Формы сетевого взаимодействия для эффективной реализации фгос. Современные проблемы науки и образования

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан »

(ИРО РТ) г. Казань

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. В статье рассмотрены признаки сети в образовательном процессе, ключевые характеристики, особенности сетевого взаимодействия в образовании. Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия.

В настоящее время эффективная реализация основных образовательных программ общего образования предполагает сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, способствующее наращиванию их материально-технических, информационно-методических и кадровых ресурсов. Единые квалификационные требования к работникам образования направлены на повышение их трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, результативности труда, наиболее полное использование профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Киләчәк» в рамках задачи формирования единого электронного образовательного пространства предусматривает создание условий для развития сетевой активности учителей образовательных учреждений. Ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства является развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ являются основной технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. В этих условиях наиболее полно реализуется концепция сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников , учащихся и студентов.


В настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования рассматривается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия - уже известные формы работы. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т. п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способ стимулировать педагогическую инициативу. Участие в работе сетевых сообществ дает прекрасную возможность для руководителей образовательных учреждений, министерств, ведомств быть в курсе проблем, наболевших вопросов в педагогической среде и оперативно реагировать на них, срабатывать на опережение по законотворческим решениям.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х г. г. и связывают с именем и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования выделил характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес традиционному. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персоны - это авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а появляются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на особенностях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности , предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Идея сетевого взаимодействия, нашла свое развитие и в сфере дополнительного профессионального образования . Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов , отмечает их особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия. Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей. Сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие. Сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).


Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия. При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.

Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. Наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. Действует сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе ИКТ. Координатором этого проекта является Национальный фонд подготовки кадров. Информационную поддержку проекта осуществляет ГНИИ ИТТ «Информика» . Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 году в Российском государственном педагогическом университете им. создано Сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России».

Становление сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации отвечает «вызовам» информационного общества, определяющим тенденции развития системы образования. В процессе взаимодействия совершенствуется профессиональное мастерство, достижения отдельных преподавателей и образовательных учреждений становятся достоянием профессионального сообщества, повышается качество образования и, конечно, стимулируется педагогическая инициатива. Первый этап становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов начинается с момента создания ресурсного центра, инициирующего разработку различных программ повышения квалификации педагогов. По мнению специалистов в качестве ресурсных центров постдипломного образования способны выступить педагогические университеты с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, что позволит слушателям получать, обновлять и пополнять профессиональные знания, умения, обогащать и развивать профессиональный опыт. Это отражает как процессы адаптации специалиста к динамике изменений в профессиональной сфере, так и потребность в профессиональной самореализации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Иркутский филиал РАНХиГС

Сетевое взаимодействие

образовательных и иных организаций при реализации программы внеурочной деятельности обучающихся

Проект допущен к защите____________ «__»_________ 2013 год

Руководитель проекта - руководитель РРЦ РОС

Иркутск 2013

Введение ……………………………………………………………...……………..….3

Основная часть

1.Актуальность выбранной темы.……………………………………….……...7

2.Цели и задачи проекта....…………………………………………………....14

3.Анализ ситуации............................................................................................16

4.Проектное решение ………………………………………………………….17

5.Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов…………………24

6.Риски проекта и способы их снижения...………………….……………....28

7.Перспективы сетевого взаимодействия……………………….…………....28

Заключение …………………………………………..………………………...……..29

Список источников информации………………..……………………...…………...30

Приложения…………………………………………..……………..………………..32

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.


Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность , осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

Улучшить условия для развития ребенка ;

Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

Учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);

Дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

Организацию деятельности групп продленного дня;

Классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

Деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

Инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

В практике организации внеурочной деятельности в муниципальных территориях образования используются следующие виды организационных моделей:

- модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно на базе самого образовательного учреждения (внутришкольная);

- модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя);


- модель организации внеурочной деятельности на базе самого образовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная).

Классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»:

- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования);

- модель «школы полного дня»;

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

- инновационно - образовательная модель .

Рассмотрев все модели организации внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой и эффективной моделью организации внеурочной деятельности можно назвать модель дополнительного образования.

Считаем, что внеурочная деятельность не только тесно связана с дополнительным образованием, но и переплетается с ним тогда, когда дело касается условий для:

Построения образовательной среды как качественной характеристики внутренней жизни школы;

Создание условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другие виды деятельности .

