Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. В пространстве и по кругу лиц

Закон или иной нормативный юридический акт, имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по кругу лиц. Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона или иных нормативных актов во времени. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. 3

Вступление в действие закона . Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами: 1

  • а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве. Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частноправовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
  • б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;
  • в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый -- немедленное действие. Обратная сила закона -- исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Переживание закона -- редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон -- его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось). Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом. С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона.

Так, одновременно с частью первой ГК РФ, 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса.

Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют: а) официальное опубликование закона; б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование -- не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок -- закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования. В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, -- в «Собрании законодательства Российской Федерации», -- а также в «Российской газете». Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, -- в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Прекращение действия закона . Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);
  • 2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам или органам иной юрисдикции, иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду или органу иной юрисдикции, следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Действие закона в пространстве . Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом. 1

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредственное действие на территории страны, международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (статья 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит статья 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов -- на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Действие закона по кругу лиц. Порядок действия закона по кругу лиц является производным от порядка его действия по территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

«Все лица» -- это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам. 1

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

Действие уголовного закона во времени

В каждом случае применения УК РФ возникает необходимость установления временных пределов его действия. В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Закон считается действующим с момента его вступления в силу после принятия, и его действие распространяется на все время, пока он не будет отменен или заменен новым законом, либо на время, указанное непосредственно в законе при его принятии.

В зависимости от содержания уголовно-правовой нормы различают три типа действия уголовного закона во времени:

  • уголовно-правовые нормы, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на события, произошедшие до вступления в юридическую силу уголовного закона;
  • уголовно-правовые нормы, устанавливающие преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеют, и их действие распространяется только на те события, которые произошли после вступления уголовного закона в юридическую силу;
  • уголовно-правовые нормы, не изменяющие правовой статус лица, совершившего преступление (не ухудшают и не улучшают его положение), вступают в действие с момента вступления уголовного закона в юридическую силу и распространяются на любые события, независимо от времени их совершения.

«Обратная сила уголовного закона» позволяет избегать злоупотреблений в применении уголовно-правовых норм. Такой порядок принят в международной практике и впервые закреплен в ст. 10 УК РФ.

Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Действие уголовного закона по кругу лиц

Уголовное право, в отличие от других , ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать рядом признаков, к которым относятся: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями.

Несмотря на то что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства, уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково. Это связано со спецификой служебной деятельности.

Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Как правило, такие лица объявляются персонами нон грата (нежелательными лицами) и высылаются за пределы Российской Федерации. Однако дипломат, совершивший преступление на территории России, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял.

Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ к ответственности необходимо провести процедуру отрешения его от должности (импичмент) в соответствии с требованиями Конституции РФ.

Для при течения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей. Судьи Конституционного Суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного Суда.

Действие уголовного закона по кругу лиц очень ярко проявляется и в правилах выдачи лиц, совершивших преступление. Эти правила гласят, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этом проявляется забота государства о своих гражданах. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, но совершившие преступление вне ее пределов, могут быть выданы иностранному государству для привлечения их к ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором.

