Энергосбережение при отоплении жилого дома. План мероприятий по реализации проекта

Более 80% жилого фонда России построено по устаревшим строительным нормам и не отвечают современным требованиям к энергоэффективности. Так, стандартная многоэтажка, построенная до 1999 года, потребляет тепловой энергии на 70% больше, чем аналогичное здание, законченное строительством после 2000 года, а с учётом срока эксплуатации, давно нуждается в проведении капитального ремонта.

Объединив обе задачи – капремонт и повышение энергоэффективности МКД, – управляющая организация сможет не только восстановить проектные характеристики дома, но также привести их в соответствие с современными стандартами рационального потребления коммунальных ресурсов. Это позволит не только повысить качество жизни собственников квартир, но и увеличить рыночную стоимость жилых и коммерческих помещений в МКД.

Повышение энергоэффективности жилых домов – один самых задаваемых вопросов при обсуждении капремонта собственниками жилья. Люди хотят не просто ремонтировать свои дома: им важно качественно повысить их уровень, чтобы экономить на коммунальных платежах.

Почему необходимо повышать энергоэффективность МКД

Повышение энергоэффективности МКД в ходе капремонта – это не бизнес-проект управляющей организации: мероприятия предписаны Федеральным законом «Об энергосбережении…» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ. Части 6-10 Статьи 11 Закона запрещают ввод МКД в эксплуатацию, если он не соответствует требованиям энергетической эффективности или не оснащён приборами учёта потребляемых энергоресурсов.

Мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности в МКД, предписанные действующим законодательством, направлены на сохранение или повышение уровня комфорта собственников квартир и встроенных нежилых помещений. Выгоду от снижения энергопотребления получают конечные потребители коммунальных ресурсов. Именно они в первую очередь заинтересованы в сокращении расходов на оплату услуг ЖКХ, которые в обозримом будущем будут начисляться с учетом класса энергоэффективности МКД.

Реализация энергосберегающих мероприятий в ходе капитального ремонта потенциально повышает стоимость жилых и коммерческих помещений на вторичном рынке недвижимости.

Класс энергоэффективности МКД

Порядок присвоения и подтверждения класса энергоэффективности МКД определён Приказом Минстроя России от 06 августа 2016 года № 399/пр. Он рассчитывается на основании величины отклонения фактических или расчётных показателей удельного годового расхода энергоресурсов от базовой величины и маркируется латинскими буквами от A++ до G. При этом, фактические показатели выявляются на основании показателей коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов.

Класс энергетической эффективности МКД, вводимого в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта устанавливает Госстройнадзор на основании паспорта энергоэффективности МКД, составленного по результатам энергетического обследования.

Энергоэффективность МКД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу требований Федерального закона «Об энергосбережении…», определяется Госжилнадзором. Основанием для принятия решения служит декларация энергоэффективности МКД, которая подаётся собственниками жилых и коммерческих помещений, или лицом, которое осуществляет оперативное управление домом.

В каждом доме будут размещаться данные о фактическом и нормативном потреблении энергоресурсов. Руководствуясь этой информацией, жильцы смогут изменить класс энергетической эффективности дома и даже снизить расходы на содержание общедомового имущества. При проведении капремонта класс энергоэффективности заслуживает отдельного внимания. Если он ниже, чем B, в капремонт необходимо включить мероприятия по повышению энергоэффективности.

Андрей Чибис, Замминистр строительства и ЖКХ России

Мероприятия по повышению энергоэффективности многоквартирного дома

Анализ данных о проведении энергетических обследований МКД позволил чиновникам Минстроя выявить перечень наиболее действенных энергосберегающих мероприятий и рекомендовать их к внедрению при проведении капитального ремонта (Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 15.02.2017 № 98/пр).

Документ поможет собственникам жилья правильно выбрать те или иные мероприятия и оценить их эффективность. Мы включили в Приказ список самых результативных работ. Многоквартирные дома, включенные в краткосрочные программы, уже в 2017 году воспользуются «энергоэффективным меню» – наиболее действенными мероприятиями с указанием прогноза в экономии.

Елена Солнцева, Директор Департамента ЖКХ Минстроя РФ

Предлагаемый к внедрению перечень содержит мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности как общедомового имущества, так и отдельных помещений, расположенных в МКД, которыми владеют физические или юридические лица на праве частной собственности. Источниками финансирования этих мероприятий могут быть:

  • плата за содержание жилого или нежилого встроенного помещения;
  • плата по гражданско-правовому договору.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода тепла в МКД

Тепловая энергия является самым финансово затратным энергетическим ресурсом. Поэтому мероприятия по сбережению тепла являются приоритетными при проведении капитального ремонта. Они направлены на рациональное использование тепловой энергии, снижение утечек тепла, увеличение срока службы систем теплоснабжения, горячего водоснабжения (ГВС), а также конструктивных элементов МКД. К ним относятся:

Первоочередные мероприятия

  1. Заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды.
  2. Обеспечение автоматического закрывания входных дверей в помещения общего пользования.
  3. Установка дверей и заслонок в проемах подвальных и чердачных помещений.
  4. Заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах.
  5. Установка линейных балансировочных вентилей.
  6. Балансировка системы отопления с помощью запорных вентилей и воздуховыпускных клапанов.
  7. Промывка трубопроводов и стояков систем отопления и ГВС.
  8. Установка общедомовых приборов учёта тепловой энергии и горячей воды, внесенных в государственный реестр средств измерений.

Дополнительные мероприятия

  1. Заделка межпанельных и компенсационных швов герметиком, теплоизоляционными прокладками, мастикой.
  2. Остекление балконов и лоджий с применением современных пластиковых и алюминиевых конструкций и стеклопакетов с повышенным термическим сопротивлением.
  3. Повышение теплозащиты наружных стен, пола и стен подвала, чердака, крыши, оконных и балконных блоков до действующих нормативов с применением тепло-, водо- и пароизоляционных материалов.
  4. Установка низкоэмиссионных стекол и теплоотражающих пленок на окна в помещениях общего пользования.
  5. Монтаж или модернизация индивидуальных тепловых пунктов с устройством теплообменников и аппаратуры управления отоплением и ГВС.
  6. Модернизация трубопроводов и арматуры систем отопления и ГВС.
  7. Теплоизоляция внутридомовых инженерных сетей с применением современных теплоизоляционных материалов в виде скорлуп и цилиндров.
  8. Оснащение теплопотребляющих установок терморегуляторами шаровыми запорными вентилями.
  9. Обеспечение автоматизированной рециркуляции воды в системе ГВС.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода электричества в МКД

Данные мероприятия направлены на экономию электроэнергии при улучшении качества освещения, более точное регулирование параметров в системах отопления, ГВС и ХВС, повышение точности и достоверности учёта электроэнергии, потребленной в МКД. К ним относятся:

Основные мероприятия

  1. Замена ламп накаливания в местах общего пользования на газоразрядные или светодиодные.
  2. Установка коллективных и индивидуальных приборов учёта, позволяющих измерять объёмы потребления электроэнергии по зонам суток и внесенных в государственный реестр средств измерений.

Дополнительные мероприятия

  1. Модернизация электродвигателей или замена на более энергоэффективные – трехскоростные, с переменной скоростью вращения.
  2. Монтаж частотно-регулируемых приводов в лифтовом хозяйстве.
  3. Автоматизация регулирования освещения мест общего пользования с помощью датчиков движения и освещенности.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода воды в МКД

Данный комплекс энергосберегающих мероприятий направлен на рационализацию потребления воды, увеличение срока службы трубопроводов, снижение утечек и количества аварий:

  1. Модернизация трубопроводов и арматуры.
  2. Монтаж стабилизаторов давления.
  3. Установка индивидуальных и коллективных приборов учёта.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода газа в МКД

Рациональное потребление природного газа собственниками помещений в МКД достигается при реализации следующих мероприятий:

  1. Оборудование топочных устройств блок-котельных энергоэффективными газовыми горелками и системами климат-контроля для управления ими.
  2. Автоматизация управления работой газовых горелок в индивидуальных (квартирных) системах отопления.
  3. Использование энергоэффективных варочных газовых плит с керамическими ИК-излучателями и программным управлением.
  4. Установка индивидуальных и коллективных приборов учета газа.