Дополнительное образование может дать школе для реализации новых стандартов:

Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

Специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

Материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

Открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

Изучение и формирование социального заказа на образование;

Методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования;

Уникальные педагогические технологии развития творческих способностей обучающихся;

Образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования;

Возможности поддержки одарённых детей и других особых категорий детей («трудных», с ограниченными возможностями здоровья);

Возможности работать в социуме, социального творчества детей;

Организацию каникулярного времени детей;

Возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы , профилактики негативных явлений среды и др.

Таким образом, реализация ФГОС общего образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требует разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.


Именно сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Основная часть

1. Актуальность выбранной темы

Структурная перестройка системы образования невозможна без создания эффективного механизма реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Актуальность темы, исследуемой в данной работе, продиктована тем, что в связи с проводимыми в образовании реформами все больше и больше руководителей образовательных учреждений обращают внимание на персонал и материально-техническую базу своих учреждений, осознавая ограниченность кадров и ресурсов для эффективной реализации внеурочной деятельности.

Актуальность проблемы ресурсной недостаточности обусловливается и тем, что сегодня продолжается обновление содержания и технологий обучения, форм организационно-управленческого взаимодействия образовательных учреждений, и образовательное учреждение самостоятельно не в силах в полной мере реализовать внеурочную деятельность.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Отсюда определена необходимость организации эффективного взаимодействия инновационного образовательного сообщества, но не в административном режиме, а совсем другими средствами и совсем другими способами.

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Являясь противоположностью иерархической структуре организации совместной деятельности, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные взаимоотношения , основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений.

Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения.

Образовательная сеть – совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Пространственная организация системы общего образования, способы управления сетью общеобразовательных учреждений в значительной мере определяют доступность образовательных услуг и эффективность функционирования этой сферы.

Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия самых разных типов учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и др.) Это взаимодействие основано на равном положении разных учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей.

Анализ исследовательской литературы позволяет выделить следующие характеристики сетевого взаимодействия, отличающие его от других форм социального взаимодействия:

- объединяющая цель – в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети – конкурентного сотрудничества. Объединяющая цель основана, как правило, на заинтересованности участников в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети;

-множественность уровней взаимодействия – совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы;

- добровольность связей – сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам;

- независимость членов сети – представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат;

- взаимная совместная ответственность за деятельность и ее результаты. При этом могут проявляться два типа ответственности: а) перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и б) перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне;

- множественность лидеров – в организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т. п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей;

- формирование норм сетевого взаимодействия «снизу» посредством процессам самоорганизации и саморегулирования, а также то, что это не объединение инициатив, а объединение усилий по достижению определенной цели и решению определенной проблемы.

широкая специализация участников . Они параллельно или попеременно занимаются несколькими (или даже всеми) направлениями и специальностями, которым посвящена деятельность сетевой организации. Этих направлений может быть несколько, так как сетевая организация решает междисциплинарные задачи.

Три аспекта сетевого взаимодействия:

1. Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов.

2. Совместная образовательная программа, в том числе программа внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов.

3. Сетевое взаимодействие для обучающегося: разработка его индивидуального образовательного маршрута доступна ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и иных организаций – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность организаций, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений и иных организаций.

Можно выделить ряд условий, при которых возможна реализация сетевого взаимодействия:

каждый участник такого сетевого взаимодействия должен обладать определенным накопленным капиталом (социальным, человеческим, материальным, информационным и т. д.) и предоставить беспрепятственный доступ к нему другим участникам. При этом объемы ресурсов могут быть различными у каждого участника.

сетевые партнеры должны обеспечить возможность быстрого установления многосторонних связей между всеми участникам в рамках общей совместной деятельности. Это подразумевает и технические возможности, и характер взаимодействия (сетевое взаимодействия всегда открыто и не предполагает иерархических связей), и заинтересованность всех участников в установлении подобного партнерства, доверительная среда взаимодействия, сетевая культура (общие ценности, признаваемые всеми цели и средства реализации деятельности и т. д.);

необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач.

Основу сети, как конструкции, составляют:

1. Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности , предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

2. Распределённость работ по участникам сети – перечень задач, за которые ответственны звенья сети;

3. Узлы сети – структуры, от которых осуществляется дальнейшее разветвление сети, либо участники – непосредственные исполнители деятельности;

4. Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Применительно к образовательной деятельности рассматривает сетевое взаимодействие в трех аспектах:

1. Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов, объединенных единым координационным центром или обменом ресурсов.

2. В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов. При этом все возможные отношения между участниками будут опосредованы программой.

3. Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей. При этом разработка данного образовательного маршрута может осуществляться как в структуре-координаторе, так и в рамках любого другого элемента.

