Водитель иностранный гражданин. Замена прав иностранным гражданам

В Россию за последние годы приехало много иностранных граждан. Многие из них уже начали процедуру оформления гражданских отношений с нашей страной. Зачастую такие граждане сталкиваются с необходимостью обмена иностранного водительского удостоверения на российское национальное. С такой же проблемой сталкиваются и наши граждане, получившие водительские права за рубежом. Если знать всю процедуру обмена иностранного ВУ на национальное российское удостоверение, то это вовсе и не станет проблемой.

После сдачи всех экзаменов и получения российского ВУ иностранные права возвращаются их обладателю.

Все сложное - просто

Зачастую нам многие вещи кажутся сложными. Но стоит разобрать все по полочкам, по действиям, и сложное становиться понятным и доступным к пониманию и выполнению.

Также и с процедурой замены иностранного водительского удостоверения на российское удостоверение.

Процедура обмена водительских прав иностранного образца на российские права одинакова как для иностранцев, так и для граждан РФ.

Время чтения: 6 минут

Большое количество иностранцев за рулем вынуждает правительство принимать ограничительные меры. С национальными правами других государств по нашим дорогам можно ездить, но нельзя работать. Замена иностранного водительского удостоверения на российское в 2019 году многим приезжим потребуется так же, как и раньше. С одной стороны, давно пора навести порядок в этой сфере, а с другой – упрощение процедуры могло бы способствовать притоку рабочей силы, быстрой адаптации мигрантов и экспатриантов к российским реалиям. В любом случае и тем и другим нужно знать порядок действий.

Возможно ли управление авто в России с иностранным ВУ

Согласно последним изменениям в ФЗ от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предприниматели и юридические лица не допускаются к управлению ТС без российского ВУ. Разумеется, исключение составляют транзитные авто. При этом в пункте 15 статьи 25 этого закона говорится, что ВУ, выданное страной, присоединившейся к Венской конвенции, признается действительным в РФ. А теперь по порядку.

Кому разрешено

Управлять авто с национальными правами своих государств иностранцы могут, как это было раньше, в пределах установленного разрешением/визой периода. Положение насчет запрета трудовой деятельности не распространяется на граждан Кыргызстана и Казахстана, а также других стран, законодательство которых определяет русский язык как официальный. В частности, Совет министров Союзного государства РФ и Беларуси постановлением No 29 от 16.06.17 уравнял белорусские и российские ВУ. Другими словами, белорусам замена прав при трудоустройстве на территории России тоже не требуется.

Работа с иностранным ВУ

Как известно, с 1 июня 2017 года действует новый закон ФЗ No 92-ФЗ (то есть внесены изменения), согласно которому водитель-иностранец не может работать в России с полученным на родине удостоверением. Теперь заниматься предпринимательством или трудовой деятельностью, связанной с управлением ТС, мигранты не имеют права.

Срок действия ВУ для получивших ПМЖ

Лица с видом на жительство в РФ работать могут только с российскими правами. Для обмена/получения таковых им дается два месяца. То есть иностранцы могут пользоваться своим ВУ не более шестидесяти суток со дня:

  • получения разрешения на РВП;
  • въезда в страну, если разрешение на ПМЖ получено ранее в консульстве.

Может ли россиянин использовать иностранное ВУ

Нет особых ограничений в использовании иностранных ВУ нашими гражданами в личных целях. Об этом говорится в п. 12 ст. 25 ФЗ N 196-ФЗ. При этом ВУ должно соответствовать нормам Венской конвенции. Если документ не удовлетворяет этим требованиям, необходим заверенный перевод. Однако работать у нас можно лишь с российскими правами.

Штраф за иностранное ВУ

За допуск к управлению ТС без российского ВУ ответственные за техническое состояние и эксплуатацию машины лица наказываются штрафом в размере 50 тыс. руб. Положение закреплено в ст.12.32.1 КоАП.

Если ВУ не соответствует нормам закона, управление ТС с таким документом расценивается как езда без прав.

Российское ВУ для иностранцев

Итак, российское ВУ является во многих случаях обязательным. Тогда возникает вопрос, можно ли иностранному гражданину получить водительские права в России.

Если иностранец не имеет даже национального ВУ, он может получить российское на общих основаниях. В этом случае потребуется обучение и сдача экзаменов. Срок действия такого удостоверения определяется датой, указанной для выезда, в разрешении на пребывание. При этом возможно продление прав, если продлевается разрешение.

