История создания пожарной охраны кратко. История образования пожарной охраны в россии

Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Постепенно стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда ", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана . По концам городских улиц устанавливаются особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Основная техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение.

Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы. В 1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля.


Существовала и еще одна причина, приводящая к опустошительным пожарам. Связано это было с суеверием. Несмотря на жестокие наказания со стороны городских властей, большое количество горожан отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер. В 1547 году эти меры дополнил указ Ивана Грозного , обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это был, безусловно, прогрессивный указ, так как население могло оперативно ликвидировать небольшие загорания своими силами. С развитием промышленности, ремесел, роста населения (численность населения в Москве в XVI веке - 100 тыс. человек) пожары становились тормозом экономического прогресса. Это вынуждало власти искать эффективные меры борьбы с огнем. Созданная пожарно-сторожевая охрана не могла оказать серьезного противостояния огню.

С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы. Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Им не надо было тратить время на сборы по тревоге, они сразу выезжали к месту пожара. В начальный период их численность составляла 3000 человек, что позволяло высылать на пожары достаточное количество стрельцов.

Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Этим опытом позднее воспользовались в Японии, Франции.

Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ 20 извозчиков собирал на содержание команды с населения подати. Естественно, что эта команда не могла охранять от пожаров всю Москву. В 1649 году на Руси принимаются два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу.

Первый из них - "Наказ о градском благочинии" , вышедший 6 апреля, предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Второй документ - "Уложение царя Алексея Михайловича ". В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, "что Государь укажет". За поджог наказание было самым суровым, зажигальщиков предписывалось сжигать. Через 15 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.

Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I . Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли "особы знатные", выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, "дабы в церковной службе остановки не было", но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.

Грандиозный пожар 1710 года, уничтоживший в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре, был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу. С созданием в 1711 году взамен стрелецкого войска регулярных полков последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I "О неукоснительном прибытии войск на пожары".

Истоки централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками. Для перевозки инструментов выделялось шесть лошадей.

Противопожарные требования в строительстве постоянно дополнялись. В частности, в 1736 году были введены нормы по строительству брандмауэров. Позднее издан указ о запрещении строительства чердачных помещений. Для установления надзора за новым строительством, разработки противопожарных мероприятий в 1737 году в Санкт-Петербурге учреждается особая строительная комиссия. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: "Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше.

В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара. По состоянию на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов (из которых 1209 были каменными), 24 монастыря, 256 церквей. Десять лет назад их было значительно больше - количество строений приближалось к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров 1748 года в Москве сгорело 6620 объектов, среди которых было 519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов "при пожарных инструментах". В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый "Устав города Москвы" предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну часть. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену.

При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства. Спустя шесть лет после образования в Москве пожарной экспедиции подобная структура создается в Санкт-Петербурге. Для заведования пожарным обозом и контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей - должность брандмейстера.

Начало XIX века явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Правительство принимает решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах империи. Этому событию предшествовала большая работа. Анализ состояния пожарного дела привел к заключению о полной несостоятельности и нецелесообразности использовать для этих целей население.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано МВД. В столицах Петербурге и Москве во главе полиции стояли обер-полицмейстеры, под непосредственным началом которых находились Управы благочиния. Подобные управы имелись и в губернских городах. В их задачу входило централизованное управление пожарной охраной. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.

29 ноября 1802 года принимается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Весной 1803 года команда была сформирована. Указом Александра I от 31 мая 1804 г. население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Вначале пожарная команда насчитывала 11 частей, а в 1811 году в связи со строительством новых районов образуется и 12-я часть.

Штат команды был утвержден в следующем составе: брандмайор, 11 брандмейстеров, 11 помощников унтер-офицерского звания, 528 пожарных, мастер по насосам, слесарь, 2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста и 137 кучеров. 31 мая 1804 года профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе "Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы".

Большое количество пожаров происходило из-за допускаемых нарушений при строительстве, что обязывало специалистов постоянно совершенствовать строительные нормы. В 1809 году в дополнение к существующим издаются правила, согласно которым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 25 м друг от друга. Строительство деревянных двухэтажных домов запрещалось. Второй этаж допускалось делать из дерева только в том случае, если первый этаж был каменным. За строительные просчеты и отсутствие во вновь строящихся зданиях противопожарных перегородок архитекторы и строители привлекались к ответственности. Эти и другие меры по обеспечению пожарной безопасности, накопленный опыт строительства нашли отражение в изданном в 1832 году "Строительном Уставе".

К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами. До нашествия Наполеона в городе проживало 261884 человека, имелось 464 фабрики и завода, 9151 жилой дом, из которых только 2567 были каменными. В результате пожара 1812 года было уничтожено 6596 домов.

