Понаехали! Куда стремятся трудовые мигранты. От пленных немцев до турецких строителей

Трудовой мигрант (трудящийся-мигрант) - лицо, которое с целью найма на работу к иностранному физическому или юридическому лицу на законном основании переезжает на определенный срок в страну, гражданином которой оно не является.

К заявлению на работу трудящийся-мигрант прилагает резюме. Резюме - подготовленная по определенной схеме трудовая автобиография, дающая потенциальному работодателю представление об образовании, квалификационном уровне, профессиональных навыках соискателя на рабочую вакансию.

Туристическая миграция - эпизодические территориальные передвижения населения, осуществляемые самостоятельно или при содействии туристических фирм, целью которых являются отдых и ознакомление с достопримечательностями страны въезда, с обязательным возвращением в страну постоянного проживания.

В этом определении, по рекомендации ООН, туристические поездки исключаются из статистики миграции. Однако фактические цели лиц, въезжающих в ту или иную страну по туристической визе, могут отличаться от чисто рекреационных или познавательных. Часто под категорией «туристы» скрываются бизнес-мигранты, «челноки», незаконные трудовые мигранты и т.д., что дает основания для включения туристической миграции в общий анализ международной миграции населения.

Источник: Ивахнюк ИВ. Международная трудовая миграция: Учебное пособие. М., 2005. С. 273.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Трудовой мигрант" в других словарях:

    Мигрант трудовой - Трудовой мигрант лицо, совершающее пространственные перемещения, связанные с занятостью или поисками работы... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.06.2005 N 482 ПП О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ … Официальная терминология

    Мигрант, пребывающий C нарушением законодательства - см. нерегулярный мигрант, недокументированный трудовой мигрант … Международное миграционное право: глоссарий терминов

    Трудящийся-мигрант - Конституционно правовой статус … Википедия

    Подёнщик - Подёнщик, 1897 г. С картины художника Виноградова С.А. (1870 1938). Государственная Третьяковская галерея Подёнщик (также подёнщица) (устар.) отличите … Википедия

    Лидер (оператор денежных переводов) - У этого термина существуют и другие значения, см. Лидер (значения). Система «Международные денежные переводы Лидер» … Википедия

    Разрешение на работу - Конституционн … Википедия

    Миграционные квоты - Миграционные квоты это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной, либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным… … Википедия

    Миграция - перемещение населения с целью изменения места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная). Трудовая миграция, или миграция рабочей силы,… … Словарь бизнес-терминов

    МИГРАЦИЯ - от лат.Migratio переселение Миграция населения перемещение людей, связанное с изменением места жительства и места работы. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или… … Энциклопедия трудового права

Реалии современного мира, впрочем, как и всей истории существования человечества, безотрывно связаны с постоянным процессом перемещения населения из одной области в другую. Эти естественные процессы имеют под собой ряд причин и объединены общим термином «миграция». Особое значение в наше время отводится понятию «трудовая миграция». По сути, это те же перемещения населения из одной области в другую, внутри одного государства или между ними в поисках лучшего места работы.

Различные виды и последствия международной трудовой миграции представляют собой особую сферу, требующую постоянного регулирования со стороны государства. В зависимости от направленности перемещения населения выделяют следующие :

  • внутренняя миграция, подразумевающая перемещение населения внутри страны;
  • внешняя миграция, при которой народ выезжает за пределы государства;
  • интеграционная миграция, суть которой состоит в перемещении населения внутри интеграционного объединения государств, взаимодействующих в экономической сфере на основе межгосударственных соглашений. Примером такой интеграции может служить Содружество Независимых Государств (СНГ).

В отношении временных рамок принято классифицировать миграцию на:

  • постоянную (невозвратную) миграцию, подразумевающую переезд гражданина в другое государство или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции) на постоянное место проживания;
  • временную миграцию, при которой выезд в другое государство или переезд в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции) определён каким-то периодом времени;
  • сезонную миграцию, суть которой состоит в зависимости миграционных процессов от условий сезонности того или иного вида хозяйственной деятельности;
  • маятниковую миграцию, предполагающую частые переезды в другое государство или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции), когда место работы/учёбы находится в одном районе, а постоянное местожительство – в другом. Этот вид миграции типичен для приграничных районов/областей.

В разрезе организационных особенностей миграционных процессов выделяют:

  • добровольные миграции, т. е. такие, когда граждане, руководствуясь исключительно личными мотивами, осуществляют переезд в другую страну или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции);
  • принудительные миграции, т. е. носящие насильственный характер переселения граждан с одних областей в другие (например, депортация);
  • организованные миграции, подразумевающие под собой перемещение населения государством или организацией согласно разным обстоятельствам и в соответствии с законодательством (например, добровольный выезд на работу по контракту; принудительная эвакуация населения из зон катастроф или военных конфликтов);
  • самостоятельные миграции, т. е. «теневые»/нелегальные перемещения населения между государствами.

Дисбаланс в уровнях экономического развития стран является первопричиной международной трудовой миграции как явления. В поисках более высокого заработка, а также возможностей раскрыть свой потенциал и усовершенствовать свои профессиональные навыки люди вынуждены переезжать в другие страны/области, имеющие более высокий уровень развития. Так, например, трудовые мигранты в России в большинстве своём являются представителями менее развитых государств СНГ.