Если национальное ВУ имеется и выдано государством, подписавшим Венскую конвенцию, допускается обмен документа после сдачи экзамена на высшую указанную в национальном документе категорию.

Вопрос, нужно ли менять водительские права иностранцу, получившему ВНЖ, разъясняется пунктом 12 статьи 25 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”: «Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи».

Теперь о том, можно ли с РВП получить водительские права. Разрешение на временное проживание подтверждает право пребывать в РФ и оформляется на 3 года. Российское ВУ можно получить и при таком статусе, если имеется регистрация. Срок действия ограничивается разрешенным сроком пребывания.

Теперь понятно, что поменять белорусские водительские права на российские не составит труда, ведь в рамках Союзного государства проблем не может быть по умолчанию. Минуя статус РВП, белорусам оформляют сразу вид на жительство. Значит, они должны получить ВУ в установленные законом сроки. Повторное обучение не требуется, достаточно сдать экзамены. Большинству остальных претендентов на водительские права придется пройти обучение и сдать экзамен.

Кто имеет возможность заменить

Граждане стран, присоединившихся к Венской конвенции, которые имеют национальные ВУ установленного образца, могут обменять свои документы. Все страны бывшего СНГ присоединились к указанной конвенции, поскольку на момент подписания входили в состав СССР. Другими словами, замена украинского водительского удостоверения на российское разрешена законом. Также это доступно гражданам других стран, удостоверения которых соответствуют положениям конвенции.

Какие ВУ можно обменять на российское

Итак, возможен обмен только удостоверений, отвечающих требованиям Приложения № 6 Венской конвенции о дорожном движении и прочих действующим в пределах РФ международным договорам. Кроме того, допустима замена ВУ с отличительными знаками SU (СССР), оформленных до 01.01.92 г. Таким образом, заменить, например, казахстанские права на наши – тоже не проблема.

Признаки соответствия национальных прав Венской конвенции

Во многих странах ВУ менялось несколько раз, постепенно приближаясь к европейским и мировым стандартам. Поэтому не все водительские права подходят для замены. В Приложении № 6 Венской конвенции о дорожном движении дано описание основного водительского документа и требований к нему:

  • ВУ представляет собой листок розовой бумаги/пластика формата А7 или сложенный вдвое по тому же формату листок.
  • На лицевой стороне сверху – наименование документа на национальном языке, а ниже – персональные данные владельца:
    • имя, фамилия;
    • дата и место рождения.
  • Информация о держателе дублируется латинским шрифтом.

К слову, таджикские права полностью соответствуют этим требованиям. Обязательно должны быть представлены:

  • срок действия, наименование выдавшего документ подразделения ГИБДД и фото владельца;
  • разрешенные к управлению категории ТС;
  • подпись владельца.

На обороте вносится информация об открытых и доступных категориях. Причем на полях открытых категорий должны быть отметки с датами действия. Также здесь указываются ограничения, относящиеся ко всем открытым категориям и водителю. Отображение дополнительной информации согласно внутренним правилам не запрещается.

То есть поменять узбекские права на российские можно в любое время, ведь они соответствуют нормам Венской конвенции. Задача состоит только в сборе пакета документов и сдаче экзаменов. Но так повезло далеко не всем жителям бывшего Союза. Государственные новообразования и их граждане лишены возможности простого обмена, так как их легитимность до сих пор не признана международным сообществом. Например, замена водительского удостоверения ПМР требует больше времени и сил, поскольку оно не соответствует требованиям конвенции, как пока не признано и само Приднестровье.

Как уже стало понятно, процедура обмена зависит от страны, в которой были выданы права. Если ВУ не имеет русской транскрипции, потребуется заверенный перевод. Части мигрантов придется пройти повторное обучение в российской автошколе, медкомиссию и тестирование в Госавтоинспекции.


Отвечая на вопрос, как поменять иностранные права на российские, представляем общий алгоритм действий:

  1. Обучение.
  2. Сдача тестов в школе и ГИБДД.
  3. Получение удостоверения.

Срок выдачи документа не должен превышать 7 дней после сдачи экзамена в Госавтоинспекции.

Сдается ли экзамен

Независимо от гражданства и страны, эмитировавшей права, российский закон требует сдачи следующих экзаменов:

  • Теории вождения (компьютерный класс).
  • Практики (автодром и в городских условиях).

Чтобы обменять водительское удостоверение другого государства на российское, необходимо подтвердить самую высокую категорию, открытую в ВУ. От подтверждения квалификации и медкомиссии освобождены работники консульских учреждений, посольств, уполномоченные при МИД РФ и их ближайшие родственники.

