Юридические факты. Описание нелегального поведения в российском антимонопольном законодательстве РФ: влияние на эффективность правоприменения

Антимонопольное законодательство

На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше - в отдельных штатах США . Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за - гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка - на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман , добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между и гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном - на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

Таблица. Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

Номинальный ВВП 16 % Реальный ВВП 24 %
62 % Средний по «монополизированным» отраслям 175 %
Хлопковое масло 151 % Сталь 258 %
Изделия из кожи 133 % Цинк 156 %
Веревки и шпагат 166 % Уголь 153 %
Джут 57 % Стальные рельсы 142 %
Нефть 79 %
Сахар 75 %

Таблица. Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

(Источник: Thomas DiLorenzo The Origins of Antitrust Rhetoric vs. Reality" Regulation, Volume 13, Number 3, Fall 1990)

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана - в 1990 году .

Таблица. Страны, где антимонопольное законодательство отсутствует

Азия Африка Европа Северная Америка Южная Америка
Афганистан Ангола Андорра Белиз Боливия
Бангладеш Ботсвана Грузия Бермудские острова Парагвай
Бахрейн Габон Доминика Суринам
Бирма Гана Доминиканская Республика Эквадор
Бруней Гвинея Каймановы острова
Гонконг Конго Кюрасао
Катар Лесото Куба
Кувейт Либерия
Макао Ливия
ОАЭ Мавритания
Палестина Мадагаскар
Мозамбик
Нигерия
Свазиленд
Того
Уганда
Центрально-Африканская республика

Антимонопольное законодательство в России

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Контроль за экономической концентрацией

Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок.

Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

Таблица. Процедуры контроля за слияниями в разных странах мира

Обязательное предварительное уведомление Обязательное последующее уведомление Добровольное уведомление
Австрия Нидерланды Аргентина* Австралия
Азербайджан Польша Греция* Кот д’Ивуар
Албания Португалия Дания Великобритания
Аргентина Россия Индонезия Венесуэла
Белоруссия Румыния Испания Новая Зеландия
Бельгия Словакия Македония* Норвегия
Болгария Словения Россия* Панама
Бразилия США Тунис* Франция
Венгрия Таиланд ЮАР* Чили
Германия Тайвань Южная Корея*
Греция Тунис Япония*
ЕС Турция
Израиль Узбекистан
Ирландия Украина
Италия Финляндия
Казахстан Хорватия
Канада Чехия
Кения Швейцария
Кипр Швеция
Колумбия Эстония
Латвия ЮАР
Литва Югославия
Македония Южная Корея
Мексика Япония
Молдавия
  • - в зависимости от особенностей сделок

(Источник: Министерство юстиции США, 2000) .

Критика антимонопольного законодательства

По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича, «антимонопольная политика государства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится под постоянным огнем критики представителей экономической науки». Критиками антимонопольного законодательства являются такие известные экономисты, юристы и философы как М. Фридман, Ф. Хайек, А. Гринспен, А. Рэнд, Р.Коуз, Р. Борк, Р. Познер, М. Ротбард. Основными объектами критики являются:

  • экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередко приводит к уменьшению общественного благосостояния); а также
  • лежащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, что оно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его отмены, некоторые - сторонниками существенных корректировок.

Известные критики об антимонопольном законодательстве

Этико-правовая критика антимонопольного законодательства


Wikimedia Foundation . 2010 .

Противозаконными считаются действия, запрещённые официальными постановлениями или законом. Законы и официальные постановления создаются правителями, а также законодательными и судебными органами. Как правило, они записаны в сводах законов. В хорошо организованном обществе законы публикуются и доводятся до сведения широкой публики. В обществе, где отсутствует чёткий порядок (и нередко царит преступность), человеку необходимо консультироваться с юристом или проходить специальную юридическую подготовку, чтобы знать все законы. В таком обществе вам скажут: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Тем не менее каждый член общества, независимо от возраста, несёт ответственность за то, чтобы знать, что считается «противозаконным действием» в этом обществе. Можно советоваться с другими людьми или пользоваться библиотеками, чтобы найти перечень таких действий.

Противозаконное действие - это не просто неповиновение какому-то случайно отданному указанию типа «иди спать». Это деяние, за совершение которого человека могут покарать суд и государственные органы: его может пригвоздить к позорному столбу машина государственной пропаганды , его могут оштрафовать или даже посадить в тюрьму.

Совершая противозаконное действие, серьёзное или незначительное, человек делает себя уязвимым для нападок со стороны государства. И независимо от того, поймали его или нет, он становится менее защищённым.

Практически любой достойной цели можно достичь абсолютно законным путём.

Противозаконный путь опасен и является пустой тратой времени. Воображаемые «преимущества» противозаконных действий обычно оказываются фикцией.

