Ограниченное право пользования чужим имуществом называется. Право пользования чужим помещением как ограниченное вещное право

Сервитут- право ограниченного пользования чужим ЗУ, а лица имеющие такое право – обладатели сервитута.

Ст. 23. Право ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным НПА РФ, НПА субъекта РФ, НПА ОМС в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через ЗУ;

2) использования ЗУ в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на ЗУ межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на ЗУ;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через ЗУ;

7) сенокоса или пастьбы скота на ЗУ в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких ЗУ в пределах земель лесного фонда;

8) использования ЗУ в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на ЗУ замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования ЗУ в целях проведения изыскательских, исследовательских и др. работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Сервитут м.б. срочным или постоянным.

5. Осуществление сервитута д.б. наименее обременительным для ЗУ, в отношении которого он установлен.

6. Собственник ЗУ, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено ФЗ.

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования ЗУ, собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в т.ч. путем выкупа, у него данного ЗУ с возмещением органом государственной власти или ОМС, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного ЗУ с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании ЗУ, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или ОМС, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

14. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Ст. 20. Юрлица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятиях, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды ЗУ или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юрлиц до введения в действие ЗК, сохраняется.

Граждане или юрлица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ, не допускается. Субъект права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ обладает такими правомочиями, как владение и пользование ЗУ, но он не вправе продать его, подарить, завещать или совершать иные распорядительные сделки по поводу него.

Ст. 268.ГК Основания приобретения права П(б)П ЗУ. Право П(б)П ЗУ, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юрлицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Право постоянного пользования ЗУ м.б. также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п.1 ст. 271 ГК. В случае реорганизации юрлица принадлежащее ему право постоянного пользования ЗУ переходит в порядке правопреемства.

Право пользования чужим имуществом (сервитут)

С возникновением права частной собственности на землю, собственники участков, на которых находились водоемы; пастбища, природные ископаемые и т.п. природные хозяйственные преимущества, стали ограничивать право пользования этими выгодами собственников земельных участков, обделенных данными преимуществами, а также запрещали проезд или проход через их участки либо взымали чрезмерную плату за это. Обделенные природными (хозяйственными) преимуществами земельные участки стали выводиться из хозяйственного оборота и поэтому возникла острая необходимость найти способ смягчить в достаточной мере либо даже устранить недостатки одного земельного участка за счет соседнего. Этого нельзя было достичь в полной мере с помощью договоров между собственником земельного участка, имеющего природные, хозяйственные преимущества и собственником обделенного подобными выгодами участка.

Договор, как правовой способ разрешения указанных проблем, является ненадлежащим инструментом - его можно в любое время расторгнуть и тем самым прекращать пользование выгодами соседнего земельного участка. Необходимо было найти стабильный способ, лучше всего вещный. Такой способ был найден в форме сервитутов. В период перехода Украины к рыночной экономике с ее равенством всех форм собственности, безусловно, возникла необходимость в ведении такого правового института и в национальном гражданском законодательстве.

Сервитут происходит от латинского слова servire - обслуживать. Суть его как правового инструмента состоит в том, что преимущества или недостатки одного земельного участка удовлетворяются за счет соседнего не на договорной основе, а средствами вещного права. Поэтому землесобственник, выгодами земельного участка которого пользуется собственник соседнего надела, не может прекратить это пользование в одностороннем порядке.

Сервитут - это право одного лица пользоваться вещью или имуществом, принадлежащим на праве собственности другому лицу в том или ином отношении или объеме, определенном сервитутом.

Субъектом сервитутного права может быть любое лицо, которое в том или ином отношении пользуется чужой вещью (имуществом) на основе сервитута. Субъектом сервитутного обременения является собственник вещи или имущества, на которое установлен сервитут. Никакое иное лицо не может быть обременено сервитутом.

Объектом сервитута может быть любое имущество: земля, строения, предприятия, квартиры и т.п. Именно на эти объекты права собственности чаще всего устанавливают сервитута.

Сервитут характеризуется такими специфическими чертами.

Во-первых, это продолжительное и постоянное пользование чужим имуществом. Одноразовое или временное пользование не признается сервитутом.

