Первобытнообщинная формация и ее значение для понимания всемирно-исторического процесса. Первобытнообщинная формация

Временные рамки формации охватывают эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Мнения ученых о точном времени зарождения первобытнообщинной формации расходятся. Одни утверждают, что это произошло 3 млн. лет назад См., напр.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990. - С. 12. , другие - 2 млн. лет назад См., напр.: Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 18., но верхний предел установлен более точно - 3 тыс. лет до н. э.

Одним из первых принято считать тип человека-умелого (Homo habilis), которому примерно соответствовало историческое время от начала возникновения первобытного общества, ведущего свое развитие от стада, до 40 тыс. лет до н. э. Этот период раннего палеолита именуется дошельским или ашельским. Человек - умелый был назван так за искусные руки, которыми он способен был отбивать из каменной гальки примитивные орудия труда. Отсюда термин ""галечная культура"", т.е. обработка гальки в интересах первобытного человека. Человек-умелый вел животнообразный, инстинктивный образ жизни, со своими сородичами общался звуковыми и жестомимическими коммуникативными сигналами. На уровне дошельского стада полностью отсутствуют какие-либо элементы духовной культуры. Физические характеристики Homo habilis: рост 120 см, вес 40 кг. На смену человеку-умелому пришел в рамках раннего палеолита дошельского и ашельского археологического времени человек - прямоходящий (Homo erectus) - питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Характеризуя человека-прямоходящего, следует помнить, что ему соответствовало уже не первобытное стадо, а праобщина, для которой были свойственны элементы совместного непроизводительного труда (собирательство, охота), умение обращаться с огнем, совершенствование примитивных орудий труда, сохранение и усложнение коммуникативных сигналов, доминирование биологических связей. Наиболее развитыми представителями Homo erectus были неандертальцы эпохи среднего палеолита археологического времени Мустье См.: Культурология / Под ред. Г.В.Драч. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 88..

В эпоху верхнего палеолита возникает новый тип человека - Homo sapiens, или человек разумный. Его стоянки были обнаружены в пещерах Франции в местечках с географическими названиями Ориньяк, Солютре, Мадлен. В историю этот период вошел как ориньяко-солютрийская культура. При изучении этого пласта первобытной культуры необходимо подчеркнуть, что человек-разумный в наибольшей степени по своим характеристикам приближается к современному человеку. Обратите внимание на то, что с возникновением разумного человека праобщина сменяется ранней родовой общиной, для которой характерна общественная форма собственности на орудия труда, совместный непроизводительный присваивающий труд - собирательство плодов, ловля рыбы, охота; умение не только пользоваться огнем, но и хранить его; производить более совершенные орудия труда. Природно-биологические связи заменяются дуальной семьей, проявляется элемент оседлости, организуются жилища. Особое внимание следует обратить на то, что наряду с элементами материальной культуры зарождаются ростки духовной: коммуникативные сигналы трансформируются в элементы членораздельной речи, появляются и осознаются первые табу, происходит становление религиозных ритуалов, формируются примитивные тотемистические культуры, возникает праискусство См.: Введение в культурологию / Под ред. В.А. Сапрыкина. - М., 1992. - С. 34-35..

Практически в лоне ранней стадии верхнего палеолита были заложены ключевые основы развития духовной культуры: язык, религия, семья, мораль, искусство, которые впоследствии получили свое развитие и в эпоху мезолита и неолита.

Неолит следует рассматривать как завершающую стадию развития каменного века. Этому времени соответствует поздняя более развитая родовая община. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на выявлении того нового, особенного, что было свойственно этому периоду исторического развития данной формации в материальной и духовной сфере. В области материальной, производительной как главный момент следует выделить переход от присваивающего характера труда к производительному: одомашнивание скота, развитие земледелия, совершенствование ремесел, появление элементов натурального обмена. Все это чрезвычайно важно для дальнейшего развития всех форм материальной культуры. Именно в эпоху неолита были заложены основы дальнейшего развития агрокультуры, промышленного производства и торговли.

Что касается семьи, то здесь произошли существенные изменения - возник матриархат. За родом, состоящим из нескольких семей, закрепляется определенная территория, то есть происходит разделение земель между родами, и на них строятся поселения. В духовной жизни развитие членораздельной речи приводит к возникновению и развитию абстрактного мышления. В эпоху матриархата в области морали, искусства и религии особое значение, и это следует отметить, приобретает женское начало См.: Воронова И.Т. Брачные обычаи народов мира: зарождение и развитие // Наука и религия. - 2003. - №8. - С. 45. .

