Другие госты, посвящённые дорожным проблемам. Ездить по плохим дорогам – рисковое дело

Согласно довольно известной и популярной в нашей стране поговорке, в России можно встретить только две беды. Наверняка каждый хоть однажды произнёс эти слова, однако не все знают: одна из шуточных бед регламентируется ГОСТом. Да, как бы это комично ни звучало – существует государственный стандарт, определяющий возможные размеры неровностей на дорожном полотне. ГОСТ под номером 50597-93 – на ямы на дорогах – один из многочисленных стандартов в перечне, принятом в 2018 для действенного функционирования транспортной сферы страны.

Государственные стандарты, касающиеся эксплуатации дорог, в настоящем году изменились – допустимый размер ям на дороге увеличился на несколько сантиметров по всем трём параметрам. Теперь, согласно ГОСТу, ямы на улицах и автодорогах считаются не приемлемыми, если:

  • длина составляет 15 сантиметров и более
  • ширина превышает 60 сантиметров
  • глубина более 5 сантиметров

Российские водители негодуют – те, кто имеет непосредственное отношение к автомобильному транспорту, уверенно говорят: ямы, которые новый стандарт признаёт допустимыми и определяет как необязательные для немедленного ремонта, могут нанести довольно серьёзный ущерб состоянию машины. Допустимые размеры по ГОСТу не должны превышать параметры колёс автомобиля – только в этом случае преодоление преград на дороге в виде выбоин не нанесёт ущерб состоянию машины.

Размеры безобидных ям, установленных ГОСТом, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, не позволят владельцу машины получить материальную компенсацию за поломки, полученные вследствие попадания колёс в неровности. Однако при нарушении требований ГОСТа выплату в 2018 всё-таки возможно получить.

Как получить компенсацию за повреждение машины

Если доверять статистике, наличие неровностей на дорожном полотне является одной из наиболее распространённых причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия. Каждая пятая авария случается именно из-за попаданий автомобильных колёс в ямы – фактора, не зависящего напрямую от водителя. Если неприятность произошла, и виной ДТП стала выбоина, водитель должен точно знать, как ему поступать в такой ситуации.

Первое, что необходимо предпринять после аварии – зафиксировать нанесённые машине повреждения. Второй шаг – очень важный – определить размеры ямы. Опытные водители знают – помимо огнетушителя и медицинских принадлежностей в машине неплохо иметь рулетку или сантиметровую ленту – на случай возникновения именно таких ситуаций. Если измерительного прибора под рукой не оказалось, можно воспользоваться предметом, имеющим постоянный размер – например, выразить габариты выбоины в спичечных коробках или сигаретных пачках.


ГОСТ определяет допустимый размер неровностей – если какой-либо параметр измеряемой рытвины превышает оглашённый стандартом – это повод для вызова Инспекции безопасности и получения материальной компенсации за причинённый вред. Работники ГИБДД должны сообщить название и координаты компании, обслуживающей в 2018 участок дороги с недопустимыми параметрами ям для последующего предъявления ей иска.

Наиболее вероятным получение выплаты станет при отсутствии знаков, сообщающих о неровностях на дороге, ремонте полотна и других обстоятельствах, отклоняющихся от нормы. Водителю, попавшему в дорожное происшествие, нужно обязательно проконтролировать занесение сведений о размерах ямы в протокол.

Другие ГОСТы, посвящённые дорожным проблемам

Кроме государственных стандартов, определяющих допустимые размеры ям на дорогах, существуют и другие нормы, посвящённые функционированию автомобильной сферы. Водителям необходимо ознакомиться с ними, и в случае нарушения стандартов вовремя подать иск и получить компенсацию.

Такие нормы регулируют функциональное состояние искусственных препятствий – лежачих полицейских. Если его покрытие пришло в негодность или одна из частей выпала, дальнейшее использование лежачего полицейского недопустимо. Дорожные ГОСТы контролируют и высоту канализационных люков – частой причины повреждения автомобильного днища. Крышки могут выступать над дорогой на высоту не более 2 сантиметров.

