История создания трифонова монастыря в кратце. Трифонов монастырь


Вятский Успенский Трифонов монастырь, 2 класса, в городе Вятке. Основан в 1580 году бывшим в нем первым архимандритом преподобным Трифоном (см 8 октября), мощи которого почивают под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоятся под спудом мощи преподобного Прокопия Христа ради юродивого (см. 21 декабря). В монастыре сохраняется деревянный посох преподобного Трифона и железные вериги. В 1896 году освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря - известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки - «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб».

Труды настоятеля не прошли даром - сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 -1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е -60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины XIX столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале XX века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.

В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами, затем производство работ повели фирма «Арсо» и Кировская епархия.

Сейчас монастырём вновь ведает русская православная церковь, и работы по его реконструкции продолжаются с учётом потребностей современного владельца.

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.


Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря - известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки - «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб».


Труды настоятеля не прошли даром - сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 -1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е -60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины XIX столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале XX века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.

В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами, затем производство работ повели фирма «Арсо» и Кировская епархия.

Вятский Успенский Трифонов монастырь - мужской монастырь, возведённый во имя Успения Пресвятой Богородицы. Находится этот монастырь в России, в городе Киров . Основан монастырь был в 1580 году, Святым Тифоном Вятским . В период антирелигиозной советской деятельности был закрыт и пустовал, вновь открыт в 1991 году.

Сейчас же в монастыре находится Успенский собор. А архитектурный ансамбль УспенскогоТрифонова монастыря получил статус федерального памятника архитектуры. В 1580 году Трифон Вятский решил построить монастырь и поэтому обратился к царю Ивану Грозному. Царю благосклонно отнёсся к просьбе, о чём и выдал грамоту от 11 июня 1580 года. Тифон Вятский поставил деревянный храм во имя Благовещения на месте 2-х старых прикладбещенских церквушек. А через 9 лет на этом месте была построена уникальная деревянная Успенская церковь.

После основания монастыря, рядом с ним очень быстро образовалось 2 поселения, Кикиморское и Заоградное. За века своего существования Успенский монастырь много раз перестраивался, пока, в конце концов, не стал таким, каким мы видим его сейчас. В 1595 году, Федор I подписал грамоту, и присвоил монастырю Вобловицкую волость Слободского уезда. С тех пор монастырь получил огромное количество земель, основал немало деревень и пополнялся доходами.

Нынче же в монастыре располагается Вятское епархиальное управление . Монастырь остается действующим. Посетив его, вы сразу ощутите всю святость места, его красоту и величественность. Ведь монахи веками собирали по крупицам священное знание и добивались права на сохранение святых мощей. Здесь также имеется самая большая коллекция святых православных икон.

Сейчас монастырь имеет название Свято-Успенского Трифонова собора, и настоятелем его ныне является митрополит Хрисанф.

ул. Горбачева, 4

Трифонов монастырь. 2015 г.

Трифонов монастырь - один из символов Вятки, на протяжении многих веков он являлся ее духовным, культурным, образовательным центром. Мужской монастырь был основан в Вятке в 1580 г. иноком Пыскорского монастыря Трифоном Вятским (в миру - Трофим Дмитриевич Подвизаев). По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений в 1580 г. под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.

Богатые пожертвования и доходы с земель, пожалованных монастырю царской властью, позволили Трифону построить в монастыре 4 храма - Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Благодаря усилиям Трифона монастырю была пожертвована прилегающая к нему территория, а также земли по верхнему и нижнему течению р. Вятки. Монастырь стал крупным колонизатором вятских земель, вел активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Успенской обители в XVII в. стали основателями и строителями новых вятских монастырей.


Вид на Успенский Трифонов монастырь с севера. В центре снимка - Успенский собор, перед ним - северо-восточная башня ограды и братский корпус. Справа - монастырская колокольня и Никольская надвратная церковь, между ними вдалеке виден Александро-Невский собор. Снимок сделан с северного берега оврага Засора. 1910 г.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 г. В 1690 г. в собор были торжест венно перенесены мощи преподобного Трифона, а над могилой установлено надгробие - рака. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря - древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

В 1690-е годы к северо-западу от Успенского собора был возведён Никольский надвратный храм. В начале XVIII в. были выстроены в камне колокольня (1714 г.), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 – 1717 гг.), каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.). Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 г. и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса.