Необходимые документы

В Госавтоинспекции попросят предъявить целый пакет бумаг. Замена водительских прав для иностранных граждан предполагает предоставление:

  • Соответствующего заявления, написанного от руки или в печатной форме.
  • Паспорта с копией страниц с фото и регистрацией или другого документа, удостоверяющего личность (вид на жительство).
  • Временной регистрации (плюс копии) в ПВО.
  • Медсправки и копии (формы 003-В/у).
  • ВУ, заверенного перевода и копии.
  • Квитанции уплаты пошлины.

Вернут ли иностранное ВУ при выдаче российского

Документ, выданный иностранным государством, не может быть изъят российским органами. Поэтому, когда осуществляется обмен водительского удостоверения иностранным гражданам, документы остаются при них, а сотрудник Госавтоинспекции или многофункционального центра оставит себе копии.

Стоимость услуги

В общем, для иностранцев обходится в такую же сумму, как получение документа для россиян. Стоимость услуги зависит от расценок в автошколе и в медицинском учреждении, в котором нужно пройти медкомиссию. Экзамены в ГИБДД сдаются бесплатно, но оплата госпошлины обязательна – это дополнительно 2 тыс. рублей.

Помощь в замене водительского удостоверения иностранным гражданам оказывают как частные лица, так и компании-посредники, которые берут за свои услуги обычно 2-5 тыс. рублей.

В заключение

В конце отметим, что иностранцам обменять водительское удостоверение стало сложнее. Меньше трудностей вызывают ВУ, соответствующие Венской конвенции. Стоит учесть, что при получении ПМЖ обмен выполняется в четко установленные сроки, а стоимость услуги для иностранцев не отличается от цены получения ВУ россиянами.

Водительские права - единственный документ, наличие которого необходимо для вождения автомобиля. Данное правило действительно как России, так и на территории других государств. Случается, что у россиянина есть действующее водительское удостоверение, выданное в другом государстве. Что делать в такой ситуации: можно ли пользоваться им на территории РФ и как долго это может продолжаться? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

Существует несколько ситуаций, в которых у гражданина РФ могут оказаться водительские права, полученные за границей. И эти ситуации вполне законны и обоснованы. Итак, у россиянина может быть иностранное удостоверение, если гражданин РФ, находясь за границей, прошел курс обучения водительскому мастерству и там же получил права на управление автомобилем, а также если гражданин имеет два или более гражданства, в том числе - российское. Согласно Федеральному Закону (ФЗ) РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (ст. 25, ч. 12), управление автомобилем на территории РФ разрешено как по российским правам, так и по зарубежным.

Лица, постоянно или временно проживающие, либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

К данному разрешению есть ограничение, которое прописано в части 13 той же статьи ФЗ. Так, не разрешается управлять машиной, имея водительские права иностранного государства, если вождение авто связано с выполнением предпринимательской деятельности или работой по найму. 26 июля 2017 года к указанному ограничению была внесена поправка: ограничение не касается граждан Киргизской республики и государств, где русский язык принят в качестве государственного.

Получение российских прав при наличии иностранных

На настоящий момент нет периода, установленного на законодательном уровне, для получения водительского удостоверения российского образца. Водить автомобиль с правами иностранного государства можно сколь угодно долго. Ранее, до 04.11.2014 г., срок, в течение которого после въезда в РФ нужно было получить удостоверение российского образца, составлял 60 дней. Сейчас это правило недействительно. О правиле «60 дней» говорилось в Постановлении Правительства РФ № 1396 от 15.12.1999 г. (раздел 8, п. 48), которое утратило силу при принятии Постановления Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014 г. Как говорится: «Что не запрещено, то разрешено». А закона, регламентирующего обязательность замены иностранных прав российскими, не существует.

Если гражданин, имеющий водительские права иностранного государства, не планирует заниматься предпринимательством или работать шофером по найму, то удостоверение ему менять не обязательно. Необходимо лишь, чтобы информация на правах была продублирована на латинице. Если же дубляжа нет, то нужно сделать перевод на русский язык и заверить его нотариально (ст. 25, ч. 15 ФЗ № 196).

Предельный срок замены иностранных водительских прав на российские для работы профессиональными водителями на территории России, скорее всего, будет в очередной раз продлен. Соответствующий законопроект был подготовлен главой комитета по транспорту и первым зампредом комитета палаты по госстроительству и законодательству и внесен в парламент.