Завершается развитие первобытнообщинной формации и культуры возникновением соответствующей ей прасоседской или соседской общины, в которой труд становится более совершенным и производительным, на смену каменным орудиям приходят первые металлические. Матриархат заменяется духовной жизнью общества (мораль, религия, искусство), зарождаются объективные предпосылки для возникновения классовости и государства.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

  • · наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
  • · экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода См.: Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. - С. 67..

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

  • 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества Там же. - С. 70. .

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества.

Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к которым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы) , жили в формирующемся обществе, которое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной) . По археологич. периодизации - это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35-40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди - неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это - поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит.

В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали её при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к которым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства производства и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, вовторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр. , старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной.

Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в которой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов - дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним - парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев) .

Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль) , выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя.

Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития производства. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития - стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый - уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, - т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.

Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди) . Однако это имеет место не всегда и не везде.

Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме хозяйства был первым из трёх крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества - аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал её производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и государства.

Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось иму-ществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и государства ускоряли войны, которые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, которые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины всё в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств.

Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке) . Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию) , в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966 ; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М., 1974а; Становление классов и государства. Сб. ст., М., 1976 ; БорисковскийП. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792.

  • - тип, строение чего-либо, соответствующее определенной ступени, стадии, фазе развития...

    Начала современного Естествознания

  • - в инженерной геологии - классификационное подразделение, объединяющее инженерно-геологические группы пород и геолого-генетические комплексы и характеризующее основные особенности их химико-минералогического...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - англ. formation; нем. Formation. 1. Тип, строение ч.-л., соответствующее определенной ступени, стадии развития. 2. Система взглядов, внутренний склад. 3...

    Энциклопедия социологии

  • - 1. Таксономическая единица среднего ранга. 2...

    Словарь ботанических терминов

  • - 1) - , классификац. единица растит. сообщества, к-рая объединяет группы ассоциаций с общим видом - эдификатором. Напр., Ф. сосны обыкновенной объединяет все ассоциации, где господствует этот вид сосны. 2) - , естеств...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - см. Формации...

    Геологическая энциклопедия

  • - ФОРМАЦИЯ, в геологии - комплекс горных пород, совместное образование которых обусловлено литологическим составом, режимом, климатом...

    Экологический словарь

  • - в ботанике - классификационная единица растительного сообщества, которая объединяет группы ассоциаций с общим видом - эдификатором...
  • - в геологии - естественное и закономерное сочетание горных пород, связанных общностью условий образования...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ФОРМАЦИЯ, -и, ж. Шутл. Женские «формы», фигура. За такую вот формацию дам любую информацию. С вашей формацией надо в швейцарском банке прописаться, а не в Зюзине...

    Словарь русского арго

  • - Р., Д., Пр. форма/ции...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ФОРМА́ЦИЯ, -и, жен. 1. Определённая стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способом производства. Общественно-экономические формации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ФОРМА́ЦИЯ, формации, жен. . 1. Определенная ступень, стадия в развитии чего-нибудь; тип, структура чего-нибудь, присущие данной ступени, стадии развития...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - форма́ция I ж. 1. Тип, структура чего-либо, присущие определённой ступени, стадии развития. 2. Определённая стадия исторического развития общества...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - форм"...

    Русский орфографический словарь

"ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ" в книгах

Общественно-экономическая формация

автора

Общественно-экономическая формация Новая страница в истории решения рассматриваемой проблемы связана с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса, сумевшей выделить из всего кажущегося хаоса социальных отношений отношения материальные, а

Существует ли «чистая формация»?

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Существует ли «чистая формация»? Разумеется, не бывает абсолютно «чистых» формаций. Не бывает потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. «Разве понятия, господствующие в естествознании,

1. Общественно-экономическая формация

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

1. Общественно-экономическая формация (Категория «общественно-экономическая формация» является краеугольным камнем материалистического поднимания истории как естественноисторического процесса развития общества по объективным законам. Без уяснения глубокого Фуко Мишель

3. ФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТОВ

Из книги Археология знания автора Фуко Мишель

3. ФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТОВ Пришло время упорядочить открытые направления и определить, можем ли мы внести какое бы то ни было содержание в эти едва намеченные понятия, которые мы называем «правилами формации». Обратимся, в первую очередь, к «формациям объектов». Чтобы

§2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Из книги История античной философии в конспективном изложении. автора Лосев Алексей Федорович

§2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Принцип. Общинно-родовая формация в связи с ее растущей мифологической абстракцией дошла до представления таких живых существ, которые уже не были просто физическими вещами и не были просто материей, но стали чем-то почти внематериальным.

