Приложение нарушение пдд. Как сообщить в гибдд о нарушении пдд

Кляузы частных лиц и прежде были основанием для возбуждения дела против нарушителя. Нужно было подать заявление непосредственно в отдел Госавтоинспекции или через специальный сервис на сайте ГИБДД. В качестве доказательств принимались фотографии или видеозаписи нарушений - некорректируемые, чтобы исключить возможность подделки (обычные фото и видео подобной защитой не обладают).

Кроме этого нужно, чтобы на записи было отчетливо видно место, время правонарушения и транспортное средство нарушителя. Сотрудникам Госавтоинспекции приходилось проводить отдельные расследования, чтобы проверить эту информацию и выяснить, кто был за рулем. В большинстве случаев ни подтвердить, ни опровергнуть данные из заявлений активистов не удавалось, ведь заставить свидетельствовать против самих себя или против близких никто не вправе. А следовательно, установить, кто являлся реальным нарушителем, невозможно. И большинство таких дел попросту закрывали.

Продвинутый уровень

Противостояние нарушителей и властей постепенно усугублялось. Например, чтобы не оплачивать платные парковки, многие снимали номера или закрывали их, - и на дорогах появились пешие инспекторы, которые легко справлялись с любыми препятствиями в идентификации неплательщиков. А для тех, кто снимает номера, придумали эваку­ацию .

Но на большое количество нарушителей ни эвакуаторов, ни пеших инспекторов не напасешься. Тут и пришла кому-то в голову идея: нарушителей должны выслеживать жители города! Так в столице появилось мобильное приложение «Помощник Москвы» (в других городах подобные сервисы тоже есть; например, в Казани - «Народный инспектор»). Устанавливаешь на телефон программу, которая позволяет предоставлять неоспоримые доказательства правонарушения (сделано так, что фальсифицировать фотографии невозможно), сообщаешь о нарушителе куда следует - и получаешь бонусы.

Программный код

Установить приложение можно на любой современный смартфон. Минимальные технические требования: камера с разрешением 5 мегапикселей и выше, 50 мегабайт свободного места, наличие приемника GPS/ГЛОНАСС. Чтобы получить доступ, нужно зарегистрироваться на городском портале госуслуг (в Москве это pgu.mos.ru), а приложение можно скачать из интернет-магазинов App Store и Google Play.

Список нарушений невелик. Ловить можно тех, кто паркует машину на газоне, под запрещающим знаком или не оплачивает парковку (за эти нарушения выписывает постановления Московская административная дорожная инспекция - МАДИ), а также тех, кто паркуется на тротуаре или пешеходном переходе (штрафует ГИБДД).

Местоположение борца с нарушителями определяется по спутникам и привязывается к подробной карте. Дальше ему предстоит выбрать вид нарушения и навести камеру на номер автомобиля для четкой фиксации. А как только машина будет идентифицирована, сделать несколько фотографий по ее периметру - и отправить в систему.

Сначала поступившие данные проверяют в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). Специалисты сверяют заявленные виды нарушений с фотографиями и позиционированием на карте. Если всё совпадает, данные направляют в соответствующее ведомство: в случае стоянки на газоне, под запрещающим знаком или неоплаченной парковки - в МАДИ, а если зафиксирована стоянка на тротуаре или пешеходном переходе - в ГИБДД. Те устанавливают собственника и направляют ему «письмо счастья».

Да-да, «помощника Москвы», по сути, приравняли к системе автоматической фиксации правонарушений. При этом не учтен существенный момент: любая система автоматической фиксации по определению исключает человеческий фактор на этапе фиксации нарушения. Верховный суд именно на этом основании признал все мобильные комплексы, фиксирующие скорость при участии сотрудников ДПС, «неавтоматическими» - и следовательно, такие постановления, отправляемые собственникам машин, незаконны.

Здесь ровно такая же ситуация! Ни о каких «письмах счастья» и речи быть не может. Как минимум требуется провести расследование, как и при обычном обращении граждан-жалобщиков. Тем не менее горожане приложение скачивают (сегодня уже больше 140 тысяч пользователей) и нарушителей сдают весьма активно. Около 50 тысяч автомобилистов уже пострадало от пеших «помощников». Уверен, что самые активные пользователи приложения - «безлошадные». Это извечная борьба между автомобилистами и теми, у кого машины нет. А учитывая, что столичные власти всё активнее выживают автомобилистов из города, очевидно, для кого это приложение было разработано.

