Последствия обнаружения имущества отсутствующего должника. Кто такой отсутствующий должник

В попытках избежать ответственности за ранее взятую задолженность, человек часто скрывается от кредитора. Отсутствующий должник – это физическое или юридическое лицо, которое имеет определенную сумму долга и считается пропавшим без вести. При этом, кредитору все равно необходимо, чтобы хотя бы тело задолженности было погашено.

Поэтому, в отношении отсутствующего должника производится упрощенная процедура банкротства. Давайте рассмотрим ее особенности и узнаем, что делать, если заемщик пропал и его местонахождение неизвестно.

Признаки

Большинство кредиторов не понимают, в какой момент необходимо подавать исковое заявление в арбитражный суд с просьбой начать рассмотрение по делу отсутствующего должника и принудительного взыскания долга.

Давайте рассмотрим очевидные признаки пропавшего заемщика:

  • На протяжении двенадцати месяцев не наблюдается движений по всем банковским счетам человека. Арбитражный судья первым делом подает запрос в налоговую инспекцию для получения справки о наличии счетов у физического или юридического лица. Позднее по всем банкам, где у должника есть счета, проверяется выписка. С момента подачи искового заявления просматриваются последние двенадцать месяцев. Если за весь год не было найдено движений денежных средств, это явный признак отсутствующего задолжника;
  • Человек не откликается на любые оповещения о необходимости погасить кредит, включая телефонные звонки и письма;
  • Выезды по месту жительства не дают никаких результатов: приставам либо никто не открывает дверь, либо люди, проживающие в жилье, утверждают, что должник не живет на данный момент по этому адресу. Кроме того, специалисты опрашивают соседей и родственников задолжника. Если эта процедура также не дала положительных результатов, это является признаком пропажи заемщика;
  • Отсутствие какого-либо имущества, закрепленного за человеком. Первым делом эксперты направляют запросы в ГИБДД, Гостехнадзор и другие органы, в которых они могут получить сведения о зарегистрированной недвижимости или автомобилях должника. Если полученные ответы свидетельствуют о том, что имущества недостаточно для погашения кредита, осуществляется процедура объявления отсутствующего человека банкротом;
  • Если должником является юридическое лицо, и при наличии вышеперечисленных признаков также очевидно, что его предприятие прекратило предпринимательскую деятельность, можно сделать вывод о пропаже учредителя компании.

Как мы видим, существует достаточно большой перечень признаков, на основании которых физическое или юридическое лицо можно считать пропавшим и начинать процедуру банкротства.

Как происходит процедура объявления банкротом

Для того чтобы возмещения кредита было успешным, необходимо соблюдать простые шаги.

Пошаговая инструкция поможет более детально понять тонкости процесса и добиться положительных результатов даже в том случае, если ситуация кажется бесперспективной:

  1. Подача заявления в арбитражный суд России. Подобный иск может подать кредитор, либо уполномоченный государственный орган (например, налоговая служба). Образец заявления о банкротстве отсутствующего должника вы найдете в следующем разделе;
  2. Анализ ситуации и принятия вердикта. В течение месяца после подачи иска арбитражный управляющий обязан вынести решение по поданной заявке. Для этого он подает запросы в различные инстанции для обнаружения имущества задолжника, проверяет его банковские счета и проводит полномасштабную поисковую работу. Если были обнаружены явные признаки пропажи должника, можно начинать процедуру банкротства;
  3. Уведомление всех кредиторов арбитражным управляющим о разорении физического или юридического лица. Оповещения обязательно должны быть в письменной форме. После получения письма кредитор обязан выдвинуть свои требования относительно погашения задолженности. Управляющий собирает данные требования, исходя из которых, он составляет план выплаты по всем кредитам пропавшего лица;
  4. Поиск имущества. Если в ходе процесса банкротства будет обнаружено какое либо имущество должника, управляющий обязан подать запрос в арбитражный суд для прекращения упрощенного судопроизводства. В таких случаях производится обычная процедура банкротства;
  5. Вынесение вердикта. Арбитражный судья рассматривает план, который был создан управляющим и формирует очередь погашения кредитов должника. Об очередности выплаты долгов читайте ниже.

Таким образом происходит процедура банкротства отсутствующего должника. Все вышеперечисленные шаги обязательно необходимо выполнять для того, чтобы вернуть собственные средства.

Видео: Что делать

Как составить заявление о банкротстве отсутствующего должника в арбитражный суд?

Важно юридически корректно составить иск по делу банкротства должника. Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Полное название арбитражного суда, в который направляется иск для взыскания долга;
  • Все известные данные о задолжнике: ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес прописки, идентификационный код для физических лиц, ЕГРЮЛ для предприятий;
  • Информация о заимодателе, который подает заявление: ФИО, дата рождения, адрес проживания;
  • Размер задолженности на текущий момент времени. Необходимо, чтобы кредитор рассчитал точную сумму, включающую в себя все штрафы и проценты, начисленные в период просрочки;
  • Документы, которые являются основаниями для подачи иска. Это могут быть накладные, договора о предоставлении кредитной суммы и т.д. Нужно, чтобы в документе были указаны сроки возврата займа и условия кредитования (процентная ставка, сумма штрафа при просрочке и тому подобное).

Ознакомиться с образцом для подачи искового заявления в арбитражный суд по факту пропажи должника можно .

Очередность погашения кредитов

После получения претензий от всех заимодателей, арбитражный управляющий составляет план взыскания долгов. В нем прописана поочередность погашения кредитов.