Трудовая миграция на международном уровне

Международная трудовая миграция – это перемещение граждан между государствами в поиске достойного источника дохода в рамках трудовых взаимоотношений. Она может быть сопряжена со сменой места жительства на постоянной основе; может носить и временный характер, когда гражданин выезжает в другое государство на определённый контрактом срок; может зависеть и от сезонности, требующей наличия рабочей силы в определённое время года. Внешняя трудовая миграция, её специфика и особенности трудовых взаимоотношений регламентируются Международной Конвенцией о защите прав всех трудящихся, которая была утверждена Генассамблеей ООН , а также внутренними законами стран, в которые направлен миграционный процесс.

Трудовая миграция – экономические и социальные аспекты: Видео


Внутренняя трудовая миграция

Внутренняя трудовая миграция представляет собой перемещения населения внутри страны между её регионами с целью получения работы, способной обеспечить достойный заработок. Она также может носить как постоянный, так и временный характер. Внутренняя миграция как явление отражается на плотности заселения определённых территорий внутри государства, их экономическом развитии и, соответственно, ведёт к росту конкуренции регионов между собой. Основными факторами, определяющими сегодня направления внутренних миграционных трудовых потоков, являются:

  • урбанизация, т. е. высокая роль города как центра экономического и культурного развития, перетягивает на себя большую часть трудовых ресурсов из сельской местности;
  • передовое экономическое развитие центральных и южных областей России наряду с их более благоприятным климатом по отношению к северным и восточным областям страны;
  • инвестирование в промышленное и инфраструктурное развитие северных и восточных регионов России и создание на этой базе нового рынка труда.

Все аспекты внутренней трудовой миграции в России регулируются Конституцией РФ, Трудовым кодексом и другими подзаконными актами, постановлениями исполнительных органов государственного управления и региональных органов государственной власти в Российской Федерации.

Изменения в законодательстве РФ в сфере миграции в 2019 году

Адаптируясь под стремительно меняющуюся действительность, российское законодательство в сфере трудовой миграции постоянно меняется. Так, в 2019 году приняты перечисленные далее изменения.

  1. Если гражданин Российской Федерации получил второе гражданство, то в срок до 2 месяцев он должен сообщить об этом в Главное управление по вопросам миграции МВД России.
  2. Лица, имеющие статус гражданина Республики Беларусь, освобождаются от комплексных экзаменов при получении вида на жительство в России или российского гражданства.
  3. Ужесточён режим иммиграции и пребывания в Российской Федерации граждан Украины, которые теперь имеют возможность находиться в России лишь 90 дней, если не получили специальное разрешение.
  4. Граждане Турции больше не имеют возможности трудиться в Российской Федерации. Разрешено только продление ранее заключенных контрактов на срок до конца 2019 года.
  5. Граждане Узбекистана обязаны получить биометрические загранпаспорта.
  6. Гражданам Грузии упрощено получение виз для пересечения границ с Россией.
  7. Внедрена дактилоскопическая система регистрации иностранцев.
  8. В выдаваемых на работу патентах теперь не указывается информация о статусе работодателя, т. е. нанимать людей на работу теперь может как юридическое, так и физическое лицо.
  9. Иностранцам запрещено осуществлять деятельность, отличную от предусмотренной патентом.
  10. Ограничения на выезд населения из страны, касающиеся военнослужащих и отдельных категорий госслужащих.

Кроме того, ужесточены санкции за нарушение миграционного законодательства.

Типы мигрантов


Принято выделять основные типы международных мигрантов:

  • переселенцы;
  • работающие по контракту;
  • беженцы;
  • нелегальные.

Профессиональная эмиграция является важной частью мировой экономики. По признаку качественного/профессионального состава мигрирующего трудового населения принято также выделять следующие типы миграционных процессов:

  • миграции низкоквалифицированных рабочих, которые впоследствии занимают низкооплачиваемые вакансии на рынке труда;
  • миграции высококлассных специалистов, привлекаемых для работы в других государствах на высокооплачиваемые/управленческие должности;
  • миграции гуманитариев/учёных, так называемая «утечка мозгов».

Для работы в Российской Федерации иностранцам из стран с безвизовым режимом требуется получение патента, разрешающего им ведение трудовой деятельности (исключение составляют приехавшие из Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении). Им нужно знать, . Для этого иностранный гражданин обязан обратиться с заявлением и требуемым комплектом документов в одну из следующих инстанций (на выбор):

  • ГУВМ МВД (ранее ФМС);
  • МФЦ по предоставлению муниципальных и госуслуг;
  • фирму, оказывающую посреднические услуги в сфере миграции.

Чтобы его оформить, следует предоставить в соответствующую службу заявление и требуемый комплект документов.

Нелегалы

Проблема незаконной миграции в России не теряет своей актуальности. В большинстве своём нелегальный статус иностранцами приобретается следующими способами.

  1. Законный въезд в Российскую Федерацию с целью остаться в государстве на нелегальных условиях.
  2. Наоборот, незаконный въезд с целью дальнейшей легализации своего положения.

Причины высокого уровня нелегальных мигрантов кроются, прежде всего, в низком уровне экономического развития государств, из которых они эмигрируют, а значит, в элементарном отсутствии финансов на оформление требуемой документации.

Беженцы

Беженцы представляют собой особый тип мигрантов. Отношение к ним регулируется Федеральным законом от , который предусматривает, что человек, объявленный беженцем, не может быть репатриирован против своего желания в страну, гражданином которой ранее являлся. По своей сути беженцы представляют собой граждан, уезжающих из своей страны вследствие войн, природных или экологических катаклизмов. Понятие «трудовой эмигрант» нельзя в чистом виде применять к этой категории, т. к. эти переселенцы переезжают в другую страну преимущественно для смены места жительства, и только после перед ними встаёт вопрос трудоустройства.

