Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь. Михаил булгаков - биография, личная жизнь, фото, книги писателя Был ли булгаков

Михаил Булгаков является русским писателем, драматургом, режиссером и актером. Его произведения стали классикой русской литературы.

Мировую известность ему принес роман «Мастер и Маргарита», который неоднократно экранизировался во многих странах.

Когда Булгаков находился на пике популярности, советская власть запретила ставить в театрах его пьесы, а также публиковать его произведения.

Краткая биография Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве. Кроме него, в семье Булгаковых было еще шестеро детей: 2 мальчика и 4 девочки.

Его отец, Афанасий Иванович, был профессором Киевской духовной академии.

Мать, Варвара Михайловна, какое-то время работала преподавателем в женской гимназии.

Детство и юность

Когда в семье Булгаковых начали один за другим рождаться дети, матери пришлось оставить работу и заняться их воспитанием.

Поскольку Михаил был самым старшим ребенком, ему приходилось часто нянчить братьев и сестер. Это, несомненно, отразилось на формировании личности будущего писателя.

Образование

Когда Булгакову исполнилось 18 лет, он окончил Первую Киевскую гимназию. Следующим учебным заведением в его биографии был Киевский университет, в котором он учился на медицинском факультете.

Стать врачом ему хотелось во многом потому, что эта профессия хорошо оплачивалась.

К слову сказать, в русской литературе до Булгакова был пример выдающегося писателя, который являясь по образованию врачом, всю жизнь с удовольствием занимался медициной: это – .

Булгаков в юности

После получения диплома Булгаков подал прошение о том, чтобы пройти военную службу на флоте, в качестве врачом.

Однако ему не удалось пройти медкомиссию. В результате он попросил, чтобы его отправили в Красный Крест для работы в больнице.

В разгар Первой мировой войны (1914-1918 гг.), он лечил солдат неподалеку от прифронтовой зоны.

Спустя пару лет он вернулся в Киев, где начал работать венерологом.

Интересно, что в этот период биографии он стал употреблять морфий, который помогал ему избавляться от болей, вызываемых приемом антидифтерийного препарата.

В результате, на протяжении всей последующей жизни Булгаков будет мучительно зависим от этого наркотика.

Творческая деятельность

В начале 20-х годов Михаил Афанасьевич приезжает в . Там он начинает писать разные фельетоны, а в скором времени берется за пьесы.

Позже, он становится театральным режиссером МХАТа и Центрального театра рабочей молодежи.

Первым произведением Булгакова была поэма «Похождения Чичикова», которую он написал в возрасте 31 года. Затем из-под его пера вышло еще несколько рассказов.

После этого он пишет фантастическую повесть «Роковые яйца», которая была положительно воспринята критиками и вызвала большой интерес у читателей.

Собачье сердце

В 1925 г. Булгаков публикует книгу «Собачье сердце», в которой мастерски переплетаются идеи «русской революции» и «пробуждение» социального сознания пролетариата.

По мнению литературоведов, повесть Булгакова представляет собой политическую сатиру, где каждый герой является прототипом того или иного политического деятеля.

Мастер и Маргарита

Получив признание и популярность в обществе, Булгаков принялся за написание главного романа в своей биографии – «Мастер и Маргарита».

Он писал его на протяжении 12 лет, вплоть до самой смерти. Интересен факт, что книга была напечатана только в 60-х годах, и то не полностью.

В окончательном виде ее издали в 1990 г., за год до .

Стоит заметить, что многие произведения Булгакова были напечатаны лишь после его смерти, поскольку их не пропускала цензура.

Травля Булгакова

К 1930 г. писатель начал подвергаться все большей травле со стороны советских чиновников.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Творчество

Повести и романы

Пьесы, либретто, киносценарии

Рассказы

Публицистика и фельетоны

Экранизации произведений

(3 (15) мая 1891, Киев - 10 марта 1940, Москва) - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982).

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает поработать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году становится его новой женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом проходит премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».

В 1928 году М. Булгаков едет с женой на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году М. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая становится его третьей и последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году М. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. М. Булгакову звонит И. Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году М. Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке М.Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе.

В январе 1932 года И. Сталин (формально - А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», М. Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году М. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена И. Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начинает диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Творчество

Свой первый рассказ М. Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 году.

1922-1923 годы - публикация «Записок на манжетах».

В 1924 году - издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.

В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».

В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,

В 1927 году М. Булгаков завершает драму «Бег».

С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира», в 1928-1929 год в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928).

В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.

В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

Произведения Михаила Булгакова

Повести и романы

  • Похождения Чичикова (сатирическая повесть, 1922)
  • Белая гвардия (роман, 1922—1924)
  • Дьяволиада (повесть, 1923)
  • Записки на манжетах (повесть, 1923)
  • Багровый остров. Роман тов. Жюля Верна. С французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков (роман, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • Роковые яйца (повесть, 1924)
  • Собачье сердце (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
  • Великий канцлер. Князь тьмы (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929)
  • Копыто инженера (роман, 1928—1929)
  • Тайному другу (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
  • Мастер и Маргарита (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966 году)
  • Жизнь господина де Мольера (роман, 1933)
  • Театральный роман (Записки покойника) (неоконченный роман, 1936—1937, в СССР опубликован в 1965 году)

Пьесы, либретто, киносценарии

  • Зойкина квартира (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
  • Бег (пьеса, 1926—1928)
  • Багровый остров (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
  • Кабала святош (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
  • Адам и Ева (пьеса, 1931)
  • Полоумный Журден (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
  • Ревизор (киносценарий, 1934)
  • Последние дни (Александр Пушкин) (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
  • Необычайное происшествие, или Ревизор (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
  • Иван Васильевич (пьеса, 1936)
  • Минин и Пожарский (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
  • Чёрное море (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • Рашель (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
  • Дон Кихот (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)