Формируя данный план, эксперт опирается на законодательство России, согласно которому поочередность удовлетворения требований кредиторов такова:

  1. Судебные издержки. Это средства, которые были потрачены в процессе поиска человека;
  2. Залоговые заимодатели. Это те кредиторы, в залоге у которых находится имущество человека;
  3. Работники предприятия (если должником является юридическое лицо). Им выплачивается заработная плата в полном размере;
  4. Задолженность по алиментам;
  5. Задолженность по налогам;
  6. Кредиты, которые были взяты у компаний или у физического лица.

Опираясь на вышеприведенную очередность, арбитражный управляющий составляет план, согласно которому в дальнейшем происходит погашение всех долгов человека.

Упрощенная процедура объявления банкротства

Она выполняется в том случае, если кредитор желает немедленного рассмотрения его заявки. Отличия упрощенной процедуры заключаются в следующих пунктах:

  • Кредитор берет на себя финансирование процесса. Как правило, судебные издержки оплачивает непосредственно задолжник, но в таком случае рассмотрение дела может быть довольно длительным, что не выгодно заимодателю. В таком случае, он может оплатить судебный процесс для проведения упрощенной процедуры банкротства относительно должника;
  • Также любой уполномоченный орган, который не получил свои средства от пропавшего задолжника, имеет право инициировать упрощенную процедуру банкротства, но для этого необходимо доказать свою платежеспособность, ведь оплачивать судебные издержки придется заявителю. Если финансирование происходит за счет заимодателя, возможно ускорить процесс присвоения должнику статусов пропавшего и банкрота.

Как мы видим, упрощенная процедура относительно пропавшего задолжника производится только в том случае, если заявитель готов взять все судебные издержки на себя.

Итоги проведения процедуры

Работа с возвратом долга пропавшего должника – это нелегкий процесс, который не всегда может закончиться успешно. Ведь зачастую отсутствие человека вызвано его многочисленными долгами, которые он не в состоянии оплатить, и лучшим выходом из ситуации он посчитал скрыться от заимодателей.

Поэтому зачастую судье приходится разгадывать целую схему, осуществленную недобросовестным лицом с целью избежать выплаты по кредиту.

Чем медленнее происходит процесс, тем меньше шансов, что должник будет найден и ему придется так или иначе совершить погашение всех своих долгов.

Поэтому, большинство заимодателей инициируют процедуру упрощенного банкротства и самолично финансируют судебный процесс для того, чтобы дело рассматривалось как можно скорее. Эта мера позволяет существенно повысить шансы на то, что должник будет найден.

В любом случае, необходимо помнить, что безнадежных ситуаций не бывает, и даже если кажется, что призвать должника к ответственности не получится, дело может в любой момент принять неожиданный оборот. Главное – соблюдать порядок банкротства отсутствующего должника и выполнять юридически корректные действия.

Законодательство Российской Федерации, предполагает полную материальную ответственность, как физических, так и юридических лиц. Но бывают случаи, когда ответственное лицо пропадает без вести, отсутствует по зарегистрированному адресу и не выходит на связь. Конечно же, осуществление хозяйственной деятельности прекращается, а не погашенные долги остаются.

Банкротство – это объявление о том, что фирма не в состоянии вести расчетные операции, ввиду отсутствия прибыли.

Законодательство

Все тонкости банкротства отсутствующего руководителя, описаны в статье 227:

  1. Ликвидация организации. Для того, что бы подать заявление о прекращении хозяйственной деятельности организации, необходимо собрать следующий пакет документов: учредительные документы и договор между учредителями; бухгалтерская отчетность за весь период; документы, подтверждающие постановку на учет в налоговый орган; контракты о приеме на работу; выписка с банка за весь период с расчетными операциями; выписка с банка об отсутствии/наличии задолженности перед другими контрагентами; справка об отсутствии/наличии открытой кредитной линии, оформленной на организацию и другие документы.
  2. Отсутствие лица, имеющего задолженность по месту регистрации, проживания. В этом случае, необходимо написать заявление в полицию, с просьбой найти неплательщика. После подачи заявления в полицию, по истечении года, должен прийти ответ с полным отчетом, о проведенных мероприятиях по поиску пропавшего человека. На основании этой справки, можно обратиться в суд и признать неплательщика отсутствующим.
  3. Пропажа без вести. Бывают случаи, когда человека абсолютно нигде нет, он не отвечает на звонки (или его телефон отключен), не пишет на электронную почту. Попробовать найти человека, можно путем прослеживания местонахождения сигнала, исходящего от сотового телефона.

Иногда, директора предприятий намеренно скрываются, чтобы не уплачивать взносы по кредитам – это является уголовным преступлением, которое влечет за собой не только лишение свободы, но и конфискацию имущества.

Рассмотрим ряд ситуации, при которых целесообразно подать в суд исковое заявление

  1. Так как местонахождение должника неизвестно, то суд определяет порядок банкротства и способ погашения задолженности. По заявлению кредитора, с готовым судебным решением, намного проще добиться компенсации ущерба от страховых компаний.
  2. Для погашения задолженности физического или юридического лица, суд может взыскать недостающую сумму через судебных приставов, путем конфискации имущества. Сначала, ревизия осуществляется на месте регистрации фирмы: для изъятия подойдут основные средства, интеллектуальная собственность, техническое оборудование (станки, машины, автомобили и т.д.). Затем, переходят к описи имущества по месту проживания: конфискуют бытовую технику, мебель – все то, что имеет рыночную ценность. Если, изъятого имущества не хватает для погашения – суд может выставить недвижимость на торги. В случае, если неплательщик имеет только прописку (долю) в жилом помещении, то суд обязан предоставить первоочередную возможность для выкупа доли родственниками в определенные сроки.
  3. Если в течение года, наблюдалось отсутствие на банковском счету, движения финансов.
  4. Иные аспекты, указывающие на отсутствие какой-либо деятельности, в том числе и юридической.