Несение службы в пожарных командах регламентировалось "Уставом пожарным", принятым в 1832 году. Он состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы ранее, поэтому в нем содержались статьи, нередко противоречащие друг другу. Под стать этому уставу было и решение от 1837 года о комплектовании пожарных команд из числа лиц, отбывших наказание. Это привело к тому, что в ряде команд нашли пристанище уголовники, которые во время пожаров занимались грабежом.

Середина XIX века явилась заметной вехой в развитии строительства пожарной охраны в России. 17 марта 1853 года утверждается "Нормальная табель состава пожарной части в городах". В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по "высочайшему разрешению", а в зависимости от численности населения. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов, составленные губернаторами городов, утверждались Министерством внутренних дел.

За 1853 год штатное расписание было утверждено в 461 городе. В соответствии со штатом определялась положенность пожарной техники для каждого разряда, средств на ее ремонт. В отличие от указа Екатерины II от 1782 года, по которому комплектование команд производилось гражданскими лицами, по новому положению люди подбирались из военного ведомства. Такой порядок существовал до 1873 года, когда вышел указ о прекращении комплектования пожарных военным ведомством. В связи с введением в России в 1874 году всеобщей воинской повинности, на этот год было разрешено доукомплектовать команды молодыми солдатами. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды содержались за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции.

В 1857 году переиздается "Пожарный устав". В нем, в частности, предусматривалось образование в городских районах пожарных частей. Однако большая часть требований этого устава повторяла ранее изданные положения, в связи с чем он в кодификационном порядке был исключен из Свода законов Российской империи и потерял свою силу. Наряду с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению, общественные команды и добровольные пожарные дружины.

Добровольные команды имели четкую структуру. В наиболее боеспособных имелось несколько отрядов. Деятельность общества носила многогранный характер. В его задачи входило "изыскание, развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий", помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, улучшение противопожарного водоснабжения, издание пожарно-технической литературы, проведение съездов, выставок, конгрессов. Основными источниками финансирования совета общества и сети местных добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов, страховых компаний, денежные лотереи, продажа пожарной техники, трубочистные работы и др.

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал "Пожарный". Его издатель - известный пожарный деятель, граф А.Д. Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя. По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал "Пожарное дело". Редактирование журнала осуществлял князь А.Д. Львов. Создатели нового печатного органа были уверены, что журнал "явится лучшим проводником к живому обмену", объединению всех мыслей и интересов деятелей противопожарного дела на Руси и послужит к его еще большему упрочению и развитию. Именно на страницах этого журнала развернулась полемика по поводу создания Особого противопожарного присутствия, на которое была бы возложена функция предупреждения пожаров.

По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд - 590, добровольных городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2. Численность личного состава в них - 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь. Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали современным снаряжением, все остальные испытывали финансовые трудности. В 1893 году из 687 городов 61 губернии в 63 городах (9,1%) на содержание пожарных средств не выделялось.

Во всех городах России в 1916-1917 гг. из общего количества общественных и частных построек каменные составляли 14,8 процента, деревянные - 63,9 процента, смешанные - 3,6%, прочие - 17,7 процента. В отдельных городах процент деревянных построек превышал средний показатель. Например, в Москве деревянных построек было 72 процента. 95,5 процента крестьянских дворов были целиком деревянными и только 2,5 процента - построены из негорючих материалов.

По расчетам российских специалистов, минимальная подача воды для успешного тушения пожара должна составлять 200 ведер в минуту. При неблагоприятных условиях, по американским данным, на эти цели требовалось 700 ведер воды в минуту (например, 14 стволов с расходом воды 50 ведер в минуту и т.п.). Какие же были возможности у имевшихся насосов? Большая ручная труба обеспечивала подачу 20 ведер в минуту, средняя - от 10 до 15 ведер при высоте струи 6-7 сажень.

Все имеющиеся в Санкт-Петербурге большие насосы, которых в конце XIX века там насчитывалось 5 штук, могли подать всего 100 ведер воды в минуту. Это, как видно, далеко не соответствовало норме. Такая же картина была характерна для многих крупнейших городов мира. Лучшие паровые насосы обеспечивали подачу от 100 до 250 ведер воды в минуту. Эти данные соответствуют тому случаю, когда водоисточник распложен рядом с насосом. При значительной удаленности водоисточника от места пожара положение существенно осложнялось.

Выход из этого положения специалисты видели в устройстве специальных противопожарных водопроводов, которые в Нью-Йорке дали прекрасные результаты. Не надо было тратить драгоценное время на развертывание как ручных, так и паровых насосов, доставку к ним воды. Экономия времени достигалась и за счет выезда пожарных команд без полного обоза. Несмотря на очевидное преимущество противопожарных водопроводов, их строительство в Европе наталкивалось на ряд трудностей.

