекту владения Вещные права - это права, предоставляющие лицу непосредственное господство над вещью, а также являющиеся основанием осуществления вместе или по отдельности правомочий владения, пользования и распоряжения ею в установленных пределах Земельный участок как объект права собственности, - участок поверхности земли, границы которого определены и удостоверены в установленном порядке и в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет Установлен закрытый перечень ограниченных вещных прав
Признаки и правила
  • владение вещью не подлежит государственной регистрации;
  • передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом (передаточным актом);
  • лица, имеющие доступ к объекту в силу родственных или трудовых связей, не признаются его владельцами;
  • появляется секвестр - хранитель спорной вещи, которого определяет суд
  • вещное права на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации
  • вещное право непосредственно обременяет вещь и следует за вещью;
  • вещное право не имеет срока действия;
  • вещное право не прекращается утратой правомочия владения
  • право собственности на недвижимую вещь подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации;
  • право собственности на самовольную постройку, созданную без получения разрешения на строительство, на находящемся в государственной или муниципальной собственности земельном участке, в отношении которого лицо, осуществившее постройку, имеет гражданские права, может быть признано за этим лицом, если самовольная постройка возведена без существенных нарушений градостроительных и строительных норм;
  • право собственности на недвижимую вещь, приобретенную по сделке, возникает у приобретателя с момента государственной регистрации права собственности приобретателя;
  • право собственности на здание или сооружение возникает с момента государственной регистрации и принадлежит собственнику земельного участка, если иное не установлено законом;
  • право собственности на объект незавершенного строительства возникает с момента его государственной регистрации
Виды, перечень Законное и незаконное (добросовестное и недобросовестное). По общему правилу, владение приобретается установлением фактического господства над вещью (например, вручением приобретателю вещи) Закрытый перечень вещных прав:
  • право постоянного землевладения;
  • право застройки;
  • сервитут;
  • право личного пользовладения;
  • ипотека;
  • право приобретения чужой недвижимой вещи; - право вещной выдачи;

_____

  • право постоянного землевладения (эмфитевзис);
  • право застройки;
  • сервитут;
  • право личного пользовладения (узуфрукт);
  • ипотека
  • право приобретения чужой недвижимой вещи;
  • право вещной выдачи;
  • право оперативного управления;
  • право ограниченного владения земельным участком.
Объекты
  • любые вещи (в том числе деньги и ценные бумаги);
  • вещи, определенные родовыми признаками, при условии их индивидуализации; вещи, находящиеся в процессе создания;
  • часть недвижимой вещи, если можно определить границы этой части
Индивидуально-определенные вещи Индивидуально-определенные вещи
Способы защиты
  • в судебном порядке
  • самостоятельно (путем самозащиты);
  • посредством обращения к уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления;
  • признания вещного права в судебном порядке;
  • самостоятельно (путем самозащиты);
  • посредством обращения к уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления;
  • в судебном порядке (виндикационныйи негаторный иски, иск о признании права собственности)
  • самостоятельно (путем самозащиты);
  • посредством обращения к уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления;
  • признание права в судебном порядке;
  • истребования вещи из чужого незаконного владения (виндикационный иск);
  • устранения нарушений вещного права, не связанных с лишением владения (негаторный иск)

Остановимся на рассмотрении изменений, касающихся ограниченных вещных прав , большая часть из которых, вводится в российское законодательство впервые.

1. Право постоянного землевладения (эмфитевзис) . Под правом постоянного землевладения (эмфитевзис) понимается право владения и пользования чужим земельным участком, устанавливаемое бессрочно или на определенный срок (не более 50 лет) для целей ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, организации рыболовства, рыбоводства, охоты, создания особо охраняемых территорий и геологических объектов, а также для иных предусмотренных законом целей, достижение которых связано с использованием природных свойств и качеств земельного участка (ст. 1 законопроекта).

Право постоянного землевладения устанавливается по воле собственника на основании договора об установлении права постоянного землевладения и подлежит государственной регистрации. Существенными условиями договора об установлении права постоянного землевладения являются:

  • сведения о земельном участке;
  • цели использования земельного участка,
  • плата за право постоянного землевладения;

При этом плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых ежегодно, если иная периодичность их уплаты не предусмотрена законом или договором либо в виде установленной доли полученных в результате использования участков плодов, продукции, доходов.

Обладатель права постоянного землевладения вправе отчуждать его, передавать в залог или иным образом распоряжаться им.