Сведения о признании банкротом неплательщика, направляются всем юридическим лицам и организациям, кредиторам в бумажном виде. Если же, у организации- должника имелись договоренности о взаимовыручке и финансовой поддержке с другими организациями, то кредиторы вправе направить документы об оплате кредита именно им.

Если заимодавец не получил уведомление в течение месяца, то он имеет право подать заявление о внесении их в реестр судебного решения.

Пошаговая инструкция банкротства отсутствующего должника

  1. Оформление заявления в суд или иной уполномоченный орган, а так же уведомления для партнеров, которые имеют возможность погасить задолженность, вместо отсутствующего лица. Но, следует помнить, что все издержки, в ходе разбирательств, производятся за счет должника.
  2. На основании предъявленных доказательств (справка из полиции, о проведении розыскных мероприятий), справка из банка (об отсутствии хозяйственных операций) и других документов, суд принимает решение, признать отсутствующего должника банкротом: статус присваивается в течение месяца, и может быть обжалован в любое время. После оглашения приговора, любые манипуляции по поиску месторасположения отсутствующего должника прекращаются.
  3. Решение суда, является официальным документом, заверенная копия которого предоставляется всем заимодавцем, лично в руки или по почте (письмо с уведомлением).
  4. Далее, кредиторы имеют право направить ходатайства в суд, где уже судья будет рассматривать каждое дело индивидуально. Иногда, вместо денежных выплат, возврат долгов может осуществляться путем передачи имущества в виде недвижимости, участка, автомобиля и т.д. Но, в таком случае, полученная недвижимость (или иная собственность) будет считаться «Основным средством» организации. Для того, что бы перевести основные средства в денежный эквивалент, их необходимо продать.
  5. В первую очередь, судья рассматривает заявки с наибольшей суммой или в зависимости от составленного договора между организациями. Каждому кредитору назначается индивидуальная дата заседания, в котором будет рассматриваться все аспекты получения и возврата денег.

В случае, если пропавший управляющий- учредитель организации, составил с другими учредителями договор – устав, то в первую очередь при банкротстве рассматриваются иски этих учредителей- компаньонов.

Проведение инвентаризации

Инвентаризацию следует проводить, после того, как все хозяйственные расчеты приостановлены. Перед этим, необходимо получить акт сверки со всеми контрагентами и подсчитать сумму задолженности.

Процесс подсчета материальных и основных средств, производится в присутствии главного бухгалтера, кассира, учредителей, руководителей и других материально-ответственных лиц. Опись имущества оформляется в нескольких экземплярах и подписывается всеми участниками.

Доверенное лицо, заверяет акт инвентаризации у нотариуса – с этого момента, документ имеет юридическую силу.

Особенности судебной практики

Как показала практика, не всегда признание банкротства сопровождается наличием задолженностей. Как правило, каждый хозяйственный субъект имеет резервные средства или страховую поддержку.

Конечно, при абсолютном отсутствии руководителя – учредителя, организация не в состоянии вести хозяйственную деятельность. Поэтому, ликвидация юридического лица, может осуществляться поэтапно: сначала оплачиваются долги, затем увольняется персонал, после чего распродаются основные средства, а вырученные деньги делятся между учредителями.

Обычно, часть заработанной прибыли переходит в руки ближайших родственников пропавшего человека.

В случае, если пропавший учредитель – руководитель состоит в официальном браке и имеется брачный договор, в котором предусматривается обязательства по выплате долгов вторым супругом, тогда кредиторы имеют право направить свое исковое заявление на ответственное лицо.

Печать сдается другим учредителем или руководителем (лицом, имеющим юридические права совершать сделки и подписывать документы) в уполномоченный орган и ликвидируется на глазах у доверенного лица. Право подписи любого документа подтверждается доверенностью, выписанной на конкретное лицо, или выпиской из учредительного собрания.

Готовая пачка документов направляется в архив: если отсутствующий, пропавший должник все-таки найдется, он имеет право восстановить хозяйственную деятельность в любое время.

Видео: INBIS- юридическо-финансовое сопровождение

Упрощенная система банкротства: преимущества и нюансы

Упрощенная система банкротства применяется в том случае, если у пропавшего руководителя нет никакого имущества.

Банкротство и ликвидация по упрощенной схеме имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Быстрота процедуры. Это объясняется отсутствием исковых заявлений кредиторов и задолженностей перед контрагентами. На то, что бы оформить все бумаги и определить статус «Банкрот», необходимо пару месяцев. При обычной схеме ликвидации, судебные процессы могут затянуться почти на год.
  2. Доверенное лицо, исполняющее волю отсутствующего должника, обязано подготовить все необходимые документы, а так же оплачивать пошлины. Сюда можно включить общение с налоговыми органами, прокуратурой, кредиторами.
  3. Упрощенная схема банкротства, не предполагает финансового наблюдения, регулирования хозяйственной деятельности, передачи управления другому лицу. Это значительно ускоряет сроки принятия решения и уменьшает документооборот.
  4. Организация исключается из общего списка юридических лиц и передает документы на хранение.
  5. Приемлемая стоимость всей процедуры банкротства, не ударит по кошельку представителя ликвидируемой организации: стоимость определяется количеством произведенных процедур и оформленных бумаг.

После полной регистрации организации или физического лица, как банкрота, данные направляются и регистрируются в единой системе ЕГРЮЛ. Окончание судебного производства означает, что любые банковские или иные операции с данным лицом, не возможны.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган наделены правом подачи заявления о признании банкротства отсутствующего должника. Под отсутствием должника следует понимать отсутствие и невозможность установления места нахождения гражданина или руководителя юридического лица, являющегося должником, но фактически прекратило ведение своей деятельности.

