Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров). Прозрение

Из книги «Великий праведный старец страстотерпец Григорий»

Глава 10
Прозрение
Последняя глава книги есть ответ на вопрос многих добрых людей, кто искренне хотел бы разделить чувства Святых Царственных Мучеников по отношению к Их Другу, но у кого есть сомнения. Эти сомнения навеяны горами публикаций, порочащими доброе имя старца Григория. Почти во всех этих публикациях непременно есть ссылки на конкретных людей, кто оставил потомкам свои свидетельства-обвинения. Мы сняли основные обвинения, рассмотрев поближе личности этих людей, и те мотивы, которыми они руководствовались в силу особенностей своей натуры и в силу довлеющих над ними обстоятельств.
Но в ряду противников старца Григория Нового следует выделить людей, чье благородство, честность и добрые намерения, наконец, чей нравственный авторитет не могут быть подвергнуты никакому сомнению уже в силу того, что они прославлены Церковью. И уже только поэтому их позиция заслуживают отдельного разговора. Речь идет о преподобномученице Вел. княгине Елизавете Федоровне, священномученике Гермогене (Долганове), епископе Тобольском, а также новомученике Михаиле Новоселове. К ним по праву можно присоединить и архиепископа Феофана (Быстрова). С него и начнем.

На фото: схимонах Макарий, епископ Феофан Полтавский, Григорий Распутин-Новый

10.1. Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров). Есть ли основания считать, что мнение архиепископа Феофана, бывшего духовника Царской Семьи, изменилось в отношении старца Григория Распутина-Нового? Находясь в России, владыка Феофан вел настоящую борьбу с Григорием Распутиным, пытаясь обличить его перед Царем и Царицей, как человека недостойного и дискредитирующего своим поведением Венценосную Чету. С одной стороны, прямых свидетельств того, что в душе владыки Феофана произошел переворот по отношению к бывшему своему духовному другу, а потом врагу, не обретается. Однако история всегда оставляет метки, которые для внимательного глаза исследователя, как для опытного таежника малоприметные следы в глухой тайге, могут многое рассказать и приоткрыть плотную завесу тайны, казалось бы, навсегда закрытую временем от глаз постороннего.

Как уже было изложено в соответствующем месте, владыка Феофан в июне 1909 года побывал в Верхотурском монастыре и на родине Григория Распутина - селе Покровском. К Григорию Ефимовичу молодой владыка еще задолго до путешествия испытывал предвзятое чувство, быть может, даже неприязнь, навеянную грязными слухами о его поведении с женщинами. На обратном пути епископ Феофан отправился в Саровский монастырь, чтобы в молитве у мощей преп. Серафима разрешить свои сомнения.

Здесь случилось с ним одно маленькое происшествие, о котором он в дальнейшем никому не рассказывал. То, что произошло с молодым владыкой наводит на размышление. А произошло вот что. Цитируем биографа архиепископа Феофана Полтавского схимонаха Епифания.
«Владыка Феофан, как было сказано прежде, ездил в Сибирь, на родину старца Григория. Об этом факте мы знаем не со слов Владыки Феофана, а из воспоминаний личного секретаря Наместника Кавказа, графа Воронцова-Дашкова, Семена Семеновича Марчевского, закончившего жизнь в монастыре.

Марчевский находился на богомолье в Саровской обители. В те самые дни в обитель пришла телеграмма из Сибири, что духовник Царской Семьи, Епископ Феофан, проездом сделает остановку, чтобы помолиться в Саровской обители. Далее следовала просьба выслать к приходу поезда на железнодорожную станцию лошадей. Получив такую телеграмму, начальство обители, предполагая, что духовник Царской Семьи, по всей вероятности, лицо более светское, чем духовное, попросили Марчевского встретить на станции “придворного” Владыку. Семен Семенович встретил его. И в дороге, как человек светский, попытался занять “столичного Епископа” светским разговором. Но Епископ в ответ хранил молчание. Семен Семенович не мог понять, почему Епископ не поддерживает “светского разговора”. Видимо, ему не приходилось встречаться с такими архиереями, как Владыка Феофан, и он ему не понравился: весь путь со станции до обители он молчал. Владыка был погружен в непрестанную молитву, а светский человек этого просто не мог понять.

По приезде в обитель Епископ Феофан попросил игумена предоставить ему возможность помолиться наедине в келии Преподобного Серафима, в той самой келии, в какой он отошел ко Господу. Такую возможность с готовностью ему предоставили. Когда Владыка молился в келии, в ней, кроме него, никого не было, и внешнее наблюдение было встревожено тем обстоятельством, что эта молитва продолжалась слишком долго. Монахи опасались, что в келии с Епископом что-то случилось. Но они не решались войти. Тогда они обратились за помощью к Семену Семеновичу, он же, войдя в келию Преподобного, обнаружил Епископа Феофана в глубоком обмороке. И в этом случае светский человек не сумел истолковать происшествие с Епископом духовно, это обстоятельство показалось живому свидетелю “каким-то таинственным и непонятным”. А сам Владыка Феофан не нашел возможным говорить о том, что случилось с ним в келии Преподобного Серафима» 1 .

Что же произошло с владыкой Феофаном? Было ли ему духовное видение и кого? Может быть сам батюшка Серафим в собственной своей келии преподал духовный урок дерзновенному епископу? Об этот уже никто не узнает. Епифаний предполагает, что владыке Феофану было открыты судьбы России, а также и то, что его попытки вразумить Царя и Царицу относительно Распутина окажутся бесплодными. Так ли это? Вряд ли. Если бы таковое случилось, владыка Феофан не приминул бы рассказать об этом именно Царю и Царице по долгу, конечно, если это могло что-то изменить. А если уже ничего изменить было невозможно, для чего же он затеял кампанию против Распутина, для чего донимал Государыню своими разоблачениями? Если бы видение в келии преп. Серафима однозначно указывало на неизбежность грядущего и призывало бы его к молчанию, он не должен был втягиваться в этот пустой конфликт, ничего кроме страдания не принесшего Государыне. Из того факта, что человек безукоризненной нравственности и обостренного чувства долга, каковым несомненно был владыка Феофан, поступил именно так, можно сделать единственный вывод - никакого откровения в том духе, как его преподносит Епифаний, не было, а было нечто другое, что ввело владыку в беспамятство и о чем он не решился поведать никому.

Быть может, его духовный опыт носил характер не предупреждения о грядущих катастрофах, а имел целью остановить владыку в его чрезмерном обличительном порыве, который, впрочем, можно было бы уподобить невинной борьбе с ветряными мельницами, если бы не столь тяжкие последствия и для Царской Семьи, и для всего Государства Российского, которые последовали за всей совокупностью усилий по дискредитации Григория Распутина, к чему приложил руку и владыка Феофан (Быстров).

В тот период своей жизни епископ Феофан всецело находился в плену того настроения, которое подвигало его на борьбу с Григорием Распутиным и на обличение его перед Царем и Царицей. Если можно так выразиться, желание разоблачить Григория стало его идеей фикс. Он не был в состоянии превозмочь это настроение даже после столь сильно впечатлившего его видения в келье преп. Серафима. Но вот прошло время, страсти поулеглись, молодая кровь успокоилась, а время залечило раны и расставило все по своим местам. Сам Господь Вседержитель вмешался в спор, попустив случиться тому, что произошло с Россией и Русским Народом в 1917 году. Все рухнуло. Сам владыка избег участи, постигшей многих, кто не покинул России. Было ли это его личным желанием оставить Отечество в столь тяжких обстоятельствах? Кто знает, но так распорядился Господь. Владыке Феофану было подарено время для тяжкого раздумья, многотрудного подвига покаяния и молитвы. Архиепископ Феофан это время использовал сполна и по назначению. Он исполнил поставленную перед ним задачу. Были ли плоды покаянного молитвенного подвига? Безусловно. Смеем предположить, что именно тогда, когда он возложил на себя подвиг суровой аскезы, сугубой молитвы, почти отшельнического жития по подобию древних отцов-пустынников, именно тогда он нашел правильный ответ на тот духовный вопрос, который был поставлен перед его совестью еще в 1909 году в келье преп. Серафима Саровского, и что повергло его в полное физическое бесчувствие.