Также оно может быть прекращено в случаях:

  • изменения природных свойств и качеств земельного участка, приведшего к невозможности его использования в соответствии с целевым назначением;
  • истечения определенного срока, на который оно установлено;
  • по соглашению между собственником земельного участка и лицом, имеющим право постоянного землевладения, за исключением случаев, когда это право передано в ипотеку;
  • изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Право постоянного землевладения может быть также прекращено по инициативе собственника в случае, если лицо, имеющее данное право, не исполняет обязанность по улучшению земельного участка или допускает его ухудшение либо не вносит установленную плату за два года подряд.

2. Право застройки. Право застройки вызывает наибольший интерес у юридических лиц, чем у физических, поскольку, в случае принятия законопроекта, право застройки по сути заменит распространенную в настоящее время аренду земельного участка в целях строительства (). Предполагается, что строительство на чужом земельном участке будет возможно исключительно на праве застройки.

Под правом застройки понимается право владения и пользования чужим земельным участком в целях возведения на нем здания или сооружения и его последующей эксплуатации (ст. 1 законопроекта). Такое право служит основанием для возведения на чужом земельном участке одного или нескольких зданий и сооружений.

Иными словами, роль договора об установлении застройки в том, чтобы зафиксировать возникновение этого права по воле собственника. Из договора появляется одна обязанность субъекта этого вещного права - раз в год платить собственнику определенную плату.

Право застройки подлежит государственной регистрации и устанавливается на основании договора об установлении права застройки.

Существенные условия договора о застройки:

  • сведения о земельном участке;
  • место расположения возводимого здания или сооружения на участке;
  • сроки права застройки;
  • сведения о плате за право застройки. Плата за право застройки устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых ежегодно или единовременно, либо предоставления собственнику земельного участка в собственность либо во владение и пользование помещений в возведенных зданиях;
  • характеристики возводимого здания или сооружения, если собственником здания является гражданин или юридическое лицо.

Право застройки устанавливается на срок, определенный в договоре об установлении права застройки, который не может быть менее 50 и более 100 лет.

Лицо, обладающее правом застройки, вправе распорядиться им любым способом (отчуждать его, передавать в залог и др.).

Согласно законопроекту право застройки прекращается:

  • досрочно по соглашению между собственником земельного участка и лицом (лицами), имеющим (имеющими) право застройки;
  • в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо его реквизиции;
  • расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств ();
  • по истечении срока на который оно установлено.

При прекращении права застройки здания и сооружения, принадлежавшие лицу, имеющему право застройки, поступают в собственность собственника земельного участка . Для того чтобы в дальнейшем избежать проблем, связанных с отказом в продлении данного договора, следует заключать такие договора на максимальный срок - 100 лет.

3. Сервитут. Сервитутом признается право управомоченного лица (сервитутом) ограниченно пользоваться чужим земельным участком, зданием или сооружением (служащая вещь) для осуществления принадлежащего этому лицу права собственности на земельный участок, здание или сооружение (господствующая вещь), если использование господствующей вещи по назначению невозможно без установления сервитута.

Виды сервитутов приведены в ст. 1 законопроекта, установление иных сервитутов не допускается.

Так, могут быть установлены:

  • сервитуты перемещения - они предусматривают право прохода, прогона скота, проезда;
  • строительные сервитуты. В случае, когда строительство, капитальный ремонт или реконструкция здания или сооружения невозможны без использования чужого земельного участка или иного объекта недвижимости, может быть установлен сервитут стройки или опоры. Сервитут стройки - временное размещение в границах земельного участка или другой служащей вещи строительных лесов, строительных машин и механизмов, подкрановых путей, иного необходимого оборудования, производство земляных работ в целях доступа к подземной части здания или сооружения, являющегося господствующей вещью, с последующим восстановлением служащей вещи. Сервитут опоры устанавливается при использовании здания или сооружения, расположенного в границах земельного участка или другой служащей вещи, для опоры конструкций здания или сооружения, в том числе возводимого или реконструируемого, в границах господствующей вещи;
  • сервитут мелиорации (устанавливается для отвода и подвода воды);
  • горный сервитут (устанавливается для размещения оборудования и сооружений, необходимых для добычи полезных ископаемых);
  • коммунальный сервитут (устанавливается для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения).