Государство и правительство обычно действуют как бездумная машина. Эта машина работает на основе законов и устроена так, что со всей силой обрушивается на тех, кто нарушает закон. Она может стать неумолимым противником, непоколебимо борющимся с «противозаконными действиями». Правильно или неправильно то или иное действие, не имеет значения перед лицом закона. В расчёт берут лишь то, что сказано в законах.

Когда вы понимаете или обнаруживаете, что кто-то рядом с вами совершает противозаконные действия, вам следует предпринять всё возможное, чтобы убедить его не совершать их. Даже если вы сами не принимаете в этом участия, вы можете от этого пострадать. Например, бухгалтер вашей компании подделывает ведомости: из-за неприятностей, возникших в результате, компания может обанкротиться и вы потеряете работу. Подобные вещи могут очень серьёзно повлиять на ваше выживание.

Являясь членом какой-либо группы, на которую распространяется действие законов, добивайтесь, чтобы эти законы были опубликованы в ясной и чёткой форме и стали широко известными. Поддерживайте любые усилия в политической или юридической сфере, направленные на то, чтобы законы, относящиеся к вашей группе, стали более простыми, ясными и упорядоченными. Придерживайтесь принципа, гласящего, что все люди равны перед законом: во времена деспотизма аристократии провозглашение этого принципа стало одним из величайших шагов вперёд за всю историю человечества, и забывать о нём не следует.

Позаботьтесь, чтобы все люди, в том числе дети, были осведомлены о том, что законно, а что незаконно. Дайте понять (хотя бы просто нахмурившись), что вы не одобряете противозаконных действий.

Те, кто совершают такие действия, даже если это сходит им с рук, делают себя более уязвимыми перед могучей машиной государства.

Дорога к счастью не пролегает
через страх наказания
за неблаговидные поступки.

субъектов административного права.

Тема № 9: Формы реализации компетенции субъектами административного права.


  1. Понятие и виды форм деятельности субъектов административного права.

  2. Понятие, значение и виды правовых актов управления.

  3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения.

  4. Понятие заявления, предложения, жалобы и порядок их рассмотрения.

  5. Административный договор.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что исполнительно-распорядительная деятельность может выражаться в различных действиях органов исполнительной власти. Это осуществление ими управленческих функций, реализация прав и обязанностей в пределах своей компетенции, называемое формой управления. Приведите основания классификации форм управленческой деятельности: 1) по характеру и содержанию (правотворческие, правоприменительные, регулятивные и правоохранительные формы); 2) по правовым последствиям (правовые и неправовые формы); 3) по способу выражения (устные, письменные и конклюдентные). Перечислите виды правовых и неправовых форм деятельности.

Одной из разновидностей правовой формы управленческой деятельности выступают акты государственного управления. Дайте определение, назовите особенности и раскройте значение актов государственного управления. Приведите классификацию актов государственного управления: 1) по правовым свойствам, 2) по субъектам, принявшим административные акты, 3) по форме, 4) по сроку действия, 5) по правовой природе (нормативные, правоприменительные (индивидуальные) акты государственного управления и акты государственного управления общего характера). Дайте анализ иным основаниям классификации актов государственного управления.

Охарактеризуйте требования, предъявляемые к актам государственного управления: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. Назовите последствия их несоблюдения. Раскройте основания и порядок приостановления и отмены актов государственного управления.

Одним из конституционных прав граждан является право обращаться в государственные и иные организации. Определите формы обращения граждан: заявление (ходатайство), предложение (петицию) и жалобу. Дайте анализ административной и судебной жалобы. В чем заключаются особенности административной специальной жалобы? Назовите основные требования, предъявляемые к письменному обращению. Раскройте порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб. Перечислите гарантии при рассмотрении обращений граждан.

Административный договор признается многими учеными-административистами формой управленческой деятельности. Сформулируйте определение и выделите особенности административно-правового договора. Отграничьте его от правовых актов управления и от гражданско-правовых договоров. Назовите основные виды административных договоров.

Темы докладов и рефератов:


  1. Особенности порядка рассмотрения обращений военнослужащих и работников внутренних дел.

  2. Административный договор: понятие, сущность, перспективы развития.

  3. Особенности порядка подготовки и принятия правовых актов управления федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные акты:


  1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

  2. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

  3. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ

  4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ

  5. КоАП РФ от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ

  6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

  7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

  8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

  9. Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ

  10. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

  11. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763

  12. Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15 марта 2000 г. № 511

  13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009

Задания и задачи:

1. Какие из перечисленных действий и решений являются административно-правовыми формами управления:

Принятие регламента работы аппарата управления администрации;

Утверждение должностной инструкции начальника управления;

Принятие решения о выпуске областного займа;

Наложение дисциплинарного взыскания на начальника внешнеэкономического управления;

Дача устных распоряжений руководителям структурных подразделений администрации по организационным вопросам;

Подготовка распоряжений главы администрации об отпуске сотрудника организационного отдела;

Проведение приема граждан;

Регистрация поступившей корреспонденции (предложений, заявлений и жалоб граждан);

Заключение договора со строительной организацией о ремонте компьютерного зала в здании администрации области;

Заключение договора о перераспределении определенных полномочий областной администрации и городской администрации;

Выступление главы администрации на торжественном собрании, посвященном открытию нового спортивного комплекса?