Вынужденные переселенцы

К переселенцам относятся граждане, уезжающие в другую страну на постоянное местожительство вследствие экономических, политических, религиозных или других мотивов. Данный тип мигрантов также не причисляется в чистом виде к трудовым в силу того, что основным мотивом их переезда в другое государство служит стремление переехать туда на постоянное местожительство с последующим получением гражданства.

Работники по контракту

Международная миграция труда неразрывно связана с гражданами, работающими в других государствах по контракту, лимитированному определёнными сроками и обязательствами. По факту окончания контракта/выполнения контрактных обязательств представитель своей страны приезжает обратно на родину.

Высококлассные специалисты


Профессиональная иммиграция является неотъемлемой составляющей успешности экономического роста стран в современном мире. «Утечка мозгов» - выезд из страны учёных, экспертов и высококвалифицированных рабочих вследствие экономических, политических, религиозных или других мотивов. Часто это становится глобальной проблемой для государств, из которых происходит подобный отток.

В этой статье мы будем рассматривать вопросы, касающиеся иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008; далее - Федеральный закон № 115), это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом или безвизовом порядке, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, но получившие миграционную карту. Страна выезда не имеет значения - это может быть как страна, входящая в состав СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Исключение составляют только граждане Республики Беларусь, которые в соответствии с двусторонними соглашениями между странами не относятся к категории иностранных граждан.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления им трудовой деятельности:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

Документы, предоставляемые при трудоустройстве

Рассмотрим перечень документов, которые должен предъявить иностранный гражданин при трудоустройстве.

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Миграционная карта

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая - выдается на руки иностранному гражданину.

Обратите внимание!

Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания

Иностранный гражданин обязан представить работодателю отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания. В этом документе должны четко читаться личные данные самого иностранного гражданина, наименование принимающей стороны, дата окончания срока временного пребывания, печать органа миграционной службы либо отделения почтовой связи, принявшего уведомление. Если уведомление направлялось по почте, о чем будет свидетельствовать печать отделения почтовой связи, то работнику кадровой службы следует самостоятельно проверить правильность исчисления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, поскольку в данном случае возможны ошибки при заполнении принимающей стороной бланка уведомления. При подаче уведомления непосредственно в орган миграционной службы эти ошибки сразу исправляются, работники же почты этого не делают. Если уведомление о постановке на миграционный учет по месту пребывания подавалось принимающей стороной непосредственно в орган Федеральной миграционной службы, то форма отметки на отрывной части уведомления должна соответствовать утвержденному виду (приказ ФМС России от 07.07.2008 № 181).

Следует обратить внимание на то, что в качестве принимающей стороны может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку работодатель также может быть как физическим, так и юридическим лицом, немного остановимся на том, как определить, кто является принимающей стороной для конкретного иностранного гражданина.

Обратите внимание!

Если работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина, то наименование и реквизиты принимающей стороны, указанные в уведомлении о постановке на миграционный учет, совпадают с наименованием и реквизитами работодателя, указанными в экземпляре трудового договора или трудовой книжке работника-иностранца.

Таким образом, если на работу устраивается иностранный гражданин, для которого прежний работодатель являлся принимающей стороной, нужно иметь в виду, что при увольнении из прежней организации работник был также снят и с миграционного учета. В этом случае, прежде чем заключать с таким работником трудовой договор, нужно проверить сроки его пребывания на территории Российской Федерации. Возможно, что, перед оформлением на работу, работодателю необходимо посоветовать иностранному гражданину совершить выезд и новый въезд в Российскую Федерацию, поскольку находиться в стране с имеющимися документами миграционного учета он уже не имеет права.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Прекращение трудового договора производится в том случае, если работник уже приступил к работе на момент подачи уведомления в ФМС России, аннулирование трудового договора - если день начала работы еще не наступил. Основанием для расторжения трудового договора является пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора», датой прекращения трудовых отношений - дата получения от ФМС России отказа в приеме уведомления.

Если работодатель направил уведомление в ФМС России в день заключения трудового договора, а в соответствии с графиком сменности работник приступает к работе только на следующий день, то в случае получения от ФМС России отказа в приеме уведомления по причине подложного разрешения на работу, трудовой договор может быть аннулирован. Никаких штрафов со стороны ФМС России на работодателя в этом случае налагаться не должно, по крайней мере Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административного наказания для работодателей в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, предоставившим подложное разрешение на работу, а кроме того, миграционное законодательство не вменяет в обязанности работодателю предварительную проверку подлинности разрешения на работу. Однако все-таки проявить определенную бдительность работнику кадровой службы следует.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие сведений об иностранном гражданине, указанных в разрешении на работу, паспортным данным. Это и правильность написания фамилии, имени и отчества, и правильность самих паспортных данных. Следует также обратить внимание на фотографию, размещенную в разрешении на работу, и ее соответствие внешности того человека, который оформляется на работу.

Кроме того, целесообразно время от времени интересоваться в миграционной службе, не исчерпана ли квота на выдачу разрешений на работу по вашему региону (субъекту Российской Федерации). Если квота уже исчерпана, дополнительно ее не увеличивали, а к вам на трудоустройство пришел иностранный гражданин, у которого разрешение на работу было выдано после окончания квоты, то, скорее всего, оно подложное.