Внедрение автоматизированного учета

Точный расчет энергоэффективности МКД невозможен без достоверного учёта потребляемых энергетических ресурсов по каждому помещению и дому в целом. Именно поэтому в рекомендуемые Минстроем России мероприятия по повышению энергоэффективности МКД включена установка счётчиков электроэнергии, газа, воды и тепла. Но для того, чтобы оперативно получать и обрабатывать большие массивы данных (фактические показатели удельного годового расхода энергоресурсов), необходима автоматизация процесса с возможностью экспорта данных в ГИС ЖКХ.

Мы намерены запретить устанавливать приборы учёта без возможности передачи данных. Соответствующие системы и приборы уже разработаны рядом предприятий.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ России

Мы помогаем внедрить автоматизированный учет ресурсов ЖКХ для УК / ТСЖ / РСО. Система беспроводной диспетчеризации позволяет решить ряд сопутствующих задач:

  • контролировать баланс энергопотребления в режиме «реального времени»;
  • выявлять очаги технологических потерь и хищения энергоресурсов;
  • в случае нарушения режимов энергопотребления оперативно ограничивать подачу ресурсов без несения затрат на работу выездной бригады;
  • прогнозировать объёмы будущего потребления энергоресурсов на основе автоматизированного анализа передаваемых данных;
  • автоматизировать выписку счетов за потреблённые коммунальные услуги.

Данные с приборов и узлов, включённых в автоматизированную систему коммерческого учёта энергоресурсов, по телеметрическим каналам поступают в личный кабинет пользователя или к поставщикам соответствующих услуг. Это позволяет ощутимо сократить затраты на линейный персонал, контролирующий показания приборов учёта, а также легко экспортировать полученные данные в ГИС ЖКХ, не допуская ошибок, возникающих при внесении информации вручную.


Мы помогаем побороть хищения с помощью автоматизированного учета ресурсов для сбытовых и управляющий компаний. Система построена на базе беспроводной LPWAN-технологии без концентраторов и ретрансляторов.

Автоматизированный учет ресурсов для УК/ТСЖ/РСО в МКД

В продолжение статьи.

В статье рассматривается перечень энергосберегающих мероприятий, утвержденный приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года.

В «Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, в том числе при капитальном ремонте общего имущества МКД», утвержденных приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года, среди шести основных мероприятий по ограждающим конструкциям и трех дополнительных к таким, которые приводят к реальной экономии энергии, относится только одно!

Вот эти основные мероприятия: «1. Уплотнение входных дверей в подъезды; 2. Заделка и герметизация межпанельных соединений (швов); 4. Повышение теплозащиты крыши, устройство теплого чердака; 5. Повышение теплозащиты пола чердака; 6. Повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков ЛЛУ» и дополнительные: «15. Повышение теплозащиты пола и стен подвала; 16. Остекление балконов и лоджий; 17. Дополнительное секционирование входных тамбуров».

Отличие энергосберегающих мероприятий в эксплуатируемых зданиях от реализуемых в новом строительстве, например, при дополнительном утеплении чердачных или цокольных перекрытий, в том, что в новом строительстве они приводят к уменьшению теплопотерь смежных помещений , и проектировщики учитывают это снижением площади поверхности нагрева отопительных приборов, а соответственно при эксплуатации будет достигнуто сокращение теплопотребления на отопление этих помещений.

При капитальном ремонте, если система отопления дома вместе с отопительными приборами не заменяется и не пересчитывается, и в процессе капитального ремонта дополнительно не устанавливаются автоматические терморегуляторы на отопительных приборах (а установка этих клапанов в Перечне рассматривается как дополнительное мероприятие в отличие от утепления перекрытий), то уменьшение теплопотерь приведет только к повышению температуры воздуха в смежных помещениях. А поскольку система водяного отопления запроектирована единой на весь дом, включая и места общего пользования (вестибюли подъездов, лестнично-лифтовые узлы), локальное снижение теплопотерь в отдельных помещениях не позволяет провести сокращение подачи теплоты в эти помещения. Подобные мероприятия должны рассматриваться не как энергосберегающие, а как повышающие качество коммунальной услуги по отоплению дома, и внедрять их следует только там, где эта услуга не выполняется полностью.

Из реальных энергосберегающих мероприятий остается только одно - «3. Повышение теплозащиты наружных стен до действующих нормативов» (цитирую в кавычках, подчеркивая как обязательное решение «до действующих нормативов», поскольку в предыдущих федеральных документах, за исключением СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий, такого утверждения не было. Еще более энергоэффективным решением является повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков квартир также «до действующих нормативов», но поскольку теперь они не являются общедомовым имуществом, при реализации этого мероприятия надо договариваться с жителями квартир. И напомним, утепление стен должно выполняться на всех фасадах здания, а замена оконных блоков во всех квартирах одновременно. При этом получается одинаковое снижение теплопотерь всех помещений здания, что можно учесть перенастройкой контроллера, регулирующего подачу теплоты в систему отопления.

Для получения энергетической эффективности от реализации двух последних решений необходимо сопровождать их установкой автоматизированного узла управления (АУУ) подачей теплоты на отопление на вводе в дом внутриквартальных сетей отопления (при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной) и подключения к ним центральной системы отопления (СО). Устройство АУУ включает замену элеватора на циркуляционно-подмешивающий насос с установкой регулирующего клапана, автоматически изменяющего расход воды из тепловой сети в систему отопления по команде контроллера, путем поддержания заданного графика температур теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления.

Это наименее затратное известное решение не нашло отражения в рассматриваемом Перечне основных мероприятий по модернизации системы отопления, но приводится более дорогое, аналогичное по энергоэффективности: «9. установка (модернизация) ИТП с установкой теплообменника отопления и аппаратуры управления отоплением, с настройкой параметров теплоносителя в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха», которое в дальнейшем можно назвать АИТП (автоматизированный индивидуальный тепловой пункт). Такое решение нами рекомендуется при модернизации системы горячего водоснабжения - переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в ИТП с установкой теплообменников ГВС (мероприятие 10 основного Перечня) и СО (мероприятие 9 основного Перечня), циркуляционных насосов в местной системе ГВС и СО и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО.

При этом обязательны основные мероприятия Перечня: «7. Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии» (имеется в виду при вводе в дом тепловых сетей централизованного теплоснабжения и устройстве АИТП - учета общего расхода теплоты на ГВС и СО, и отдельно расхода холодной воды на горячее водоснабжение, по которому определяется теплопотребление на ГВС, а по разности общего расхода и на ГВС - теплопотребление на систему отопления) и «8. Установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды» . В последнем случае имеется в виду, что в дом подводятся отдельно внутриквартальные сети отопления и горячего водоснабжения от ЦТП и устройство АУУ - учет проводится отдельно теплосчетчиками расхода тепловой энергии, потребляемой системой отопления, и тепловой энергии и расхода горячей воды системой горячего водоснабжения.