Признаки банкротства отсутствующего должника, которые выявились в процессе наблюдения, осуществляемом , являются основанием для подачи последним в ходе . Такое заявление изучается арбитражным судом, по результатам выносится определение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процессуальное решение о банкротстве доводится конкурсным управляющим до ведома кредиторов, что осуществляется в письменной форме. С момента уведомления кредиторов начинается месячный отсчет. В течение этого времени кредиторы наделены правом предъявления требований к конкурсному управляющему.

По результатам рассмотрения соответствующего ходатайства конкурсного управляющего судом выносится определение, во исполнение которого упрощенная процедура прекращается.

Требования, которые предъявлены кредиторами, подлежат удовлетворению поочередно, в порядке, который обозначен положением ст. 134 .

Реализация права

Право признания отсутствующего должника банкротом возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа, вне зависимости от суммы задолженности по кредиту. Основания, которыми обоснованы требования, должны быть подкреплены доказательной базой, свидетельствующей о наличии материально-правовых притязаний.

Конкурсным кредитором может быть признан кредитор, перед которым у должника имеется денежное обязательство, основанное на наличии ответственности за причинение вреда (в том числе и морального), выплате авторского вознаграждения, отношениях учредителей или участников. Так, факт наличия финансовых обязательств дожжен быть обоснован и характером правоотношений.

Финансовые требования должны характеризоваться размером, составом и сроком неисполнения.

Порядок применения процедуры банкротства к отсутствующему должнику осуществляется и при наличии финансовых обязательств более незначительного размера, нежели это определено общими правилами.

Общая позиция

Возможные услуги

Опытные специалисты способны оказать достойную помощь в организации и проведения процедур, связанных с банкротством.

Организации, которые имеют намерения к оперативному урегулированию собственной дебиторской задолженности путем осуществления банкротства должника в упрощенном порядке, могут рассчитывать на комплексное сопровождение такого процесса. Компания готова рекомендовать клиенту кандидатуру арбитражного управляющего.

Как правило, дела этой категории, при отсутствии имущественных прав должника, разрешаются в пределах полугода.

Помимо участия в процедуре банкротства, компания оказывает услуги по:

  • взысканию проблемных долгов;
  • урегулированию корпоративных споров;
  • участию в процессе реализации имущества должника;
  • ликвидации хозяйствующих субъектов;
  • проведению анализа финансового положения.

Специалисты компании оказывают услуги юридического и бухгалтерского характера в очном и дистанционном порядке.

Признаки

Процедура банкротства не может быть начата в отношении тех должников, которые не соответствуют ряду признаков, среди которых:

  • Фактическое прекращение предпринимательства, которое проявляется в полном отсутствии контрагентов, договорных отношений и пребывания в месте заявленного нахождения.
  • Отсутствие руководителя и невозможность установления его местонахождения. Невозможность определить местонахождение лица означает его отсутствие по месту юридической регистрации в ЕГР, а также по адресу прописки. Факт выезда по данным адресам фиксируется в акте.
  • Отсутствие имущества или недостаточность его стоимости для покрытия издержек судебной процедуры, что подтверждается ответами ГИБДД, Росреестра, Гостехнадзора и иных органов, осуществляющих учет имущественных прав.
  • Отсутствие операций по банковским счетам на протяжении года, что подтверждается ответом налоговой инспекции о наличии счетов в банковских учреждениях, а также выписками банков о движении средств по этим счетам. Такая информация может быть полезной для последующего оспаривания ранее заключенных сделок.
  • Прекращение подачи отчетов в ИФНС и другие фонды.

Статус «отсутствующего» может быть присвоен должнику только при наличии всей совокупности вышеуказанных признаков.

Детали процедуры

Недостаточность стоимостного эквивалента имущества, принадлежащего должнику, находящегося в процессе ликвидации, для исполнения финансовых обязательств перед кредиторами, является основанием для открытия процедуры банкротства на основании заявления ликвидатора.

Наличие таких факторов до момента определения ликвидатора, обязывают руководителя должника, его учредителя или собственника, подать в суд соответствующее заявление.

Банкротство лица признается судом, а вместе с ним утверждается конкурсный управляющий, который не проводит процедуры финансового оздоровления, а также не осуществляет внешнее управление.

Кредиторам предоставляется месячный срок на подачу требований к должнику. Течение срока начинается с момента выхода публикации, содержащей объявление о банкротстве.

Банкротство отсутствующего должника осуществляется по заявлению конкурсного кредитора, вне зависимости от общей суммы финансовых обязательств. Такое же заявление может быть подано и уполномоченными органами, при условии наличия средств, достаточных для финансирования процедуры.

Признаки, которые свидетельствуют об отсутствии должника, являются основанием для проведения процесса в упрощенном порядке.

Открытие конкурсного производства происходит на протяжении месяца со дня признания банкротства. Письменное уведомление кредиторов о несостоятельности должника, позволяет им направить требования к назначенному управляющему.

Обнаружение у должника имущества, стоимости которого достаточного для покрытия издержек судебной процедуры, является основанием для перехода к процессу банкротства в общем порядке.

Процессуальный порядок банкротства отсутствующих должников позволяет судьям рассматривать дела данной категории единолично.

Пошаговая инструкция

Для достижения требуемого результата должен быть выполнен ряд действий:

  • Направлено заявление от лица конкурсного кредитора или уполномоченного органа.
  • Арбитражным судом должно быть принято решение о банкротстве лица. Процессуальный документ должен быть вынесен судьей единолично на протяжении одного месяца со дня поступления заявления.
  • Осуществлено оповещение всех известных заимодавцев о факте банкротства их должника.
  • На протяжении месяца получены требования заимодавцев.
  • Проведен переход к общей процессуальной процедуре в случае выявления у должника имущества, стоимости которого достаточного для покрытия .
  • Удовлетворены заявленные требования в соответствии с законодательно предусмотренной очередностью.