Размеры квот устанавливаются Правительством РФ на календарный год и в случае необходимости их дополнительно увеличивают, исходя из потребностей работодателей. Так, на 2009 год размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утвержден постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 835. Если разрешение на работу имеет непригодный к использованию внешний вид - испачкано, деформировано и др., - оно подлежит замене. Обязанность по замене разрешения на работу, пришедшего в негодность по внешним признакам, также возлагается на иностранного гражданина, как и обязанность по его первоначальному получению.

Документы об образовании

Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.

Заключение трудового договора

При наличии всех необходимых документов работодатель заключает с иностранным гражданином трудовой договор. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что иностранный гражданин вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ему выдано разрешение на работу, и только в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.

Обратите внимание!

Разрешение на работу выдается в том субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин поставлен на миграционный учет. Как правило, именно в этом субъекте Российской Федерации и разрешается трудовая деятельность.

Однако в ряде случаев разрешение на работу может быть выдано для осуществления трудовой деятельности в двух субъектах Российской Федерации, например в Москве и Московской области. Это удобно, если организация, на работу в которую устраивается иностранный гражданин, имеет несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений, расположенных как в Москве, так и в Московской области.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность (профессия), указанная в разрешении на работу иностранного гражданина, то можно либо внести изменение в штатное расписание, либо принять иностранца внештатно, либо заключить с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение определенного объема работ.

Срок трудового договора

До сих пор много споров вызывает вопрос о сроке трудового договора с иностранным гражданином. Существует два мнения, каждое из которых подкреплено весьма весомыми доводами.

Часть работодателей считает, что с иностранным гражданином необходимо заключать только срочный трудовой договор . В пользу этого довода они приводят, прежде всего, ограниченность срока действия разрешения на работу как документа, дающего согласно Федеральному закону № 115-ФЗ право на осуществление временной трудовой деятельности . Косвенным подтверждением служит тот факт, что на срочном трудовом договоре настаивает миграционная служба при получении уведомления о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности.

Другая часть работодателей, в том числе и автор данной статьи, считает, что срочный трудовой договор должен или может быть заключен с иностранным работником по основаниям, не связанным со сроком действия разрешительных документов, а следовательно, в большинстве случаев должен быть бессрочным. Ссылка в данном случае идет на ст. 59 ТК РФ, которая содержит перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Как следует из данной статьи, «наличие у работника ограниченного во времени разрешения на осуществление какой-либо деятельности не является основанием для заключения с ним срочного трудового договора по этому виду деятельности». На вопрос о том, как же поступать в случае окончания срока разрешения на работу, отвечает пункт 9 ст. 83 ТК РФ: «истечение срока действия… специального права… если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору». Другими словами, если работник своевременно не переоформил разрешение на работу, то трудовой договор прекращается в соответствии с указанным основанием днем окончания действия разрешения на работу. Право на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства в определенной степени можно считать специальным правом, поскольку оно является не гарантированным, как для граждан этого государства, а приобретенным при наличии дополнительных условий.

В пользу довода о заключении трудового договора на неопределенный срок говорит следующее: если работник переоформил разрешение на работу на новый срок до истечения срока действия нынешнего разрешения, у работодателя нет причин для увольнения такого работника. Однако Трудовой кодекс РФ не предполагает пролонгации срочного трудового договора на новый срок . В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Иными словами, даже если работник имеет на руках разрешение на работу, дающее ему право работать в занимаемой должности еще год, работодатель все равно обязан его уволить, а потом заключить с ним новый трудовой договор, опять-таки на срок действия разрешения на работу, произвести все необходимые расчеты, связанные с увольнением, сделать запись в трудовую книжку, оформить все документы на увольнение и новый прием, снова внести запись в трудовую книжку. Не слишком ли мы усложняем себе работу? К тому же единственным условием продления срочного трудового договора является его переход в статус бессрочного при наличии продолжающихся трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Что же касается условия временности трудовой деятельности иностранного гражданина, то надо сказать, что сам факт нахождения иностранца в России является временным и не связан только лишь с его работой. Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть не только продлен свыше 90 суток при заключении трудового договора с работодателем, но и сокращен, например в случае административного выдворения (депортации) иностранного гражданина из страны. Само собой, в этом случае трудовой договор обязательно должен быть прекращен, независимо от того, срочный он или нет. Однако, безусловно, принимая сам факт временности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, мы, тем не менее, не ставим это условием, определяющим срок действия трудового договора.

Требования органов миграционного учета об обязательном заключении с иностранными работниками срочных трудовых договоров не имеют достаточных оснований, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы распространяются только на контроль за соблюдением работодателями правил привлечения иностранной рабочей силы . Порядок заключения трудового договора регламентируется исключительно трудовым законодательством.

В любом случае, каждый работодатель должен сам принимать решение, какой трудовой договор будет заключен с иностранным гражданином - срочный или бессрочный.

Особенности взаимоотношений между работодателем и работником-иностранцем

Итак, трудовой договор заключен, и работодатель своевременно уведомил об этом Федеральную миграционную службу, Службу занятости и Федеральную налоговую службу. Отрывные части уведомлений с отметками о получении хранятся у работодателя. На работника-иностранца оформляется трудовая книжка - при условии, что он впервые поступает на работу в Российской Федерации. Если же иностранный гражданин и ранее осуществлял трудовую деятельность в России, он обязан предоставить работодателю трудовую книжку установленного образца. Впрочем, если трудовая книжка у него по каким-либо причинам отсутствует либо имеется, но в плохом состоянии, по заявлению работника ему заводится новая трудовая книжка. Работнику-иностранцу присваивается табельный номер, ведется учет его рабочего времени, ему начисляется заработная плата, как и работнику-россиянину, и уплачиваются налоги.