Заключение

ГОСТ на ямах на дорогах – явление, которое можно считать полезным – при нарушении стандартов допустимых размеров водитель в 2018 не только может получить компенсацию за причинённый автомобилю вред, но и считаться невиновным в дорожном происшествии. Однако, учитывая размеры, обозначенные стандартом как безобидные для состояния машины, чтобы гарантированно получить выплату за ущерб из-за ямы, водителям советуют оформить соответствующую страховку.

На сегодняшний день, 20 Марта 2019 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ". Этот ГОСТ действует на ямы ещё с далёкого 1994 года и актуален на 2019 год. Его актуальность относительная, но об этом ниже.

Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 3 требований к состоянию дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в пункте 3.1.2:

3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствует данному ГОСТу.

Как и с кого взыскать ущерб в 2019 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?

Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?

Всё довольно просто!

1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.

2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 - подойдёт и полис ОСАГО , который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Таким образом, можно точно установить, соответствует ли яма ГОСТу. Если она глубже на четверть короткой стороны листа, длиннее двух длинных сторон или шире половины длинной стороны листа, то можно переходить к следующему пункту. Если нет, то можно ехать дальше (если вред причинён только Вашему автомобилю) - увы, но взыскать ущерб в этом случае не получится.

3. Если размеры ямы превышают нормы по ГОСТу, то следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму так, чтобы было очевидно, что её размеры не соответствуют нормам по ГОСТу на ямы. Например, положите несколько тех же листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.

Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму и подтвердили в схеме, что она не по ГОСТу. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.

И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.

Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен - это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.

Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт - 3.1.1, который говорит нам следующее:

3.1.1 Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.

То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.

Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.

4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон "О безопасности дорожного движения":

Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

....
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования.

Можно прямо так и написать дословно: "Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам ". И указать контакты.

5. После этого, пока готовятся документы о ДТП , необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом - даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.

6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.

Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?

Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются .

По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2019 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.

Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-93, как оказывается, не имеет юридической силы, просто пока не все суды это знают.

В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).

Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ ", который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:

Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
....
2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

Как видим, компенсация может быть получена за несоответствие дорог техрегламентам и федеральному закону, но в статье ни слова о ГОСТах на ямы. А в других правовых актах не содержится допустимых размеров ям, выбоин и прочих недостатков дорог, увы.

С десяток автомобилистов попали в неприятную ситуацию на путепроводе МКАД возле Логойского тракта в конце нынешнего января: их машины «проутюжили» глубокие выбоины на дороге, появившиеся после перепада температур. В результате – у кого-то была повреждена подвеска автомобиля, у кого-то - погнуты диски колес. Почему дорога преподнесла автолюбителям такого рода сюрприз, узнала корреспондент «Р».

В Минске за мосты и путепроводы отвечает государственное предприятие «Горавтомост». Сотрудники организации каждый день проверяют состояние дорожного полотна и при необходимости делают ремонт. Сейчас, когда случаются резкие перепады температур от минуса ночью и до плюсовой температуры днем, выбоина может образоваться практически в течение часа. И МКАД не исключение. Сегодня бригада из пяти человек - прораба Владимира Буланова и асфальтобетонщиков Александра Гороха, Станислава Мательского, Виталия Лазарчука и Роберта Шпаковича - выезжает на проблемные участки. С самого раннего утра по путепроводам и мостам Минска проехал мастер предприятия и отметил те места, где ямы носят критический характер. На сегодня зафиксировано таких семь. Первая яма - на пересечении МКАД с улицей Тимирязева.

Для начала мы выставляем за 200 метров до места ремонта предупреждающие знаки для автомобилистов, а также машины прикрытия, - рассказывает прораб Владимир Буланов, пока рабочие готовятся к ремонту.