Как оформить банкротство отсутствующего должника

Рассмотрение в суде

Общее правило гласит об отсутствии потребности в применении процедуры наблюдения по делам, касающимся банкротства отсутствующих должников. Отсутствие целесообразности таких мер обосновано невозможностью установления контакта с руководителем банкротящегося лица, а также тем, что субъект хозяйствования не является собственником имущества.

Применение упрощенной процедуры существенно уменьшает срок рассмотрения дел этой категории. Заявления подлежат рассмотрению на протяжении месяца.

В таких процессах судьи наделены самостоятельностью, что полностью ограничивает их от мнения кредиторов.

Применение упрощенной процедуры по отношению к гражданам должно осуществляться арбитражным управляющим, который действует в интересах кредиторов с учетом заинтересованности должника.

Особенности судебной практики свидетельствуют о случаях, в которых во время открытой процедуры банкротства не выявляются требования кредиторов, что свидетельствует об отсутствии кредиторов с материально-правовой точки зрения. Уполномоченные органы могут быть рассмотрены в качестве кредиторов лишь в процессуальном значении.

Отсутствие у кредиторов материально-правового интереса лишает конкурсное производства его сути, направляя его в русло стандартной ликвидации.

Обнаружение у должника имущества, стоимости которого достаточного для покрытия издержек судебной процедуры, является основанием для перехода к процессу банкротства в общем порядке.

Особенности положения

Процедура банкротства, проводимая в отношении отсутствующих должников, имеет ряд особенностей:

  • применение упрощенных процедур, которые существенно сокращают сроки признания лица банкротом;
  • отсутствие возможности у самого должника инициировать процедуру;
  • предоставление такого права конкурсным управляющим и уполномоченным органам;
  • предоставления государственным органам права выступать инициаторами процедуры только при наличии финансовой готовности к оплате услуг конкурсного управляющего;
  • необязательность наличия признаков банкротства у должника;
  • признание в качестве отсутствующих должников как , так и ;
  • исключительная возможность предоставления права инициирования процедуры «присутствующему» должнику.

Упрощение и конкурсное производство

Обязательность подачи заявления о переходе к упрощенной процедуре банкротства, при наличии признаков, свидетельствующих об отсутствии должника, определена законодателем.

Упрощенная процедура позволяет признать банкротство в сжатые сроки по заявлению:
  • конкурсных кредиторов;
  • уполномоченных органов, готовых к финансированию процессуальных действий.
Процедура конкурсного производства подразумевает:
  • исключительное право, закрепленное за арбитражным судом по признанию несостоятельности отсутствующего должника;
  • необходимость письменного уведомления кредиторов о факте банкротства, что возлагается на конкурсного управляющего;
  • обязательность перехода к общей процедуре банкротства в случае установления у должника имущества, стоимости которого достаточного для покрытия издержек судебной процедуры.

ОБЗОР
РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ) ПО УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ
БАНКРОТСТВА ОТСУТСТВУЮЩИХ ДОЛЖНИКОВ

Целью обобщения судебной практики рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника является формирование единообразных подходов к их рассмотрению и выработке единой позиции по конкретным проблемным вопросам.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002. № 127-ФЗ урегулирован особый упрощенный порядок рассмотрения данной категории дел.

Признаки отсутствующего должника установлены в статьях 227, 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002. № 127-ФЗ, согласно которым в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Правила банкротства отсутствующего должника применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Особенности порядка рассмотрения таких дел установлены в статье 228 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

В соответствии с вышеназванным законом заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.

В качестве нормативно-правовых актов, регулирующих порядок финансирования процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 21.10.2004. № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» и совместным приказом Федеральной налоговой службы России, Минэкономразвития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2005. «О реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников».

Категория дел о банкротстве по упрощенной процедуре отсутствующего должника на протяжении последних лет являлась одной из самых многочисленных. Согласно статистической отчетности в 2002 году в Арбитражный суд Республики Коми поступило 1 281 заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом по процедуре отсутствующего должника; в 2003, 2004 годах заявления о банкротстве по упрощенной процедуре отсутствующего должника в арбитражный суд не поступали; в 2005 году поступило 188 заявлений, а по итогам 2006 года 524 таких заявлений. Следует также отметить, что в рамках каждого дела о банкротстве судом были рассмотрены заявления уполномоченного органа, иных кредиторов об установлении их требований в процедуре конкурсного производства, в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В качестве доказательств, подтверждающих соответствие юридического лица признакам отсутствующего должника, являлись: вернувшееся в суд определение о назначении дела к рассмотрению, с отметкой органа почтовой связи об отсутствии должника по последнему юридическому адресу; подтверждение того, что должник более года не сдает бухгалтерскую отчетность в налоговый орган; справки из кредитных учреждений об отсутствии в течение года операций по расчетным счетам и об отсутствии денежных средств на расчетных счетах; справки регистрирующих органов (ГИБДД, Гостехнадзора, БТИ, УФРС) об отсутствии зарегистрированного за должником недвижимого имущества и автотранспорта; постановления судебных приставов об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания с приложением акта о невозможности взыскания.

После принятия Закона о банкротстве 2002 года в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающиеисключение из Единого государственного реестра юридических лиц отдельной категории юридических лиц (недействующих юридических лиц) лишь на основании решения регистрирующего органа без наличия судебного акта на этот счет.

С начала 2007 года подходы к рассмотрению дел о банкротстве по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника изменились. Вызвано это тем, что Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 20.12.2006. было принято постановление № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц». С применением в практике судом данного постановления, уполномоченный орган прекратил подачу заявлений о банкротстве по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

Принятие данного постановления было вызвано тем, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок внесудебного механизма исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, который на практике не находил своего применения со стороны регистрирующего органа.