Можно с уверенностью сказать, что отношение владыки Феофана к Григорию Распутину претерпело значительную трансформацию и, безусловно, со временем смягчилось, если не сказать больше. Об этом свидетельствуют материалы, представленные в жизнеописании владыки Феофана все тем же схимонахом Епифанием. В частности он пишет:
«Редко говорил Владыка Феофан о Распутине, а если иногда и говорил, то никогда не называл его этим именем. А лишь по имени отчеству или “старец Григорий”. И это можно понять только при свете Евангельском, при свете аскетических наставлений Святых Отцев. Они строго воспрещают кого-либо осуждать, даже и самого отъявленного грешника. Право осуждения принадлежит только одному Господу Богу. И всякое осуждение человека человеком всегда обращается в падение самого осуждающего. Не напрасно же сказано Христом Спасителем: “Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Мф. 7, 1-2). И можно догадаться, что Владыка Феофан, специально ездивший в Сибирь, на родину Григория Ефимовича для полного ознакомления с его прошлым, собрал там те сведения, которые и не позволяли Владыке в дальнейшем называть Распутина иначе как “старцем”».

Предоставив столь неожиданное свидетельство о внешнем проявлении отношения владыки Феофана к старцу Григорию, Епифаний, не найдя в себе силы до конца последовать логике поведения архиепископа Феофана, пытается настроить читателя в том духе, что Феофан проявлял лишь внешнее уважение, соблюл благочестивую традицию, но внутренне, тем не менее, видел и признавал греховность Распутина. Такая трактовка расходится с очевидной логикой поведения архиепископа Феофана. Что же мешало Феофану и раньше не осуждать Григория перед Государыней, и Государем, и перед всем миром, сдержаться в своих оценках, покрыть все любовию? Но этого не произошло ни в 1909, ни в 1910 годах, ни в последующие годы вплоть до его бегства из России и поселения на чужбине. Владыке Феофану вроде бы не было свойственно двуличие. Он производит впечатление прямого, цельного и искреннего человека, и если уж высказывается о ком-то, то не кривит душой и не противоречит себе. То отношение к Григорию Распутину, о котором свидетельствует Епифаний, как можно предположить, сложилось у владыки Феофана со временем, по долгом размышлении и переживании тех событий, к которым он некогда имел прямое отношение. Схимонах Епифаний не находит сил и мудрости удержаться на взятой ноте, и завершает тем, что вновь принимает тон, видимо, ставшим привычным и уже неизбежным во всяком разговоре о старце Григории Распутине. Но приведем его слова полностью:
«Позднее, при Временном правительстве, был поднят официальный вопрос о Григории Ефимовиче Распутине-Новых и Царской Семье, в то время хотя и лишенной свободы, но здравствовавшей. Была образована специальная Чрезвычайная комиссия Временного правительства под председательством В. В. Руднева, врача по профессии, ставшего в марте 1917 года городским головой Москвы. Эта Чрезвычайная комиссия посетила Архиепископа Феофана в Полтаве. Она предварительно была осведомлена об официальном разговоре Преосвященного Феофана с Государыней о Григории Распутине в 1911 году и о имевшем место конфликте Владыки Феофана с Царственными Особами. Комиссия очень корректно отнеслась к Архиепископу и засвидетельствовала о своем полном доверии к нему, как к пострадавшему от Царственной Четы. Комиссия также просила Архиепископа высказать свободно и откровенно свою точку зрения на отношение Государыни к Григорию Ефимовичу Распутину-Новых.
Высокопреосвященнейший Архиепископ Феофан со всею категоричностью заявил следующее: “У меня никогда не было и нет никаких сомнений относительно нравственной чистоты и безукоризненности этих отношений. Я официально об этом заявляю как бывший духовник Государыни. Все отношения у нее сложились и поддерживались исключительно только тем, что Григорий Ефимович буквально спасал от смерти своими молитвами жизнь горячо любимого Сына, Наследника Цесаревича, в то время как современная медицина была бессильна помочь. И если в революционной толпе распространяются иные толки, то это — грязная ложь, говорящая только о самой толпе и о тех, кто ее распространяет, но отнюдь не об Александре Федоровне... ”
Комиссия задавала ему конкретные вопросы, и он отвечал, защищая со всею решительностью честь Императрицы. Высказал он и свою точку зрения на Григория Ефимовича Распутина-Новых. Комиссия знала, что Архиепископ в свое время особо занимался этим вопросом. Согласно мнению Архиепископа, Распутин не был каким-то лицемером или негодяем. Это был настоящий духовный старец, выходец из толщи народа. Но под влиянием высшего общества, в которое он попал в столице, общества, совершенно не понимавшего этого простого крестьянина, с ним случилась страшная духовная катастрофа: старец пал. А среда, которая этого добилась, смотрела на все крайне легкомысленно. Для нее все это было “шуткой”. Но в духовном отношении такое падение может привести к очень большим последствиям...
Государственная Комиссия выразила свою благодарность Архиепископу Феофану и, со своей стороны, засвидетельствовала, что она вполне разделяет его точку зрения по затронутому вопросу, и это делает ей немалую честь» 2 .

Точка зрения, изложенная схимонахом Епифанием весьма противоречива в своем существе. Достаточно перечислить использованные Епифанием выражения по отношению к старцу Григорию, которые Епифаний не мог не использовать, дабы не покривить душой и передать в точности позицию архиепископа Феофана. Итак, старец Григорий со слов владыки Феофана, переданных Епифанием:
1. «не был лицемером и негодяем»,
2 был «настоящим духовным старцем»,
3. его отношения с Государыней отличались «нравственной чистотой и безукоризненностью»,
4. наконец, старец Григорий «спасал от смерти своими молитвами жизнь горячо любимого Сына, Наследника Цесаревича, в то время как современная медицина была бессильна помочь» и т. д.

Складывается вполне определенное ощущение того, что точка зрения, изложенная Епифанием, в той ее части, где он делает акцент на «падении», «страшной духовной катастрофе» и «больших последствиях» оного, во многом отражает отношение самого Епифания к рассматриваемому вопросу. Оставим за собой право возразить схимонаху.

Что же касается владыки Феофана, то он, очевидно, по прошествии лет, не посмел вынести конечного суждения, и предоставил все Господу Богу. И в этом видится возрастание его духа сравительно с прежним, «царским», периодом бытия, когда он дерзал выносить свое суждение и спорить, доказывая правоту своего мнения пред очами Русских Венценосцев. Ничто не могло остановить его тогда, но что-то все же остановило его в последние годы жизни. Разве это не чудо и не свидетельство того, что владыка Феофан переменил свое мнение, смягчился в отношении Григория. А что это значит? Это значит, что он понял многое в поведении старца Григория, многое объяснил, многое решительно отверг, а по сути примирился со своим духовным другом и испросил у него, у его Царственных Друзей и у Господа Бога прощение за напрасно причиненные обиды и духовные страдания. Простим и мы архиепископу Феофану его вольные и невольные заблуждения. Да простит и нас Господь.