В отношении обязательности «установки линейных балансировочных вентилей и балансировки системы отопления» (мероприятие 11 основного Перечня) в было показано, что правильное распределение теплоносителя по стоякам обеспечивается при проектировании благодаря рекомендациям СНиП: при гидравлическом расчете трубопроводов оставлять до 70% потерь давления в стояке и только 30% на общих участках подающего и обратного розливов. При этом установка балансировочных клапанов не требуется в секционных системах отопления жилых домов 2 и 3-го поколений индустриального домостроения, как и в одно подъездных домах башенного типа, не превышающих в плане 30х20 м, и СНиПом не рекомендуется. Максимальная длина плеча таких систем (при подводе теплоносителя в центр системы) не превышает 20 м, а количество стояков на отдельной ветке системы не более 5-7 шт., что чрезвычайно мало, чтобы испытывать трудности в распределении теплоносителя. И в конечном итоге, даже там где могут быть рекомендованы балансировочные вентили, они не сокращают расход теплоносителя, а только способствуют его правильному перераспределению с тех стояков, где расход был больше, к тем, где его было недостаточно.

Следующие 3 мероприятия в Основном перечне относятся к системе электроснабжения, и в данной статье не рассматриваются.

Предложения

1. При капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов последовательность выполнения основных мероприятий , проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, должна быть:

а) при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной по отдельным внутриквартальным сетям отопления и горячего водоснабжения - установка коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии отдельно на систему отопления и горячего водоснабжения с одновременным устройством автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ) и заменой элеваторов на малошумный циркуляционно-подмешивающий насос;

б) при переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в МКД - установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поступающей из тепловой сети в дом, водосчетчика холодной воды, поступающей в водонагреватель горячего водоснабжения, и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО в АИТП.

Реализация этого решения за счет перенастройки контроллера АУУ на температурный график с учетом увеличения доли внутренних теплопоступлений в тепловом балансе МКД с повышением температуры наружного воздуха позволяет сократить подачу тепловой энергии на отопление по сравнению со стандартным проектным графиком не менее чем на 13% от годового теплопотребления. При наличии запаса тепловой мощности в системе отопления, когда ожидаемая расчетная нагрузка системы отопления, определенная по стандарту НОП 2.01-2014 , меньше проектного значения, например на 20% (что наблюдается даже в большей степени во всех МКД построенных с 2000 года), экономия тепловой энергии достигает 36% и более, за счет пересмотра расчетных параметров температур и расхода теплоносителя, циркулирующего в системе отопления. Так при запасе поверхности нагрева отопительных приборов Кзап = 1,2 и расчетных температурах теплоносителя без запаса t1p = 95 °C и t2р = 70 °C требуемые значения температур при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха должны быть в подающем трубопроводе системы отопления tр1тp. = 84 °C, а в обратном - tр2тp. = 63 °C. При переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в АИТП достигается дополнительная экономия тепловой и электрической энергии, из-за исключения внутриквартальных сетей горячего водоснабжения и сокращения объемов циркуляции.

И только после установки перечисленного выше оборудования следует осуществлять утепление наружных стен всех фасадов здания и по договоренности с жителями, желательно одновременно с утеплением стен, выполнять замену окон на более энергоэффективные, герметичные, с возможностью «щелевого» проветривания или наличием воздухопропускных клапанов для обеспечения вентиляции квартир. Вместе с этим возможно при необходимости утепление цокольных перекрытий, совмещенных покрытий или устройство «теплого» чердака. Уплотнение входных дверей в подъезды должно выполняться при текущем ремонте.

2. В условиях выполнения капитального ремонта при ограниченном финансировании оставление в Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, мероприятий по выполнению локального утепления ограждающих конструкций здания и не обеспечивающих реальную экономию потребляемой энергии, предоставит возможность недостаточно честным исполнителям отчитываться о якобы соблюдении требований повышения энергоэффективности, выполняя эти недорогостоящие, но не энергоэффективные мероприятия, вместо накапливания средств для проведения утепления стен фасадов и замене окон в квартирах, действительно способствующих экономии энергии.

Оценка энергоэффективности энергосберегающих мероприятий, рекомендуемая постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД», путем сравнении теплопотребления до и после выполнения мероприятий с пересчетом на одинаковые климатические данные, носит случайный характер и не дает возможности оценить правильность режима теплопотребления, истинные резервы экономии и установить класс энергетической эффективности МКД.

Для правильной оценки надо фактическое теплопотребление до и после реализации мероприятий пересчитать на нормируемый отопительный период и сравнивать с ожидаемым расчетным расходом тепловой энергии за отопительный период после проведения капремонта , определенным по стандарту НОП 2.01-2014 . Если фактическое потребление системой отопления превышает более чем на 5% ожидаемый расчетно-нормативный расход тепловой энергии на отопление МКД, анализируются причины такого отклонения и намечаются мероприятия по их устранению.

3. В «Изменениях к постановлению № 18 от 25 января 2011 г.», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275, следует отменить исключение установки устройств автоматического регулирования потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха из первоочередных требований энергетической эффективности при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения многоквартирных домов и удалить ограничение применения этого устройства при новом строительстве «условиями наличия технической возможности». Какое может быть отсутствие технической возможности на стадии проектирования нового здания? Это условие практически позволяет не выполнять постановление Правительства РФ в данной области.

4. В связи с невыполнением основного положения постановления Правительства РФ № 18 от 25.01.2011 г. об «уменьшении показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании с января 2011 г. (на период 2011-2015 гг.) - не менее чем на 15% по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016-2020 гг.) - не менее чем на 30% по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. - не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню» следует не вводить изменения в это постановление, а заменить его на новое с учетом новой градации повышения энергетической эффективности зданий , в том числе общественных и административных, установления новых базовых значений удельного годового расхода потребляемых зданием энергетических ресурсов и новой таблицы классов энергетической эффективности, отвечающей новой градации повышения энергоэффективности зданий.

Литература
1. Ливчак В.И. Выбор приоритета в авторегулировании теплоотдачи систем отопления жилых зданий. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, №1-2016 г.
2. Ливчак В.И. Вместо замены изношенного оборудования в ЦТП и перекладки сетей горячего водоснабжения - устройство ИТП в зданиях. «Энергосбережение», №1-2008г.
3. Рекомендации Р НП «АВОК» 3.3.1-2009. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов.
4. Ливчак В.И. Сомнения в обоснованности энергоэффективности некоторых принципов автоматизации систем водяного отопления. «Новости теплоснабжения», №6-2012 г.
5. Стандарт Национального объединения проектировщиков «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» СТО НОП 2.1-2014, М. 2014. Презентация в статье В.Ливчака Об энергетическом паспорте зданий. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №1-2015 г.
6. Ливчак В.И. Доведение энергоэффективности многоквартирных домов нового строительства до нормируемого значения. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №2-2015 г.

Прошло 7 лет с даты принятия федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но в том, что касается экономии энергоресурсов, сектор ЖКХ остается проблемным.

Не везде налажен достоверный учет потребляемых энергоресурсов, не работают программы энергоэффективных капитальных ремонтов, мероприятия по энергосбережению проводятся точечно и не дают ощутимой экономии энергоресурсов. При этом эффективность таких мероприятий в отдельности может быть высокой, но без комплексного подхода результат будет низким.

Проблема энергосбережения в многоквартирных домах

По данным Росстата, 80% МКД построены до 1999 г. К ним применялись устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), которые не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Типовой дом в центральной России потребляет на 70% больше тепловой энергии, чем аналогичный МКД, построенный после принятия закона об энергосбережении.

Типовое строительство предполагало быстрое и максимально дешевое расселение коммунальных квартир и бараков. Дома собирались из готовых железобетонных панелей. Росли новые микрорайоны, отапливаемые дешевым низкокалорийным газом. Когда газ стоит 2 копейки за кубометр, им можно отапливать не только здание, но и улицу. Изначально типовое жилье рассматривалось как временное, но после распада СССР осталось постоянным, а цена газа увеличилась в несколько раз.