Работник-иностранец как налогоплательщик

В бухгалтерию обязательно должны быть поданы сведения о статусе работника-иностранца как налогоплательщика (ст. 207 Налогового кодекса РФ), поскольку это влияет на размер налоговой ставки, устанавливаемой для налогообложения физических лиц (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

При подсчете времени нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации в расчет принимаются периоды, подтвержденные документами, а именно: отметками в паспорте о пересечении границы, отрывными частями уведомлений о постановке на миграционный учет, записями в трудовой книжке, экземплярами договоров гражданско-правового характера или трудовых договоров. При этом работнику кадровой службы следует помнить о сроках пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Так, если согласно отметкам в паспорте иностранный гражданин находился в Российской Федерации более трех месяцев, но при этом у него нет документа, подтверждающего его право находиться в стране, то, скорее всего, этот период или его часть, превышающую 90 суток с момента въезда, он находился на территории Российской Федерации с нарушением порядка миграционного учета, то есть нелегально. Думается, что период нелегального нахождения в Российской Федерации вряд ли следует учитывать при определении статуса работника как налогоплательщика.

Оформление страхового полиса обязательного медицинского страхования

На работников-иностранцев работодатель обязан оформить страховой полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках заключенного договора со страховой компанией (ст. 7 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008) Страховой полис ОМС позволяет работнику-иностранцу обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения. При этом скорая медицинская помощь оказывается работнику-иностранцу бесплатно, а плановая медицинская помощь, в том числе нахождение в стационаре, - на платной основе . На время лечения работнику-иностранцу, имеющему полис ОМС, выдается листок нетрудоспособности (ст. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»; в ред. от 27.10.2007), который подлежит оплате на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»).

При заключении трудового договора с работником-иностранцем ему должно быть вменено в обязанность уведомить работодателя в случае наступления временной нетрудоспособности, особенно если работодатель выступает в качестве принимающей стороны. Дело в том, что принимающая сторона обязана подать сведения о снятии иностранного гражданина с миграционного учета, если он отсутствует в месте пребывания более двух дней (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008). Поскольку отсутствие в месте пребывания, а в данном случае - в месте выполнения работы, может быть расценено работодателем как убытие из места пребывания, требование о своевременном извещении работодателя о заболевании отвечает, прежде всего, интересам самого работника.

Оформление отпуска

При оформлении отпуска работнику-иностранцу также необходимо получить у него сведения о предполагаемом выезде из Российской Федерации. Если работник планирует выехать из Российской Федерации, он должен быть снят принимающей стороной с миграционного учета и снова поставлен на учет по возвращении из отпуска по новой миграционной карте. Лучше всего информацию о выезде из Российской Федерации получить от работника в письменном виде , например, в тексте заявления о предоставлении отпуска работник укажет «Отпуск буду проводить на территории Российской Федерации» либо «Отпуск буду проводить за пределами Российской Федерации». Если работник, несмотря на предоставленную информацию, все же выехал за пределы Российской Федерации, то при постановке его на миграционный учет по новой миграционной карте у работодателя - принимающей стороны могут возникнуть проблемы с ФМС России, поскольку были нарушены требования миграционного законодательства о сроках подачи уведомления об убытии иностранного гражданина. Для работодателя - принимающей стороны это грозит штрафом, но поскольку работодатель был введен работником в заблуждение (есть заявление!), требование об уплате штрафа может быть предъявлено к самому работнику.

Направление в командировку

При направлении работника-иностранца в командировку в другой субъект Российской Федерации необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 97. В соответствии с п. 1 указанного постановления общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Однако данное ограничение действует в отношении тех работников, работа которых по условиям договора не носит разъездной характер. При разъездном характере работы общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации увеличивается до 60 календарных дней.

Если длительность конкретной командировки превышает двое суток, иностранный гражданин в связи с убытием в командировку должен быть снят с миграционного учета по месту пребывания. При этом с собой в качестве документов, подтверждающих легальность его нахождения на территории Российской Федерации, ему нужно взять копию отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, а также миграционную карту. После возвращения из командировки принимающая сторона вновь ставит работника на миграционный учет, при этом к уведомлению о прибытии в место пребывания можно приложить копию командировочного удостоверения с отметками о прибытии и убытии в место командировки.

Продление срока пребывания

Как уже было отмечено, срок временного пребывания в Российской Федерации ограничен 90 сутками со дня въезда в Российскую Федерацию. При заключении трудового договора срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год с момента въезда. Для продления срока пребывания иностранный гражданин должен представить принимающей стороне, а она в свою очередь - органу, осуществляющему миграционный учет, документы, подтверждающие трудовую деятельность.

К таким документам относятся:

  1. заверенная работодателем копия трудового договора;
  2. заверенные копии отрывных частей уведомлений о привлечении иностранной рабочей силы;
  3. заверенная копия разрешения на работу и миграционной карты;
  4. ходатайство работодателя, подтверждающее факт наличия трудовых отношений на момент продления срока пребывания.

Обратите внимание!

Полный перечень документов, необходимых для продления срока пребывания в связи с трудовой деятельностью, следует узнать в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту фактического нахождения принимающей стороны.

