Нормативно правовые акты что к ним относится. Право собственности и другие вещные права. Зачем нужна лингвистическая экспертиза

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Двусторонние и многосторонние юридические операции обычно называются «контрактами». Сильвио Луис Феррейра да Роча в дидактическом и точном порядке дискриминировал правящие принципы частных контрактов: договорная свобода - договор основан на автономии воли; юридический паритет между подрядчиками - формально один и тот же, не существует юридического положения дисбаланса, которое подразумевает подчинение друг другу, поэтому они подчиняются одной и той же дисциплине, и ни один из них не может наложить на другое содержание контракта или изменить его в одностороннем порядке; обязательство договора - имеет обязательную силу, обязывает стороны; неосязаемость договора - его условия не могут быть изменены без согласия сторон; последствия - последствия, создаваемые контрактом, ограничены сторонами, которые его празднуют. 48.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

В публичном праве все по-другому. Как правило, администрация находится в вертикальном положении по отношению к отдельным лицам, а не в горизонтальных отношениях. Поэтому он не находится в ситуации юридического равенства с отдельными лицами; в большинстве правовых ситуаций, находится в положении превосходства. Следовательно, стандарты, которые вы редактируете, не требуют согласия или согласия получателя. Они налагаются на людей, даже против их воли. Это атрибут императивности административных действий: нормативное качество навязывания себя третьим лицам независимо от их воли.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

Это признак, общепризнанный бразильской доктриной. 49. В терминах, которые уже ожидались, часть доктрины ограничивает введение в односторонние административные акты и ограничительные права. Не все административные акты не зависят от согласия или частного соглашения, которое должно быть отредактировано, но, как уже было предвидено, как правило, все административные действия создают эффекты, не зависящие от частной воли.

Действительно, многие действия зависят от воли управляемых иметь эффективность или иметь действительность, но воля не имеет отношения к содержанию акта: это односторонние акты, обусловленные проявлением воли управляемых. 50 Когда частная воля является условием эффективности, акт, отредактированный без молчаливого согласия личности, действителен, но его эффективность обусловлена ​​принятием индивида. Существуют две гипотезы: возможно, что согласие является условием для продолжения действия эффективных действий, а отрицание называется отречением; и вполне возможно, что согласие - это условие для эффективного действия для создания эффектов, а отказ называется отказом.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

То есть, на момент редактирования действие было действительным и стало недействительным по разумной причине. Кроме того, когда согласие является условием для самой редакции административного акта, несмотря на то, что оно не имеет отношения к содержанию акта, вопрос о несоблюдении в отсутствие процессуального требования о действительности действия. В этом случае отредактированный акт был недопустим с момента редактирования.

Как уже упоминалось, существуют административные акты, содержание которых зависит от проявления воли управляемых, требуя, следовательно, их согласия. 52 В отношении них, обычно называемых административными договорами или Администрацией, если действие редактируется без согласия администратора, оно будет недействительным. 53.

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Когда согласие или согласие являются условием действительности или эффективности действия, Администрация не может навязывать редактирование административного акта в первом случае или его поддержание во втором по воле индивида. В этом смысле редактирование или обслуживание не обязательно.

Если есть согласие или соглашение, отредактировано или поддерживается административный акт, оно будет генерировать эффекты независимо от воли физических лиц. Из-за смешанного характера, упомянутого выше, весьма вероятно, что он будет создавать нежелательные последствия как для бенефициара самого акта, так и для третьих сторон или того и другого. Таким образом, даже односторонние, обусловленные молчаливым согласием отдельных лиц и двусторонними актами, являются обязательными. 54 Именно из-за его императивного характера административный акт, будь то односторонний, двусторонний, благоприятный или неблагоприятный, может быть аннулирован или изменен администрацией в одностороннем порядке.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Только Общественная власть может изменять или изменять государственные нормы, которые публикуются, хотя эти правила только приносят выгоду получателю или зависят от соглашения или молчаливого согласия на его редактирование. Короче говоря, возможно, что редактирование или поддержание административного акта не обязательно, но после его редактирования любой административный акт является обязательным, поскольку он в большей или меньшей степени привязан к частным лицам. 55 Именно из-за этого императивного характера административные акты никогда не могут быть потушены или изменены в одностороннем порядке отдельными лицами.