Стукачество всячески поощряется. За каждого оштрафованного автомобилиста дают 200 баллов. Если сдашь пять автомобилей на одной улице или поймаешь три раза одного автохулигана, дополнительно наградят медалью, которая «стоит» от 500 до 1500 баллов. Баллы можно потратить на билеты в музей (333 балла - посещение музея-заповедника «Измайлово») или просмотр онлайн-трансляции одного из трех московских театров за 900 баллов.

Интересно, нужно ли будет вернуть все подарки, когда автомобилисты начнут массово обжаловать подобные штрафы? Ведь, как я уже говорил, приложение не относится к системам автоматической фиксации нарушений, а значит штраф незаконен - и можно уверенно подавать апелляцию. Для этого, как и в случае с обычными «письмами счастья», нужно в течение десяти дней с момента получения постановления подать жалобу либо вышестоящему должностному лицу (указано в постановлении), либо в районный суд по месту совершения предполага­емого нарушения.

Основанием для отмены может послужить следующее:

  • Отсутствие электронной подписи должностного лица, принявшего такое решение. Верховный суд в своем решении по делу № 67‑АД14–5, указал, что при отсутствии данных об электронной подписи невозможно установить, было ли постановление вынесено уполномоченным должностным лицом или нет. А раз так, постановление считается незаконным.
  • Фиксация нарушения приложением не является автоматической, поскольку подразумевает участие человека. А раз так, водитель не обязан доказывать свою невиновность. В этом случае постановление о штрафе не может направляться собственнику автомобиля. По каждому такому сигналу нужно устанавливать, кто именно был за рулем в момент нарушения.
  • Поскольку приложение не сертифицировано как средство измерения или фиксации фото- и видеоданных, то ни фотографии, ни видеосъемка не могут быть использованы как доказательства виновности авто­владельца.

Ваши доказательства?

Оснований для отмены штрафа более чем достаточно, но автовладельцы оспаривают такие штрафы очень редко. ­Поэтому приложение успешно работает. И «безлошадные» тюкают тех, у кого автомобиль имеется.

Я не защищаю нарушителей. Более того, считаю, что наказание за любое нарушение должно быть неотвратимым. Только наказывать человека можно исключительно в порядке, предусмотренном законом. И никак иначе.

Отдельные нарушения ПДД можно будет зафиксировать на мобильном телефоне с помощью специального приложения – "Народный инспектор". На основании записей и фотографий нарушителю будет назначен штраф без участия сотрудников полиции. Соответствующий законопроект готов к рассмотрению в правительстве.

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором предложено наказывать нарушителей правил дорожного движения только на основании зафиксированных на мобильные телефоны и планшеты фактов. При этом гражданам придется пользоваться специальными мобильными приложениями. Одно из них уже анонсировано - это "Народный инспектор" , который работает пока в тестовом режиме в Республике Татарстан.

Что предлагает полиция

Законопроект позволит выносить постановления о нарушении правил дорожного движения и назначении за них административных наказаний без составления протокола об административном правонарушении уполномоченными сотрудниками ГИБДД на основании фактов нарушения, зафиксированных гражданами с помощью своих мобильных телефонов или планшетов. Единственное условие - заявители должны пользоваться специальными мобильными приложениями, которые отправляют фотографии или видео в неизменном виде на Единый портал государственных и муниципальных услуг, с указанием времени и координат съемки. Кроме того, оператор съемки должен быть зарегистрированным пользователем портала госуслуг.

Какие нарушения смогут фиксировать граждане

В МВД предлагают дополнить КоАП РФ таким образом, чтобы можно было привлекать к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств за правонарушения, оказывающие непосредственное влияние на создание аварийных ситуаций. Поправки вносятся в:

части 1 и 3 статьи 12.10 КоАП РФ "Нарушение правил движения через железнодорожные пути";

части 1 и 3 статьи 12.12 КоАП РФ "Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика";

часть 2 статьи 12.13 КоАП РФ "Нарушение правил проезда перекрестков";

части 2 и 3 статьи 12.14 КоАП РФ "Нарушение правил маневрирования";

части 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ "Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона";

часть 2 статьи 12.16 КоАП РФ "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги";

"Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения".

Остальные нарушения, как и сейчас, будут оформляться только протоколами сотрудников ГИБДД.