Во-вторых, это пользование чужой вещью или имуществом не в полном объеме, а лишь в каком-то одном или нескольких отношениях. Например, право только на проход пешком или на проход и проезд возом или машиной; право прокладки и эксплуатации линий передач и т.д. Таким образом, сервитут предоставляет ограниченное право пользования.

В-третьих, сервитутное право ограничивает право собственника, на имущество, на которое установлен сервитут в объеме, определенном сервитутом.

В-четвертых, сервитутное право сильнее права собственности: сперва пользуется субъект сервитутного права, а потом собственник обслуживающего земельного участка. В то же время, сервитут не заменяет права собственности.

В-пятых, сервитут предоставляет лицу право пользования чужим имуществом бесплатно.

В связи с разнообразием объектов сервитута их принято подразделять на земельные и личные (см. приложение Б табл.1.2).

К земельным сервитутом относятся право прохода, проезда, провоза грузов, прогона скота и т.п. по чужой земле; право выпаса скота на чужих лугах, сенокоса, право пользования водой для полива, поения скота и других потребностей; право прокладки и эксплуатации линий передач, связи, трубопроводов, водоканалов, мелиоративных сооружений, дорог и т.д.

Могут устанавливаться и другие способы пользования чужой землею, главное, чтобы они не противоречили действующему законодательству.

Нетрудно заметить, что земельные сервитуты можно также подразделить на два вида: 1) сервитуты, направленные на использование выгод соседнего земельного участка и 2) сервитуты, направленные на использование самого земельного участка. К первому виду относятся сервитуты на проход, проезд, провоз грузов, прогон скота; сервитуты на использование сенокосов, пастбищ, водоемов, расположенных на чужой земле и другие подобные сервитуты.

Другую группу земельных сервитутов составляют права на прокладку и эксплуатацию линий передач, связи трубопроводов, обеспечение водопоставками и мелиорации и т.п. Эти сервитуты не требуют соседства и вызваны не потребностью восполнить недостатки одного участка за счет другого. Они обусловлены потребностью использовать чужую землю для общегосударственных или коллективных потребностей. Субъектом сервитутных прав является не сосед земельного участка, а юридическое лицо, которое может находиться далеко не по соседству. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом.

Земельные сервитуты переходят по наследству, отчуждаются любым дозволенным способом вместе с земельным участком. Земельный сервитут неотделим от самого земельного участка. Однако самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок они не могут быть, т.е. сервитуты не могут быть предметом договора купли-продажи, залога, а также не могут передаваться каким-либо иным способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Сервитут на право пользования чужой вещью или имуществом в интересах конкретного физического или юридического лица получили название личных. К личным сервитутам откосится право на пользование чужим имуществом без извлечения доходов (узус), право пользования чужим имуществом с получением доходов (узуфрукт).

Они устанавливаются на движимое и недвижимое имущество для физических лиц, как правило, вечно, а для юридических лиц - на время существования юридического лица. Но эти сервитуты могут устанавливаться и на более короткие сроки, т.е. личные сервитуты могут ограничиваться конкретными сроками.

Личные сервитуты, таким образом, существенно отличаются от земельных по субъекту, объекту и срокам. Земельные сервитуты всегда имеют своим объектом лишь землю, а личные - любое иное имущество. Субъектом земельного сервитута всегда является собственник господствующего земельного участка, кто бы не был им на время действия сервитута, а субъектом личного - конкретно определенное лицо. Земельные сервитуты, как правило, не ограничиваются конкретными сроками, а личные - ограничиваются четко определенными сроками.

Узуфрукт - вещное право конкретного лица (узуфрукгария) пользоваться и получать доходы из чужой непотребляемой вещи без изменения ее субстанции. Таким образом, узуфруктарий имеет право владеть и пользоваться чужой вещью в полном объеме, получать от нее любые доходы как природные, так и юридические. Узуфрукт можно предоставлять в пользование третьим лицам за вознаграждение либо без него. Узуфрукт возможен и без владения. Он не может отчуждаться и переходить по наследству, прекращается смертью узуфрукгария.