В России отопительный сезон длится до полугода. При текущих ценах на энергоносители отапливать панельные дома становится очень затратно. Особенно когда жильцы платят не только за потребленные гигакалории, но и за перетопы. По оценке экспертного сообщества, рациональное использование энергоресурсов в МКД сократит энергетические затраты на 30-35%.

Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги сдерживает снижение финансовой нагрузки на бытовых потребителей. Для того, чтобы снизить затраты на треть, необходимо не только внедрять технологии энергосбережения в жилых домах, но учиться рациональному энергопотреблению. Андрей Хлопонин, Исполнительный директор НП «СРО Энергосбережения и Энергоэффективности СКФО»

Закон об энергосбережении поставил перед управляющими компаниями и ТСЖ задачу комплексной модернизации жилого фонда с применением современных технологий энергосбережения. Но государство не снабдило сектор ЖКХ инструментами для ее выполнения. В результате, энергосбережение в жилых домах обросло проблемами:

  • управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости;
  • не хватает собственных ресурсов для финансирования этих проектов, особенно в условиях массовых неплатежей;
  • возможности Фонда содействия реформе ЖКХ ограничены, а банками все еще не разработаны механизмы льготного кредитования мероприятий по энергосбережению;
  • руководители управляющих компаний и ТСЖ не имеют системного восприятия закона об энергосбережении и не способны комплексно решать поставленные в нем задачи;
  • формальное исполнение требований и предписаний превратилось в «латание дыр», за которыми не следует ощутимого экономического эффекта.

Проблемы решаются, если опираться не на букву закона об энергосбережении, а на его суть. Требования закона нужно пропускать через собственный опыт. Главная задача человека, ответственного за энергосбережение в МКД - понять, какая цель стоит за тем или иным положением, и разработать эффективный план действий.

Базовые положения закона об энергосбережении

Разберемся, что закон требует от управляющих компаний и ТСЖ.

Требования к содержанию общедомового имущества включают в себя проведение энергосберегающих мероприятий (Ст. 12, ч. 4).

В обязанности руководителей УК и ТСЖ входит формирование программ энергосбережения в своих домах. Но планированию всегда должно предшествовать энергетическое обследование МКД - энергоаудит. Без него проведение энергосберегающих мероприятий будет бессистемным и не даст возможности оценить реальный эффект от их проведения.

Ответственные за содержание МКД минимум раз в год должны разрабатывать мероприятия по энергосбережению и предлагать их собственникам помещений (Ст. 12, ч. 7).

На основе данных энергоаудита нужно расставить приоритеты и сформулировать программу энергосбережения. А затем ежегодно ее корректировать с целью снижения расходов на проведение мероприятий. Каждый год на рынке энергосбережения появляются новые технологии и материалы. Многие из них могут оказаться дешевле и эффективнее, чем внесенные в программу, или иметь более короткие сроки возврата инвестиций.

Собственники помещений в МКД должны установить в домах приборы учета: общедомовые, индивидуальные и - если квартира коммунальная - общие (Ст. 13, ч. 5).

На практике задача по установке приборов учета оказалась непростой. Собственники жилых домов поняли, что по нормативу платить дешевле, чем по факту. Жильцы стали массово отказываться от установки счетчиков, что привело к нарушению сроков исполнения закона.

Для стимулирования потребителей к установке приборов учета в сентябре 2015 года Минстрой РФ ввел повышающие коэффициенты для тех жильцов, кто еще не установил у себя приборы учета.

На 1 января 2015 г. оснащение МКД индивидуальными счетчиками электроэнергии составило 95,5%, горячей воды - 68%, холодной воды - 65,5 %, тепла - 6,6%.

Переход к оплате коммунальных услуг «по факту» при добросовестном и рациональном энергопотреблении позволяет экономить до 50% денежных средств, а установка счетчиков окупается за 18 месяцев.

Эффект от установки многотарифных счетчиков электроэнергии в помещениях общего пользования составляет 40% при 5-месячном сроке окупаемости.

Экономия тепла в МКД

В условиях российского климата потребление тепловой энергии и горячей воды составляют 60-75% от общего потребления энергоресурсов в МКД. Показатель зависит от продолжительности отопительного сезона, вида ограждающих конструкций и степени изношенности внутридомовых сетей. Поэтому мероприятия по снижению теплопотребления и теплопотерь наиболее важны для управляющих компаний и ТСЖ.

Теплоизоляция МКД

  1. Устройство двойных тамбуров, установка доводчиков и конопатка щелей сокращает потери тепла в местах общего пользования. Одна только замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты снижает годовое потребление тепла на 20%, экономя от 4 до 10 кВт/м3.
  2. Восстановление межпанельных швов дает дополнительную экономию 2 кВт/м3.
  3. Теплоизоляция чердаков и подвалов позволяют экономить еще 10% тепла.
  4. Утепление крыши снижает до 20% теплопотерь при сроке окупаемости 12 лет.
  5. Теплоизоляция внешних стен и перекрытий сэкономит от 4 до 12 кВт/м3 в год при окупаемости 21 год.

Проведение мероприятий по утеплению ограждающих конструкций нецелесообразно, если целью ставится исключительно энергосбережение в МКД. У них слишком долгий срок возврата инвестиций - 12 лет для утепления кровли и 21 год для внешних стен. Но в этих мероприятиях заложен самый высокий потенциал энергосбережения, поэтому их рекомендуется выполнить при плановом капитальном ремонте, если собственники помещений в МКД на это согласны.

Оптимизация потребления тепловой энергии

  1. Замена неисправной запорной арматуры и отдельных участков трубопроводов устраняет утечку горячей воды и теплоносителя.
  2. Теплоизоляция трубопровода сокращает годовые потери тепла на 2-3 кВт/м3.
  3. Модернизация теплового узла снижает теплопотребление МКД на 30%.
  4. Монтаж системы постоянной циркуляции горячей воды уменьшает ее расход на 30% при сроке окупаемости от 2 до 5 лет.
  5. Установка реле времени циркуляционного насоса позволяет регулировать теплоотдачу системы отопления согласно суточной потребности графику, что снижает потребление тепла на 10%, и на 30% в сочетании монтажом термостатных вентилей на отопительных приборах.

При текущем дисбалансе тарифов на тепловую энергию и газ дополнительные возможности экономии дает устройство автономной системы теплоснабжения - крышной котельной.

Во-первых, стоимость 1 Гкал тепловой энергии, произведенной в автономной котельной, в два раза ниже, чем цена за 1 Гкал тепла у теплоснабжающей организации.

Во-вторых, современные мини-котельные можно включать, выключать и регулировать независимо от графиков и режимов центральной котельной. Если на улице установилась плюсовая температура, можно прикрутить вентиль. Это сразу уменьшит расход газа, а сам процесс длится не более минуты. Теплоснабжающие организации не занимаются тонкой настройкой под климат, и чтобы не задохнуться от жары, жильцы открывают окна, а потом оплачивают перетопы.

Экономия воды в МКД

Экономия воды не так актуальна для управляющих компаний и ТСЖ. За исключением случаев, когда технологические потери на ОДН приближается к потреблению на личные нужды собственников помещений. Чтобы выявить причины высокого ОДН, проведите аудит системы водоснабжения.

Причинами высокого ОДН могут быть утечеки в трубопроводах, неисправные приборы учета, бытовое воровство, манипуляция недобросовестных жильцов с показаниями. Большинство причин, приводящих к высокому ОДН, решается установкой АСКУВ - автоматизированной системы коммерческого учета воды . Окупаемость такой системы для жилого дома, в зависимости от выбранной технологии, составляет от 10 месяцев.