2. Студент Королев, раскрывая классификацию форм деятельности исполнительной власти по характеpу вызываемых юридических последствий, сказал, что они бывают правовые и неправовые, и сразу привел примеры:

Нормативные акты: указы Президента РФ; распоряжения руководителей органов исполнительной власти; указания глав местных администраций;

Индивидуальные акты: осуществление регистрации; постановления о наложении административных и дисциплинарных взысканий; приказ о назначении на должность государственного служащего;

Смешанные акты (юридически значимые действия): подготовка нормативного акта к изданию; совещание; выдача документа об образовании;

Организационные действия: инструктирование инспекторской группы; оформление допусков на проверяемый объект; приказ о снятии с должности;

Материально-технические действия: регистрация фактов невыхода на работу; разработка рекомендаций по осуществлению контрольной деятельности; заключение трудовых договоров.

Вы согласны?

3. Верно ли, что проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство России Министерством юстиции РФ, подписываются Председателем Правительства или его заместителями, обязательно публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и вступают в силу немедленно; акты, содержащие сведения, являющиеся государственной и иной охраняемой законом тайной, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве внутренних дел РФ?

4. Пенсионный фонд РФ в 2001 г. издал инструкцию о порядке внесения платежей в этот фонд. Швейная фабрика эту инструкцию не выполнила, и пенсионный фонд применил к ней санкции. Фабрика обжаловала решение в суд, указав при этом, что вопреки Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. инструкция не была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ и не публиковалась в «Российской газете», в связи с чем она не имеет юридической силы. Фонд в ответ на этот довод утверждал, что он не является органом исполнительной власти и упомянутый Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. на него не распространяется. Кто прав?

5. Определите, с какого момента вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об Аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 28 мая 2009 г. № 281н, если указанный приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июня 2009 г. и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 30 от 27 июля 2009 г.

6. Губернатор одной из областей Российской Федерации 14 сентября 2008 г. подписал постановление «О мерах по обеспечению продовольственной безопасности области», которым вводился контроль за перемещением сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внутри области и за ее пределы, а также возлагалась обязанность на соответствующие органы исполнительной власти области по выдаче документов на право перемещения сельскохозяйственной продукции за пределы области. Прокурор этой области принес протест на указанное постановление администрации области, так как оно противоречит федеральному законодательству.

Каков порядок обеспечения законности постановления администрации области? Может ли оно быть:

А) отменено прокурором области;

Б) признано недействующим областным судом;

В) отменено главой администрации;

Г) провозглашено недействующим и утратившим юридическую силу иным государственным органом?

7. Какие из ниже перечисленных актов являются правовыми актами государственного управления? Какие из них подлежат обязательной регистрации в Минюсте?


  1. Распоряжение мэра города «О замене проездных билетов старого образца» в срок до 1-го числа следующего месяца.

  2. Приказ губернатора области «О назначении на должность министра финансов области».

  3. Письмо министра образования и науки РФ «Об отмене лицензий на право ведения образовательной деятельности».

  4. Постановление мирового суда о наложении административного штрафа.

  5. Акт ревизии, составленного инспектором отделения Пенсионного фонда РФ.

  6. приказ Минсельхоз России «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»;

  7. приказ Рослесхоза России «Об утверждении Положения о нагрудном знаке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ».

  8. приказ Федеральной таможенной службы России «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации»;

  9. приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О продолжительности ежегодных отпусков работников... органов МПР»;

  10. приказ министра обороны РФ «Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач некоторыми категориями военнослужащих».

8. Дайте сравнительную характеристику следующим правовым актам.


Критерии

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

^ Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»

Постановление Правительства РФ «О переносе выходного дня»

Приказ Министерства обороны РФ и Генеральной прокуратуры России «Об особенностях издания приказов по личному составу при перемещении военнослужащих, проходящих военную службу в органах военной прокуратуры»

Нормативный, индивидуальный, смешанный или общий?

Какой отраслью права регулируется?

Срок вступления в силу?

Где публикуется?

Кто вправе отменить?

9. Одним из главных направлений административной реформы, проводимой в современном Российском государстве, является разработка и внедрение в деятельность государственных органов административных регламентов в целях улучшения административного регулирования исполнения государственных функций.