§ 1. Формация или цивилизация?

Из книги автора

§ 1. Формация или цивилизация? История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский Существует ли логика развития человечества, и если существует, в чем она заключается? Существует множество моделей, описывающих процесс развития человечества.

7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЦИЯ

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЦИЯ Формационный подход – оценка истории развития общества и культуры как единого процесса в рамках формации.Формации – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе

Ретикулярная формация Термин «ретикулярная формация» (англ. ret – сеть) был введен впервые Дейтерсом более 100 лет назад. Ретикулярная формация (РФ) располагается в центральной части мозгового ствола, заходя ростральным концом в таламус, а каудальным – в спинной мозг.

11.2. Первобытнообщинная формация

Собственно человеческая история начинается с первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита) существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и родо-племенные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам, самая ранняя форма практической формации.

Первобытные общества представляли собой родовые и племенные объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита, воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.). Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую, духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в состав экономической.

Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин, представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село (или род) . Возникало территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались

земледелием и скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство, земледелие) определяли характер родовых общин.

Родовая община представляла собой синкретическую общественную формацию, в которой основные общественные сферы находились в неразвитом, слитом, функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного производства людей. Этот способ общественного производства держался на инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной мифологии.

В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности, функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного самоопределения и интеграции первобытного общества.

Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм, культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера труда.

Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости, тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат, зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.). Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер, было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей, являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не возникло.

Структура сельской общины включает вождя, общинную знать (богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились посторонние (пленные, рабы).

Базисом этого общества было общественное производство, в котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого временного и пространственного разделения на разные сферы общественного производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.

Естественная (натуральная) производственная деятельность представляла собой процесс первобытного производства и распределения материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей (физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на "производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.

Натуральность (природность) производства определяется как преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".

В первобытнообщинном обществе господствовала личная собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная) собственность не является экономической.

Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое отношение собственности .

Таким образом, первобытнообщинный способ производства состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и коллективных общественных отношений, соответствующих

этим производительным силам. Базис этого общества не являлся экономическим.

Лично-коллективное владение средствами производства приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта собственность носила характер профессиональной, моральной, физической, интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер . Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив , а также вожди, старейшины и т.п.

Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение, потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими. Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок. Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой (секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.

Формационная общность первобытного общества состояла из вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм, табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда - присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.

Совершенствование общественного производства на основе совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является важнейшим направлением развития первобытнообщинных

обществ. Технологическую базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.

Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих. С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных) черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов. Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность деревенской жизни.

Семенов Ю.Л. Указ. соч. С. 142).