Одна из них - повсеместное строительство водопроводов, рассчитанных на хозяйственные нужды. Строительство водопроводов, рассчитанных как на хозяйственные нужды, так и потребности пожарных, требовало больших затрат. Хозяйственное водоснабжение России в XIX веке также не было в состоянии обеспечить необходимое количество воды для тушения пожаров. В среднем на городского жителя приходилось 5 ведер воды в сутки (60 л). Для города со 100 тысячами населения - 500 тысяч ведер, что составляло лишь половину той нормы, которая могла потребоваться для тушения одного пожара в городе (42 тыс. ведер в час).

Проблема противопожарного водоснабжения на базе имеющейся водопроводной сети была блестяще решена русским инженером Н.П. Зиминым. Оригинальность водопроводов системы Зимина заключалась в использовании специальных вентилей (клапанов), посредством которых при повышении давления в сети автоматически отключалось хозяйственное водопотребление и весь дебит воды можно было использовать для борьбы с огнем. Подсоединенный к пожарному крану водопровода рукав мог обеспечить подачу до 300 ведер воды в минуту.

России принадлежит приоритет в создании целого ряда новых огнетушащих средств и пожарной техники. В 1770 году горным офицером К. Д. Фроловым разработан принцип защиты промышленных помещений автоматическими установками пожаротушения, успешно использующимися и в наши дни.

В XIX - начале XX века создаются принципиально новые составы, намного превосходящие по эффективности воду. Русским ученым С.П. Власовым в 1815 году разработаны три таких состава. Это стало возможным благодаря прежде всего его передовым взглядам на процесс горения и, как следствие, правильной постановке задачи: предотвратить или затруднить доступ кислорода к горящему телу. Сернистые соли железа и щелочных металлов, впервые предложенные ученым, используются при тушении в качестве составных частей огнетушащих смесей и в наши дни. В 1819 году П. Шумлянский впервые формулирует идею тушения с помощью инертных газов. Спустя 70 лет после его опытов другой русский ученый М. Колесник-Кулевич дает научное обоснование этого метода. С его именем связано и научное обоснование применения порошковых составов.

Особую тревогу у пожарных вызывали загорания нефтепродуктов. Люди были бессильны перед морем образующегося пламени и старались обеспечить защиту лишь соседних резервуаров с нефтью. Тушить подобные пожары было нечем. В 1899 году к решению этой задачи приступил А.Г. Лоран, который после пяти лет упорного труда смог сказать: "Мое изобретение, тушение огня пеной, имеет два применения: тушение обычных пожаров и тушение горючих жидкостей, заключенных в хранилищах". Открытие Лорана имело огромное значение для всего мира. Широкое распространение химической и воздушно-химической пены стало возможным благодаря изобретению нашего соотечественника.

В 1876 году в Санкт-Петербурге образован Комитет об устройстве пожарных инструментов, который возглавил Н.Н. Божерянов. Одна из первых работ комитета - сравнительные испытания пожарных насосов. Для проведения этих исследований Божерянов разрабатывает способы измерения, правила оценки. По его мнению насос должен был удовлетворять следующим требованиям: иметь наибольшую производительность при минимальном времени обслуживания, меньшую стоимость и массу, обладать высокой прочностью. Помимо этого учитывались и такие факторы, как удобство в работе, простота конструкции и пр. Следующим шагом в этом направлении явилось создание в 1896 году при Главном совете Соединенного пожарного общества Технического комитета, который возглавил П. Сюзор.

Ком потенция комитета - рассмотрение изобретений, стандартизация пожарной техники. С одобрения комитета на вооружение пожарной охраны поступили пенные огнетушители, распылители, пеногенераторы и другая техника. Для защиты промышленных предприятий - спринклерное оборудование, системы сигнализации и прочее. Роль этих лабораторий, станций, комитетов в развитии пожарного дела трудно переоценить. С их организацией в конце ХIХ века борьба с огнем становится на научную основу. Пройдет еще несколько десятилетий, когда в России будет создано специализированное учреждение. Пока же отдельные вопросы решались в чисто практическом плане, по мере необходимости.

Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей. После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. Однако постановления Сената по этому вопросу давали разнообразные толкования. Одними указами определялось отличие полицейских и общественных пожарных команд порядком утверждения их штатов, другими - порядком комплектования. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию.

2 декабря 1910 года на совместном заседании членов III Государственной Думы и Совета Императорского Российского пожарного общества был рассмотрен вопрос о необходимости подготовки законопроекта по пожарному и строительному вопросам. Участники совещания пришли к единому мнению, что необходимо в законодательном порядке установить общие принципы, которым должна удовлетворять пожарная охрана в городах и селениях, и в виду обще государственного значения этого вопроса изыскать денежные средства для финансирования мер противопожарной защиты. Комиссия III Госдумы за время своей работы подготовила четыре законодательных предложения.