Экономия электроэнергии в МКД

Потребление электроэнергии на общедомовые нужды наименее заметны в структуре энергопотребления МКД. Даже если в подъезде будут одновременно гореть 10 ламп накаливания (10 * 60 = 100 Вт), это меньше, чем потребляемая мощность одного квартирного кондиционера (800 Вт). Поэтому эффект от мероприятий по сбережению электроэнергии будет не очень заметен.

При этом установка в подъездах светодиодных ламп, датчиков движения и реле времени, которые включают лампы только в темное время суток, выглядит эффектно и стимулирует население к экономии в быту. Возможно, поэтому управляющие организации часто начинают внедрение программы энергосбережения с этих малозатратных мероприятий.

Интеллектуальные системы учета

Задачу повышения энергоэффективности жилого фонда невозможно решить без достоверного учета потребления ресурсов. Об этом говорит Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ.

Эффект мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах невозможно определить без достоверного учета потребления энергетических ресурсов. Проблема активно решается, принят ряд мер, стимулирующих установку общедомовых и квартирных счетчиков. Сегодня основная задача – перейти к интеллектуальному учету, снятию показаний в режиме реального времени. С 2017 года расходы на ОДН включаются в плату за жилищную услугу вместо коммунальной. Это стимулирует управляющие компании внедрять умные системы учета. Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ

В продолжение статьи.

ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЛОМ МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ «ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ДОМ»

Кравченко Максим Владиславович

обучающийся 1 курса, профессия140446.03 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»; ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск, ЯНАО,

Олифиренко Наталья Александровна

научный руководитель преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск, ЯНАО,

Этапы проекта

I этап - Организационно-диагностический: выявление возможностей повышения энергетической эффективности, проектирование схемы управления освещением подъезда с датчиками движения и регулированием светового потока светильников.

II этап - Практический : расчёт срока окупаемости.

III этап: Обобщающий: анализ энергопотребления и расчет экономических показателей работы системы автоматики на базе контроллера К2000Т

Актуальность проекта. Принятый 23 ноября 2009 г. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься надо. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.

Мероприятия, направленные на внедрение энергосберегающих технологий на Ямале реализуются в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010-2015 гг. и на перспективу до 2020 года» . Окружная программа по энергосбережению охватывает все отрасли экономики автономного округа и является не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий, жилищного фонда, бюджетной сферы и топливно-энергетического комплекса.

Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в Законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы). То есть более половины национального состояния пользуется услугами ЖКХ. На сегодня мы наблюдаем абсолютную невосприимчивость ЖКХ к энергосбережению.

По данным экспертов, 35-47 % всего объема получаемой в России энергии тратится впустую. При этом основные потери приходятся на сектор ЖКХ, где они достигают 40-70%, тогда как во всем мире нормой считается 7-8 %. Причем, в ЖКХ проблема сокращения энергопотребления стоит гораздо острее, чем в любом другом секторе экономики: здесь тратится больше половины всех топливно-энергетических ресурсов страны.

Наибольший потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ находится именно в жилых домах. Дом использует большое количество энергии каждый день, 24 часа в сутки. Энергия нужна для обогрева зимой и охлаждения летом. Энергия дает свет, когда он необходим. Энергия обеспечивает дом горячей водой. И для работы различных электроприборов тоже необходима энергия.

Сейчас актуальным является строительство энергоэффективных зданий. Особенно впечатляющи в этом отношении успехи стран Западной Европы. Суммарный эффект экономии тепла во вновь возводимых жилых и коммерческих зданиях здесь составляет 50-70 %. Столь существенная экономия позволяет быстро окупить затраты от применения энергосберегающих технологий.

Цель - разработка и обоснование проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), обусловленного необходимостью снижения потребления электроэнергии за счет внедрения энергосберегающих технологий при эксплуатации жилого многоквартирного дома в г. Ноябрьске, а также переход на экономичное и рациональное расходование электроэнергии объектом ЖКХ при полном удовлетворении потребителей в количестве и качестве энергоресурсов; создание предпосылок энергосберегающего развития городского хозяйства.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи :

· проанализировать способы использования энергетических ресурсов в сфере ЖКХ;

· определить потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ;

· выявить возможности повышения энергетической эффективности в сфере ЖКХ;

· разработать проект по энергосбережению и внедрению энергосберегающих технологий в ЖКХ;

· экономически обосновать предлагаемый проект по энергосбережению и внедрению энергосберегающих технологий в ЖКХ.

Средства и способы достижения цели и задач проекта

Как вариант энергосберегающего развития в сфере ЖКХ предлагается повышение энергоэффективности экспериментального 9-этажного монолитно-кирпичного жилого дома г. Ноябрьска на улице Высоцкого за счет внедрения энергосберегающих технологий. Данный дом является составной частью жилого микрорайона № 7.

Современный уровень развития силовой электроники, микропроцессорных средств управления и контроля, средств автоматического регулирования позволяет широко использовать технические достижения для решения задач энергосбережения. Планируется, что в состав мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности экспериментального жилого дома в г. Ноябрьске, будут входить следующие: установка и использования новой разработки - контроллера К2000Т, подключенного к группам «Освещение подъездов» и «Освещение у входа в подъезд», установка светодиодных светильников К2208Т, установка датчиков движения. При этом соблюдаются установленные СНИП 23-05-95 нормы освещенности подъездов жилых домов в ночное время на уровне не менее 0,5 лк. Для измерения потребления электроэнергии на общедомовое освещение в доме будет установлен отдельный счетчик.

При автоматизации системы освещения (К2000Т + К2010+ датчики движения) можно применить любые представленные на рынке датчики движения или даже обычные кнопки.

Анализируя применение данного оборудования в других регионах, определено, что в апреле 2010 г зафиксирован рекорд экономии электроэнергии на жилом доме после установки оборудования без замены ламп накаливания - 81 %, город Белгород, монтаж выполнила фирма ТПК «МаСТЕРэлектрик». Практически такой же результат, но с лампами 13 Вт получен в г. Перми в 2011 г. Это подтверждено актом .

План мероприятий по реализации проекта

1. Организационно-диагностический этап:

При помощи предложенного оборудования можно в автоматическом режиме одновременно управлять следующей осветительной нагрузкой жилого дома: коммунальное освещение (уличные светильники у подъезда); фасадное освещение (освещение придомовой территории); внутреннее освещение подъездов (три канала плавного регулирования яркости ламп, работающие по индивидуальным программам); архитектурная подсветка здания или рекламные щиты; освещение подвала (специальный алгоритм управления); освещение чердачного помещения (специальный алгоритм управления).

Контроллер плавно регулирует яркость ламп освещения подъездов в зависимости от времени суток и освещённости на улице. Когда люди идут на работу, возвращаются с работы, вечером до 23-00 лампы работают на мощности, близкой к номинальной. В остальное время суток яркость ламп понижается, достигая своего минимума в ночное время. Сутки поделены на 9 временных интервалов, в рамках которых можно программировать различную яркость ламп.


Схема управления освещением подъездов представлена в приложении 1.


Описание оборудования.

Контроллер К2000Т. С помощью этого контроллера, принцип действия которого основан на изменении яркости свечения ламп в зависимости от времени суток, освещённости на улице и нахождения людей в зоне действия датчиков движения, построена система управления освещением различных зон общего пользования здания. В частности - коридоров, холлов, лестничных маршей (с применением датчиков движения); фасадного и наружного освещения здания, архитектурной подсветкой или освещением рекламных щитов, подвалов, чердачных помещений и др.


В состав системы, кроме контроллера К2000Т, входят фотодатчик К2100, модуль аналогового управления К2010, люминесцентные светильники, датчики движения (пассивный инфракрасный датчик движения с так называемой «коридорной» зоной обнаружения).