В соответствии со статьей 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Как показывает практика рассмотрения дел такого рода, размер задолженности недействующего юридического лица перед бюджетом во многих случаях гораздо меньше потенциальных судебных издержек.

В результате, федеральный бюджет не только не получал недоимки по налогам, но еще за его счет покрывались все судебные расходы, возникшие в процедуре конкурсного производства, выплачивалось вознаграждение арбитражным управляющим, тогда как одна из основных задач процедуры конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов - не выполнялась, по причине того, что у таких должников отсутствовали какие-либо активы.

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ № 67 от 20.12.2006. судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В связи с этим рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим, и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 вышеназванного постановления одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган предоставляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

После принятия данного постановления в первом полугодии 2007 года в Арбитражный суд Республики Коми поступило 34 заявления уполномоченного органа о несостоятельности (банкротстве) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, из которых 19 было возвращено, а производство по 13 делам было прекращено со ссылкой на вышеназванное постановление Пленума ВАС РФ.

В связи с этим уполномоченный орган прекратил подачу заявлений о признании должника банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника, при этом, продолжая обращаться в судс заявлениями о признании несостоятельным (банкротом) по общей процедуре банкротства в отношении юридических лиц, по всем признакам, соответствующим отсутствующим должникам . Данные обстоятельства выяснялись по итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя в порядке статьи 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В таком случае суд выносил определение об отказе во введении наблюдения и прекращал производство по делу о банкротстве, в связи с отсутствием у должника активов, за счет которых возможно погашение расходов, возникших в процедурах банкротства.

Имели место ситуации, когда в процессе рассмотрения обоснованности требований заявителя невозможно было с достаточной уверенностью установить, что у должника отсутствуют какие-либо активы, в таком случае, при наличии признаков банкротства, судом в отношении должника вводилась процедура наблюдения, в ходе которой временным управляющим проводился анализ финансовой деятельности должника, управляющий приходил к выводу, что должник не располагает имуществом, за счет которого возможно покрытие расходов по делу о банкротстве. По результатам рассмотрения отчета временного управляющего по итогам процедуры наблюдения судом также выносилось определение о прекращении производства по делу и все расходы, возникшие в процедуре наблюдения, взыскивались судом с заявителя (уполномоченного органа в лице Федеральной налоговой службы).

Возникают ситуации, когда в ходе конкурсного производства, введенного по упрощенной процедуре отсутствующего должника, конкурсный управляющий обнаруживает имущество, либо дебиторскую задолженность, реальную к взысканию и обращается с ходатайством в суд о переходе от упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника к общим процедурам на основании статьи 228 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно пункту 3 ст. 228 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.12.2006г. № 127-ФЗ по ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако,обнаружение имущества, принадлежащего должнику, в ходе конкурсного производства, проводимого по упрощенной процедуре отсутствующего должника, не является безусловным основанием для перехода от упрощенной процедуры к общей процедуре банкротства . Исходя из буквального толкования положений статьи 228 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", прекращение упрощенной процедуры банкротства является правом, а не обязанностью суда

Необходимость перехода к общей процедуре банкротства должна оцениваться судом в каждом случае, исходя из реальной стоимости, количества обнаруженного имущества, предстоящих мероприятий по его реализации (регистрации права собственности, оценке, проведению торгов). В случае если каких-либо действий со стороны конкурсного управляющего, направленных на реализацию имущества, не требуется, то не имеется и необходимости в таком переходе, так как это влечет увеличение расходов на процедуру конкурсного производства и все полученные денежные средства будут им направлены на погашение этих расходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004. № 573 урегулирована ситуация обнаружения конкурсным управляющим имущества, принадлежащего должнику, в ходе конкурсного производства, проводимого по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника. Согласно пункту 7 данного постановления в случае обнаружения и реализации конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения, конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника. Указанное вознаграждение удерживается конкурсным управляющим из денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника, после поступления их в полном размере на основной счет отсутствующего должника.

1.Не во всех случаях отсутствие имущества по справкам регистрирующих органов свидетельствует о полном отсутствии активов у должника и о прекращении им хозяйственной деятельности, данные документы необходимо оценивать в совокупности с иными обстоятельствами по делу.

Уполномоченный орган обратился с заявлением о признании должника (общества с ограниченной ответственностью) банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника. В качестве доказательств соответствия его признакам отсутствующего должника уполномоченным органом были представлены справки регистрирующих органов, подтверждающие отсутствие зарегистрированного за должником имущества, справки банков об отсутствии движений по расчетному счету, бухгалтерский баланс общества, согласно которому у должника отсутствуют активы. Должник о дате и месте рассмотрения дела был извещен по юридическому адресу.

Решением суда первой инстанции требования уполномоченного органа удовлетворены, общество признано несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник, в отношении него открыто конкурсное производство.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение суда было отменено, в признании общества банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника отказано.

В суд апелляционной инстанции должником были представлены доказательства, свидетельствующие о ведении должником хозяйственной деятельности: бухгалтерские балансы, платежное поручение об уплате налога на прибыль, договор комиссии, счета-фактуры, выставленные должнику сторонними организациями, справка банка о движении денежных средств по счету в течение года. Согласно представленным уточненным бухгалтерским балансам у должника имеется имущество, на которое начисляется налог, кроме того, из представленной суду переписки, усматривается, что налоговый орган направлял уведомление должнику о проведении взаимозачета.

Оценив перечисленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в отношении общества признаков отсутствующего должника.