Предложение об изменении порядка расходования нотариального сбора на пожарные меры нашло отклик, и соответствующий закон был принят 23 апреля 1911 года. Три других, касающихся устройства пожарной охраны, контроля за страховыми оценками, создания пенсионных касс, по требовали более детальной разработки, и их было решено представить на рассмотрение IV Думы. По второму предложению предлагалось в каждом населенном пункте, насчитывающем не менее 100 домов или дворов, образовать подразделение пожарной охраны, которое по своему составу и техническому оснащению могло бы выполнять следующие задачи: прибытие к месту пожара не позднее 10 минут с момента загорания; подачу воды несколькими стволами; спасение людей, находящихся в опасности. Решение этого вопроса имело большое значение, т.к. при наличии в России на этот момент 600 тысяч населенных пунктов количество добровольных пожарных обществ и дружин не превышало 5 тысяч.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А. Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: "О пожарном уставе" и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.

6 августа 1916 г. в России был принят закон "О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии". Министру внутренних дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону. В состав комиссий для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности включены были и специалисты пожарной охраны.

С учреждением в 1894 году в составе Министерства внутренних дел страхового комитета и отдела, а затем в 1904 году совета и Главного управления по делам местного хозяйства руководство пожарной охраной было возложено на Особое присутствие по делам страхования и противопожарных мер совета и Отдел страхования и противопожарных мер главного управления. Не располагая достаточными штатами (по пожарному делу имелось 2 сотрудника), точными сведениями об обстановке с пожарами на местах, отдел был лишен возможности осуществлять возложенные на него функции. Это побудило министерство в ноябре 1916 г. усилить личный состав отдела страхования и противопожарных мер.

Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.

На уровень государственных задач вопросы Пожарной охраны были поставлены после установления Советской власти. 17 апреля 1918 В. И. Ленин подписал декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, разработки пожарной техники и др. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технических училищ, школ и курсов, изданию специальных журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена главная задача пожарной охраны - предупреждение пожаров. В 1924 в Ленинграде открылся пожарный техникум. В 1925 начал выходить журнал "Пожарное дело".

С ростом индустриализации страны пожарные части городов оснащались пожарными автомобилями отечественного производства. Промышленные предприятия оборудовались автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией, внедрялись несгораемые материалы. Вместе с развитием техники продолжались поиски наиболее целесообразных форм управления пожарной охраны. В конце 1918 руководство пожарным и страховым делом было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В 1920 пожарная охрана была отделена от страхового дела и передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. В 1926-27 завершилась организация аппарата Государственного пожарного надзора в союзных республиках.

В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главного управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная пожарная охрана НКВД.

Завершающим этапом формирования пожарной охраны страны явилось постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 о Государственном пожарном надзоре, определяющее его функции и права. С 1966 года руководство работой пожарной охраны осуществлялось МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, организующие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром

В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.

В 1504 году , в царствование Ивана III, в Москве была создана пожарно-сторожевая охрана. С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

Тогда же были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.

В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда "водоливными трубами".

В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров.

В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал "Наказ о градском благочинии" , который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве. Он стал первым нормативным актом, содержащим основные признаки установления в России профессиональной пожарной охраны.

В наказе определяется штатный состав пожарной охраны, ее техника, постоянное дежурство, объезды городов, устанавливаются наказания за нарушения правил обращения с огнем. Причем эти положения распространялись на все российские города.

После утверждения в 1649 году“Наказа о градском благочинии ” сторожа, следившие за противопожарным состоянием в городах, стали оснащаться также ручными пожарными насосами - “водоливными трубами”. Водоливная труба изготавливалась из листовой меди или дерева, внутри которой двигался поршень. Длина трубы достигала 1 м. и заканчивалась узким наконечником, через который струя воды могла подаваться на расстояние до 7 м. Вода в трубу заливалась сверху ведрами. Трубы изготавливались в Москве на специально созданной для этих целей фабрике «Заливные трубы».

Целая серия государственных актов, регламентирующих противопожарную защиту, связана с царствованием Петра I. В частности, были определены противопожарные меры с самого начала строительства Санкт-Петербурга; вошел в строй первый в России завод по производству пожарных насосов.

Постоянные угрозы возникновения пожаров в Адмиралтействе и во флоте побудили Петра 1 сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Для борьбы с огнем на судостроительных верфях и в портовых сооружениях полагалось иметь 5 больших и 10 малых крюков, 10 вил, 7 парусин, 50 щитов, на каждые 40 м. указанных строений - 2 бочки с водой и 1 приставную лестницу. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами.