В темное время суток контроллер К2000Т подает команду модулям аналогового управления К2010 на включение светильников, установленных в коридорах и холлах, на запрограммированную минимальную яркость. При появлении в зоне действия датчика движения человека, модуль К2010 переключает соответствующую группу светильников в режим полной яркости с задержкой на отключение 20-60 секунд. В системе предусмотрена также связь с другими инженерными системами здания - системой пожарной сигнализации и лифтовой автоматики.

При возникновении пожара освещение автоматически включается в режим полной яркости. При ремонте лифта (или нескольких лифтов) контроллер, получив сигнал об отключении главного выключателя лифта, автоматически переводит освещение межэтажных лестничных маршей в программируемый режим полной или повышенной яркости. В системе предусмотрен также специальный алгоритм управления освещением подвала и чердачного помещения.

Можно использовать следующие светильники:

· с люминесцентными лампами серии Т8: 1х18 Вт, 2х18 Вт, 1х36 Вт, 2х36 Вт и любые другие с диммируемым ЭПРА;

· с люминесцентными лампами серии Т5: 1х14 Вт, 2х14 Вт и любые другие с ЭПРА;

· с компактными люминесцентными лампами серий TC-L, PL и прочих мощностью 11 Вт, 13 Вт, 18 Вт, 24 Вт одно-и двухламповые с ЭПРА;

· любые светодиодные светильники, источник питания которых имеет вход для управления световым потоком (диммированием) 1-10 В.

В качестве детектора наличия человека можно использовать:

· инфракрасные датчики движения;

· акустические датчики, выполненные в виде отдельного устройства;

· обычные кнопки;

· не использовать датчики движения вообще или использовать только в некоторых помещениях.

Принцип действия системы управления освещением основан на том, что контроллер К2000Т включает в нужное время соответствующие каналы освещения и поддерживает их яркость на запрограммированном уровне. При срабатывании датчика движения (или нажатии кнопки на этаже) освещение данного участка автоматически переводится в режим 100 % яркости с задержкой на отключение от 20 сек до 6 мин. Количество светильников на этаже может быть любым.

Преимущества данного варианта системы управления: работа с любыми типами ламп; работа с любыми типами датчиков движения; переход на светодиодное освещение осуществляется без замены системы автоматики жилого дома (полная совместимость); возможность подключения контроллера к любой системе диспетчеризации дома (микрорайона).


2. Практический этап


Расчёт срока окупаемости установки контроллера К2000Т и светильников с компактными люминесцентными лампами с функцией регулирования яркости К2213 на доме (9 этажей 3 подъездов).

Исходные данные для расчета: на доме установлены светильники с люминесцентными лампами 2х40 Вт. Принимаем для расчета мощность светильника равную 80 Вт.

В соответствии с проектом на каждом этаже установлено 6 светильников. Установленная мощность составляет:

80 Вт х 6 шт х 9 этажей х 3 подъезда = 12,960 кВт, в т. ч

· горит постоянно: 80 Вт х 2 шт. х 9 этажей х 3 подъезда = 4,320 кВт (в приквартирном холле);

· включается в тёмное время суток: 80 Вт х 4 шт. х 9 этажей х 3 подъезда = 8,64 кВт (лифтовой холл и лестничный марш).

Потребление электроэнергии за год:

4,32 кВт х 8760 час в год + 8,64 х 5840 час в год (время работы освещения в год для нашего региона – темное время суток 16 часов) = 88300,8 кВт*ч.

Дополнительное потребление электроэнергии за счет повышения напряжения в сети на 5 % в ночное время ввиду разгрузки районных трансформаторов 6-10/0,4 кВ:

6 час в день х 365 дней х 12,96 кВт х 0,05 = 1419,12 кВт*ч в год.

Итого потребление без регулирования:

88300,8 + 1419,12 = 89719,92 кВт*ч в год.

Стоимость потреблённой электроэнергии за год:

89719,92 х 1,5 руб./кВт*ч (средняя цена дневного тарифа и ночного с учетом роста цен)= 134579,88 руб.

Примерные затраты на замену ламп:

162 ламп х 3 замены в год х 50 руб./шт. = 24300 руб.

Итого затраты на освещение без регулирования:

134579,88 + 24300 = 158879,88 руб. в год.

Затраты на освещение при установленном контроллере К2000 и замене светильников на антивандальные с компактной люминесцентной лампой мощностью 13 Вт и регулируемой яркостью (средний показатель экономии - 70 %):

134579,88 х 0,3 = 40374 руб.

Затраты на замену ламп (1 замена в 2,5 года):

162 ламп х 200 руб. / 2,5 = 12960 руб. в год.

Итого затраты на освещение с автоматическим регулированием:

40374 + 12960 = 53334 руб. в год.

Сумма экономии в год на один дом составит:

158879,88 – 53334 = 105545,88 руб.

Стоимость комплекта автоматики для дома с затратами на установку (70% от стоимости оборудования):

На 9 типовых этажей одной секции дома необходимо:

Артикул

Наименование

Цена 1 шт., рубль

Количество штук на схему

Модуль аналогового управления

Пассивный инфракрасный датчик движения для помещений

Усилитель линии

Контроллер

Фотодатчик

Примерная стоимость системы автоматики на 3 секции и 9 этажей - 101870 руб.

Примерная стоимость светодиодного светильника 8 Вт с регулируемым световым потоком - 1500 руб.

Примерная цена (Прайс-лист) на оборудование .

Стоимость комплекта автоматики для дома с затратами на установку (70 % от стоимости оборудования):

30561 х 1,7 = 51953,7 руб.

Стоимость светильников с КЛЛ мощностью 13 Вт К2213 с затратами на установку (50 % от стоимости светильников):

162 шт. х 490 руб. х 1,5 = 119070 руб.

Итого стоимость оборудования и монтажных работ:

51953,7 + 101870 = 171023,7 руб.

Срок окупаемости:

171023,7 / 105545,88 х 12 мес. = 19 мес. = 1,58 года.

В последующем сумма экономии электроэнергии составит 62803,944 кВт*ч и будет равна в денежном эквиваленте 105545,88 руб. в год при тарифе 1,5 руб./кВт*ч (в среднем для г. Ноябрьска).

3. Обобщающий этап

Что предлагается сейчас на рынке для управления освещением подъездов? Это в основном светильники со встроенными инфракрасными датчиками движения или акустическими выключателями (реагируют на звук). Их достоинства: хорошие показатели экономии электроэнергии. Недостатки: частые жалобы со стороны жильцов на некорректную работу акустических выключателей: многие из жильцов, особенно пожилого возраста, передвигаются по лестнице тихо и для того, чтобы светильник сработал, им приходится, например, хлопать в ладоши или топать ногой, что вызывает определённое недовольство, в т. ч. жильцов на лестничной площадке; если у кого-нибудь в подъезде живет собака, лающая без причины, лампы, как минимум на трех соседних этажах, горят практически постоянно; ложные сработки светильников вызывает также мусор, летящий по мусоропроводу; из-за старения конденсатора, задающего время включения светильника в электронной схеме, это время постоянно сокращается; при установке акустических светильников вносятся изменения в схему электроснабжения общедомового освещения - напряжение на светильниках присутствует постоянно. Если светильник украден, вместо него жильцы самостоятельно устанавливают обычный патрон с лампой накаливания, которая светит 24 часа в сутки. В результате вместо экономии получается перерасход электроэнергии; если на этаже установлено несколько светильников со встроенными датчиками и фотореле, то, как правило, включается только один из них - первый сработавший, так как остальные получают «запрет на включение» от встроенного фотореле, которое засвечивается первым включившимся светильником; запрет на госзакупки, а в последующем и оборот ламп накаливания, приведёт к тому, что в акустические светильники будут устанавливать обычные компактные энергосберегающие лампы, которые «не любят» частого включения-отключения (обычно они рассчитываются на 1000 циклов). Если, например, на этаже живёт 8 чел, то в среднем светильники включатся 30 раз в сутки, т. е. за месяц - 900 включений.