При продлении срока пребывания на оборотной стороне миграционной карты и на отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания делается соответствующая отметка, в которой указано, до какой даты иностранный гражданин может находиться в данном субъекте Российской Федерации.


Положение о Федеральной миграционной службе (утверждено указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928; в ред. от 02.09.2008).

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546).

Популярная пословица гласит: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Во все времена люди стремились на работу в те страны, где за свой труд можно было получить больше. И сегодня огромным потоком трудовые мигранты из Латинской Америки вливаются в США, арабы и жители азиатских стран стремятся попасть на работу в страны ЕС. Не стала исключением и Россия, испытывающая постоянный приток иностранной рабочей силы из стран СНГ.

Причины трудовой миграции в Россию

Страны СНГ сильно дифференцированы по уровню жизни граждан, который определяется состоянием их экономик и нестабильностью политических систем. В большинстве из них в постсоветский период уровень жизни постоянно снижался, производство сворачивалось, а безработица росла. На этом фоне Россия выгодно выделяется стабильностью экономики (даже несмотря на трудности последнего периода), постоянной потребностью в трудовых ресурсах в определенных секторах народного хозяйства и довольно высоким по меркам СНГ уровнем зарплаты.

Географическая близость стран Содружества к России, наличие безвизового режима с большинством из них, широкое распространение в них русского языка как средства межнационального общения, многочисленные родственные и деловые связи, признание дипломов о высшем и среднем техническом образовании – все это вкупе с вышеупомянутой экономической стабильностью России и способствует тому, что трудовые мигранты из стран СНГ устремляются в РФ.

Роль трудовой миграции

Трудовые мигранты в Россииэто социальное и экономическое явление со многими гранями. Их роль в развитии стран СНГ довольно противоречива. К позитивным аспектам можно отнести то, что благодаря трудовым мигрантам получили новое дыхание российская торговля, строительный и транспортный бизнес, сельскохозяйственное производство, так как они удовлетворяют спрос на неквалифицированный труд.

Кроме того, трудовая деятельность мигрантов в России генерирует приток в их страны существенного финансового ресурса за счет ежегодного перевода и вывоза из РФ до 15 млрд долларов.

Так, 49% ВВП Таджикистана составляют средства, переводимые таджиками, работающими за рубежом, в основном в России. По данным Всемирного банка это является абсолютным рекордом среди всех стран мира. Следом идет Киргизия с 32% ВВП, формируемыми из переводов мигрантов, за ней Молдова с 25% ВВП и Армения с 21%.

Таким образом, трудовые мигранты существенно сокращают дефициты платежных балансов своих стран.

Однако есть и негативные аспекты. Так, нелегальные мигранты подпитывают своим трудом теневую экономику, а легальные демпингуют на рынке труда России, снижая уровень зарплаты. По данным ФМС в последние годы более 4,3 млн иммигрантов находились в России нелегально.

Весьма опасную тенденцию приобрело формирование этнических анклавов со своими внутренними законами жизни, зачастую противоречащими российскому законодательству. К таким замкнутым общинам у местного населения формируется негативное отношение, как правило, в ответ на агрессию иностранцев по отношению к россиянам. В последние годы это привело к ряду эксцессов, вылившихся в стихийные протесты населения против роста числа иммигрантов в России.

Что нового для трудовых мигрантов принес 2015 год

Все вышеперечисленное заставило российские власти принять срочные меры. Чтобы в страну не стремились все подряд трудовые мигранты, законодательство с 2015 г. довольно сильно изменилось. Теперь миграция из стран, на которые распространяется безвизовый въезд, больше не регулируется квотами для иностранной рабочей силы. Отказов в разрешении на работу по превышению квот для данного региона больше не будет. Взамен введены экономические меры регулирования численности иностранных рабочих – им нужно приобретать за собственные средства (или на деньги работодателей) патенты на право осуществлять трудовую деятельность в России. В целом же новый закон о трудовых мигрантах от 24.11.2014 г., изменивший ряд положений существовавшего закона о правах иностранцев в РФ, имеет целью создать современную и цивилизованную систему иммиграции.

Более 20 поправок к законодательству ужесточили и иммиграционный контроль. За тридцать дней после даты прибытия на место предполагаемой работы мигрант обязан встать на учёт в отделении ФМС, сделать нотариально заверенный перевод своего паспорта, пройти экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства России, получить ИНН, пройти медобследование и купить медстраховку.

Ужесточилась и борьба с нелегальной миграцией: запрет нарушителям въезжать в страну увеличен до 5 или 10 лет, и эта мера коснулась уже 1,35 млн граждан стран СНГ.

Кого коснутся новые правила трудовой миграции?

Вышеуказанные правила обязаны соблюдать трудовые мигранты из стран СНГ, за исключением Беларуси, Казахстана и Туркменистана. Первые два государства входят в Таможенный союз, и их граждане могут работать в РФ без каких-либо специальных разрешительных документов, а граждане Туркменистана въезжают в страну по визам. Новые правила распространяются также на граждан Абхазии и Южной Осетии.

В связи с последними событиями на Украине в РФ в экстренном массовом порядке въехало около 1 млн ее граждан, в основном беженцы с Донбасса. Более полумиллиона из них оформили РВП и получили ВУ на территории России. Оформление трудовых мигрантов - беженцев из Украины - на работу производится без патентов. К сожалению, многие из них сталкиваются с проблемой регистрации (минимум на год) по месту жительства. Сейчас ФМС подготовлен ряд документов, направленных на то, чтобы, с одной стороны, трудовые права мигрантов из этой категории были защищены, а с другой - чтобы российский рынок труда не получил дополнительной нагрузки.