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений внеурочная деятельность обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения. Оно может строиться в двух основных вариантах:

1 - «ресурсный центр»

2 - «паритетная кооперация».

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ресурсного центра, обладающего достаточным содержательным, кадровым и технико-технологическим потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть внеурочной деятельности, которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную внеурочную деятельность берет на себя ресурсный центр.

Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего, начального профессионального образования, детских и юношеских спортивных школ и привлечении иных организации для взаимодействия в сети. В этом случае, учащимся предоставляется право выбора способов внеурочной деятельности не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных и иных структурах. На рисунке представлена схема взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций по модели «паритетная кооперация».

Помимо двух описанных выше моделей организации сетевого взаимодействия, возможна и комплексная модель, сочетающая в себе подходы построения сети по принципу «паритетной кооперации» и по принципу «ресурсного центра». В случае применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий реализация данной модели целесообразна в условиях выполнения функций ресурсного центра учреждением дистанционного образования, при этом оно должно являться одним из звеньев в сети паритетной кооперации.

Комплексная модель построения образовательных сетей обладает не только основными системообразующими признаками моделей «Ресурсный центр» и «Паритетная кооперация», но и интегрирует в себе все преимуществами этих моделей.

Ответственность за организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений ложится на его Координационный центр.

Формирование образовательных сетей осуществляется в два этапа:

1. Первый этап - внутришкольный, который осуществляет администрация образовательного учреждения.

2. Второй этап – межшкольный и межорганизационный, осуществляемый Координационным центром по формированию данной сети.

Сетевое взаимодействие осуществляется посредством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий.

Сетевые проекты – одна из распространенных форм деятельности сети. Под конкретные задачи и проблемы возникает соорганизация держателей разнотипных ресурсов и планомерная совместная деятельность с распределением труда для достижения конкретных результатов.

Сетевая программа - содержательное и организационное обеспечение реализации индивидуального (группового) образовательного маршрута в соответствии с образовательным заказом.

Сетевые образовательные события - концентрированная образовательная форма, представленная в практике Школами, Академиями, Ассамблеями, конференциями, фестивалями и т. д. Такие мероприятия проводятся усилиями ряда организаций и позволяют адекватно соединять целый комплекс задач.

При сетевом взаимодействии с одной стороны сохраняется независимость участников и для каждого из них сохраняются стимулы к развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ.

Проектное решение, предлагаемое нами, следует рассматривать, прежде всего, как организацию сети, включающей не только общеобразовательные учреждения, но и организации разного ведомственного подчинения.

Речь идёт об установлении связей между организациями для реализации внеурочной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС.

Опыт организации внеурочной деятельности школьников в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования

1слайд

В федеральном государственном образовательном стандарте – документе, регламентирующем российское образование, чётко обозначены основные приоритеты, достижение которых обеспечивает формирование активного, профессионально, социально и нравственно-ориентированного члена общества. Переход к развивающему обучению призван обеспечить способность человека соответствовать качественно меняющемуся сегодня на завтра. Ценность знаний рассматривается в контексте приобретения универсальных учебных умений, накопления значимого опыта учебной деятельности, развития способности обучающихся привносить качественные изменения в своё личное развитие.

В связи с этим одним из ключевых организационных вопросов становится создание условий и соответствующей образовательной среды, которая определяется конкретными задачами и проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются. Одним из важнейших принципов создания эффективной образовательной среды является принцип целостного изучения, который обеспечивает изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по вопросам, имеющим отношение к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности.

2 слайд

Большая роль здесь отводится организации различных видов внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие образовательных учреждений общего и дополнительного образования . Объединение ресурсов этих учреждений создаёт образовательную систему с уникальными возможностями в решении вопросов воспитания, в формировании универсальных компетенций, метапредметных знаний и в достижении личностных результатов обучающихся.

Это процесс получения детьми образования, максимально сообразного их запросам и возможностям. Свобода выбора, опора на личные интересы и мотивы обучающихся является не только условием, но и важным фактором результативности внеурочной деятельности.

3 и 4 слайды

5 слайд

За 15 лет сотрудничества у нашего ОУ и центра ЛИК сложились устойчивые партнёрские связи, традиции и способы взаимодействия. Из своего опыта работы, как классного руководителя, могу сказать, что ребята, с которыми мы начали сотрудничество с центром ЛИК, сегодня готовятся к выпускным экзаменам. Значит, уже 11 лет продолжаются наши партнёрские связи.