Как показывает практика, в связи с развитием информационных систем в России происходит активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему государственного управления и повседневную деятельность органов государственной власти. Многие исследователи отстаивают необходимость активного внедрения и использования электронных административных регламентов, по которым чиновники будут взаимодействовать между собой и с гражданами в виртуальном пространстве.

Приведите примеры электронных административных регламентов. Каковы перспективы формирования института электронных административных регламентов в России?

А) обращение гражданина должно быть зарегистрировано в день его поступления;

Б) письменный ответ должен предоставляться только на письменные обращения;

В) обращения могут быть в форме предложения, заявления, ходатайства, жалобы, коллективного обращения, петиции;

Г) обращения, составленные в произвольной форме (не по предлагаемым образцам), не подлежат рассмотрению;

Д) обращение должно быть рассмотрено в 10-дневный срок, который в случае необходимости проведения дополнительной проверки может увеличиваться еще на 10 дней;

Е) гражданин, подавший обращение, должен содействовать его рассмотрению, а именно: предоставлять требующиеся информацию, документы и материалы; осуществлять курьерские функции (в случае особой необходимости); уплачивать установленные сборы за получение информации по запросу органом (должностным лицом), разрешающим обращение;

Ж) повторные обращения при отсутствии в них новых фактов не рассматриваются;

З) решение по обращению может быть обжаловано только в судебном порядке.

Проведите юридический анализ приведенных положений данного закона, подтверждая свои выводы действующими правовыми нормами. Каким образом можно «корректировать» закон субъекта РФ? Что бы вы могли предпринять в рассмотренном случае?

11. Определите особенности рассмотрения специальных жалоб. На основе конкретных правовых актов составьте таблицу, показывающую различия между порядком разрешения общей и специальной жалоб:


Параметр

Общая жалоба

^ Специальная жалоба

Субъект подачи

Предмет обжалования

Орган правомочный рассматривать жалобу

Срок подачи

Срок рассмотрения

Форма обращения (устная, письменная и др.)

Иные параметры

12. Составьте административную жалобу на неправомерные действия инспектора ГИБДД в отношении водителя личного транспортного средства за несоблюдение Правил дорожного движения.

13. Составьте судебную жалобу на неправомерные действия налогового инспектора за якобы уклонение от подачи декларации о доходах.

14. У гражданки Кодовой на остановке троллейбуса двое неизвестных вырвали сумку и скрылись на машине. Кодова обратилась в ближайший РОВД с заявлением о грабеже. Дежурный РОВД заявление принять отказался, сославшись на то, что преступление раскрыть невозможно: нет свидетелей, Кодова преступников не запомнила и т.п. Подруга Кодовой, узнав о происшествии, написала жалобу на сотрудников РОВД и подала ее в суд и в ГУВД.

Проанализируйте ситуацию.

15. На практическом занятии, посвященном проблеме административного правового договора, студент Иванов отметил, что значение административного договора уменьшается в связи с реформированием современного российского административного права, а также в связи с усилением правовых основ публичного управления (государственного управления и местного самоуправления), т. е. управленческая деятельность характеризуется в большей мере отношениями власти и подчинения. Поэтому в будущем, по мнению Иванова, едва ли возможно использовать административные договоры в административной практике.

Каково ваше мнение по рассматриваемому вопросу?

Тест:

1. Какие из перечисленных форм управленческой деятельности являются правовыми формами деятельности исполнительной власти:

А - наложение административного штрафа

Б - выдача медицинской справки

В - совещание начальников ОВД области

Г - регистрация политической партии в органах юстиции

Д - издание приказа директором завода

^ 2. Какие из перечисленных ниже действий Министерства финансов РФ можно отнести к числу правовых административно-правовых форм?

А - внесение в Правительство РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

Б - размещение в средствах массовой информации сведений о дополнительном выпуске облигаций федерального займа;

В - утверждение положения по бухгалтерскому учету;

Г - запрос информации у Федеральной налоговой службы РФ о сборе налоговых платежей за истекший месяц;

Д - участие делегации Минфина РФ во главе с министром в международном экономическом форуме в г. Давос (Швейцария);

Е - аннулирование квалификационного аттестата аудитора;

^ 3. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют правовые акты управления:

А - издаются от имени государства (муниципальных образований) и обеспечивают исполнение задач публичного характера;

Б - издаются на основе и во исполнение законодательства РФ, а также иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу;

В - носят исключительно юрисдикционный характер, т.е. направлены на разрешение споров, возникающих в сфере публичного управления;

Г - всегда выражаются в форме письменного документа, имеющего все необходимые реквизиты;

Е - устанавливают, изменяют, отменяют правовые нормы либо конкретные правоотношения.