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Кроме того, почти всегда они генерируют нежелательные эффекты, или сам бенефициарий, или третьи стороны, или и то, и другое. Ссылка на самоисполнимость 56 или на принудительное исполнение 57 как атрибут административного акта практически единогласна в доктрине. Однако восприятие двусмысленности не является обычным явлением. В первом случае исковая сила не предполагает несоблюдения закона; с другой стороны, означает его полное соблюдение; во-вторых, принудительное исполнение предполагает несоблюдение этого акта, оно заключается в реакции приказа на нарушение установленных обязанностей.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Исполнение в широком смысле и в силу

Строго говоря, все административные действия исполняются администрацией без обращения к судебной власти, но лишь несколько актов допускают принуждение Лица к административной ответственности, с тем чтобы оно выполняло установленную пошлину. Отсюда различие между «привилегией власти», «исполнением служебных обязанностей» и «принудительным исполнением». Наконец, когда это невозможно, потому что исполнение требует строго личного акта администрирования, Администрация может, в зависимости от случая, сама принуждать ее выполнять долг: это экзамен. 62 Наконец, все административные акты пользуются привилегией превалируемых, но только некоторые из них допускают исполнение.

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Поэтому также реализовано что исполнение административных актов не ограничивается принуждением отдельных лиц. 64. Гвидо Занобини различает исполнительность, состояние любого акта казни, правомерность административного акта, надлежащие действия, которые налагают обязанности управляемых. Франческо Д'Алессио ссылается на выполнимость, а не на исполнительность, как синоним эффективности. Исполнительная власть итальянцев заключается во всей реакции на добровольное несоблюдение обязанности, наложенной на администрацию.

Многие бразильские доктринеры ссылаются на правомерность действия. В том же духе выражают себя Диоген Гаспарини и Сильвио Луис Феррейра да Роша. Примечание: акт вырубки дерева, расположенного на публичной улице, не только подлежит исполнению, но и исполняется администрацией, имеет силу в широком смысле. Большинство бразильской доктрины ссылаются только на строгую концепцию принудительной реализации, в которой существует материальное принуждение управляемых, поэтому концепция гораздо менее широка, чем итальянская концепция исполнительной власти.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Таким образом, любой административный акт может быть исполнен администрацией без обращения в судебную систему - это и есть. Среди действий, которые налагают на менеджера обязанности и придают приоритетное значение добровольному соблюдению, некоторые из них наделены принудительным исполнением в строгом смысле, возможность Администрации без судебного преследования прибегать к физическому сужению нечистоты к выполнению его обязанностей. Бразильская доктрина ссылается на исковую силу: возможность администрации требовать, чтобы управляемый выполнял обязанность, которая ему была навязана, а в случае дефолта - санкционировать ее.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Исполнение в строгом смысле слова

Концепция принудительной реализации в строгом смысле требует возобновления дифференциации административных актов с учетом воли управляемых. По этому критерию их можно разделить на четыре группы. Для многих действий воля управляемых абсолютно не имеет значения как для ее редактирования, так и для ее исполнения. Примером может служить порядок свержения дерева, находящегося в общественном месте и который ставит под угрозу безопасность прохожих, действие, отредактированное и исполняемое Администрацией, независимо от проявления воли администраторов.

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Это односторонние акты, которые не налагают на управляющего выполнение обязанности или, если они налагают, не отдают приоритет добровольному соблюдению. Для этой категории субъект воли управляемых просто не представляет себя. Эти действия, обозначенные здесь как односторонние акты принудительного исполнения, применяются в широком смысле, но несовместимы с принудительной осуществимостью в строгом смысле слова. Некоторые административные действия не зависят от воли администраторов, которые должны быть отредактированы, но поскольку они определяют, что администратор дает, делает или не делает что-то, а правовая система отдает приоритет добровольному исполнению этой обязанности, частная воля имеет отношение к исполнению.