Сервитут устанавливается в отношении определенного круга лиц по соглашению собственников служащей и господствующей вещей, а в случае спора – судом. В договоре об установлении сервитута или судебном решении должен быть указан вид сервитута, условия его осуществления, а также размер платы за него, которая может устанавливаться в виде единовременного или периодических платежей. Сервитут не может быть установлен, если он лишает собственника вещи возможности использовать ее по назначению.

Сервитут подлежит прекращению в следующих случаях:

  • по соглашению собственников вещей, связных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута; при соединении служащей и господствующей вещей;
  • если пользование служащей вещью в соответствии с ее изменившимся назначением становится невозможным при сохранении сервитута; по истечении срока сервитута (если он установлен);
  • при совпадении в одном лице собственника служащей и господствующей вещей.

4. Право личного пользования.

Российское законодательство такого понятия, как узуфрукт пока не содержит, однако, есть права, близкие к нему по своему содержанию, закрепленные как в гражданском законодательстве, так и в ЖК РФ. К таковым, в частности, можно отнести права членов семьи собственника ( , ), права отказополучателя по завещательному отказу ().

6. Право приобретения чужой недвижимой вещи.

Право приобретения чужой недвижимой вещи возникает у лица на основании его договора с собственником недвижимой вещи , а в случаях, установленных законом, на основании договора с лицом, которое не является ее собственником на момент заключения договора, но станет таковым после создания соответствующей недвижимой вещи.
Лицо, обладающее правом приобретения чужой недвижимой вещью, имеет исключительное право перед другими лицами на приобретение данной вещи в свою собственность.
Такое право может возникать из любого договора, предусматривающего отчуждение недвижимой вещи. Существенными условиями договора о праве приобретения чужой недвижимой вещи являются :

  • данные, позволяющие определить вещь;
  • срок существования права приобретения чужой недвижимой вещи;
  • размер платы, если право предоставляется на платной основе;
  • срок передачи вещи;
  • цена и срок оплаты приобретаемой вещи.

Право приобретения чужой недвижимой вещи подлежит государственной регистрации. При этом данное право может быть передано другому лицу с одновременной передачей этому же лицу своих прав и обязанностей по договору, предусматривающему отчуждение вещи в его собственность.
Указанное право прекращается, если :

  • вещь поступила в собственность обладателя этого права;
  • произошел выкуп собственником вещи права ее приобретения у правообладателя;
  • правообладатель отказался от этого права;
  • истек срок существования права;
  • произошла гибель недвижимой вещи, обремененной этим правом.

7. Право вещной выдачи. Право вещной выдачи предоставляет его обладателю возможность периодически получать от собственника недвижимой вещи имущественное предоставление в форме товара, денег, работ или услуг в определенном размере (объеме), а в случае неполучения такого предоставления - правомочие распорядиться этой вещью путем обращения на нее взыскания в порядке, предусмотренном для ипотеки. Основным отличием от ипотеки здесь является то, что ипотека представляет собой обеспечительное право, в то время как право вещной выдачи является самостоятельным правом . Право вещной выдачи предусматривает совершение собственником недвижимой вещи определенных действий, в этом заключается основное ее отличие от сервитута.

Право вещной выдачи может пригодиться в том случае, когда есть спор по поводу неделимой вещи. В данном случае одной стороне остается неделимая вещь, а другая сторона получает от собственника неделимой вещи имущественное предоставление.

Право вещной выдачи возникает на основании договора об установлении права вещной выдачи с собственником или по иным основаниям, предусмотренным законом. Данный договор подлежит государственной регистрации.

Существенные условия договора:

  • размер (объем) имущественного предоставления;
  • его денежная оценка;
  • периодичность предоставлений;
  • срок действия права вещной выдачи.

Право вещной выдачи может быть установлено на срок жизни гражданина, имеющего это право, или иной срок, но не более чем на 100 лет.

Право вещной выдачи подлежит прекращению в случаях:

  • смерти обладателя права вещной выдачи, если данное право было установлено на срок его жизни;
  • истечение срока действия права вещной выдачи;
  • гибели недвижимой вещи, обремененной правом вещной выдачи.

8. Право оперативного управления. В действующей редакции ГК РФ есть глава, посвященная праву оперативного управления - "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления". Согласно предполагается упразднить институт права хозяйственного ведения и устранить правовую неопределенность , которая заключается в том, что для предприятий или учреждений, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, устанавливается различный правовой режим.