Ссылки:
Глава 10. Прозрение.
10.1. Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)


  1. Схимонах Епифаний (А.А. Чернов) Жизнь святителя. Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. «Святая Русь» · АФИНЫ · 1999-2000.

  2. Там же

в миру Быстров Василий Дмитриевич ( - ) - русский православный богослов-антимодернист и церковный деятель.

влияние

О. Дионисий (Чудновец) был духовником архиеп. Феофана :256-257 .

Св. Филарет (Дроздов)

Он глубоко чтил его, и как администратора, и как богослова, и как Святого (не убоюсь написать это великое и ответственное слово, но я верно выражаю чувства к нему Еп. Феофана).
Одному человеку при посещении им Троице-Сергиевой Лавры он настоятельно советовал отслужить там панихиду по Митр. Филарете и пр. Максиме Греке, почитая их как угодников Божиих. И в этом он всегда отличался от критического мнения иных людей :349 .

св. Иоанн Кронштадтский

Архиепископ Феофан ставил творения св. прав. Иоанна Кронштадтского «наряду со святыми отцами и советовал их изучать так же серьезно, как и древних отцов» :199 . «Он изучал (а не просто лишь читал) и творения о. Иоанна Кронштадтского и говорил о них, что они по всей справедливости должны быть признаны наравне со святыми отцами» .

Св. Игнатий (Брянчанинов)

По сообщению митр. Вениамина (Федченкова), «особенно он любил, кажется, творения Епископа Игнатия (Брянчанинова). Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Еп. Игнатий нашел творения Свв. отцов вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их… Наконец, нравился Еп. Феофану и строгий литературный стиль Еп. Игнатия» :315-316 .

отзывы

Инспектором СПбДА был архимандрит Феофан… Вот он на всех нас, студентов, производил совершенно исключительное впечатление: худенький, с постническим лицом, продолговатой темной бородкой, с длиннейшими черными волосами, которые он через плечи свешивал на грудь и нередко незаметно покручивал, всегда в темном клобуке, глубоко надвинутом на голову; с тихим голосом, с серьезным лицом, нередко улыбающийся в разговорах с нами; исключительно преданный вере, молитве и тайным, но несомненным подвигам; он просто казался всем нам святым. Да это и недалеко было от истины. А иногда он, после вечерней трапезы, приглашал нас в академическую церковь для молитвы (а по уставу она была обязательной, но мы обычно не ходили на нее, за исключением пятидесяти человек из 260!). И туг, в вечерней тьме, инспектор говорил нам что-нибудь исключительно глубокое, мистическое, божественное. Студенты внимательно слушали его. Из немногих его слов мне до сих пор заполнилось объяснение текста о голубице, у которой крылья серебряные, а сверху позлащенные см.: (Пс. 67, 14)… Увы! Не записывали мы тогда его проповедей и слов, а ведь так, как он говорил, никто ныне (да и тогда!) не может даже и придумать… Вот ею образ на нас произвел огромное впечатление! По крайней мере, в смысле поднятия глубокого интереса к религиозности вообще :747-748 .

В Белградский студенческий кружок «приезжали… Феофан Полтавский, маленький, худенький, святой» .

образование

В 1892 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию :313-314 .

Необычайность лика Архимандрита Феофана естественно привлекала к нему студентов, интересующихся духовной жизнью. Мало-помалу около него сгруппировался небольшой кружок нас. Его прозвали «Златоустовским», потому что началось чтение творений Свв. отцов именно со Златоуста. Началось с 5-6 человек.

По совету о. Феофана мы обратились сначала к профессору патристики. Но он (может быть, по смирению) отказался руководить нами, сославшись на то, что будто «и сам не читал в подлинниках» Отцов Церкви. Тогда мы попросили о. Феофана руководить нами. Он согласился; но посоветовал выбрать нам председателя из своей среды. Избрали товарища К-ва. А о. Феофан сидел и слушал скромно, что мы говорили, а иногда отвечал нам на наши недоуменные вопросы. Ответы эти всегда были глубоки и интересны. Один из наших товарищей,- давно покойный Р-в, потом принявший монашество, бывало, потирал незаметно под столом свои руки от восхищения...

После Златоуста (не все 12 томов его, а избранные) мы читали авву Дорофея; начали читать св. Симеона, Нового Богослова, но после 10-20 страниц он нам показался трудным, и мы заменили его с совета о. Феофана кем-то другим.

Собирались мы раз в неделю, предварительно прочитав заданный отрывок. Один был докладчиком; потом мы обсуждали; в заключение говорил о. Феофан. И мало помалу у нас воспиталось православное отеческое воззрение. Это и было целью.

Принимали в кружок сами, кто нам казался единомышленником. Поэтому у студентов о нас сложилось строгое воззрение, которое иные характеризовали так: «легче Днепру потечь вверх, чем попасть в Златоустовский кружок» :319-320 .

В октябре 1906 г. о. Феофан (Быстров) выступал в Совете СПбДа против кандидатуры В. В. Успенского , выдвигавшегося на кафедру пастырского богословия и педагогики :175 . О. Феофан обвинял В. В. Успенского, представителя нового религиозного сознания, в неправославии . Большинством голосов Совета СПбДА предложенный кандидат был избран на кафедру, но резолюцией епархиального архиерея, который опирался на отдельный отзыв инспектора, В. В. Успенский так и не был утвержден. По этой же причине в 1911 г. на 2-ю кафедру Священного Писания Ветхого Завета Петербургской академии не была утверждена кандидатура И. М. Волкова, который, с точки зрения архиеп. Феофана (Быстрова), «не являл собой образец строго православного образа мыслей и церковного направления» , несмотря на наличие высокого научного отзыва о его способностях профессора Петербургского университета Б. А. Тураева.

иерархия

В 1898 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем - иеромонаха.

В 1901 году возведен в сан архимандрита.

22 февраля 1909 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 19 ноября - епископ Таврический и Симферопольский. С 25 июня - епископ Астраханский и Енотаевский. С 8 марта - епископ Полтавский и Переяславский.

воззрения

Имя Божие молитва

Цель умной молитвы есть единение с Богом, Который есть Дух, и единение с Которым поэтому может быть только духовным. Что касается внешних приемов, употребляемых некоторыми подвижниками при упражнении в этой молитве, то, безусловно, они имеют второстепенное значение.

У несовершенных душа человека сообразуется с телом, говорят Отцы. Поэтому безмолвию души должно предшествовать безмолвие тела, то есть благочиние его, как говорит Иоанн Лествичник.

И для собранности ума, необходимой для молитвы, тоже могут быть подходящими некоторые внешние условия обитания и даже положения тела. Но было бы заблуждением думать, что от внешних условий и приемов моет зависеть подвиг возрастания в духовной молитве.

Одно несомненно, что раз сущность молитвы состоит в том, чтобы молиться умом в сердце, то сообразно с этим и ум наш должен быть направлен в сердце. А все остальное имеет второстепенное значение.

Поэтому в Русском Добротолюбии все упоминания о внешних приемах опущены .