3. Несоответствие юридического лица признакам отсутствующего должника влечет принятие судом решения об отказе в признании несостоятельным (банкротом) должника по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Уполномоченный орган обратился с заявлением в суд о признании общества с ограниченной ответственностью несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Решением Арбитражного суда Республики Коми в удовлетворении требований уполномоченному органу отказано в связи с тем, что материалами дела подтвержден факт ведения обществом финансово-хозяйственной деятельности.

Общество представляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Согласно справке БТИ, Выписке из единого государственного реестра прав должнику принадлежат объекты недвижимого имущества, на которые постановлением судебного пристава наложены ограничения на регистрационные действия. В соответствии с бухгалтерским балансом должника у общества имеются основные средства. Согласно справке банка в течение последнего года общество совершало расчетные операции по счету.

4. При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества , за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.

Определением Арбитражного суда Республики Коми заявление уполномоченного органа было возвращено на основании п. 1 ст. 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Суд исходил из того, что заявитель не представил доказательств невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также сведений о наличии имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве.

Согласно материалам дела общество длительное время не представляло бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, движений денежных средств по расчетному счету не было с 2005 года. Таким образом, должник отвечал признакам недействующего юридического лица.

Кроме того, согласно представленным уполномоченным органом документам, должник не располагал какими-либо активами, за счет которых возможно погашение судебных расходов.

Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении № 67 от 20.12.2006. в качестве доказательств, подтверждающих наличие у должника активов, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.

Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.

Таких доказательств уполномоченным органом не было представлено.

5. Несоответствие должника признакам недействующего юридического лица не дает оснований для возврата заявления уполномоченного органа в соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" со ссылкой на постановление ВАС РФ № 67 от 20.12.2006. Такое заявление подлежит принятию и рассмотрению по существу

Уполномоченный орган обратился с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Определением суда первой инстанции заявление уполномоченного органа было возвращено на основании п. 1 ст. 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Из материалов дела следует, что к заявлению уполномоченного органа приложен бухгалтерский баланс общества по состоянию на 01.10.2006. с отметкой налогового органа о его принятии.

Таким образом, на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции общество не отвечало признакам недействующего должника, предусмотренным ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сдавало бухгалтерскую отчетность в налоговый орган), в связи с чем, оснований для возврата заявления не имелось.

При новом рассмотрении дела в порядке ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", судом сделан вывод о наличии в отношении должника признаков отсутствующего должника, однако при этом уполномоченный орган не представил документов, подтверждающих наличие принадлежащих должнику активов, за счет которых могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также может быть погашена полностью или частично задолженность по обязательным платежам, напротив, материалы дела свидетельствовали о полном их отсутствии, в связи с чем, определением суда производство по делу было прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, со ссылкой на п.п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 67 от 20.12.2006. и ст.ст. 227-230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

6. Если наличие признаков недействующего юридического лица выясняется в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Уполномоченный орган обратился с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Установлено, что общество длительное время не представляло в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, последний бухгалтерский баланс представлен за 2001 год, движение денежных средств по расчетному счету не осуществлялось. Таким образом, должник отвечал признакам недействующего юридического лица. Кроме того, уполномоченным органом не представлено доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также может быть погашена полностью или частично задолженность по обязательным платежам.

Суд прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку заявитель не представил доказательств невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также сведений о наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов.

7. Несоответствие признакам недействующего юридического лица не дает оснований для прекращения производства по делу о банкротстве на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ со ссылкой наПостановление Пленума ВАС РФ № 67 от 20.12.2006., без рассмотрения заявления в порядке ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и установления наличия признаков отсутствующего должника, и только после этого суд дает оценку наличию (отсутствию) активов, позволяющих покрыть расходы по делу о банкротстве, а также вероятности погашения полностью или частично задолженности по обязательным платежам.

Уполномоченный орган обратился с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Проверяя обоснованность требований с позиции статьи 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" суд апелляционной инстанции установил, что общество находится по юридическому адресу, получает почтовую корреспонденцию, в том числе судебные акты, в материалах дела имеется ходатайство руководителя общества об отложении судебного заседания. В материалы дела представлена копия бухгалтерского баланса общества за 9 месяцев 2006 года с отметкой налогового органа о принятии. Указанное свидетельствует о соблюдении обществом требований закона о предоставлении документов отчетности. Согласно данным бухгалтерского баланса, общество имеет дебиторскую задолженность, но суд первой инстанции оценки указанному доказательству не дал. Кроме того, с даты последней операции по банковскому счету должника не прошло 12 месяцев до момента обращения заявителя в суд.

Делая вывод о том, что общество является недействующим юридическим лицом, суд первой инстанции не указал, какие признаки свидетельствуют об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Таким образом, на дату рассмотрения заявления в суде первой инстанции общество не отвечало признакам недействующего юридического лица, предусмотренным ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При новом рассмотрении дела в соответствии со статьей 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судом первой инстанции принято решение о признании общества несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника. При этом суд исходил из того, что должник имеет признаки отсутствующего должника (длительное время не осуществляет хозяйственную деятельность, имущество, на которое возможно обращение взыскания в счет погашения задолженности, отсутствует), что подтверждается справками регистрирующих органов, постановлением судебного пристава.

При этом в качестве доказательства, подтверждающего вероятность обнаружения имущества, за счет которого возможно погашение судебных расходов, возникших по делу о банкротстве, судом принят бухгалтерский баланс общества, согласно которому у должника имеются активы в виде дебиторской задолженности.