Порядок действий при получении патента

При въезде в РФ иммигрант должен в миграционной карте в графе «Цель приезда» указать слово «работа». При указании другой цели патент ему не дадут. По прибытии на место работы выполняются следующие процедуры:

  • постановка на миграционный учет в местном отделении ФМС;
  • медкомиссия в составе 4 врачей: инфекциониста (особое внимание уделяется ВИЧ-инфекции), нарколога, фтизиатра и дерматолога;
  • покупка полиса медстрахования (или заключение договора с медучреждением);
  • получение ИНН;
  • экзамен для трудовых мигрантов по русскому языку, истории и основам законодательства РФ;
  • уплата ежемесячного авансового платежа;
  • оформление патента.

Все эти мероприятия необходимо выполнить за месяц с момента прибытия на место проживания и работы, иначе патент не получить.

Граждан Беларуси, Казахстана, Армении, а также лиц, имеющих удостоверения на ВУ в России или РВП, оформляют на работу так же, как и россиян.

Затраты на получение патента

Патент для трудовых мигрантов в этом году обойдется его получателям в 1568 руб. в месяц, при этом разрешены региональные надбавки к этой сумме. Так, для Москвы ежемесячный авансовый платеж равен 4000 руб. в 2015 году.

К этому нужно добавить еще и стоимость услуг. Полный их комплекс в Москве оказывает Единый миграционный центр, расположенный в деревне Сахарово, в 60 км от МКАДа. Медкомиссия здесь стоит 3300 руб., экзамен для трудовых мигрантов обойдется в 4900 руб. Можно пройти медкомиссию и в Москве (для этого аккредитовано 40 медучреждений), а также купить в страховой компании полис медстрахования, но все это можно сделать прямо в Сахарово за 14 000 руб., включая и первый платеж за патент.

Как сдают экзамен трудовые мигранты?

Тестирование трудовых мигрантов производится на ПК. Перед его началом экзаменующиеся заполняют от руки бланки анкет с личными данными. Сам тест на знание русского языка, основ истории и законов РФ включает несколько разделов.

Сначала экзаменующийся должен назвать экзаменатору предметы, изображенные на картинках на экране монитора. В следующем тесте нужно закончить фразу, например, «Сегодня на улице холодно» одним из следующих фрагментов: «Не забудь свой паспорт», «Одевайся теплее», «Купи, пожалуйста, продукты».

Затем письменно ответить на вопросы о том, кто сегодня президент России, как называется столица России, какой документ удостоверяет личность и т. п.

Экзамен считается сданным, если набрано не менее 50 баллов из 100 возможных по всем трем частям теста: языку, истории, праву. Если не удается сдать с первого раза, то можно пересдавать неограниченное число раз в течение месячного срока первичного пребывания в РФ. Бывает и так, что претенденту на работу в России приходится сдавать экзамен по три раза.

По свидетельствам сотрудников специализированных центров сдачи таких экзаменов, русский язык для трудовых мигрантов зачастую является проблемой, хотя в процессе общения с работодателями они объясняются довольно связно. Бывают случаи, когда этот тест пересдают по несколько раз.

Китайцы могут русский не изучать?

Трудовые мигранты в России, которые прибыли на срок до года, скоро не будут обязаны сдавать вышеупомянутый экзамен. По словам Бориса Титова, являющегося уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сказанным им корреспонденту ТАСС во время российско-китайского форума "Большие возможности малого и среднего бизнеса", на Дальнем Востоке много объектов строят вахтовые бригады китайских рабочих, приезжающие на календарный квартал. Нереально требовать от них знаний русского языка и истории России. Сейчас ФМС занята разработкой предложений по внесению соответствующих изменений в миграционное законодательство.

Что происходит на рынке труда

С начала года этот рынок сильно лихорадит. Из-за снижения курса рубля, ужесточения иммиграционного контроля и введения патентов на трудовую деятельность в начале текущего года численность въезжающих в Россию иностранцев была меньше на 70% по отношению к прошлому году. Российские регионы освобождаются от трудовых мигрантов. Начался строительный и туристический сезон, прошла посевная - и во всех этих сферах не хватало рабочих рук. С начала декабря прошлого года логистические и клининговые компании, традиционно нанимающие мигрантов, ощущают нехватку персонала.

Среди причин называют трудности с оплатой стоимости необходимых для получения патентов документов, а без него работодатели не нанимают сотрудников. Кроме того, определенные трудности у мигрантов из Средней Азии вызывает и сдача экзаменов.

ФМС России недавно (в мае) обнародовала данные по численности находящихся в РФ иностранцев. Сегодня в стране пребывают свыше 2,1 млн граждан Узбекистана, почти 1 млн таджиков, 0,6 млн граждан Казахстана, полмиллиона граждан Кыргызстана. Всего жителей Средней Азии находилось на начало мая в РФ более 4,2 млн человек. В то же время в России находится 2,5 млн украинских граждан.

Всего же, по словам директора ФМС, сказанным им на встрече с Президентом РФ 6 мая 2015 г., в России находится до 12,5 млн иностранцев, причем ФМС фиксирует некоторое снижение их числа.

И происходит это не из-за сокращения въезда, а путем увеличения выезда, т. е. принятые властями меры экономического регулирования процессов иммиграции работают.

Уедут ли домой мигранты?