монашество

И побежали грустные размышления против монашества. С тоской я дошел до академии и тотчас направился к архимандриту Феофану. Рассказал ему все эти переживания с печалью в сердце и с охлаждением к иноческому идеалу. Он выслушал меня крайне внимательно и, с присущей ему серьезностью, сказал:

В мире везде существует разделение труда: правители, подчиненные; учителя, военные, мастеровые и т. д. Так и в духовной жизни есть свое разделение труда: священники, проповедники, учителя, певцы, чтецы и т. д. И все они служат одной Церкви Божией. Но вот есть особый вид служения: развитие духовной жизни. Этому служению и посвящают себя по преимуществу монахи. И опыт всей церковной истории, начиная особенное IV века, показывает, что они приносили огромную пользу Церкви Божией, как своею святостью, так и другим служением: они развивали духовную жизнь до высоты. Поэтому Церковь пришла к решению, чтобы епископы ставились преимущественно из монахов, и во всяком случае - из небрачных или вдовцов. Поэтому и монашество есть тоже вид служения Церкви, и даже важнее, чем общественное служение, поскольку они развивают основу духовной жизни: веру и духовный опыт. А многие стали и святыми угодниками Божиими.

Я, разумеется, сказал здесь несравненно хуже, чем говорил отец Феофан. И, вероятно, кое-что неточно передал. Но главное я воспринял от него: ценность и даже радостность монашества. Ушел совершенно успокоенным :755–756 .

«Опыт христианского православного катехизиса» митр. Антония (Храповицкого)

Катехизис митр. Антония не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении… Отвергая общепринятое церковное учение о спасении рода человеческого искупительной Голгофской жертвой, митр. Антоний создает свою собственную теорию о спасении рода человеческого сострадательной любовью Христа Спасителя через посредство единого естества человеческого .

Митр. Антоний (Храповицкий) «предлагает новое учение о первородном грехе, которым в сущности почти совершенно ниспровергает православное церковное учение о первородном грехе» .

Миф о единой природе

Сущность теории митр. Антония (Храповицкого) «сводится к своеобразному учению об едином естестве человеческом» :9 .

На основании св. Иоанна Дамаскина архиеп. Феофан делает вывод:

Наименование «естества» в применении к человеку употребляется у отцов Церкви в двояком смысле: а) в отвлеченном оно обозначает логическое понятие человека как такового; б) в эмпирическом - оно служит собирательным обозначением всего человечества, существовавшего в прошедшем, существующего в настоящем и имеющего существовать в будущем.

Для объяснения тайны Воплощения Христа Спасителя наименование единого естества человеческого не может быть употребляемо ни в логическом, ни в эмпирическом указанных смыслах» :13 .

Большевицкая власть, по существу своему, есть антихристианская и признавать ее Богоустановленной никоим образом нельзя :17-18 .
софиология
Написать опровержение на книгу о. Флоренского в одном письме было бы невозможно. Основная концепция этой книги сложная. Для опровержения ее необходимо было бы предпринять экскурсы в разнообразные сферы познания: не только в область догматики, но и философии, и филологии, и церковной археологии. Что прот. Булгаков в учении о «Софии » исходит из Флоренского, в этом он сам сознается в своей книге «Свет Невечерний». Разумеется, это не означает, что он повторяет последнего, но если бы потребовалось свидетельство «внешнее», могу сослаться на авторитет проф. Лосского и еще более на авторитет самого Флоренского. - По сведениям из России, напечатанным в свое время в «Студенческом вестнике », свящ. Флоренский от студентов-богословов на экзаменах по его предмету требовал обязательного знания двух книг: своей - «Столп и утверждение истины» и Булгакова - «Свет Невечерний». Это означает, что он смотрит на обе эти книги как на взаимно родственные. Но кто изучал вопрос этот, тот не может этим ограничиться. Он знает, что и сам Флоренский не оригинален. Его «софиология» выросла из «софиологии» Владимира Соловьева, а самая «софиология» В. Соловьева коренится и основывается на «софиологии» немецких мистиков, то есть не церковной :25-26 .
Николай Бердяев

Каковы его (Бердяева. - Ред.) воззрения на христианство и православие, можно заключить из следующих его рассуждений.

«Догматическое богословие (в настоящее время),- говорит г. Бердяев,- должно уступить место религиозной философии» (О свободе, С. 159).

Догматы открыты действием Святаго Духа на вселенских Соборах, но, исходя из них, можно раскрыть цельную систему гнозиса. Дух дышит, где хочет, и гностический дар великих философов и мистиков был дар боговдохновенный. Гностический дар не прямо пропорционален ступеням святости. У Якоба Беме был больший гностический дар, чем у святых. Это дар особый. Глубоким представляется учение пантеиста Мейстера Экхарта о Перво-Божестве (Gottheit), которое глубже и изначальнее Бога (Gott). В Перво-Божестве, которое выше всех Лиц Троицы и связанной с Ними диалектики, предвечно и абсолютно преодолевается всякая антиномичность, по отношению к Нему исчезает даже вопрос о бытии и небытии (С. 159).- Обычное сознание соединяет Перво-Божество с Богом-Отцом, но ведь Бог-Отец есть одно из Лиц мистической диалектики, есть действующее лицо религиозной драмы, а Перво-Божество лежит под и над этой диалектикой, не участвует в драме в качестве лица. Перво-Божество есть Сверх-Сущее (С. 159).

В частности переходя к Христианству с его различными исповеданиями, Бердяев не признает ни одно из них истинным - о Православии он говорит, что оно заражено ересью полупелагианской (Сочинение о Достоевском), и, следовательно, его в сущности нет, так как что же это за православие, если оно заражено ересью!- В истории Христианства он различает три исторических эпохи: а) эпоху Бога-Отца; б) эпоху Бога-Слова и в) эпоху Духа Святаго. Причем утверждает, что до самого последнего времени, со времени появления Христианства, мы переживали эпоху Бога-Слова и лишь в настоящее время стоим на грани последнего периода человеческой истории, который, по его мнению, является эпохой Духа Святаго.- Такой взгляд он заимствует от католического мистика Иоахима Флорского и от немецких протестантских мистиков, начиная с мистика Якоба Беме.- Повсюду он подчеркивает в своих статьях, что новое христианство будет не Христианством митр. Филарета или Феофана Затворника или Оптинских старцев, но совершенно новым христианством, в котором сольются все существующие исповедания христианские .

новостильный раскол

Если Сербская Церковь примет новый церковный календарь, то мы не примем его. - Новый календарь церковный может ввести только Вселенский собор, как и ныне у нас употребляющийся введен Первым Вселенским собором. - Всякое иное введение, как самочинное, не может быть признано каноническим (25 января 1931 г.) :52 .

общество YMCA

К Владыке просился приходить о. протоиерей Сергий Четвериков , чтобы беседовать на тему об Иисусовой молитве. Но ему было поставлено условие: прекратить всякое общение с «Христианским Союзом Молодых Людей ». О. протоиерей не согласился .

женское священство

Желал бы я, чтобы в этот священный пример (Божией Матери) пристально всмотрелись недалеко от нас живущие, но нас, к сожалению, чуждающиеся братия, которые прежде суда Христова, осудив без разбора всякое священство и за то наказав себя произвольным лишением священства, к довершению беспорядка поручают начальствовать у себя в общественном богослужении девам, без сомнения не мудрым, а юродивым. Ибо какая дева, кроме юродивой, дерзнет принять на себя в церкви то, к чему не дерзала приступать Пресвятая Дева Богородица! .

религиозно-политическое тело

«В то время (в нач. XX века. - Ред.) в русское богословие стало уже проникать учение о Царствии Божием, как земном царстве (Вл. Соловьев , прот. Светлов , отчасти Достоевский , потом о. Флоренский ; и можно закончить прот. Булгаковым). Еп. Феофан был глубоким противником этого новшества в Христианстве» :326 .

Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут, в конце концов, объединены под властью верховного вождя, который и будет Антихристом. Появлению же этого верховного вождя будет предшествовать образование небывалого и чудовищного по своим размерам «религиозно-экономического треста» :50 .

иллюстрации

изображения архиеп. Феофана мнимые изображения

дополнительные сведения

сочинения

издания

  • Аверкий (Таушев), архиеп.
    • Еще письмо о «софианстве »
    • Из проповедей архиепископа Феофана, сказанных в Болгарии
      • Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы
      • Слово в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня
      • Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы
      • Слово в день Нового года (произнесено 1 января 1929 г. в Варне, Болгария)
      • Слово в Великий Пяток (произнесено 20 апреля 1929 г. в Варне)
      • Слово в день Пятидесятницы (произнесено 10 июня 1929 г. в Варне)
      • Слово в день Пятидесятницы
      • Слово в неделю 4-ю по Пятидесятнице (произнесено 8/21 июля 1929 г. в Варне)
      • Слово в неделю шестую по Пятидесятнице (произнесено 22 июля 1929 г. в Варне)
      • Слово в неделю 8-ю по Пятидесятнице и на память Св. Отцов 6-го Вселенского Собора (произнесено в 1928 г. в Варне)
      • Слово в день рождества Св. Иоанна Предтечи (произнесено 24 июня 1923 г. в Варне)
      • (произнесено 29 июня 1929 г. в Варне)
      • Слово в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла (произнесено 29 июня 1928 г. в Варне)
      • (произнесено 6 августа 1928 г. в Варне)
      • Слово в день Преображения Господня (произнесено 6 августа 1929 г. в Варне)
      • Слово на Успение Пресвятой Богородицы (произнесено 15 августа 1928 г. в Варне)
      • Слово на Рождество Пресвятой Богородицы (произнесено 8 сентября 1929 г. в Варне)
  • Феофан (Быстров), архиеп. Из писем к духовным чадам // Православная Русь. - 1975. - № 17, 18 (и др. номера).
  • Феофан (Быстров), архиеп. Письма. - Jordanville, NY: Holy Trinity Monastery, 1976.
  • Феофан (Быстров), архиеп. О Троице // Журнал Московской Патриархии . - 1983. - № 6. - С. 44-45.
  • Феофан (Быстров), архиеп. О благодати Божией. - СПб.: Православная Русь, 1996.
  • Феофан (Быстров), архиеп. Творения. - СПб.: Общество свт. Василия Великого, 1997. - 768 с. - ISBN 5-7984-0007-7. (Публикация трудов, которые "попали к нам благодаря второму поколению русских православных эмигрантов. В 90-е годы рукописи попали к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну.)
    • О Воплощении и Искуплении Бога Слова
      • Воплощение Бога Слова
      • Крестный подвиг Спасителя вообще
      • Гефсиманское моление Христа Спасителя
      • Крестные страдания Христа Спасителя на Голгофе, как высочайшее проявление любви Божией к грешному человечеству
      • Крестный подвиг христианина
      • Сущность частного крестного подвига христианина
      • О жертве христианина
      • Об откровении славы Божией в воплощении Сына Божия
      • Воскресение Христа Спасителя
      • Всемирное значение Воскресения Христова
      • Вознесение Господне
    • О молитве
      • О силе и действии молитвы
      • Молитва должна быть совершаема во имя Спасителя Иисуса Христа
      • Приготовление к молитве
      • Значение молитвы и разные виды ее
      • Молитва в скорби
      • О молитве духом
      • О молитве взаимной, преимущественно церковной
      • О необходимости храма для молитвы церковной
      • Храм есть место благодатного присутствия Божия
      • Об обычае созидать храмы Божий на местах погребения усопших и погребать усопших при храмах Божиих
    • О храме
      • Слава храма
      • О Храме Божием в человеке
      • О новозаветном храме в частности
      • Храм как место присутствия святых
      • Как должно посещать храм Божий
      • О нерадении к храму Божию
      • Грехи человеческие разрушают храмы
      • Молитва уединенная и церковная
      • Важность и потребность священнотаинственных и обрядовых учреждений Церкви
      • О таинстве причащения
      • О необходимости частого причащения Святых Таин
      • О значении благословения.
    • О любви
      • О любви к Богу
      • О любви к ближним
      • О милосердии вообще
      • О милости бедным
      • О значении милосердия для преуспевания в жизни духовной
      • О милости духовной
      • О взаимопомощи духовной и поощрении друг друга к добрым делам
      • О преимущественном значении любви к Богу пред остальными видами любви
      • Мария Магдалина как образ и пример любви ко Христу Спасителю
      • Подвиг Марии Магдалины и награда за него
      • В чем состоит изобилие милостыни христианской
      • Польза милостыни христианской
      • Дар любви у святителя Николая Чудотворца
    • Богоматерь, как образец подражания для христианина
      • Вера Богоматери
      • Послушание веры Богоматери
      • Преданность воле Божией Богоматери
      • Безмолвие и молчание Богоматери
      • О мире душевном и о хранении его от смущения
      • О сокровенности жизни духовной
      • Смирение и слава Богоматери
      • Девство Богоматери
    • О благодати Божией
      • О благодати Божией вообще
      • Об условиях спасительного действия благодати в верующем христианине
      • О внимании души верующего христианина к благодатным посещениям Божиим
      • О благодатных дарах Святого Духа
      • Об исполнении Духом Святым
      • О неодолимости Церкви
      • О единстве и общении церковном
    • Против катехизиса митрополита Антония (Храповицкого) (сокращенная версия)
    • О боязни страданий у Христа спасителя и у мучеников
    • О прославлении Господа во скорбях, лишениях и бедствиях
      • Истинность путей Божиих
      • Происхождение скорбей и страданий в мире
      • Необходимость скорбей для спасения
      • О невинных страданиях
      • О ненависти мира
      • Об искушениях
      • О любви к миру, неугодной Господу
      • Не нужно стыдиться верности Христу Спасителю и Его учению пред миром
      • Богоматерь как образец терпения
    • Об источниках и способах христианского знания
      • О слове Божием, как источнике христианского просвещения
      • О священном Предании
      • О служении учительском в истинной Церкви Православной и об истинных учителях
      • О святых Отцах и учителях Церкви
      • Божественная Печать, отличающая избранников Божиих от обыкновенных христиан
      • Прославление святых угодников Божиих нетлением святых их мощей, как Божественное свидетельство их веры
      • О суде святых
      • О чудесных знамениях
    • Гносеология Церкви. Принцип Предания (цитаты из Святых Отцов и Деяний Соборов.)
    • Пресуществление. Filioque. По трудам А. Киреева «К старокатолическому вопросу» и «По поводу старокатолического вопроса», опубликованных в Богословском Вестнике, 1897,11; 1898,1 (конспект статей славянофила А. Киреева .)
      • О труде В. Я. Малахова «Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии», опубликованном в Богословском Вестнике, 1898, VI (конспект статьи о. В. Малахова.)
    • Об Именах Божественных
      • Имя Божие (Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского) (Выписки из Четий-Миней.)
      • Митрополит Филарет. Об именах Божественных (Конспект из сочинений свт. Филарета (Дроздова).)
      • Послание Св. Синода (цитата из Послания Святейшего Синода об Имени Божием.)
      • Св. Григорий Нисский (цитаты из сочинений свт. Григорий Нисского.)
      • О. Иоанн Кронштадтский (цитаты из сочинений св. Иоанна Кронштадтского.)
    • Исаак Сирианин. Молитва (цитаты из св. Исаака Сирина.)
    • Имя Божие (сборник Святоотеческих цитат.)
  • Феофан (Быстров), архиеп. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления . - М.: Православное действие , 1998. - 90 с. - 200 экз.
  • Феофан (Быстров), архиеп. Писание и Предание Церковное. Гносеология Церкви. Принцип Предания . - М.: Православное действие , 1998.
  • Феофан (Быстров), архиеп. Избранные труды. Доклады о масонстве, обществе YMCA и Парижском богословском институте / Под ред. Р. А. Вершилло. - М.: Православное действие , 2000.
    • Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 года об обществе YMCA (17/30 июня 1926 г.) //ГА РФ. фонд 6343. оп. 1. дело 282. лист 47-57.
    • Доклад Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви от 26 ноября/9 декабря 1926 г.
    • Отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже
    • Доклад Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви от 16 февраля/1 марта 1927 г.
  • в сборнике: Благодатный Царь над Россией / Гл. ред. о. Герман (Подмошенский), сост. и ред. Вячеслав Марченко. - Изд. 2-е. - М.: Братство Преподобного Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского Общества Америки; Русский Хронографъ, 2000. - 10 000 экз.
    • Об упадке религиозно-нравственном в России
    • Прообраз многострадальной России
    • О России и мире
    • О земной власти
    • О предначертанной Богом судьбе России
    • Пророчества о будущем России
  • Феофан (Быстров), архиеп. Тетраграмма или Божественное Ветхозаветное Имя Иегова. - К.: Пролог, 2004.
  • Феофан (Быстров), архиеп. Сия вера отеческая. - М.: Сретенский монастырь, 2006. (На 4-й стр. обложки -портрет не архиеп. Феофана, а св. Феофана Затворника.)
    • Проповеди
      • Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы
      • Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
      • Слово в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа
      • Слово в день Нового года Слово в Великий Пяток
      • Слово на Вознесение Господне и по поводу землетрясения, бывшего в Болгарии весной 1928 года
      • Слово в день Пятидесятницы
      • Слово в день Пятидесятницы
      • Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
      • Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
      • Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице и на память святых отцов Шестого Вселенского Собора
      • Слово в день рождества святого Иоанна Предтечи
      • Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
      • Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
      • Слово в день Преображения Господня
      • Слово в день Преображения Господня
      • Слово на Успение Пресвятой Богородицы
    • Наставления духовным чадам
      • Ответ на просьбу о принятии в духовное руководство
      • О разных путях ко спасению и о сущности монашеской жизни
      • О разных путях в монашеской жизни и о изучении богословских наук
      • О принятии монашества, о духовном руководстве и о посте в болезни
      • О сочинениях епископа Игнатия (Брянчанинова) и об отношении к постигающим искушениям
      • Наставления для стремящегося к монашеской жизни
      • Нужно ли для принятия монашества родительское благословение
      • О теософии и о борьбе с искушениями
      • Просьба о благословении на принятие иночества
      • О монастырской жизни и о совершении богослужения в наше время
      • Учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии
      • Религиозно-нравственное состояние православных стран
      • Необходимо всем, любящим истину, наблюдать знамения времен
      • О человеческой кончине
      • О евреях и о воспитании детей
      • О борьбе со страстями и о бесстрастии
      • О хранении внутреннего богомыслия и памяти о Боге
      • О борьбе со страстями
      • О внутренней борьбе с помыслами и о значении смирения
      • Брак и девство
      • О самособранности и жизни в обществе и о говении
      • Усталость при молитве и смысл епитимий
      • Что такое искушение. О двух изданиях Триоди
      • О детских забавах и развлечениях вообще
      • Отношение наше к врагам Божиим и русского народа
      • Как часто следует причащаться Святых Христовых Тайн
      • О том, в какую церковь ходить, и о невидимой брани
      • Как относиться к смущающим обстоятельствам
      • Различие между естественно доброй жизнью и жизнью христианской
      • О мире душевном и о Восьмом Вселенском Соборе
      • Могут ли скорби не нарушать душевного мира и об исповеди
      • В общение с Господом, мы можем войти только чрез исполнение заповедей Божиих
        • Можемо ући у заједницу са Господом само кроз испуњавање заповести // Православни Одговор. – Дата обращения: 23.1.2017. (Перевод на сербский.)
      • Буря искушений и якорь самоукорения
      • Как относиться к недобросовестным служащим
      • Огорчение не есть злоба и как относиться к недостаткам людей
      • Плач о грехах и обличение совести
      • Нельзя смешивать умиление с сердечным сокрушением
      • О «перевоплощении» и как проводить пост
      • О новом церковном календаре, о посещении духовных бесед и о церковных изданиях
      • О благодарности Богу, о жертвах в пользу бедных и о недостатках характера
      • О чтении святых отцов
      • Порядок мыслей в молитве
      • О количестве и качестве в молитве
      • Что значит «все мы в прелести»
      • В чем состоит «собственно прелесть»
      • О молитве внешней и внутренней
      • О правильном ведении духовной брани
      • Что такое «мир» и что значит «отречься от мира»
      • О воздержании, о тайном постриге и общении с людьми
      • Обуревание помыслов и страстей. Для лиц начальствующих особенно необходимо смирение
      • О правильном духовном руководстве и о творениях епископа Игнатия (Брянчанинова)
      • Воля Божия и воля человеческая
      • Отношение к заблуждениям ближних
      • О духовном расслаблении. Об отношении к награде
      • О чувстве своей греховности. О воспитании детей монашествующими
      • О хранении пасхальной радости
      • О благодатных действиях Пресвятой Троицы
    • Четыре письма архиепископа Феофана Е. Ю. Концевич
  • Писма Архиепископа Теофана Полтавског // Православни Одговор. – Дата обращения: 23.1.2017. (Перевод нескольких писем на сербский.)

источники

  • Аверкий (Таушев), архиеп. Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872-1972 гг. - Jordanville, NY., 1974.
  • Аверкий (Таушев) архиеп. Письмо к митр. Антонию (Ужгород, 11/24 октября 1932 г.)
  • Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. - М. - СПб., 2010.
  • Болонников А. о. Архиепископ Феофан (Быстров). Жизнь как подвиг // Труды Минской Духовной Академии. 2006 № 4.
  • Болонников А. о. Святоотеческое учение об искуплении в изложении архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) // Андреевский вестник. 2000. № 1. С. 13-28
  • Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. - 1-е изд. - М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1994.
    • . - 2-е изд. - 1996.
    • . - М.: Даниловский благовестник , 2010.
  • Вениамин (Федченков) , митр. Божьи люди. Мои духовные встречи. - М.: Отчий дом , 1997.
  • Вениамин (Федченков) , митр. Владыка // Записки Епископа. - СПб.: Воскресение, 2002. - 313-358 с.
  • Вениамин (Федченков) , митр. Дневники 1926-1948. - М.: Правило веры, 2008.
  • Вениамин (Федченков) , митр. На рубеже двух эпох. - М.: Отчий дом , 1994.
  • Вениамин (Федченков) , митр. Святый Сорокоуст. - М.: Сретенский монастырь , 2004. - 896 с. - 7 000 экз. - ISBN 5-7533-0308-0.
    • Вениамин (Федченков) , митр. Письма о монашестве (1956) // Святый Сорокоуст. - М.: Сретенский монастырь , 2004. - 745-779 с. - 7 000 экз. - ISBN 5-7533-0308-0.
    • Вениамин (Федченков) , митр. Новые воспоминания о монашестве // Святый Сорокоуст. - М.: Сретенский монастырь , 2004. - 779-25 с. - 7 000 экз. - ISBN 5-7533-0308-0.
  • Вершилло Роман // Феофан (Быстров), архиеп. Избранные труды. Доклады о масонстве, обществе YMCA и Парижском богословском институте. - М.: Православное действие, 2000. - 46 с.
  • Воронов, Ливерий о. Преосвященный Феофан (Быстров) - ректор СПбДА (1909-1910) // Вестник Ленинградской духовной академии . – 1990. – № 1. – С. 18-31.
  • Гавриил (Динев) митр. Схиигумения Мария (Дохторова). Жизнеописание. Письма. - Свято-Троицкая Сергиева лавра , 2002.
  • Геннадий (Эйкалович) о. Дело прот. Сергия Булгакова. Историческая канва спора о Софии. - Сан-Франциско, 1980.
  • Добыкин Д. Г . Архиепископ Феофан (Быстров) и его исследования Имени Божиего // Санкт-Петербургская православная духовная академия . 2015
  • Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. - Paris: YMCA-Press , 1947.
  • Зернов Н. М. , Зернова М. В. За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд (Хроника семьи Зерновых) (1921–1972). - Paris: YMCA-Press , 1973.
  • Иванов Петр . Сокровенный смысл событий в Русской Православной Церкви (Мистика и психология) // Путь . 1927. № 8
  • «Император Всероссийский». Разъяснение митр. Антония // Последние новости. Париж. 1925. № 1440
  • Карсавин Лев . Церковь и Патриарх // Вестник Православия. 1925. № 2
  • Карташев Антон . Как создавался Православный богословский институт в Париже // Вестник РСХД. 1964-1965. №№ 4-1
  • Карташев Антон. Реформа, реформация и исполнение Церкви. - СПб.: Корабль, 1916.
  • Киприан (Керн) о. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). - М.: Изд-во

