Как написать протокол об административном правонарушении. Общие правила составления и оформления протокола

Протокол об административном правонарушении

Комментарий к статье 28.2 КоАП РФ:

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 - 3.11, 4.1 - 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 - 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 - 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 - 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5 , см. коммент. к ст. 28.4 , 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил - 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 , а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6 , 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 , указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2 , нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях - с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2 , 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2 . Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2 , а также ст. 28.3 , 28.5 , 28.8 , 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4 , пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 , и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3 , а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

Если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

Обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (

Ответ на вопрос о сроках составления протокола об админнарушениях, находится в законодательстве РФ. Точнее, в статье 28.5 административного кодекса, где четко указано, что протокол о правонарушении должен быть составлен сразу же после выявления нарушений должностным лицом, которое имеет право составлять данный документ.

Но, как говорит известный юморист, жизнь всегда сложнее, чем любые правила. Иногда для того чтобы составить акт, нужно сначала найти человека (либо установить его точные данные), который совершил проступок либо определить круг лиц, причастных к совершению преступных действий и степень их вины. Это необходимо, чтобы была возможность составить протокол.

Также в некоторых случаях нужно провести экспертное исследование , чтобы определить точный круг лиц и степень вины каждого, поэтому законодатели решили, что сроки составления акта можно сдвинуть.

Но об этом поговорим позднее, а для начала давайте определимся, кто имеет право для составления протокола об административном нарушении и какие должны быть причины, чтобы было составлено постановление.

Причины и лица

Лица

Лицами, имеющими право на составление протокола об административных правонарушениях, являются сотрудники следующих служб:

Полный перечень лиц имеющих право на составление протокола указан в ст 28.3 КоАП РФ.

Причины для составления протокола

Поводом для составления протокола об административном правонарушении могут быть:

  • Обнаружение должностным лицом факта совершения административного правонарушения (к примеру, сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, у которого отсутствует гос. номер);
  • Если ревизия либо проверка обнаруживает факт совершения административного правонарушения, то в связи с этим составляется акт;
  • Также поводом для составления протокола об административном правонарушении может стать информация от граждан (это могут быть письма телефонные звонки, но обязательно с информацией о заявителе), но тут нужно учитывать, что анонимные заявления не могут являться причиной составления акта о нарушениях, но могут являться поводом для начала расследования.

Причины, по которым составление протокола может быть перенесено

Как говорилось ранее, ситуации могут быть разными, поэтому иногда составление протокола переносится на более поздний срок . Причинами, которые могут побудить должностное лицо перенести сроки составления протокола об административном правонарушении, являются:

Установление лиц причастных к преступлению

Иногда нужно выяснить лиц кто причастен к совершению правонарушения либо выяснить их точное местонахождение. И должностное лицо не может составить протокол на месте совершения правонарушения,. В этом случаев соответсвии с законом можно продлить сроки составления протокола об административном правонарушении.

Поэтому, если должностное лицо не может сразу составить протокол об административном правонарушении, ему даётся двое суток для решения данного вопроса (ст 28.5), в течение которых протокол об административном правонарушении должен быть составлен.

Административное расследование

В соответствии с буквой закона (ст 28.5), если для уточнения обстоятельств дела , а также лиц причастных к совершению административного правонарушения либо проведение экспертиз по делу должностному лицу требуется больше 2 суток, то принимается решение о начале исследования.

Расследование не должно превышать срок 1 месяц . А в случаях, когда должностные лица не могут уложиться в этот срок, человек, занимающийся расследованием, должен обратиться с прошением о продлении срока к вышестоящему начальству и только с его одобрения может продолжить расследование. Но срок, на который увеличивается расследование, не должен превышать 1 месяц.

После окончания расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении.

Если нет возможности оформить протокол на месте

Если у должностного лица нет возможности оформить постановление на месте совершения административного правонарушения , то лица, совершившие данное действие, доставляются в соответствии с законом (ст 27.2) в отделение полиции где и составляется протокол об административном правонарушении.

В некоторых случаях нужно найти лицо, которое нарушило закон, и доставить для оформления документов.

Также если человек, совершивший административное правонарушение , не явился для составления акта (а его известили о месте и времени составления протокола в установленой законом форме, т.е. отправили уведомление с информацией о доставке адресату) и не сказал о причинах неявки либо его причины посчитались должностными лицами неуважительными, то в соответствии с законом составление протокола может быть совершено без участия лица совершившего данный проступок.

Сроки давности по данным правонарушениям

  1. Протокол об административном преступлении не может быть выписан по истечении двух месяцев, если дело не дошло до суда, либо трёх месяцев, если данное дело рассматривает суд;
  2. Если нарушение закона было совершено в сфере безопасности дорожного движения и если за год протокол не был выписан, то по истечении 1 года он не может быть составлен.

Если должностным лицом (которым в соответствии с законом разрешено принятие таких решений) принято решение о том что дело будет рассмотрено по месту проживания лица, совершившего преступление, то срок давности переносится до момента поступления дела в суд по месту проживания лица (причём моментом поступления дела является сам факт передачи материалов в судебное делопроизводство).

Сроки рассмотрения

Если для более точного выяснения обстоятельств дела либо для проведения дополнительных экспертиз нужно ещё время, то лицом принимается решение о продлении сроков рассмотрения дела, но не более чем на 1 месяц. После истечения данного срока должно быть принято решение.

Сроки для обжалования постановлений

Срок для обжалования постановлений по административным правонарушениям составляет 10 суток с момента получения решения суда (либо иного органа вынесшего решение) при этом, если окончание срока выпадает на выходные, то окончанием срока принято считать следующий за выходными рабочий день.