Документ предусматривает продление срока замены иностранных прав еще на год — до 1 июня 2018 года. С этого момента, если не случится очередного переноса, в силу вступит запрет на использование в качестве водителей иностранной рабочей силы с правами других государств.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что перенос обусловлен отсутствием технической возможности произвести замену прав до запланированного ранее срока — 1 июня этого года.

«В российских транспортных компаниях, осуществляющих международные перевозки, трудоустроено около 9,5 тыс. иностранных водителей, в основном граждане Республики Беларусь. Подавляющее большинство указанных транспортных компаний расположено в Смоленской (порядка 5 тыс. иностранных водителей) и Брянской областях и Московском регионе», — говорится в пояснениях к проекту закона.

Авторы заявляют, что многие транспортные компании приняли меры по замене иностранных прав своих водителей на российские, однако столкнулись с рядом проблем, которые, по их мнению, характерны для всех указанных регионов.

«Основным препятствием для сдачи экзаменов и служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях

— требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке.

По мнению главы «Гильдии автошкол» Сергея а, очередное перенесение сроков может быть опасным, поскольку по статистике именно иностранные водители чаще всего попадают в ДТП.

«В настоящее время количество ДТП с участием начинающих водителей составляет примерно 10-12%, водителей опасного пенсионного возраста — 7-8%, а вот с участием иностранных водителей — более 30%», — пояснил Лобарев.

По его словам, профессиональное сообщество в сфере автомобильного образования обеспокоено тем, что реформы по замене прав иностранных водителей длятся уже порядка четырех лет и до сих пор не привели ни к какому результату. При этом эксперт отмечает, что «Гильдия автошкол» со своей стороны готова оказывать всяческое содействие для скорейшей реализации инициативы.

«Мы готовы давать бесплатные консультация и проводить переподготовку водителей. В прошлом году московское отделение «Гильдии автошкол» уже начало заниматься этим вопросом», — сказал Лобарев.

Он также пояснил, что с момента появления требования по замене прав это сделали всего 3% иностранцев.

По мнению главы «Гильдии автошкол», перевозчики должны более активно заниматься этим вопросом, поскольку соответствующий законопроект рано или поздно все же будет принят, и водители с иностранными правами окажутся вне закона.

В то же время президент Российского транспортного союза Юрий в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что законодательство в отношении замены иностранных прав на российские содержит слишком строгие требования к водителям.

«Сейчас по закону получается так, что любой иностранный гражданин должен отучиться в российской автошколе, потом сдать три экзамена и только потом получить права. Фактически это не замена, а новое получение прав, это не совсем корректно, ведь многие водители учились в СССР по общим стандартам и имеют внушительный стаж вождения»,

— сказал Свешников, добавив, что адекватным требованием для таких водителей стало бы, например, обязательство сдать только теоретический экзамен.

Кроме того, по его мнению, существует и еще одна проблема, связанная с тем, что по нынешним правилам иностранные водители не смогут сразу получить права категории D. При этом большая часть работающих в России шоферов нуждается именно в таком водительском удостоверении.

Свешников также пояснил, что предложение о продлении предельного срока замены прав, скорее всего, примут, поскольку в противном случае это вызовет ряд проблем, о которых власти знают.

«А какие еще варианты — выстроить систему замены прав за оставшиеся два месяца? Ну, получим масштабный транспортный коллапс в таком случае. В России сегодня порядка 40% водителей — иностранцы», — подытожил эксперт.

Напомним, впервые о необходимости замены иностранных прав на российские власти заговорили в 2013 году. Тогда были внесены кардинальные поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В частности, они запрещали выпускать на линии иностранных работников без российского водительского удостоверения. За нарушение данной нормы законодательством был предусмотрен штраф в 50 тыс. руб. для организации-перевозчика.

Авторы идеи отмечали большое количество ДТП, происходивших по вине водителей-иностранцев, а финальным толчком к реализации идеи стала крупная авария с , которую в июле 2013 года на МКАД спровоцировал водитель-нелегал из Армении Грачью Артунян. В результате ДТП тогда погибли 18 человек.

Несмотря на то что фактически запрет на работу с иностранными правами должен был вступить в силу только в мае 2014 года, уже в ноябре 2013 года во многих городах России возникли серьезные транспортные проблемы: большинство водителей, испугавшись ответственности, просто не вышло на трассы.

После этого власти несколько раз откладывали предельный срок замены прав, а правила получения российского водительского удостоверения для иностранцев так и не были детально регламентированы.