Году, в возрасте 17 лет, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию .

На Астраханской кафедре епископ Феофан пробыл недолго, но за короткое время своего пребывания здесь он запомнился редким аскетизмом, простотой, доступностью, полным пренебрежением материальным благополучием. Богатый архиерейский дом при нем стал пристанищем бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам себе готовил пищу, не прибегая к услугам целого штата поваров, упразднил пышные выезды в каретах и, совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком. Богомольцы тысячами собирались на его богослужения, на которых он говорил чудесные проповеди.

В Астрахани епископ Феофан получил изнурявшую его малярию. Приступы приходили неожиданно и начинались почти мгновенно, отчего владыке, если он был в то время на богослужении в соборе, приходилось прятаться от чужих глаз в угол, и дожидаться окончания приступа. Часто он в таком состоянии даже терял сознание. Служба же продолжалась, и никто из священнослужителей старался не показывать вида, что владыке плохо. Когда же кризис проходил, и владыка приходил в сознание, он, изможденный и обессиленный, все же поднимался и продолжал службу. Приступы бывали настолько сильными, что после них он едва мог двигаться. Обострилась и давнишняя болезнь - начался туберкулез горла.

В Астрахани с епископом Феофаном произошел такой случай. В день тезоименитства государя императора Николая Александровича владыка вышел с духовенством для молебна о здравии государя императора на середину Успенского кафедрального собора . Но впереди архиерея, ближе к алтарю стоял какой-то, судя по одежде, магометанин , как выяснилось позже, персидский консул, в пышном наряде с орденами и саблей, с тюрбаном на голове. Архиерей, бледный, немощный и больной, через протодиакона Севастьянова попросил консула отойти в сторону или встать вместе с официальными лицами, с генералитетом за кафедрой архиерея. Также владыка предложил консулу снять свой тюрбан, так как в церкви не подобало находиться в головном уборе. Но консул никак не отреагировал на обе просьбы епископа и остался стоять на месте. Архиерей, подождав несколько минут, снова отправил теперь уже настоятеля собора протоиерея Николая Летницкого с просьбой не стоять между алтарем и архиереем с духовенством и отойти в сторону. Консул ни с места, продолжая стоять там же и с тюрбаном на голове. Архиерей также продолжал ждать, не начиная молебна. А в соборе собралось все начальство губернии и города во главе с генерал-губернатором Соколовским, английский и французский консулы, аккредитованные в Астрахани, множество военных в парадной форме. Все стояли и ждали, затаив дыхание, чем же закончится противостояние между епископом и персидским консулом.

Владыка снова попросил консула отойти в сторону. Вместо ответа консул, показав на часы, разъяренно заявил: «Передайте вашему архиерею, что уже давно пора начать молебен, как и указано в официальном расписании, молебен о благоденствии Государя Императора. За задержку он, ваш архиерей, и за свое упрямство будет отвечать. На целых полчаса задержал молебен!»

Когда епископу Феофану сообщили ответ консула, он попросил передать ему: «Молебен задерживаете Вы, а не я. И пока Вы не отойдете в сторону, молебен не будет начат». И только после того, как слова владыки передали консулу, тот демонстративно покинул собор. В это время архиерей со своего места слабым, болезненным голосом тихо произнес: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков!» Все находившиеся в соборе вздохнули с облегчением. Молебен начался, хор запел.

Персидский консул в ту пору был очень влиятельным при дворе лицом, так как наметился политический курс на сближение России с Персией. Он сразу же послал сообщение на «дерзкого архиерея, который сорвал молебен о благоденствии Государя Императора». Вскоре Преосвященный Феофан был переведен из Астрахани в Полтаву . Но до этого, в ожидании решения из столицы владыка Феофан сподобился благодатного видения за всенощным бдением в храме. Позже он вспоминал:

Такая скорбь была на сердце по поводу доноса персидского консула, а я такой больной. И как-то находясь на службе в соборе, я увидел на горном месте, в древних блестящих доспехах святого великомученика Феодора Стратилата … О, Господи! да какая же это была для меня радость! Как это поддержало меня! Вся печаль моя, немощь телесная - в миг исчезли. Я понял, что Господь одобряет мое стояние за Его Святую Истину и поэтому и послал мне, немощному такого дивного в мужестве великомученика. О, как меня все это ободрило и возвеселило!

8 марта года владыка Феофан был назначен епископом Полтавским и Переяславским .

Некоторое время владыка жил в Константинополе , а позже переехал в Сербию . Здесь он вошел в состав Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви , организованного митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) , но деятельного участия в работе Синода не принимал.

Труды

  • Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы , (Магистерская диссертация).
  • О догмате Искупления. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления .
    • Полный текст: http://holyrussia.narod.ru/theophan_poltav.htm .
  • Феофан (Быстров), архиепископ, ( сост., изд.), Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского , Jordanville, NY, 1976.
  • "В память святых отец шести Вселенских Соборов", ЖМП , 1981, 7, 36-40.
  • "О Троице", ЖМП , 1983, 6, 44f.
  • Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Самое полное собрание , Православное действие.
    • Полный текст: http://www.prav-de.ru/A_Feof-letters.htm - Джорданвильское издание 1976 года дополненное впервые опубликованными письмами.
  • Феофан (Быстров), архиепископ, (Соколова, Т. А., сост., предисл.), Сия вера отеческая , серия "Духовное наследие Русского зарубежья", Москва, Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