По мнению д. ю. н., члена Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации Витрянского Василия Владимировича , данный законопроект в переходных положениях (п. 28 ст. 8 законопроекта) содержит хорошие правила, новеллу, которую мало кто замечает, где сказано, что все договора аренды будут считаться прекращенными с введением в действие названного Законопроекта, а у предприятий возникнет право оперативного управления абсолютно на все имущество, включая земельный участок.

По законопроекту предполагается, что предприятия или учреждения не вправе продавать или распоряжаться иным образом, принадлежащим ему на праве оперативного управления недвижимым имуществом . Предприятие, не являющееся казенным, по общему правилу вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом, в то время как казенное предприятие или учреждение вправе распоряжаться движимым имуществом лишь с согласия собственника имущества. Без согласия собственника казенное предприятие или учреждение вправе распоряжаться производимыми ими товарами, работами, услугами.

9. Право ограниченного владения земельным участком. Для данного вида ограниченного вещного права отдельной главы в ГК РФ согласно законопроекту не предусмотрено, тем не менее, данное право предположительно будет содержится в перечне ограниченных вещных прав и в главе о праве собственности на здания и сооружения.

Правом ограниченного владения земельным участком признается право собственника здания или сооружения, не имеющего иного вещного права или договора с собственником земельного участка, владеть и пользоваться земельным участком в объеме, необходимом для обеспечения его доступа к указанному зданию или сооружению.

Собственник земельного участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от собственника здания или сооружения соразмерную плату за владение и пользование земельным участком.

Государственная регистрация прав на недвижимость. Поскольку из всех видов имущества объекты недвижимости всегда рассматривались как наиболее ценные, государство уделяет особое внимание закреплению и охране прав на них. Право собственности и другие вещные права граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК).

Государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации (ст. 9 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость). В настоящее время это Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Регистрация осуществляется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом Реестре регистрируются права на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и иные объекты, прочно связанные с землей (здания, строения, сооружения и т.п.).

Права на морские суда и суда внутреннего плавания регистрируются в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге органами, уполномоченными осуществлять такую регистрацию в соответствии с законодательством о морском и внутреннем водном транспорте <1>. Права на воздушные суда - в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, который ведется уполномоченным органом в области гражданской авиации <2>. Специальной регистрации подлежат также космические объекты.

Исключением из этого общего правила являются случаи приобретения права собственности на помещения, предоставленные членам жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива или иным лицам, имеющим право на паенакопления, полностью внесшим свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение. Право собственности у таких лиц возникает с момента выплаты паевого взноса (п. 4 ст. 218 ГК). Поэтому государственная регистрация права собственности на подобные объекты недвижимости имеет не правообразующий, а правоподтверждающий характер.

Если собственность на недвижимость не зарегистрирована, то ранее возникшие права признаются. Однако при совершении новых сделок необходимо зарегистрировать право собственности (п. 2 ст. 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость). Таким образом, после введения в действие указанного Закона исключается возможность распоряжения недвижимым имуществом без предварительной регистрации ранее возникших прав на него.

Государственная регистрация права собственности требуется также в отношении объектов незавершенного строительства, которые в настоящее время признаются самостоятельными объектами недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК, ст. 25 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость).

От регистрации прав на недвижимое имущество необходимо отличать регистрацию сделок с недвижимым имуществом. По общему правилу любая сделка с недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента ее заключения. Регистрируется лишь переход права собственности по такой сделке.

Однако в некоторых случаях, прямо указанных в законе, государственной регистрации подлежит не только переход права собственности, но и сама сделка с недвижимым имуществом. В частности, обязательность государственной регистрации установлена в отношении договоров купли-продажи и аренды предприятий как имущественных комплексов (п. 3 ст. 560, п. 2 ст. 658 ГК), договоров дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК), договоров купли-продажи жилых помещений (п. 2 ст. 558 ГК), договоров ренты, предусматривающих отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты (ст. 584 ГК), договоров аренды недвижимого имущества, в том числе заключаемых на один год и более договоров аренды земельных участков (п. 2 ст. 609 ГК, п. 2 ст. 26 Земельного кодекса), договоров аренды зданий и сооружений, а также нежилых помещений, заключаемых на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК), договоров доверительного управления недвижимым имуществом (п. 2 ст. 1017 ГК), договоров залога недвижимого имущества (ипотеки) (п. 3 ст. 339 ГК).