6 слайд

Стоит отметить, что взаимодействие между нашими учреждениями качественно изменяется год от года. Вначале – это был отклик на проведение совместных праздников, спортивных мероприятий, социальных проектов в рамках группы продлённого дня. Сегодня мы говорим о социальном партнёрстве в рамках внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

7 слайд

Накоплен огромный опыт не только образовательной деятельности, но и организации разнообразных мероприятий для школьников. Фестивали, конкурсы, концерты, КВН, общественные акции, культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники и гулянья – это далеко не весь спектр организуемых форм внеурочной деятельности. Существенным является и то, что с каждым годом взаимодействие между нашими образовательными учреждениями становится всё более системным.

8 слайд

Технология партнёрского взаимодействия центра эстетического воспитания «ЛИК» и общеобразовательного учреждения включает несколько этапов:

    Создание нормативно – правовой основы.

Это заключение «Договора о сотрудничестве» центра ЛИК и ОУ. Перспективы деятельности учитываются в программах развития учреждений. Реализация работы осуществляется на основе совместного планирования на следующий учебный год в апреле – мае. Мероприятия отражаются со стороны ОУ – в плане воспитательной работы, планах классных руководителей. Выбор направлений внеурочной деятельности согласовывается с родителями обучающихся через заявления на родительском собрании в конце учебного года и вначале учебного года с родителями первоклассников. Со стороны учреждения дополнительного образования – в плане отдела организационно-массовой работы. Совместная деятельность отвечает образовательным требованиям всех сторон социального партнёрства.

    Согласование приоритетных задач.

Это постановка конкретных задач, стоящих перед образовательным учреждением, прежде всего в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, углублённого изучения окружающего мира, проблем социального и личностного становления обучающихся. Цели внеурочной деятельности согласовываются с целями ОУ.

    Согласование содержания.

Это создание таких форм внеурочной деятельности, которые не являются формальными внеклассными мероприятиями. Мероприятия организуются как события, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие с объектами культуры, искусства, истории, взаимодействие с обучающимися других классов и школ. Это позволяет детям приобретать не только жизненные знания, но и опыт общения. Таких проектов реализовано несколько. Опыт их реализации был представлен в прошлом учебном году на городском семинаре «Сетевое взаимодействие в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Подробнее об этих проектах расскажет представитель центра ЛИК.

    Оценка ресурсов ОУ и центра ЛИК

Ресурсы являются важным аспектом эффективной работы. Безусловно, центр «ЛИК» обладает большими возможностями в организации образовательной, культурно-познавательной и досуговой деятельности детей и подростков. Профессиональные кадры (педагоги, организаторы, методисты); оборудованные помещения; организационные, информационные и материально-технические ресурсы (в том числе коллекция костюмов, атрибуты и т.п.) – всё это позволяет проводить работу на качественно высоком уровне.

9 слайд

Все начальные классы нашей школы охвачены данным видом внеурочной деятельности. Занимаются внеурочной деятельностью 286 учеников начальной школы. Первоклассники посещают центр «ЛИК» два раза в неделю, остальные классы – один раз. Каждая учебная группа делится на подгруппы, с которыми работают педагоги центра «ЛИК» по своим направлениям. Малая наполняемость подгрупп – 10-13 человек, позволяет охватить вниманием каждого ребёнка. Затем подгруппы меняются, соответственно каждый ребёнок посещает за один приход в центр эстетического воспитания два занятия внеурочной деятельности. Также проводятся и совместные мероприятия: спортивные праздники, конкурсы, выступления театральной студии и т. д., когда ребят могут объединять по классам или параллелям, а то и всю начальную школу. Хочется сказать об особом эмоциональном микроклимате, праздничной атмосфере, о том с каким теплом и радушием встречают нас в центре «ЛИК». Ребята с удовольствием идут на занятия, зная, что их ждут. Педагоги центра творчески подходят даже к встрече, используя сюрпризные, театрализованные, игровые моменты. Думаю, что ни у одного ребёнка не возникает ощущения, что ему здесь не рады. Дети готовы творить, созидать и общаться.

10 слайд

Условия взаимодействия образовательных учреждений зависят от вида и направления внеурочной деятельности.

В текущем учебном году – это следующие направления внеурочной деятельности:

11 слайд

У 1 классов (96 человек): «Тропинки жизни», «Волшебные ручки»,

12 слайд

фитнес, «С чего начинается Родина», « Сувенирная мастерская»;

13 слайд

У 2 классов (62 человека): «Легоконструирование» и «Игротека»;

14 слайд

У 3и 4 классов (128 человек): «Легоконструирование» и «Сценические игры».

15 слайд

Мониторинг результативности проводимой работы является не только аспектом взаимодействия, но прежде всего компонентом качества. Чётко определить воспитательный результат конкретного мероприятия достаточно сложно, но показательным является степень эмоционального включения, сопричастности школьников происходящему событию. Отчётность работы кружков, студий представлена в виде различных выставок, сценических постановок и даже целых спектаклей, на которые обязательно приглашаются зрители: дети, родители, учителя.

Используемые методы и формы мониторинга – наблюдение, мини-опрос, книга отзывов, организация рефлексии, анализ проявления детской инициативы позволяют формировать представление о степени воспитательного воздействия и эффективности совместно организуемой внеурочной деятельности.

16 слайд

В заключение хочется сказать, что слаженная работа администрации, классных руководителей, методистов, педагогов-организаторов даёт возможность детям проявлять свои способности, пробовать свои силы в самых разных областях. Социальное партнёрство учреждений общего и дополнительного образования создаёт условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.

  • Конакова Екатерина Андреевна , бакалавр, учитель
  • Прямобалкинская основная школа, Дубовский район, Волгоградская область
  • СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • МЕХАНИЗМ

В статье впервые выявляется уровень сформированности сетевого взаимодействия ОУ, выявляются причины низкой степени их развитости; вводится понятие механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ, предлагается их классификация.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Значение курсового проектирования по механике при изучении дисциплины
  • Значение курсового проектирования при изучении дисциплины «Материаловедение и технология материалов»

Смена образовательной парадигмы поспособствовало развитию новейшей модели образования, главными принципами которой стали утверждения о том, что образование обязано быть фактором развития человеческого капитала ; инвестиционной сферой, оказывающей существенное воздействие на социально-экономическое формирование государства; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильности и социально-культурной единства государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики.

Особую роль в развитии целостной картины мира ученика обретает в старшем школьном возрасте. Перед старшеклассником возникает вопрос ответственного выбора будущей специальности, решение которой потребует умений самостоятельного получения данных из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, старания общеобразовательных школ в настоящий период мало результативны для создания условий для развития у школьников конкретных жизненных ориентиров на базе приобретенных знаний метапредметного характера, формирования социокультурного навыка молодого человека.

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Под системой непрерывного профессионального образования подразумевается совокупность образовательных программ и учреждений, направленных на удовлетворение познавательных потребностей личности и формирование условий для реальной профессиональной, творческой самореализации в регулярно изменяющихся обстоятельствах.

К перечню признаков непрерывного образования, существенных для анализа и проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:

  • охват образованием всей жизни человека;
  • связь общего и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.

Модели сетевого взаимодействия:

Горизонтальная - между образовательными учреждениями одного уровня;
Вертикальная - школа - колледж - ВУЗ;
Смешанная - реализация совместных программ учреждениями разного уровня;
Совместные сервисы, библиотеки, центры коллективного доступа, информационные порталы, единая база данных;
Поддерживающая инфраструктура - базовые кафедры, ресурсные центры, технопарки, инкубатора.

Региональный образовательный округ - это автономная система образовательных учреждений разного уровня, функционирующих на территории, объединяющих ряд географически близко расположенных муниципальных районов.

Министерство образования и науки РФ - Министерство образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;

Структура регионального образовательного округа:

  • Базовый центр ВГСПУ;
  • Ресурсный центр на базе педагогического колледжа;
  • Образовательные учреждения всех уровней;
  • Управление образования районов.

Согласно анализам экспертов (А. И. Адамский , И. М. Реморенко, В. В. Третьяков и др.) созданными основными органами правительства стратегии модернизации образовательных систем были приемлемы для 30 % всех образовательных учреждений РФ, расположенных в большей степени в основных, с высокой плотностью населения, с хорошо сформированной инфраструктурой регионах. Приблизительно 70 % сельских муниципальных систем России требуют вариативных моделей комплексных изменений.

Исследование трудов Л.В.Байбородовой , В.Г.Бочаровой , М. В. Груздева , М.П.Гурьяновой , А. М. Цирульникова и др. дали возможность раскрыть характерные черты сельских местных образовательных сетей, которые обусловлены социально-демографической особенностью (небольшой заселенностью, большими расстояниями среди поселениями, низкой развитостью социальной инфраструктуры) и объединены с малой концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, невысоким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим условиям формирующейся инновационной экономике уровнем их свойства и эффективности. Данное никак не позволило в абсолютном размере найти решение комплекс задач, связанных с оптимизацией значительных расходов на
обучение детей в сельских школах посредством внедрения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования; исследование определеных нынешним условиям основных и дополнительных образовательных программ, новейших форм и
механизмов их осуществлении; развитие педагогических моделей и условий формирования отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ), которые в целом по Волгоградской области составляли от 30 до 80 % всех сельских школ (в зависимости от региона).