21. В отношении каких из нижеследующих нормативных актов Президент НЕ имеет права вето в Российской Федерации: А) Федеральные законы Б) Законы субъектов Федерации В) Постановления Правительства РФ Г) Конституционные законы 22. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ: А) не моложе 35 и не старше 65 лет, постоянно проживающий в РФ Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет В) не моложе 30 лет и являющийся гражданином РФ по рождению Г) обладающий активным избирательным правом 23. Сделки бывают: А) дозволенные и недозволенные Б) добровольные и обязательные В) односторонние и многосторонние Г) абстрактные и каузальные 24. Что из перечисленного не относится к недвижимым вещам: А) земельный участокВ) морское судно Б) автомобиль Г) самолет 25. Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение прибыли акционерного общества в виде дивидендов и дающая право голоса, называется: А) облигацией Б) эмиссией В) акцией Г) чеком 26. Моментом создания общества с ограниченной ответственностью является: А) день внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц Б) день подписания учредительного договора В) день оплаты уставного капитала Г) день предоставления документов в органы, осуществляющих регистрацию юридических лиц 27. По общему правилу в РФ возрастом наступления полной дееспособности является достижение: А) 16 лет Б) 18 лет В) 14 лет Г) 21 года 28. К способам обеспечения исполнения обязательств НЕ относятся: А) задаток Б) предоплата В) штрафная неустойка Г) аванс 29. Принципы исполнения обязательства по передаче права собственности на вещь: А) своевременности Б) полноты В) экономичности Г) все варианты верны 30. Недостойный наследник – это: А) родители лишенные родительских прав Б) дальние родственники В) лица, не указанные в завещании Г) правильного ответа нет 31. Завещания бывают: А) устные и письменные Б) нотариально заверенные и составленные в государственной регистрационной палате В) открытые и закрытые Г) возмездные и безвозмездные 32. Усыновление производится на основании: А) решения суда Б) решения органа ЗАГС В) постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором проживает ребенок Г) распоряжения органа местного самоуправления 33. Законный режим имущества супругов – это режим: А) совместной собственности Б) долевой собственности В) раздельной собственности Г) договорной собственности 34.С какого времени брачный договор вступает в силу? А) со дня вступления в брак Б) со дня регистрации брачного договора у нотариуса В) со дня заключения договора в ЗАГСе Г) со дня подписания брачного договора супругами 35. Родители (один из них) НЕ могут быть лишены родительских прав, если они: А) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов Б) злоупотребляют своими родительскими правами В) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией Г) в течение длительного времени не имеют достаточных средств для обеспечения ребенка на уровне прожиточного минимума 36. Обязывают ли Конституция и Семейный кодекс РФ детей содержать своих родителей: А) да, по достижении 16 лет, если они работают Б) нет В) да, по решению суда Г) да, по достижении совершеннолетия 37. Перечень работ, на которых запрещается применять труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливается: А) Трудовым кодексом РФ Б) Федеральным законом В) Указом Президента РФ Г) Постановлением Правител

Происхождение права и государства.

1. Теории происхождения права

Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий.

1.1 Теория примирения (Э. Аннерс, Г. Берман)

Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами.

1.2. Регулятивная теория

Юридические нормы устанавливаются для поддержания единого порядка для всей страны

1.3. Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен)

Право - это вечное явление, созданное Богом

1.4. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев)

    Существует две системы права - естественное и позитивное:

    естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь)

    позитивное (писаное) право - совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

1.5. Историческая теория (К. Савиньи, Г. Гуго, Г.Пухта)

Происхождение права - стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль играет обычай.

1.6. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард)

    Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

    Все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные).

1.7. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

Право – воля господствующего класса, возведенная в закон

1.8. Теория правовой специализации (Т. Кашанина)

    Закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира.

    Возникновение права было обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобрела личностный, субъектный характер.

2. Что регулировало общество до появления права?

    Ритуал

    Обряды

    Обычаи

    Табу

Мононормы – это правила поведения людей первобытного общества, выраженные

в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах

Закономерности возникновения права

* Переход к производящей экономике;

* Расслоение общества;

* Создание государства;

Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность

3. Теории происхождения государства

Теории

Древнегреческая теория

Древнеиндийская теория

Древнекитайская теория

Теологическая теория

Теологическая теория в условиях современности

Патерналистская теория

Патриархальная теория I

Патриархальная теория II

Теория Огюста Конта

Теория Герберта Спенсера

Теория Гуго Гроция

Теория Томаса Гоббса

Теория Джона Локка

Теория Жан-Жака Руссо

Теория Евгения Дюринга

Теория Людвига Гумпловича

Теория Карла Каутского

Теория Льва Петражицкого

Теория Николая Коркунова

Теория Тарда

Либертарно-юридическая

Патримониальная теория

Государство по Энгельсу

Государство по Ленину

Основные теории происхождения государства

    теологическая (религиозная, божественная);

    патриархальная (отеческая);

    договорная (естественно-правовая);

    органическая;

    психологическая;

    насилия (внутреннего и внешнего);

    ирригационная;

    экономическая (классовая).

3.1. АНТИЧНОСТЬ. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (ОТЕЧЕСКАЯ)

Аристотель. Конфуций.

«Государство подобно семье, поэтому власть государя над подданными также безусловна,

как власть отца над детьми ».

+

1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

_

1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

3) Не объясняет жесткость законов.

3.2. СРЕДНИЕ ВЕКА. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ. Аврелий Августин. Фома Аквинский.

«Любая власть и любое государство имеют божественное происхождение и должны соответствовать вечным христианским нормам».

+

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно – первые государства были теократические

_

Является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение

государства.

3.3. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ.

Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо.