Почему это важно?

Полтора года назад Президент России Владимир Путин Федеральный закон, который внес изменения в и позволил признавать фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи в качестве полноценным доказательств по делам об административных правонарушениях. Таким образом, законопроект МВД является логическим продолжением уже принятых изменений и лишь конкретизирует их действие. Кроме того, чиновники надеются, что смогут сократить количество нераскрытых правонарушений.

В свою очередь, эксперты критикуют поправки. Они говорят, что гражданам предоставляется уникальная возможность мстить обидчикам. Не исключено также, что власти предложат активистам, дворникам и охранникам помочь бюджету пополниться за счет штрафов. Чтобы избежать подобных перспектив, специалисты рекомендуют отказаться от возможности выносить штрафы без составления протоколов.

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который упрощает порядок наложения штрафов в случае фиксации нарушений другими водителями.

В настоящее время водитель может записать нарушение на видеорегистратор и отправить запись на рассмотрение в ГИБДД. Данная процедура подробно рассмотрена в статье " ". Однако существующий порядок довольно сложен. Например, сотрудники ГИБДД вызывают для разбирательства и автора видео, и нарушителя. Рассматриваемый сегодня законопроект должен существенно упростить эту процедуру:

Проект Федерального закона "О внесении изменений в КоАП"

07.02.2019 Законопроект №291354-7 принят Государственной Думой в первом чтении.

Список нарушений, фиксируемых через приложение

В первую очередь рассмотрим перечень нарушений, за которые штраф будет накладываться по фотографиям или видео очевидцев. Часть 1 статьи 2.6 1:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

1. К административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств,
имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или работающих в автоматическом режиме средств фото- и киносъемки,
видеозаписи, а за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частями 1 - 5 статьи 12.16, частями 1 1 и 1 2 статьи 12.17, статьей 12.18, статьей 12.19 настоящего Кодекса, - в случае их фиксации гражданами , зарегистрированными в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи и специализированное программное обеспечение, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Статья КоАП Нарушение
12.10
части 1 и 3
Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде
12.12
части 1 и 3
или запрещающий жест регулировщика
12.13
часть 2
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству на перекрестке
12.14
часть 2
Нарушение или
12.14
часть 3
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения
12.15
части 4 и 5
или встречные трамвайные пути
12.16 части 1 - 5 Нарушение требований дорожных знаков или разметки (кроме знаков, запрещающих движение грузовиков)
12.17
части 1 1 и 1 2
для общественного транспорта
12.18 Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
12.19 Нарушение правил транспортных средств

Обратите внимание, перечень нарушений , которые смогут фиксировать граждане (водители), строго ограничен . Тем не менее, в этот список попали нарушения правил остановки и стоянки (в том числе на местах для инвалидов), а также движение по обочинам. Именно эти нарушения вызывают наибольшую неприязнь у водителей.

Однако некоторые нарушения не попали в приведенный перечень. Например, нарушение правил движения в жилых зонах (статья 12.28 КоАП). Довольно часто жители домов жалуются, что во дворах паркуются грузовые автомобили, хотя это и запрещено правилами. К сожалению, для данного нарушения законопроект не предусматривает упрощенной схемы привлечения водителя к ответственности.

Приложение для фиксации нарушений водителями

В рассмотренной выше части 1 статьи 2.6 1 речь идет о специализированном программном обеспечении, которое должно использоваться для фиксации правонарушений. Данное понятие подробно рассматривается в новом примечании:

Примечание. Под специализированным программным обеспечением в настоящей статье понимается программное обеспечение, являющееся составной частью Единого портала государственных и муниципальных услуг и посредством использования единой системы идентификации и аутентификации обеспечивающее идентификацию лица, имеющего подтвержденную учетную запись в ней, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись, получение сведений о времени и месте фиксации административного правонарушения, конфиденциальность и целостность видеозаписи и ее передачу с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включающей Единых портал государственных и муниципальных услуг, в информационную систему обеспечения деятельности органа, должностное лицо которого уполномочено рассматривать дело об административном правонарушении.

Порядок создания и функционирования специализированного программного обеспечения определяется Правительством Российской Федерации.

Итак, нарушение должно быть зафиксировано специальным приложением портала Госуслуг . В настоящее время приложение, о котором идет речь, не существует и его разработка начнется только после того, как данный законопроект будет принят.