В рамках концепции сетевого взаимодействия ОУ представлены механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему.

Сетевые механизмы управления осуществляют следующие функции:

в рамках организационно-педагогической функции - рассматривают проблемы управления, формируют требования с целью целеполагания развития образовательной сети;
хозяйственной (управленческой) - сформировывают основные требования функционирования сети, реализующиеся через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение трудностей стимулирования;
кадровой - решают профессиональные проблемы, составляют структуру управляющих и экспертов, сетевые органы управления;
технологической - гарантируют реализацию образовательного процесса;
организационной - обеспечивают реальную регламентирующую систему действий обучения и воспитания;
стимулирующей - устанавливают разработку и применение функционирующих стимулов, способных обеспечить активность участников сети;
инновационной - улучшают все без исключения компоненты образовательной сети, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.

Механизмы создания образовательного пространства:

  • Первый механизм - организация взаимодействия учреждений образования с организациями культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ;
  • Второй механизм - создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий;
  • Третий механизм - построение образовательного пространства как совокупности образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся;
  • Нельзя забывать, что образовательное пространство развития ребенка - это пространство детства .

Классификация механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ позволяет выявить три, фактически параллельно, используемых взаимообусловленных механизма:

1. Механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального) имеется комплекс принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, нацеленных на формирование и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг.

Создание линий формирования образовательных сетей сельских муниципальных образовательных систем может происходить согласно следующей блок-схеме в виде взаимосвязанных этапов: переход в инновационный режим развития ОУ в рамках развития современных педагогических моделей учреждения и обнаружение (стихийное или осознанное) потребности сетевого взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса - постановка задачи создания педагогических ассоциаций разного вида - разработка модели образовательных сетей - организационное, экономическое и законное формирование образовательных сетей - развитие и поддержка системы мотивации участников сетевого взаимодействия - диагностика результативности работы образовательных сетей.

2. Механизм создания систем управления сетевым взаимодействием как метод общественной коммуникации для организационного оформления административных структур сети учреждений и организаций, возможно показать в виде последующего метода: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностирование степени готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; установление трудностей, стоящих перед сетями и установка проблемы разработки модели управления; моделирование органов управления сети; формирование управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; установление перечня возможностей школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и результативности работы сетевого взаимодействия.

3. Механизм коммуникации школ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) есть способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг. Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг.

Таким образом, в нашем случае коммуникация школ в рамках традиционной коммуникации является сопровождающей, одним из механизмов формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Можно констатировать, что механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ есть целостная совокупность принципов, методов, способов и процедур
личностных и социальных коммуникаций, позволяющих эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время можно выделить следующие механизмы: формирования сети образовательных учреждений, коммуникации школ, создания систем управления сетевым взаимодействием.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] : [В сети Федер. эксперим. площадок] / А. И. Адамский // Упр. шк. : Еженед. прилл. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 4 (00.01). – С. 23–24.
  2. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: (опыт пед. менеджмента) [Текст] / П. И. Третьяков; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования; Науч.-метод. центр; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. – М. : Педагогический поиск, Б. г. (1994). – 200, с. : илл.
  3. Байбородова, Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байбородова Людмила Васильевна. – Ярославль, 1994. – 431 с.
  4. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. – М. : Моск. пед. ун-т, 1991.
  5. Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  6. Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села [Текст] : метод. рекомендации / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов; Рос. акад. образования, Ин-т пед. соц. работы, Комплекс. прогр. «Систем. модернизация образования как фактор соц. развития села». – 2-е изд., доп. – М. : ИПСР РАО, 2003. – 191 с.
  7. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации [Текст] / А. М. Цирульников. // Вопросы образования: ежекв. науч.-образоват. журн. ; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М. : ГУ-ВШЭ, 2004 – С. 40–65.

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципалитета»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11» г. Бологое Тверской области Емельянова Надежда Анатольевна

Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование». Идея направлена на повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями района.

Несколько лет назад в Муниципальном Образовании «Бологовский район» была принята программа развития, одним из направлений этой Программы является совершенствование методической работы за счёт создания при базовых школах методических центров для улучшения качества образовательного процесса.

Таким образом, была пересмотрена структура методической работы, и она стала выглядеть так: базовые инновационные школы города объединили вокруг себя районные школы, образуя методические округа.

Понятие инновационная школа можно объяснить как школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Представление о задачах инновационных школ в системе муниципального образования отражает основные концепции, выдвигаемые сегодня обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала. В этой связи главными критериями инновационной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

Значение появления подобных объединений для социально-педагогического окружения определяется прежде всего тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений, что расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути .

Наша школа на момент создания методических округов обладала хорошей материально-технической базой, спортивная база была укреплена за счет программы, которая позволила выиграть Президентский грант: это хорошо оснащенные спортивный, гимнастический и тренажерный залы. В школе есть информационный центр, имеющий самое современное оборудование, профильные кабинеты, также оснащенные современным оборудованием.

Работа методических округов строилась в соответствии с планом и была направлена на реализацию основных целей, сформулированных в программе развития образования МО «Бологовский район». Это прежде всего:

Объединение усилий педагогических коллективов и общественности для воспитания свободной конкурентоспособной личности, готовой к самореализации, способной противостоять глобальным проблемам человечества.

Понимая, что опыт, в том числе и инновационный, нельзя просто передать и что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед инновационным образовательным сообществом сегодня встаёт задача обустройства этих пространств. Наиболее эффективным способом этого обустройства становится организация сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие ОУ- это как раз тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы сельских школ и преодолеть «крепостное право школы» на ученика, родителя и педагога.

Поэтому приоритетными становятся следующие задачи:

1) реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учетом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории;

2) создание для учащихся старшей ступени возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный оборудованием и высококвалифицированными кадрами;

3) построение механизмов управления, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства за счет развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий обучения;

4) повышение доли школьников, обучающихся в школах, которые отвечают современным требованиям;

5) обеспечение общественного участия в принятии решений по развитию сети.

В нашем округе мы определили следующие направления взаимодействия:

1) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ;

2) деятельность, направленная на обеспечение профильного обучения;

3) работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;

4) инновационная и исследовательская деятельность;

7) деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

В Березайский методический округ вошли МБОУ «СОШ №11» Березайская МБОУ «СОШ №15», Лыкошинская школа-интернат, Бушевецкая начальная школа-сад, Корыхновская начальная школа-сад.

Уникальность каждой школы в сети сохраняется за счет того, что каждая школа предлагает свои способы реализации по всем направлениям, при этом находясь в пространстве общих целей и задач совместной деятельности.

Школа №11 г.Бологое- базовая школа, имеет информационный центр, спортивную базу.

Школа №15 п.Березайка - ведет туристско-краеведческую работу, является центром культурной жизни своего посёлка.

Лыкошинская школа-интернат- также занимается краеведческой работой. Сформирована система семейного воспитания и коллективного творчества учителей и учеников.

Бушевецкая школа-сад имеет опыт школы-сада, ведет активную работу с родителями, с социумом.

Корыхновская школа-сад – проводит работу с одарёнными детьми начальной школы. Является центром общественной жизни посёлка

Для реализации поставленных целей и задач проводились различные мероприятия для учителей и уч-ся, каждое из которых тщательно готовилось и было нацелено на создание ситуации успеха, многие мероприятия стали частью традиции, сформированной за годы совместной работы.

Для развития интеллектуальных способностей учащихся и познавательного интереса проводятся турниры эрудитов для уч-ся 5-7кл.

Отрадно отметить, что победителями и призёрами являются учащиеся не только МБОУ «СОШ №11», но и Лыкошинской школы-интерната и МБОУ «СОШ №15» (пос. Березайка)

Все призёры награждаются Почётными грамотами, а участники – дипломами.

Большое место в работе занимает совершенствование исследовательской деятельности учащихся. Проходят совместные заседания научных обществ, где, несмотря на серьёзное название, обстановка всегда довольно непринуждённая и ребята в свободном общении открывают для себя много нового и интересного. Кроме того обучающиеся школ нашего округа каждый год активно участвуют в научно-практической конференции «Шаги молодых в науку»

Стало хорошей традицией проводить научно- практическую конференцию и для учащихся начальной школы, которая по их предложению, получила название «Родник». Эта конференция помогает младшим школьникам приобрести уверенность в себе, способствует развитию интереса к исследовательской деятельности.

Важное место в межшкольных связях занимала и занимает подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА. С этой целью проводятся независимые мониторинги знаний уч-ся 11 и 9 классов по русскому языку, математике, обществознанию, физике и другим предметам. Учителя школ обменивались заданиями и результатами выполнения по электронной почте. Такой вид подготовки к экзаменам, по мнению учителей и уч-ся, очень полезен, т.к., кроме контроля знаний, он ещё способствовал укреплению психофизического состояния обучающихся. Кроме этого проводятся пробные экзамены для обучающихся школ округа, что помогает детям из сельских школ лучше адаптироваться к условиям проведения экзамена, к новой обстановке. В каникулярное время школьники посещают совместные консультации по подготовке к ЕГЭ, которые проводят лучшие специалисты школ округа.