«Государство возникает в результате заключения общественного договора между правителями и подданными, по которому граждане согласны на ограничение части своей свободы,

получая взамен от власти гарантии обеспечения основных и естественных прав».

+

2) Носит демократический характер;

3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;

4) Опирается на общественную практику

_

1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля людей, значит, он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает юридической силой, т. к появился раньше государства.

3.4 . СЕРЕДИНА 19 ВЕКА.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (КЛАССОВАЯ) ТЕОРИЯ.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Г.Плеханов.

«Государство образуется как продукт социального неравенства и механизм политического господства одного класса, обладающим собственностью и властью. над другими классами, лишёнными их».

+

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

_

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

Теория насилия.

К.Каутский, Е. Дюринг, Л. Гумплович, Д. Юм.

« Государство всегда возникает насильственным путём…»

А. ТЕОРИЯ ВНЕШНЕГО НАСИЛИЯ.

+

1) Основана на многих исторических фактах;

2) Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;

3) Государственный аппарат состоит из завоевателей.

_

1) Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;

2) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;

3) В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;

4) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.

Б. ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕГО НАСИЛИЯ.

+

1) У людей имеются разные интересы;

2) Имеет место насилие в обществе;

3) Государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.

_

1) Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства;

2) Люди не могут быть равны биологически;

3) Государство не всегда выражает интересы общества;

4) Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.

3.5. КОНЕЦ 19 ВЕКА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Э. Фромм, Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд.

«Государство происходит из различия психологических типов личностей правителей-лидеров и подданных-ведомых, поощряемых и ограничиваемых властью».

+

Психологические закономерности важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя.

_

Роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Г.Спенсер, П.Сорокин.

«Государство возникает как естественный механизм обеспечения жизнедеятельности общества наподобие человеческого организма, в котором каждая часть обеспечивает жизненно важные функции».

Достоинство:

    восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

    оригинальность теории.

Недостаток: отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ. К. Витфогель.

Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ.

+

1) Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем действительно были распространены в древних городах-государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая.

2) Не вызывает сомнения связь этих процессов с формированием многотысячного класса, управленцев-чиновников.

_

Ирригационная теория улавливает лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования и к тому же явно преувеличивает и универсализирует их.

Расовая теория . Авторы : Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше

Суть теории: Государство появилось в результате разделения общества на высшие(арийцы)и низшие(славяне, евреи, цыгане и др.) расы. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими.

Минусы теории : Наука не видит связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.

Вариант 1

Выберите один правильный вариант ответа.

1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и

ее независимость во внешней политике называется:

а) политический режим;

б) публичная власть;

в) государственный суверенитет;

г) аппарат власти.

2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.

Дюринга и К. Каутского:

а) воля Бога;

б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;

в) заключение людьми общественного договора;

г) завоевание одного племени другим, одной части общества

другой.

3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения

людей объясняет:

а) ирригационная теория;

б) теория насилия;

в) договорная теория;

г) патриархальная теория.

4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов, политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Фамилии Теории

1. К. Виттфогель А. Теория насилия

2. Л. Гумплович Б. Договорная теория

3. Дж. Локк В. Ирригационная теория

4. Фома Аквинский Г. Патриархальная теория

5. Р. Фильмер Д. Теологическая теория

5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями

в экономической сфере:

а) ирригационная;

б) классовая (марксистская);

в) договорная;

г) патриархальная.

6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,

явилась:

а) смена экономических отношений;

б) разрастание семьи;

в) необходимость строительства крупных оросительных систем;

г) Божественная воля.

7. Государством является:

а) объединение людей на основе достижения общих интересов;

б) система для поддержания господства одних групп людей над другими;

в) политическая организация общества на определенной территории;

г) верный ответ отсутствует.

8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий

признак:

а) обязательные платежи (налоги);

б) оборона;

г) правовая система.

9. Признаком государства не является:

а) наличие правовой системы;

б) родовая организация населения;

в) территориальная организация населения;

г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.

Вариант 2

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Для организации и осуществления власти в родовой общине не характерно :

а) принадлежность власти общине;

б) подчинение мерам общественного воздействия;

в) наличие специального аппарата управления.

2. Одним из немецких юристов, который стал основоположником теории, представляющей, что право появилось как продукт творческой деятельности конкретного народа, его «народного духа», был :

а) Л.И. Петражицкий;

б) Ф. Энгельс;

в) Ф. Савиньи;

г) Г. Гегель.