Срок рассмотрения данной жалобы - не более 2 месяцев, после чего должно быть вынесено решение суда либо другим органом исполнительной власти. После вступления постановления в законную силу жалобы и протесты законом, к сожалению, не предусмотрены.

Сроки для составления постановления об административном правонарушении небольшие (порядка двух месяцев). Но повозможности лучше уважать законы и не откладывать составление протокола на будущее, чтобы нарушители не смогли избежать ответсвенности из-за халатности правоохранительных органов. И, кончно, лучше вообще не нарушать законы, тогда и протоколы об админнарушениях, и наказания будут ни к чкему.

Но если так получилось, что человек всё же совершил административное правонарушение , то надо помнить, что по истечении сроков давности, о которых говорилось ранее его не могут привлечь за совершение административного правонарушения.

Если же всё-таки так получилось, что человеку, совершившему проступок, выписано постановление о наказании, то данное постановление можно обжаловать , подав апелляцию не позднее десяти суток, после чего подать жалобу на постановление будет гораздо сложнее. Поэтому лучше с этим не затягивать.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, правила составления протокола об административном правонарушении. Допускаются ли при заполнении протокола записи инспектора ДПС на полях?

Иванова Марина Юрьевна

Ответ: Правила составления протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно части 1 названной статьи о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

При этом в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

С уважением, Малкин Олег,
юрист Независимого аналитического агентства "

Сроки составления протокола об административном правонарушении – это дни, в течение которых должностное лицо должно составить документ о нарушении.

На основании этого документа виновный понесет наказание.

Если сроки пропущены, виновный никак не может быть наказан.

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Административное правонарушение – это виновное действие физлица или юрлица, имеющее противоправный характер, за совершение которого законом установлена административная ответственность.

Важно понимать: речь идет не только о действии, но и о бездействии.

Признаками административных нарушений являются:

  1. Виновность совершившего их лица.
  2. Противоправность, то есть нарушение закона или каких-либо прав (трудового, финансового, земельного).
  3. Наличие деяния: действия или бездействие.
  4. Наказуемость: она наступает в виде административной ответственности.

Главным отличием административного правонарушения от уголовного заключается в меньшей степени вреда для общества. Некоторые нарушения (например, нарушение авторских прав) в зависимости от нанесенного урона могут быть классифицированы как административные или уголовные.

Административное наказание в основном представляет собой штраф, но возможны и другие меры: предупреждение, арест до 30 суток, лишение определенных прав физлица (например, водительских) или юрлица (приостановка деятельности фирмы).

Стоит отметить: протокол об административном правонарушении составляется при любом выявленном нарушении. Без этого документа наказание не может быть назначено.

Ст. 28.5 КоАП РФ

Статья 28.5 КоАП с комментариями была принята в 2001 году, отредактирована в последний раз в конце 2018 года.

Она отвечает за сроки составления постановления:

    1. Сразу после выявления нарушения должен быть составлен протокол.
    2. Если составление требует получения дополнительных сведений о виновном, протокол должен быть составлен в течение 2 суток.

Обратите внимание: тут же поясняется, что виновным может быть и физлицо, и организация.

  1. Если требуется проведение дополнительного расследования, протокол составляется по его окончанию. За это отвечает статья 28.7 КоАП. Само расследование возбуждается должностным лицом, которое после окончания будет составлять протокол.

Сроки составления

Они делятся на 3 группы:

  1. Практически все протоколы составляются незамедлительно, как только было обнаружено нарушение. Поскольку административные нарушения не требуют особых разбирательств, судебного решения, а наказание включает в себя штраф, сотрудники полиции могут легко назначать наказание самостоятельно, исходя из нюансов дела. Например, если контролер поймает пассажира без билета, ему достаточно факта отсутствия оплаты проезда и наличия документов гражданина, чтобы составить протокол и назначить штраф.
  2. Если необходимо уточнить некоторые необходимые данные, протокол составляется в течение 2 дней. Сюда относятся только выявление известных сведений при невозможности получить их сразу. Например, если у виновного нет с собой паспорта, сотрудник полиции может записать его ФИО и адрес, затем найти гражданина по общей базе и прислать протокол позднее.
  3. Если требуется проведение специальной экспертизы или иных долгих действий, протокол составляется после их окончания. Это необходимо для того, чтобы избежать ошибок или точно прояснить ситуация. Например, если у проверяющего пожарной безопасности нет уверенности в допустимости использования определенных стройматериалов, он должен отправить образец на экспертизу. На проверку дается месяц.

Примите к сведению: если экспертиза требует большего времени, по запросу должностного лица срок может быть увеличен до полугода.

Нарушение срока составления

Срок давности по административным правонарушениям составляет 2 месяца, если дело не было передано в суд, и 3 месяца, если было передано.

По истечению этого срока протокол не может быть составлен, а виновный – наказан.

Если должностным лицом было принято решение передать дело для рассмотрения в суд по месту проживания виновного, срок начинает отсчитываться с момента передачи материалов в конечный суд.

При этом днем передачи является дата, когда материалы фактически передали в суд, а не дата регистрации письма. Например, если письмо прибыло 1 ноября, а было зарегистрировано только 30 ноября, срок давности правонарушения закончится 30 января.

Полезно знать: при нарушении ПДД срок давности составляет год.

При составлении протокола об административном правонарушении сроки его составления играют важную роль. Пропустив их, должностное лицо больше не сможет привлечь виновного к ответственности, и тот не понесет никакого наказания.

Смотрите видео, в котором, в котором разъясняются нюансы, касающиеся административных правонарушений: