Что сотрудник полиции обязан делать? Действия сотрудников полиции при обращении к гражданам и проверке документов Действия сотрудника полиции при обращении граждан.

1. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, а также боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливается:

а) Президентом Российской Федерации;

б) Правительством Российской Федерации;

в) Министром внутренних дел Российской Федерации;

г) Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

2. Что должен сделать сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить о своем намерении;

б) разъяснить ему причину и основания применения мер принуждения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

в) убедиться в нежелании гражданина выполнять его законные требования;

г) сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения его законных требований.

3. Каким способом сотрудник полиции обязан предупредить лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

б) подать сигнал свистком;

в) сделать любой жест рукой;

г) Федеральный закон «О полиции» не определяет способ предупреждения лица, в отношении которого предполагается применение указанных мер.

4. В каком случае сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

а) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни гражданина или сотрудника полиции;

б) если промедление в их применении может повлечь иные тяжкие последствия;

в) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу здоровью гражданина или сотрудника полиции;

г) во всех перечисленных случаях.

Имеет ли право сотрудник полиции применить специальные средства для пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если мероприятия носят ненасильственный характер, не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций

а) да, если нарушен установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;

б) да, имеет право пресекать любые незаконные мероприятия с массовым пребыванием людей;

в) нет, применение специальных средств в указанной ситуации запрещено;

г) нет, только для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.


6. В каких случаях сотрудник полиции имеет право на применение средств принудительной остановки транспорта:

а) в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

б) при необходимости использования транспортного средства в служебных целях;

в) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке.

7. Для отражения нападения сотрудник полиции вправе использовать любые подручные средства, независимо от того, есть ли у него необходимые специальные средства или огнестрельное оружие:

а) да, имеет право с учетом того, чтобы используемые подручные средства не нанесли чрезмерный вред жизни, здоровью и имуществу граждан;

б) имеет право только при отсутствии у сотрудника полиции необходимых специальных средств или огнестрельного оружия;

в) да, имеет право, если позволяет складывающаяся оперативная обстановка;

г) Федеральным законом «О полиции» такое право для сотрудников полиции не установлено.

8. Какие виды специальных средств могут применяться сотрудником полиции только при наличии соответствующего допуска, полученного в установленном порядке:

а) светошоковые устройства;

б) световые и акустические специальные средства, средства разрушения преград;

в) средства принудительной остановки транспорта;

г) средства сковывания движения.

9. Какой сотрудник полиции имеет право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград:

а) сотрудник полиции, успешно прошедший периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств;

б) сотрудник полиции, имеющий служебное удостоверение установленного образца;

в) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск;

г) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке документ, подтверждающий прохождение им обучения по соответствующим учебным программам.

10. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

а) направляется на дополнительное обучение, по завершении которого повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

б) привлекается к дисциплинарной ответственности и повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

в) подлежит увольнению из органов внутренних дел по служебному несоответствию;

г) подлежит аттестации на соответствие замещаемой должности, а до вынесения решения комиссии - отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

11. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение специальных средств или огнестрельного оружия, предупреждает об этом:

а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок действий в данном случае;

б) сотрудник полиции, который приготовил специальные средства или огнестрельное оружие к применению;

в) один из сотрудников полиции, входящий в состав подразделения (группы);

г) руководитель подразделения (старший группы)/

12. В каких случаях сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

а) если их применение выполняется по команде руководителя подразделения (старшего группы), в составе которого (которой) действует сотрудник полиции;

б) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает такие случаи

г) если их применение не создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо не может повлечь другие тяжкие последствия;

13. Какие действия должен выполнить сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в случаях, когда такие действия являются обязательными:

а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок таких предварительных действий;

б) предупредить лица (лицо), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своих намерениях и законных требованиях;

в) сообщить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих законных требований;

г) предоставить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, минимально необходимое время для выполнения своих законных требований.

14. Что должен учитывать сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) создавшуюся обстановку;

б) характер и степень опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие;

в) характер и силу оказываемого ими сопротивления;

г) все перечисленное.

15. Какие действия обязан выполнить сотрудник полиции в отношении гражданина, получившего телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) незамедлительно доложить своему непосредственному начальнику (руководителю подразделения, старшему группы) об обстоятельствах произошедшего и пострадавших, в последующем действовать согласно полученным командам (приказам, поручениям);

б) вызвать соответствующую экстренную медицинскую службу, незамедлительно доложить дежурному по органу внутренних дел об обстоятельствах произошедшего, пострадавших и принятых мерах, в последующем действовать, согласно складывающейся ситуации;

в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает особые требования для таких действий;

г) оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок.

16. Обязан ли сотрудник полиции уведомить близких родственников или иных близких лиц гражданина, которому причинены телесные повреждения в результате применения данным сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) да, обязан уведомлять, в случае, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;

б) да, обязан уведомить в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений гражданину;

в) да, обязан уведомить в кратчайший срок, но не более 4 часов;

г) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает каких-либо обязательных предписаний для сотрудников полиции, применивших физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях

17. Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) нет, не обязан уведомлять, за исключением случаев, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;

б) да, обязан уведомить в течение 2 часов с момента наступления одного из указанных последствий;

в) да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий;

г) да, обязан уведомить, если последствия наступили в результате превышения сотрудником полиции своих полномочий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

18. О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:

а) Федеральный закон «О полиции» не ограничивает каким-либо образом действия сотрудника полиции после применения им физической силы на законных основаниях;

б) после каждого случая применения физической силы, независимо от того причинен ли вред здоровью гражданина, а также материальный ущерб гражданину или организации;

в) после каждого случая применения физической силы, кроме случаев, когда причинен легкий вред здоровью гражданина либо малозначительный материальный ущерб гражданину или организации;

г) о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации.

19. О каких случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов:

а) о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия, независимо от того причинен вред здоровью гражданина либо материальный ущерб гражданину или организации;

б) только о случаях одновременного применения специальных средств и огнестрельного оружия;

в) только о случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия в отношении лиц, совершивших преступление;

г) только о случаях причинения ранения или наступления смерти нескольких лиц, ставших результатом применения специальных средств или огнестрельного оружия.

20. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства:

а) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение физической силы;

б) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение огнестрельного оружия;

в) в отношении женщин, несовершеннолетних, лиц с явными признаками инвалидности, когда законом «О полиции» запрещено применение огнестрельного оружия.

21. В каком из указанных вариантов действий сотруднику полиции разрешено лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей:

а) во всех случаях, за исключением связанных с пресечением преступлений и административных правонарушений;

б) во всех случаях, если они не связаны с доставлением в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержанием этих лиц;

в) во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять специальные средства или огнестрельное оружие;

г) во всех случаях, за исключением вызванных физическим противодействием сотрудникам полиции.

22. Полиция Российской Федерации это:

а) орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска и осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других органов государственного управления;

б) подразделения, организации и службы органов внутренних дел Российской Федерации;

в) система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом;

г) государственный вооруженный орган исполнительной власти.

23. Полиция Российской Федерации не предназначена:

а) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации;

б) для защиты личной, общественной, государственной безопасности;

в) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод иностранных граждан, лиц без гражданства;

г) для противодействия преступности;

д) для охраны общественного порядка, собственности;

6. для обеспечения общественной безопасности.

24. Предназначением полиции является:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений;

б) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств с правом применения мер государственного принуждения;

в) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

25. К основным направлениям деятельности полиции не относится:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

г) осуществление оперативно-розыскной деятельности;

д) розыск лиц;

е) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

ж) обеспечение правопорядка в общественных местах;

з) обеспечение безопасности дорожного движения;

и) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

26. К основным направлениям деятельности полиции не относится:

а) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

б) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

в) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

г) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

д) производство предварительного следствия по уголовным делам.

1. В главе 2, которая начинается с настоящей статьи, изложены принципы деятельности полиции. Термин "принцип" означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие "принцип" можно определять через слова "основное начало", "требование", "обязанность", "идея" и т.п. По латыни принцип - это первоначало, основа.

2. Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе "О полиции".

3. Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

4. Критерии принципов деятельности полиции следующие:

Положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;

Принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;

Несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;

Принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

5. Комментируемая статья посвящена первому из основных принципов деятельности полиции - принципу уважения прав и свобод человека и гражданина.

6. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

7. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

8. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

9. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

10. Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

11. Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

12. В части 3 комментируемой статьи закреплен прямой запрет осуществления сотрудниками полиции пыток, насилия, другого жестокого и (или) унижающего человеческое достоинство обращения в отношении кого-либо из вовлеченных в сферу их деятельности лиц. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции, вне зависимости от того, какой именно вид правоприменения им реализуется. Независимо от того, осуществляется ли полицией производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья.

13. Положения, закрепленные в ч. 3 комментируемой статьи, детализируются ст. 9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года N 438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

14. Определимся теперь с понятиями "насилие", "пытки" и "обращение, унижающее человеческое достоинство", использованными законодателем в комментируемой статье.

15. "Насилие" есть "принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь". Что же, сотрудники полиции не вправе осуществлять вообще никакого принудительного воздействия? Конечно же нет. Все те меры принудительного воздействия, право реализации которых сотрудниками полиции закреплено в нормативных правовых актах и прежде всего в комментируемом Федеральном законе, при наличии к тому фактических оснований и соблюдении предусмотренных законом условий, процедуры и т.п. полиция применять не только вправе, но в ряде случаев и обязана. Не разрешается сотрудникам полиции не вообще осуществление принуждения, а реализация такого насилия, которое не предусмотрено либо выходит за пределы их правового статуса.

Обязанности полиции и права ее сотрудников касаются каждого из граждан, т. к. любой может столкнуться либо с преступлением, либо с его расследованием. Что конкретно обязаны делать полицейские и на что они имеют право?

Каковы права и обязанности полиции

Полностью права и обязанности полиции зафиксированы в соответствующем федеральном законе (закон "О полиции" от 07.02.2011 № 3-ФЗ). Всего закон фиксирует более 40 видов обязанностей, которые можно разделить на несколько категорий:

  1. Раскрытие совершенных преступлений и правонарушений в пределах своей компетенции. В рамках исполнения этого вида обязанностей полиция принимает от граждан заявления и сообщения о нарушении закона, занимается дознанием, административным производством и т. д.
  2. Охрана правопорядка и поддержание безопасности. Сюда входит как пресечение совершающихся преступлений и правонарушений, так и обеспечение безопасного проведения митингов, охрана имущества и т. д. Кроме того, совместно с другими органами власти полиция обеспечивает проведение спасательных мероприятий и карантинных мер при эпидемиях и эпизоотиях.
  3. Оперативная деятельность и розыск. Этим полиция занимается как по делам, дознание по которым ведется ее сотрудниками, так и по поручению других следственных органов.
  4. Контроль за безопасностью дорожного движения, соблюдением ПДД и технических стандартов на транспортные средства. В основном эти функции возложены на ГИБДД.
  5. Контроль за оборотом оружия. Сюда входит как выдача лицензий, так и проверка условий хранения и т. п.
  6. Предотвращение экстремистской и террористической деятельности.

Для осуществления возложенных на нее обязанностей полиция наделена и очень широким кругом прав. Полный их перечень, установленный федеральным законом, включает более 30 пунктов. В частности, полиция вправе:

  • требовать от отдельных людей и организаций прекращения действий, нарушающих закон;
  • проверять документы у граждан, если есть основания подозревать их в совершении правонарушений или преступлений;
  • вызывать для дачи объяснений и показаний любых лиц, если ведется расследование преступлений, административное производство или проверка по заявлениям о нарушении закона;
  • запрашивать и бесплатно получать информацию (справки, копии документов и т. д.).

Основные обязанности сотрудника полиции

Все перечисленные выше обязанности полиции касаются всей организации в целом. Круг же обязанностей конкретного сотрудника зависит от его должности и места службы. Однако есть обязанности, касающиеся каждого из полицейских:

  • знать и соблюдать законодательство — от Конституции до внутренних нормативных актов МВД;
  • выполнять должностные функции;
  • выполнять законные приказы руководства;
  • обращаться по вопросам, касающимся службы, к непосредственному (а в исключительных случаях — и к вышестоящему) начальству;
  • соблюдать распорядок, установленной в той организации, в которой он служит;
  • поддерживать на должном уровне свою квалификацию;
  • хранить служебную или иную охраняемую законом тайну, не разглашать информацию, которая стала известна в связи со служебными делами;
  • беречь имущество государства;
  • в установленных законом случаях отчитываться о своих доходах и имеющемся имуществе, а также об имуществе и доходах членов семьи (супруга или супруги, а также детей, если они не достигли совершеннолетия);
  • сообщать о приобретении иностранного гражданства и выходе из российского;
  • уведомлять руководство о случаях, когда исполнение служебных функций оказывается связанным с личным интересом;
  • сообщать в установленном порядке о каждой попытке подкупа или иного вовлечения в коррупционные действия.

Что каждый сотрудник полиции обязан делать

Кроме того, есть и особые обязанности, возложенные на каждого полицейского. Любой из них как в рабочее, так и в свободное время обязан:

  • оказывать экстренную помощь гражданам, пострадавшим от противоправных действий или несчастных случаев;
  • при выявлении совершающегося или совершенного преступления/правонарушения принять меры к пресечению нарушающих закон действий, задержанию подозреваемых и охране места происшествия до прибытия коллег, к чьей компетенции относится случай.

Последнее особенно важно знать гражданам: если вы стали свидетелем нарушения закона, вы имеете право обратиться к любому сотруднику полиции, оказавшемуся поблизости, — вне зависимости от того, находится ли он сейчас на службе и какую должность занимает.

Не знаете свои права?

Каковы обязанности участкового полиции

Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.

Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:

  1. Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.
  2. Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.
  3. Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.
  4. Пресекать противоправные действия.
  5. Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.
  6. Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.
  7. Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.

Если вкратце, то на своей территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделений полиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).

Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях:

  1. При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.
  2. Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в неприемные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.
  3. При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости — даже взломав дверь.

Основные права сотрудника полиции

Обязанности полиции в целом и каждого ее сотрудника в отдельности подразумевают наличие прав. Так, каждый полицейский, независимо от занимаемой должности, имеет право:

  • на обеспечение условий, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с нормативными актами, определяющими его служебный статус, права и обязанности;
  • отдых (то есть на служебное время установленной продолжительности), выходные и отпуска;
  • оплату работы и иные выплаты, установленные законом и служебным контрактом;
  • получение необходимой по службе информации, включая в случае необходимости и тайную;
  • свободный доступ в органы власти или организации, если это необходимо для выполнения должностных обязанностей;
  • знакомство со своим личным делом, а также приобщение к делу необходимых документов;
  • защиту от разглашения личных сведений;
  • служебное продвижение в установленном порядке;
  • профессиональную подготовку и образование;
  • разбирательство по служебным спорам, проведение при необходимости проверки, а также иную защиту прав в соответствии с законом;
  • защиту здоровья и жизни (как себя самого, так и членов семьи), а также своего и семейного имущества.

Кроме того, полицейский, как и любой другой гражданин, имеет право на пенсионное обеспечение и страхование.

На что каждый сотрудник полиции имеет право

Помимо общих прав, перечисленных выше, каждый полицейский, независимо от своей должности, места и времени, имеет дополнительные права, связанные с охраной порядка и пресечением нарушений. К таким правам относятся:

  • право требовать от любого лица прекратить нарушение закона;
  • право проверять документы, которые подтверждают личность или служебные полномочия граждан и должностных лиц;
  • право использовать в экстренных случаях чужой транспорт для пресечения противоправных действий, преследования подозреваемых, доставки к месту оказания медицинской помощи пострадавших и т. д.;
  • право задерживать подозреваемых, а также доставлять их в служебные помещения;
  • право в установленных случаях применять силу, оружие или спецсредства.

Права полиции на применение оружия, силы и спецсредств

Обязанности полиции по сохранению правопорядка и борьбе с совершением преступлений дают полицейским право использовать при необходимости силу, оружие или специальные средства. Но в каких случаях они могут их применять?

Если вкратце, то такое право у полицейских возникает в следующих ситуациях:

  1. Для пресечения противоправных действий, в том числе сопротивления законным требованиям полицейского.
  2. Для задержания подозреваемого.
  3. Чтобы отразить нападение на самого полицейского, иных граждан либо охраняемый объект.
  4. Для принудительной остановки транспорта.
  5. Для прекращения беспорядков.

Однако есть и обязанности полиции, касающиеся случаев применения силы или особых средств:

  1. Полицейский обязан предупредить нарушителя и дать ему возможность добровольно исполнить требования полиции. Это правило не касается лишь случаев, когда промедление может повлечь тяжкие последствия.
  2. Запрещается применять насилие или оружие по отношению к беременным, детям или инвалидам. Исключением являются случаи, когда такие лица вооружены либо совершают преступление, опасное для жизни людей.
  3. Нельзя применять оружие, если при выстреле могут пострадать посторонние лица.

Однако важно помнить и другое: если полицейский вооружен и достал оружие, он вправе запретить к себе приближаться. При этом при любой попытке сократить расстояние или дотронуться до его оружия он вправе стрелять на поражение.

Российские правозащитники напечатали памятку, в которой подробно объясняются права граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств были вынуждены общаться с сотрудниками МВД.

Может ли сотрудник полиции проверить документы у любого встретившегося ему гражданина?

Нет. В соответствие с ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О полиции" такое право возникает у полицейского только если:

  • есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления;
  • есть данные, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения;
  • есть основания для задержания гражданина.

В соответствие с ч. 4 ст. 14 ФЗ "О полиции" к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше:

  1. Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  2. Совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания наказания, не прибывшие к месту отбытия наказания;
  3. Уклоняющиеся от административного ареста, либо от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, либо от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  4. Незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;
  5. Допустившие нарушение правил комендантского часа;
  6. Предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;
  7. Совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом госпитализации в такое учреждение;
  8. В отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Если вы к указанным категориям граждан не относитесь, то и проверять ваши документы у полицейского нет никаких оснований. Но не следует забывать, что в соответствии со ст. 72 приказа МВД РФ от 29.01.08 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" полиция обязана обращать особое внимание на:

  • лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;
  • проявляющих подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;
  • группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах;
  • занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.

Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является.

Каковы правила обращения полицейского к гражданину?

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  1. назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  2. в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5 ФЗ -3).

Особые требования при общении с гражданином предъявляет к сотруднику ППС Устав патрульно-постовой службы (приказ МВД РФ № 80 от 2008 г). Сотрудник ППС обязан поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения (п. 227 Устава ППСМ). По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 228 Устава ППСМ). Как указано в "Памятке о профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции и граждан", "в обращении с гражданами недопустимы высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний, угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство", нравоучения и несправедливые упреки, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающие жесты и знаки. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего".

В разговоре с гражданами сотрудник ППСМ обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229). Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием (п. 230).

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали (п. 231). С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста (п. 232). Если в документ гражданина вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их (п. 233).

В то же время следует отметить такую непростую ситуацию, когда вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права. В подобной ситуации надо постараться объяснить сотруднику полиции, что он не прав; если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону "02" дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, можно простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли полицейский представиться, если к нему обратился гражданин?

Да, и не просто назвать свои должность, звание, фамилию, но также внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (ч. 5 ст. 5 ФЗ -3).

Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации?

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) руководствуется законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории РФ. При этом он обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в РФ, наличие соответствующих отметок (даты - штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы РФ (п. 238).

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию (п. 239).

Вместе с тем, в соответствии с п. 34, 35 "Наставления по организации деятельности МВД РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства", утвержденного МВД РФ и ФМС 12.10.09 N 758/240, сотрудник МВД вправе доставить лицо без регистрации только в одно-единственное место - орган ФМС. Доставление иностранного гражданина, нарушающего правила регистрации, в дежурную часть ОВД - исключительная компетенция сотрудника ФМС.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не было, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, вам надо постараться объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону "02" дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, вы вправе простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли гражданин иметь при себе паспорт?

Нет. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ любая обязанность на гражданина может быть возложена только федеральным законом. Однако ни один федеральный закон не требует от гражданина иметь при себе паспорт. Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно.

Но если гражданин утратил или повредил паспорт из-за небрежного хранения, либо умышленно сделал своему паспорту харакири, его ждет ответственность по ст. 19.16 КОАП - штраф в размере от 100 до 300 руб. Наступает ответственность гражданина и в случае, если по месту своего постоянного жительства или месту временного проживания (т.н. месту пребывания) он не имеет паспорта либо паспорт недействителен, либо у гражданина нет регистрации. При этом обратите внимание: граждане России и Беларуси вправе проживать на жилой площади без регистрации до 90 дней, иностранные граждане - до 7 дней.

Уточним, что же такое "место пребывания" и "место жительства". В соответствие с Законом РФ от 25.06.93 N 5242-I "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" под местом пребывания понимается жилое помещение, в котором человек проживает временно (например, гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, турбаза, больница и т.д.).

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое, общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т. д, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 2 Закона РФ).

В соответствие с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.07.95 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" контроль за соблюдением Правил регистрации осуществляют органы ФМС РФ. Полиция же им в этом только помогает.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, надо постараться избежать развития конфликта, объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав о допущенном нарушении по телефону "02" дежурную часть органа внутренних дел, попросив направить на место для проведения разбирательства представителя вышестоящего руководства. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, если сотрудник принес вам свои извинения, вы вправе его простить, а, если он не раскаивается либо его действиями вам был причинен существенный вред, действия сотрудника следует обжаловать вплоть до взыскания вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием полицейского.

Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?

Да. Согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 333 от 04.05.10, "вне органов внутренних дел, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации".

Пункт 87 Устава патрульно-постовой службы требует от сотрудника МВД при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. После этого полицейский должен немедленно доложить об этом дежурному и начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Потому, если вам при обращении к сотруднику полиции рекомендуют отправиться писать заявление в дежурную часть, напомните требование п. 9 приказа МВД РФ № 333.

Вправе ли полицейский требовать от граждан покинуть определенное место?

Вправе, но только если:

  1. данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, и на этом месте необходимо провести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;
  2. необходимо сохранить следы преступления;
  3. для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;
  4. при нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Правило № 1: перед их применением сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.

Правило № 2: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).

Правило № 3: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

Правило № 4: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).

Правило № 5 (касается только физической силы): физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).

Правило № 6: "деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан" (п. 2 ст. 5 ФЗ-3).

Спецсредства полицейский может применить в следующих случаях:

Резиновые палки Газовые средства Средства ограничения подвижности Специальные окрашивающие и маркирующие средства Электрошоковые устройства Служебные животные Средства принудительной остановки транспорта Средства сковывания движения Водометы
1) отражение нападения на гражданина или полицейского Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
2) пресечение преступления или административного правонарушения Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
3) пресечение сопротивления, оказываемого сотруднику Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
4) задержание застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
5) задержание лица, которое может оказать вооруженное сопротивление Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
6) доставление в полицию, конвоирование и охрана задержанных и заключенных Нет Нет Да Нет Нет Да Нет Нет Нет
7) освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий и помещений Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да
8) пресечение массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта Да Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Да
9) остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование полицейского об остановке Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Нет Нет
10) выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Нет Нет
11) защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан Да Нет Нет Да Нет Да Да Нет Да

За невыполнение законных требований полицейского гражданин несет ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ и может быть арестован на срок от 1 до 15 суток. В то же время при применении насилия в отношении представителя власти наступает ответственность по ст. 318 УК РФ, предусматривающая до 5 лет лишения свободы, а причинении полицейскому легкого вреда здоровью - до 10 лишения свободы.

Как вести себя, если вас задержали?

Если вы считаете, что вас задержали необоснованно, будьте спокойны и сдержаны, полностью перепишите все данные служебного удостоверения задержавшего вас сотрудника, а также тех лиц, которые отказались отпустить вас при доставлении в дежурную часть отделения.

По возможности установите и запишите данные свидетелей, которые могут подтвердить необоснованность вашего задержания, потребуйте возможности связаться со своими родственниками или адвокатом.

Если есть возможность, сообщите о неправомерных действиях полицейского по телефону "02", где ваш звонок будет записан не только оператором, но и на электронный носитель.

Имейте в виду, что, если вас обвиняют в совершении административного правонарушения или уголовного преступления, дело по которому подлежит рассмотрению мировым судьей, то в качестве вашего защитника по вашей письменной доверенности, оформленной на обычном листе бумаги, может быть допущен не обязательно адвокат, а любой совершеннолетний дееспособный гражданин.

Запишите данные ваших сокамерников, не исключено, что вам потребуются их свидетельства. Внимательно читайте все, что вами подписывается. Если что-то в протоколе или акте написано неправильно, сделайте внизу собственноручную дописку со своими возражениями.

Если у вас есть доказательства невиновности, о которых полиция не знает или не хочет на них обращать внимание, прежде, чем поставить подпись в документе, напишите свои ходатайства ("прошу вызвать и допросить такого-то, затребовать и приобщить такой-то документ, осмотреть такое-то помещение" и т.д.).

Если же вы реально виновны, сосредоточьте внимание на смягчающих вашу вину обстоятельствах и положительных данных о вашей личности. В этом случае, отрицая свою вину, вы с большой долей вероятности ухудшите свое собственное положение.

Куда можно жаловаться на неправомерные действия сотрудников полиции?

Наименование органа Адрес Телефон
Управление собственной безопасности ГУВД г. Москвы Москва, ул. Баррикадная, д. 8 стр. 5-г 255-96-57, 254-86-50 (на Метрополитене)
Инспекция по личному составу ГУВД г. Москвы Москва, Петровка, д. 38 698-66-61, 698-66-63
Телефон доверия ГУВД г. Москвы Москва, Петровка, д. 38 709-13-12
Управление полиции на Московском Метрополитене пр. Мира, д. 41 стр. 2 622-71-94, 621-01-31
Горячая линия Правительства по правоохранительным органам 777-11-47 (с 8.00 до 17.00)
Дежурная часть ГУВД г. Москвы Петровка, д. 38 02
Прокуратура г. Москвы Москва, Новокузнецкая, д. 27 951-71-97 (справочная)
Приемная Общественного Совета при ГУВД по г. Москве Москва, Петровка, д. 19 стр. 4 694-91-40

Новые нагрудные знаки сотрудников полиции

Согласно ст. 1 ФЗ «О полиции», назначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Однако в жизни случается разное, а сотрудники полиции — в первую очередь люди, которые порой могут вести себя некорректно и превышать пределы должностных полномочий.

Для того чтобы не дать себя в обиду недобросовестному полицейскому, следует хорошо знать свои права и обязанности сотрудников полиции.

Когда сотрудник полиции может проверить документы?

Условия, при которых сотрудник полиции имеет право проверить документы, удостоверяющие личность, четко регламентированы п. 2 ст. 13 ФЗ «О полиции». Безосновательная проверка документов запрещена. Также следует помнить о том, что вы не обязаны отдавать удостоверение личности работнику правоохранительных органов — будет достаточно предоставить его для ознакомления из ваших рук.

На каком основании сотрудники полиции могут задержать?

Закрытый перечень оснований для задержания представлен в п. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции». В случае задержания следует обратить внимание не только на его обоснованность, но и на порядок — в дальнейшем несоблюдение установленных законом процедур может служить основанием для обжалования.

Какие права имеет задержанный?

Целью задержания является отнюдь не унижение чести и достоинства личности или ограничение прав и свобод, а пресечение противоправных действий отдельных лиц. К сожалению, сотрудники полиции иногда забывают об этом.

На какой срок полиция имеет право задержать?

Основная норма, регулирующая срок задержания, содержится в ст. 22 Конституции РФ: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Подробнее данный вопрос раскрыт в КоАП и УПК.

В каких случаях сотрудник полиции имеет право применить физическую силу?

Иногда при задержании полицейские имеют право на применение силы, однако прибегнуть к физическому воздействию они могут лишь в том случае, когда «несиловые приёмы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей».

Когда полиция вправе применять огнестрельное оружие?

Однако иногда силовых приемов бывает недостаточно для сохранения общественного порядка. Закрытый перечень оснований для применения огнестрельного оружия содержится в ст. 23 ФЗ «О полиции».

Куда жаловаться на действия сотрудников полиции?

Если действия или бездействие сотрудников полиции нарушают ваши основные права и свободы, вы имеете право подать жалобу удобным для вас способом. Наиболее оперативным путем является звонок на горячую линию МВД, также вы можете обратиться в вышестоящий орган или к должностному лицу, в органы прокуратуры или суд.