^ 4. Определите, какие из нижеперечисленных документов и действий относятся к правовым актам управления:

А - протокол по делу об административном правонарушении;

Б - реестр должностей федеральной государственной службы;

В - приказ Министерства связи Российской Федерации об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи;

Г - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Д - постановление о назначении административного наказания;

Е - объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания;

Ж - свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;

З - сигнал постового-регулировщика об остановке транспортного средства;

И - служебный контракт с государственным гражданским служащим;

К - заверение нотариусом копии диплома о высшем образовании.

^ 5. Что из перечисленного относится к административным (правоприменительным) актам:

А – акт проверки уплаты налогов

Б – Указ Президента РФ «О присвоении почетного звания «Заслуженный юрист РФ» следователю прокуратуры г. Пензы»

В –приказ министра о назначении на должность служащего

Г – должностная инструкция

Противозаконное поведение - это такие действия человека, в результате которых совершается преступление. При этом должно быть соблюдено определенное условие. А именно: человек не только полностью осознает свои поступки, но и способен руководить ими.

Противозаконное поведение - это не только какое-либо противоправное действие, но и бездействие. Оно представляет собой отсутствие какого-либо движения, которое должно было быть выполнено.

В уголовно-правовом смысле противозаконное поведение - это преступление. Дело в том, что оба эти понятия (противоправное поведение и преступление) подразумевают аналогичные явления социальной жизни.

Отличительные признаки

В любом обществе правонарушения являются наказуемым общественно опасным явлением. Ведь незаконная деятельность причиняет вред интересам не только государства, но и его граждан. Как же определить правомерность того или иного поступка человека? Для того существуют признаки противозаконного поведения. Среди них:

1. Противоправные действия. К ним относятся те поступки, которые противоречат указанным в норме границам поведения.
2. Противоправные бездействия. Это пассивность и неисполнение должностных обязанностей (сон сторожа на посту, и т. д.).
3. Нарушение норм права, содержащего юридические запреты и обязанности.
4. Наличие причиненного вреда. Данный признак выражается во всей совокупности тех отрицательных последствий, которые повлекло за собой противозаконное поведение. Это уничтожение ценностей и благ, а также дезорганизация общественных отношений. Вред является непременным признаком любого противозаконного поведения. Причем нанесенный ущерб может быть моральным или материальным, организационным, личным или физическим. Кроме того, вред классифицируют как незначительный или значительный, невосстановимый или восстановимый, а также неизмеряемый или измеряемый. Иногда то, что подпадает под противозаконные действия, не относится к правонарушениям. Это все, что сделано в силу форс-мажорных обстоятельств, и т. д.
5. Наличие вины как субъективного момента деяния. Это умысел или неосторожность, показывающие психологическое отношение человека к своему противозаконному поведению.
6. Присутствие причинной связи. Этот признак говорит о том, что наступление вреда стало возможным только после совершенного преступления.

Классификация противозаконного поведения

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни совершено противоправное деяние, различают преступления:
- в экономике;
- в управленческой деятельности;
- в семейно-бытовой области.

Кроме того, противозаконное поведение может быть:
- направленным на достижение определенной цели;
- не ставящим перед собой какой-либо конкретной задачи.

Нарушение нормы права может иметь различную степень При этом оно признается либо преступлением, либо проступком. Отнесение совершенного деяния к тому или иному типу правонарушений зависит от того, насколько значительный вред принесло противозаконное поведение человека.

Объекты преступного деяния

Противозаконное поведение может быть направлено на ослабление государственного и общественного строя, существующей системы хозяйствования, разнообразных форм собственности. Объектом противозаконного поведения могут стать и права граждан, в том числе имущественные, личностные, трудовые, политические и др.

Совершение преступления

При характеристике противоправного поведения, прежде всего, рассматривается его общественная опасность. При этом совершенные преступления классифицируются как имеющие небольшую или среднюю тяжесть, тяжкие или особо тяжкие.

Принятые в нашей стране основные нормы права за такие противозаконные действия предусматривают применение наиболее строгих мер государственного принуждения. Весь перечень таких наказаний содержится в Уголовном кодексе России. При этом данный список является закрытым. Какие-либо изменения в перечне таких мер могут быть внесены только при уточнении и дополнении самого Уголовного кодекса.

Признать человека виновным в совершенном преступлении имеет право лишь суд. Данный орган назначает и соответствующее противозаконному поведению наказание. При этом судья руководствуется Уголовным кодексом, где содержится полный перечень всех преступных деяний. Список считается исчерпывающим и не подлежит какому-либо расширительному толкованию.

Административные правонарушения

Все те действия, которые являются незаконными, но не рассматриваются в Уголовном кодексе, являются проступками. Они не признаются общественно опасными, хотя и наносят определенный вред.