Обратите внимание, приложение кроме всего прочего должно будет фиксировать место правонарушения. Т.е. использовать его в любом случае будет возможно только на устройствах, имеющих модуль ГЛОНАСС или GPS.

Кроме того, приложение является дополнительным программным обеспечением, которое нужно будет установить на устройство. Скорее всего варианты приложения будут разработаны для популярных операционных систем Android и iOS, т.е. на смартфонах их использование не вызовет проблем.

А вот установка дополнительного программного обеспечения на обычные видеорегистраторы , размещенные в автомобилях, вызывает серьезные вопросы. Большинство моделей видеорегистраторов вообще не предусматривает возможности установки дополнительного ПО. Так что и приложение на них использовать не удастся. Скорее всего производители различных устройств со временем добавят возможность установки приложения, если эта функция будет востребована.

Ну а поскольку авторегистраторы первое время не будут участвовать в упрощенной схеме, то и запись нарушений на ходу будет практически невозможна. Ведь управлять автомобилем одной рукой, а другой рукой при этом снимать происходящее на камеру смартфона весьма неудобно.

Тем не менее, даже если в первое время упрощенная фиксация штрафов будет возможна только со смартфонов, это очень быстро позволит решить проблемы с хаотичной парковкой на всей территории страны.

Упрощенное наложение штрафов

Ну а теперь перейдем к самой важной части рассматриваемого нововведения. Выше речь шла о том, что зафиксированные гражданами нарушения будут рассматриваться в соответствии со статьей 2.6 1 КоАП. Дополнительно рассмотрим часть 3 статьи 28.6 КоАП:

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6 1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением специальных технических средств, предусмотренных статьями 2.6 1 и 2.6 2 настоящего Кодекса, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6 1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица , в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Суть данного изменения состоит в том, что если нарушение зафиксировано через приложение, то штраф на нарушителя накладывается без его участия . Т.е. порядок рассмотрения становится точно таким же, как и при фиксации нарушений . Нарушитель просто получает по почте письмо с постановлением о наложении штрафа.

В завершение хочу подчеркнуть, что если упрощенный порядок наложения штрафов будет введен, то массовая фиксация правонарушений существенно повлияет на дорожную ситуацию в России. Как только водители почувствуют неотвратимость наказания, они перестанут нарушать требования правил. А это в свою очередь приведет к уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий.

Не смотря на беспрецедентные меры по контролю в городе Москве, в столице по-прежнему остро стоит вопрос по соблюдению водителями действующих правил дорожного движения. Конечно же и безусловно в первую очередь Московские власти уделяют внимание соблюдению правил парковки машин на улицах Москвы. Ни для кого не секрет, что огромное количество таких нарушений ПДД в Московском регионе напрямую .

За последние несколько лет власти Москвы существенно ужесточили ответственность за несоблюдение правил дорожного движения. В частности был ужесточен контроль за водителями, которые паркуются на дорогах города в неположенных для этого местах (на автобусных остановках, тротуарах и т.п.). Так, с целью выявления нарушений парковки в Москве курсируют сегодня мобильные авто-парконы, которые фиксируют прямые нарушения связанные с паркингом автомобилей в неположенных местах. С помощью фото и видео- фиксации парконы фиксируют такие правонарушения и передают их в органы ЦОДД, .

Но к нашему сожалению навести полный порядок в городе Москве с помощью таких мер по мнению самих властей, сегодня уже не получится. Поэтому власти города на данный момент разработали мобильное приложение, при помощи которого, любой человек с помощью своего смартфона сможет зафиксировать . Мобильное приложение называется - "Помощник Москвы". Данное приложение выпущено как и для телефонов "Apple", так и для любых смартфонов которые работают на операционной системе Android.

В настоящий (данный) момент это приложение работает в неполном режиме. В первое время приложение сможет фиксировать совершонные нарушения ПДД только в зоне платной парковки. В дальнейшем разработчики обещают настроить возможность фиксации таких правонарушений и под самими знаками "Стоянка запрещена", "Остановка запрещена", а также в зоне тротуаров, пешеходных переходов и газонов.

Для того чтобы воспользоваться таким приложением необходимо, изначально зарегистрироваться на официальном сайте государственных услуг города Москвы. Внимание уважаемые автомобилисты, если вы уже зарегистрированы или были зарегистрированы на данном портале "госуслуг столицы (Москвы)", то повторно регистрироваться вам не нужно.