13 ноября 1718 года выходит петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовых, мелко сидящих судов) и установке на них брандспойтов для тушения пожаров на речных судах и в прибрежных строениях.

Для обеспечения пожарной техникой войсковых подразделений, привлекавшихся к тушению пожаров в 1740 году Сенат утвердил следующие нормы: каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной; в батальонах должны были быть вилы, лестницы, большой крюк с цепью; рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, 4 ручными трубами, 2 малыми крюками.

В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения. При Сенате имелась 1 большая труба с рукавами, 2 малых трубы и 20 ведер; при коллегиях по 2 больших трубы, 4 малых трубы, по 10 ведер и необходимое число бочек для воды; при Святейшем Синоде - 1 большая труба и ведра; при всех канцеляриях и конторах - по 2 чана с водой внизу здания и по 2 - на чердаке.

В 1748 году вышел Указ Его Императорского величества, предписывающий «От пожарных случаев иметь крепкую предосторожность».

17 марта 1853 года была утверждена “Нормальная табель составу пожарной части в городах”, упорядочившая организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей. Для городов с населением до 2 тыс. человек пожарным командам полагалось иметь: 2 повозки для доставки заливных труб, 7 лошадей, 2 линейки для перевозки пожарной команды, 4 бочки, не более 2 повозок для перевозки багров, лестниц и большое количество топоров, ломов, лопат, багров и крюков.

Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года декретом об организации государственных мер борьбы с огнем ("Пожарное дело", 1918, №5. C.59), в соответствии с которым до 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля.

В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.

C 1918 г. до 2002 г. пожарная охрана России функционировала в рамках органов внутренних дел (НКВД, МВД). В 2002 г. пожарная охрана России передана в введение МЧС России.

История пожарного дела в РБ

Опустошительные пожары в Уфе, как и в других городах России, происходили нередко.

1816 год. Пожар, истребивший 248 дворов в городе Уфе.

1821 год. Во время пожара сгорело около 500 домов в городе.

Датой создания гарнизона пожарной охраны республики считается 14 июля 1816 года, когда в г. Уфе была создана пожарная команда (Главная пожарная часть).

Первая профессиональная пожарная команда в Уфе (Главная или Полицейская пожарная часть) была организована 14 июля 1816 года на улице Большой Казанской (ныне Октябрьской Революции, 14), где одновременно располагалось Управление полиции.

По этой улице на собранные с жителей г.Уфы деньги было построено пожарное депо с каланчой и была сформирована пожарная часть 12 октября 1831 года.

Дальнейшее развитие гарнизона определяется следующей хронологией создания пожарных команд:

1847 - 1851 годы- г. Стерлитамак, создание четырех пожарных частей;

1853 год - г. Бирск, городская пожарная команда;

1878 год - г. Уфа, вторая пожарная часть за счет Вольного общества;

1904 год - г. Уфа, третья пожарная часть;

1913 год - г. Уфа, резервная пожарная часть;

1923 год - г. Белебей, городская пожарная команда;

1930 год - с. Мелеуз, объединенная пожарная команда;

1932 год - п. Ишимбай, пожарная команда "Уралнефть";

1942 год - г. Уфа, пожарная команда по охране Моторного завода (УМЗ);

В послевоенные годы в республике начался этап бурного развития нефтяной, нефтехимической и других отраслей промышленности, а также связанный с ним период интенсивного развития новых городов. В результате чего, для обеспечения пожарной безопасности промышленности и населенных мест, с 1951 года в республике был сформирован один из самых мощных гарнизонов пожарной охраны.

31 марта 1969 года Советом Министров БАССР издано постановление № 174 "О состоянии и мерах по укреплению пожарной безопасности в республике", которым впервые в стране было утверждено "Типовое положение о пожарной охране колхозов".

В нстоящее время в республике имеется 148 ПЧ ГПС МЧС, из которых 121 ПЧ входят в состав 35 отрядов, 27 - самостоятельные. Общая численность ГПС составляет 7 тысяч человек. Кроме этого в гарнизон пожарной охраны входят свыше 2 тысяч ведомственных и добровольных пожарных формирований численностью более 6,7 тысяч человек. На вооруженнии имеются 1140 пожарных и специальных автомобилей, 2,2 тысячи единиц техники, приспособленной для целей пожаротушения.

Совместно с руководством республики, главами администраций городов и районов, руководителями промышленных предприятий УГПС ведет целенаправленную работу по реализации положений Федерального закона "О пожарной безопасности" и Кодекса Республики Башкортостан "О пожарной безопасности" и принятых в их развитие других нормативных актов.