Рассказы

  • №13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна (рассказ, 1922)
  • Арифметика (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • В ночь на 3-е число (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • В театре Зимина (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Как он сошёл с ума (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Каэнпе и капе (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Красная корона (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Налёт. В волшебном фонаре (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Необыкновенные приключения доктора (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Ноября 7-го дня (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Остерегайтесь подделок! (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Птицы в мансарде (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Рабочий город-сад (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Советская инквизиция (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Китайская история. 6 картин вместо рассказа (рассказ, 1923)
  • Воспоминание... (рассказ, посвященный смерти Ленина, 1924)
  • Ханский огонь (рассказ, 1924)
  • Полотенце с петухом (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Крещение поворотом (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Стальное горло (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Вьюга (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Тьма египетская (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Пропавший глаз (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Звёздная сыпь (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Богема (рассказ, 1925)
  • Праздник с сифилисом (юмористический рассказ, 1925)
  • Бубновая история (рассказ, 1926)
  • Я убил (рассказ, 1926)
  • Морфий (рассказ, 1926)
  • Трактат о жилище (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Псалом (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Четыре портрета (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Самогонное озеро (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)

Публицистика и фельетоны

Публицистика и фельетоны

  • Благим матом (1925)
  • Богема (1925)
  • Братский подарок немецких рабочих (1922)
  • Брачная катастрофа (1924)
  • Бубновая история (1926)
  • Буза с печатями (1925)
  • Бурнаковский племянник (1924)
  • Бывший Зингер. Гос. механический завод в Подольске (1922)
  • В кафэ (1920)
  • В обществе и свете (1924)
  • В театре Зимина. Наброски карандашом (1923)
  • В школе городка III Интернационала (1923)
  • Вагонно-ремонтный завод московского трамвая (1922)
  • Война воды с железом (очерк, 1924)
  • Волчки на колесах (1922)
  • Восстановите платформу! (1925)
  • Гениальная личность (1925)
  • Гибель Шурки-уполномоченного. Дословный рассказ рабкора (1924)
  • Глав-полит-богослужение (1924)
  • Горемыка-Всеволод. История одного безобразия (1925)
  • Государственный завод минеральных и фруктовых вод № 1 (1922)
  • Громкий рай (1926)
  • Грядущие перспективы (1919)
  • Двуликий Чемс (1925)
  • Дело идет (Рабочая газета, М., 11 августа 1922)
  • Дело расширяется (Рабочая газета, М., 22 августа 1922)
  • День нашей жизни (Накануне, Берлин — М., 2 сентября 1923)
  • Детский рассказ (Советский артист, М., 1 января 1939)
  • Динамит!!! (Гудок, М., 30 сентября 1925)
  • Допрос с беспристрастием (Гудок, М., 9 августа 1924)
  • Дрожжи и записки (Гудок, М., 30 июля 1925)
  • Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя (Недра, М., март 1924, № 4)
  • Египетская мумия. Рассказ члена Профсоюза (Смехач, Л., 10 сентября 1924, № 16)
  • Желанный платило (Гудок, М., 10 декабря 1924)
  • Заколдованное место (Гудок, М., 9 января 1925)
  • Залог любви (Гудок, М., 12 февраля 1925)
  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану (Гудок, М., 3 июня 1925)
  • Заседание в присутствии члена (Гудок, М., 17 июля 1924)
  • Звездная сыпь (Медицинский работник, М., август 1926, № 29, № 30)
  • Звуки польки неземной (Гудок, М., 19 ноября 1924)
  • Знаменосцы грядущих боев. День 3-го сентября (Рабочая газета, М., 5 сентября 1922)
  • Золотистый город (Накануне, Берлин — М., сентябрь—октябрь 1923)
  • Библифетчик (фельетон, 1924)
  • Беспокойная поездка. Монолог начальства. Не сказка, а быль (фельетон, 1923)
  • Безобразия на заводе «Яриг» (фельетон, 1922)
  • Аптека (фельетон, 1925)
  • Автоклавы нужно получить, а корпус достроить (фельетон, 1922)
  • Акафист нашему качеству (фельетон, 1926)
  • Американские рабочие отдают нам свой труд (фельетон, 1922)
  • Банан и Сидараф (фельетон, 1924)
  • Банщица Иван (фельетон, 1925)
  • Белобрысова книжка. Формат записной (фельетон, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • Брачная катастрофа (фельетон, 1924)
  • Воспаление мозгов (фельетон, 1926)
  • Летучий голландец (фельетон, 1926)
  • Паршивый тип (фельетон, 1926)
  • Говорящая собака (фельетон, 1924)
  • Двуликий Чемс (рассказ)
  • Залог любви (рассказ)
  • Звуки польки неземной (рассказ)
  • Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева (фельетон, 1926)
  • Золотистый город (рассказ)
  • Игра природы (рассказ)
  • Как Бутон женился (рассказ)
  • Кондуктор и член императорской фамилии (рассказ)
  • Колесо судьбы (рассказ)
  • Мадмазель Жанна (рассказ)
  • Мертвые ходят (рассказ)
  • Москва краснокаменная (рассказ)
  • Они хочуть свою образованность показать...
  • О пользе алкоголизма (рассказ)
  • Площадь на колесах (фельетон, 1926)
  • Под стеклянным небом (рассказ)
  • Приключения покойника (рассказ)
  • Просвещение с кровопролитием (рассказ)
  • Путевые заметки (рассказ)
  • Работа достигает 30 градусов
  • Самоцветный быт (фельетон, 1926)
  • Смычкой по черепу
  • Сорок сороков
  • Спиритический сеанс
  • Стенка на стенку (рассказ)
  • Столица в блокноте (рассказ)
  • Таракан (рассказ)
  • Угрызаемый хвост (рассказ)
  • Целитель (рассказ)
  • Черный маг
  • Шансон д"этэ
  • Шпрехен зи дейтч?
  • Был май...
  • Вода жизни (фельетон, 1926)
  • Грядущие перспективы (фельетон, 1919)
  • В кафе (фельетон, 1920)
  • Неделя просвещения (фельетон, 1921)
  • Торговый ренессанс (фельетон, 1922, (в СССР опубликован в 1988 году))
  • Чаша жизни (фельетон, 1922
  • Бенефис лорда Керзона (фельетон, опубликован в Берлине в 1923 году)
  • День нашей жизни (фельетон, 1923)
  • Московские сцены (фельетон, 1923)
  • Комаровское дело (фельетон, 1923)
  • Киев-город (фельетон, 1923)
  • Лестница в рай (фельетон, 1923)
  • Часы жизни и смерти (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • В часы смерти (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • Египетская мумия (фельетон, 1924)
  • Москва 20-х годов (фельетон, 1924)
  • Путешествие по Крыму (очерк, 1925)
  • Письмо М. А. Булгакова правительству СССР (открытое письмо, 1930)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) - реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия - Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) - реж. Александр Петрович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии ~370 мин.) - реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) - реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) - реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) - реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) - реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, ~500 мин.) - реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) - реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) - реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) - реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) - реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) - реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) - реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) - реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) - реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) - реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона”) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) - реж. Алексей Праздников