Ремонтные бригады в нынешних погодных условиях работают днем и ночью

Перед нами выбоина размером 0,3 на 0,3 метра и более 5 сантиметров в глубину. Она уже считается критической. Асфальтобетонщики замеряют «карту» - так они называют ремонтный участок, и один из них берется за нарезчик швов. Вырезает шире контура выбоины участок асфальта, после чего другой рабочий электрическим отбойным молотком разбивает его, и разобранный асфальт грузят и увозят. Воздуходувом очищается «карта» от грязи и мусора и уже после этого заполняется асфальтом – тем, который можно класть при температуре до минус 10. Летом эту латку заменят на горячий асфальтобетон. Интересно, а какой срок годности у новой латки?

У литого асфальта нет срока годности. А вот у того, который мы положим летом, - два года. Что касается, например, этой «карты», то она не развалится, - объясняет прораб. – Кстати, во время работы на объект приезжает технадзор, который проверяет качество производства работ по разборке и укладке асфальта.

Бригада отправляется к следующему месту работы, а прикрывающая машина остается «сторожить» залитый асфальт. Я же интересуюсь, почему так часто приходится ремонтировать наши дороги.

Трещины появляются, когда начинается сильный перепад от низких до высоких температур. Чаще, конечно, выбоины образуются весной. Но, как видите, зима нынче закончилась рано - мы приступили к работам в феврале, - пока мы разговариваем, Владимир Буланов показывает мне, где и когда положили на кольцевой новые латки. - Вот, например, зимой насыпали соль, а она ведь разъедает асфальт. Что потом? Появляются трещины, в них попадает вода – так асфальт и разрушается. К тому же конструкция мостового полотна отличается от конструкции дорожной «одежды»: внизу на мосту под асфальтом находится бетон. Вода, когда проходит туда, никуда не уходит, а поднимается наверх, и при замерзании ее или таянии льда разрушается материал.

Мы едем на следующий объект – МКАД - Дзержинского. Здесь уже в 10-сантиметровую «карту» грузят 400 килограммов асфальта. Чаще всего страдают от «ямочной болезни» первая и вторая полосы дороги. Вообще-то немного страшно находиться с асфальтобетонщиками рядом: стоишь на второй полосе, а по соседним полосам вовсю гоняют водители. Тут не то что обдувает – сдувает!

А мы привыкли. Хотя был неприятный случай. В прошлом году при работах мы поставили предупреждающие знаки – видно нас было точно. Однако машина все равно в нас въехала – куда-то спешил водитель, - вспоминает прораб.


А кто работал на Логойке, когда машины попали в большие ямы? - спрашиваю.

Именно та смена была моей. Мы тогда заделали три выбоины и отправились на следующие объекты, - рассказывает Владимир Буланов. – Тут звонят из ГАИ, говорят, начали биться машины. Приезжаем, идет дождь, движение машин большое, многие стоят у обочин. Ямы от дождя появились буквально за час. Пришлось снова браться за работу.

У нас на балансе 99 мостов и путепроводов, - рассказывает заместитель директора по содержанию и текущему ремонту мостов и путепроводов государственного предприятия «Горавтомост» Антон Шашков. - Их обслуживают пять бригад по 5-7 человек. Они занимаются и ямочным ремонтом, и полным содержанием других наших объектов. Каковы причины ямочности? Большинство объектов не новые. Так, например, одними из самых старых объектов предприятия являются путепровод 1949 года постройки через железнодорожные пути Москва-Минск по улице Долгобродской и путепровод 1958 года с улицы Московской на площадь Независимости.


Знаете, и климат влияет: то дождь заливает дороги, то мороз ударит. Ни один материал от такого количества циклов замораживания-оттаивания не выдерживает, будь этот асфальт положен хоть в Америке, хоть в Швеции. К тому же наша кольцевая сильно перегружена. В свое время эта автодорога проектировалась на перспективную интенсивность движения в 20 тысяч автомобилей в сутки. А сейчас по ней ездят более 100 тысяч машин в день – в 5 раз выше интенсивность. Как асфальт все это может выдержать?