Предлагаемое оборудование требует минимальных затрат по установке (контроллер устанавливается за 1 день, т. к. всё оборудование находится в электрощитовой, установить и обслуживать систему управления может обычный электромонтер 4-5 разряда в течение 1 рабочего дня) ; работает с лампами накаливания, люминесцентными лампами, со светодиодными светильниками и лампами ДНАТ; устранит большинство незаконных подключений к линиям общедомового освещения, т. к. ни холодильник, ни стиральная машина не работают через предложенный силовой модуль; предлагаемые люминесцентные лампы рассчитаны на частые включения. Они управляются встроенным микроконтроллером, который предварительно плавно разогревает нить катода, управляет частотой и напряжением поджига. Лампы легко вырабатывают заявленный срок эксплуатации - 10 000 час; система с компактными люминесцентными лампами мощностью 13 Вт благодаря функции регулирования яркости позволяет получить среднесуточную мощность одного светильника равную 8 Вт, что сравнимо с мощностью светодиодного светильника, но при этом его цена в 4 раза ниже светодиодного.

Таким образом, преимуществами данного варианта системы управления являются:

· готовое решение от производителя оборудования;

· оборудование разработано и производится в России;

· высокая надежность, небольшой срок окупаемости;

· установку и обслуживание системы управления может производить обычный электромонтер 4-5 разряда;

· возможность использования люминесцентных или светодиодных светильников с регулируемым световым потоком любого производителя;

· гарантия на основное оборудование - 3 года, на датчики движения - 5 лет;

· высокая надежность системы - при обрыве линии управления светильниками 1-10 В, они автоматически переключаются в режим 100 % яркости; при коротком замыкании этой линии - в режим минимальной яркости. Полного отключения освещения в подъездах по вине системы автоматики быть не может.

Расчет экономических показателей произведен по всем стадиям монтажа. Полученные результаты свидетельствуют, что экономия энергии в год при ее потреблении в экспериментальном доме действительно имеется и в итоге составит 105545,88 руб., что на 53334 руб. ниже, чем в аналоговых домах без внедрения энергосберегающих технологий, что свидетельствует о высокой энергоэффективности проекта.

Период окупаемости проекта составляет 19 месяцев или 1,58 года.

Стоимость разработки и внедрения проекта энергосбережения и повышения энергоэффективности жилого дома в г. Ноябрьске составляет около 171023,7 тыс. руб. Источником финансирования может стать любая из трех управляющих компаний города: ООО «Жилищный сервис», ОАО «Управление жилищного хозяйства», ООО «Ноябрьская жилищно-сервисная компания».

Риски и пути их преодоления

Риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Таким образом, при обстоятельной всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Оценка рисков в проекте призвана предусмотреть все трудности на пути внедрения энергосберегающих технологий в жилом многоквартирном доме «Энергосберегающий дом» и избежать неприятностей. К самым существенным рискам можно отнести ограниченность и недостаток финансовых ресурсов для приобретения комплекта автоматикиуправления освещением подъезда;изменения экономической ситуации, влекущие резкий рост цен на оборудование; невыполнение договорных обязательств со стороны поставщиков оборудования; ущерб в результате аварии или стихийных бедствий.

Пути решения этих проблем лежат в уменьшении сроков разработки проекта и привлечении надежной управляющей компании, перед заключением договора на приобретение оборудования выбирать надежного поставщика. Для защиты от аварии или стихийных бедствий возможен метод страхования. Что касается форс-мажорных обстоятельств, то они могут привести лишь к возможному увеличению сроков или стоимости работ, но это с лихвой окупится высоким уровнем экономической эффективности.

Выводы

Таким образом, организация энергосбережения в масштабах страны – задача чрезвычайно сложная. Мероприятия по энергосбережению могут быть разными. Однако одним из самых действенных способов увеличения эффективности использования энергии является применение современных технологий энергосбережения. Энергосберегающие технологии позволяют решить сразу несколько задач: сэкономить существенную часть энергоресурсов, решить проблемы отечественного ЖКХ, повысить эффективность производства и уменьшить нагрузку на окружающую среду, создать предпосылки инновационного развития российской экономики.

Реализация проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в г. Ноябрьске позволяет снизить энергоемкость в экспериментальном жилом доме, достигнуть высокого потенциала энергосбережения за счет применения ресурсосберегающих принципов в сфере ЖКХ, а также создать предпосылки энергосберегающего развития жилищно-коммунального хозяйства и перейти на экономичное расходование энергоресурсов.

Приложение 1

Рисунок 1. Схема управления освещением подъезда с датчиками движения и регулированием светового потока светильников

Список литературы:

1.Автоматизация зданий - просто и доступно. Акт испытания системы управления освещением на базе контроллера К2000T и КЛЛ 13В т, г. Пермь. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://intelar.ru (дата обращения 25.11.12).

2.Окружная долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года». (Утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июля 2010 г. № 92-П).

3.РТМ 36.18.32.4-92. Проектирование электроустановок. Руководящий технический материал. Указания по расчету электрических нагрузок.

4.СНиП 23-05-95. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Естественное и искусственное освещение.

5.СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий.

6.Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями)

7.Федеральный закон Российской Федерацииот 23 ноября 2009 г.№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Прошло 7 лет с даты принятия федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но в том, что касается экономии энергоресурсов, сектор ЖКХ остается проблемным.

Не везде налажен достоверный учет потребляемых энергоресурсов, не работают программы энергоэффективных капитальных ремонтов, мероприятия по энергосбережению проводятся точечно и не дают ощутимой экономии энергоресурсов. При этом эффективность таких мероприятий в отдельности может быть высокой, но без комплексного подхода результат будет низким.

Проблема энергосбережения в многоквартирных домах

По данным Росстата, 80% МКД построены до 1999 г. К ним применялись устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), которые не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Типовой дом в центральной России потребляет на 70% больше тепловой энергии, чем аналогичный МКД, построенный после принятия закона об энергосбережении.

Типовое строительство предполагало быстрое и максимально дешевое расселение коммунальных квартир и бараков. Дома собирались из готовых железобетонных панелей. Росли новые микрорайоны, отапливаемые дешевым низкокалорийным газом. Когда газ стоит 2 копейки за кубометр, им можно отапливать не только здание, но и улицу. Изначально типовое жилье рассматривалось как временное, но после распада СССР осталось постоянным, а цена газа увеличилась в несколько раз.

В России отопительный сезон длится до полугода. При текущих ценах на энергоносители отапливать панельные дома становится очень затратно. Особенно когда жильцы платят не только за потребленные гигакалории, но и за перетопы. По оценке экспертного сообщества, рациональное использование энергоресурсов в МКД сократит энергетические затраты на 30-35%.

Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги сдерживает снижение финансовой нагрузки на бытовых потребителей. Для того, чтобы снизить затраты на треть, необходимо не только внедрять технологии энергосбережения в жилых домах, но учиться рациональному энергопотреблению. Андрей Хлопонин, Исполнительный директор НП «СРО Энергосбережения и Энергоэффективности СКФО»

Закон об энергосбережении поставил перед управляющими компаниями и ТСЖ задачу комплексной модернизации жилого фонда с применением современных технологий энергосбережения. Но государство не снабдило сектор ЖКХ инструментами для ее выполнения. В результате, энергосбережение в жилых домах обросло проблемами:

  • управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости;
  • не хватает собственных ресурсов для финансирования этих проектов, особенно в условиях массовых неплатежей;
  • возможности Фонда содействия реформе ЖКХ ограничены, а банками все еще не разработаны механизмы льготного кредитования мероприятий по энергосбережению;
  • руководители управляющих компаний и ТСЖ не имеют системного восприятия закона об энергосбережении и не способны комплексно решать поставленные в нем задачи;
  • формальное исполнение требований и предписаний превратилось в «латание дыр», за которыми не следует ощутимого экономического эффекта.