Трифонов монастырь. Слева - Никольская надвратная церковь, в центре снимка - монастырская колокольня, между ними вдали на холме виден Троицкий кафедральный собор. Справа - купола Успенского собора и притвор Благовещенской церкви

XVIII в. принес Трифонову монастырю, как и всему русскому монашеству, серьезные испытания. Политика Петра I и его преемников, направленная на ослабление церкви и подчинение ее государству, привела к тому, что численность братии Трифонова монастыря к концу XVIII столетия сократилась до минимума, вместе с тем упал и ее духовный уровень. В XVIII в. прерывается традиция старчества, которая питала монашество, создавала духовную преемственность. Ослабив монастыри духовно, государство постаралось переложить на их плечи множество обязанностей. Трифонов монастырь в это время содержал духовную школу (впоследствии семинарию), солдат-инвалидов, а также епитимийцев и преступников, присылаемых на покаяние.

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 г. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 г. новым пожаром, были окончены только к 1799 г. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 г., монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50–60-е гг. XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы.


Успенский собор. Начало XX в.

В XIX в. благодаря крестным ходам распространяется духовное влияние монастыря по Вятской епархии. Постоянно расширяясь территориально, включая в себя самые отдаленные уголки края, в конце столетия он продолжался более полугода. Благодаря крестным ходам почитание преподобного Трифона стало активно развиваться, в Вятку приезжали все большее количество паломников, желавших поклониться мощам святого. Важное значение в этом сыграли и торжества, посвященные 300-летию со дня кончины преподобного Трифона Вятского, которые состоялись в 1912 г.

В начале ХХ в. Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, деревянная часовня над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.


Успенский собор. 2015 г.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 г. в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа, которая стала оплотом развития просвещения и грамотности Вятки того периода.

После 1917 г. храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 г. общине было отказано в пользовании храмами, в монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 г., в данный момент он является действующим.

Фото: Л. Калинина, pastvu.com





Город Киров славится своими уникальными местами с многовековой историей. Так, например, Успенский Трифонов монастырь яркий представитель этого. Он был основан в 1580 году Трифоном, который пришел на вятскую землю.

Это святое место создавалась с 4 храмами:

1.Успенским.

2.Никольским.

3.Благовещенским.

4.Иоанно-Предтенчесикм.

Самым красивый из этих святых мест был первый монастырь, который до сих пор не перестает радовать горожан. В то время сложно было отыскать постройку чем то схожую с этой, для нее даже и древесину привозили из Слободского. В начале семнадцатого века на территории храма появились и другие церковные постройки. К ним можно отнести следующие:

  • Колокольня.
  • Хозяйские угодья.
  • Келья.

История

С 1744 года в стенах святого места обучают детей латыни, далее монастырь становится духовной семинарией. Если говорить о начале двадцатого века, то Успенско Трифонов монастырь заметно преображается и в нем кипит духовная жизнь.

Видео:

Чудесный период для монастыря –с 1790 годов, когда ему были возвращены льготы. Тогда была организована детская школа на его базе.

Переломный момент

Самым тяжелым временем в истории собора можно назвать период правления Петра первого. В начале восемнадцатого века существенно сокращается число монахов, и из святого места делают место для пыток и отбывания наказаний. Не смотря на то, что царь приказывал не делать каменного храма, его приказа ослушались и начали с реконструкции ворот.

Но не так хорошо все могло продолжаться, октябрьская революция не смогла обойти столь яркого и популярного места у населения. Советской властью был просто ликвидирован монастырь. Тут было уничтожено все: кладбища на территории святого места больше не существовало, колокола были перепаяны, уничтожены иконостасы. От святого места ничего не осталось, даже и стены были разнообразны. В то время, каких только заведений не располагалось в бывших стенах монастыря, тут была и большая столовая, и прачечная, и общежитие.

Но жители города в восьмидесятых годах обеспокоились судьбой святого места и к 1991 году восстановили его. А уже в 1994 году был полностью восстановлен иконостас.

Сегодня же это настоящая жемчужина Вятки. Этот монастырь наполнен светом, духовной силой и добротой.