Театральные постановки по произведениям Михаила Булгакова

Музеи

  • Государственный музей М. А. Булгакова в Москве, «Нехорошая квартира».
  • Культурный центр «Булгаковский дом» (Москва, Б.Садовая, д.10)
  • Дом Турбиных, литературно-мемориальный музей им. М.Булгакова в Киеве: Андреевский спуск, д. 13.
  • Музей одной улицы (музей Андреевского спуска) - часть экспозиции посвящена жизни Михаила Булгакова и его творчеству.

Память

120-летие

  • 15 мая 2011 года в Киеве прошло празднования 120-летия со дня рождения М. Булгакова.
  • 15 мая в 22:40 на телеканале «Культура» был показан художественный фильм «Театральный роман».
  • В Москве в музее-квартире на Большой Садовой подготовили три новые выставки:
    • «Новые поступления»;
    • «В ящике письменного стола»;
    • «Восемь снов. Бег».
  • В парке усадьбы Булгаковых в Буче Киевской области произошло празднование дня рождения М. Булгакова. Открыли памятник писателю, заложили сад и провели международный театральный фестиваль.
  • 18 мая 2011 года в высшей лиги Клуба Весёлых и Находчивых был сыгран 3-й четверть финал сезона, темой которого являлся «Булгаков и его творчество».

Михаил Афанасьевич Булгаков. Родился 3 мая (15 мая) 1891 года в Киеве, Российская империя - умер 10 марта 1940 года в Москве. Русский и советский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Отец - Афанасий Иванович Булгаков (1859-1907), русский богослов и историк церкви.

Мать - Варвара Михайловна Булгакова (в девичестве - Покровская; 1869-1922).

Сестра - Вера Афанасьевна Булгакова (1892-1972), в замужестве Давыдова.

Сестра - Надежда Афанасьевна Булгакова (1893-1971), в замужестве Земская.

Сестра - Варвара Афанасьевна Булгакова (1895-1956), прототип персонажа Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».

Брат - Николай Афанасьевич Булгаков (1898-1966), русский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.

Брат - Иван Афанасьевич Булгаков (1900-1969), музыкант-балалаечник, с 1921 года в эмиграции, сначала в Варне, потом в Париже.

Сестра - Елена Афанасьевна Булгакова (1902-1954), прототип «синеглазки» в повести В. Катаева «Алмазный мой венец».

Дядя - Николай Иванович Булгаков, преподавал в Тифлисской духовной семинарии.

Племянница - Елена Андреевна Земская (1926-2012), известный российский лингвист, исследователь русской разговорной речи.

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один - в Москве, другой - в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай - гинеколог - имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет - имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность) подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь.

31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892-1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. ...Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой ехали в карете. Гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги быстро исчезали: М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. "Ну, значит, всё в ломбарде!"»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года М. А. Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным.

В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву. Он остановился у дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

Весной 1918 года М. А. Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог - в это время он перестал употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - снова в белых Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, - двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать - писать».

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году стала его женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса приглянулась самому И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш» и когда пьеса была запрещена Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года) и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».

В 1928 году М. А. Булгаков ездил с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил , который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр - в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года, - после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.


С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз enru - наследственную болезнь почек. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.

В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита».

До войны в двух советских театрах шли спектакли по пьесе М. А. Булгакова «Дон Кихот».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.

Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле .

Булгаков уважительно относился к . Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» - Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он - законное явление. А Булгаков - незаконное!».

После смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).

Михаил Булгаков. Роман с тайной

Личная жизнь Михаила Булгакова:

Первая жена - Татьяна Николаевна Лаппа (1892-1982), первая жена, основной прототип персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий». Состояли в браке в период 1913-1924 годов.

Татьяна Лаппа - первая жена Михаила Булгакова

Вторая жена - Любовь Евгеньевна Белозёрская (1895-1987). Состояли в браке в 1925-1931 годах.

Любовь Белозёрская - вторая жена Михаила Булгакова

Третья жена - Елена Сергеевна Шиловская (1893-1970). Поженились в 1932 году. Она была основным прототипом персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». После смерти писателя - хранительница его литературного наследия.

Повести и романы Михаила Булгакова:

«Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922)
«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)
«Дьяволиада» (повесть, 1923)
«Записки на манжетах» (повесть, 1923)
«Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
«Роковые яйца» (повесть, 1924)
«Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
«Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928-1929)
«Копыто инженера» (роман, 1928-1929)
«Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, в СССР опубликован в 1966-1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
«Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
«Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году).

Пьесы, либретто, киносценарии Михаила Булгакова:

«Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
«Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
«Бег» (пьеса, 1926-1928)
«Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
«Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
«Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)
«Адам и Ева» (пьеса, 1931)
«Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
«Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
«Ревизор» (киносценарий, 1934)
«Александр Пушкин» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
«Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
«Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
«Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937-1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
«Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939).


Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Был старшим ребенком в семье и имел еще шесть братьев и сестер.

В 1901- 1909 годах учился в Первой киевской гимназии, окончив которую, поступил на медицинский факультет Киевского университета. Там учился в течение семи лет и подал рапорт для службы врачом в морском ведомстве, но по состоянию здоровья получил отказ.

В 1914 году с началом Первой мировой войны работал врачом в прифронтовых госпиталях в Каменец-Подольске и Черновицах, в Киевском военном госпитале. В 1915 году венчался с Татьяной Николаевной Лаппа. 31 октября 1916 года получил диплом «в степени лекаря с отличием».

В 1917 году впервые употребил морфий для снятия симптомов прививки от дифтерии и пристрастился к нему. В этом же году побывал в Москве и в 1918 году вернулся в Киев, где начал частную практику врача-венеролога, перестав употреблять морфий.

В 1919 году во время Гражданской войны Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач сначала в армию Украинской народной республики, затем в Красную армию, потом в Вооруженные силы Юга России, потом перешел в Красный крест. В это время начал работать как корреспондент. 26 ноября 1919 года был впервые напечатан фельетон «Грядущие перспективы» в газете «Грозный» с подписью М.Б. Заболел тифом в 1920 году и остался во Владикавказе, не отступив в Грузию вместе с Добровольческой армией.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву и поступает секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе, которым руководит Н.К. Крупская, жена В.И. Ленина. В 1921 году после расформирования отдела сотрудничает с газетами «Гудок», «Рабочий» и журналами «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия» под псевдонимом Михаил Булл и М.Б., пишет и публикует в 1922 -1923 годах «Записки на манжетах», участвует в литературных кружках «Зеленая лампа», «Никитинские субботники».

В 1924 году разводится с женой и в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской. В этом году написаны повесть «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных», опубликованы сатирические рассказы «Дьяволиада», повесть «Роковые яйца».

В 1926 году с большим успехом была поставлена пьеса «Дни Турбиных» во МХАТе, разрешенная по личному указанию И.Сталина,14 раз посещавшего ее. В театре им. Е.Вахтангова с большим успехом состоялась премьера пьесы «Зойкина квартира», которая шла с 1926 по 1929 годы. М.Булгаков переезжает в Ленинград, там встречается с Анной Ахматовой и Евгением Замятиным и несколько раз вызывается на допросы в ОГПУ по поводу своего литературного творчества. Советская пресса интенсивно ругает творчество Михаила Булгакова - за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и положительных.

В 1927 году написана пьеса «Бег».

В 1929 году Михаил Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей его третьей женой в 1932 году.

В 1929 году произведения М. Булгакова перестали печататься, пьесы были запрещены к постановке. Тогда 28 марта 1930 года он написал письмо советскому правительству с просьбой либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе в Москве. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин и порекомендовал обратиться во МХАТ с просьбой о зачислении.

1930-1936-е годы Михаил Булгаков работал во МХАТе в Москве режиссером-ассистентом. События тех лет были описаны в «Записках покойника» - «Театральном романе». В 1932 году лично И. Сталиным была разрешена постановка «Дней Турбиных» только во МХАТе.

В 1934 Михаил Булгаков был принят в Советский союз писателей и завершил первый вариант романа «Мастер и Маргарита».

В 1936 году в «Правде» была напечатана разгромная статья о «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе «Кабала святош», которую репетировали пять лет во МХАТе. Михаил Булгаков перешел работать в Большой театр как переводчик и либбретист.

В 1939 году написал пьесу «Батум» об И. Сталине. Во время ее постановки пришла телеграмма об отмене спектакля. И началось резкое ухудшение здоровья Михаила Булгакова. Был диагностирован гипертонический нефросклероз, стало падать зрение и писатель снова начал употреблять морфий. В это время он диктовал жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита». Жена оформляет доверенность на ведение всех дел мужа. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован только в 1966 году и принес мировую известность писателю.

10 марта 1940 Михаил Афанасьевич Булгаков скончался, 11 марта скульптор С.Д. Меркулов снял с его лица посмертную маску. М.А. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище, где на его могиле по ходатайству жены был установлен камень с могилы Н.В. Гоголя, прозванный «голгофой».

Михаил Афанасьевич Булгаков - русский писатель.
Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года, в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил - старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что - зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь - зеленая лампа и книги в моем кабинете», - напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

Когда Михаилу было 16 лет, от болезни почек умер отец. Тем не менее будущее еще не отменено, Булгаков становится студентом медицинского факультета Киевского университета. «Профессия врача казалась мне блестящей», - скажет он позже, объясняя свой выбор. Возможные аргументы в пользу медицины: независимость будущей деятельности (частная практика), интерес к «устройству человека», равно как и возможность ему помочь. Далее - первая женитьба, для того времени чрезмерно ранняя. Михаил, студент-второкурсник, вопреки воле матери женится на юной Татьяне Лаппа, только что окончившей гимназию.

Юный врач Михаил Булгаков

Учеба Булгакова в университете была прервана досрочно. Шла мировая война, весной 1916 года «ратником второго ополчения» Михаил выпущен из университета (диплом был получен позже) и добровольно отправился работать в один из киевских госпиталей. Раненые, страдающие люди стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», - написал он через несколько лет на страницах «Белой гвардии». Осенью 1916 года доктор Булгаков получил первое назначение - в маленькую земскую больницу в Смоленской губернии.

Выбор, связанный с постоянной напряженностью морального поля, на фоне слома рутинного течения жизни, экстремальной повседневности формировал будущего писателя. Для него характерно стремление к позитивному, действенному знанию - серьезность размышлений над атеистическим миросозерцанием «естественника», с одной стороны, - и верой в высшее начало, с другой. Важно и еще одно: врачебная практика не оставляла места деконструктивным умонастроениям. Возможно, именно поэтому Булгакова не коснулись модернистские веяния начала века.

Каждодневная хирургическая практика недавнего студента, работавшего в военно-полевых госпиталях, затем - бесценный опыт сельского врача, вынужденного в одиночку справляться с многочисленными и неожиданными болезнями, спасая человеческие жизни. Необходимость принятия самостоятельных решений, ответственность. Да еще и нечастый дар блестящего врача-диагноста. В дальнейшем Михаил Афанасьевич проявил себя и как диагност социальный. Очевидно, насколько проницательным оказался писатель в неутешительном прогнозе развития общественных процессов в стране.

На переломе

Пока вчерашний студент взрослел, превращаясь в решительного и опытного земского врача, в России начались события, на много десятилетий вперед определившие ее судьбу. Отречение царя, февральские дни, наконец - октябрьский переворот 1917 года. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его... Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось видеть все воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве... тупые и зверские лица... Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок... видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел, и понял окончательно, что произошло» (из письма Михаила Булгакова 31 декабря 1917 года сестре Надежде).

В марте 1918 года Булгаков вернулся в Киев. Через город прокатываются волны белогвардейцев, петлюровцев, немцев, большевиков, националистов гетмана Павла Петровича Скоропадского, вновь большевиков. Каждая власть проводит мобилизацию, и врачи необходимы всем, кто держит в руках ружье. Мобилизовали и Булгакова. В качестве военного врача вместе с отступающей Добровольческой армией он отправляется на Северный Кавказ. То, что Булгаков остался в России, было лишь следствием стечения обстоятельств, а не свободным выбором: он лежал в тифозной горячке, когда белая армия и сочувствующие ей покидали страну. Позже Т. Н. Лаппа свидетельствовала, что Булгаков не раз пенял ей на то, что она не вывезла его, больного, из России.

По выздоровлении Михаил Булгаков оставил медицину и начал сотрудничать с газетами. Одна из первых его публицистических статей называется «Грядущие перспективы». Автор, не скрывающий приверженности белой идее, пророчит долгое отставание России от Запада. Первые драматургические опыты появились во Владикавказе: одноактная юмореска «Самооборона», «Парижские коммунары», драма «Братья Турбины» и «Сыновья муллы». Все они шли на сцене Владикавказского театра. Но автор относился к ним как к вынужденным обстоятельствами шагам. «Сыновей муллы» автор оценит так: их «писали втроем: я, помощник поверенного и голодуха. В 1921, в его начале...». О вещи, более продуманной («Братья Турбины»), с горечью расскажет брату: «Когда меня вызвали после второго акта, я выходил со смутным чувством... Смутно глядел на загримированные лица актеров, на гремящий зал. И думал: «а ведь это моя мечта исполнилась... но как уродливо: вместо московской сцены сцена провинциальная, вместо драмы об Алеше Турбине, которую я лелеял, наспех сделанная, незрелая вещь...».

Переезд Булгакова в Москву

Возможно, смена профессии диктовалась и обстоятельствами: недавний военный врач белой армии жил в городе, где установлена власть большевиков. Вскоре Булгаков переехал в Москву, куда со всех концов страны стекались литераторы. В столице создавались многочисленные литературные кружки, открывались частные издательства, работали книжные лавки. В голодной и холодной Москве 1921 года Булгаков настойчиво овладевал новой профессией: писал в «Гудке», сотрудничал с берлинской редакцией «Накануне», посещал творческие кружки, заводил литературные знакомства. К вынужденной работе в газете относится, как к деятельности постылой и бессмысленной. Но надо и зарабатывать на жизнь. «... Я зажил тройной жизнью», - писал Михаил Афанасьевич Булгаков в неоконченной повести «Тайному другу» (1929), родившейся как письмо к третьей жене писателя - Елене Сергеевне Шиловской. В очерках, печатавшихся в «Накануне», Булгаков иронизировал над официальными лозунгами и газетными штампами. «Я человек обыкновенный, рожденный ползать», - аттестовал себя рассказчик в фельетоне «Сорок сороков». А в очерке «Москва краснокаменная» описывал кокарду на околыше форменной фуражки: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли, во всяком случае не серп и молот».

В «Накануне» вышли в свет «Необыкновенные приключения доктора» (1922) и «Записки на манжетах» (1922-1923). В «Необыкновенных приключениях доктора» описания сменяющих друг друга властей и армий даны автором с нескрываемым чувством неприязни. Дело доходит до крамольной мысли о разумности дезертирства. Герой «Приключений...» не принимает ни белую идею, ни красную идею. От произведения к произведению крепло мужество писателя, посмевшего осудить оба воюющих лагеря.

Михаил Булгаков осваивал новый материал, требующий и иных форм отображения: Москва начала 1920-х годов, характерные черты нового быта, неизвестные ранее типы. Ценой мобилизации душевных и физических сил (в Москве жилищный кризис, и писатель жил в комнате коммунальной квартиры, которую позже опишет в рассказах «Самогонный быт», с грязью, пьяными дебошами и невозможностью уединения), Булгаков опубликовал две сатирические повести: «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), написал «Собачье сердце» (1925). Рассказ о болевых точках современного дня у него выливается в фантастические формы.

«Роковые яйца»

В Советской республике случился куриный мор («Роковые яйца»). Правительству необходимо восстановить «куриное поголовье», и оно обращается к профессору Персикову, открывшему «красный луч», под действием которого живые существа не только мгновенно достигают колоссальных размеров, но и становятся необычайно агрессивны в борьбе за существование. Намеки на происходящее в Советской России на редкость прозрачны и бесстрашны. Невежественный директор куриного совхоза Рокк, к которому по ошибке попадают выписанные из-за границы для профессорских опытов яйца змей и страусов, с помощью «красного луча» выводит из них полчища гигантских животных. Гиганты идут на Москву. Столицу спасает лишь счастливая случайность: на нее обрушиваются небывалые морозы. В финале повести озверевшие толпы громят лабораторию профессора, и его открытие гибнет вместе с ним. Точность социального диагноза, предложенного Булгаковым, была по достоинству оценена насторожившейся критикой, писавшей, что из повести совершенно ясно, что «большевики совершенно негодны для творческой мирной работы, хотя способны хорошо организовать военные победы и охрану своего железного порядка».

«Собачье сердце»

Следующая вещь, «Собачье сердце» (1925 год), уже не была пропущена в печать и была напечатана в России лишь в годы перестройки, в 1987 году. Ее фразы и формулы незамедлительно вошли в устную речь интеллигентного человека: «разруха не в клозетах, а в головах», «семь комнат каждый умеет занимать», позже к ним прибавится и «осетрина второй свежести», и «чего не хватишься, ничего у вас нет», «правду говорить легко и приятно».

Главный герой повести, профессор Преображенский, проводя медицинский эксперимент, пересаживает орган погибшего в пьяной драке «пролетария» Чугункина бродячему псу. Неожиданно для хирурга пес превращается в человека, и этот человек - точное повторение погибшего люмпена. Если Шарик, как называл пса профессор, добр, неглуп и благодарен новому хозяину за приют, то чудом оживший Чугункин воинственно невежественен, вульгарен и нагл. Убедившись в этом, профессор осуществляет обратную операцию, и в его уютной квартире вновь появляется добродушный пес.