Так, 9 ноября 1999 года Кабинетом Министров Республики Башкортостан за № 349 принято Постановление "О состоянии и развитии ведомственной пожарной охраны в сельской местности",

13 марта 2000 года за № 67 принято Постановление "Об утверждении Положения о добровольных пожарных дружинах",

3 ноября 2000 года за № 16/16-3049 принято Указание Правительственной комиссии по пожарной безопасности республики "О мерах по предупреждению гибели людей при пожарах",

22 декабря 2000 года за № 359 принято Постановление Кабинета Министров "Об утверждении положения о Правительственной комиссии РБ по пожарной безопасности, ее составах и перечня предприятий и организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана" и т.д.

Проект на тему:

«История создания пожарной службы»

В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.

В ХIV и ХV веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры.

В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.

С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы «Решетки», службу в которых несли «решеточные приказчики» и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.

В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой.

Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда «водоливными трубами».

Основным средством тушения пожара стала водоливная труба, снабженная наливным ящиком, который наполняли водой из бочек с помощью ведер и черпаков. Подача воды на пожар требовала больших затрат и физического труда.

В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров

В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.

Постоянные угрозы возникновения пожаров в Адмиралтействе и во флоте побудили Петра 1 сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд.

В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры.

Для борьбы с огнем полагалось иметь

5 больших и 10 малых крюков, 10 вил,

7 парусин, 50 щитов, на каждые 40 м указанных строений - 2 бочки с водой и

1 приставную лестницу.

В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения.

К концу XIX века во многих городах Европы паровой автомобиль занял заслуженное место в пожарных частях. Первые паровые автомобили не отличались по своему внешнему виду от конных экипажей, зато, кроме воды, могли перевозить шланги, лестницы. Диаметр задних колёс был больше передних, водитель, как и кучер, восседал на широких козлах.

Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года декретом об организации государственных мер борьбы с огнем, в соответствии с которым до 1999 г. ежегодный праздник «День пожарной охраны» отмечался 17 апреля.

В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника «День пожарной охраны» на 30 апреля.

C 1918 г. до 2002 г. пожарная охрана России функционировала в рамках органов внутренних дел (НКВД, МВД).

В 2002 г. пожарная охрана России передана в введение МЧС России.

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров. В России действует более десятка производителей пожарной техники.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.


  1. ПЕРВЫЕ ПОЖАРНЫЕ КОМАНДЫ

    История возникновения службы по борьбе с опустошительными пожарами начинается в Древней Руси. Наша страна всегда была богата лесами, поэтому дома люди строили из дерева. Даже небольшое возгорание в одном доме моментально перекидывалось на соседние постройки. Уничтожались целые города и деревни, так как мер по их тушению не предпринималось.

    Профессия борца с огнем в то время была очень тяжелой, изнурительной и травмоопасной. Сотрудники пожарной охраны трудились в одну смену по 15-16 часов в сутки. Кроме того, почти половина из них становилась инвалидами и более двадцати процентов – погибли.


  2. Председатель Императорского Российского Пожарного Общества ВК Мария Павловна и ВК Андрей Владимирович в кругу пожарных Васильевской пожарной части.
    1910 г.



    Председатель Императорского Российского Пожарного Общества ВК Мария Павловна и ВК Андрей Владимирович в Васильевской пожарной части.
    1910 г.

  3. Троицкая пожарная дружина Пермской губернии. Ноябрь 1913 год


    Суздальская пожарная служба

    Первый этап соревнований - подъём по штурмовой лестнице в окно четвёртого этажа учебной башни.

    В докладной записке "О результатах предварительного расследования причин катастрофы, происшедшей 19 декабря 1947 года в порту "Нагаево", подписанной и.о. начальника Дальстроя МВД СССР, генерал-майором Семеновым, сказано, что "из раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту, образовалось 13 очагов пожаров и семь очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом. Для тушения пожара был вызван весь гарнизон Магадана.

    Из-за того, что маневренности и движению пожарных машин сильно мешал лед, выброшенный при взрыве на территорию порта, пожар удалось потушить только к 16 часам 19 декабря. Во время операции погибли шестеро пожарных, сгорел один автомобиль. Данную информацию подтверждают и слова бывшего капитана порта "Нагаево" П.Л. Федорова. С его слов, после данного трагического происшествия построено новое пожарное депо, автопарк пополнен автомобилями ПМЗ-2 и ПМЗ-3, численность личного состава выросла до 83-х человек. Пожарные этой команды охраняли от огня и прилегавший к территории порта жилой поселок Бермыс, расположенный на сопке, куда на высоту 80 метров и прокладывались пожарные рукава, и принимали участие в тушении крупных пожаров в Магадане.