Начиная с 1 апреля 2005 г. требуется также государственная регистрация договоров о долевом участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (ст. 25.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость). Таким образом, соответствующие договоры фактически приравниваются к сделкам с недвижимостью.

Собственники недвижимого имущества при совершении соответствующих сделок должны учитывать указанные требования закона, так как при отсутствии государственной регистрации эти сделки признаются недействительными либо незаключенными (п. 1 ст. 165, п. 3 ст. 433 ГК).

(Исрафилов И. М.) («Законность», 2010, N 6)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОГРАНИЧЕННЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

И. М. ИСРАФИЛОВ

Исрафилов Исрафил Мукаилович, доцент кафедры гражданского права Московского государственного открытого университета (г. Махачкала).

В статье автор обосновывает необходимость государственной регистрации отдельных видов ограниченных вещных прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Приведены примеры проблем в правоприменительной практике, связанных с отсутствием норм об обязательности государственной регистрации конкретных видов ограниченных вещных прав.

Ключевые слова: гражданское право; жилищное законодательство; ограниченное вещное право; виды вещных прав; государственная регистрация.

The state registration of limited rights of property I. M. Israfilov

In mentioned article by author argues the necessity of state registry in some specific types of limited rights of property in integrated state register of rights on immovable property. Examples of problems have been given in practice, which are related with absence of norms about the necessity of state registration in some specific types limited rights of property.

Key words: civil law; housing legislation; limited rights of property; types of rights of property; state registration.

Правовое регулирование вопросов государственной регистрации вещных прав на объекты недвижимого имущества производится как в нормах Гражданского кодекса РФ, так и в специальном ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В ст. 131 ГК говорится об обязательной государственной регистрации помимо права собственности и таких ограниченных вещных прав, как право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека и сервитут. При этом подчеркивается, что приведенный перечень вещных прав, государственная регистрация которых необходима, неисчерпывающий, так как возможна государственная регистрация и других вещных прав в случаях, предусмотренных в самом ГК или иных законах. В ст. 131 ГК законодатель повторяет перечень ограниченных вещных прав, приведенный в ст. 216 ГК, только дополнив его таким вещным правом, как ипотека. Но и в ст. 216 также не приведен полный перечень конкретных ограниченных вещных прав, так как законодатель указывает, что перечислены «в частности» отдельные виды вещных прав, допуская тем самым наличие и иных вещных прав, которые можно уже определять по характерным для таких прав признакам. И в Федеральном законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество не называются конкретные виды вещных прав, подлежащие государственной регистрации. В ст. 4 Закона содержится только общее требование об обязательности государственной регистрации вещных прав в целом со ссылкой на ст. 131 ГК, т. е. этот специальный Закон тоже не привнес какой-либо ясности в данный вопрос. Некоторую сложность тут создает и то, что государственной регистрации подлежат не только возникновение, переход и прекращение вещных прав, но и их ограничения (обременения), которые несут вещно-правовое содержание. Во всяком случае, ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество говорит о таких ограничениях вещных прав, как сервитут, ипотека, доверительное управление имуществом и аренда, вещно-правовой характер которых сегодня у многих юристов не вызывает сомнений. Следует заметить, что перечень ограниченных вещных прав не исчерпывается содержащимися в ст. 216 ГК и, если исходить из характерных признаков этих прав и позиции законодателя, можно насчитать еще с десяток таких прав, хотя в нормах гражданского законодательства прямо о них не сказано. Но зато о некоторых вещных правах говорится в нормах жилищного законодательства и причем уже совершенно однозначно. Отсутствие в законодательстве единого подхода к определению понятия ограниченных вещных прав и их видов повлекло за собой также и правовую проблему, связанную уже с государственной регистрацией этих прав, о которой говорят многие специалисты <1>. ——————————— <1> См., напр.: Гришаев С. П. Государственная регистрация вещных прав // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 89.

О государственной регистрации таких ограниченных вещных прав, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, говорится в ст. 131 ГК, и никаких особенностей относительно их государственной регистрации ни в нормах ГК, ни в нормах специального Закона нет. Возникновение, переход и прекращение этих вещных прав подлежат регистрации в Едином государственном реестре аналогично праву собственности. Касательно таких ограниченных вещных прав, как право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право постоянного (бессрочного) пользования им, следует отметить, что помимо общего требования ст. 131 ГК на обязательность государственной регистрации этих прав указывается и в ст. 25 Земельного кодекса. ЗК говорит также и о необходимости обязательной государственной регистрации земельных сервитутов, как частных, так и публичных. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество не содержит каких-либо особенностей относительно регистрации сервитутов, но надо иметь в виду, что одновременно с государственной регистрацией сервитута как вещного права необходимо провести еще регистрацию и ограничения права собственности на земельный участок в результате установления сервитута <2>. Непонятным остается вопрос о соотношении регистрации сервитута вещного права и ограничения права собственности (или другого вещного права на недвижимое имущество) в результате установления сервитута. Действительно, ограничение права собственности непосредственно связано с ограниченным вещным правом и несет из-за этого вещно-правовой характер. Это «две стороны» одного действия, и, как представляется, более важное — установление, а соответственно, и государственная регистрация самого вещного права, а регистрация ограничения (обременения) — это только следствие предыдущего действия, и у него, на наш взгляд, констатирующее значение, не влекущее каких-либо юридических последствий. ——————————— <2> См. п. 17 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 г. N 132.

Для возникновения ограниченных вещных прав юридически значима государственная регистрация установления самого права, и поэтому не нужно заменять его регистрацией договора или иного соглашения, на основании которого право возникло, что часто пытаются сделать. Однако указанные действия совершенно разные в правовом плане, и, как представляется, тут необходимо согласиться с мнением тех авторов, которые видят разницу в указанных ситуациях и согласны с необходимостью регистрации только самого ограниченного вещного права, а не договора (соглашения), которым оно установлено, если регистрация договора также специально не предусмотрена законом <3>. ——————————— <3> См.: Ким Д. Ч. Проблемы теории и практики применения частного сервитута // Журнал российского права. 2007. N 6. С. 138.

Такое ограниченное вещное право, как ипотека (залог недвижимого имущества), подлежит обязательной государственной регистрации на основании ст. 131 ГК, ст. 29 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и ст. 19 ФЗ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Но особенность государственной регистрации в этом случае заключается в том, что такое вещное право, как ипотека, возникает не только на основании договора, но и в силу закона. Согласно ст. 77 Закона об ипотеке жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет кредитных средств или средств целевого займа, считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на дом или квартиру. Согласно ст. 20 Закона об ипотеке государственная регистрация ипотеки в силу закона в отличие от регистрации этого права на основании договора осуществляется одновременно с регистрацией права собственности лица, чье право обременяется ипотекой, если иное не установлено федеральным законом. Но одна проблема в этих случаях все-таки возникает: из договора или акта о введении в эксплуатацию вновь возведенного жилья, на основании которых регистрируется право собственности, достаточно сложно разобраться в том, на какие средства приобретены или построены дом или квартира, что создает проблемы на практике <4>. Чтобы законодательно разрешить эту проблему, нам представляется, что для случаев предоставления кредитов или иных целевых средств на приобретение или строительство жилья следует установить требование об обязательном включении в договор или акт о вводе в эксплуатацию условия о финансировании с возникновением залоговых обязательств получателя денежных средств. В таком случае закрепление этого условия будет достаточным основанием для государственной регистрации ипотеки на основании закона. Условие о финансировании приобретения или строительства здесь будет играть чисто информационную роль в отличие от договора ипотеки, имеющего юридическое значение для возникновения залоговых правоотношений и государственной регистрации ипотеки как вещного права залогодержателя <5>. ——————————— <4> См. п. 9 Обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с договором об ипотеке // Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2005 г. <5> См. об этом подробнее: Исрафилов И. М. Особенности залога жилых домов и квартир // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 136 — 140.

Относительно государственной регистрации права пользования жилым помещением в ГК и Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество никаких норм нет. В ч. 3 ст. 33 ЖК говорится о праве лиц, пользующихся жилым помещением на основании завещательного отказа, требовать государственной регистрации своего права в едином реестре. Следует заметить, что такое же право в силу положений ст. 34 ЖК принадлежит и пользователю жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением, о чем в нормах ГК и Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ничего не говорится. Правда, в ст. 584 ГК сказано о государственной регистрации самого договора пожизненного содержания с иждивением как разновидности рентного договора, но это не затрагивает государственную регистрацию права как ограниченного вещного права, о чем сказано в ст. 34 ЖК, и первое, на наш взгляд, тут никоим образом не должно заменять второе. Следует заметить, что в гражданском законодательстве (п. 2 ст. 609 ГК) предусмотрена также государственная регистрация и всех других договоров о предоставлении недвижимого имущества во временное пользование на праве аренды, но такая регистрация не должна заменить государственную регистрацию вещных прав. Если одновременно предусмотрена регистрация и договора и вещного права, то, как думается, регистрации подлежит и то и другое. Но в Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество тем не менее отражена другая позиция в отношении регистрации права арендатора и договора аренды недвижимости. Так, в п. 1 ст. 26 говорится о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества в смысле разновидности обязательства. Пункт 3 этой же статьи говорит о государственной регистрации договора аренды помещения уже как об обременении прав арендодателя, и, как представляется, в последнем случае сама регистрация как таковая более тяготеет к государственной регистрации вещного права арендатора на полученное в пользование помещение, так как в ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество об обременении говорится как о стеснениях правообладателя при осуществлении им своих прав, что по большому счету является основным признаком ограниченного вещного права. В связи с этим представляется, что необходимо внести соответствующие изменения в законодательство и закрепить отдельную государственную регистрацию и договора аренды недвижимого имущества и вещных прав арендатора как пользователя недвижимого имущества. По аналогии с арендой недвижимого имущества следует, на наш взгляд, поступить и с безвозмездным пользованием недвижимым имуществом, так как в действующем законодательстве нет никаких правовых норм относительно регистрации вещных прав ссудополучателей <6>. Хотя на определенных этапах в законодательстве на уровне подзаконных нормативных актов были установлены требования о государственной регистрации отдельных видов договоров безвозмездного пользования недвижимостью <7>. ——————————— <6> Об аналогии договоров аренды и ссуды см.: Исрафилов И. Безвозмездное пользование недвижимым имуществом // Законность. 2000. N 12. С. 41 — 43. <7> См. п. 6 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. (ныне утратило силу).

Нет в гражданском законодательстве и специальных норм относительно государственной регистрации договоров найма жилого помещения и вещных прав нанимателей жилого помещения и членов их семей. Представляется, указанный договор более других требует повышенного к себе внимания с точки зрения необходимости его государственной регистрации. Такая же неопределенность есть и в отношении вещного права на проживание членов семьи собственника жилого помещения. Хотя его юридическая оценка почти аналогична оценке права проживания на основании завещательного отказа, законодатель в отличие от последнего все же не предусмотрел необходимость государственной регистрации в отношении прав членов семьи собственника жилого помещения. В правовой литературе многократно обосновывалась необходимость государственной регистрации ограниченного вещного права членов семьи собственника на проживание в жилом помещении последнего <8>. ——————————— <8> См., напр.: Исрафилов И. М. Правовая природа вещных прав на жилые помещения // Хозяйство и право. 1999. N 2. С. 94; Щенникова Л. В. Вещное право: Учебное пособие. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001. С. 232; Качалова И. В. Право собственности и иные вещные права граждан на жилые помещения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 8 и др.

Высказывались также и мнения о том, что подобная регистрация прав указанных пользователей жилплощади вызовет на практике значительные проблемы, которые будут заключаться в сложности определения субъектов этого права, а также оснований для такой регистрации <9>. С. Гришаев в этой связи вообще высказывает сомнение в возможности определения членов семьи собственника жилого помещения <10>. Но и в первом и во втором случае проблема не столь сложна, так как, во-первых, принят новый ЖК, в ч. 1 ст. 31 которого четко определен круг членов семьи собственника жилого помещения, и, во-вторых, признание других лиц членами семьи собственника теперь возможно только в случае вселения их в жилое помещение в качестве членов семьи. Соответственно, для признания лиц членами семьи собственника теперь необходимо и достаточно их вселения в жилое помещение в таком качестве, и, на наш взгляд, доказательством может служить соглашение, заключаемое при вселении между собственником жилого помещения и лицом, вселяемым в качестве члена его семьи. Эта проблема сегодня уже не столь масштабна, какой она была при действии Жилищного кодекса РСФСР 1983 г., в котором предусматривалась возможность признания членом семьи на основании ведения общего хозяйства и совместного проживания. ——————————— <9> Пискунова М. Г. Особенности возникновения прав на недвижимость и проблемы государственной регистрации // Государственная регистрация права на недвижимость: проблемы регистрационного права / Отв. ред. А. Р. Кирсанова. М.: Ось, 2003. С. 54. <10> Гришаев С. П. Государственная регистрация вещных прав // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 90.