Узуфруктарий обязан пользоваться имуществом добросовестно, с надлежащей заботой. Он не может изменять вещь ни по каким причинам, даже если бы такое изменение улучшало бы ее. Узуфруктарий несет ответственность перед собственником имущества за умышленное или неосторожное причинение вреда.

Узус - это вещное право пользования чужой вещью (имуществом) без получения доходов. Узуарий может лишь пользоваться чужим имуществом, но не имеет права на доходы от него. По сути это не пользование, а лишь владение. Однако пользование также не исключается, в частности, узуарий имеет право пользоваться плодами вещи для удовлетворения личных потребностей. В то же время он не имеет права получать доходы от вещи. Узус отличается от узуфрукта значительно меньшим объемом прав.

Сервитуты устанавливаются различными способами. Чаще всего - завещанием, когда завещатель устанавливает сервитут в пользу своих наследников. Сервитут может быть установлен судебным решением, договором. Однако следует иметь в виду, что договор заключается не на право пользования чужой вещью или имуществом, а об установлении сервитута на право пользования чужим имуществом. Так, например, земельный сервитут может быть установлен по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута по иску лица, требующего его установления, спор об установлении и условиях сервитута должен разрешаться судом.

Законы могут содержать общие положения, являющиеся основанием для установления сервитутов. Так, например, в ст.40. Земельного кодекса Украины установлено, что собственники земельных участков и землепользователи обязаны разрешать проход к дорогам общего пользования, не чинить препятствий в проведении к смежному земельному участку необходимых коммуникаций.

Сервитуты могут устанавливаться и подзаконными нормативными актами. Так, исполком местного Совета народных депутатов может обязать своим постановлением конкретных собственников земельных участков предоставить их для прокладки линий связи или электропередач соответствующим организациям.

Прекращаются сервитуты таким же способом, как и возникают. Кроме этого, право пользоваться чужим имуществом может прекращаться отказом субъекта сервитута от его использования, а также длительным неосуществлением его (давностью). Сервитут прекращается и в тех случаях, когда в одном лице соединяются собственник имущества и субъект сервитутного права.

Сервитуты прекращаются также истечением срока, на который они были установлены. Личные сервитуты прекращаются также смертью лица, в пользу которого они устанавливались.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 23 ЗК РФ

1. Земельный сервитут как юридическая конструкция выполняет весьма важную функцию: он позволяет в заранее оговоренных и ограниченных правом пределах использовать чужой (находящийся в чужом владении) земельный участок. Сервитут, как правило, связывают с возможностью проезжать, проходить, прокладывать коммуникации через чужие земли. Но сервитут может быть предназначен и для других видов использования участка. Главное, обладатель права сервитута не владеет той частью чужой земли, которая является объектом сервитута, а может ею только пользоваться, причем пользоваться определенным образом. В этом смысл ограниченного пользования земельным участком при реализации сервитута.

Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории. Известно, что владелец земельного участка может наложить максимальный запрет на проникновение в границы своих земель. Такая возможность подкреплена в том числе правом защиты владения. Но тесно расположенные, соприкасающиеся границами земельные участки при таком безусловном праве собственников или пользователей могут создать проблему при передвижении по территории. Ясно, что поиски обхода или объезда занимают известное количество времени и усилий. Сервитут позволяет решить эту проблему.

Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один — по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте. Еще одна особенность этого сервитута — то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.

Другой вариант — когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества. И поскольку такой «принудительный» сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного.

Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК , а с введением в действие гл. 17 ГК отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК относится к регулированию сервитута частного.

Освобождение земельного участка в данном случае было бы связано со сносом находящихся на нем объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за ООО «С» и ЗАО «Э», с уничтожением имущества, имеющего собственников, что повлекло бы прекращение права собственности на вещь в порядке и способами, которые не предусмотрены гл. 15 ГК. Исходя из общих положений гражданского законодательства субъекты должны осуществлять принадлежащие им гражданские права с учетом прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Ссылка подателя жалобы на обстоятельства, установленные решением суда по делу N А56-32723/2005, которые, по его мнению, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и подтверждают отсутствие у ООО «С» права пользования земельным участком истца, несостоятельна.