3. К сторонникам школы естественного происхождения права относятся :

а) М. Ковалевский;

б) Вольтер;

в) Ф. Энгельс;

г) С. Пуфендорф.

4. Марксистская и патримониальная теории связывают происхождение права :

а) с выражением духовной общности народа;

б) развитием народного духа;

в) расслоением общества на классы;

г) появлением частной собственности.

5. Первобытнообщинной формации не присущи следующие общественные институты :

а) брак и семья;

б) религия;

в) государство;

г) налоги;

д) аппарат насилия.

6. Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

а) ирригационная; 1) Аристотель, Филмер;

б) органическая; 2) Фома Аквинский;

в) материалистическая; 3) К. Виттфогель;

г) патриархальная; 4) Г. Гроций, Д. Локк, Т.Гоббс;

д) религиозная; 5) Г. Спенсер, Г. Прейс, И.К. Блюн- чли;

е) договорная; 6) Л.И. Петражицкий, З. Фрейд;

ж) психологическая; 7) Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский;

з) насилия; 8) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

7. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит идея возникновения государства, которую можно сформулировать следующим образом:

а) разросшаяся семья – основа государства;

б) государство возникло в результате суммы военно-политических факторов;

в) государство – продукт социально-экономического развития;

г) государство возникло в результате естественного отбора.

8. Характерной чертой экономики первобытного общества является:

а) милитаризация;

б) производящий характер;

в) интенсивный характер;

г) присваивающий характер;

д) огосударствление.

9. Восточный путь возникновения государства связан:

а) с организацией сбора податей и налогов;

б) волей вождя племени;

в) необходимостью проведения массовых общественных работ;

г) организацией вооруженной защиты от внешних угроз.

10. Правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием:

а) право;

б) обычай;

в) нравы.

11. Нормативная регуляция первобытного общества характеризуется:

а) преобладанием запретов, неразделенностью прав и обязанностей;

б) отсутствием особого механизма принуждения, отделенного от общества и обеспечивающего исполнение норм;

в) всем вышеперечисленным, включая основную форму закрепления – обычай.

12. Политическими закономерностями возникновения государства являлись:

а) возникновение единобожия, религии, консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность;

б) создание системы учреждений и организаций, осуществляющих руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями;

в) формирование патриархальной семьи, трансформация родовой общины в соседскую, социальная дифференциация общества;

г) переход к производящей экономике, индивидуальному характеру трудовой деятельности, появление частной собственности

Вариант 3

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

а) основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям, для того чтобы те могли управлять государством и решать споры с другими странами;

б) государство появилось в результате коренных изменений в экономике и самом первобытном обществе. Произошло разделение труда, общество разделилось на классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство;

в) война, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными;

г) государство появилось потому, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качеством лидеров, правителей, хозяев.

2. Какой концепции происхождения права соответствует каждое из приведенных высказываний:

а) «Право есть произведение государства, а государственная власть есть тот начальный факт, из которого исходят друг за другом нормы права» (Г.Ф. Шершеневич);

б) «Тою же силою, какою творился язык, образовались и мифы народа, и его поэзия, и его право. Как в образовании и строении языка оказывается не личное мышление одного человека, так и создание права принадлежит творчеству всего народа» (А.П. Чебышев-Дмитриев)?

3. Согласны ли вы со следующим утверждением сторонников теории естественного права? Ответ обоснуйте.

«…Природа и разум – едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа… Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно – человеческое».

4. Определите, к критике, какой теории происхождения государства обращено следующее высказывание Г. Еллинека:

«Практические последствия теории… сводятся не к обоснованию, а к разрушению государства. Если государство есть не что иное, как грубая, неразумная сила, – почему бы угнетенным этой силой не сделать попытки сбросить ее с себя, низвергнуть тех, кем осуществляется эта сила, или даже разрушить всю нашу столь прославленную цивилизацию…»

5. Завершите таблицу :

Первобытное общество

Государство

Принадлежность власти

Принцип организации власти

Родственные связи

Социальная структура

Различные по социальным функциям

и интересам группы

Основной общественный регулятор

Правовые нормы

Экономическая основа

Коллективный труд, общественная

собственность и…

6. Восстановите логическую цепь явлений: переход от присваивающего хозяйства к производящему → … → появление прибавочного продукта → …→ распад родовой общины и появление соседской → … → рост социального неравенства и усложнение производственных отношений → …