Что же касается права доверительного управляющего на переданное в его управление недвижимое имущество, то законодатель и здесь установил требование о необходимости государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление как обременения права собственности, а не регистрации самого договора. Поскольку тут регистрации подлежит не сделка, а обременение права собственности, являющееся, по сути, как нами уже было отмечено, вещным правом доверительного управляющего, то трудно согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что при регистрации вещного права в этом случае не может быть выдано свидетельство о регистрации <11>. Обоснование этого мнения тем, что Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г., не предусмотрена выдача свидетельства о государственной регистрации с указанием срока его действия, не является, на наш взгляд, достаточным. В этих Правилах действительно не предусмотрена выдача свидетельства. Но в них специально урегулирована процедура регистрации прекращения прав и обременении в целом, а потому совершенно излишне установление сроков регистрируемых прав. А иногда просто и невозможно установить сроки заранее, а соответствующая запись в реестр может быть внесена только после прекращения прав по тем или иным основаниям. ——————————— <11> Михеева Л. Ю. Государственная регистрация передачи недвижимого имущества в доверительное управление // Юстиция. 2006. N 2. С. 59 — 60.

Представляется, что необходимость государственной регистрации ограниченных вещных прав во всех указанных случаях в Едином реестре продиктована еще и тем, что любой участник гражданского оборота вправе иметь необходимую информацию обо всех вещных правах на имущество, которое он собирается приобрести в собственность или получить в пользование, до того, как заключит соответствующую гражданско-правовую сделку.

Пристатейный библиографический список

1. Гришаев С. П. Государственная регистрация вещных прав // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 89 — 90. 2. Исрафилов И. М. Особенности залога жилых домов и квартир // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 136 — 140. 3. Исрафилов И. Безвозмездное пользование недвижимым имуществом // Законность. 2000. N 12. С. 41 — 43. 4. Исрафилов И. М. Правовая природа вещных прав на жилые помещения // Хозяйство и право. 1999. N 2. С. 94. 5. Качалова И. В. Право собственности и иные вещные права граждан на жилые помещения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 8. 6. Ким Д. Ч. Проблемы теории и практики применения частного сервитута // Журнал российского права. 2007. N 6. С. 138. 7. Михеева Л. Ю. Государственная регистрация передачи недвижимого имущества в доверительное управление // Юстиция. 2006. N 2. С. 59 — 60. 8. Пискунова М. Г. Особенности возникновения прав на недвижимость и проблемы государственной регистрации // Государственная регистрация права на недвижимость: проблемы регистрационного права / Отв. ред. Кирсанова А. Р. М.: Ось, 2003. С. 54. 9. Щенникова Л. В. Вещное право: Учебное пособие. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001. С. 232.

——————————————————————

Виды вещных прав, подлежащих государственной регистрации, определены в законе следующим образом:

  • - право собственности (ст. 209 ГК РФ) - наиболее широкое по объему правомочий вещное право, предоставляющее управомоченному лицу максимальные возможности использования принадлежащего ему имущества;
  • - ограниченные вещные права - абсолютные субъективные права, на использование чужого, как правило, недвижимого, имущества в своем интересе и без посредства собственника. Виды, основания возникновения, объем правомочий, пределы осуществления и порядок регистрации ограниченных вещных прав устанавливаются законом.

В соответствии со статьёй 216 ГК РФ к ограниченным вещным правам относятся:

  • - право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • - право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • - сервитуты;
  • - право хозяйственного ведения;
  • - право оперативного управления Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301..

Таким образом, ограниченное вещное право - это право на чужую вещь, т.е. на вещь, находящуюся в собственности другого лица. Объект ограниченных вещных прав- это всегда индивидуально-определенная вещь, уже имеющая собственника. В случае отсутствия или прекращения права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право. Ограниченные вещные права, являясь производными от права собственности, одновременно обременяют право собственности и в известной степени ограничивают правомочия собственника. Данные ограничения сохраняются и при смене собственника, т.е. следуют не за собственником, а за вещью Брагинский М. И. , Витрянский В. В. , Звеков В. П. и др. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М. , 1996..

  • -право собственности и иные вещные права на лесные участки (ст. 93 Лесного кодекса РФ);
  • -право собственности и иные вещные права на жилые помещения (ст. 18 Жилищного кодекса РФ);
  • -права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами (ст.3 Закона о государственной регистрации);
  • -права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах (ст. 22.1 Закона о государственной регистрации);
  • -права на имущество, являющееся предметом договора лизинга (ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».