Литература

  • "Церк. Вед." 1909, № 8, с. 47, 1910, № 48, с. 441, 1912, № 28, с. 271, 1913, № 11, с. 119.
  • "Приб. к "ЦВ" 1909, № 9, с. 437-438, 1912, № 51-52, с. 2073, 1913, № 11, с. 507, 1910, № 7, с. 215.
  • "Русск. Паломн." 1909, № 10, с. 162, 1912, № 31, с. 479, 480.
  • "Прав. Собес." 1911, июнь, с. 126.
  • "Изв. Каз. Еп." 1911, № 27-28, с. 835, 1913, № 11, с. 375.
  • "Красн. Архив" 1930, т. 39, с. 3.
  • "ЖМП" 1959, № 11, с. 39.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 278-279.
  • "Памятная книжка СПБ дух. акад. на 1915/1916 уч. год", с. 9.
  • Елевферий митр. "Соборность Церкви, Божие и Кесарево", Париж, 1938, с. 73.
  • Илиодор, с. 106, 125-128.
  • Булгаков, с. 1412, 1414.
  • БЭС т. II, стб. 2417.
  • ФПС I, № 28, с. 2, III, с. 7.
  • R. Fulop-Miller, Der heilige Teufel. Rasputin und die Frauen. Leipzing 1927, passim.
  • Cerk. Vest. Zap. Ev. Ep. 1940, 1-2, 4: gest. 6.2.1940.
  • Archim. Averkij (Tausev), Propovednik "Edinago na potrebu" (K pjatnadcatiletju koncyny archiep. Feofana Poltavskago, in: Prav. Rus" 1953, 3, 9-11: gest. am 6.2.1938.
  • E. Koncevic, Archiep. Feofan Poltavskij. Licnyja vosopominanija, ebda. 1974, 24, 6-8: gest. 6./19.2.1940.
  • Аверкий (Таушев), архиепископ, Священной памяти Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского. К столетию со дня рождения: 1872 – 1972 гг. , Православный Путь , 1973, с. 102-125.
    • Полный текст: http://www.prav-de.ru/A_Feof-memory.htm .
  • Аверкий (Таушев), архиепископ, Высокопреосвященнейший Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский , Jordanville, 1974, 88 с.
  • A. Niviere, Le mouvement onomatodoxe. Une Querelle Theologique Parmi les Moines Russes du Mont-Athos (1907-1914), Paris 1987, S. 180, 183, 229.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 402f, passim.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 16, 64f, 75.
  • Pospielovsky, Dimitry, The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982 , vol. II, Crestwood, NY, St. Vladimir"s Seminary Press, 1984, 286.
  • P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 103.
  • J.M. Cunningham, A vanquished Hope 58, 86, 322f, 328.
  • M Evlogij, Put" moej zizni 197.
  • Selected Letters of Archbishop Theophan of Poltava and Pereyaslavka together with An Address in his honor and memory on the 100th anniversary of his birth by Archbishop Averky and Several Personal Reminiscences , (trans. from the Russian by Antonina Laura Janda, Univ. of Rochester, Rochester, NY), The St. John of Kronstadt Press, Liberty, Tennessee, 1989.
  • Бэттс Ф.., Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский (1874-1940). М., 1994.
  • Епифаний (Чернов), схимонах, Жизнь Святителя. Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский , «Святая Русь», Афины, 1999-2000.http://www.homb.org/st_annas/Articles/EparchialSynod/Redemption.htm . Жизнеописатель владыки схимонах Епифаний приводит произношение деревни как "Мон".

48.)

Архиепи́скоп Феофа́н (в миру Васи́лий Дми́триевич Быстро́в; 31 декабря 1872 (12 января 1873), с. Подмошье, Лужский уезд Новгородская губерния— 19 февраля 1940, Франция) — епископ Православной Российской Церкви; известен как архиепископ Полтавский и Переяславский (1913—1919). В 1900-х состоял на должностях инспектора, затем ректора Санкт-Петербургской духовной академии, был неофициальным духовником царской семьи. Имел репутацию духовного подвижника безупречной жизни. По мнению ряда современников, в частности Н. Д. Жевахова, сыграл решающую роль в переезде Г. Е. Распутина в Санкт-Петербург и стяжании им первоначальной популярности.

Родился в семье Дмитрия Николаевича Быстрова, священника Знаменской церкви села Подмошье Лужского уезда Новгородской губернии, входившей в Санкт-Петербургскую епархию, и Марии Ивановны, урождённой Разумовской.

Окончил духовное училище при Александро-Невской Лавре и Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

В 1896 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом. Его жизнь в стенах академии была связана с именами профессоров В. В. Болотова и А. П. Лопухина.

Лично знал протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадского), совершал с ним богослужения.

С 1897 года — исполняющий должность доцента академии по кафедре Библейской истории.

В 1898 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха.

В 1901 году возведён в сан архимандрита и назначен исполняющим должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1905 году защитил магистерскую диссертацию «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы», после чего был возведён в звание экстраординарного профессора и утверждён в должности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

4 февраля 1909 года был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

22 февраля 1909 года был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием и другими иерархами.

По некоторым сведениям, стал неофициальным духовником императорской семьи.

Участвовал в работе учреждённой в 1892 году Священным Синодом специальной Петербургской комиссии по обмену мнениями со старокатоликами; в частности, председательствовал на её заседании 15 февраля 1910 года.

С 19 декабря 1910 года — епископ Таврический и Симферопольский, одновременно выбран почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

В начале 1911 года предложил Святейшему Синоду выразить неудовольствие императрице Александре Феодоровне в связи с поведением Распутина.

В 1918 года возведён в сан архиепископа.

В Полтаве пережил большие неприятности при столкновении с петлюровцами. Захватив власть в Киеве в свои руки, Петлюра и его сторонники потребовали от полтавского архиерея отслужить торжественную панихиду по бывшему гетману Украины Ивану Мазепе, бывшему любимцем русского царя Петра Великого, но перешедшему на сторону шведского короля Карла XII и за это преданном Российской православной церковью анафеме. На требование петлюровцев архиепископ ответил отказом. За отказ совершить антиканоническое действие был заключён в тюрьму, откуда вышел, когда «самостийные» власти сбежали из Полтавы при наступлении Добровольческой армии.

В 1920 в связи с наступлением Красной Армии эвакуировался в Крым. 22 марта (ст. ст.) 1920 вместе с епископом Вениамином (Федченковым) поддержал избрание Петра Врангеля Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России.

В ноябре 1920 эмигрировал в Константинополь, затем в Сербию. В 1925 переехал в Болгарию.

Был членом Заграничного Синода до 1926, когда разорвал с последним общение по идейно-богословским мотивам.

В 1931 переехал во Францию, где жил жизнью затворника в пещере, известной как пещера Трёх Лисиц, в местечке Лимерэ (Limeray), что в долине Луары.

Скончался 6 (19) февраля 1940 года; погребён на общественном кладбище на окраине Лимерэ, под номером 432. На похороны его никто из известных епископов не приехал, а митрополит Евлогий (Георгиевский) прислал телеграмму, в которой повелел хоронить архиепископа как простого инока. Но похоронили его всё же в архиерейском облачении.

Труды:

* Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы. Магистерская диссертация.

Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский (12.01.1873–19.02.1940)

Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник, хорошо известен в России как духовный отец Царской Семьи.

Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года (ст. ст.) под Петербургом, в с. Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей.

Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» () , вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии.

Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии.

Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории.

В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем ІІ и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи.

Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора -- он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью.

1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая ІІ, Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, - с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца - отец Исидор и отец Варнава.

В 1910 году Владыка заботами Царского Семейства с Петербурга был переведен в Крым - на Симферопольскую кафедру, поскольку его слабому здоровью не подходил климат северной столицы. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла.

В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи - в Полтаву - с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874- 940)” рассказывается так:

“Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор при богослужениях был пуст. И Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу, дабы Господь возбудил в новой пастве его ревность духовную, возжег в душах жажду покаянной молитвы.

Труды святителя были изданы отдельным изданием: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Произведения (Санкт-Петербург: Изд-во Общества Святителя Василия Великого , 1997).

Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге:

Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940) (Москва: Братство прп. Германа Аляскинского -- Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994) .

По этому изданию подан и наш текст. - Прим. ред.