    Изучая историю крупных пожаров, произошедших на территории области, нельзя не вспомнить трагический случай, произошедший на пароходе "Джурма", который перевозил грузы для Колымы и заключенных из Владивостока в "Нагаево". Газета "Советская Колыма" писала 29 сентября 1939 года: "В конце августа на пароходе "Джурма" возник пожар. Экипаж судна под руководством капитана парохода товарища Захарова и помполита товарища Попова в весьма сложной обстановке проявила организованность, самообладание и дисциплинированность. Пожар был быстро ликвидирован. Пароход прибыл в "Нагаево" с минимальными потерями груза". В приказе от 23 сентября 1939 года по Дальстрою объявлена благодарность всему экипажу судна и рекомендовано "начальнику Управления морского транспорта лейтенанту госбезопасности товарищу Корсакову премировать членов судоэкипажа, наиболее отличившихся при тушении пожара и ликвидации его последствий".

    Приказом по Главному управлению строительства Дальнего Севера НКВД СССР в 1940 году, в связи с передачей пожарной охраны всех объектов в районе деятельности Дальстроя на Колыме в систему Севвостлага НКВД СССР, команды, караулы и посты ВПО на местах подчинены в административном и оперативном отношениях соответствующим начальникам лагерных подразделений Севвостлага НКВД СССР. Все подразделения ВПО Нагаево-Магаданского района перешли непосредственно в подчинение начальнику отдела ВПО УСВИТЛа НКВД.

    В годы Великой Отечественной войны функции органов государственной власти в области пожарной безопасности не изменились.

    Пожарная охрана живет и работает под всеобщим лозунгом страны "Все для фронта, все для победы!". Многие колымчане, в том числе и сотрудники пожарной охраны, с первых дней войны подавали заявления с просьбами об отправке на фронт. В личных делах отдельных сотрудников того времени нередко присутствует запись "Уволен по собственному желанию с выездом на фронт". Личный состав пожарной охраны принимал активное участие в проведении различного рода общественных работах, осуществлял сбор средств в фонд обороны.

    В условиях военного времени решение важнейших проблем было связано с усилением противопожарных мероприятий. 8 июля 1944 года состоялось специальное заседание городского комитета ВКП(б), посвященное данному вопросу. В докладе "О состоянии противопожарной охраны в Магадане и его окрестностях" говорилось, что "27 мая 1943 года на 10 км, вдоль линии железной дороги, в течение двух дней горела площадь в 170 га. В результате плохого применения искрогасителей на паровозах летом прошлого года возникли пять лесных пожаров и два – в 1944 году. Имелись случаи загорания от неосторожного обращения с огнем в лесу на сборке ягод, на сене и дровозаготовках. Например, пожар на дровозаготовках кожзавода по причине оставленного окурка папиросы рабочим дровозаготовок, 28 июля 1943 года – большой пожар на Магаданской лесной даче (Каменушка), где в течение восьми дней горела площадь в 360 га…".

    В общей сложности в течение лета 1943 года в окрестностях Магадана произошло 10 больших лесных пожаров и только в течение пяти месяцев 1944 года – 38 случаев возникновения пожаров в самом Магадане.

    В целях усиления профилактических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров, сохранности народнохозяйственных объектов была активизирована деятельность добровольных пожарных дружин, сотрудниками ВПО регулярно проводилась разъяснительная работа по усилению мер пожарной безопасности с использованием газет, радио и бесед с населением.

    Аналогичные меры активно принимались и в послевоенное время. Так, Директивные указания начальника Главного Управления НКВД по Дальстрою от 2 апреля 1949 года обязывали начальников районных инспекций военизированной пожарной охраны развернуть широкую массовую разъяснительную и агитационную работу среди населения в жилом секторе, а также на предприятиях и в учреждениях по предупреждению пожаров.
    Данным документом было предложено:

    "По всем фактам злостного преднамеренного невыполнения требований Военизированной пожарной охраны по Дальстрою вести тщательное расследование и виновных лиц привлекать к уголовной ответственности".

    Предшествующим этим мерам приказом по Дальстрою в марте этого же года было утверждено положение об общественных уполномоченных по пожарной безопасности в жилом секторе и цеховых противопожарных боевых расчетах, создаваемых для защиты от огня промышленных объектов. Так, в решении исполнительного комитета Среднеканского районного Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1949 года значится: "уполномоченными по пожарной охране в селах района утвердить Винокурова П.Т. (село Таскан), Вензель К.И. (село Эсчан), Винокурова И.В.(село Оротук), Сыромятникова А.В. (село Сеймчан), Шадрина Г.И. (село Балыгычан), Дьячкова С.М. (село Нелемное). Предложить уполномоченным по пожарной охране до 25 апреля 1949 года в каждом селе создать пожарные дружины".