  • Гущина К.О. Гражданское процессуальное право: конспект лекций (Документ)
  • Гущина К.О. Гражданское процессуальное право. Конспект лекций (Документ)
  • (Документ)
  • Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право (Документ)
  • Алексий П.В., Амаглобели Н.Д. (ред) Гражданское процессуальное право России (Документ)
  • Лупинская П.А. (отв. ред.) Уголовно-процессуальное право Российской Федерации (Документ)
  • Ефимова В.В., Арбитражное процессуальное право (Документ)
  • Сазыкин А.В. Гражданское процессуальное право. Шпаргалки (Документ)
  • Стовповой А.Г. Уголовный процесс.В 2-х частях (Документ)
  • n1.doc

    3. Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления

    Производство по принятию нормативных актов государственного управления состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий. Каждая стадия представляет собой совокупность определенных процессуальных действий специально уполномоченных субъектов государственного управления, посредством которых достигаются промежуточные и конечная цель данного производства.

    В рассматриваемом производстве выделяют четыре таких стадии:

    В них система уделяет приоритетное внимание добровольному исполнению обязанности, налагаемой актом, и только в случае добровольного несоблюдения этой обязанности предоставляет Администрации механизмы для принудительного исполнения. Другими словами, в отношении этих действий воля управляющего не имеет отношения к изданию, но она имеет отношение к казни, поскольку система отдает приоритет добровольному исполнению обязанности. Они называются односторонними актами добровольного исполнения. Именно для этой категории концепция принудительной реализации используется в строгом смысле: некоторые из этих актов подлежат исполнению, то есть сама администрация может принуждать к соблюдению, например, соблюдение определенных гигиенических норм коммерческими учреждениями; другие не имеют этого атрибута, Администрация должна обратиться в судебную систему для получения обязательного исполнения обязанности, например, уплаты налогов.

    1. Подготовка проекта нормативного акта государственного управления.

    2. Рассмотрение проекта и принятие нормативного акта государственного управления.

    3. Государственная регистрация нормативного акта государственного управления.

    В отсутствие единого источника, определяющего основные правила административно-нормотворческой деятельности, в теории административного права и процесса сформировались и иные точки зрения относительно количества и юридического содержания стадий рассматриваемого производства.

    Ряд авторов выделяют в рамках данного производства стадию оспаривания нормативного акта государственного управления 83 , отдельные авторы – стадию организации исполнения нормативного акта государственного управления и контроля за реализацией содержащихся в нём норм права 84 .

    Полагаем, что подобное усложнение перечня стадий не соответствует специфике (целям и задачам) данного вида административного производства. При этом оспаривание нормативных актов государственного управления является самостоятельным видом производства в рамках гражданского процесса, а организация исполнения актов – это неправовая форма управленческой деятельности, контроль же представляет собой один из способов обеспечения законности. Все указанные процедуры, безусловно, связаны с административно-правотворческой деятельностью, но не являются её составной частью.

    Каждая из стадий рассматриваемого производства имеет свою специфику в зависимости от вида нормативного правового акта государственного управления и субъекта, осуществляющего подзаконное правотворчество. Учитывая, что федеральные органы исполнительной власти как субъекты нормотворческой деятельности являются наиболее многочисленными, при рассмотрении стадий производства по принятию нормативных актов государственного управления возьмем за основу Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 и разъяснения к ним, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88.

    I . Подготовка проекта нормативного правового акта государственного управления осуществляется по следующим основным правилам:

    1) Проект нормативного правового акта государственного управления разрабатывается одним или несколькими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. Определяется круг должностных лиц, ответственных за его подготовку, в случае необходимости предусмотрена возможность привлечения сторонних специалистов. В подготовке проекта, кроме того, в обязательном порядке участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.

    2) Проекты нормативных правовых актов государственного управления, затрагивающие интересы нескольких субъектов административно-правотворческой деятельности, должны быть согласованы с руководителями этих органов. Согласование оформляется визами, включающими наименование должности руководителя или его заместителя, личную подпись, ее расшифровку и дату. Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника.