  • 5. Наличие системы права (право издавать законы).
  • 6. Гос-во имеет символы и атрибуты (герб, флаг, гимн).
  • 6. Государство и политические партии.
  • 7. Власть как признак государства. Отличие государственной власти от иных форм властвования.
  • 8. Понятие и классификация функций государства. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.
  • 10. Формы государственного правления.
  • 11. Формы государственного устройства.
  • 12. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 13. Типология государства. Множественность подходов.
  • 14. Политический режим.
  • 1. Демократический
  • 2. Антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский и др.)
  • 15. Политическая система общества: понятие и структура.
  • 16. Правовое государство: понятие, признаки.
  • 17. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
  • 19. Соотношение права и закона.
  • 20. Легализация и легитимация государственной власти.
  • 21. Понятие правовой системы. Виды правовых систем современности.
  • 22.Деформация правосознания. Правовой нигилизм и пути его преодоления в рф.
  • 23.Принципы права: понятие, виды.
  • 24.Функции права: понятие, виды.
  • 26.Правотворчество: принципы, формы стадии.
  • 27. Нормативно- правовой акт. Понятие, виды.
  • 28. Сущность права. Назначение права в обществе.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 30. Систематизация нормативных актов и ее виды.
  • 31. Юридическая техника.
  • 32.Прававое регулирование: понятие, предмет стадии. Способы и типы правового регулирования.
  • 33. Механизм правового регулирования
  • 34.Соотношение права и морали.
  • 35.Механизм государства: понятие, значение, структура.
  • 36.Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 37.Структура правовой нормы и способы её изложения в законе.
  • 38.Понятие правового отношения его структура.
  • 39.Правовой статус: понятие и структура. Виды правового статуса.
  • 40.Социологический и психологический подходы к понятию права.
  • 41,42.Субъективное право: понятие, структура, значение и юридическая обязанность.
  • 43.Юридические факты их классификация. Фактический состав.
  • 44,45.Реализация права: понятие виды. Применение права: понятие стадии.
  • 46.Пробелы в праве и пути их восполнения.
  • 47.Акты применения права: понятие, виды, структура. Требования к актам применения права.
  • 48,49.Толкование права: понятие, виды толкования по объему. Способы толкования.
  • 50. Виды толкования по субъектам.
  • 51.Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
  • 52.Правонарушение, его состав. Виды правонарушений.
  • 53.Юридическая ответственность: понятие, основания и виды.
  • 54.Правовое сознание, его роль в правовом регулировании.
  • 55.Правовая культура: понятие, виды.
  • 56.Законность: понятие и принципы.
  • 57.Законность и правопорядок.
  • 58.Гарантии законности.
  • 59.Единство государственной власти и её разделения на «ветви».
  • 60.Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
  • 62. Государство и церковь(конфессии).
  • 16,63.Проблемы создания правового государства.
  • 64.Социальное государство и его функции.
  • 65.Государство и гражданское общество.
  • 66.Нормативистская теория.
  • 67.Юридические коллизии и их разрешение.
  • 68.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • 69.Тгп в системе юридических наук.
  • 70.Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Определить действие НПА – значит установить с какого времени он вступил в силу и с какого времени прекратил свое существование.

    НПА может вступить в силу:

    Со дня принятия правотворческим органом

    По истечении установленного срока после его опубликования (зак-ны через10 дней, указы через 7)

    Со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие;

    С момента подписания (характерно для подзаконных актов);

    С даты фактического получения акта исполнителями (характерно для подзаконных актов);

    С даты утверждения (регистрации) акта.

    Установление точного времени вступл. в силу важно, т.к. лишь с этого момента, его предписания подлежат исполнению. Новый НПА распространяет свое влияние только на те отн-ния, которые возникают после его вступл. в силу.

    НПА утрачивают силу

    По истечении срока действия акта;

    В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт

    На основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

    Закон обратной силы не имеет (ретроактивность) (общее правило).

    Исключение:

    В самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу;

    Если закон смягчает или устраняет ответственность.

    Действие законов в пространстве (по территории)

    Пределы действия определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте районы Крайнего Севера и т.д.)

    Выделяются : - территориальное действие;- экстерриториальное действие (за пределами гос-ва)

    Территория гос-ва – это земная, водная поверхность, воздушн. пространство, недра в пределах госуд. границы, в том числе территор. вод, континентальных шельфов.

    Условная территория – это посольства, консульства, терр. воинских подраздел. дислоцируемых за границей, терр. гр. кораблей, салоны возд. судов наход. на нейтр. терр. и иных.

    Действие законов по кругу лиц

    Распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

    Исключения :

    1. лица пользующиеся правом экстерриториальности, дипломатического иммунитета

    2. Иностранцы, лица без гражданства не могут быть субъектами некот. прав по законодат. страны пребывания.