Для телефонов Android .

Для телефонов Apple .

Скачав и установив приложение на телефон, вы должны авторизоваться под своим логином, по которому вы входите на портал госуслуг города Москвы.

Как работает мобильное приложение "Помощник Москвы"?


Если вы заметите на дороге, что , то с помощью данного приложения вы можете зафиксировать это правонарушение. Программная среда приложения настроена таким образом, что сам пользователь не может внести в фиксирование таких нарушений своих личных изменений.

С помощью спутниковой навигации GPS/Глонасс приложение фиксирует точную(ые) координату(ы) нарушения, а также государственный номерной знак автомобиля и далее направляет эти материалы (фотографии) о нарушении правил дорожного движения в центр обработки информации. Ну а далее сотрудники ЦОДД вынесут постановление о привлечении владельца автотранспортного средства к административной ответственности.

Стоит здесь отметить следующее, что для безопасности работы приложения данная программа не будет работать на телефонах Андроид, которые были уже взломаны с помощью root-прав.

Также, данное приложение не может пока фиксировать нарушения на всех улицах города Москвы. В настоящий момент такая фиксация правонарушений возможна только в тех местах, где действует зона платной парковки.

Данное приложение специально создано с целью улучшения безопасности дорожного движения и призвано изменить сознание тех водителей, которые категорически не соблюдают .

Чтобы привлечь граждан к активной помощи соблюдения ПДД с помощью данного приложения, власти Москвы намерены, самым активным ее гражданам помогающим фиксировать нарушения ПДД на улицах Москвы начислять определенные баллы, которые в будущем можно будет обменять на какие-то государственные платные услуги.

Например, этими балами можно будет в последующем оплатить парковку в городе Москве, или приобрести билет на общественный автотранспорт, ну и так далее и т.п. услуги.

Мы не собираемся прогнозировать, что данное мобильное приложение начнет мол пользоваться со временем у жителей столицы какой-то особой популярностью. Конечно и не без этого, некоторые граждане скачают данное приложение себе на телефоны с определенной целью его тестирования, или еще какого-то другого интереса. Дело тут в другом, то есть, что у многих наших граждан в стране сегодня не очень-то активная гражданская позиция, а это в свою очередь говорит о том что, мало кто из них захочет вот так прямо "стучать" на других водителей. Наш русский менталитет просто не позволит городским властям столицы увеличить контроль над зонами таких платных парковок.

Согласно которому лицу, сообщившему в ГИБДД о факте нарушения правил дорожного движения и подтвердившему этот факт при помощи фото- или видеосьемки, будет выплачиваться 10% от штрафа, который впоследствии будет взыскан с нарушителя.

По мнению автора данной инициативы, голосование по которой на сайте будет проходить до 14 октября 2017 г., ее введение поможет многократно увеличить поступления в бюджет, а также положительно повлияет как на профилактику правонарушений, так и на гражданскую ответственность при совершении правонарушения.

Так как инициатива носит федеральный уровень, за нее должны отдать свой голос не менее 100 тысяч посетителей сайта. В этом случае она будет передана на рассмотрение в экспертную рабочую группу, которая и принимает мотивированное решение о ее реализации и отклонении.

Понятно, что от публикации инициативы до ее фактического внедрения на практике, даже в случае сбора необходимого количества голосов, дистанция огромного размера. Вместе с тем идея эта, в случае успеха, станет прорывной для нашего общества, где до этого исключительным получателем материальных выгод от штрафов, собранных с автомобилистов, являлось государство. Если же финансово стимулировать и обычных граждан, то количество невидимых глаз, следящих за лихачами, возрастет многократно - к тысячам камер автофиксации прибавятся миллионы смартфонов. А по статистике, в 2015 г. российским водителям с помощью автоматических комплексов фиксации нарушений было выписано около 50 миллионов штрафов на общую сумму, превышающую 25 миллиардов рублей.

Информация о том, что ГИБДД планирует начать широкомасштабно штрафовать собственников автомобилей на основании роликов, снятых гражданами на свои смартфоны, появилась в августе этого года.

Для этого в Кодекс по административным правонарушениям (КОАП) планируется ввести понятие «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений», а Минкомсвязи должно для этих целей разработать специальное приложение для смартфонов.