    Проекты нормативных правовых актов федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством 85 .

    3) Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта государственного управления во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца , если не установлен другой срок.

    4) По просьбе федерального органа исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции Российской Федерации может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов государственного управления.

    5) В процессе работы над проектом должны быть изучены относящиеся к теме законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемым вопросам, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

    6) Структура нормативного правового акта государственного управления должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Нормативно правой акт может включать преамбулу, главы, разделы и прочую рубрикацию.

    7) Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта государственного управления должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных нормативных правовых актов или их частей.

    8) Подготовленный проект нормативного правового акта государственного управления до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы на обороте каждого листа оригинала.

    II . Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.

    Порядок осуществления процессуальных действий и способ принятия решений на данной стадии зависит от того, каким органом государственного управления является субъект административно-правотворческой деятельности – коллегиальным или единоначальным.

    Так, Правительство Российской Федерации, будучи коллегиальным органом, рассматривает проекты постановлений на заседании, которое считается правомочным при условии присутствия не менее половины членов Правительства Российской Федерации. Решения принимаются, как правило, общим согласием, но может быть проведено и голосование. В этом случае принятым считается решение, за которое проголосовало большинство присутствующих на заседании членов Правительства Российской Федерации. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства Российской Федерации, который и подписывает постановление.

    Порядок рассмотрения и принятия проектов нормативных правовых актов государственного управления в единоначальных органах исполнительной власти отличается существенным образом. Такие акты рассматриваются и утверждаются руководителем соответствующего органа исполнительной власти единолично. Однако это не исключает возможности создания в структуре федеральных органов исполнительной власти таких совещательных органов, как коллегии, которые рассматривают вопросы, отнесенные к компетенции этого органа, а также проекты нормативных правовых актов государственного управления. Например, на рассмотрение Коллегии МВД России выносятся проекты нормативных правовых актов по особо важным вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск 86 .

    Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя федерального органа исполнительной власти.

    Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт государственного управления должен иметь следующие реквизиты:

    – наименование органа, издавшего акт;

    – наименование вида акта и его название;

    – дату подписания (утверждения акта) и его номер;

    – наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.

    Нормативные правовые акты государственного управления, изданные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должны иметь соответствующие номера и единую дату.

    III . Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.

    Специфика рассматриваемой стадии заключается в том, что процессуальные действия, осуществляемые в ее рамках, с одной стороны, являются частью административно-правотворческого производства (так как они подтверждают соответствие нормативного правого акта российскому законодательству и, в силу этого, выступают необходимым условием их действительности), а с другой – могут быть рассмотрены в качестве самостоятельного вида правонаделительных производств.

    Эта стадия характерна только для ведомственных нормативных правовых актов. Производствам по принятию указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации эта стадия не свойственна.

    Государственная регистрации нормативного правового акта государственного управления представляет собой деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по осуществлению контроля за соответствием ведомственных нормативных правовых актов российскому законодательству и преследует цель обеспечить соблюдение законности в деятельности органов исполнительной власти, не допустить ущемления прав, свобод и законных интересов граждан.

    Государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а только те, которые:

    А) затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

    Б) устанавливают правовой статус организаций;

    В) имеют межведомственный характер;

    Подлежат государственной регистрации и нормативные акты, издаваемые Банком России 88 , Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации 89 .

    А решения и иные акты избирательных комиссий, напротив, не подлежат государственной регистрации 90 .

    Процедура государственной регистрации включает в себя:

    1. Юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации.

    2. Принятие решения о необходимости государственной регистрации акта.

    3. Присвоение регистрационного номера.

    4. Занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее десяти дней со дня их подписания (утверждения) тем государственным органом, который его издал, а в случае межведомственной нормотворческой деятельности – органом, указанным первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

    К нормативному правовому акту прилагается справка, подписанная руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, содержащая:

    – основания издания нормативного правового акта;

    – сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

    – сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.

    Срок осуществления регистрационных действий, по общему правилу, может составлять до пятнадцати рабочих дней и исчисляется с даты получения акта Министерством юстиции Российской Федерации. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен не более чем на десять рабочих дней, а в исключительных случаяхдо одного месяца .

    В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации. Такие акты возвращаются издавшему их органу с указанием причины отказа.

    В течение десяти дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене этого нормативного акта и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

    Нормативный правовой акт может быть возвращен принявшему его органу без регистрации по просьбе такого органа, а также, если нарушен порядок представления акта на государственную регистрацию или правила его подготовки. В случае выявления подобных нарушений они должны быть устранены, а акт – повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца, либо в Министерство юстиции Российской Федерации должна быть направлена копия документа об отмене этого нормативного правого акта.

    По сообщениям Центра общественных связей Минюста России, отмечается высокое качество подготовки нормативных правовых актов МВД России, Минобороны России, ФСКН России, ФСФР России и Банка России, по которым практически не бывает отказов в государственной регистрации 91 .

    После государственной регистрации подлинник нормативного правого акта с присвоенным ему регистрационным номером в течение суток направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший этот акт, а его копия в течение одного дня – в «Российскую газету». Копии акта также направляются в «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература Администрации Президента Российской Федерации», в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

    Рассматриваемая стадия, в отличие от предыдущей, присуща всем разновидностям административно-нормотворческих производств, выделяемых в зависимости от субъектов, их осуществляющих. Порядок процессуальных действий, предпринимаемых на этой стадии, регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и другими нормативными правовыми актами.

    Чтобы определить, с какого момента вступает в силу нормативный правовой акт, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием, какие нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию, какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы нормативный правовой акт признавался официально опубликованным.

    Во-вторых, официальному опубликованию подлежат все нормативные правовые акты государственного управления, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

    В-третьих, помещение текста нормативного правового акта в общедоступном издании имеет статус официального опубликования, если это издание определено государством в качестве источника официального опубликования для данного вида нормативного правого акта.

    В-четвертых, нормативный правовой акт должен быть опубликован в официальном издании полностью.

    Таким образом, под официальным опубликованием нормативного правового акта государственного управления следует понимать размещение полного текста этого документа в общедоступных изданиях, определенных государством в качестве официальных источников опубликования.

    В качестве источников официального опубликования актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выступают «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию, – «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

    Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившем акт.

    Так, официальным источником опубликования актов МВД России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, является газета «Щит и меч» 92 , актов МЧС России – журналы «Гражданская защита» и «Пожарное дело» 93 , Минобороны России – газета «Красная звезда» 94 .

    Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

    Определение момента вступления нормативного правового акта государственного управления в законную силу является необходимым условием правомерности решений, принимаемых специально уполномоченными органами на его основе. Базируя свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

    Наиболее благоприятной, в этом смысле, является ситуация, когда в нормативном правовом акте государственного управления указана точная дата либо установлен порядок его вступления в силу. Однако в большинстве таких актов подобные правила отсутствуют. В этом случае дата вступления в силу рассчитывается в соответствии с определенными требованиями, установленным законодательством, и о таком документе обычно говорят, что он вступает в силу в общем порядке.

    Рассмотрим общие правила вступления в силу отдельных правовых актов государственного управления.

    Все нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и акты Правительств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, а те из них, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их государственной регистрации.

    Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров 95 .

    Порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, определяется органами, издавшими акт.

    Так, акты МВД России, Минобороны России, ФСИН РФ и ФССП РФ, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения). В МЧС России установлен общий порядок для всех нормативных правовых актов, как прошедших государственную регистрацию, так и не нуждающихся в ней. Они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования. Акты государственной Фельдъегерской службы вступают в силу со дня их признания не нуждающимися в государственной регистрации.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

    Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации 96 .

    В соответствии с пунктом 4.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» представление об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, исполняется федеральным органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.

    В случае неисполнения представления Министерство юстиции Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции Министерства юстиции Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.