Около миллиона иностранцев уехали из России в конце 2014 г., и ряд экспертов считает это началом стойкой тенденции по сокращению их численности в нашей стране. По их мнению, до середины 2016 г. произойдет ещё больший отток, т. к. менее половины из тех, кто получит патент в текущем году, продлят его на следующий год. Останутся лишь имеющие РВП или ВУ.

Однако, по мнению других аналитиков рынка труда, отток иностранцев был сезонным, и ближе к лету их численность восстановится. По сути, мигрантам больше некуда ехать на заработки, кроме России. По этим оценкам рынок может ощутить лишь эпизодичную нехватку рабочей силы, а общее сокращение числа трудовых мигрантов не превысит 10–15%. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на длинные очереди из покупающих патенты в подмосковном Сахарово.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что россияне заменят мигрантов на освобождающихся рабочих местах, как это уже наблюдается в Центральной России. Однако при этом возрастет и стоимость рабочей силы в целом, а значит, повысится и себестоимость производимой продукции. Как здесь не вспомнить опыт американского бизнеса, перенесшего свои основные производства (кроме оборонных) в 80-е годы прошлого столетия в Китай и страны ЮВА. Целью этой политики как раз и было снижение себестоимости производства за счет более низкой оплаты труда.

Хотя сегодня почти втрое сократилось количество легальных мигрантов, их общая численность сохраняется. Эксперты предполагают, что россияне могут занять часть освободившихся рабочих мест. Сейчас, в силу спада экономики, потребность в рабочей силе в России уменьшилась по сравнению с предыдущими годами. И в производственных компаниях всё больше освобождающихся мест занимают россияне. Итоги января-февраля текущего года отчетливо подтвердили эту тенденцию. Но рабочих рук всё равно недостаточно. Часть вакансий занимают граждане Украины, всё активнее интересующиеся возможностями российского рынка труда, тем более что для них сдача экзаменов не представляет особых трудностей.

При этом сферы ЖКХ и услуг, которые в прежние годы стимулировала трудовая деятельность мигрантов, будут испытывать дефицит рабочих рук. Так, эксперимент, ставящий целью привлечь россиян на места дворников, провалился. В его начале по стране было 4 тыс. подобных вакансий, а сейчас их уже 8 тыс.

Россия великая, могучая и многонациональная приняла решение не препятствовать притоку и увеличению количества трудовых мигрантов на ее территории, но с одним условием, чтобы они придерживались русских традиций и изучали русский язык.

Политическая верхушка России уже начала подготавливать основные положения миграционной политики, рассчитанные на ближайшее десятилетие. Концепция будет построена на требованиях к квалификации трудовых мигрантов. На сегодняшний день практически 80% мигрантов, находящихся на территории РФ не имеют среднего профессионального и высшего образования. В связи с этим, трудовые мигранты находятся как бы в вакууме среди окружающих людей. Приехав в Россию наобум, без профессиональных навыков, без знания языка, мигрант может устроиться только на низкооплачиваемую работу. Помимо этого, трудовые мигранты, приезжающие по собственному желанию, без вызова работодателя, ограничены в своих правах и лишены элементарной моральной поддержки со стороны коренного российского населения.

Как бы негативно не относились россияне к «понаехавшим», но эти люди во многом помогают России решать некоторые государственные и экономические задачи. Эксперты рискнули развенчать некоторые мифы о трудовых мигрантах. Рассмотрим эту проблему в виде диалога "коренного русского" (КР ) и аналитика (А ) в области миграционного учета.

Миф первый!

КР - Сколько же их "понаехало"! Ступить негде, чтобы не услышать "нерусскую" речь! Эти мигранты забирают работу у нас - русских! На их месте могли бы работать россияне.

А - Большая часть безработных России проживают в маленьких городах или в сельской местности. Экспертами было проведено исследование: безработным россиянам предлагали переехать в большой город, с предоставлением им работы, и вот парадокс - приняли это предложение только 12% из 100% опрошенных, остальные же наотрез отказались оставлять свои дома и огороды. Помимо этого, существует еще одна проблема «переквалификации». Основываясь на различные «психотипы», не каждый человек поддается «переучке». Можно научить сантехника выпекать хлеб и наоборот, вот только будет ли сантехник квалифицированным пекарем, а пекарь - сантехником.

Миф второй!

КР - С приездом мигрантов, стало страшно выходить на улицу! Из-за них повысилась криминальная обстановка! Они все хотят «легких» денег и не хотят работать, поэтому единственный их заработок - это преступления!

А - Исходя из данных научной статистики уголовных преступлений в РФ, на фоне более чем полутора миллионов преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, только около 50000 совершается мигрантами. Цифра вроде немаленькая, но в сравнении с общим количеством - это «капля в море». Проблемой является то, что каждое преступление, совершенное именно мигрантом, моментально появляется в СМИ и «раздувается» до невероятных размеров, что приводит к межнациональной розни и к стойкому пониманию каждого россиянина - «мигрант - враг».

Миф третий!

КР - Мигранты наши деньги домой себе пересылают! Такими темпами Россия вообще без средств к существованию останется!

А - С одной стороны Вы правы! Действительно, денежные переводы в страны СНГ занимают около 50% из всех долей ВВП, но обращая внимание на этот факт, мы забываем упомянуть о прибыли, которую мигранты принесли России. Возвращаемся к статистике: за восемь месяцев 2011 года трудовыми мигрантами в России было произведено продукции на сумму два триллиона рублей!