Для использования программы потребуется регистрация на портале госуслуг . Приложение позволит пользователям снимать видеоролики с четким указанием координат и точному времени происшествия, при этом изменить отснятый материал задним числом будет нельзя. Зафиксировав нарушение, пользователь приложения сможет отправить соответствующий ролик в ГИБДД, а далее на основании полученного материала инспектор сможет принять решение о наказании владельца машины штрафом, если на изображении отчетливо виден регистрационный номер транспортного средства.

При этом наказывать таким способом планируется лишь за ограниченный список нарушений, в который, в частности, войдут пересечение железнодорожного переезда в неположенном месте, проезд на красный свет, поворот налево или разворот в запрещенном месте, непредоставление преимущества пешеходам и спецтранспорту и отказ уступить дорогу машине, пользующейся преимущественным правом проезда.

В настоящий момент уже существуют механизмы, с помощью которых обычные граждане задействуются в процессе фиксации нарушений правил дорожного движения. Так, соответствующий функционал есть на сайте ГИБДД, где любой желающий может оставить заявление о нарушении, приложив к нему фото- или видеоматериал. Вместе с тем для вынесения наказания нарушителю инспекторам требуется провести полноценное расследование, в ходе которого зачастую требуется личное появление заявителя в отделении, сбор свидетельских показаний и т.д. При этом сотрудники автоинспекции ограничены двухмесячным сроком привлечения нарушителя к ответственности.

Имеется также и опыт внедрения мобильных приложений с целью борьбы с нарушителями ПДД. Так, с конца 2015 г. в Москве действует приложение «Помощник Москвы» для платформ Android и iOS, с помощью которого можно сообщить о неоплате парковки в платных зонах, а также об автомобилях, припаркованных под запрещающими знаками «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Вся информация о нарушителях отправляется в соответствующие структуры для вынесения постановления.

C 2014 г. приложение «Народный инспектор» действует на территории Республики Татарстан. При помощи данного приложения, также доступного для платформ Android и iOS, также можно фиксировать нарушения ПДД и парковки со стороны водителей и сообщать о них в ГИБДД, а также предоставлять властям информацию о ДТП в целях установления виновных.

Параллельно для всех жителей России в целях борьбы с нарушителями правил парковки в течение уже нескольких лет является доступным приложение Spot для смартфонов на платформах Android и iOS.

При работе с данным приложением необходимо сделать не менее 3 фотографий хорошего качества, на которых должны быть видны государственный регистрационный номер машины, отсутствие водителя, факт правонарушения (автомобиль на тротуаре, газоне, зебре и т. д.) и окружающая местность, подтверждающая адрес правонарушения. Также необходимо указать регистрационный номер машины вручную, выбрать тип нарушения, а также адрес правонарушения (при наличии GPS адрес заполняется автоматически). Данные отправляются на сервер разработчиков приложения, модерируются, и затем на сервер ГИБДД отправляется электронное заявление.

Фиксировать при помощи данной программы можно только следующие правонарушения: парковка на пешеходном переходе, парковка на тротуаре, парковка на газоне (только для Санкт-Петербурга), парковка вторым рядом, парковка под знаком «Остановка запрещена», парковка на месте для инвалидов. Также через нее можно подать заявление о яме на дороге или проблеме с дорожным знаком.

Жаловаться на нарушителей парковки можно и посредством ряда других приложений для смартфонов, разработанных, к примеру, в рамках проектов Красивый мир или Сердитый Гражданин (через эти программы можно сообщить также о брошенных во дворах автомобилях). Данные проекты в целом посвящены решению проблем благоустройства городских территорий, однако через них также можно направлять сообщения в ГИБДД.

Следует заметить, что практика материального стимулирования граждан за фиксацию нарушений ПДД есть и в других странах. Так, с лета этого года такой эксперимент проходит в городе Ухань китайской провинции Хубэй. Там информаторы, сообщившие о водителях, скрывшихся с места ДТП, получают по 300 юаней ($45), а за информацию о проезде на красный свет светофора и пересечение запрещающей разметки предусматривается вознаграждение в размере 20 юаней ($3).

А в Индии добровольные информаторы при помощи приложения «Дорожный страж» набирают баллы в соответствии с тяжестью сообщенного нарушения, при этом впоследствии за эти баллы можно получить купоны на посещение ресторанов, билеты в кино либо бесплатные минуты мобильной связи, а среди самых активных участников проводятся лотереи с розыгрышем автомобилей, мотоциклов и круизов за рубеж.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.