Большая роль в работе методического округа была отведена обмену опытом среди педагогов школ округа по подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, были проведены видеоконференции на темы «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где учителя представили свой опыт работы по подготовке к экзаменам по русскому языку и математике.

Учитывая, что в нашем округе две начальные школы, проводятся мониторинги по предметам для младших школьников, в том числе и в качестве организации промежуточного и итогового контроля.

Наиболее активно межшкольное взаимодействие осуществляется в работе творческой группы «Информационные средства обучения».

Сотрудники информационного центра «СОШ №11» проводили консультации для учителей и уч-ся по освоению новых компьютерных программ, созданию новых электронных каталогов и журналов, проводят интересные викторины.

Вопросы взаимодействия школ округа рассматриваются и на семинарах руководителей образовательных учреждений, например, в нашей школе проходил семинар по теме «Опыт взаимодействия школьных образовательных округов с городской инновационной школой», в котором приняли участие педагоги, учащиеся и руководители всех школ, входящих в Методический округ.

В рамках этого семинара были проведены мастер- классы:

1.«Обучение работе в программе « My Test » Матюнина С.В. учитель истории, высшая категория, финалист конкурса «Лучшие учителя России» Совместно с детьми из п.Березайка

2. Круглый стол. «Организация работы школьного пресс-центра» с участием детей из п.Бере зайка, ст.Лыкошино

3. Использование интерактивной доски на уроке биологии в 6 кл. Карпова Татьяна Петровна , учитель биологии МОУ «СОШ №15»с детьми из 11 школы

Вспоминая слова Президента о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития»,мы используем возможности взаимодействия при организации внеурочной деятельности..

1.Проводим совместную подготовку к турслёту детей 11 школы и 15 школы п.Березайка под руководством учителей школ.

2. Совместные турпоходы краеведческой направленности учащихся МБОУ «СОШ №11» и Лыкошинской школы-интерната

3. Проводим спортивные соревнования для обучающихся школ, в том числе «Весёлые старты» для уч-ся 1кл. МБОУ «СОШ №11» и воспитанников Бушевецкой школы-сада

4. Обмениваемся опытом по организации работы школьного музея, посещаем музеи школ округа, делимся информацией.

5. Проводим совместные вечера, литературные гостиные, конкурсы. Так в октябре 2012 года совместно с учащимися МБОУ «СОШ № 15» был проведен «Осенний бал» с интересными конкурсными мероприятиями и дискотекой. Также 29 ноября 2012 года была проведена видеоигра между учащимися МБОУ «СОШ № 15» и МБОУ «СОШ №11» на историческую тему.

Со времени создания методических округов прошло уже несколько лет, конечно, в связи с происходящими изменениями, не может не меняться и работа наших округов.

    Во-первых, школы района сейчас оснащены достаточно хорошо, что дает им возможность проводить многие мероприятия без технической поддержки базовой школы.

    Во-вторых, повысился уровень ИКТ- компетентности педагогов как базовой, так и сельских школ округа.

    В-третьих, активное использование интернет-ресурсов открывает перед школами огромные возможности для раскрытия потенциала детей и педагогов.

Казалось бы, что таким образом отпадет необходимость в такой структуре, как методический округ, но мы решили, что, наоборот, это поможет нам открыть новые способы взаимодействия и даже поможет решить некоторые трудности, тем более, что Закон об образовании в статье 15 только закрепляет значимость такого объединения, как сетевое взаимодействие

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность ……

Главная трудность для наших школ –это плохая транспортная доступность и большие расстояния, которые разделяют нас.

Вот мы и решили использовать для реализации наших планов режим видеосвязи.

За последний год были проведены видеоконференции на темы:

« Активные методы обучения»

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся»

«Реализация современных педагогических технологий при переходе на ФГОС»

«Аттестация 2012-2013 гг.»,

Кроме того, для учителей округа были проведены семинары-практикумы:

«Требования к современному уроку в связи с введением ФГОС»

«Требования к рабочим программам в связи с введением ФГОС».

работы.

Отмечая в целом роль межшкольного взаимодействия как позитивную, следует отметить и некоторые недостатки в работе, главным из которых мы считаем плохую видеосвязь между школами, объясняемую низкой скоростью интернета в МБОУ «СОШ №15» п. Березайка.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Сетевой принцип организации работы школ способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что как следствие приводит к росту качества обучения и обеспечивает доступность качественного образования сельским школьникам.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.