Уполномоченный орган обратился с заявлением о признании потребительского общества несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Определением Арбитражного суда Республики Коми суд прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку заявитель не представил доказательств невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также сведений о наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов и погашения полностью или частично задолженности по обязательным платежам.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Как указал суд апелляционной инстанции в постановлении, суд, сделав вывод о недостаточности имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве, прекратил производство по делу, не рассмотрев заявление уполномоченного органа, поданное в порядке ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

При новом рассмотрении дела в порядке ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии признаков отсутствующего должника в отношении потребительского общества и отказал в признании его банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

При этом суд исходил из того, что должник регулярно сдает в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. Факт деятельности общества и его намерения осуществлять хозяйственную деятельность в будущем подтверждался договором аренды; актом о передаче недвижимого имущества в аренду; договором обязательного медицинского страхования работающих граждан; договором энергоснабжения; актами сверок с контрагентами.

Согласно бухгалтерскому балансу у предприятия имеются активы в виде основных средств, запасов, дебиторской задолженности, обществом осуществлялось погашение налогов.

8. В случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве. В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу применительно к пункту 3 статьи 48 Закона. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (пункт 2 статьи 227 Закона) производство по делу подлежит прекращению (п. 61 постановления Пленума ВАС РФ № 29 от 15.12.2004.).

Определением Арбитражного суда Республики Коми на основании п. 3 ст. 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченному органу отказано во введении наблюдения в отношении общества и прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), при этом суд руководствовался п. 61 Постановления Пленума ВАС РФ № 29 от 15.12.2004. «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В ходе рассмотрения требования уполномоченного органа суд установил, что предприятие-должник отсутствует по юридическому адресу, не имеет активов для погашения кредиторской задолженности, что подтверждается справками ГИБДД, БТИ, УФРС, постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания; производственную деятельность не осуществляет; по расчетным счетам в кредитных учреждениях последние 12 месяцев не проводит банковские операции, в связи с чем процедура банкротства в отношении общества должна осуществляться с применением положений о банкротстве отсутствующего должника, заявление уполномоченного органа не содержит информации о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства с указанием источника финансирования.

В случае, если признаки отсутствующего должника и отсутствие у него активов, за счет которых возможно погашение расходов, которые возникнут в ходе конкурсного производства, устанавливаются временным управляющим при проведении процедуры наблюдения, производство по делу также подлежит прекращению.

Уполномоченный орган обратился с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью несостоятельным (банкротом) по общей процедуре банкротства, в связи с тем, что должник имеет просроченную свыше трех месяцев задолженность по обязательным платежам в размере, превышающем 100 тыс. руб.

Определением Арбитражного суда Республики Коми требования уполномоченного органа признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура наблюдения.

Из отчета временного управляющего и представленных к нему документов усматривалось, что деятельность предприятия прекращена, общество не обладает основными средствами, внеоборотных активов не имеется, имущество, использованное в производственной деятельности, было арендованным, материальных запасов нет.

Отсутствие имущества подтверждается справками регистрирующих органов, постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания.

Таким образом, материалы дела свидетельствовали об отсутствии у предприятия средств, необходимых для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, что соответствует согласно ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" признакам отсутствующего должника.

Доказательств финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника уполномоченным органом не представлено.

Определением суда производство по делу по итогам процедуры наблюдения было прекращено.

9. По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедуре банкротства, предусмотренной главой 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Решением Арбитражного суда Республики Коми сельскохозяйственный кооператив признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о прекращении упрощенной процедуры банкротства в отношении предприятия-должника и переходе к процедуре конкурсного производства по общим нормам, предусмотренным главой 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) в связи установлением имущества должника.

В качестве доказательств наличия у должника имущества управляющим представлены бухгалтерский баланс должника, из которого следует, что на балансе должника числятся основные средства, запасы и дебиторская задолженность.

Решением районного суда признаны незаконными решение общего собрания членов кооператива в части учреждения общества с ограниченной ответственностью и внесения в уставный капитал данного общества имущества.

В соответствии с актом приемо-передачи общество передало конкурсному управляющему сельскохозяйственного кооператива, а последний принял имущество на указанную выше сумму.

Суд, учитывая предстоящий объем работы, связанный с реализацией имущества, пришел к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства конкурсного управляющего и осуществил переход к рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве) кооператива по правилам, предусмотренным главой 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002г. № 127-ФЗ.

10. Обнаружение имущества, принадлежащего должнику, в ходе конкурсного производства, проводимого по упрощенной процедуре отсутствующего должника, не является безусловным основанием для перехода от упрощенной процедуры к общей процедуре банкротства. Исходя из буквального толкования положений статьи 228 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", прекращение упрощенной процедуры банкротства является правом, а не обязанностью суда.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2006г. общество с ограниченной ответственностью признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, в отношении него открыто конкурсное производство.

Конкурсный управляющий общества обратился в арбитражный суд с заявлением о переходе от упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника к общей процедуре в связи с обнаружением активов, принадлежащих должнику, и достаточных для проведения процедуры конкурсного производства.

Из материалов дела усматривается, что конкурсным управляющим в ходе конкурсного производства установлено наличие зарегистрированного за должником недвижимого имущества, в отношении которых имелся спор о их принадлежности.

Часть имущества уже была реализована конкурсным управляющим до обращения с ходатайством, получены денежные средства, которые поступили на расчетный счет должника.

В отношении остального имущества конкурсным управляющим проводилась работа по его возвращению в собственность посредством признания в судебном порядке недействительным договора купли-продажи. Решением Арбитражного суда Республики Коми в удовлетворении заявления общества о признании недействительным договора было отказано.

Суд пришел к выводу, что наличие денежных средств на расчетном счете и имущества, находящегося в споре, не является безусловным основанием для перехода от упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника к общей процедуре и не нашел оснований для удовлетворения ходатайства конкурсного управляющего.

Судья Арбитражного суда
Республики Коми В.Н. Антоник

Помощник судьи И.Я.Бонк