Проблемы решаются, если опираться не на букву закона об энергосбережении, а на его суть. Требования закона нужно пропускать через собственный опыт. Главная задача человека, ответственного за энергосбережение в МКД - понять, какая цель стоит за тем или иным положением, и разработать эффективный план действий.

Базовые положения закона об энергосбережении

Разберемся, что закон требует от управляющих компаний и ТСЖ.

Требования к содержанию общедомового имущества включают в себя проведение энергосберегающих мероприятий (Ст. 12, ч. 4).

В обязанности руководителей УК и ТСЖ входит формирование программ энергосбережения в своих домах. Но планированию всегда должно предшествовать энергетическое обследование МКД - энергоаудит. Без него проведение энергосберегающих мероприятий будет бессистемным и не даст возможности оценить реальный эффект от их проведения.

Ответственные за содержание МКД минимум раз в год должны разрабатывать мероприятия по энергосбережению и предлагать их собственникам помещений (Ст. 12, ч. 7).

На основе данных энергоаудита нужно расставить приоритеты и сформулировать программу энергосбережения. А затем ежегодно ее корректировать с целью снижения расходов на проведение мероприятий. Каждый год на рынке энергосбережения появляются новые технологии и материалы. Многие из них могут оказаться дешевле и эффективнее, чем внесенные в программу, или иметь более короткие сроки возврата инвестиций.

Собственники помещений в МКД должны установить в домах приборы учета: общедомовые, индивидуальные и - если квартира коммунальная - общие (Ст. 13, ч. 5).

На практике задача по установке приборов учета оказалась непростой. Собственники жилых домов поняли, что по нормативу платить дешевле, чем по факту. Жильцы стали массово отказываться от установки счетчиков, что привело к нарушению сроков исполнения закона.

Для стимулирования потребителей к установке приборов учета в сентябре 2015 года Минстрой РФ ввел повышающие коэффициенты для тех жильцов, кто еще не установил у себя приборы учета.

На 1 января 2015 г. оснащение МКД индивидуальными счетчиками электроэнергии составило 95,5%, горячей воды - 68%, холодной воды - 65,5 %, тепла - 6,6%.

Переход к оплате коммунальных услуг «по факту» при добросовестном и рациональном энергопотреблении позволяет экономить до 50% денежных средств, а установка счетчиков окупается за 18 месяцев.

Эффект от установки многотарифных счетчиков электроэнергии в помещениях общего пользования составляет 40% при 5-месячном сроке окупаемости.

Экономия тепла в МКД

В условиях российского климата потребление тепловой энергии и горячей воды составляют 60-75% от общего потребления энергоресурсов в МКД. Показатель зависит от продолжительности отопительного сезона, вида ограждающих конструкций и степени изношенности внутридомовых сетей. Поэтому мероприятия по снижению теплопотребления и теплопотерь наиболее важны для управляющих компаний и ТСЖ.

Теплоизоляция МКД

  1. Устройство двойных тамбуров, установка доводчиков и конопатка щелей сокращает потери тепла в местах общего пользования. Одна только замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты снижает годовое потребление тепла на 20%, экономя от 4 до 10 кВт/м3.
  2. Восстановление межпанельных швов дает дополнительную экономию 2 кВт/м3.
  3. Теплоизоляция чердаков и подвалов позволяют экономить еще 10% тепла.
  4. Утепление крыши снижает до 20% теплопотерь при сроке окупаемости 12 лет.
  5. Теплоизоляция внешних стен и перекрытий сэкономит от 4 до 12 кВт/м3 в год при окупаемости 21 год.

Проведение мероприятий по утеплению ограждающих конструкций нецелесообразно, если целью ставится исключительно энергосбережение в МКД. У них слишком долгий срок возврата инвестиций - 12 лет для утепления кровли и 21 год для внешних стен. Но в этих мероприятиях заложен самый высокий потенциал энергосбережения, поэтому их рекомендуется выполнить при плановом капитальном ремонте, если собственники помещений в МКД на это согласны.

Оптимизация потребления тепловой энергии

  1. Замена неисправной запорной арматуры и отдельных участков трубопроводов устраняет утечку горячей воды и теплоносителя.
  2. Теплоизоляция трубопровода сокращает годовые потери тепла на 2-3 кВт/м3.
  3. Модернизация теплового узла снижает теплопотребление МКД на 30%.
  4. Монтаж системы постоянной циркуляции горячей воды уменьшает ее расход на 30% при сроке окупаемости от 2 до 5 лет.
  5. Установка реле времени циркуляционного насоса позволяет регулировать теплоотдачу системы отопления согласно суточной потребности графику, что снижает потребление тепла на 10%, и на 30% в сочетании монтажом термостатных вентилей на отопительных приборах.

При текущем дисбалансе тарифов на тепловую энергию и газ дополнительные возможности экономии дает устройство автономной системы теплоснабжения - крышной котельной.

Во-первых, стоимость 1 Гкал тепловой энергии, произведенной в автономной котельной, в два раза ниже, чем цена за 1 Гкал тепла у теплоснабжающей организации.

Во-вторых, современные мини-котельные можно включать, выключать и регулировать независимо от графиков и режимов центральной котельной. Если на улице установилась плюсовая температура, можно прикрутить вентиль. Это сразу уменьшит расход газа, а сам процесс длится не более минуты. Теплоснабжающие организации не занимаются тонкой настройкой под климат, и чтобы не задохнуться от жары, жильцы открывают окна, а потом оплачивают перетопы.

Экономия воды в МКД

Экономия воды не так актуальна для управляющих компаний и ТСЖ. За исключением случаев, когда технологические потери на ОДН приближается к потреблению на личные нужды собственников помещений. Чтобы выявить причины высокого ОДН, проведите аудит системы водоснабжения.

Причинами высокого ОДН могут быть утечеки в трубопроводах, неисправные приборы учета, бытовое воровство, манипуляция недобросовестных жильцов с показаниями. Большинство причин, приводящих к высокому ОДН, решается установкой АСКУВ - автоматизированной системы коммерческого учета воды . Окупаемость такой системы для жилого дома, в зависимости от выбранной технологии, составляет от 10 месяцев.

Экономия электроэнергии в МКД

Потребление электроэнергии на общедомовые нужды наименее заметны в структуре энергопотребления МКД. Даже если в подъезде будут одновременно гореть 10 ламп накаливания (10 * 60 = 100 Вт), это меньше, чем потребляемая мощность одного квартирного кондиционера (800 Вт). Поэтому эффект от мероприятий по сбережению электроэнергии будет не очень заметен.

При этом установка в подъездах светодиодных ламп, датчиков движения и реле времени, которые включают лампы только в темное время суток, выглядит эффектно и стимулирует население к экономии в быту. Возможно, поэтому управляющие организации часто начинают внедрение программы энергосбережения с этих малозатратных мероприятий.

Интеллектуальные системы учета

Задачу повышения энергоэффективности жилого фонда невозможно решить без достоверного учета потребления ресурсов. Об этом говорит Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ.

Эффект мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах невозможно определить без достоверного учета потребления энергетических ресурсов. Проблема активно решается, принят ряд мер, стимулирующих установку общедомовых и квартирных счетчиков. Сегодня основная задача – перейти к интеллектуальному учету, снятию показаний в режиме реального времени. С 2017 года расходы на ОДН включаются в плату за жилищную услугу вместо коммунальной. Это стимулирует управляющие компании внедрять умные системы учета. Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ

В продолжение статьи.