    3. Гражданин одного гос-ва наход на территор. др. гос-ва и совершивший преступлен. м.б. привлечен к ответственности в стране пребывания и в стране гражданином кот. он является.

    4. Специальные субъекты права, на кот. кроме общих норм распростран. еще и спец. прав. нормы, кот. не имеют значения для всех др. граждан.

    30. Систематизация нормативных актов и ее виды.

    Систематизация НПА – это деятельность направленная на упорядочение, приведение действующих нормативно-правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.

    Значение : В рез-те систематиз. устран. противоречия м/у правовыми нормами, отмен. или измен. устаревшие нормы и созд. новые более совершенные, отвеч. потребн. общественного развития.

    Виды систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

    Учет – это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необход. прав. информации в массиве актов взятых на учет.

    Учет осущ. практически всеми гос. органами и юр. лицами, для удовлетв. собств. портебн. а правовой информ, либо в коммерч. целях для обеспеч прав. инф. иных субъектов.

    Для быстрого находж. прав. инф. при учете созд. информац-поисковые системы, т.о. задачей учета явл. сбор и поддерж. НПА в сост. позволяющ. оперативно находить нужную прав. инф.

    Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

    Признаки кодиф:

    1. кодифик. деят-тью заним. только компет. правотворч. органы

    2. В рез-те кодиф. созд. новый НПА включ. нормы существенно отлич. от ранее действовавших

    3. Кодиф. акт явл. сводным актом, т.к. в нем сводятся во едино нормы находивш. ранее в разл. актах, но регулир. одну и ту же сферу общ. отношений.

    4. Кодиф. акт явл. основным среди актов, кот. действ. в данной сфере общ. отношений. Он регулирует важную, значительную область общ. отношений.

    5. Рассчитан на длительное время действия.

    Виды: Основы законодательства; Кодексы; Уставы; Положения; Регламенты.

    Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

    Виды инкорпорационных актов

    Сборник;

    Собрания;

    Свод законов.

    Виды инкорпорации

    по субъекту:

    Официальная - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений;

    Неофициальная - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.

    По способу упорядочения:

    Хронологическая - форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу НПА.

    Систематическая (предметная) - упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

    Консолидация – множественность НА преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Новый укр. Акт полностью заменяет вошедшие в него НА поскольку заново принимается компетентным правотворч. органом.

    Не меняется содержание правов. регулир. обществ. отношений. Все норм. установленые ранее принят. актов объед. в новом акте без изменений. В лучшем случае провод. их редакционная правка. Устраняются противоречия, повторы, длинноты фразы и т.д.

    Отличается от инкорп. конечным рез-м, т.е. появляется вновь созд. акт., акты утрачивают свою силу.

    Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

    Действие нормативных правовых актов во времени

    Действие нормативного акта во времени обусловлено:

      • вступлением его в силу и
      • утратой силы.

    Можно выделить несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие :

      1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
      2. момент их принятия или официального опубликования;
      3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
      4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

    Подробнее

    Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу", а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина , устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти , а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

    Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

    В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

    В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

    Прекращение действия нормативных актов :

      • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
      • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
      • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

    Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

      1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
      2. если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.

    О действии правовой нормы в утратившем силу законодательном акте см. ФНС России от 19.01.2018 N СА-4-7/860@ "О направлении для сведения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П"

    Действие нормативных правовых актов в пространстве

    Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе двух принципов:

      • территориального;
      • экстерриториального.

    Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества).

    В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

    Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

    Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

    Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

    Таким образом, действие нормативных актов в пространстве зависит:

      1. от уровня государственного органа, принявшего данный акт;
      2. от юридической силы акта.

    Нормативные акты распространяют свое действие:

      • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
      • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
      • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
      • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

    Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

    Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов.

    НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

    Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

    1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

    По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

    Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

    НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

    1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования .

    (По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

    НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

    2) срок предусмотренный самим НПА

    3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

    Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

    1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

    2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

    3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

    4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

    Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

    1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

    2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

    2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

    Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

    К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

    3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).