Судебными актами по данному делу суд лишь констатировал факт пользования ООО «С» земельным участком истца без заключенного с учетом формы землепользования в установленном порядке договора аренды с собственником участка и без оплаты стоимости такого пользования.

При изложенных обстоятельствах вывод судов об отказе ОАО «С» в иске следует признать правильным.

9. Сервитут, на основании ст. 131 ГК и ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. При этом частный сервитут регистрируется как вещное право владельца соседнего земельного участка или недвижимости и как обременение земельного участка, на котором сервитут установлен.

Регистрация сервитутов осуществляется на листе Поземельной книги, относящемся к земельному участку, этим сервитутом обремененному, и может быть осуществлена на листе Поземельной книги, в пользу которого этот сервитут образован.

Публичный сервитут может быть зарегистрирован только как обременение.

Государственная регистрация сервитута является существенным моментом при рассмотрении судебных споров.

ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «А» на Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2006 г. по делу N А56-44507/04, установил следующее. ООО «А» обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО «Н». Истец просил суд обязать ответчика за свой счет и под свою ответственность восстановить поврежденную линию электропередачи — приобрести и установить новый кабель АВВГ 4*120 взамен поврежденного.

В обоснование требования о восстановлении электрокабеля истец сослался на наличие у него ограниченного права пользования принадлежащим ЗАО «Н» зданием для прокладки линии электроснабжения, а также на повреждение указанного кабеля при производстве ответчиком строительных работ, в связи с чем, по мнению истца, ответчик обязан восстановить кабель в прежнем состоянии в целях обеспечения электроснабжения истца.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом как наличия упомянутого сервитута, так и факта повреждения электрокабеля ответчиком.

В соответствии со ст. ст. 131, 274 и 277 ГК и ст. 4 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество установление каких-либо обременений принадлежащего ответчику недвижимого имущества, в том числе и здания, в пользу истца (частного сервитута) возможно лишь по соглашению сторон или на основании решения суда с обязательной государственной регистрацией.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Из правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности ответчика на указанное выше недвижимое имущество, не следует, что последнее обременено каким-либо сервитутом в пользу истца.

При таких обстоятельствах письмо АООТ «А» о согласовании прокладки кабеля по внутренней стене корпусов, на которое ссылался истец в подтверждение наличия у него соответствующего сервитута, правильно оценено апелляционным судом как не имеющее правового значения.

Кроме того, что данное письмо не позволяет идентифицировать упомянутые в нем объекты недвижимости и определить дату его составления, в отсутствие государственной регистрации соответствующего сервитута это письмо не может свидетельствовать о наличии обременения.

Таким образом, наличие правовых оснований для нахождения какого-либо имущества ООО «А», в том числе электрокабеля, на объекте недвижимости ответчика истец не доказал, равно как не доказана и вина ответчика в повреждении кабеля, в связи с чем ответчик не может нести ответственности за сохранность этого имущества и не обязан восстанавливать его вследствие повреждения.

Сервитут означает ограниченное использование чужой недвижимостью. Он может быть установлен для прохода или проезда на нужный участок, для прокладки линий передач, водоснабжения, а также иных нужд собственника земли. Кроме того, сервитут необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке. Гражданин, который имеет в собственности обремененный участок, может просить за это определенную плату.

Определение

Собственник земли вправе требовать от другого гражданина, в интересах которого установлено обременение участка, определенное вознаграждение, если другое не предусмотрено законом, так гласит ст. 274 ГК РФ. Сервитут осуществляется только на основании соглашения сторон и требует государственной регистрации. В том случае, если двум собственникам соседних участков не удалось договориться и решить вопрос между собой, то данный спор должен решаться в суде.

Частный

Ограниченное право пользования чужой недвижимостью должно быть установлено только для определенных целей. Например, для прохода или проезда к дому или участку, а также для строительства объектов, так гласит ст. 274 ГК РФ. Сервитут не запрещает гражданам владеть, распоряжаться и пользоваться землей даже в том случае, когда на ней установлено данное ограничение.