    Так, согласно документам, хранящимся в архиве УМВД России по Магаданской области, Государственном архиве Магаданской области, монографиям ученых-исследователей истории Колымы, предоставленным библиотекой СВКНИИ ДВО РАН, происходило становление пожарного дела на Колыме во второй половине 30-х и в 40-е годы XX века.

    В 50-х годах прошлого века, а именно в январе 1956 года, было организовано управление военизированной охраны для обеспечения охраны объектов пожарными стрелками.
    В июле 1956 года пожарные команды Дальстроя переданы в управление внутренних дел Магаданской области.

    В 2001 году указом № 1309 Президента России государственная противопожарная служба с 1 января 2002 года перешла в подчинение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сегодня государственная противопожарная служба – это мощная организация в составе МЧС России.

    В августе 2004 года на основании 122 Федерального Закона полномочия федеральных и областных структур были разграничены. Тушение пожаров было возложено на субъекты.

    1 января 2005 года в Магаданской области образовано областное государственное казенное учреждение "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области".

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров , их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ .

Первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах.

Гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и пожарно-технических учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Пожарная охрана Документальный фильм

    ✪ Пожарная охрана.

Субтитры

Действия пожарной охраны по тушению пожаров

Действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении подразделения пожарной охраны на место постоянной дислокации и включают в себя:

  • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
  • выезд и следование к месту пожара (вызова);
  • разведку места пожара;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • развертывание сил и средств;
  • ликвидацию горения;
  • специальные работы;
  • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара, выполняются одновременно .

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
  • создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
  • использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
  • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
  • эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара .

Пожарная охрана по странам

Россия

История

В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2 .

В 1936 году утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре .

В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.

Орденами и медалями были награждены свыше 31 тыс. человек. Известно о 35 защитниках Отечества, до войны работавших в пожарной охране или ушедших на фронт из пожарной охраны, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. В первые послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники Московский, Горьковский, Варгашинский, Грабовский, Новоторжский автозаводы, Ливенский и Запорожский заводы по производству мотопомп. Было принято решение, положившее начало техническому перевооружению пожарной охраны страны.

Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства .

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу .

МВД РСФСР в 1991 образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы .

В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации .

21 декабря 1994 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).

Закон «О пожарной безопасности» установил обязательные отчисления в пользу территориальных подразделений противопожарной службы в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет местных бюджетов. Конституционный суд признал это положение не соответствующим Конституции и оно утратило силу с 1 января 2003 года. На 2002 год эти отчисления были одним из основных источников финансирования органов пожарной безопасности. При этом с 1996 по 2005 годы страховые организации были обязаны производить отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России .

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

В настоящее время

Пожарная охрана в России подразделяется на следующие виды (численность подразделений пожарной охраны в России по данным МЧС России на март 2010 ):

Специализированная пожарная часть № 17 Архангельска входит в состав Архангельской областной службы спасения .

Основными задачами пожарной охраны являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана России не привлекается .

Малайзия

Противопожарная служба страны («Fire Service Department Malaysia») является государственной и интегрирует в себе функции управления тушением и спасением и располагает профессиональными пожарными командами, подразделениями по профилактике пожаров и собственным учебным заведением. Напряженный ритм дорожного движения во многих городах этой азиатской страны с населением сильно затрудняет подъезд к месту пожара или другой ЧС. Этот фактор и послужил основанием для создания в 2005 году в противопожарной службе первых мотоподразделений.

Каждое мотоподразделение пожарной охраны состоит из трех мотоциклов модели «Honda СВ 1300» с четырехцилиндровыми четырехтактными серийными моторами водяного охлаждения мощностью в 116 лошадиных сил. Машины имеют пятиступенчатую коробку передач и конечную цепную передачу с нанесенным на их бортах обозначением «Спасение», «Насос» и «Снаряжение». Они снаряжены: комплектом электроприводного аварийноспасательного инструмента «Holmatro», в том числе ножницами и разжимами с усилием до 3 т; устройством импульсного пожаротушения «IFЕХ»; погружными насосами и оборудованием для водоподачи; комплектом пожарных рукавов. Своеобразное мотозвено состоит из трех человек .

Телефоны

Россия

Оперативный дежурный (круглосуточно) 01, 101 , 112 , 010.

Украина, Белоруссия

Оперативный дежурный (круглосуточно) 101; 112.

США

911, это единый номер для срочного вызова пожарных, полиции, скорой медицинской помощи или комбинации служб.

См. также

  • Государственная противопожарная служба Российской Федерации

Признательность

Примечания

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О пожарной безопасности (с изменениями на 27 декабря 2000 года) Статья 1. Основные понятия
  2. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны Глава 2.ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
  3. Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Статья 22. Тушение пожаров
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.