Рискованный хирургический эксперимент профессора - намек на «смелый социальный эксперимент», происходящий в России. Булгаков не склонен видеть в «народе» идеальное существо. Он уверен, что лишь трудный и долгий путь просвещения масс, путь эволюции, а не революции может привести к реальному улучшению жизни страны.

«Белая гвардия»

Не отпускает Михаила Афанасьевича Булгакова и пережитое в годы Гражданской войны. В 1925 году в журнале «Россия» появилась первая часть «Белой гвардии». В эти месяцы у писателя новый роман, и, оставляя Татьяну Лаппу, он посвящает «Белую гвардию» Любови Евгеньевне Белосельской-Белозерской, ставшей его второй женой. Булгаков избирает писательскую стезю в кардинально изменившихся условиях, когда многие уверены в том, что традиции великой русской литературы 19 века безнадежно устарели, никому более не интересны.

Булгаков пишет демонстративно «старомодную» вещь: «Белая гвардия» открывается эпиграфом из пушкинской «Капитанской дочки», она открыто продолжает традиции семейного романа Толстого. В «Белой гвардии», как и в «Войне и мире», мысль семейная тесно связана с историей России. В центре романа - распавшаяся семья, жившая в Киеве в «доме белого генерала», на Андреевском спуске во время братоубийственной войны на Украине. Главными героями романа были врач Алексей Турбин, его брат Николка и сестра, очаровательная рыжая Елена, и их «нежные, старинные» друзья детства. Уже в первой фразе, открывающей «Белую гвардию»: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй», - Булгаков вводит две точки отсчета, две системы ценностей, будто «оглядывающихся» друг на друга. Это дает возможность писателю точнее оценить смысл происходящего, увидеть современные события глазами беспристрастного историка.

Еще в 1923 году на страницах дневника, носящего красноречивое название «Под пятой», Михаил Булгаков писал: «Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним - писателем». Мощное вхождение Булгакова в литературу, о котором Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) в частном письме сказал, что его «можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого», пройдет мимо широкой читающей публики. И хотя рождение большого русского писателя состоялось, его мало кто заметил.

«Дни Турбиных»

Вскоре журнал «Россия» закрылся, роман остался недопечатанным. Однако его герои продолжали тревожить сознание писателя. Булгаков начинает сочинять пьесу по мотивам «Белой гвардии». Процесс этот замечательно описан на страницах поздних «Записок покойника» (1936-1937) в строчках о «волшебной коробочке», распахивающейся вечерами в воображении писателя.

В лучших театрах тех лет - острый репертуарный кризис. МХАТ в поисках новой драматургии обращается к прозаикам, в том числе, к Булгакову. Булгаковская пьеса «Дни Турбиных», написанная по следам «Белой гвардии» становится «второй «Чайкой» Художественного театра, а нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский назвал ее «первой политической пьесой советского театра». Премьера, состоявшаяся 5 октября 1926, сделала Булгакова знаменитым. Каждый спектакль - аншлаг. История, рассказанная драматургом, потрясала зрителей своей жизненной правдой гибельных событий, которые многие из них совсем недавно переживали. На волне оглушительного успеха спектакля журнал «Медицинский работник» опубликовал цикл рассказов, который позже будет назван «Записками юного врача» (1925-1926). Эти печатные строчки оказались последними, которые Булгакову суждено было увидеть при жизни. Еще одним следствием мхатовской премьеры стал хлынувший поток журнальных и газетных статей, наконец-то заметивших и Булгакова-прозаика. Но официальная критика заклеймила творчество писателя как реакционное, утверждавшее буржуазные ценности.

Образы белых офицеров, которые Булгаков безбоязненно вывел на сцену лучшего театра страны, на фоне нового зрителя, нового быта, обретали расширительное значение интеллигенции, неважно, военной ли, гражданской. В пьесу входили чеховские мотивы, мхатовские «Турбины» соотносились с «Тремя сестрами» и выпадали из актуального контекста плакатной, агитационной драматургии 1920-х годов. Спектакль, встреченный в штыки официальной критикой, вскоре был снят, но в 1932 году был восстановлен волей Сталина, лично смотревшего его более полутора десятка раз (до сих пор его отношение к самому Булгакову остается загадкой).

Драматургия Михаила Булгакова

С этого времени и до конца жизни М.А. Булгаков уже не оставлял драматургию. Помимо полутора десятка пьес, опыт внутритеатрального быта приведет к рождению неоконченного романа «Записки покойника» (впервые был напечатан в СССР в 1965 году под названием «Театральный роман»). Главный герой, начинающий писатель Максудов, служащий в газете «Пароходство» и сочиняющий пьесу по мотивам собственного романа, нескрываемо биографичен. Пьеса пишется Максудовым для Независимого театра, которым руководят две легендарные личности - Иван Васильевич и Аристарх Платонович. Отсыл к Художественному театру и двум крупнейшим русским театральным режиссерам 20 века, Константину Станиславскому и Немировичу-Данченко, легко узнаваем. Роман исполнен любви и восхищения людьми театра, но и сатирически описывает и сложные характеры тех, кто творит театральное волшебство, и внутритеатральные перипетии ведущего театра страны.

«Зойкина квартира»

Почти одновременно с «Днями Турбиных» Булгаков написал трагифарс «Зойкина квартира» (1926). Сюжет пьесы был весьма актуален для тех лет. Предприимчивая Зойка Пельц пытается скопить денег на покупку заграничных виз для себя и своего любовника, организуя подпольный бордель в собственной квартире. В пьесе запечатлен резкий слом социальной реальности, выраженный в смене языковых форм. Граф Обольянинов отказывается понять, что такое «бывший граф»: «Куда же я делся? Вот же я, стою перед вами». Он с демонстративным простодушием не принимает не столько «новые слова», сколько новые ценности. Блистательное хамелеонство обаятельного проходимца Аметистова, администратора в зойкином «ателье» составляет разительный контраст не умеющему применяться к обстоятельствам графу. В контрапункте двух центральных образов, Аметистова и графа Обольянинова, проступает глубинная тема пьесы: тема исторической памяти, невозможности забвения прошлого.

«Багровый остров»

За «Зойкиной квартирой» последовал направленный против цензуры драматический памфлет «Багровый остров» (1927). Пьесу поставил российский режиссер, народный артист России Александр Яковлевич Таиров на сцене Камерного театра, но она продержалась совсем недолго. Сюжет «Багрового острова» с восстанием туземцев и «мировой революцией» в финале, обнажено пародиен. Булгаковский памфлет воспроизводил типичные и характерные ситуации: пьеса о восстании туземцев репетируется режиссером-приспособленцем, с готовностью переделывающим финал в угоду всесильному Савве Лукичу (которого в спектакле делали похожим на известного цензора В. Блюма).

Казалось бы, удача сопутствовала Булгакову: на «Дни Турбиных» во МХАТе невозможно было попасть, «Зойкина квартира» кормила коллектив театра имени Евгения Вахтангова, и лишь по этой причине ее вынуждена была терпеть цензура; о смелости «Багрового острова» восхищенно писала зарубежная печать. В театральном сезоне 1927-1928 Булгаков - самый модный и преуспевающий драматург. Но время Булгакова-драматурга обрывается столь же резко, как и прозаика. Следующая пьеса Булгакова «Бег» (1928), на сцену уже не вышла.

Если «Зойкина квартира» рассказывала о тех, кто остался в России, то «Бег» - о судьбах тех, кто ее покинул. Белый генерал Хлудов (у него был реальный прототип - генерал Я. А. Слащов), во имя высокой цели - спасения России - пошедший на казни в тылу и оттого теряющий рассудок; лихой генерал Чарнота, с одинаковой готовностью бросающийся в атаку и на фронте, и за карточным столом; мягкий и лиричный, как Пьеро, университетский приват-доцент Голубков, спасающий любимую женщину Серафиму, бывшую жену бывшего министра, - все они очерчены драматургом с психологической глубиной.

Верный заветам классической русской литературы 19 века, Булгаков не окарикатуривает своих героев. Несмотря на то что персонажи совсем не рисовались людьми идеальными, они вызывали сочувствие, а ведь среди них было немало недавних белогвардейцев. Никто из ее героев не рвался обратно на родину, чтобы «принять участие в построении социализма в СССР», - как советовал окончить пьесу Сталин. Вопрос о постановке «Бега» четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро. Второго появления белого офицерства на сцене власти не допустили. Так как писатель к советам вождя не прислушался, пьеса впервые была поставлена только в 1957 году и не на столичных подмостках, а в Сталинграде.

1929 год - год сталинского «великого перелома», ломал судьбы не только крестьянству, но и любым еще сохранившимся в стране «единоличникам». В это время со сцены были сняты все пьесы Булгакова. В отчаянии Булгаков 28 марта 1930 года направил письмо правительству, в котором говорилось о «глубоком скептицизме в отношении революционного процесса», происходящего в отсталой России, и признается, что «попыток сочинить коммунистическую пьесу даже не производил». В конце письма, исполненного подлинно гражданского мужества, была настоятельная просьба: или отпустить за границу, или дать работу, иначе «нищета, улица и гибель».

Его новая пьеса называлась «Кабала святош» (1929). В центре ее коллизия: художник и власть. Пьеса о Мольере и его неверном покровителе Людовике XIV прожита писателем изнутри. Высоко ценящий искусство Мольера король лишает тем не менее покровительства драматурга, осмелившегося высмеять в комедии «Тартюф» членов религиозной организации «Общество святых даров». Пьеса (под названием «Мольер») в течение шести лет репетировалась МХАТом и в начале 1936 года вышла на подмостки, чтобы после семи представлений быть снятой с репертуара. Более ни одной из своих пьес Булгаков на сцене театра не увидел.

Результатом же обращения к правительству стало превращение свободного литератора в служащего МХАТа (за границу писателя не выпустили, несмотря на то что в это же время был разрешен отъезд другому писателю-диссиденту Евгению Ивановичу Замятину). Булгаков был принят во МХАТ на должность ассистента режиссера, ассистировал в постановке по собственной инсценировке гоголевских «Мертвых душ». Ночами же сочиняет «роман о дьяволе» (так первоначально видел роман Михаила Булгаков о «Мастере и Маргарите»). Тогда же появилась и надпись на полях рукописи: «Дописать прежде, чем умереть». Роман уже тогда осознавался автором как главное дело его жизни.

В 1931 году Булгаковым была закончена утопия «Адам и Ева», пьеса о будущей газовой войне, в результате которой в погибшем Ленинграде в живых осталась лишь горстка людей: фанатичный коммунист Адам Красовский, чья жена, Ева, уходит к ученому Ефросимову, сумевшему создать аппарат, облучение которым спасает от гибели; беллетрист-конъюнктурщик Пончик-Непобеда, создатель романа «Красные зеленя»; обаятельный хулиган Маркизов, поглощающий книги подобно гоголевскому Петрушке. Библейские реминисценции, рискованное утверждение Ефросимова о том, что все теории стоят одна другой, а также пацифистские мотивы пьесы привели к тому, что «Адам и Ева» также не была поставлена при жизни писателя.

В середине 1930-х годов Булгаков написал еще драму «Последние дни» (1935), пьесу о Пушкине без Пушкина, комедию «Иван Васильевич» (1934-1936) о грозном царе и дураке-управдоме, из-за ошибки в работе машины времени поменявшимися веками; утопию «Блаженство» (1934) о стерильном и зловещем будущем с железно распланированными желаниями людей; наконец, инсценировку сервантесовского «Дон-Кихота» (1938), превратившуюся под пером Булгакова в самостоятельную пьесу.

Михаил Булгаков выбрал труднейший путь: путь личности, твердо очерчивающей границы собственного, индивидуального бытия, стремлений, планов и не намеренной покорно следовать навязываемым извне правилам и канонам. В 1930-е годы драматургия Булгакова так же неприемлема для цензуры, как и ранее - его проза. В тоталитарной России темы и сюжеты драматурга, его мысли и его герои невозможны. «За семь последних лет я сделал 16 вещей, и все они погибли, кроме одной, и та была инсценировка Гоголя! Наивно было бы думать, что пойдет 17-я или 18-я», - пишет Булгаков 5 октября 1937 года Викентию Викентьевичу Вересаеву.

«Мастер и Маргарита»

Но «нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий», - это слова самого Булгакова (из письма к Сталину 30 мая 1931 года). И настоящий писатель Михаил Булгаков продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю посмертную мировую славу.

Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя. Позже в роман вошла женщина, ставшая его третьей женой - Елена Сергеевна Шиловская (их знакомство состоялось в 1929 году, брак оформлен осенью 1932 года). Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества.

История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Безродный.

События совершались на глазах множества людей и тем не менее остались не понятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе дано восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и верность, адекватность описания Мастером и настоящего. Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным», роман Булгакова может быть назван, по общеизвестному определению, энциклопедией советской жизни. Быт и нравы новой России, человеческие типы и характерные поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, - все это развернуто перед читателем с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней.

Михаил Булгаков строит «Мастера и Маргариту» как «роман в романе». Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годах, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. Связывает же оба сюжета современный и исторический автор романа о Понтии Пилате Мастер.

В годы, когда общегосударственная точка зрения на происходящее утверждалась как «единственно верная», Булгаков выступил с подчеркнуто субъективным взглядом на события мировой истории, противопоставив членов «писательского коллектива» (МАССОЛИТа) одинокому творцу. Не случайно литые «древние главы» романа, рассказывающие историю гибели Иешуа, вводятся писателем как истина, открывшаяся отдельному человеку, как личное постижение Мастера.

В романе проявился свойственный писателю глубокий интерес к вопросам веры, религиозного либо атеистического мировоззрения. Связанный происхождением с семьей священнослужителей, хотя и в ее «ученом», книжном изводе (отец Михаила не «батюшка», а ученый клирик), на протяжение жизни Булгаков серьезно размышлял над проблемой отношения к религии, в тридцатые годы ставшей закрытой для публичного обсуждения. В «Мастере и Маргарите» Булгаков на первый план выдвигает творческую личность в трагическом 20 веке, утверждая вслед за Пушкиным самостояние человека, его историческую ответственность.

Булгаков-художник

На выработку читателем собственного отношения к происходящему направлены все художественные особенности творчества Булгакова. Почти всякая вещь писателя начинается с загадки, которая призвана разрушить прежнюю ясность. Так, в «Мастере и Маргарите» Булгаков намеренно дает персонажам нетрадиционные имена: сатане - Воланда, Иерусалиму - Ершалаим, вечного противника дьявола он называет не Иисусом, а Иешуа Га-Ноцри. Читатель должен самостоятельно, без опоры на общеизвестное, проникнуть в суть происходящего и будто бы заново пережить в сознании центральные эпизоды мировой истории человечества: суд Пилата, смерть и воскресение Иисуса.

В произведениях Булгакова время настоящего, сиюминутного обязательно соотнесено со временем «большой» истории человечества, «синим коридором тысячелетий». В «Мастере и Маргарите» прием развернут на всем пространстве текста. Тем самым актуальные сиюминутные ценности советского времени ставятся под сомнение, обнаруживают свою явную преходящесть и сомнительность.

Для Михаила Булгакова характерна еще одна особенность: его герой, будь то в прозе или в драме, возвращается автором к истокам судьбы. И Мольер еще не знает масштаба своего гения («Кабала святош»), и поэзию Пушкина («Последние дни») принято считать слабее Бенедиктовской, и даже Иешуа странствует, боясь боли, не чувствует себя всемогущим и бессмертным. Суд истории еще не совершен. Время разворачивается, принося с собой возможности перемен. Вероятно, именно эта черта булгаковской поэтики сделала невозможной постановку «Батума» (1939), написанного как драма не о всесильном властителе, а об одном из многих, чья судьба еще не приняла окончательных очертаний. Наконец, в произведениях Булгакова встречаются лишь два варианта финалов: либо вещь оканчивается гибелью главного героя, либо финал остается открытым. Писатель предлагает модель мира, в которой существует бесчисленное количество возможностей. И право выбора поступка остается за действующим лицом. Тем самым автор помогает читателю ощутить себя созидателем собственной судьбы. А из множества отдельных судеб слагается и жизнь страны. Идея свободного и исторически ответственного человека, «лепящего» настоящее и будущее по своему образу и подобию, предложенная писателем Булгаковым, - драгоценный завет всей его творческой жизни.

«Батум»

«Батум» стал последней пьесой Михаила Афанасьевича Булгакова (первоначально она носила название «Пастырь»). Театры готовились к 60-летию Сталина. Учитывая месяцы, необходимые для проведения через цензуру особо ответственной вещи, а также для репетиций, поиск авторов к юбилею начался еще в 1937 году. После настоятельных просьб дирекции МХАТа над пьесой о вожде начал работать Булгаков. Отказ от лестного заказа был опасен. Но Булгаков и тут идет нетрадиционным путем: пишет не о всесильном вожде, как авторы прочих юбилейных сочинений, а рассказывает о юности Джугашвили, начиная пьесу с его изгнания из семинарии. Затем проводит героя через унижения, тюрьму и ссылку, т. е. превращает диктатора в обычного драматического персонажа, обходится с биографией вождя как с материалом, подлежащим свободному творческому претворению. Ознакомившись с пьесой, Сталин запретил ее постановку.

Спустя несколько недель после известия о запрещении «Батума», осенью 1939 года у Булгакова открывается внезапная слепота: симптом той же болезни почек, от которой умер его отец. Воля смертельно больного писателя лишь отодвигает смерть, наступившую через полгода. Почти все, сделанное писателем, еще более четверти века ждало своего часа в рабочем столе: роман «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» и «Жизнь господина де Мольера» (1933), а также ни разу не напечатанные при жизни писателя 16 пьес. После опубликования «закатного романа» Булгаков войдет в число художников, определивших творчеством лицо 20 века. Так сбудется пророчество Воланда, обращенное к Мастеру: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

В 1966 году в журнале «Москва» впервые с купюрами началась публикация романа «Мастер и Маргарита». Это произошло благодаря титаническим усилиям вдовы писателя Е. С. Булгаковой и действенной поддержке Константина Михайловича Симонова. И с тех пор началось триумфальное шествие романа. В 1973 году на Родине писателя появилось первое полное издание романа, в середине 1980-х годов роман увидел свет за рубежом, где его выпустило американское издательство «Ардис». И только в 1980-е годы наконец-то в России одно за другим стали появляться произведения выдающегося русского писателя.