Одним из видов таких проступков являются административные. Они выражаются в действии или пассивности юридического или физического лица. При этом за данный проступок законодательством предусмотрена административная ответственность.
Такого рода деяния наносят ущерб государственному и общественному порядку, собственности, окружающей среде, правам и свободам граждан, а также установленным нормам и правилам управления. Примеров такого противозаконного поведения множество. Это и и нарушение транспортного режима, и несвоевременное предоставление налоговой декларации, и т. д.

Устанавливается законодательными актами РФ и федеральным кодексом «Об административных правонарушениях». В некоторых случаях такие деяния рассматриваются судами или арбитражными, или общей юрисдикции. Однако в основном решения по административным правонарушениям выносятся специально уполномоченными на то органами или их представителями, в числе которых находятся пожарный контроль, таможня и многие другие.

Дисциплинарный проступок

О таком противозаконном поведении можно говорить в том случае, когда работник ненадлежащим образом исполняет свои служебные, трудовые или воинские обязанности, предусмотренные нанимателем и внутренними актами предприятия.

Дисциплинарный проступок как противозаконное поведение - это прогул или опоздание на работу, нарушение требований охраны труда и т. д. В отличие от преступлений данный вид деяний не имеет исчерпывающего перечня. Также ни в одном из законодательных актов нет самого определения термина «дисциплинарный проступок».
В качестве наказания за опоздание или некачественно выполненную работу администрация предприятия может наложить на своего сотрудника одно из взысканий, которые предусматривает ТК РФ или локальные акты организации.

Гражданско-правовой проступок

Это особый вид противозаконных деяний. Рассматривает его Гражданский кодекс. Обязательства, содержащиеся в договоре и не выполненные одной из подписавших его сторон, считают деликтом. Это и есть гражданско-правовой проступок. В перечень таких действий входит также незаконное решение о заключении сделки, нарушение прав собственника и многое другое. Исчерпывающий список таких проступков, касающихся как физических, так и юридических лиц, законодательством не определен.

Какие санкции применяются за подобные проступки? Это возмещение материального, а также морального вреда, восстановление всех нарушенных прав, исполнение предусмотренных договором обязанностей, принудительное взыскание долгов и т. д.

Существует основное правило, по которому ответственность за гражданско-правовые проступки несут лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом предварительно принятые договоренности. Однако у каждого правила есть свои исключения, предусмотренные законом. Так и в случаях с гражданско-правовыми проступками. Например, возмещение вреда производится владельцем источника опасности вне зависимости от имеющейся вины причинителя ущерба. Таковой может быть полностью освобожден от ответственности, если сумеет доказать, что его поведение стало следствием непреодолимой силы и не имело умысла.

Материальные правонарушения

К таковым проступкам относятся те случаи, когда служащими или рабочими причинен ущерб своей организации, предприятию или учреждению. В этой ситуации к ним применяются санкции правовосстановительного типа. Это удержание части заработной платы, возмещение стоимости испорченной вещи и т. п.

Процессуальные правонарушения

К таким проступкам относят, например, неявку в суд, на допрос к следователю, отказ от добровольной выдачи вещественного доказательства и т. д. В качестве санкций применяется принудительный привод в соответствующий орган или к определенному должностному лицу.

Почему люди нарушают закон?

Общество принимает различные меры, направленные на то, чтобы граждане вели себя в рамках, установленных принятыми нормами и правилами. Однако, несмотря на это, большое количество людей все же совершают противозаконные поступки. Отчего же они идут на это?

В формировании противоправного поведения значительную роль играют различные общественные процессы. Сюда относят несовершенство законодательства и слабость власти, невысокий уровень жизни и социальные катаклизмы.

Мотивацией некоторых людей в совершении ими противоправных действий становится стремление любой ценой достичь успеха и получить большой доход. К тому же, если у человека нет возможности беспрепятственно пользоваться общественными благами, то легально прийти к этой цели просто невозможно.

Одной из социальных причин противозаконного поведения может стать и принятая у людей склонность к навешиванию ярлыков. В ряде случаев человек снова и снова идет на преступление в связи с действием принципа порочного круга. Первоначальное противоправное действие совершено им случайно. Далее за ним последовало наказание.

Затем человек приобрел в местах заключения опят насильственных отношений. После освобождения у него возникают трудности с социальной адаптацией. На человека вешают ярлык преступника, который, в совокупности с возникшими жизненными трудностями, толкает его на более тяжкое противоправное действие.
На формирование антисоциального поведения влияют и те условия, которые создаются в неблагополучных семьях.

Юридическое просвещение и помощь

На Первом канале российского телевидения с 1974 года выходит общественно-политическая программа «Человек и Закон». С 1996 г. ее бессменный ведущий - журналист В программе поднимаются темы борьбы с преступностью и коррупцией, рассказываются криминальные истории. В студию приглашаются политики и журналисты, представители правоохранительных органов и силовых структур.