При этом между лицами должно быть заключено соглашение. В противном случае споры по этому вопросу решаются только в суде, так гласит статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) должно быть обязательно зарегистрировано в компетентных органах, иначе такая сделка будет недействительной.

Соглашение составляется гражданами только в письменной форме. В нем можно предусмотреть пункты, которые предусматривают оплату сервитута его пользователем. После чего данное право регистрируется в том же порядке, что и недвижимость.

Обязательными данными в таком соглашении будут служить кадастровый номер участка и его адрес. Если же сервитут устанавливается только на определенной территории земли, значит, необходимо отметить его границы на общем плане. Данным вопросом занимаются В случае если собственник земли отказывается предоставить участок для обременения, то спор разрешается в судебной инстанции, что указано в ст. 274 ГК РФ. Сервитут при этом регистрируется на основании данного решения.

Публичный

Основная функция данного сервитута точно такая же, как и частного. Только публичное, ограниченное право использования чужой недвижимости затрагивает интересы государства и общества. Поэтому данный сервитут устанавливается только на основании нормативных актов. При этом на него распространяются все те же требования ст. 274 ГК РФ. Сервитут, который является публичным, также может оплачиваться при его использовании, если этого требует собственник земли и это не запрещено законом.

Он устанавливается для следующих целей:

Перехода через участок земли, если другим способом граждане не могут добраться до определенной территории или здания;

Для ремонта инженерных и коммуникационных сетей, объектов инфраструктуры;

Проведения дренажных работ;

Временного использования для различных геодезических и изыскательных мероприятий;

Сенокошения, переправы животных на другую территорию.

Заявление о регистрации публичного сервитута подается органом власти, который его установил. До этого момента он будет недействительным. Кроме того, установленное ограничение может быть возмездным, но только в том случае, если существенно затрудняет использование участка. Плату может требовать собственник земли, где установлен сервитут. ГК РФ ст. 274 также гласит о том, что лицо не лишается права распоряжения, пользования и владения землей.

Комментарий

Сервитут означает ограниченное использование чужой вещи, которое необходимо другому гражданину для достижения определенных целей. Статья 274 ГК РФ с комментариями гласит о том, что объектами в данном случае могут быть только участки земли и здания, сооружения. При этом вещь, которая обременяется сервитутом, называется служащей.

Субъектом здесь может быть не только собственник, а также лицо, которому земля была передана на правах бессрочного пользования, так гласит ст. 274 ГК РФ с комментариями. указывает на то, что публичный сервитут устанавливается органами власти в том случае, если это необходимо для обеспечения государственных интересов и общества.

Кроме того, основания для его установления являются исчерпывающими и прописаны в самом законе. Статья 274 Гражданского кодекса РФ и комментарий гласят о том, что сервитут необходим для проезда или прохода, а также проведения связи, водоснабжения, но только в том случае, если без данного права это сделать невозможно.

Судебная практика

Статья 274 указывает на то, что для установления ограниченного права использования чужой вещи необходимо заключить определенное соглашение с ее собственником. Как правило, договориться мирным путем не всегда бывает возможно, а в основном потому, что многие граждане хотят это осуществить на безвозмездной основе и не платить ничего владельцу земельного участка. В то время как сервитут является серьезным обременением и причиняет немало неудобств собственнику недвижимости.

Судебная практика по статье 274 ГК РФ достаточно распространенная и имеет немало примеров, вот один из них.

Гражданин обратился к своему соседу с просьбой о том, чтобы заключить соглашение об ограниченном использовании части его земельного участка, потому что только через него он сможет попасть к себе на дачу. Последний отказался, мотивируя это тем, что не желает терпеть неудобства. Гражданину пришлось обратиться в суд.

Из материалов дела следует, что человеку было предложено заключить соглашение об установлении сервитута на его участке в добровольном порядке, потому что другим образом его сосед не может пройти и проехать к своей даче. Но тот отказался, мотивируя тем, что ему данное ограничение будет причинять большие неудобства. При этом Гражданский кодекс гласит о том, что спорный вопрос об установлении сервитута решается только в судебном заседании. Стороны в процессе пришли к мировому соглашению и договорились о том, что обременение участка земли будет платным. Тем самым они разрешили свой конфликт со взаимной выгодой.