Специалисты надеются, что вторая кольцевая дорога разгрузит первую МКАД. Но пока ситуация на первой напряженная, водителям нужно обращать внимание на дорогу: заметили критическую яму, сообщите об этом в «Горавтомост». Чем раньше ее устранят, тем лучше будет всем автомобилистам.

Кстати, ремонтные бригады не кладут асфальт в дождь. Исключения – критическая ямочность. В дождь кладут временный холодный асфальт и уже на следующий день меняют на более долговечную смесь.

Когда вы ездите по ровным магистралям, то, наслаждаетесь комфортной поездкой на современных транспортных средствах. Хотя время от времени, возможно, вам придется путешествовать по неухоженным дорогам и улицам. Иногда, вы столкнетесь и с большими выбоинами на дороге, которые могут растрясти всё ваше тело до самой глубины.

Выбоины, просто участки дорожного покрытия, которые имеют трещины, а со временем образуется выбоина. Они начинаются как крошечные трещины. Если они не залатаны сразу же, то начинают расти, от нескольких сантиметров в ширину и глубину до нескольких десятков сантиметров.


Когда авто на магистралях и улицах города, они полагаются на плоскую, ровную поверхность для быстрой, комфортной и безопасной езды. Выбоины делают езду тряской и потенциально опасной, так как выбоины могут повредить автомобильные шины и даже влияют на выравнивание колес автомобиля.

Выбоины развиваются естественным путем в результате многих природных и механических процессов. Просто удовольствие передвигаться по недавно проложенной дороге. Но интенсивное движение даёт о себе знать и со временем проявляются проблемы. Просто подумайте о том, какие нагрузки принимает проезжая часть, когда миллионы шин двигаются по ней на высокой скорости.

Трение шин с поверхностью шоссе нагревает дорогу и заставляет её расширяться. В течение долгого времени такое расширение может привести к формированию трещин в поверхности шоссе. Вода может тогда просочиться в трещины.

Особенно в прохладную погоду, цикл замораживания/таяния может очень быстро превратить эти крошечные трещины в выбоины. Когда вода от дождя или снега, просачивается глубоко в трещины дорожного полотна, оно может замерзнуть, если ночью падает температура. Замерзая, вода расширяется, упираясь в края трещины. Если вода просочилась под верхний слой дорожного полотна, это может разорвать асфальт снизу.

Когда температура снова поднимается, вода тает, оставляя более крупные трещины - часто называемые дерном - по всей поверхности проезжей части. Дерны, которые формируются под верхним слоем, могут быстро стать выбоинами. Когда машины проезжают над местом с дерном под ним, вес автомобиля может подтолкнуть верхний слой дорожного покрытия в образовавшееся пространство дерна, образуя отверстие в поверхности проезжей части: яма!

Выбоины возникают на всех дорогах. Просто потому что вы живете в районе, где всегда тепло, не означает, что вы не встретите выбоин. Вода имеет способность разрушать поверхности дороги в любом климате. Даже без цикла замораживания/размораживания, вода все-таки может попасть под асфальт, создать дерн и разрушать материалы, такие как гравий, которые формируют дорожное полотно.

К счастью, дорожно-ремонтные бригады могут исправить выбоины довольно легко. Фиксация выбоины требует очистки от всех камней и грязи ямы перед заполнением ее смесью горячего или холодного асфальта (в зависимости от времени года), чтобы сделать латку на проезжей части поверхности. Иногда также используются специальные химические вещества, которые действуют как клей, чтобы сделать асфальтовые заплаты более монолитными с окружающим асфальтом. Вы можете рассматривать этот метод как похожий на то, как стоматолог заполняет полости в зубах!