На базе данного популярного телепроекта создан и успешно работает правовой центр с одноименным названием. ПЦ «Человек и Закон» оказывает высококвалифицированную юридическую помощь и отстаивает права своих клиентов. На сегодняшний момент здесь можно получить своевременную и грамотную поддержку при правильно составляемой правовой документации. Специалисты центра помогают своим клиентам предотвратить большое количество негативных последствий и избежать множества рисков и конфликтов. В ПЦ «Человек и Закон» обращается тот, кому понадобились юридические услуги самого высокого качества, опытные адвокаты по гражданским и уголовным делам. Квалифицированные специалисты решают проблемы клиентов в сжатые сроки и с максимальной эффективностью.

Вариант № 3432262

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ИЗДЕРЖКИ (ЗАТРАТЫ) ПРОИЗВОДСТВА

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Опытная проверка , исследовательская гипотеза , классификационная основа , научное познание , теоретическая обоснованность .

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «искусство».

1) образность

2) эмоциональность

3) фантазия

4) обоснованность

5) субъективность

6) гипотеза

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество представляет собой часть мира, обособившуюся от природы, но не потерявшую связь с ней.

2) Общество является динамичной системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

3) Революция как форма социальных изменений, как правило, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни.

4) Общество как систему характеризует обособленность, отсутствие связи элементов.

5) Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом.

Ответ:

Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

Ученые-медики про­ве­ли ряд ис­сле­до­ва­ний и нашли сред­ства борь­бы с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми здо­ро­вья людей - раз­лич­ны­ми ви­ру­са­ми и бо­лез­не­твор­ны­ми бактериями, вы­зы­ва­ю­щи­ми ин­фек­ци­он­ные заболевания. Эти сред­ства вошли в прак­ти­ку ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных болезней. Какие функ­ции науки про­ил­лю­стри­ро­ва­ны этим примером? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) мировоззренческая

2) социальная

3) познавательная

4) производительной силы

5) прогностическая

6) рекреационная

Ответ:

Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной B первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми из­дер­жек фирмы в крат­ко­сроч­ном периоде: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

Аптека № 1 города N является муниципальным унитарным предприятием. Что из приведённого в списке соответствует отличительным признакам данной формы организации предпринимательской деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в по­ряд­ке возрастания.

1) Высшим органом управления является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности фирмы, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы – правление и/или председателя.

2) Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

3) Коммерческая организация не наделена правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.

4) Предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

5) Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

6) Прибыль предприятия распределяется между его работниками в соответствии с их трудовым участием.

Ответ:

На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние пред­ло­же­ния кон­сер­ви­ро­ван­ных ово­щей на по­тре­би­тель­ском рынке: кри­вая пред­ло­же­ния пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния S в по­ло­же­ние S1 (на гра­фи­ке P - цена товара, Q - ко­ли­че­ство товара). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое изменение? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) рост числа фер­мер­ских хозяйств

2) ак­тив­ная ре­клам­ная кам­па­ния од­но­го из производителей

3) по­вы­ше­ние цен на консерванты

4) рост до­хо­дов потребителей

5) рост цен на соль, перец, уксус и дру­гие консерванты

Ответ:

Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

4) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.

5) Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке.

Ответ:

В стра­не Л. про­ве­ли со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния го­тов­но­сти мо­ло­дых людей к уча­стию в об­суж­де­нии за­ко­нов му­ни­ци­паль­но­го са­мо­управ­ле­ния и ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной молодёжной политики. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Треть ре­спон­ден­тов не хочет участ­во­вать в политике.

2) Боль­шая доля мо­ло­дых людей го­то­ва об­суж­дать за­ко­ны му­ни­ци­паль­но­го са­мо­управ­ле­ния и участ­во­вать в ак­ци­ях и мероприятиях.

3) Каж­дый пятый мо­ло­дой че­ло­век не ин­те­ре­су­ет­ся по­ли­ти­кой в силу раз­ных причин.

4) Почти рав­ные доли опро­шен­ных считают, что об­суж­де­ние за­ко­нов и уча­стие в ак­ци­ях и ме­ро­при­я­ти­ях будет для них по­лез­ным и интересным.

Ответ:

Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.

2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.

3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.

4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.

5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между вет­вя­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти в РФ и её органами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Какие из приведённых примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года».

2) Ha собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.

3) По всей стране прошли парламентские выборы.

4) По инициативе губернатора были установлены новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов.

5) Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних.

6) В городе Z учителя-математики создали свою профессиональную ассоциацию.