Регистрация

Для того чтобы надлежащим образом осуществить установление обременения на участке, необходимо обратиться в компетентные органы с полным пакетом документов. Для этого понадобится:

Два заявления - от собственника земли и лица, претендующего на сервитут, при этом последний должен иметь при себе соглашение или решение суда;

Кадастровый план, где будет отмечена та часть территории, которая подлежит обременению;

Квитанция об оплате госпошлины за данную процедуру;

Паспорта обоих лиц.

После того как все действия будут закончены, данное право использования чужой вещи будет считаться оформленным должным образом.

Прекращение

В том случае, если установленный сервитут уже не является необходимым, то он может быть отменен по решению суда. Также его действие может быть прекращено по тем основаниям, которые указаны в соглашении. При этом данный факт необходимо также зафиксировать в регистрационной палате.

Отмена

В том случае, если участок земли, который обременен сервитутом, стал непригодным для использования по его прямому назначению, то собственник вправе требовать, чтобы органы власти его выкупили. Кроме того, он может обратиться в суд с просьбой об его отмене. Кроме того, собственник может требовать замены непригодного земельного участка на другой.

Публичный сервитут, установленный органами власти для общественных и государственных нужд, должен быть прекращен в том случае, если в этом больше нет особой необходимости. Данное действие подтверждается составленным актом.

В самом начале статьи подробно разберем вопрос о том, сервитуты в гражданском праве это что? Право использования ресурсов не своего участка закреплено в следующих нормативных документах.

Гражданском кодексе . Данное явление в этом документе рассматривается как общее проявление вещного права.

Земельном кодексе . Это базовый свод нормативов, регламентирующих порядок осуществления землепользования в различных условиях.

Водном кодексе . Согласно ст. 44 ВК, возможность пользования ресурсами чужой территории распространяются и на водоемы.

Все граждане могут беспрепятственно осуществлять забор воды, поить домашних животных и пользоваться водным транспортом.

Причем, не стоит путать обременение владельца земли по осуществлению допуска к водоему с пользованием водоемами в рамках законодательства, регулирующего водные отношения.

Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод

  1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:
  • содержащие природные лечебные ресурсы;
  • отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
  • Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:
    • зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
    • рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
  • Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
  • Это обусловлено, во-первых, тем обстоятельством, что в Гражданском кодексе это явление описано основательно и подробно , а во-вторых, пользование землей чаще всего носит комплексный характер и может выражаться в использовании разных ресурсов, эксплуатация которых регламентируется специализированными законами.

    Статьёй 23 Земельного Кодекса регулируется исключительно право использования благ чужой земли. Она предусматривает следующие нормы регламентации взаимоотношений в области обременительного пользования чужой землёй.

    Если сервитут носит публичный характер, то он реализуется в интересах страны, государства, населения данного региона и местных органов власти.

    Отстаивание всех этих интересов производится в соответствии с нормативными актами всех иерархических уровней законов. При формировании публичного сервитута обязательно нужно провести процедуру общественных слушаний.

    В 23-й статье приводится исчерпывающий перечень ситуаций, которые могут прослужить основой для принятия сервитута.

    Владелец обременённого участка может требовать оплату за услуги допуска к его благам, кроме особых случаев, предусмотренных юридическими нормами.

    Земельный кодекс допускает существование как срочного, так и постоянного сервитута.

    Поскольку рассматриваемое обременение является неотъемлемой частью участка , он должен пройти такую же процедуру регистрации в Росреестре .

    Итак, сервитут в земельном праве это что? Как следует из приведенного здесь обзора, сервитут в земельном законодательстве отражен достаточно широко и подробно. Однако специалистами отмечен ряд недоработок и трудностей в реализации этого права.

    Например, плохо разработана процедура регистрации сервитута, возникшего по решению суда. Недостаточно регламентировано пользование природными ресурсами на землях сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и промышленного освоения полезных ископаемых.

    Надеемся, что теперь вам стало очевидно, что говорит российский закон о сервитуте, как определяется сервитут в земельном кодексе РФ и как регулируется сервитут в гражданском праве Российской Федерации.