Ответ:

Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право обращаться в органы государственной власти

Ответ:

Найдите в спис­ке права на­ло­го­пла­тель­щи­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) получать отсрочку, рас­сроч­ку или ин­ве­сти­ци­он­ный налоговый кре­дит в по­ряд­ке и на условиях, уста­нов­лен­ных Налоговым кодексом

2) уплачивать за­кон­но установленные на­ло­ги в бюд­жет и во вне­бюд­жет­ные фонды свое­вре­мен­но и в пол­ном объёме (возникает толь­ко с мо­мен­та вступления в за­кон­ную силу нор­ма­тив­но­го акта, преду­смат­ри­ва­ю­ще­го уплату кон­крет­но определённого вида налога)

3) на со­блю­де­ние и со­хра­не­ние налоговой тайны

4) представлять на­ло­го­вым органам и их долж­ност­ным лицам по­яс­не­ния по ис­чис­ле­нию и упла­те налогов, а также по актам проведённых на­ло­го­вых проверок

5) представлять в на­ло­го­вый орган по месту учёта в уста­нов­лен­ном порядке на­ло­го­вые декларации по тем налогам, ко­то­рые они обя­за­ны уплачивать

6) присутствовать при про­ве­де­нии выездной на­ло­го­вой проверки

Ответ:

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3) паспорт гражданина РФ

4) налоговое уведомление

5) диплом о профильном образовании

6) выписку из финансово-лицевого счёта

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Правовая трак­тов­ка ______________(А) не­по­сред­ствен­но примыкает к её эти­че­ским (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко про­яв­ля­ет­ся в концепциях, при­зна­ю­щих догосударственное су­ще­ство­ва­ние _________________(Б) в форме мо­раль­ных принципов че­ло­ве­че­ско­го сообщества. В целом же нор­ма­тив­ные понятия по­ли­ти­ки - важ­ное направление её со­цио­ло­ги­че­ской трактовки. Ис­поль­зу­е­мый в них ________________(В) пред­по­ла­га­ет рассмотрение по­ли­ти­ки исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, ко­то­рые она долж­на реализовать. Ана­ли­зи­ру­е­мая под этим углом зре­ния политика пред­став­ля­ет собой деятельность, на­прав­лен­ную на до­сти­же­ние __________________(Г). Её выс­шей ____________________(Д) яв­ля­ет­ся общее благо, вклю­ча­ю­щее такие более част­ные ценности, как справедливость, мир, сво­бо­да и др., целью - слу­же­ние этому об­ще­му благу, нор­ма­ми - ___________________(Е), законы, ве­ду­щие к его достижению.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз. Вы­би­рай­те последовательно одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

Укажите три признака административного правонарушения,отмеченные в статье КоАП РФ.


Статья 2.1.

Статья 2.2.

Статья 2.3.

Статья 2.7.

Статья 2.8.

Статья 2.9.

В КоАП предусмотрены обстоятельства, при которых лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), не подлежит административной ответственности или может быть от неё освобождено. Укажите три таких обстоятельства и приведите их особенности.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Статья 2.1.

1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.2.

1. Административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без остаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учётом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.7.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

Статья 2.8.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9.

При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, полномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

(Извлечение из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП))

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие две формы вины в со­вер­ше­нии административных про­ступ­ков указаны в Кодексе? Ука­жи­те их и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из форм кон­крет­ным примером.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Статья 2.1.

1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.2.

1. Административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без остаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учётом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.7.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

Статья 2.8.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9.

При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, полномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

(Извлечение из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП))

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Важной целью наложения юридической ответственность является предотвращение правонарушений и формирование правомерного поведения граждан и правовой культуры. Укажите две любые меры юридической ответственности, предусмотренные в КоАП.

Какими способами, путями, помимо применения административно-правовых санкций, общество и государство способны повысить уровень правосознания граждан? Предложите два способа.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Статья 2.1.

1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.2.

1. Административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без остаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учётом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.7.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

Статья 2.8.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9.

При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, полномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

(Извлечение из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП))

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1 Философия: «Уверенность в су­ще­ство­ва­нии внеш­не­го мира, не­за­ви­си­мо­го от по­зна­ю­ще­го субъекта, лежит в ос­но­ве всего уче­ния о природе». (А. Эйнштейн)

С9.2 Экономика: «Бизнес может зайти в тупик, если со­сре­до­то­чит­ся не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

С9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Некоторые не­пи­са­ные за­ко­ны твёрже всех писаных». (Сенека)

С9.4 Политология: «Все люди равны в де­мо­кра­ти­че­ских государствах; они равны и в дес­по­ти­че­ских государствах: в пер­вом слу­чае - потому, что они - всё, во вто­ром - потому, что все они - ничто». (Ш. Монтескьё)

С9.5 Правоведение: «Правосудие - ос­но­ва государства». (Латинское юри­ди­че­ское изречение)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.